Перейти к содержимому

125-летие Мамед Эмина Расулзаде


Black knight

Recommended Posts

Про эту дату многие забыли наверное.....

31 января 1884 год в Новханах родился великий государственный деятель Азербайджана М.Э.Расулзаде. Он был одним из основоположников АДР в 1918 году.

Настоящий позор для нашего правительство. Хотели перед БГУ поставить ему памятник в 1992 году. Но власть сменилась и все об этом забыли. Еще в добавок ликвидировали так называемый БГУ имени М.Э. Расулзаде оставив только БГУ. Минимум в этом году на государственном уровне должны отметить его юбилей. Но что-то не верится...

Я очень хочу вернуться в прошлое ... Нет, не исправить свои ошибки... Просто обнять всех тех , кого сейчас со мной нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Про эту дату многие забыли наверное.....

31 января 1884 год в Новханах родился великий государственный деятель Азербайджана М.Э.Расулзаде. Он был одним из основоположников АДР в 1918 году.

Настоящий позор для нашего правительство. Хотели перед БГУ поставить ему памятник в 1992 году. Но власть сменилась и все об этом забыли. Еще в добавок ликвидировали так называемый БГУ имени М.Э. Расулзаде оставив только БГУ. Минимум в этом году на государственном уровне должны отметить его юбилей. Но что-то не верится...

Allah rehmet elesin ureyinde galan ve onunla geden arsulzari, :lol::gizildish::gizildish::loool::loool: Inshallah yerine yetsin, ruhu sad olsun.

Mehemmded Emin her zaman Azerbaycanin gelbindedir. :mikka::lol:

У МЕНЯ В ЖИЗНИ БУДЕТ ВСЕ ОТЛИЧНО!!!У МЕНЯ ВСЕ БУДЕТ ТАК,КАК Я ХОЧУ!!)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 month later...

пухом ему земля

post-17-1195869141.gifAngels walk a darkside again post-17-1195869209.gif

Смерть, стоит того чтобы жить,А любовь стоит, того чтобы ждать

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ALLAH Rəhmət Eləsin

Az?rbaycana, ?n ?ox V?t?np?rv?rlik Hissi ??k?n, Az?ri G?zlar?d?!

Bu M?nim, ??xsi Fikrimdi!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 11 months later...

126-летие Мамед Эмина Расулзаде-

журналист, драматург, общественный и политический деятель. Основателя Азербайджанской Демократической Республики. Родился в семье священнослужителя. Учился во второй «Русско-мусульманской школе», а позже продолжил свою учебу в Бакинском техническом училище, на русском языке.

В 1902 г. создает среди учащихся «Организацию мусульманской молодежи Мусават». В 1903 г. появляется его первая статья о чистоте родного языка в газете «Шарги-Рус» («Русский Восток») – единственной в России газете, издававшейся на азербайджанском языке.

В 1904 г. он вместе с Миргасаном Мовсумовым и Мамед Гасаном Гаджинским основал мусульманскую социал-демократическую организацию «Гуммет», бывшую автономной частью РСДРП. Был главным редактором партийных газет «Гуммет», «Текямул», «Йолдаш». Также писал статьи для непартийных газет «Иршад» и «Терегги», издаваемых Ахмед-беком Агаевым. Во время революции 1905 г. активно сотрудничал с кавказскими большевиками – Сталиным, Наримановым, Азизбековым. Находился под наблюдением полиции в связи со своей революционной деятельностью.

Помимо политических работ, писал стихи и пьесы. В 1908 г. была поставлена его пьеса «Гаранлыгда ишыглар» («Огни во тьме»), завершена работа над другой пьесой – «Неожиданная беда».

В 1909 г. выехал в Персию, где участвовал в революционных событиях, был одним из создателей Демократической партии. Был редактором партийной газеты «Ирани-Ноу» (Новый Иран). В 1911 г. после подавления иранской революции был вынужден уехать в Турцию. Сотрудничал с журналом «Турк урду».

В 1913 г. после объявления амнистии по случаю 300-летия династии Романовых, вернулся в Баку. Оставил свою старую партию «Гуммет» и стал создателем новой партии «Мусават» («Равенство»), которая сочетала пантюркистские, панисламистские и социалистические идеи.

