Jump to content
  Love reading great articles? Visit Elix.com today!

Великие Азербайджанцы Всех Времен


Belushka
 Share

Recommended Posts

  • Replies 176
  • Created
  • Last Reply

Top Posters In This Topic

Салам всем.

Особая благодарность Суфий за все что выше).

 

Дорогой Ахмедага, еще несколько слов о деятельности азербайджанцев есть у меня. Но все это я буду писать (каки обещал) в теме Маштага.

Link to comment
Share on other sites

Хуршидбану  НАТАВАН

 

Дочь последнего правителя Карабаха Мехтигулу хан Джаваншира, внучка Ибрахимхалил хана. Она была из рода Гянджинского правителя Джавад хана по матери. Её мать Бедирджахан бейим же была внучкой Зия хана, дочерью Угурлу бека. Хуршидбану была единственным ребёнком семьи и последней наследницей Карабахского ханства, поэтому её во дворце называли «Дюрру йекта» (Единственная жемчужина), а в народе «Хан гызы» (дочь хана).
 

Хуршидбану Натаван была личностью, обладающей ярким талантом и передовыми идеалами. Она оставила глубокий след в культурной и социальной жизни Азербайджана.
Хуршидбану Натаван была выдающейся личностью своего времени, прославившаяся своим благородством и меценатством не только в Азербайджане, но и во всём Закавказье. Она поддерживала бедных, провела водопровод в город Шуша. Родник, проведённый Х. Натаван известен под названием «Хан гызы».

 

Хан гызы, приняв во внимание предложение поэтов, создала в городе Шуша «Меджлиси-унс» (дружеский, искренний меджлис, собрание друзей). Руководство этим кружком и все материальные затраты на него Хан гызы взяла на себя. Именно в этот период, Хуршидбану (она носила имя своей бабушки – родной сестры Гянджинского Джавад-хан Зийад оглу Гаджара) взяла себе псевдоним «Натаван», то есть «беззащитная», «беспомощная». На Меджлис-унсе участвовали наряду с прославленными карабахскими поэтами и известные ханенде(исполнитель мугама) и сазенде (ашуг, исполнитель на сазе).

 

Творчество Натаван не ограничивается одними стихами. Она также занималась и художеством, имела изысканные рукодельные работы, вышивки в различных жанрах. Доказательствами её художественных вышивок являются рисунки в альбоме под названием «Цветочная тетрадь» (1886)


1vm.jpg


Вспоминает правнучка Натаван Хуршудбану, профессор Азербайджанской музыкальной академии, директор средней специализированной музыкальной школы МНБ Азербайджанской Республики, заслуженный педагог АР Наида Сеид гызы Мамедова.

Кто она - Хуршудбану Натаван, чей памятник украшает одну из центральных улиц Баку? Поэтесса, очаровательная женщина, политический деятель, общественная фигура, посвятившая себя благотворительности или первая азербайджанская феминистка? Однозначно на этот вопрос ответить невозможно, потому что все это ипостаси одной и той же удивительно цельной и в тоже время удивительно разносторонней личности. Она вышла из семьи потомственных шушинских ханов, и вся ее жизнь была связана с Карабахом, который всегда был для нее главным источником радости, любви и тревог. В служении родной земле видела она свое предназначение, которому она оставалась верна всю жизнь. А жизнь ее была яркой, наполненной и событиями, и встречами.

Совсем юной девушкой она знакомится со знаменитым Александром Дюма, который в то время путешествовал по Кавказу. Великий француз очарован восточной красавицей, он видит в ней и явный литературный дар, и подлинный талант живописца. Всю жизнь она будет работать над миниатюрами, заниматься декором, великолепно вышивать бисером. Но главным творческим идеалом останется поэзия.

Счастливым был для нее второй брак с известным шушинским поэтом Сеид-Гусейном, которому она родила пятерых детей. Именно на этот период и приходится расцвет ее творчества. Мне кажется, что одним из лучших ее произведений стал лирический сборник «Цветочная тетрадь», великолепно иллюстрированный самой Натаван. Это поэтически красочная амальгама в полной мере претендует на то, чтобы считаться самостоятельным видом искусства. Продолжая традиции восточной миниатюры как художественного так и литературного жанров, она идет значительно дальше. Ее литература перекликается и с арабскими мукабами, и с фарсидскими рубайи. Она смела, раскрепощена в своей поэзии, но это не просто литературная форма. Это стиль ее жизни, ее характер.

