Перейти к содержимому

Перспективное дело, немного о экономике...


Recommended Posts

В 2018 году Россия председательствует в Евразийском экономическом союзе. В связи с этим президент РФ Владимир Путин пригласил страны-члены СНГ стать наблюдателями в ЕАЭС. Такими наблюдателями могут стать Таджикистан, Узбекистан и Азербайджан.

«Состояние удовлетворительно, но…»

 

Полтора года назад, говоря о перспективах вступления Азербайджана в ЕАЭС, президент Ильхам Алиев заявил, что Баку вполне удовлетворяет его состояние - и экономическое, и политическое.

 

«Другое дело, что мир меняется. Появляются новые угрозы, новые вызовы, мы видим, как «всё горит», создаются новые очаги дестабилизации, новые потенциальные источники рисков. В этих условиях, конечно же, от тесного взаимодействия с традиционными партнёрами очень много зависит. Сегодня формат нашего экономического сотрудничества со странами-членами ЕврАзЭс, да и политического, он достаточно прочен. Для того, чтобы идти по пути интеграции, конечно, нужна мотивация», - говорил азербайджанский лидер.

 

ЕАЭС не просто экономический интеграционный проект, он также направлен на укрепление безопасности границ и противостояние новым угрозам. Интеграция может стать ключом к решению таких проблем как продовольственная безопасность, рыночные вопросы, инвестиции в соседние, дружественные государства. При этом государства СНГ помогает объединять общая история.

 

Два года назад на полях Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров не исключил, что Азербайджан может стать членом Евразийского экономического союза, однако ситуацию осложняет недружественный характер армяно-азербайджанских отношений. С другой стороны, экономические факторы делают подобное сближение Баку с ЕАЭС вполне возможным.

 

Азербайджан ведёт политику диверсификации своей экономики в связи с нестабильными ценами на энергетических рынках, которые приносят государству значительную долю доходов. Успешное многовекторное развитие Азербайджана столкнулось с рядом препятствий, преодолеть которые можно с помощью тесного взаимодействия с геоэкономическими объединениями и экономическими интеграционными проектами.

 

Турция, поддерживающая тесные связи с Азербайджаном, также недавно выразила желание сотрудничать с Евразийским экономическим союзом. Если Анкара сблизится с ЕАЭС, можно ожидать подобных шагов и от Баку. Плюс ко всему, такое взаимодействие поспособствует развитию евразийской интеграции на Востоке. ЕАЭС инициировал переговоры о зонах свободной торговли с такими странами как Иран, Пакистан и Индия. Азербайджан может сыграть в этом деле ключевую роль, так как страна стала стратегически важным транспортным хабом в регионе. На последней встрече Владимира Путина, Ильхама Алиева и Хасана Рухани в Тегеране стороны в очередной раз подчеркнули важность такого формата переговоров.

 

Проблема евразийской интеграции Азербайджана остаётся сложной. Главное препятствие – нагорно-карабахский конфликт, который негативно влияет на развитие отношений во всем регионе. На данный момент сближение Азербайджана и ЕАЭС возможно посредством зоны свободной торговли СНГ или на основе двустороннего и многостороннего сотрудничества между Баку и членами ЕАЭС.

 

В путь

 

«Необходимо отметить, что Евразийский экономический союз не стремится объединить только постсоветские государства; формируемое евразийское пространство будет иметь более широкие границы. Экономический союз может сыграть роль связующего звена между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом». С этими словами Президента России Владимира Путина трудно не согласиться.

 

Вопрос гипотетического членства Азербайджана в Евразийском экономическом союзе снова стал одним из самых обсуждаемых в последнее время.

Мало кто сомневается в том, что Азербайджан Евразийскому союзу нужен. А нужен ли ЕАЭС Азербайджану? Ответ тоже имеется, с него мы начали этот разговор.

 

Пути развития международной и региональной политики неисповедимы, даже самые опытные эксперты не скажут вам, как могут развиваться события в тот или иной момент времени и какими будут приоритеты. Но на данном этапе Азербайджан его независимое положение и свобода действий вполне удовлетворяют. Страна находится на таком уровне развития, что может позволить себе пребывать в свободном плавании, поддерживая при этом ровные отношения со всеми сторонами и не беря на себя дополнительных обязательств.