С 1915 г. возглавлял издание газеты «Ачыг Сез» («Ясное Слово») – фактически орган партии «Мусават»; выступал за войну до победного конца, за расширение прав и свобод азербайджанского народа. После Февральской революции 1917 г. участвовал в работе Кавказского мусульманского съезда, проходившего в апреле в Баку и первого Всероссийского мусульманского съезда, прошедшего в мае 1917 в Москве. По его предложению было принято постановление о необходимости федеративного устройства России.

После объединения партии «Мусават» с Тюркской партией федералистов в июне 1917 на 1-м съезде «Тюркской демократической партии „Мусават"» (26-31 октября, Баку) избран председателем ЦК. В принятой съездом программе говорилось, что формой государственного устройства России должна быть федеративная демократическая республика, основанная на принципах национально-территориальной автономии.

Возглавил Азербайджанский национальный совет, объявивший о создании Азербайджанской Демократической Республики, просуществовавшей с 1918 по 1920 г.

Является основателем Бакинского Государственного Университета (БГУ).

В 1922 г. эмигрировал из СССР, выехав через Финляндию в Турцию. Издавал газету «Ени Гафгазия» («Новый Кавказ»).

В 1952-м г. издает журнал «Азербайджан», поддерживая «холодную войну», объявленную в те годы в отношении СССР, критикует советский, коммунистический режим на радиоволнах «Голос Америки» и «Азадлыг».

Похоронен в мавзолее «Эсри».

Уходя из жизни в возрасте 71 года, произнес три раза: «Азербайджан, Азербайджан, Азербайджан».

Изменено пользователем LUXOR

"...Редкое счастливое время, когда можно думать, что хочешь, и говорить, что думаешь".

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 weeks later...

О лидере АДР вспомнили.

Притом, как ни странно, в Москве.

К великому нашему сожалению, мы крайне редко и не вполне объективно отзываемся на издающуюся у нас историческую литературу. В этой связи особенно не везет историческим персонажам. Проблема состоит, по-видимому, в том, что писать мы умеем о людях прошлого либо в сугубо положительном смысле, либо неудержимо ругательном. Если же мы чувствуем, что писать плохо или нехорошо не ко времени, то предпочитаем не говорить вовсе. Мамед Эмин Расулзаде относится к плеяде отцов-основателей современного азербайджанского государства. Хотим мы этого или нет, но это так.

Долгое время мы толком ничего о нем не знали. Но пришла пора независимости. Той самой, о которой, как выяснилось, грезил Мамед Эмин. Казалось бы, теперь мы будем иметь дело с массовым интересом исследователей, и не только исследователей, к этой еще недавно загадочной фигуре. Отнюдь. За исключением одной-двух книг собрания произведений Расулзаде, изданных благодаря энтузиазму профессора Ширмамеда Гусейнова, мы не можем похвастаться каким-либо особым продвижением в деле изучения деятельности Расулзаде. Между тем речь вовсе не идет о том, насколько значима эта фигура для нашего прошлого. Речь идет просто-напросто о его объективной оценке, без прикрас, без примитивной идеализации и без бессмысленного восторга. Попытку ответить на эти и другие вопросы предпринял один из самых больших популяризаторов и исследователей истории Азербайджанской Демократической Республики Айдын Балаев. В прошлом году на прилавках магазинов появилась его новая книга, издание которой было приурочено к 125-летию со дня рождения Расулзаде.

Не скрою, книга Балаева мне понравилась.

Но понравилась не потому, что автор, в принципе, восторженно отозвался о Расулзаде. Книга отличается цельностью подхода к проблеме. Автору совершенно ясно, зачем он взялся за решение проблемы, какие цели он ставил перед собой, что хотел доказать. Вот почему он, на мой взгляд, преуспел в решении поставленной перед собой задачи. Автор сумел ответить на многие вопросы, которые не могут не волновать наших современников.