Богатая, умная, утонченная поэтесса никогда не жила в «башне из слоновой кости». Ее социальная активность выходит за пределы обычной благотворительности в понимании того времени. Да, конечно, она охотно помогает неимущим, сиротам. Ее благословляют, за нее молятся обездоленные. Но она ставит своей целью приобщить к знаниям как можно больше молодых азербайджанцев. У Натаван прекрасные связи в Тифлисе, Петербурге, за границей. На ее деньги десятки молодых людей обучались в семинарии в Гори. Среди них был и будущий композитор, прославленный Узеир Гаджибеков. Пройдут годы, и в жестокое время сталинских репрессий Узеир Гаджибеков будет помогать семье своей благодетельницы, выведет ее из-под жестокого маховика арестов, ссылок, расстрелов. Но все это будет позже, а пока Натаван, единственная из тех, кто занимаясь благотворительностью, посылает азербайджанских юношей учиться в кадетских корпусах Петербурга.

Но и просветительская деятельность - только часть ее по-настоящему кипучей жизни. Натаван Хуршудбану строит первый в Карабахе, да и вообще, в сельских районах Азербайджана, водопровод длиной десять километров. Когда мы говорим о состоятельных людях, «построивших» что-то для своих соотечественников, мы, прежде всего, имеем в виду факт их каких-то материальных затрат, инвестиций, как сказали бы сейчас. Но энергичная, образованная Натаван ханум, не только вложила в строительство свои личные капиталы, но выступала в роли проектировщика и даже непосредственного начальника строительства. А сколько она сделала для прокладки горных дорог, связавших села шушинского района с центром! Вот почему шушинцы боготворили ее, а когда она ушла из жизни, восприняли ее смерть как тяжелейшую личную трагедию.

Все мы знаем, как изменчива людская память, как быстро уходят из нее бывшие кумиры, как разнятся оценки одних и тех же событий в глазах отцов и детей. Мне вспоминается, как в восьмидесятых годах прошлого века, я приехала на открытие памятника Бюль-Бюля в Шушу. Кто-то из местных случайно узнал, что я правнучка Натаван. И вот каждое утро ко мне в гостиницу незнакомые люди приносили мед, гаймаг, молоко, а на базаре никто не хотел брать с меня денег. Мне кажется, что столь трогательный эпизод свидетельствует о народной любви к этой удивительной женщине Натаван Хуршудбану не меньше, чем памятник на центральной площади азербайджанской столице.

 


И немного стихов.
Стихотворение посвещённое смерти сына Натаван

О, было б лучше, если б я всю жизнь была слепой,
Не любовалась бы твоей небесной красотой!
Как рано высох светлый ключ и кипарис увял,
И вот, мой мальчик, ты лежишь в земле, в траве густой.

И только камень говорит о том, что это – ты,
А солнце яркое горит над каменной плитой.
Увидеть бы тебя на миг счастливым женихом,
Что ты, потупившись, глядел в смущении кругов.

Отдать бы очи навсегда за взгляд твоих очей,
Не может сердце ни на миг подумать о другом.
Живу я в тесном уголке печали и тоски,
И слёзы Натаван текут прозрачным родником

***


Не знают горя моего ни близкий друг, ни брат родной,
А горе горькое давно владеет мной, владеет мной.
И ты не ведаешь о нём, мой яркий луч, звезда моя,
Ты не пришёл, я день за днём влачу с тоской, влачу с тоской...
Я словно нищенка бреду, и сгорбилась моя спина,
В лохмотьях руку протяну к тебе с мольбой, к тебе с мольбой.
Мечты мои и дни мои - огнём разлуки сожжены,
Тоска для бедной Натаван - удел земной, удел земной.

Мне сердце губит расставанье, потому я плачу.
Всем видно это состоянье, и потому я плачу.

Душа в развалинах разлуки, свидание с тобой
Им восстановит это зданье, и потому я плачу.

Невыносимо мне терпеть разлуку до конца,
Но недоступно мне свиданье, и потому я плачу.

Что ж, сердце, радуешься ты мучениям своим?
Есть, видно, радость и в страданье, и потому
я плачу.