 

Однако…

 

Экспертное сообщество считает, что без разрешения карабахского конфликта, Азербайджану очень сложно будет находиться в одном союзе с Арменией.

Когда Азербайджану предлагают участвовать в Евразийском экономическом союзе, он парирует справедливым вопросом: а на какие ощутимые дивиденды от этого участия ему можно рассчитывать?

 

Предложенная Азербайджану форма интеграции предусматривает создание общих механизмов кооперирования и трансграничного сотрудничества. Но его вступление в одно интеграционное поле с Арменией, которую он рассматривает как угрозу своей национальной безопасности, исключается вовсе.

Нагорный Карабах и районы вокруг него юридически считаются азербайджанской территорией. И для Азербайджана вопрос восстановления своего суверенитета является задачей первостепенной важности. Сложившаяся ситуация показывает, что полноценная интеграция между странами региона возможна лишь после урегулирования политических конфликтов.

 

В случае с Нагорным Карабахом Азербайджан будет пристально следить за тем, чтобы на де-юре азербайджано-армянской границе были установлены не только таможенные, но и фактически пограничные пункты.

 

Однако Азербайджану так или иначе приходится считаться с теми процессами, которые происходят к северу и западу от его границ. Тем более что со странами ЕАЭС его связывает очень многое.

 

Санкции, инициированные против России на Западе, и политика ориентации на страны ближнего окружения, которые располагают значительными возможностями, как для внешних инвестиций, так и с точки зрения поставщиков необходимых видов продукции, сделали Азербайджан более привлекательным партнёром, чем он был каких-то пару лет назад.

 

Девяностые годы, когда Азербайджан остро нуждался в российском рынке, прошли. Теперь настали другие времена, когда необходимость в развитии партнёрских отношений стала более взаимообусловленной и несёт очевидные выгоды обеим сторонам.

 

Не случайно, предлагая новые механизмы взаимодействия, стороны вышли на необходимость развития кооперационных связей в самых различных отраслях. С этой целью было ускорено принятие соглашения о поощрении и защите взаимных инвестиций между Азербайджаном и Россией.

 

Ещё одним важным предложением является создание совместных азербайджано-российских предприятий в агропромышленной сфере. Реализация этих инициатив в полном объёме, возможно, уже в обозримом будущем изменит отношение Баку и Москвы к перспективам участия Азербайджана в общем рынке товаров и услуг, нарождающемся на пространствах бывшего СССР. А пока, можно сказать, стороны находятся только на старте, отчётливо понимая, что дальнейший путь лежит через согласование принципиальных политических вопросов.

Изменено пользователем Rustam1789
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 4 years later...


 

Европа и Азия ставят на «Средний коридор» Еще один итог Давоса

Уже год как партнеры Азербайджана по Прикаспийскому региону, а также Китай, Турция, страны Евросоюза последовательно наращивают транскаспийскую перевалку грузов. С учетом российско-украинской войны и вызванного ею санкционного противостояния сегодня именно «Средний коридор» становится ключевой транспортной артерией в обширном Евразийском регионе. Возможностям этого маршрута, предстоящим работам по укреплению его логистической инфраструктуры было посвящено выступление президента Азербайджана Ильхама Алиева на панельном заседании «Евразийский Средний коридор: от пути до магистрали» в швейцарском Давосе в рамках Всемирного экономического форума (ВЭФ).   

 

По мере ослабления конкурентоспособности «Северного коридора» ощутимо увеличилось количество заявок от экспедиторов и логистических компаний Европы, Турции, государств Центральной Азии (ЦА), всемерно поддерживающих идею расширения потенциала «Шелкового пути» и схожую китайскую инициативу «Один пояс, один путь». В частности, на фоне наблюдаемого в ЕС энергетического и сырьевого кризиса в ближайшие несколько лет ожидается ощутимый рост грузового трафика по железнодорожно-паромным и автомобильным маршрутам «Среднего коридора» (TRACECA, ТМТМ, Lapislazuli) между портами Каспийского моря, с дополнительной опцией - перевалкой транзитных грузов из Китая, Японии и других азиатских стран. Потребность в мультимодальных, преимущественно контейнерных грузоперевозках сегодня стремительно растет, в том числе из-за растущих день ото дня потребностей европейской промышленности в нефтехимическом и минеральном сырье, в том числе в удобрениях, строительных материалах, концентратах руд, иных товаров и полуфабрикатов.  