В этой связи можно утверждать, что монография Балаева - это точка зрения автора в оценке позиции Расулзаде на вопросы, которые и сегодня сохраняют свою актуальность. В этом отношении автор проявил себя как самобытный исследователь, который продемонстрировал способность выработать собственную позицию по конкретному вопросу, не впадая в конъюнктуру, не попадая под влияние досужих дилетантов-популистов от науки. В центре внимания монографии, безусловно, находится тема формирования азербайджанской нации. В этой связи Балаев акцентировал свое внимание на соотношении понятий тюркизма и азербайджанизма. И тем самым отреагировал на ту путаницу, которая порой проявляется в публикациях наших авторов.

Балаев, на мой взгляд, совершенно прав, когда утверждает, что возникновение тюркистской идеи, ее распространение в Азербайджане и других тюркоязычных регионах России в начале XX века явились закономерным этапом на пути формирования в мусульманском мире наций. "Возникновение идей тюркизма, - пишет Балаев, - было проявлением стремления тюркских народов Российской империи выйти на тот самый путь национального прогресса и культурного развития, по которому в течение XIX века шли народы Западной Европы. Будучи этнической концепцией и проводя четкую грань между тюрками и другими мусульманскими народами, идеи тюркизма значительно ускорили процесс выделения тюркских народов Российской империи, и прежде всего азербайджанцев и татар, из общемусульманского культурного ареала".

Отдавая должное основоположникам тюркизма и прежде всего Али беку Гусейнзаде, Балаев особо подчеркивает ту огромную роль, которую сыграли идеи тюркской общности в формировании национального самосознания азербайджанцев. Сколь большим смыслом наполнены слова автора о причинах популярности тюркской идеи среди азербайджанцев уже в начале прошлого века. Он пишет: "Сам факт принадлежности азербайджанских тюрок к огромному тюркскому миру, к обширной этноязыковой общности оказывал вдохновляющее воздействие на идеологов и активистов национального движения, придавая им уверенность в своих силах и в конечном успехе национального дела". Наблюдение автора позволяет понять истоки того факта, почему часть азербайджанцев в начале прошлого века предпочитала отождествлять себя с тюрками Турции. Айдын Балаев, по существу, на страницах своей монографии вступил в острую полемику со сторонниками этой точки зрения. И в союзники себе он выбрал колоритную фигуру Мамед Эмина Расулзаде. Он уверенно отстаивает ту точку зрения, что Расулзаде, не выступая против основ тюркизма, поэтапно разрабатывал "теорию азербайджанизма, обосновывая самобытность и самостоятельность азербайджанской нации и ее право на собственную государственность".

Еще в начале века, по мнению А.Балаева, Мамед Эмин полагал, что "азербайджанские тюрки не откажутся от своего языка, литературы и обычаев". Комментируя это высказывание Расулзаде, автор монографии резюмирует: "Эти глубоко продуманные высказывания Расулзаде являются иллюстрацией того, что процесс вычленения азербайджанского самосознания из общемусульманского и общетюркского сознания приобрел необратимый характер. Безусловно, можно спорить о степени зрелости на тот момент национальной идентичности у азербайджанцев, а также о масштабах этого явления у народных масс. Но ее наличие было уже неоспоримым фактом". Столь категоричное и достаточно обоснованное заявление Балаева заслуживает особого внимания и высокой оценки. Впрочем, как и ряд других умозаключений автора. Настаивая на формировании особой азербайджанской нации, Балаев увязывает постановку этого вопроса у Расулзаде с его оценкой значения государства в развитии данного процесса. Расулзаде, как утверждает автор монографии, подчеркивал, что только национальная государственность способна обеспечить неприкосновенность национальной самобытности. В этой связи приводятся слова Расулзаде: "Нация - это национальность, продемонстрировавшая свою решимость создать государство".

Сам автор книги порой впадает в нигилизм при оценке качеств собственного народа.. Чего, например, стоит его фраза: "В нынешнем азербайджанском обществе, утратившем многие свои морально-нравственные устои и продолжающем ускоренно деградировать, люди вынуждены жить "тройным стандартом", когда думают одно, говорят другое, а делают третье". Доля правды в этом высказывании есть. Но только доля. Да, многие наши граждане на деле не признают законов гражданского общества, не считаются с нравственными принципами, характерными для цивилизованного общества, не хотят подчиняться обычным для нормального общества правилам. Это так. Причин много. Есть объективные причины, но немало причин и субъективного свойства. Но не о них речь.