Опять соперницу почтил он милостью своей,
А я в забвенье, как в тумане, и потому я плачу.

И пусть отрадно мне стенать,
томясь в разлуке с ним,
Но ни к чему мое стенанье – и потому я плачу.

Я, немощная Натаван, в разлуке пропаду,
Коль друг мне не протянет длани, - и потому я плачу.

Link to comment
Share on other sites

Хуршидбану Натаван родилась в 1832 году в Шуше в семье последнего карабахского хана генерал-майора Мехти Кули Хана Карабахского.  Получила домашнее образование. Её вырастила и воспитала родная тётя Говхар-ханум (дочь Ибрагим Халил-хана). Она же и пробудила в Натаван любовь к музыке, поэзии и рисованию. Натаван выучила восточные языки, прочла классические произведения Фирдоуси, Низами, Саади, Хафиза, Навои, Физули и др. Вышла замуж за кумыкского князя Уцмиева Хасай-хана Муса оглы, который был назначен управляющим Карабахским ханством. Путешествовала по Дагестану, была в Тифлисе, в Баку. В 1858 году встретилась в Баку с Александром Дюма, подарила ему свои ручные работы. Дюма же подарил поэтессе шахматы с изящными фигурами

 

В 1872 году она организовала в Шуше и возглавляла литературный кружок «Меджлис-и унс» («Собрание друзей»), имевший творческие связи с аналогичными кружками в других городах Азербайджана.

 

Сохранились интересные сведения о меджлисе, созданном в Шуше знатоком классической восточной музыки Харратом Кули (1823—1883). Меджлис этот имел конфессиональные цели, но, наряду с религиозными песнопениями, сопровождающими обрядовые действия в месяц «мухаррам», здесь обучались искусству мугамата. После завершения траурных представлений, к которым готовились несколько месяцев, ханенде исполняли те же мугамы уже в светской обстановке — на свадьбах и во время других празднеств.

Натаван была уважаема и почитаема в народе. При ней в Шуше были построены дворец, мечеть, торговые дома, театр, здания летнего и зимнего клубов, реального училища и мн.др.

 

В 1872 году Хуршидбану с целью обеспечения городского населения водой и благоустройства Шуши проводит из родника Исы в местности Сарыбаба, находящейся на расстоянии 10 километров от Шуши, водопроводную линию. На этот проект Натаван пожертвовала сто тысяч рублей. Этот водопровод до сих пор известен как «Хан гызы сую». Натаван была хорошо образована, знала восточные языки, была знакома с творчеством Фирдоуси, Низами, Саади, Хафиза, Физули и других поэтов Востока. Большую роль в развитии духовного мира Натаван сыграл М. Ф. Ахундов, соединивший в своем творчестве гуманистические идеи предшествующей азербайджанской литературы с новыми веяниями своего времени, с поисками путей борьбы за народное счастье. Личное знакомство с Ахундовым способствовало широкому интересу Хуршид-бану к общественным вопросам и полезной деятельности

 

Скончалась 2 октября 1897 года в Шуше. Похоронена в Агдаме, на кладбище «Имарет».

Link to comment
Share on other sites

Салахов Таир Теймур оглы
 

Народный художник СССР, Герой Социалистического труда, лауреат Государственных премий СССР и Азербайджанской ССР, вице-президент Российской академии художеств

 

Родился 29 ноября 1928 года в Баку (Азербайджан). Отец — Теймур (1898 г. рожд.). Мать — Сона (1901 г. рожд.). Дети: Лара (1949 г. рожд.), Алагез (1953 г. рожд.), Айдан (1964 г. рожд.).

В 1957 году Таир Салахов окончил Московский государственный художественный институт имени В. И. Сурикова (мастерская П. Д. Покаржевского) по специальности художник-живописец. Уже ранние работы Т. Т. Салахова обратили на себя внимание художественной общественности и успешно экспонировались на больших выставках, приобретались московскими музеями, награждались первыми премиями Международных фестивалей молодежи и студентов в Москве и Вене. Становление художника совпало с атмосферой общественного подъема конца 1950-х — начала 1960-х годов. Он явился одним из основателей "сурового стиля" — новаторского движения в искусстве той поры.