 

Сегодня «Средний коридор» становится оптимальным вариантом для организации устойчивой логистики между Востоком и Западом, а логистическим инструментом этого пути является созданный в 2018 году Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ). Он входит в число трех торговых коридоров между Поднебесной и Старым Светом, его протяженность составляет 4256 километров по автомобильным и железным дорогам и 508 километров морскими путями. Проходящий по этому коридору стандартный контейнерный блок-поезд доставляет китайские грузы в Европу в среднем за 20-25 дней, что считается одним из важнейших логистических преимуществ. Для сравнения: перевалка грузов из Юго-Восточной Азии через Суэцкий канал нередко занимает от 35 до 40 дней. Ну а альтернатива в виде Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей, помимо временных затрат (особенно в зимний период, когда из-за снега замедляется движение поездов), сегодня и вовсе неэффективна в силу жестких антироссийских санкций. После отказа связывать европейскую энергобезопасность с поставками нефти и газа из РФ Брюссель теперь хочет лишить Москву рычагов давления и в сфере транспорта, развивая альтернативные сухопутные торговые маршруты, связывающие ЕС с Китаем и странами ЦА.

 

Азербайджан, безусловно, является бенефициаром этой глобальной транспортной диверсификации, так как благоприятное географическое положение на стыке двух континентов – Европы и Азии позволяет нашей стране успешно играть важную роль международного транспортного хаба. Очевидно, что все это способствует росту объемов транзитных грузоперевозок через нашу страну: в 2022 году такой трафик вырос на 75%, соответственно увеличиваются и доходы транспортных структур страны.

 

«Будучи естественным географическом мостом между Западом и Востоком за последние годы Азербайджан вложил крупные инвестиции в транспортную инфраструктуру. Фактически все необходимые инфраструктурные объекты в Азербайджане готовы принимать большие объемы грузов в рамках «Среднего коридора». Считаем, что рост грузоперевозок не только позволит нам диверсифицировать экспорт, так как мы будем экспортировать услуги, но в то же самое время наше расположение на «Среднем коридоре» и маршруте «Север-Юг» создает дополнительные возможности для бизнеса в Азербайджане», - сказал в четверг, 19 января, президент Азербайджана Ильхама Алиева, участвуя в панельном заседании ВЭФ, посвященном теме «Евразийский Средний коридор: от пути до магистрали». Говоря о возможностях наращивать перевалку грузов по коридору, глава государства напомнил участникам встречи, что Азербайджан обладает крупнейшим торговым флотом на Каспии - 53 судами. В то же время ведутся работы по увеличению пропускной способности Бакинского международного морского порта в Аляте с нынешних 15 млн тонн грузов в год до 25 млн, и на эти цели уже выделены бюджетные средства.

86c5f5fa5a19e38a6ffa41ab298720cd.jpeg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Здесь уместно напомнить, что аналогичные проекты реализуются и на восточном побережье Каспия: в прошлом году в Казахстане стартовали работы по созданию контейнерного хаба на базе СЭЗ «Морской порт Актау», и к этому проекту привлечены международные консультанты и инвесторы. А казахстанский торговый флот на Каспии скоро пополнится четырьмя паромами, а также до 2025 года запланировано строительство вторых путей и электрификация участка железной дороги Достык – Мойынты. Все эти начинания позволят повысить скорость прохождения контейнерных поездов и кратно увеличить пропускную способность морских портов и объемы перевалки грузов паромами.

 

«В свою очередь, Китай инициировал реализацию нового проекта железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан, и в конечном итоге эта магистраль выйдет на Каспий и далее в Азербайджан. Также важно работать над перевозками и преимуществами не только маршрута «Восток-Запад» для перевалки грузов из Китая, Центральной Азии в Европу, но и расширять перевозки в обратном направлении - с Запада на Восток», - подчеркнул глава государства, говоря о перспективах развития инфраструктуры и расширении реверсного грузового трафика по «Среднему коридору».

Активизировались также проекты и в западном сегменте коридора. «Азербайджан и Грузию соединяют шоссейные и железные дороги, в том числе стальная магистраль Баку-Тбилиси-Карс (БТК) - стратегически важный транспортный проект для двух стран. Сегодня мы совместно с Баку реализуем проект модернизации БТК с целью увеличить ее пропускную способность до 5 млн тонн грузов. Совсем недавно Азербайджан предоставил дополнительное финансирование на этот проект, завершить который мы планируем к 2024 году», - отметил другой участник заседания - премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили. 