Соглашаясь с автором книги об этапах формирования азербайджанской нации, нельзя не заметить, что многое в менталитете азербайджанцев связано с издержками самого процесса формирования нации, как весьма сложного процесса. Ведь азербайджанцы как качественно определенный феномен начали формироваться не так давно. И, естественно, самосознание нации не достигло к нашим дням того уровня, который мы от них требуем. Азербайджанцы как сообщество выделились сначала из общемусульманского, а затем общетюркского мира. Об этом говорит и сам А.Балаев. И с этим трудно не согласиться. Это объективная реальность. И поэтому ссылка на другие нации, боюсь, не совсем состоятельна.

Просто о наших недостатках стоило бы говорить открыто.

В книге автор совершенно верно приводит свою версию происхождения, как он выразился, "иждивенческих" настроений в азербайджанском обществе. Он пишет: "В этом вопросе не следует игнорировать и роли психологического фактора. Ведь десятилетия русского владычества привели к притуплению чувства самодостаточности и, наоборот, развитию иждивенческих настроений даже у части азербайджанской элиты, которая стремилась снять с себя всякую ответственность за судьбу страны и народа и переложить ее на чужие, более сильные плечи. При этом они искренне верили, что проблемами и бедами азербайджанского народа должны заниматься Стамбул, Москва, Лондон и вообще неизвестно кто, но только не они сами".

Айдын муаллим приводит слова Расулзаде о том, что "азербайджанский идеал, рожденный вследствие мировой войны и российской революции и делающий первые шаги на арене политической жизни, переживает невыразимо важные минуты. Дойдет ли это новорожденное дитя до совершеннолетия, займет ли место в ряду других наций или погибнет как хилый ребенок? Вот момент, когда на долю лиц, взявших в свои руки судьбу Азербайджана, выпадет самый трудный, но вместе с тем самый важный долг - не дать погибнуть новорожденному Азербайджану". Слова эти была сказаны в 1918 году. Новорожденный выжил. Более того, доказал свою способность восстановить свою государственность. Но организм нашего государства подобен компьютеру, который вобрал в себя вирусы, унаследованные от ущербности заложенных в него некогда программ. Избавиться от этих вирусов можно, но лишь признав откровенно их присутствие.

Значительную часть монографии Балаева занимает характеристика дореволюционной политической и публицистической деятельности Расулзаде. Перед лицом читателя предстает фигура растущего политика, постоянно ищущего, творчески мыслящего. Кстати, описание этого периода деятельности Расулзаде - одна из самых удачных частей монографии. Тот, кому хочется понять значение личности Расулзаде в отечественной истории, достаточно будет это сделать, лишь ознакомившись с первыми разделами книги. Но не менее значима и та часть, где автор повествует о поистине титанической работе Расулзаде по созданию республики, ее укреплению и защите. Содержащийся здесь материал значительно обогатил информацию об этом периоде, конкретной деятельности Расулзаде, уже содержащийся в книгах Дж.Гасанлы, Н. Насибли, самого А.Балаева и других авторов.

На фоне основных разделов книги несколько "бледно" выглядит заключительный раздел, в котором описывается эмигрантская часть жизни Расулзаде. Здесь и политическая его деятельность, и личная его жизнь преподносятся, на мой взгляд, поверхностно. Во всяком случае, автор не вышел за пределы уже известных фактов биографии героя повествования. Между тем этот период жизни и деятельности Расулзаде насыщен столь значимыми событиями, что о них стоило бы сказать намного больше.

Но и при всем этом монографию А.Балаева можно назвать событием в исторической науке Азербайджана. Прежде всего за ее концептуальную цельность и содержательность. Книга легко читается, написана хорошим литературным языком, и уже потому читатель получает возможность почерпнуть очень важную и ценную информацию. С отдельными выводами книги можно не согласиться. Но одна из ее ценностей состоит именно в том, что она вызывает на разговор, может служить призывом к дальнейшему обсуждению актуальных вопросов нашей истории..

