Перейти к содержимому

Локомотив уходит в будущее


Globus

Recommended Posts

Получив от Киева пощечину перед самым саммитом в Вильнюсе, Брюссель вдруг снова надевает оранжевые шарфики и заявляет о согласии руководства Украины к переговорам по евроинтеграции. Руководство Молдовы и Грузии, фактически подписав в Вильнюсе приговор дальнейшей судьбе своего собственного населения, умывает руки. Соединенные Штаты уже неприкрыто вмешиваются во внутренние дела государств постсоветского пространства. Наблюдается парадокс: несмотря на глубочайшие кризисные явления в собственной экономике, Запад излучает оптимизм и продолжает политику движения под откос. Что же делает Россия?

 

А Россия – работает. Методично, поступательно, стратегически глубоко работает. Вместе с ней работают и государства, развивающие свою национальную экономику в рамках Таможенного союза, готовясь при этом трансформировать дальнейшие взаимоотношения в союз Евразийский.

 

Об этом говорилось на общественном форуме «Евразийская экономическая интеграция: достижения и проблемы», прошедшем в Казани.

 

До 1 января 2015 года в России, Белоруссии и Казахстане собираются ратифицировать и подписать договор о создании Евразийского экономического союза. При этом Евразийская экономическая комиссия и Евразийский суд превращаются в легитимные и по сути важнейшие органы новой международной организации. А Армения и Кыргызстан, которые, по словам вице-спикера Госдумы РФ Сергея Нарышкина,  последовательно идут по пути присоединения к Таможенному Союзу и Евразийскому экономическому пространству, в скором будущем могут стать полноправными членами создающегося Евразийского экономического союза.

 

Вот мнение Сергея Маркова, директора Института стратегических исследований:

 

«У стран, которые составляют основу Евразийского союза, общее прошлое, во многом похожая политическая культура, и есть тесное экономическое взаимодействие. В этом плане торгово-экономическое сотрудничество будет только нарастать, поскольку создание союза будет способствовать снятию бюрократических барьеров и ограничений. Примером этому служат экономические показатели Таможенного союза. Потенциал и перспективы общего рынка Евразийского союза положительно скажутся на развитии высокотехнологичных производств. Больший рынок автоматически дает рост инвестиций».

 

В отличие от тенденций западноевропейской экономики, Россия и ее спутники демонстрируют пусть не огромный, но стабильный рост. Это видно из результатов анализа макроэкономической обстановки, проведенных экспертами. Более того – на основе имеющихся данных у контуров будущего Евразийского союза есть достаточно солидные предпосылки для более уверенного развития. Это означает, что потенциал Евразийского союза не исчерпывается содружеством уже формирующих его государств – в нем есть место и для новых участников.

 

Судите сами. В 2014 и 2015 годах экономический консенсус-прогноз для государств, осуществляющих взаимовыгодное сотрудничество в рамках Таможенного союза, достигает 3,5 % и 4,1 % соответственно. И это – не смотря на замедление роста в российской экономике (о чем эксперты, собственно, и не скрывают своего мнения). Даже ожидаемое замедление темпов роста ВВП в Армении (будем объективны) не способно отменить синергетический эффект, достигаемый как в действующем, так и в формирующемся экономическом сообществе государств постсоветского пространства.

 

Справедливости ради следует упомянуть и о прогнозе для некоторых иных республик Центральной Азии – Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане. В общих чертах он не выглядит оптимистичным, рост ВВП здесь зависит от изменений в макроэкономической структуре бюджета, по причине которых наблюдается перекос в сторону снижения государственных доходов. И это несмотря на то, что традиционно рост  национальной экономики в Узбекистане и Таджикистане в немалой степени зависит от поступлений извне в виде денежных переводов из России – как известно, гастарбайтеры ежегодно шлют своим семьям миллиарды долларов, и доля этих переводов растет. Похожая картина наблюдается и в соседних центральноазиатских государствах – таких как Кыргызстан. Разница лишь в том, что некий «подвешенный» статус, при ранее озвученных намерениях закрепиться в содружестве Таможенного, а, возможно, затем и Евразийского союза, пока не позволяет Кыргызстану в полной мере ощутить на практике все преимущества, получаемые в результате окончательно сформированной геополитической позиции. Иными словами, пока Бишкек одной рукой голосует за содружество в рамках Евразийского союза, другой рукой пытается продлить «многовекторную» политику, что, в конечном счете, чревато лишь потерей полезного времени.

 

Почему именно так? Ответ дает Игорь Шестаков, политолог, главный редактор аналитического сайта «Регион.kg»:

 

«Сегодня перед Центральной Азией стоят довольно сложные задачи по стабилизации экономических процессов и обеспечению безопасности. К тому же, большинство стран уже в ближайшем будущем ожидает смена властных элит. Вряд ли государства Центральной Азии заинтересованы в том, чтобы эти процессы протекали по сценариям «Арабской весны».

 

Для государств региона Россия по-прежнему играет роль основного гаранта общественно-политической стабильности. Однако внешняя стратегия России должна быть направлена на геополитическое позиционирование государства на постсоветском пространстве как интегратора №1. Механизмом для такого продвижения является идея Владимира Путина по созданию Евразийского союза, который может стать новой российской доктриной по политическому и экономическому присутствию на постсоветском пространстве и «подушкой безопасности» для центральноазиатских республик. Евразийский союз может стать надежной гарантией светского пути развития стран Центральной Азии, учитывая угрозы со стороны религиозно–радикальных сил».