 

Президент Ильхам Алиев, в свою очередь, особо отметил, что Азербайджан поддерживает отличные отношения со своими соседями с запада - Грузией и Турцией, а с востока - с Центральной Азией, и это способствует расширению совместных деловых начинаний. Так, в 2023 году Баку приступает к транзиту казахстанской нефти (транзит нефтепродуктов и сырой нефти из Туркменистана осуществляется на протяжении многих лет), тем самым потенциал «Среднего коридора» расширяется и для поставок энергетического сырья. «Я считаю, что сейчас нам необходимо более тесное сотрудничество между всеми вовлеченными странами - в Центральной Азии, на Южном Кавказе и в Европе - для активной работы над таможенным администрированием, достижения общих подходов по «единому окну» и по тарифной политике. Необходимо создать своего рода руководящий комитет, управляющий совет, включающий все заинтересованные стороны, и совместными усилиями повысить коммерческую привлекательность этого маршрута», - подчеркнул глава азербайджанского государства.

 

Схожее мнение высказала и другой участник панельного заседания, председатель турецкой компании Limak Holdings Эбру Оздемир: «Средний коридор» необходим в нынешней сложной глобальной ситуации, он короче и более благоприятен в плане климата, наконец, страны по территории которых проходят эти маршруты, находятся в дружеских отношениях, между ними налажено активное деловое сотрудничество, что ощутимо облегчает работу частного сектора». Важнейшим элементом этого коридора является наличие железных дорог, инфраструктуру которых можно быстро и эффективно расширить, причем при поддержке правительства, а с участием частного сектора это будет реализовано за очень короткое время, полагает Эбру Оздемир. Она также отметила, что необходимо создать компанию-оператор для управления работой «Среднего коридора», а также ускорить процесс трансграничного прохождения грузов, оптимизировать тарифы, таможенные процедуры.

 

«Развитие «Среднего коридора» оказывает огромное влияние на экономическое благополучие всего региона, способствуя миру и стабильности в соседних странах, а также гарантирует беспрерывность цепочек поставок в Европу. У ЕС есть набор инструментов для финансирования проектов, у нас есть инвестиционные банки, схемы гарантий. В целом Европа весьма заинтересована и полна решимости развивать сотрудничество в этом направлении», - сказал еврокомиссар по бюджету и административным вопросам Йоханнес Хан, подводя итоги панельной дискуссии на форуме ВЭФ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 6 months later...

После выхода из «зерновой сделки» Россия возобновила обстрел Одессы, ее портов и инфраструктуры, что, безусловно, обострило и без того сложную ситуацию. Все это происходит в преддверии ожидаемого визита президента России Владимира Путина в Турцию и обсуждений возвращения к «зерновой сделке». О том, какие процессы в данное время развиваются вокруг «зерновой сделки» в интервью Minval.az

Евгения Габер: Есть понимание того, что у Баку есть собственный геополитический контекст отношений с Москвой

рассказала cтарший аналитик Центра исследований современной Турции и Atlantic Council Евгения Габер.

 

– Как считаете, связан ли ракетный обстрел Одессы Россией с тем, что она вышла из «зерновой сделки»?

– Сразу после выхода из «зерновой сделки» Россия начнет наносить удары по портовой инфраструктуре, поскольку одесские порты дают единственную возможность экспортировать зерно и агропродукцию. Есть и другие варианты транспортировки – по Дунаю, по суше, но в силу определенных проблем они не настолько выгодны. Поэтому то, что Россия пользуется возможностью нанести максимальный ущерб экономике Украины, было понятно. Готова ли была к этому Украина? Она была готова, насколько это позволяли ее оборонные возможности. Очевидно, что систем ПВО Украине не хватает, чтобы защитить хотя бы критическую инфраструктуру. Часть российских ракет и дронов сбивает ПВО, а есть ракеты по типу Х-22, сверхзвуковые, которые они не способны сбить, вот и страдает инфраструктура. Речь идет не только о портовой инфраструктуре, но и о зерновых терминалах, в частности об атаках на логистику и на весь Юг Украины. Сложно обеспечить экспорт украинского зерна по суше и Дунаю.

