Перейти к содержимому

ЧЕТЫРЕ ЯДА ДЛЯ СЕРДЦА


Recommended Posts

ЧЕТЫРЕ ЯДА ДЛЯ СЕРДЦА

Из работ Ибн Раджаба Аль-Ханбали, Ибн Аль-Кайима Аль-Джаузийа и Абу Хамида Аль-Газали

Знай, что все деяния неповиновения - яд для сердца и причиняют ему болезнь и разрушение. Они приводят к схождению с пути Аллаха, и к дальнейшему усилению и разрастанию болезни. Ибн Аль-Мубарак сказал:

Я видел дурные деяния, убивающие сердца,

А их разложение приводит к тому, что они увлекаются ими (дурными деяниями).

Отказ от дурных деяний дает жизнь сердцам,

И борьба со своей душой - лучшее для нее.

Тот, кто обеспокоен здоровьем и жизнью своего сердца, должен избавить его от воздействия этих ядов, а затем защищать его, избегая нового отравления. Если человек принимает какой-либо яд по ошибке, то он должен спешить с устранением его действия, обращаясь с раскаянием и ища прощения у Аллаха, также, совершая благие дела, которые сотрут его дурные деяния.

Под четырьмя ядами мы подразумеваем бесполезные речи, несдержанные взгляды, обжорство и пребывание в дурной компании. Из всех ядов, эти наиболее широко распространены и оказывают самое серьезное воздействие на состояние сердца.

Бесполезная речь

Передано в Аль-Муснаде, со слов Анаса, что Пророк сказал: "Вера раба не установлена прямо, пока не установлено прямо его сердце, и его сердце не установлено прямо, пока не установлен прямо его язык"[1]. Это высказывание показывает, что Пророк сделал очищение сердца - условием очищения веры, а очищение языка - условием очищения сердца.

Ат-Тирмизи передал со слов Ибн Умара: "Не говорите чрезмерно, не поминая Аллаха, потому что такая чрезмерная речь без поминания Аллаха ожесточает сердца. И дальше всех от Аллаха - человек с жестким сердцем"[2].

'Умар ибн Аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: "Человек, который говорит слишком много, - часто ошибается, а тот, кто часто ошибается, - часто грешит. Огонь властвует над часто грешащим"[3].

В хадисе, переданном со слов Му'аза, Пророк сказал: "Не сообщить ли мне вам, как управляться со всем этим?" Я (Му'аз) сказал: "Да, о посланник Аллаха". Он взялся за свой язык пальцами, а затем сказал: "Удержи это!" Я сказал: "О, пророк Аллаха! Будем ли мы отвечать за то, что мы говорим?" Он сказал: "Горе твоей матери! Разве есть что-нибудь большее, чем урожай языков, бросающих людей лицами (или он сказал: "носами") в огонь?"[4]

Под фразой "урожай языков" имеется в виду наказание за высказывание запретных вещей. Человек своими деяниями и речами сеет семена добра или зла. В День Воскрешения он пожинает плоды. Тот, кто сеял зерна добрых слов и дел, пожнет урожай почести и благословений. Тот, кто сеял зерна дурных слов и дел, пожнет только горечь и унижение.

В хадисе, переданном Абу Хурайрой, говорится: "То, что главным образом приводит людей в Огонь - есть два отверстия: рот и прикрываемые места"[5].

Абу Хурайра также передал, что посланник Аллаха сказал: "Раб говорит слова, последствия которых он не понимает, и за которые он брошен в нижние слои Огня, более отдаленные чем расстояние между востоком и западом"[6].

Подобное передано Ат-Тирмизи: "Раб говорит нечто, что он считает безопасным, за что он будет брошен в нижние слои Огня на семьдесят осеней"[7].

Укба ибн Амир сообщил: "Я сказал: "О посланник Аллаха! Что является нашим лучшим путем спасения?" Он, мир ему и благословение Аллаха, ответил: "Охраняйте ваши языки, сделайте свои дома достаточными для удовлетворения вашей частной жизни, и плачьте о своих дурных делах"[8].

Было передано со слов Сахля ибн Са'д, что Пророк сказал: "Тому, кто сохранит то, что между его челюстями и то, что между его ног, я обещаю Сад"[9].

Также было передано Абу Хурайрой, да будет доволен им Аллах, что Пророк () сказал: "Пусть тот, кто верит в Аллаха и в Последний День говорит благое или молчит"[10].

Таким образом, речь может быть благой, и тогда это похвально, или дурной, и тогда она - запретна (харам).

