Перейти к содержимому

Израиль, и простая чистая правда


Recommended Posts

 Алик  Бахши

 

Израиль, и простая чистая правда

    

 

«Простая чистая правда редко

бывает чистой и никогда - простой»
 

Оскар Уайльд    

 

      Опыт цивилизации показывает, что все вмешательства человека в природу, оказывались ошибкой. Человеческое общество также часть природы, и хотя человек несёт в себе возможность всестороннего творчества, цивилизация развивалась по своим, независящим от человека законам. Одна историческая формация сменялась другой без осмысленного целенаправленного участия на то человека, то есть не создавалась сначала идеология общественной формации, которой затем следовало человечество. Философам и историкам оставалось лишь констатировать факт перехода от рабовладельческого строя к феодальному и далее к капитализму без предварительного теоретического обоснования неизбежного появления будущей формации.

   

     В конце 19 века кроме прочих крупных открытий в естествознании Миру были предложены две идеологии (коммунизм и сионизм), которые, хотя и не оказались ценными с точки зрения философии в отношении первой или всеобщей социальной значимости в отношении второй, но которые оставили значительный след в истории тем, что были осуществлены на практике.

    

      Одна – К. Маркса, предполагающая неизбежную смену Капитализма эпохой Коммунизма как новой общественной формации, своего рода земного рая для человечества. Попытка претворения этой идеологии в жизнь была осуществлена в России насильственным методом, потребовавшим уничтожения русской интеллигенции и деятельных хозяйственников. Эксперимент над обществом оказался не менее кровавым, чем эпоха средневекового мракобесия, продолжался 70 лет, с занесённой над Миром дубиной пролетарской революции, и окончился полным крахом. Надо заметить, изначально инициаторами эксперимента были в основном представители еврейской национальности, они же впоследствии, становясь диссидентами, и бежали из созданной ими страны «коммунистического рая».

     Не хочу детально рассматривать ошибки коммунистической идеологии, но, на мой взгляд, главной причиной её несостоятельности было то, что она предусматривала создание нового человека, некоего индивидуума коммунистического типа, исходя из нелепого предположения, что среда и условия воспитания могут изменить саму природу человека. Поэтому идеологи Коммунизма и превозносили до небес махинатора от науки академика Лысенко, отвергая генетику, обозвав её капиталистической лженаукой.

    

      Другая,  – идеология сионизма Т. Герцля, носила менее глобальный характер и заключала в себе цель создания государства для еврейского народа. Предполагалось, что евреи со всего Мира соберутся в одном месте на Земле. Невероятно и где–то даже забавно, при поиске территории для будущего еврейского государства рассматривались и Южная Америка, и Африка, и Крым, прежде чем остановились на Палестине. Правда, надо заметить, что вместо Крыма Сталин выделил для евреев землю на Дальнем Востоке, организовав там Еврейскую автономную область. Этот факт говорит о том, что идея сионизма имела место и среди лидеров Великой Октябрьской Социалистической Революции в России, большинство которых составляли евреи. С большой долей вероятности можно предположить, что если в противостоянии Сталина с Троцким (Бронштейн) верх бы взял последний, то быть Крыму еврейской республикой.

   

       В конце концов, после значительных финансовых затрат и дипломатических усилий спустя довольно большой временной промежуток, включающий две Мировые войны и Катастрофу,  идея сионизма воплотилась в жизнь решением ООН  выделить часть территории Палестины под еврейское  государство. Однако, программа сионизма не была выполнена полностью, потому что не удалось собрать всех евреев в Израиле. Евреи не пожелали покидать благополучные страны ради земли обетованной и в основном Израиль заселяли евреи из восточноевропейских стран, стран Северной Африки и Ближнего Востока, опираясь на всемерную помощь еврейских организаций, поощряющих репатриацию, если вообще в данном случае можно употребить этот  термин. Дело в  том, что евреями являются все те, кто исповедует иудаизм, но это вовсе не означает, что евреи представляют этнически единый народ. Европейские евреи отличаются от марокканских евреев не только по внешнему виду и традициям, но и менталитетом, более того, даже в Израиле Вера их не объединила, если принять во внимание, что молятся они в каждый в своих синагогах. Ну а об эфиопских евреях, и говорить не приходится. Например, хазары, перед тем как принять Ислам короткое время были иудеями, так что же разве они перестали быть хазарами. Поэтому, слово «репатриация» здесь не тождественно возвращению на Родину. Это всё равно, как если бы сказать «репатриация христиан». Ну и куда же они должны репатриироваться? Правда, в первом приближении времена Крестовых походов также можно трактовать как репатриацию европейских христиан на родину Веры в землю обетованную.

   

      Но оставим в стороне подобные рассуждения и обратимся к фактам, ибо только они отражают реальность: государство Израиль существует и оно сильно в экономическом отношении и ещё более оно сильно в военном отношении, если сравнивать с окружающими арабскими странами. Здесь надо принять во внимание весьма важное обстоятельство, что насколько силён Израиль настолько, же он и зависим от единственного, но могущественного союзника – США, союзника, без помощи которого трудно представить возможность существования еврейского государства. Дело в том, что в силу известных причин, со дня образования Израиль находится в состоянии войны с арабами и, введённое полвека назад, военное положение не отменено по сей день. Понятно, что такое маленькое государство как Израиль не может столь долго в одиночку противостоять враждебному окружению и роль Америки как союзника неоценима.

   

     Однако политика прагматична и в этой связи вполне резонный вопрос, что выигрывает Америка от дружбы с Израилем, может вызвать растерянность и недоумение. Есть ли вразумительный ответ, какие конкретно положительные дивиденды имеет Америка, находясь в военно–политическом союзе с Израилем. Порой доводы в пользу союза,  видят в том, что, дескать, Израиль является форпостом Демократии на Ближнем Востоке. Но может ли страна, не имеющая конституции, страна в которой нет разделения исполнительной и законодательной властей, страна в которой религия не отделена от государства, страна с социалистическими принципами хозяйствования, когда основные финансовые и производственные средства находятся в руках государства, и, наконец, страна, проводящая политику апартеида к части своего населения, называться демократической?  И если уж принципиально подходить к этому вопросу, то форпостом Демократии на Ближнем Востоке является не Израиль, а Турция. Причина союза Америки и Израиля лежит совершенно в другой плоскости и объясняется значительной долей участия американских евреев в финансовой и, как следствие, политической жизни страны. Именно благодаря еврейскому лобби Конгресса Соединённые штаты выделяют немалые финансовые средства из государственного бюджета в помощь Израилю, оказывая при этом военное и политическое покровительство. Для американского налогоплательщика деньги эти бесследно исчезают в Ближневосточных песках, не принося Америке никакой пользы. Более того, являясь союзником воюющего государства, Америка сама ставит себя под удар противника. Перманентная война Израиля с палестинцами перевалила через океан и трагедия 11 сентября есть результат кровавого Ближневосточного спектакля, который ставится еврейским лобби на американские деньги. Для еврейского лобби интересы Израиля важнее, чем интересы Америки. Блокируя совершенно справедливые решения Совета Безопасности ООН, осуждающие Израиль в оккупации арабских территорий, Соединённые штаты вынуждены пользоваться в политике двойными стандартами. С принятия решения расправиться с Аль–Каедой, начинается сплошная череда политических ошибок президента Буша, ибо из всего того, что было предпринято американским президентом, нет ничего заслуживающего положительной оценки.      