 

– Эрдоган надеется, что «зерновая сделка» возобновится, и что в августе состоится встреча с Владимиром Путиным. Россия, по словам Пескова, вернется в «зерновую сделку», если будут выполнены ее требования – открытие SWIFT для Россельхозбанка. Будут ли услышаны условия России?

– Я не сомневаюсь в том, что для турецкого президента и его страны крайне важно, чтобы «зерновая сделка» продолжала работать, и Эрдоган приложит все усилия для этого. Это важно с точки зрения поставок агропродукции на мировые рынки, чтобы сохранить свой дипломатический успех. Кроме того, Турция хочет помочь Украине экспортировать зерновую продукцию.

Заявления главы МИД Турции Хакана Фидана и самого Эрдогана о том, что Россию нужно вернуть за стол переговоров, потому что Украина, Россия и Турция готовы работать, говорят о том, что турецкая сторона выслушает российские аргументы и донесет их до западных партнеров, чтобы определиться, какие из них могут быть удовлетворены. Турция и сама будет стараться найти аргументы для того, чтобы убедить Россию отказаться от части своих требований, перестать бомбить украинские порты и вернуться к работе в рамках «зерновой сделки».

– Какие цели преследует Турция?

– Очевидно, что задействованы более широкие, геополитические вопросы двусторонних отношений между Москвой и Анкарой. Я думаю, что Эрдоган в свойственной ему манере, методом кнута и пряника, хочет дать понять Путину, что нужно вернуться к «зерновой сделке».

Что касается доводов России о невыполнении ее части договора, то это – откровенная ложь. То, что нет санкций в отношении агропромышленности России, и так понятно. Есть определенные ограничения, касающиеся сопровождающихся услуг, страхования и так далее. Но, если обратиться к статистике, то мы увидим, что за 2022 год и за шесть месяцев 2023 года экспорт российского зерна и удобрений вырос, тогда как у Украины он значительно упал. У России серьезное увеличение экспорта. То есть ни о каких ограничениях речь не идет.

Тоже самое касается и заявления ЕС о том, что возвращение Россельхозбанка к SWIFT сейчас рассматривается. Очевидно, будут сделаны определенные шаги навстречу. Очевидно и то, что Россия пытается выжать из этой ситуации максимальную выгоду: отказ от санкций против нее, нормализацию работы российского бизнеса.

 

Возвращаясь к встрече Путина и Эрдогана. Я думаю, что позиция Турции очень четкая: нужно сохранить «зерновую сделку» и подтолкнуть всех к определенной части компромисса. Пока, к сожалению, на радикальные, силовые шаги, вроде военного сопровождения зерновозов, Турция не готова. Поэтому остаются дипломатические методы.

– Как Украина сейчас решает свои энергетические вопросы и какую в этом процессе играет роль Азербайджан? Недавно Азербайджан передал Украине гумпомощь в размере 7,6 миллионов долларов для восстановления энергетической системы. Как вы оцениваете отношения Баку и Киева?

– Диверсификация очень важна, Украина ищет альтернативные пути решения. В этом Азербайджан также играет важную роль. В Украине очень ценят поддержку Азербайджана. Есть понимание того, что у Баку есть собственный геополитический контекст отношений с Россией.

Безусловно, всегда хочется большего, для украинцев чувствительны все вопросы, которые касаются отношений со страной-агрессором – Россией. Доминирует позитивная роль Азербайджана. С первых дней войны Азербайджан оказывал помощь, поставлял топливо, решал гуманитарные вопросы, выделил средства из личного фонда президента. В Украине все видят и ценят эту помощь.

Безусловно, в вопросах энергетики Азербайджан является ключевым для Украины партнером. Если мы говорим о формате Украина-Турция-Азербайджан, то здесь обе страны для Украины играют большую роль. Сохранение отношений Баку с Москвой может кому-то нравиться или нет, но у каждой страны есть свои национальные интересы. С другой стороны, формат отношений с Россией тоже меняется.

Поддержка Азербайджаном территориальной целостности Украины, ее борьбы, деоккупации ее территорий, в том числе присутствие азербайджанских добровольцев в армии Украины, создает позитивный имидж вашей стране.