Эльдар Исмайлов

Доктор исторических наук, профессор Бакинского государственного университера

Изменено пользователем LUXOR

"...Редкое счастливое время, когда можно думать, что хочешь, и говорить, что думаешь".

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 years later...

Акция оппозиции памяти Расулзаде.

2013 Январь 31 ( Четверг )  13:47:59
 

 

Сегодня в поселке Новханы у памятника Мамед Эмину Расулзаде состоялся митинг, посвященный 129-летию со дня  рождения одного из основателей Азербайджанской Народной Республики (АНР: 1918-20 гг. )

 

 В акции приняли участие свыше 200 человек – лидеров и активистов оппозиционных партий, представителей гражданского общества и
интеллигенции. 


Акция началась с исполнения государственного гимна Азербайджана.

 

Лидер ПНФА Али Керимли в своем выступлении отметил, что жизненный путь Расулзаде – это образец и объект гордости для каждого азербайджанца,любящего свою родину и желающего увидеть ее демократической и
процветающей страной.

По словам Керимли, нынешнее поколение молодежи завершит дело начатое, основателями АНР.

В свою очередь, лидер «Мусават» Иса Гамбар заявил о начале в Азербайджане нового массового народного движения, которое обязательно
завершится победой демократических сил и станет воплощением идей Расулзаде и АНР.

 

http://reklama_zapreshena/docs/2013/Politics/013100026707ru.htm#.UQrNsfKDc1I

"...Редкое счастливое время, когда можно думать, что хочешь, и говорить, что думаешь".

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

M.?.R?sulzad?nin do?um g?n?.

 

Az?rbaycan Xalq C?mhuriyy?tinin (1918-20) banil?rind?n biri M. ?. R?sulzad?nin do?um g?n? Abbas Atilay?n fotolar?nda

Yerl??dirilib:

 

31.01.2013

7AB2AC16-9845-4C7F-AAB6-0AB577F735D3_w97
1

Az?rbaycan Xalq C?mhuriyy?tinin banil?rind?n biri M. ?. R?sulzad?nin do?um g?n? Novxan?da qeyd olunub

  •  
0088A751-80F6-4977-AD03-3B5D09BFD4FC_w97
2

Az?rbaycan Xalq C?mhuriyy?tinin banil?rind?n biri M. ?. R?sulzad?nin do?um g?n? Novxan?da qeyd olunub

  •  
E8E1F70C-BBE5-45E6-B4C2-6CD37098CC90_w97
3

Az?rbaycan Xalq C?mhuriyy?tinin banil?rind?n biri M. ?. R?sulzad?nin do?um g?n? Novxan?da qeyd olunub

  •  
DDDDE58F-4387-441C-9419-0003F91A1E42_w97
4

Az?rbaycan Xalq C?mhuriyy?tinin banil?rind?n biri M. ?. R?sulzad?nin do?um g?n? Novxan?da qeyd olunub

  •  
BD2486F1-5236-4511-9AE2-5B9E43170224_w97
5

Az?rbaycan Xalq C?mhuriyy?tinin banil?rind?n biri M. ?. R?sulzad?nin do?um g?n? Novxan?da qeyd olunub

  •  
300577C6-A3F7-47DF-A6A5-C5BFE4345A66_w97
6

Az?rbaycan Xalq C?mhuriyy?tinin banil?rind?n biri M. ?. R?sulzad?nin do?um g?n? Novxan?da qeyd olunub

  •  
6774F607-2DFF-42FA-A0BD-DC8ABFA271D8_w97
7

Az?rbaycan Xalq C?mhuriyy?tinin banil?rind?n biri M. ?. R?sulzad?nin do?um g?n? Novxan?da qeyd olunub

  •  
30967F91-AF60-492C-9111-8D3C7359E93A_w97
8

Az?rbaycan Xalq C?mhuriyy?tinin banil?rind?n biri M. ?. R?sulzad?nin do?um g?n? Novxan?da qeyd olunub

  •  
E81B2F9E-37E4-4200-AE94-116A5105AB10_w97
9

Az?rbaycan Xalq C?mhuriyy?tinin banil?rind?n biri M. ?. R?sulzad?nin do?um g?n? Novxan?da qeyd olunub

  •  
AFC85376-BF61-4C8E-B2FF-8CF9EF43CD4F_w97
10

Az?rbaycan Xalq C?mhuriyy?tinin banil?rind?n biri M. ?. R?sulzad?nin do?um g?n? Novxan?da qeyd olunub

 


 
Изменено пользователем LUXOR

"...Редкое счастливое время, когда можно думать, что хочешь, и говорить, что думаешь".