 

Разумную альтернативу так называемой многовекторной политики демонстрирует Казахстан, хотя и с ним у России тоже существует круг геополитических вопросов, требующих скорейшего определения. Но поскольку Казахстан является одним из ключевых звеньев в структуре Таможенного союза, его перспективы в качестве одного из столпов Евразийского союза представляются более чем определенными. Что, заметим, не может не беспокоить сегодня геополитических оппонентов Москвы.

 

Впрочем, и статистика, и логика сегодня – на стороне России: кроме оранжевых шарфиков, ни Брюссель, ни Вашингтон ничего реально предложить не могут. В США на днях окончательно разорился и обанкротился символ «Великой автомобильной державы» – город Детройт. У Европы – свои проблемы: воинствующий Париж отправляет войска в Африку – скорее всего, на свежеотпечатанные и ничем не обеспеченные американские доллары, поскольку эмиссионный центр в Берлине вряд ли согласился бы на подобные действия, ведь огромные экономические ресурсы идут на исправление кризиса в Греции, Испании, Португалии, Италии и других странах Европы, чей внешний долг растет из квартала в квартал. На фоне Украины, вынужденной откровенно торговаться с Брюсселем, еще глубже увязая в долгах благодаря политике Международного валютного фонда, макроэкономическая обстановка в государствах Таможенного союза выглядит гораздо более уверенной.

 

Согласно мнению руководителя Центра исследований проблем стран ближнего зарубежья Тамары Гузенковой, контур и реальных, и потенциальных членов Евразийского союза в самое последнее время изменился: «…Армения выразила желание вступить в Таможенный союз. Процесс этот, конечно, не очень быстрый, но Таможенный союз работает как открытая система и может включать в себя новых членов. Поэтому начало 2015 года – это вполне реальная задача, на которую соответствующие люди, структуры и политические силы работают уже давно».

 

Смысл в том, что у государств, не определившихся с выбором, налицо важная проблема: у интеграции с Евросоюзом есть весомая альтернатива в виде союза Евразийского, но времени для окончательного определения остается все меньше. Армения – один из последних примеров того, как следует поступать в очевидных глобальных обстоятельствах. Сегодня, конечно, подконтрольные прозападные СМИ прилагают неимоверные усилия по осуждению тех государств, которые намерены сделать выбор в пользу политического и экономического сотрудничества со странами Таможенного союза. Но это лишь доказывает правоту выбора народов, стремящихся к уверенному развитию в дне завтрашнем.

 

  Взаимовыгодное сотрудничество в рамках формирующегося Евразийского союза обещает реальные выгоды в виде роста доходов населения, увеличения темпов роста ВВП, бюджетного профицита и сокращения размеров внешнего долга. Разумеется, никто не обещает красивых результатов в ближайшее время – впереди очень много работы.

 

В общем, таково и мнение экспертов. Тамара Гузенкова, к примеру, определяет цели и задачи будущего геополитического содружества следующим образом: «…Общий парламент, общая валюта, единый образовательный стандарт, единые стандарты соцобеспечения и охраны здоровья - это все вопросы и перспективы более отдаленного будущего. Я глубоко убеждена в том, что никакая интеграционная структура не может быть полноценной долгое время, если она базируется только и исключительно на экономических составляющих, если не будет общих ценностей и общих высоких стандартов, которые распространяются гораздо дальше, чем только на торгово-экономические отношения. Но сейчас на очереди стоит задача отработки именно общих экономических правил, тарифов и других условий сотрудничества, задача формирования так называемых четырех свободных пространств: передвижения товаров, капиталов, рабочей силы и услуг. Вот это сейчас приоритет...».

 

Валерий Бондаренко, политолог из Белоруссии, считает, что перспективы формирования Евразийского Союза через взаимно согласованные процессы интеграции России, Белоруссии и Казахстана не совсем чётко осознаются сегодня руководством Евросоюза. Хотя, в общем-то, свое «стратегическое» отношение к нему высказала еще в бытность Госсекретарем США Хилари Клинтон, пообещав всячески препятствовать развитию данной структуры. И сегодня уже всем видны намерения Брюсселя не отходить от данной стратегии. Вот почему, несмотря даже на провал своей политики в отношении Украины, Брюссель не оставляет попыток вернуть лакомый кусок в зону своих геополитических и экономических интересов.

В силу всего выше перечисленного остается лишь констатировать очевидные вещи. Идея образования, развития и уверенного существования Евразийского союза имеет под собой реальные и весьма перспективные причины, в основе которых – мирное и динамичное развитие государств в эпоху запутавшейся в бесконечных взаимных долгах и конфликтах англосаксонской модели миропорядка. Разумеется, апологеты данной модели будут всячески препятствовать Евразийскому союзу. Однако, как свидетельствует История, объективно обусловленные процессы рано или поздно берут верх. Весь вопрос сегодня заключается в том, кто еще успеет попасть на подножку уходящего поезда – локомотив устремлен в будущее, и ждать более никого не намерен…

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...