У нас есть одна беда — это восстановление территориальной целостности. Мы были рады, когда Азербайджан смог восстановить суверенитет над своими территориями. А сегодня Украина борется за то, чтобы восстановить суверенитет над своими временно-оккупированными территориями.

Международное право - это право сильного. И любые толкования насчет справедливости и равноправия - это только бла-бла-бла.(с) Андрей Яшлавский

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 months later...

Франция-Азербайджан: что важнее – политика или экономика?

 

С 1 ноября будет применяться ограничение на ввоз в Азербайджан пищевых продуктов питания от французских предприятий, не подавших заявку на получение разрешения на экспорт. С таким предупреждением выступило Агентство пищевой безопасности Азербайджана (АПБА).

В заявлении ведомства отмечается, что десятки предприятий Франции, экспортирующих пищевые продукты повышенного риска, несмотря на неоднократные предупреждения, не представляли заявок на одобрение в ответственную за пищевую безопасность в Азербайджане структуру.

 

«В соответствии со статьями 20.3 и 24.5 Закона Азербайджанской Республики «О безопасности пищевых продуктов», для ввоза на таможенную территорию страны продуктов животного происхождения, относящихся к группе высокого риска, пищевые объекты, осуществляющие производство и переработку этих продуктов, должны быть одобрены Агентством по запросу ответственных пищевых субъектов. В целях обеспечения реализации соответствующего закона были проведены встречи с представителями компаний, занимающихся импортом такой пищевой продукции из ряда стран, в том числе из Франции. Однако заявок от французских компаний в ведомство не поступало», - отмечает АПБА.

По данным Государственного таможенного комитета Азербайджана, за восемь месяцев этого года из Франции импортировано товаров животного происхождения на $2 млн.

Похоже, внешнеполитические разногласия между Баку и Парижем начинают сказываться не лучшим образом на экономическом сотрудничестве двух стран. Интересно, до чего может дойти этот процесс? Ведь у Франции с Азербайджаном есть не только торговля продуктами питания. Наша страна закупает у Франции современные пассажирские самолеты. Французский нефтегазовый гигант Total ведет добычу в Азербайджане, и планирует вкладываться в развитие сферы возобновляемых источников энергии в нашей стране. Могут ли противоречия из-за «армянского вопроса» довести два государства до полного сворачивания взаимовыгодного сотрудничества?

На эти вопросы Caliber.Аz ответили известные иностранные эксперты.

4c958ee8760cf23063d324942bb2585d.jpeg

Как сказал франковед, кандидат исторических наук, доцент Института общественных наук РАНХиГС Игорь Игнатченко, представляется, что сейчас администрация французского президента Макрона будет находиться под сильным и непрекращающимся давлением со стороны армянского лобби во Франции.

 

«В армяно-азербайджанском конфликте Франция открыто встала на позицию Армении, и очевидно, что этот курс французское руководство будет последовательно продолжать. Поэтому в ближайшей перспективе следует ожидать демонстративных и внешне эффектных шагов французского правительства в сторону безусловной поддержки армянского руководства.

Полагаю, что Франция, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, готова будет пожертвовать менее значимыми для нее векторами франко-азербайджанского сотрудничества для того, чтобы продемонстрировать верность своему главному стратегическому союзнику на Южном Кавказе», - говорит Игнатченко.

В то же время, он считает, что стратегически значимые для Парижа области взаимодействия затронуты не будут.

 

«Конечно, некоторое сворачивание отдельных направлений франко-азербайджанского сотрудничества в ближайшее время, скорее всего, произойдет, но не думаю, что последует полный и бесповоротный разрыв экономических связей. Вместе с тем, можно ожидать громких заявлений и претендующих на эффектность демонстраций со стороны Парижа», - полагает франковед. 

3af271a866446bc5501912881b437c0d.jpeg

Как заявил в свою очередь российский эксперт по Южному Кавказу Константин Тасиц, с его точки зрения, полное сворачивание сотрудничества Азербайджана и Франции маловероятно.

«Как правило, проармянские инициативы Парижа носят популистский характер, поскольку объясняются внутриполитической повесткой. Во Франции проживает большая и влиятельная армянская диаспора, чья позиция играет важную роль во время избирательных кампаний. Французские политики и официальные лица на словах заверяют о поддержке Армении, однако не имеют намерений и возможностей предоставить Еревану реальные гарантии безопасности», - полагает Тасиц.