    

      Если бы не тесные связи с Израилем, у Америки не было бы проблем с арабами.  У Америки была и есть большая проблема с русскими. Москва, используя арабо–израильский конфликт, пыталась привлечь арабские страны на свою сторону, изменить в свою пользу стратегическую ситуацию на Ближнем Востоке, основным поставщиком нефти Западу. Да и сегодня затея задушить стратегического противника топливным голодом ещё теплится в головах кремлёвских стратегов. Кстати, здесь хочется отметить, что в случае замирения Израиля с арабами русские окончательно потеряют надежду в осуществлении этого плана. И вот вам парадокс: настоящего мира между арабами и евреями не хотят ни русские, ни еврейские правые, несмотря на обоюдную лютую ненависть. Поистине, от любви до ненависти – один шаг.

    

      На мой взгляд, основным фактором, мешающим установлению мира между Израилем и арабами, является заокеанский патриотизм американских евреев, которые, создав еврейское лобби в Конгрессе, оказывают влияние как на политику США в отношении арабо–израильского конфликта, так и на политическую жизнь в Израиле. Далёкие от реальной обстановки в Израиле, они поддерживают агрессивные намерения израильских правых в плане препятствия созданию палестинского государства и аннексии территорий соседних Сирии и Ливана. 

     Здесь важно отметить, что в своей агрессивности по отношению к арабам евреи Америки превзошли самих израильтян. За последние 10 – 15 лет  израильское общество заметно полевело, и это несмотря на то, что в него влилось почти миллион иммигрантов из СССР, которые на 99 процентов сплошь ярые противники предоставления государства палестинским арабам. Для полноты понимания необходимо учесть очень важную деталь, которая заключается в том, что, к большому сожалению, советские евреи имеют имперское мировоззрение, которое они приобрели в СССР и, отягощенные этим багажом, выехали в другие страны. Этот факт на первый взгляд кажется феноменом, но вполне объяснимым. Если наличие имперского мировоззрения у русского, как государство образующего народа (творческая находка русских националистов в области лингвистики), не вызывает возражений, то советские евреи приобрели его в результате революции и образования СССР. Дело в том, что евреи воспринимали СССР как единое целое, ибо они не были коренным народом с соответствующей территорией обитания. Кроме того, евреи стояли у истоков социалистической революции и составляли большинство  среди лидеров коммунистов. Пользуясь лозунгом «пролетарии всех стран соединяйтесь», им удалось сплотить народы империи, поверивших в «светлое будущее коммунизма». Правда среди людей, оказавшихся у власти, в основном, скажем так не русской национальности, пролетариев и близко не было! Если учесть, что в сознании русского народа, кроме имперского мировоззрения присутствует и великорусский шовинизм, на который указывал ещё столь любимый народом Сталин, то, несомненно, другим народам империи предназначалась незавидная роль младших братьев. В таких обстоятельствах советские евреи являлись настоящей цементирующей нацией Советского Союза, что не могло не сказаться на их мировоззрении, которое они сохранили, покинув рухнувшую страну.

     Интересен следующий факт; несмотря на сильные патриотические чувства и любовь к Израилю, советские евреи устремились в Америку и, как ни странно, в Германию, страну, которую в силу известных исторических событий, казалось бы, трудно предпочесть Земле обетованной. Кстати, вполне возможно, если бы не Холокост, то могло не состояться и еврейское государство на территории Палестины. Трудно обвинить людей, желающих лучшей жизни, которая у всех одна, в отсутствии патриотизма, если принять во внимание, что для большинства из них Израиль не является Родиной, ради которой стоит рисковать благополучием, а то и жизнью. Место, где зародилась Вера, не всегда совпадает с понятием Родина. Например, ещё раз вспомним хазар, принявших на короткое время иудаизм. Для них Израиль уж не коим боком не мог быть Родиной, впрочем, не стали они и арабами, приняв Ислам.  

     Чтобы перенаправить поток еврейских иммигрантов в Израиль, где жизненно необходимо изменить демографическую ситуацию, складывающуюся на перспективу не в пользу государства как еврейского, Всемирному еврейскому конгрессу удалось добиться от Америки выделения Израилю 10 миллиардов долларов для приёма репатриантов из Советского Союза и тем самым закрыть Америку. Так случилась Большая алия 90 –х годов; в Израиль приехало около миллиона евреев. Немало из них всё же перебрались впоследствии в Соединённые штаты и Канаду, не только сохраняя патриотизм, но и ещё более проявляя при этом   

агрессивные намерения в отношении палестинцев, призывая из-за океана оставшихся в Израиле к ужесточению военных действий против палестинцев. Например,  бывший русскоязычный израильский журналист, оказавшись в Нью–Йорке, буквально лезет из кожи, настоятельно убеждая израильтян не вести мирных переговоров с палестинцами и не уходить с оккупированных территорий. Да, на расстоянии всё представляется проще и смелость безмерна, особенно когда твои воинственные призывы, ведущие в никуда, должны осуществлять другие.

     

    Более полувека продолжается арабо–израильский конфликт, невольными участниками которого порой  становятся и нейтральные страны, так как счёты между евреями и арабами сводятся везде, где только это возможно, невзирая на границы и методы борьбы. Берутся заложники, похищаются самолёты, взрываются гостиницы в Буэнос–Айресе и Стамбуле, подрываются автомобили и телефонные трубки. Подобно воронке затягиваются в глубину бедствий страны, народы которых вовсе далеки от Ближневосточного конфликта. Например, афганский народ стал жертвой этого конфликта, потому что Буш в погоне за Бин–Ладеном, затеял войну с талибами, которые весьма далеки от выяснения отношений арабов с евреями. Если принять во внимание, что для пуштунов не существует границы между Афганистаном и Пакистаном, то теоретически театр военных действий может перекинуться в Пакистан. Но думается до этого дело не дойдёт, ибо у Буша нет на эту роковую ошибку времени. Дестабилизировать обстановку в ядерной державе, – весьма опасная затея.