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

M?h?mm?d ?min R?sulzad?nin v? do?malar?n?n ?m?r yolu, h?yat hekay?si.

Изменено пользователем LUXOR

"...Редкое счастливое время, когда можно думать, что хочешь, и говорить, что думаешь".

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Cегодня день рождения М.Э.Расулзаде.

31 января 2013 года исполнится 129 лет со дня рождения М.Э. Расулзаде, одного из самых величайших личностей не только современной азербайджанской, но и всей многовековой истории тюркского мира. С его именем связана целая эпоха в истории азербайджанских тюрков, вершиной которой, несомненно, является 28 мая 1918 года, когда была провозглашена независимость Азербайджана.Эту дату с полным основанием можно считать днем рождения современной государственности Азербайджана.

Историческая заслуга М.Э.

Расулзаде и других лидеров АДР заключается в том, что они предприняли первую на всем мусульманском Востоке попытку реализации европейской модели национальной государственности. Как известно, европейские народы прошли эту стадию исторического развития еще в XIX веке, а на Востоке миссия стать первопроходцами этого процесса выпала на долю М.Э.Расулзаде и его соратников.

 

Правда, в силу неблагоприятной геополитической обстановки в регионе руководителям Азербайджанской Демократической Республики не удалось до конца осуществить свои планы и задумки. Первая Азербайджанская Республика пала в результате интервенции большевистских войск в апреле 1920 года.

 Но оказавшись за пределами страны, М.Э. Расулзаде и его соратники по национальному движению, невзирая на трудности и лишения эмигрантской жизни, продолжили свою борьбу за азербайджанский идеал, искренне веря в возможность восстановления независимости Азербайджана. Как отмечал известный татарский деятель А. Таймас, выступая на похоронах М.Э.Расулзаде, «ради этой борьбы он пожертвовал всем – своей семьей, спокойствием, здоровьем, и, наконец, жизнью».

«Благодарностью» же за все эти жертвы стало безразличие и равнодушие егосоотечественников, борьбе за свободу которых М.Э. Расулзаде посвятил всю свою сознательную жизнь. По крайней мере, в сегодняшнем Азербайджане проблемы исследования и пропаганды политического и научного наследия Мамед Эмин бея не интересуют никого, за исключением отдельных энтузиастов, возможности которых крайне ограничены.

 

Причем,причиной подобной ситуации является не только ревнивое отношение нынешних властей Азербайджана к лидерам и основателям АДР, в том числе М.Э. Расулзаде. Ответственность за эту ситуацию наряду с официальными властями несет и та часть азербайджанского общества, именующая себя оппозицией, которая с пеной у рта при каждом удобном случае объявляет себя наследниками М.Э. Расулзаде, без зазрения совести спекулируя его именем ради своих меркантильных политических интересов. Конечно, оппозиция может оправдаться ссылками на материальные затруднения, но почему-то отсутствие средств не мешают даже второстепенным оппозиционным

функционерам в течение года совершать неоднократные вояжи в различные страны и континенты мира.

 

С другой стороны, вряд ли можно объяснить отсутствием финансовых средств тот факт, что в оппозиционных газетах Азербайджана вы не найдете не только рецензию, но даже маленькую информацию об изданных за последние годы книгах, посвященных М.Э. Расулзаде. Причина подобной ситуации заключается в том, что размещение материалов об отце-основателе АДР отрицательно отразится на тираже оппозиционных газет, нанеся серьезный удар по карману их владельцев –наших доморощенных «борцов за свободу слова».