 

Таир Салахов — всемирно известный художник, чутко улавливающий ритмы жизни, умеющий слушать и слышать время. Автор портретов, пейзажей, натюрмортов, больших многофигурных полотен, мастер четкого построения композиции, Салахов виртуозно владеет линией и цветом, обладает лаконичной и глубоко индивидуальной манерой исполнения. Сила и обобщенность образов придают его картинам монументальный характер, созвучный фресковой живописи.

 

Произведения Т. Т. Салахова имеют удивительную особенность: они не только не теряют своей актуальности, но часто обгоняют время, и чем дальше удаляешься от даты их создания, тем еще более значительными становятся полотна мастера. Творческий диапазон его чрезвычайно широк. Он работает в области живописи, графики, сценографии. Суждения художника о человеческой личности, об окружающем мире переданы в искусстве, обращенном прежде всего к современности. Произведениям художника присуще чувство эпохи. По ним безошибочно можно судить о нравственных проблемах, волнующих человека сегодня.

 

Таир Салахов — ведущий портретист мирового уровня. Человека он показывает крупным планом, как главную ценность мироздания. С большой любовью художник изображает семью и друзей. Такие работы, как "Айдан" (1967), "Алагез — легенда Востока" (2002), портреты матери, целая серия изображений жены — Варвары Александровны Салаховой, "Портрет Дана" (1983), "Портрет Евгения Дунаевского" (1997), излучают доброту и тепло. Более 40 лет Салахов создает галерею образов деятелей культуры, в которых соединились волевая собранность, энергия созидания и творчества. Широко известны блистательные портреты композиторов Дмитрия Шостаковича, Кара Караева, балерин Ирины Струевой и Ольги Рукавишниковой, художника Роберта Раушенберга, актеров Максимилиана Шелла и Ирины Мирошниченко, писателя Германа Гессе. Портрет Мстислава Ростроповича (2000) открывает новый этап в искусстве Т. Т. Салахова. Острый драматизм трактовки образа сочетается с гротеском, экспрессивная пластика создает высочайший эмоциональный накал. Мастер передал богатый и сложный внутренний мир музыканта, чье творчество, являясь национальным достоянием, вышло за рамки культуры одной страны и принадлежит всему человечеству.

 

Значительное место в его искусстве занимает цикл произведений о людях, самоотверженный и тяжелый труд которых кормит страну, приносит в дома свет и тепло. Работы, созданные на целинных землях, в Красноярском крае, Центральной России, Азербайджане, исполнены благодарности простым труженикам, веры в их мужество и духовные силы. Картины Салахова не приукрашивают и не искажают действительность, честно отражая противоречия и надежды эпохи ("Вспаханное поле", 1954, "Целина", 1954, "С вахты", 1957, "Ремонтники", 1960, "Женщины Апшерона", 1967, "Новое море", 1970 и др.).

В Москве и Подмосковье Салаховым написано много натюрмортов, пейзажей, интерьеров. Энергичная пластика цветовых пятен, соединяясь с классическим равновесием композиции, наполняет холсты ощущением торжественного созерцания. В них, как правило, нет изображения человека, но всегда чувствуется его незримое присутствие и доброе, бережное отношение к окружающему миру ("Гладиолусы", 1958, "Окно. Утро Москвы", 1959, "Натюрморт с венским стулом", 1976, "Зимнее окно", 1984, "Полевые цветы", 1984, "Яркое утро. Подмосковье", 1986, "Зимняя веранда", 1993, "Стул с розами", 1995, "Жасмин", 1995, "Натюрморт с грушами", 1997, "Мартовская мимоза", 2002, "Мартовский букет", 2002).

Совершая поездки по странам мира, свои впечатления он воплощает в разноплановые произведения, от путевых набросков и репортажных зарисовок до больших полотен и акварелей обобщающего характера. На холстах, выполненных в США, Германии, Франции, Италии, Мексике, Японии и других странах запечатлена радость художника от соприкосновения с культурой разных народов. Обладая безошибочной интуицией, он постигает типические и индивидуальные особенности характера людей и среды, в которой они живут, что проявилось в картинах "Мексиканская коррида" (1969), "Испания. Кордова" (1975—1976), "Нью-Йорк" (1993), "Рим. Кафе “Греко”" (2002), серии пейзажей Италии (1999—2000) и др.