   

    Все попытки подавить палестинское сопротивление оказываются тщетными. При этом Израилем были использованы все возможные военные акции, не применялись, разве что, только напалм и атомная бомба. Если хоть какая бы военная акция со стороны Израиля могла решить проблему, она давно бы была претворена в жизнь. В природе просто не существует такой возможности заставить палестинцев отказаться от своей свободы. Насилием проблема не решается. Более того, наблюдается угрожающая тенденция сдачи Израилем позиций как в плане политическом, так и в военном. Ведь только так можно интерпретировать уход из Газы и полный провал во Второй ливанской. Правый лагерь, убив Ицхака Рабина и безрассудно отвергнув Саудовскую мирную инициативу, приближает страну к гибели. Без мира с арабами у Израиля нет будущего, но этот мир становится всё более призрачным.

 

      На мой взгляд, ООН совершила большую ошибку, приняв решение о разделе территории Палестины на два государства, не обеспечив их разумной безопасностью и предоставив евреям и арабам самим соблюдать границу между еврейским и арабским государствами. ООН должна была предвидеть, что конфронтация неизбежна и необходимость присутствия третьей силы на линии пограничного раздела очевидна.      

      Пришло время исправить ошибку и ввести войска ООН в Израиль, разделив евреев и арабов по границе, предусмотренной когда–то известным решением. Другого реального варианта чтобы покончить с Ближневосточным конфликтом на сегодня нет. Правда есть один гипотетический выход, – это предоставить палестинцам равные права с евреями, но для того, чтобы сохранить еврейский характер государства, необходимо чтобы основная масса евреев из Америки переехала в Израиль. Кстати,  наконец, полностью осуществится цель Сионизма собрать всех евреев в одно государство. Однако вот с этого момента возникают некоторые неприятные вопросы.

      Если американские евреи переберутся в Израиль, то они потеряют своё представительство во властных структурах Соединённых штатов и Израиль наверняка лишится традиционной поддержки, которой он был обязан еврейскому лобби. Уход евреев из политической жизни Америки не может не сказаться на политической и экономической ситуации еврейского государства. Как поведут себя американские политики, освободившись от давления, которое они испытывали со стороны еврейского лобби?  С другой стороны весьма сомнительно, что евреи, оказавшись в Израиле, сохранят своё финансовое благополучие, которое они имели в Америке. Дело в том, что оно было достигнуто в среде других народов и не факт, что на Земле обетованной евреи сохранят тот же уровень достатка, который они имели в Галуте.

      Народы отличаются менталитетом: – своего рода наследственная константа, определяющая народ, его характер, поведение, визуальное отличие и даже способ существования. Например, если дать цыганам землю, сказать, обрабатывайте её,  пусть она вас кормит, стройте дома, словом живите на ней, как вы считаете нужным. На следующее утро Вы их там не найдёте. У них другой способ существования. Не будут же они сами у себя «красть коней».

    

      Однако история и судьба не терпит сослагательного толкования и всё идёт к тому, что мировое сообщество вынужденно будет ввести в Израиль международные силы, которые установят государственную границу, разделив два государства. ООН должна исправить ошибку, допущенную полвека назад.

  

     Хотелось бы надеяться, что Сионизм не постигнет судьба Коммунизма.

     

   «Судьба и история пишутся одной рукой»

                                                     Пауло Коэльо

 

   

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вверху цитата, внизу цитата. вы ставите себя в один ряд с цитируемыми? Наполеон вам не мерещится?

# Гарабаг, Зангезур, Гёйча - это Азербайджан!

# Газа, Иудея, Самария и Иерусалим - это Израиль!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

031013_125426_49516_28.jpg

 

03.10 13:05   MIGnews.com

40 лет спустя: Уроки Войны Судного Дня

Война 1973 года была военной победой Израиля: ЦАХАЛ продемонстрировал редкую возможность преодолеть шок от внезапной атаки на двух фронтах. К концу войны израильская армия оказалась в 100 км от Каира и подвергла артиллерийскому обстрелу Дамаск. Египетские генералы бросили свою окруженную армию на Синае – умирать от жажды. На Голанских высотах произошло крупнейшее танковое сражение в современной истории со времен второй мировой войны. 180 израильских танков отбили наступление пяти сирийских дивизий – 50 тысяч солдат и 1200 танков (подробнее об этом можно прочитать здесь). За победу пришлось заплатить высокую цену – 2521 израильский солдат погиб, более 7 тысяч были ранены, сотни попали в плен. Война 1973 года подчеркнула зависимость Израиля от союзной сверхдержавы. Иерусалим оставил иллюзии "самодостаточности" и осознал неизбежность тесного сотрудничества в области обороны с Америкой. Еще одним важнейшим и очень актуальным уроком был тот факт, что война началась вдали от сердца Израиля и дала ЦАХАЛу время мобилизоваться и перегруппироваться. В "границах 1967 года" блестящая контратака израильской армии, выведшая ее к порогу двух арабских столиц, была бы попросту невозможной.

Изменено пользователем .::BAKILI::.
# Гарабаг, Зангезур, Гёйча - это Азербайджан!

# Газа, Иудея, Самария и Иерусалим - это Израиль!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 months later...

Дж.Керри сказал, что Америка прекратит своё посредничество в переговорах если они не сдвинутся с мёртвой точки http://cursorinfo.co.il/news/novosti...o-konca-marta/.

Для Израиля это означает только одно - изоляция или вынужденная сменa опекуна на Россию или Китай, что и того хуже.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 9 years later...

Может ли Война Судного дня повториться сегодня?

Может ли Война Судного дня повториться сегодня?  Работники Гражданской обороны наполняют мешки с песком в Рамат-Гане во время Войны Судного дня Фото: HERMAN CHANANIA/GPO

В стране, измученной национальными травмами, есть одна, которая болезненнее всех: Война Судного дня.

 

Для израильтян старшего поколения память о тех неделях осени 1973 года, когда Израиль, казалось, находился на грани уничтожения, еще вполне жива. Вой сирен воздушной тревоги, выходящие из синагог и спешащие в свои части в разгар Йом Кипура верующие, мрачные сводки с фронта, вырытые в городских парках братские могилы, ощущение хаоса и растерянности среди военного и политического руководства Израиля, ощутимый страх перед вероятным уничтожением — все это оставило неизгладимый след в сознании нации.

 

Хотя историки расходятся во мнениях о масштабах неожиданности и о том, кто несет основную ответственность за то, что Израиль не смог к ней подготовиться, практически единодушно утверждается, что война разрушила представление об Израиле, разделяемое как израильтянами, так и наблюдателями во всем мире, как о непобедимом вундеркинде, способном легко отражать атаки своих неуклюжих соседей и расширять при этом собственные границы.

