Перейти к содержимому

НКО – кто же вас приручил?


Recommended Posts

Когда в 2005 году в Кыргызстане произошла революция, многие задавались вопросом, как удалось в столь короткие сроки мобилизовать для революционного движения такое значительное число людей. Утверждение о том, что вся революция была спонтанной – были опровергнуты в ходе второй революции 2010 года, во время которой все те же организации отработали более слаженно и эффективно. Ведь мы все помним организацию подвоза питания к протестующим как в регионах, так и в столице, а также мгновенно организованный для противодействия мародёрам народные дружины.

После обеих революций созданные во время них организации не только не были расформированы, но и обзавелись всеми формальными признаками. Согласно законодательству любое общественное движение некоммерческой направленности (некоммерческими организациями называются организации, которые не ставят перед собой задачи по получения прибыли). Финансируются такие организации из добровольных пожертвований и с помощью грантов от государства и международных организаций.

Удивительно, но в Кыргызстане некоммерческие организации по закону могут участвовать в политических процессах. В 2016 году в Кыргызстане в Едином государственном реестре юридических лиц значилось более 14 тысяч НКО. По неофициальным данным их более 20 тысяч, так как существуют различные организационно-правовые формы регистрации таких организаций и достоверно разделить НКО от прочих организации – никто не удосужился.

Когда весной прошлого года, в Жогорку Кенеш в очередной раз возник вопрос принятия закона о «некоммерческих организациях», то бывший глава Минюста, а ныне – депутат Жогорку Кенеш Алмамбет Шыкмаматов обозначил, что законопроект опасен, так как может привести к гонениям на правозащитников. К тому же, само Министерство юстиции выступило против принятия законопроекта по причине отсутствия средств для проведения проверки организации и контроля их отчетности.

В тоже время, возвращаясь к вопросу о революциях и причинах их вызвавших, мы вспоминаем, что главной причиной нестабильности в Кыргызстане являлась коррупция на высшем уровне. На этом фоне особенно интересно почему государство, провозгласившее официальный курс на борьбу с коррупцией и отмыванием денег, не хочет или не может контролировать такой огромный сектор финансирования происходящих в стране процессов –  как НКО. Государство, которое не обеспечивает порядок внутри самого себя, рано или поздно обречено на исчезновение.

Сами представители НКО на многочисленных общественных обсуждениях закона весной прошлого года были в целом едины в своем мнении: «Мы не хотим носить позорный ярлык иностранных агентов, мы работаем для простых жителей Кыргызстана».

Если же постараться разобраться в самом законе об НКО, то его основной идеей является тот момент, при котором организация, получающая деньги из-за рубежа (будь то гранты, либо добровольные пожертвования) просто не должна этого скрывать. Сейчас дело обстоит так, что НКО как любое другое юридическое лицо лишь подает общую декларацию о доходах, что не позволяет в достаточной мере провести мониторинг расходования средств в данном НКО. Это в свою очередь дает возможность, во-первых, при недобросовестном использовании средств способствовать коррупции, а во-вторых, при наличии умысла, – финансировать террористические организации. А так как контроля со стороны государства за НКО нет, то и доказать этого во многих случаях невозможно. Статус же иностранного агента у того или иного НКО позволит не только видеть все заинтересованные в тех или иных действиях стороны (ведь если НКО официально получит деньги от правительства той или иной страны, то и в рамках развития событий эта организация будет выступать в интересах этой страны, согласно соглашению о финансировании).

Основным противником принятия закона об НКО в Кыргызстане являются даже не сами отечественные НКО, а их доноры из-за рубежа, ведь принятие этого закона усложнит работу разве что бухгалтерии организации, но никак не повлияет на основную ее деятельность. В то же время иностранные доноры будут вынуждены «выйти на свет» и нести совокупную ответственность за деятельность организаций, которые они финансируют.

Только одно НКО «Бир дуйно Кыргызстан» за последние три года получило финансирование более чем на 500 тысяч долларов. Но никому неизвестно какую работу выполнила эта организация. Если бы эта организация работала над решением таких проблем как строительство детских садов, то на эту сумму можно было построить 5 детсадов в среднем на 100 детей, где можно было бы воспитать за 3 года 1,5 тысячи детей. Или же, если бы организация помогала больным детям, то она могла бы вылечить 50 больных ребят. Вместо этого «Бир дуйно Кыргызстан» более известен в деятельности по поддержке правозащитника Азимжана Аскарова, осужденного пожизненно. А в марте 2015 года в Оше был задержан гражданин США Умар Фарух 1984 года рождения. При нем были обнаружены материалы религиозно-экстремистского характера, а также копии административно-процессуальных материалов в отношении участников июньских событий 2010 года. Было установлено, что все это он взял у адвокатов «БДК».

Возможно, власти Кыргызстана боятся проявить политическую волю к принятию закона об НКО, так как эти НКО финансируются намного лучше, и контролируют намного больше самой официальной власти. Но, давно известно, что кто платит – тот и заказывает музыку.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...