В отличие от своих сегодняшних реактивных «наследников», М.Э. Расулзаде был креативной личностью, генератором идей, которых до него никто в мусульманском Востоке не выдвигал и не пытался реализовать. Между тем, принципиальное различие креативной личности от реактивной заключается в том, что первая пытается утвердить в обществе принципиально новые представления и систему, а вторые, движимые «жаждой мести», стремятся не к новой реальности, а лишь к «восстановлению справедливости». Другими словами,

они просто хотят встать на место тех, кого беспощадно критикуют, не в силах предложить обществу оригинальный проект его переустройства. И нечего тут удивляться тому, что общество отказывает в поддержке подобным «наследникам», резонно полагая, что они лишь стремятся менять шило на мыло. В этом смысле их по праву можно назвать наследниками А. Эльчибея, а вовсе не М.Э. Расулзаде. Ведь согласитесь, что это не одно и то же — быть последователем Иуды, или Христа.

1359612732_a1.jpg

Как тут не вспомнить известную азербайджанскую пословицу, которая гласить – «примерить на себя чужую обувь не составляет особого труда, а вот перенять чужую походку практически невозможно». То есть, назвать себя политическим наследником М. Э. Расулзаде, в нынешних азербайджанских реалиях совсем не означает стать его реальным последователем. По меньшей мере, потому, что в отличие от своих нынешних «наследников» Мамед Эмин бей свою жизнь посвятил не борьбе за власть и руководящее кресло, а свободе и независимости Азербайджана, неутомимо борясь за счастье своей страны. В буквальном смысле слова, собирая копейка к копейке он, в каждой стране, куда бы ни привели его обстоятельства, издавал газеты не прибыльные, но разносившие по миру горестную судьбу Азербайджана,

стараясь и приближая на шажок, на дюйм свободу Страны огней.

1359612801_a2.jpg

Хотя М. Э. Расулзаде мог бы использовать часть имеющихся у него средств на собственные нужды и, кстати, имел для этого полное моральное право. Но история свидетельствует о другом: в последние годы жизни Мамед Эмин бек находился в весьма бедственном положении. Как отмечает турецкий исследователь С. Шимшир, после возвращения в Турцию в 1947 году квартира, в котором проживал М.Э. Расулзаде, представляла собою жалкоезрелище. Это полуподвальное жилище, где нередко бегали крысы, нуждалось в основательном ремонте. Ни один из многочисленных зажиточных азербайджанцев, проживающих в Турции, ни само правительство этой страны

пальцем не пошевелили, чтобы создать хотя бы минимум удобств, политическому деятелю, столько сделавшему не только для Азербайджана, но и для всего тюркского мира.

1359612795_a3.jpg

Характерно, что подобная судьба была уготована не только М.Э. Расулзаде, но и всем без исключения тем немногим представителям азербайджанских тюрков, которые посвятили свою жизнь борьбе за счастье и благополучие собственного народа – от Мирза Джалила до Мухаммеда Хади, и от Али бека Гусейнзаде до Ахмед бека Агаоглу. Иначе не пришлось бы Мирзе Джалилу в

конце своей жизни сжигать в печи собственные рукописи, чтобы отапливать свою квартиру.

 

/minval.az/

"...Редкое счастливое время, когда можно думать, что хочешь, и говорить, что думаешь".

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Увидел свет IV том сочинений М.Э. Расулзаде.

1 Февраля 2013,
 

 

Накануне 129-й годовщины со дня рождения М.Э. Расулзаде вышел из печати IV том сочинений основателя Азербайджанской национальной государственности.

В новое издание вошли теоретические работы, доклады, статьи, речи и выступления М.Э. Расулзаде, охватывающие период с начала 1917 года до провозглашения независимости Азербайджана в мае 1918 года. Составителем и редактором книги, как и предыдущих трех томов сочинений М.Э. Расулзаде, является неутомимый исследователь творческого наследия основоположника идеологии азербайджанизма — Ширмамед Гусейнов.

Книга издана тиражом в 500 экз.

Изменено пользователем LUXOR

"...Редкое счастливое время, когда можно думать, что хочешь, и говорить, что думаешь".

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...