Пророк сказал: "Все, что говорят потомки Адама, - против них, кроме побуждения к благому и удержания от зла, и поминания Аллах, Прославляемого и Всемогущего". Это было передано Ат-Тирмизи и Ибн Маджа со слов Умм Хабибы, да будет доволен ею Аллах[11].

'Умар ибн Аль-Хаттаб посетил Абу Бакра, да будет доволен ими Аллах, и нашел его, оттягивающим свой язык пальцами. Умар сказал: "Остановись! Да помилует тебя Аллах!" Абу Бакр сказал: "Этот язык навлекает на меня опасность"[12].

Абдулла ибн Масуд сказал: "Клянусь Аллахом, помимо которого нет божества, ничто не заслуживает долгого заключения больше, чем мой язык". Он также говорил: "О язык! Говори благое и ты получишь прибыль; воздержись от высказывания злых вещей и ты будешь в безопасности; иначе ты найдешь только сожаление".

Абу Хурайра сообщил, что Ибн Аль-Аббас сказал: "Человек не будет чувствовать большую ярость или возмущение на какую-либо части своего тела в Судный День больше, чем то, что он почувствует к своему языку, если только он не использовал его для высказывания или побуждения к добру".

Аль-Хассан сказал: "Тот, кто не придерживает свой язык, не может понимать свою религию (дин)".

Наименее вредная из ошибок языка - высказывания о том, что не касается человека. Следующего хадиса Пророка достаточно, чтобы указать на вред этой ошибки: "Одно из достоинств Ислама человека - его отказ от того, что не касается его"[13].

Абу Убайда передал, что Аль-Хассан сказал: "Один из признаков оставления Аллахом раба является то, что Он делает его озабоченным тем, что его не касается".

Сахль сказал: "Тот, кто говорит о том, что его не касается, - лишен правдивости".

Как мы уже упоминали выше, это наименее вредная из ошибок языка. Есть гораздо худшие вещи, такие как злословие, сплетни, непристойная и вводящая в заблуждение речь, двуличная и лицемерная речь, похвальба, ссора, препирательства, пение, ложь, высмеивание и мошенничество. И существует много больше ошибок, которые могут совершаться языком раба, уничтожая его сердце и приводящие его к утрате счастья и удовольствия в этой жизни, и успеха и прибыли в жизни грядущей. И Аллах - Тот, у Кого мы ищем помощи.

--------------------------------------------------------------------------------

[1] Да'иф хадис, Аль-Мунзари, 3/234; и Аль-Ираки в Аль-Ихйа, 8/1539.

[2] Да'иф хадис, Ат-Тирмизи, Китаб аз-зухуд, 7/92. Хадис гариб; никто не передавал его, кроме Ибрахима ибн Абдулла ибн Хатиб. Аз-Захаби упоминает (1/43), что этот хадис является одним из гариб хадисов, приписываемых ему.

[3] Да'иф хадис, Ибн Хиббан, Аль-Байхаки и Аль-Ираки в его редакции Аль-Ихйа, 8/1541.

[4] Сахих хадис, Ат-Тирмизи, Аль-Хаким, Аз-Захаби.

[5] Сахих хадис, Ат-Тирмизи и Ахмад; также Аль-Хаким и Аз-Захаби.

[6] Аль-Бухари в Китаб ар-рикак, и Муслим в Китаб аз-зухуд.

[7] Ат-Тирмизи, Китаб аз-зухуд; он сказал, что хадис - хасан гариб.

[8] Ат-Тирмизи в Китаб аз-зухуд с немного иной формулировкой; он сказал, что хадис - хасан. Эта формулировка передана Абу На'имом в Аль-Хилийа.

[9] Аль-Бухари, Китаб ар-рикак, 11/308 и Китаб аль-худуд, 12/113.

[10] Аль-Бухари, Китаб ар-рикак, 11/308; Муслим, Китаб аль-иман, 2/18. Полностью: "Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний День говорит благое или молчит. И пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний День, будет великодушным к своему соседу. И пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний День, будет щедрым к своему гостю".

[11] Хадис - хасан и передан Ат-Тирмизи в Китаб аз-зухуд и Ибн Маджа в Китаб аль-фитан. Ат-Тирмизи классифицировал его как хасан гариб. Мы не имеем иной передачи этого хадиса, кроме как от Мухаммада ибн Йазид ибн Ханис.

[12] Хасан согласно Абу Йа'ля, Аль-Байхаки и Ас-Суйути. Муснад, 1/201; Ас-Са'ати.

[13] Сахих, Ат-Тирмизи, Китаб аз-зухуд, 6/607; Ахмад, Аль-Муснад, 1/201; Ас-Са'ати, Аль-фатх ар-раббани, 19/257; хадис № 12 в сборнике "Сорок хадисов" Ан-Навави.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...