 

Хотя в конечном итоге Израилю удалось переломить ход войны и одержать военную победу, это далось ему огромной ценой. 2 656 солдат погибли, 7 251 был ранен. Неисчислимое количество израильтян, как солдат, так и гражданских, получили в результате войны неизгладимые психические и эмоциональные травмы, и многие из них носят эти психологические шрамы по сей день. Особенно сильно пострадали люди, пережившие Холокост, над которыми вновь навис призрак разрушения; некоторые из них, оставшиеся в живых из уничтоженных семей, потеряли в войне своих единственных детей, погасив мерцающее пламя преемственности.

 

Отмечая в эти выходные 50-ю годовщину войны, стоит задаться вопросом, может ли она повториться.

 

Может ли Израиль вновь столкнуться с одновременными провалами в боеготовности вооруженных сил, действиях разведки и политическом курсе правительства, настолько глубокими, что они сделают страну неспособной эффективно ответить на массированное, скоординированное нападение, ставящее под угрозу само ее существование?

 

Сегодня военное положение Израиля совершенно иное, чем тогда. Американские поставки Израилю самой современной военной техники, начавшиеся с операции Nickel Grass — беспрецедентной по своим масштабам акции по доставке Израилю более 55 тыс. тонн вооружения, включая самолеты, танки, артиллерийские орудия и боеприпасы, по воздуху и морю в разгар войны, — в сочетании с развитием в Израиле собственной мощной оборонной промышленности и созданием собственного потенциала превратили еврейское государство в одну из ведущих военных держав мира.

 

В начале этого года журнал US News & World Report признал вооруженные силы Израиля четвертыми по мощи в мире, уступающими лишь США, России и Китаю. Разведывательные возможности Израиля являются одними из самых обширных и передовых в мире, и союзники еврейского государства полагаются на него в получении информации о событиях, происходящих в далеких странах. Предполагаемое наличие у еврейского государства стратегического оружия обеспечивает ему потенциал сдерживания, не имеющий аналогов в регионе.

 

Как сказал тогдашний госсекретарь США, бывший четырехзвездный генерал Александр Хейг менее чем через десять лет после войны, «Израиль — это самый большой американский авианосец в мире, который невозможно потопить, на котором нет ни одного американского солдата, и который расположен в критически важном для американской национальной безопасности регионе».

 

Но не состояние огневой мощи и не храбрость солдат едва не проиграли Израилю войну. Неготовность, неумение правильно воспринимать разведывательную информацию, нерешительность и нежелание рисковать, а также роковое чувство гордыни и неукротимости создали обстоятельства, которые позволили соседним армиям нанести Израилю столь сокрушительный удар.

 

В этом свете текущий этап национальной жизни Израиля должен заставить всех нас задуматься.

 

Летом этого года, когда по всей стране бушевали протесты вокруг судебной реформы, тысячи резервистов ЦАХАЛа заявили о своем отказе от службы и прохождения ежегодных сборов, что стало беспрецедентным актом протеста против эрозии израильской демократии, по их мнению.

 

По мере распространения этого явления, когда военнослужащие различных родов войск публиковали письма и подписывали петиции, объявляя о своем отказе от службы, высшее руководство оборонного ведомства стало выражать все большую озабоченность тем, как это скажется на способности армии выполнять свою самую главную миссию — защищать Израиль.

 

«Если еще несколько недель назад представители ЦАХАЛа отмахивались от худших сценариев, считая их блефом, то на прошлой неделе ситуация изменилась, когда они заявили, что значительное число резервистов ЦАХАЛа действительно увольняется, — писал в конце июля военный обозреватель Jerusalem Post Йона Джереми Боб. — И эти цифры были ошеломляющими: Более 10 тыс. человек, в том числе около 1200 из ВВС и 1200 из разведки ЦАХАЛа, не говоря уже о медицинском персонале ЦАХАЛа, подразделениях спецназа и т.д.».

 

Несколько дней спустя, 31 июля, министр обороны Йоав Галант заявил в комитете Кнессета по иностранным делам и обороне, что хотя ЦАХАЛ по-прежнему боеспособен, дальнейшее распространение тенденции отказа может подорвать боеготовность армии уже осенью.

 

«ЦАХАЛ готов к выполнению своих задач... Ущерб, нанесенный боеготовности, пока определяется [как ограниченный], но существует вероятность того, что боеготовность будет подорвана в долгосрочной перспективе, — заявил Галант на закрытом заседании. — Многие компоненты устойчивости страны имеют негативную тенденцию, и ущерб устойчивости страны может привести к ущербу для национальной безопасности», — добавил он.

 

Две недели спустя военные чиновники проинформировали комитет о состоянии готовности ЦАХАЛа в свете волны отказов. Хотя это заседание также проходило за закрытыми дверями, официальные лица, как сообщается, предупредили законодателей о потенциально пагубном влиянии национальной дискуссии на вооруженные силы.

 

«Старшие офицеры ЦАХАЛа дали понять, что они глубоко обеспокоены тем, что готовность к войне резко упадет, если спор о судебной реформе продолжится», — сообщил тогда Боб.

 

Некоторые аналитики и политические деятели попытались снять озабоченность по поводу готовности армии, отметив, что для того, чтобы такое явление, как отказ, распространилось по армии и нанесло серьезный ущерб, требуется не один месяц, и что многие резервисты, присоединившиеся к протесту, заявили, что если бы Израилю угрожала реальная опасность, они бы встали на его защиту.

 

Однако такой ответ игнорирует два важных момента.

 

Во-первых, многие функции, выполняемые резервистами, о которых идет речь, особенно в военно-воздушных силах, которые в наибольшей степени пострадали от отказа, требуют интенсивной и постоянной подготовки для обеспечения их боеготовности; пропуск даже нескольких недель может существенно снизить их способность выполнять то, что от них требуется в военное время.

 

Во-вторых, отказ резервистов от службы и глубокий раскол в израильском обществе, вызванный дебатами последних месяцев, влияют на восприятие нашими противниками нашей готовности к войне и на их желание проверить ее.

 

По имеющимся данным, Иран и его союзники-террористы внимательно следят за событиями в Израиле.

 

«Было время, когда считалось, что Израиль невозможно победить, что его армия непобедима, — заявил лидер «Хезболлы» Хасан Насралла в день принятия Кнессетом закона, существенно ограничивающего возможности Верховного суда применять стандарт разумности к решениям правительства — первого законодательного элемента судебной реформы — на фоне яростных протестов по всей стране. — Сегодняшний день, в частности, является худшим днем в истории сионистского образования, как говорят некоторые из его жителей. Это то, что ставит его на путь краха, фрагментации и исчезновения, с Божьей помощью».

 

В опубликованном сегодня перед Йом Кипуром обращении к военнослужащим ЦАХАЛа начальник Генштаба Герци Галеви размышляет о 50-й годовщине войны 1973 года: «Провал разведки накануне войны — это худший провал в истории государства Израиль. Его корни — в самонадеянности, непонимании обилия разведывательной информации и пренебрежении к противнику».