Международное право - это право сильного. И любые толкования насчет справедливости и равноправия - это только бла-бла-бла.(с) Андрей Яшлавский

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В чем просчиталась Франция
 

«Оружейные страсти с французским акцентом» продолжают оставаться темой дня. И это неудивительно. Слишком уж циничную и, по совести говоря, неумную игру затеяла в регионе Франция.

В самом деле, после локальных антитеррористических мероприятий, проведённых Азербайджаном в Карабахе чуть больше месяца назад, разоружения армянских НВФ и падения хунты в Ханкенди на Южном Кавказе наконец открылось долгожданное «окно возможностей» для построения действительно прочного мира. Именно работу над мирной повесткой предлагает сегодня Азербайджан. А Франция… заново подливает масла в огонь. Отправляет в регион оружие, причём предоставляет его Армении, той самой, которая и спровоцировала в Карабахе войну и проиграла её.

Мотивы Франции вполне читаемы. Официальный Париж размечтался привнести на Кавказ свою неоколониалистскую политику, пребывая в полной уверенности, что это принесёт Франции кучу дивидендов: тут и денежки от продажи оружия, и «очки престижа», и своя «сфера интересов», и бальзам на душевные раны после серии провалов в Африке. В «Ереванское море» парижская дипломатия готова нырнуть с головой. И даже «подписать» на соучастие в этой авантюре, к примеру, Нидерланды, где парламент уже принимает решение о поставках оружия в Армению. Франция на южнокавказском треке уже успела, пардон, «обломаться» – Париж продавил вопрос об отправке в Армению «миссии европейских наблюдателей», эффект от которой – нуль без палочки.

 

Но пыла французских стратегов это не остудило: теперь там размышляют о «военной миссии». И назначают в Ереван своего военного атташе… Словом, «планов громадьё».

Прежде всего, Азербайджан не позволит провести компанию милитаризации Армении и разжечь в регионе новые очаги противостояния. У нашей страны есть все необходимые инструменты для нейтрализации угроз в полном соответствии с международным правом. И этого во Франции, судя по всему, не учли. И уж точно не ждали собственного вылета из посреднической миссии – а такие дипломатические провалы обходится дорого. И это не считая «Бакинской инициативы», прошедшей на прошлой неделе конференции по борьбе с неоколониализмом, коммерческих интересов французских компаний и т.д.

Но есть ещё одна сторона вопроса. Перед тем как нырять, лучше всё-таки «проверить глубину». Чтобы не уткнуться головой в донный ил.

Франции стоило бы убедиться в серьезности намерений Армении. Где уже не раз устраивали демонстративный флирт с Западом, громко обижались на Россию – а потом всё равно хватались за российский подол. Достаточно вспомнить 2013 год, когда Ереван вроде бы вёл переговоры о подписании соглашения об ассоциации с ЕС, а вступил в результате в ЕАЭС.

 

И сегодня на фоне всех обнимашек с Парижем в Ереване звучат заверения, что страна не собирается выходить из ЕАЭС и ОДКБ. Более того, французские издания уже задают вопрос: а за чей счёт банкет? Франция оружие Армении просто подарит? А есть ли у Армении деньги платить за радары и установки ПВО?

Наконец, представляют ли в Париже масштаб задач? После войны 2020 года и антитеррористических рейдов 2023 года «матчасть» армянской армии по большей части выбита. Радаров и ЗРК, которые Франция вроде бы обещает поставить Армении, хватит для того, чтобы разрушать отношения Франции с Азербайджаном, но не для восстановления боевого потенциала Армении. И что же – Франция готова подарить оружие на миллиардов… форпосту России? Где ещё не отменено ни одного «интеграционного решения» даже в военной сфере? Это и есть «глубина проработки кардинальных решений» в современной Франции?

Словом, единственным результатом такой политики могут оказаться торчащие из воды ноги незадачливого «политического ныряльщика» в «Ереванском море».

Возможно, в носках в цвете армянского триколора, вроде тех, которые во время саммита Франкофонии Пашинян подарил премьер-министру Канады Джастину Трюдо. Добиться на армянском треке более серьезных дивидендов Макрону вряд ли удастся.

 

Нурани, обозреватель

Я там, где меня нет. А там, где я есть, меня там точно не было! 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...