 

Т. Т. Салахов признан и как талантливый театральный художник. Его постановки отличаются яркой образностью, высокой культурой сценографии, умением точно воссоздать дух эпохи. Большое общественное признание получили декорации к спектаклям "Антоний и Клеопатра", "Гамлет", "ВМ", "Кер Оглы", "Бабек", "Кабинетная история", "За зеленой дверью" и многим другим.

 

Палитра художника может быть светлой или яркой по цвету, сдержанно аскетичной или почти монохромной, но всегда несет в себе величавое благородство колорита. В произведениях Салахова глубина чувств и логика мудрого мастера пребывают в полной гармонии. Каждая работа выполнена с высокой степенью ответственности и требовательности к себе. Его творчество соединило отечественную школу живописи с достижениями европейского и мирового искусства.

 

Произведения Т. Т. Салахова представлены в крупнейших музеях России и других стран, среди которых Государственная Третьяковская галерея, Московский музей современного искусства, Государственный музей Востока (Москва), Государственный Русский музей, Научно-исследовательский музей Российской академии художеств (Санкт-Петербург), Азербайджанский государственный музей искусств имени Р. Мустафаева (Баку), хранятся во многих государственных и частных собраниях мира. С 1950-х годов он постоянно участвует в крупных союзных, республиканских, академических, тематических выставках.

 

Персональные выставки Т. Т. Салахова проходили в Азербайджанском государственном музее искусств имени Р. Мустафаева (Баку, 1978), в Центральном доме художника (Москва, 1978), в Галерее Геккосо (Токио, 1979), во Дворце Вирейна (Барселона), Мадридском музее современного искусства (1979), в Пражском музее, Братиславском музее (1980), в музее Трентона (штат Нью-Джерси, США), Музее Брендиуайн (штат Пенсильвания, США), Конкоран-галерее (Вашингтон, 1988), в Музее Диего Риверы (Мехико, 1991), в Галерее Рамко (Стамбул, 1992), в Музее русского искусства (Тайбей, 1994), в Национальном музее (Пекин, 1995), в Азербайджанском государственном музее искусств имени Р. Мустафаева (расширенная экспозиция, посвященная 70-летию со дня рождения Т. Т. Салахова, Баку, 1998—1999), "Айдан-галерее" (Москва, 2000), в Администрации Президента Российской Федерации (Москва, Кремль, 2002).

 

Художник принимал участие в многочисленных международных выставках: произведений молодых художников, посвященной VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов (Москва, 1957), произведений художников, посвященной Всемирному фестивалю (Вена, 1958), произведений изобразительного искусства социалистических стран (Москва, 1959), Биеннале (Венеция, 1963), Биеннале произведений молодых художников (Париж, 1963), "Реалист" (Хельсинки, 1978), Триеннале реалистической ангажированной живописи (София, 1979), Триеннале реалистической ангажированной живописи (София, 1982), Биеннале рисунка (Риека, Югославия, 1982), Музее Людвига (Кёльн, 1984), изобразительного искусства (Сеул, Южная Корея, 1992), выставка-ярмарка (Стамбул, Турция, 1994), а также выставка рисунка, организованная Академией искусств Франции (Монпелье, 1997), Биеннале (Пекин, 2003).

 

Много сил отдал художник педагогической деятельности. С 1963 по 1974 год преподавал в Азербайджанском государственном институте имени М. Алиева (сначала — доцент, с 1973 г. — профессор). В 1974—1992 годах — руководитель мастерской станковой живописи в Московском государственном академическом институте имени В. И. Сурикова, заведовал кафедрой живописи и композиции (1984—1992). Подготовил целые поколения живописцев, работающих в России, странах СНГ, а также во многих государствах планеты. Щедро делясь секретами мастерства, он бережно развивал индивидуальность каждого студента. Его ученики не копируют учителя, ищут свои пути в искусстве, до сих пор обращаются к Т. Т. Салахову за советами, дорожат его мнением, видят в нем пример высокого благородного служения искусству. Среди закончивших мастерскую Т. Т. Салахова есть и преданные натуре реалисты, и художники, работающие в беспредметном искусстве и в области новейших технологий, и монументалисты, создающие внутреннее убранство храмов и общественных зданий. Ученики Салахова стали известными мастерами, лауреатами отечественных и международных конкурсов, руководителями творческих объединений и учреждений культуры; преподавателями ведущих художественных вузов страны, заслуженными и народными художниками России, удостоены правительственных и церковных наград. Пятеро из них являются членами Российской академии художеств.