 

Обращаясь к врагам Израиля, он добавил: «Наши враги должны знать, что дух солдат ЦАХАЛа и единство его рядов не уступают духу солдат, сражавшихся в Войне Судного дня, и что ЦАХАЛ, как никогда, готов к многоаренному военному конфликту, если он потребуется».

 

Как ни обнадеживающе звучали его слова, то, что Галеви счел необходимым затронуть тему духа и единства ЦАХАЛа и его готовности к войне в открытом письме, приуроченном к годовщине самой разрушительной войны в истории Израиля, должно вызывать беспокойство и заставлять нас задуматься о том, как влияют бурные национальные дискуссии на сам орган, отвечающий за оборону нашей страны.

 

Спустя 50 лет после войны мы стали старше, мудрее, более закаленными в боях и более состоявшимися как нация, чем были тогда. Мы являемся технологической сверхдержавой и экономически успешной страной, а наши вооруженные силы не имеют себе равных в мире.

 

Но, размышляя о глубокой травме, полученной в те роковые недели полвека назад, мы должны сдерживать свою гордыню. Мы сильны только извне и изнутри, и мы полагаемся на наших лидеров, которые сделают все необходимое, чтобы обеспечить нашу способность противостоять любой угрозе.

 

Наши враги знают эти основные истины. Будем надеяться, что и наши лидеры тоже.

 

Гмар хатима това!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Война Судного дня: впечатляющая победа Израиля или сокрушительное поражение?

Война Судного дня: впечатляющая победа Израиля или сокрушительное поражение?  Памятник, установленный в августе 2023 г. на Голанах к 50-летию Войны Судного дня Фото: MICHAEL GILADI/FLASH90

Израильтяне любят бить себя в грудь с упреками в собственный адрес, и нигде это не проявляется так очевидно, как в их отношении к Войне Судного дня 1973 года.

 

В последний день войны, 24 октября 1973 года, Израиль оказался на западной стороне Суэцкого канала, всего в 100 км от Каира. На севере ЦАХАЛ пересек Голанские высоты и оказался в Сирии, в 32 км от Дамаска — примерное расстояние от Иерусалима до Бейт-Шемеша.

 

Все это произошло после того, как в самый священный день еврейского года страна оказалась застигнута врасплох.

 

В Египте Октябрьскую войну (войну Рамадана) ежегодно отмечают военными парадами, концертами, спортивными мероприятиями и поездками в прославляющий ее каирский музей.

В Израиле эта дата отмечена мрачной музыкой, военными мемориалами и бесконечными дискуссиями о провале разведки, политических лидеров и военных.

Египтяне отмечают военный конфликт, в котором они потеряли тысячи солдат (считается, что от 8 000 до 20 000,) и их столица осталась незащищенной, — как великую победу. Израильтяне, чудесным образом превратившие войну из катастрофы в головокружительный успех, рассматривают ее как катастрофу.

 

Почему?

 

Легко понять точку зрения Египта. Через семь лет после унизительного поражения в Шестидневной войне, когда все их военно-воздушные силы были уничтожены еще на земле, они пробили непобедимость Израиля, застали его врасплох и переправились на восточную сторону Суэцкого канала, восстановив арабскую гордость.

Но почему Израиль, добившийся неоспоримой военной победы, выдержавший первоначальные атаки, проникнувший глубоко на территорию противника, убедивший арабские государства, что они не смогут одержать победу над ним в обычной войне, до сих пор рассматривает Войну Судного дня как явную катастрофу?

 

Историк, бывший посол в США Майкл Орен объясняет: «Мы судим о войне не по ее итогам, а по ее началу».

 

И начало было полной катастрофой.

 

Орен отметил, что, когда он посещал американские военные академии в качестве посла, больше всего изучалась израильско-арабская война, по иронии судьбы не молниеносная победа в Шестидневной войне, а перелом на поле боя во время Войны Судного дня. То, что Израиль смог импровизировать и менять тактику, привело к громкой военной победе. Однако не это проникло в душу израильтян, их коллективную психику и осталось там с тех пор, а травма.

 

Почему? Все просто: из-за жертв. Потери были велики. За 18 дней боев Израиль потерял 2688 солдат (0,08% своего населения).

 

Уди Лебель, исследователь военно-гражданских отношений в Школе коммуникаций Бар-Иланского университета, сказал, что кампания на Синайском полуострове стала отличной отправной точкой для того, чтобы понять, как катастрофа раскрывает израильское общество: «Сотни людей были убиты, Израиль был вынужден отступить. Однако никто не вышел на улицы и не потребовал свержения правительства Бен-Гуриона-Переса, которое согласилось превратить Израиль в аутсорсинговую организацию для Франции и Британии, чтобы попытаться повлиять на Насера». Вместо этого, по его словам, израильтяне были воодушевлены победой и мало обращали внимания на жертвы и дипломатическое значение того, что произошло.

 

Перенесемся на 17 лет вперед. «Израильтяне почти не обратили внимания на победу в Войне Судного дня, сосредоточившись почти исключительно на потерях, — говорит Лебель, написавший эссе о семьях, потерявших близких во время той войны, вошедшие в недавно выпущенный сборник статей о войне «В'терад га-Арец» («И земля задрожала»). — На этот раз акцент на жертвах, в отличие от 1956 года или даже Шестидневной войны, когда страна отказалась позволить скорбящим вторгнуться в послевоенную эйфорию, объясняется тем, что некоторым ключевым сообществам нужен был рассказ о национальной травме, чтобы продвигать свои планы».

 

Например, новые израильские левые, представленные организацией «Шалом Ахшав», возникли после войны и «питались» ее травмами и ценой. Их главный аргумент заключался в том, что войну (и все ее жертвы) можно было бы предотвратить, если бы премьер-министр Голда Меир положительно отреагировала на мирные предложения Анвара Садата и была готова уйти с Синая и заключить мир с Египтом. Урок войны: территориальные уступки предотвратят войну и ее неизбежные жертвы.

Такое мышление, порожденное травмой той войны, превратило партию «Авода» из очень воинственной (более правой, по словам Лебеля, чем многие сегодняшние правые) в новую левую партию европейского образца, что привело к Соглашениям Осло.

 

Война Судного дня породила также и новых правых, и поселенческое движение Гуш-Эмуним. «Урок войны для новых правых: если бы тогдашние лидеры прислушивались к своим здоровым сионистским инстинктам, как в прошлом, тогда они могли бы приказать начать “превентивное нападение”, призвать резервы, мобилизовать нацию и не бояться того, что скажут США, Европа и ООН». Если бы это было сделано, утверждали правые, жертв войны можно было бы избежать. Следовательно, правые для продвижения своей повестки тоже были заинтересованы в увековечении войны как громкого поражения.

 

Еще одно сообщество, извлекающее выгоду из восприятия поражения и травмы, — лоббисты, выступающие за увеличение расходов на оборону и разведку. Всякий раз, когда речь идет о бюджете ЦАХАЛа, отмечает Лебель, упоминается Война Судного дня и необходимость использования самых современных технологий для сбора разведывательной информации, чтобы предотвратить повторение тех событий.

 

Активировалось гражданское общество Израиля. Средства массовой информации, ранее лояльно настроенные к правительству или военным, стали гораздо более критичными. НКО, которых до войны было мало, приобрели известность, поскольку люди стремились добиться перемен через гражданское общество. Все это в немалой степени было обусловлено внезапным падением веры страны в институты, которым она полностью доверяла ранее: армию и правительство.

 

Возможно, самое значительное влияние травм той войны: целое поколение израильских политических лидеров стало опасаться решения о вступлении в войну. Теперь они знают, что страна не сможет выдержать слишком большие потери и что о любой войне будут судить не только по тому, как она обернется на поле боя, но и по тому, сколько жизней она унесет.

После Войны Судного дня и тем более после войны в Ливане девять лет спустя политики усвоили, что любая война приведет к следующему сценарию: жертвы, протесты и комиссии по расследованию, приводящие к отстранению от должности тех, кто ушел сражаться. Все операции теперь должны быть быстрыми, ограниченными и технологичными: страна не потерпит жертв.

Премьер-министр Биньямин Нетаньяху не участвовал в Войне Судного дня, отметил Орен, «но он является ее продуктом. Он очень не склонен к риску, войне и конфликтам».

 

Для лауреата Нобелевской премии Исраэля Аумана такая точка зрения представляется ошибочной. В статье 2020 года в «Макор Ришон», посвященной 47-й годовщине войны и озаглавленной «Настоящая трагедия войны Судного дня в том, как мы на нее смотрим», Ауман написал, что войне удалось подорвать уверенность Израиля в себе не из-за египетских сил, но из-за того, что война была воспринята как провал.

«Хотя изменить общественное мнение, формировавшееся годами, кажется невыполнимой задачей, мы должны его исправить, — написал он. — Ради павших, ради нашей национальной устойчивости, ради будущего. Пришло время публично заявить: мы выиграли Войну Судного дня. Большое время».

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Победный провал: как началась и к чему привела Война Судного дня

Победный провал: как началась и к чему привела Война Судного дня
 Война началась для Израиля неожиданно и ему пришлось отступать, но уже через три недели израильские танки оказались в 100 км от Каира и 40 км от Дамаска Фото: AP

50 лет назад началась одна из самых ожесточенных арабо-израильских войн. В израильской историографии ее называют войной Судного дня, в арабской — Октябрьской войной. Арабы, несмотря на поражение, считают те события поводом для гордости. Для победителей-израильтян же война стала тяжелой национальной травмой. Они до сих пор продолжают рефлексировать на этот счет, соизмеряя происходившее полвека назад с нынешними событиями. В частности, с расколом общества в связи с судебной реформой в Израиле. Среди ее противников есть немало ветеранов войны 1973 года, которые митингуют под лозунгом «Провал 73 – 23».

Неожиданное нападение

На этой неделе в Израиле отметили 50 лет с начала войны Судного дня. По европейскому календарю это 6 октября, но по еврейскому календарю в нынешнем году дата попала на 24–25 сентября.

В 3:50 6 октября 1973 года, в день поста Йом-Кипур (Судный день) — самый священный для евреев день в году, когда жизнь в стране замирает,— телефонный звонок разбудил премьер-министра Израиля Голду Меир. Звонил ее военный секретарь Исраэль Лиор, который сообщил о срочном уведомлении от главы службы внешней разведки «Моссад» Цви Замира, который отправился в Лондон для встречи с высокопоставленным источником. Позднее стало известно, что это был Ашраф Марван — зять на тот момент уже покойного президента Египта Гамаля Абдель Насера, в отношении которого до сих пор идут споры, был ли он двойным агентом или нет.

Цви Замир сообщил, что Египет и Сирия планируют нанести совместный удар по Израилю. Через несколько часов в канцелярию премьер-министра пришла телеграмма с полным отчетом главы «Моссада». Она начиналась с пугающей фразы: «Египетская армия и сирийская армия собираются начать атаку на Израиль в субботу, 6.10.73, ранним вечером». Далее последовала весьма подробная информация о военных планах двух армий. Армия обороны Израиля начала лихорадочно готовиться к атаке противника, в частности началась мобилизация в танковых войсках. Но удар был нанесен раньше, чем ожидалось, в два часа дня.

В этот момент значительная часть населения находилась в синагогах. Представители армии заходили в молельные дома и называли коды подразделений, где началась срочная мобилизация. Один за другим люди вставали и выходили из синагоги. Коды подразделений звучали и по радио, хотя обычно в Йом-Кипур в израильском эфире хранится молчание.

Израиль подвергся нападению сразу с двух сторон: Египта — с юга и Сирии — с севера. К армиям этих двух стран также присоединились иракские и иорданские военные.

Для Израиля война стала неожиданностью. Спецслужбы хотя и знали о передислокации арабских сил и не единожды получали предупреждения о возможной военной операции, но неправильно интерпретировали происходящее. Одна из проблем — конкуренция между «Моссадом» и военной разведкой. Впрочем, закрывало глаза на ситуацию и политическое руководство страны. После окончания военных действий под давлением общественности была создана государственная комиссия по расследованию просчетов руководства накануне и в начале войны. Ее возглавил бывший председатель Верховного суда Шимон Агранат. Комиссия сочла главными виновными начальника Генштаба Давида Элазара, руководителя военной разведки Эли Зеиру и командующего южным военным округом Шмуэля Гонена, которого зачастую называли его первой фамилией Городиш. Однако спустя годы, после изучения мемуаров, интервью и рассекреченных документов, можно прийти к выводу, что комиссия Аграната судила о событиях пристрастно — в частности, в пользу премьер-министра Голды Меир, министра обороны Моше Даяна и членов их кабинета, но против профессиональных военных. Так, к примеру, Голда Меир за неделю до войны встречалась с королем Иордании Хусейном, который предупредил ее, что сирийские войска «заняли позиции в подготовке к броску». 3 октября она провела встречу, на которой присутствовали министр обороны Моше Даян, глава МИДа Игаль Алон и высшее военное командование страны. Они пришли к единому мнению, что непосредственной угрозы войны с арабами не существует. Кроме того, они были убеждены в непобедимости израильской армии.

 

KMO_096855_33683_1_t249_221637.jpg
Министр обороны Израиля Моше Даян — герой Шестидневный войны и спорная фигура войны Судного дня. На фото он находится на месте размежевания египетских и израильских сил в районе Суэцкого канала после прекращения огня

После Шестидневной (Июньской) войны 1967 года Израиль пребывал в эйфории. Считалось, что арабские армии не смогут быстро восстановиться после учиненного им разгрома. Тогда в результате превентивного удара Израиль в четыре раза увеличил свою территорию. Были оккупированы Западный берег реки Иордан (в израильской терминологии — Иудея и Самария), сектор Газа, Синайский полуостров и Голанские высоты. Страна находилась на экономическом подъеме и готовилась к очередным парламентским выборам. Правящая партия «Авода» была уверена в своей победе. «Мир установлен на берегах Суэцкого канала, в Синайской пустыне, в секторе Газа, на Западном берегу, в Иудее, Самарии и на Голанских высотах. Границы безопасны. Мосты открыты. Иерусалим объединен. Строятся новые поселения, и наша политическая ситуация стабильна. Все это — результат сбалансированной, смелой и дальновидной политики»,— гласили предвыборные лозунги «Аводы».

Совсем другая атмосфера царила среди арабов. Поражение в Июньской войне впервые подорвало их веру в идеи арабского национализма и арабского единства. Именно тогда был дан первый сильный импульс к активизации политического ислама, в том числе его экстремистских проявлений. События 1967 года стали переломными и для светской части арабского общества, особенно в среде творческой интеллигенции. Война принесла отрезвление от лозунгов, разочарование в лидерах и ощущение катастрофы. Особенно это было заметно в Египте. Анвар Садат, ставший президентом этой страны уже после Июньской войны, решил переломить ситуацию. С самого начала он говорил о реванше и добился своего, блестяще подготовившись к войне со всех точек зрения — военной, разведки и дипломатии, создав в том числе иллюзию возможности переговоров с Израилем о мире под давлением США.

Кроме того, несмотря на разворот к США и изгнание в 1972 году советской группировки, Каир все же сохранил контакты с Москвой. Да и советской военной техники у него к началу боевых действий в любом случае уже было накоплено немало. Еще больший военный потенциал был у Сирии.

 

Общая численность египетских и сирийских вооруженных сил составляла приблизительно 750 тыс. человек — втрое больше, чем численность израильских вооруженных сил после полной мобилизации.

Кроме того, у ВВС Египта было 550 самолетов, у сирийцев — 310, а у израильтян — 480. У арабов было также танковое превосходство: 2 тыс. советских танков новейшей модели у египтян плюс 1,2 тыс. у сирийцев. В танковых войсках Израиля имелось 1,7 тыс. машин, многие из которых были устаревшими моделями.

В итоге в первые сутки боевых действий египетская армия перешла на другую сторону Суэцкого канала, а сирийцы провели успешную атаку на Голанских высотах, откуда могли обстреливать территорию Израиля. И если на юге до основных израильских городов египтянам нужно было еще преодолеть Синайский полуостров, то на севере страны ситуация была критичной. Еще немного, и сирийские танки могли оказаться в израильских населенных пунктах. Устоять израильтяне смогли очень высокой ценой, но все же уже через несколько суток после начала войны им удалось пойти в контрнаступление. В итоге израильские танки оказались в 100 км от Каира и в 40 км от Дамаска. Пригороды сирийской столицы оказались под прицелом. Именно тогда стороны согласились на прекращение огня.

Боевые действия продолжались почти три недели. За это время погибли более 2,6 тыс. израильских военных. Несколько сотен человек были взяты в плен. Данные об арабских потерях разнятся — от 8,8 тыс. до примерно 18 тыс. военных и гражданских.

 

KMO_157030_06229_1_t249_151001.jpg
Госсекретарь США Генри Киссенджер убедил президента Никсона поставить оружие Израилю в ускоренном режиме

 

От войны к миру

Прекращение огня было достигнуто при посредничестве СССР и США. Обе великие державы активно снабжали арабов и израильтян оружием и попутно вели противостояние друг с другом, конкурируя за влияние в регионе. Москва, обеспечивавшая Каир и Дамаск вооружением еще до войны, продолжила это делать и после начала боевых действий. В период 9–22 октября в Египет и Сирию в среднем прилетало по 30 самолетов с советской техникой в день. Видя ситуацию на фронтах, а также наблюдая активность Москвы, США на третий день войны открыли воздушный мост, обеспечивающий Израиль вооружением, в первую очередь самолетами. Это произошло по настоянию госсекретаря США Генри Киссинджера. Как он сказал в опубликованном накануне 50-летия войны интервью израильской газете «Маарив», США не могли допустить, чтобы арабы продемонстрировали свое превосходство с помощью советского оружия. «Мы придавали большое значение риску, что советское оружие будет восприниматься на международной арене как более качественное в связи с успехами египетской армии»,— сказал он. США потребовалось три дня, чтобы собрать необходимое Израилю вооружение. С тех пор американская поддержка Израиля не прерывалась.

Параллельно США и СССР вели переговоры насчет возможностей прекращения огня. Генри Киссинджер прилетал в Москву. Обе стороны убеждали Каир остановиться. При этом с самого начала боевых действий звучали предложения, чтобы все остались на территориях, занятых к моменту заключения соглашения о прекращении огня. В первые дни войны это никак не устраивало Израиль. Египет же мог оказаться в более выгодных условиях, но Анвар Садат предпочел воевать, в итоге потеряв достигнутое. Еще более несгибаемым был Дамаск. Согласно некоторым иностранным источникам, сирийцы остановились только после того, как получили предупреждение: если они пересекут Иордан, израильская армия нанесет ядерный удар по Дамаску. По слухам, посредником в этом деликатном деле выступил Евгений Примаков, занимавший тогда пост заместителя директора Института мировой экономики и международных отношений. Известно, что между 1971 и 1977 годами он несколько раз конфиденциально приезжал в Израиль с «неофициальной миссией» и встречался с представителями израильского руководства в Вене. После Шестидневной войны Голда Меир пыталась наладить контакты с Москвой. В свою очередь, руководство СССР хотело через Евгения Примакова прощупать возможность арабо-израильских переговоров, но из этого в итоге ничего не вышло.

Тем не менее условием прекращения огня в 1973 году, согласованного совместно США и СССР, стало начало прямых переговоров между арабскими государствами и Израилем. Правда, на осуществление этого ушли десятилетия.

Мирные переговоры с Сирией, которые активно шли в 1990-х, закончились безрезультатно. А вот Египет пошел на мир с Израилем практически сразу после Октябрьской войны. Это стало возможным в том числе благодаря реваншу, который Каир получил в начале боевых действий — унижение 1967 года было если не забыто, то смыто кровью. Спустя несколько лет в результате мирных переговоров с Израилем Египет вернул под свой контроль Синайский полуостров.

Смешанные чувства

KMO_096855_33658_1_t249_150952.jpg
Голда Меир признала свою ответственность за неготовность к войне и в 1974 ушла в отставку

Неудивительно, что до сих пор египтяне отмечают 6 октября — день начала Октябрьской войны — как день величайшей победы. И если материалы, посвященные 1967 году, в арабской и египетской прессе полны болезненной рефлексии, то 1973 год расценивается как момент триумфа, к которому хотелось бы возвращаться вновь и вновь. И речь здесь не сколько о ситуации на поле боя, сколько об атмосфере. Если в 1967 году рухнул миф об арабском единстве, то в 1973-м возникло ощущение, что это все-таки возможно. Арабские страны солидарно с Дамаском и Каиром заявили, что не будут поставлять нефть США и другим западным странам, поддержавшим Израиль. В результате мировые цены на нефть подскочили в четыре раза. Бойкот длился до марта 1974 года. Единодушие и национальный подъем царили и в Египте. Так, несколько лет назад в материале египетской газеты «Аль-Яум ас-Сабия», посвященном одной из годовщин войны, местные политологи и политики подчеркивали, что египетская нация сплотилась ради того, чтобы вернуть утерянное в предыдущей войне достоинство.

 

«Единство всегда делает то, чего не делает разделение, даже перед лицом величайшей силы на земле. После войны наступает мир. Успех Египта открыл перед ним горизонты для мирных переговоров о возвращении земель»,— это уже цитата с египетского сайта «Шбабек», специализирующегося на проблемах воспитания молодежи. Текст — краткое пособие для учителей, ведущих уроки на тему Октябрьской войны.

 

KMO_096855_33685_1_t249_222527.jpg
Голда Меир посещает раненых в госпитале

 

Но иллюзия единства длилась недолго. После того как в 1977 году Анвар Садат первым из арабских лидеров посетил Израиль, а спустя два года подписал с ним мирное соглашение, Египет был исключен из Лиги арабских государств на десять лет. 6 октября 1981 года во время парада, посвященного годовщине войны, Анвар Садат был убит исламистами. С тех пор и Египет, и арабский мир в целом пережили многое. Особенно непростыми были последние годы — арабская весна, смена режимов, вмешательства в дела друг друга, очередные межарабские бойкоты. Но все же идея о возможности переговоров и мира с Израилем была внесена в повестку дня, и это стало возможно в том числе в результате войны 1973 года.

Сегодня все больше арабских стран нормализуют отношения с Израилем.

KMO_096855_33672_1_t249_185249.jpg
Президент Египта Анвар Садат был убит 6 октября 1981 года во время парада, посвященного очередной годовщине Октябрьской войны

После войны 1973 года и визита в Иерусалим Анвара Садата о неизбежности мира задумались и в Израиле. Начинают возникать организации, выступающие за переговоры с арабскими странами и возвращение оккупированных территорий. Но все же для израильтян война 1973 года в первую очередь не про мир. Это серьезная национальная травма. Израильтяне вновь и вновь ищут ошибки, переживают провал политического и военного руководства. Тогда под гнетом ответственности и на фоне беспрецедентной на тот момент волны протестов правительство Голды Меир ушло в отставку, но облегчения обществу это не принесло.

 

Война 1973 года стала историей про то, как в одночасье можно потерять страну. И это особенно актуально сейчас, когда израильское общество оказалось расколото из-за судебной реформы, продвигаемой правительством. Впрочем, дело не только в реформе. В Израиле все чаще говорят о том, что страна находится на грани гражданской войны. В обществе нет единства ни по одному вопросу, в том числе в том, что казалось раньше незыблемым.

Весьма показательная история произошла как раз на Йом-Кипур, в день 50-летнего юбилея войны. В Тель-Авиве начались стычки во время молитвы на открытом воздухе.

Одни настаивали на разделении общественного пространства для мужчин и женщин (согласно иудейской традиции, но вопреки запрету суда на этот шаг), другие пришли с лозунгами против навязывания религиозных догм. Раньше Йом-Кипур был одним из дней, вокруг которого складывался национальный консенсус.

После этого, выступая на государственной церемонии, посвященной юбилею войны, президент Израиля Ицхак Герцог осудил «раскол, поляризацию, бесконечный спор». Он назвал это «реальной опасностью» для израильского общества и безопасности страны и призвал «остановиться здесь и сейчас». «Враги Израиля неоднократно говорили об этом. Они называют наш внутренний кризис первым этапом дезинтеграции Израиля. И хотя они совершенно неправы, мы должны опомниться, понизить тон, прислушаться, протянуть руку помощи и положить конец внутреннему кризису, в котором мы находимся»,— подчеркнул он.

В то же время премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху напомнил, что в 1973 году израильская общественность, «светские и религиозные, левые и правые, евреи и неевреи доказали, что у них было больше общего, чем того, что их разделяло». Правда, именно его правительство многие в Израиле обвиняют в том, что оно создало в стране атмосферу вражды и ненависти. И весьма характерны слова премьера в социальной сети X (бывшая Twitter), когда он обвинил «левых протестующих» в том, что они «взбунтовались против евреев во время молитвы». А за неделю до этого Биньямин Нетаньяху также обвинил тех, кто выступает против юридической реформы в сговоре с врагами Израиля. Правда, лидер оппозиции Яир Лапид также добавил масла в огонь, заявив сразу после событий в Тель-Авиве:

«Религиозные экстремисты пытаются принести войну и к нам домой».

Все эти слова не приносят успокоения обществу. И совсем неслучайно сегодня среди протестных организаций в стране — объединение ветеранов войны Судного дня, так же как и объединение родственников павших солдат. «Провал 73 – 23» — один из популярных лозунгов в Израиле, намек на непрофессионализм правительства тогда и сейчас. Слова «Не напрасно!», «Он пал ради демократического государства», «От памяти к протесту» постоянно появляются на плакатах в ходе проходящих в эти дни церемоний памяти павших и в целом во время протестов против юридической реформы, которые не прекращаются в стране с начала января. В то же время бригадный генерал запаса и один из героев войны Судного дня Авигдор Кахалани с первых дней протеста критиковал попытки увязать события 1973 года с тем, что происходит сейчас, а также выступал против решений резервистов не появляться на сборах в знак протеста против реформы. Более того, он называл это попыткой военного переворота.

 

KMO_096855_33684_1_t249_221703.jpg
Египетские солдаты после прорыва ими линии Бар Лева в районе Суэцкого канала в первую неделю войны

 

На таком фоне израильтяне раз за разом возвращаются к событиям полувековой давности, опасаясь, что внутренний раскол помешает противостоять все еще существующей внешней угрозе. Они вновь боятся потерять и страну, и себя.

КоммерсантЪ

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...