Невозможно переоценить огромный вклад Т. Т. Салахова в историю отечественных творческих объединений. Художники всегда оказывали ему уважение и доверие. В 1968 году его избрали секретарем, а с 1973 по 1992 годы, в течение четырех созывов, двадцать лет, Салахов являлся первым секретарем Правления Союза художников СССР. За время своей деятельности в Союзе художников он наладил, развил, укрепил и поднял на небывалый уровень работу по международным культурным связям. Большой художник, признанный лидер, Салахов привлекал к совместной работе выдающихся художников мира, крупных коллекционеров, зарубежные художественные организации. Благодаря его подвижнической деятельности знатоки и любители искусства смогли познакомиться с важнейшими явлениями современного художественного процесса. В Москве и Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге) воплотились серьезные проекты, среди них персональные выставки произведений ведущих художников мира: Роберта Раушенберга, Фрэнсиса Бекона, Джеймса Розенквиста, Жана Тэнгли, Джорджо Моранди, Яниса Кунеллиса, Гюнтера Юккера, Руфино Томайо и многих других. Салахов задумал и нашел пути к осуществлению выставок "Двенадцати европейских художников", "Сорок художников Нью-Йорка", "Французская академия искусств", выставка произведений из собрания Ленца Шенберга и т. д. На каждую иностранную выставку в нашей стране была проведена ответная выставка произведений русских и советских художников, знакомившая зарубежных зрителей со славными художественными традициями прошлого и достижениями современного изобразительного искусства. Проходившие в Москве и других городах выставки произведений Михаила Шемякина, Юрия Купера (Купермана), Олега Кудряшова, вынужденных покинуть СССР и поселиться за рубежом, по сути вернули искусство известных художников родной земле.

Без малого сорок лет жизнь Т. Т. Салахова прочными узами связана с Академией художеств. С 1966 года он — член-корреспондент, с 1975 — действительный член, с 1979 — член Президиума Академии художеств СССР, переименованной в Российскую академию художеств в 1992 году, в 1979—2001 годах — академик-секретарь Отделения живописи. В 1997 году избран вице-президентом по иностранным вопросам. Т. Т. Салахов принимает активное участие во всех крупных делах Академии. Более 20 лет он руководил Отделением живописи, самым многочисленным в Академии, которое объединяет художников различных творческих направлений. Им проведены юбилеи великих живописцев: К. П. Брюллова, И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. В. Верещагина, А. И. Куинджи, В. Д. Поленова, В. М. Васнецова, А. М. Васнецова, М. В. Нестерова, П. Д. Корина, П. П. Кончаловского, А. А. Пластова, А. А. Дейнеки, С. В. Герасимова и др. Многочисленные выставки, конференции, творческие вечера и вечера памяти художников и искусствоведов, строительство и росписи храмов, установка памятников и мемориальных досок в Росси и за рубежом — все входит в сферу его пристального внимания и энергичного участия. В последние годы существенно активизировалась международная деятельность Академии, в значительной мере этому послужил большой авторитет Салахова в России и во многих странах мира.

 

Т. Т. Салахов принял непосредственное участие в воссоздании храма Христа Спасителя, работая в художественном совете Российской академии художеств, который курировал этот процесс. Совет рассматривал представленные на конкурс произведения, оценивал их художественное качество, следил за выполнением работ, участвовал в обсуждении разработки и применения новых технологий. Салахов оказывал консультативную и практическую помощь, в том числе в решении монументальных задач, в расчете перспективных построений как многофигурных композиций, так и отдельных изображений святых. Важные росписи в храме исполнили ученики Т. Т. Салахова: В. П. Псарев, С. Н. Присекин, В. И. Нестеренко, С. П. Оссовский, Н. В. Кочетова и др.

 

Т. Т. Салахов — видный общественный деятель. Он избирался депутатом Верховного Совета Азербайджанской ССР (1963—1967), два созыва — депутатом Верховного Совета СССР (1966—1974), два созыва — депутатом Верховного Совета РСФСР (1980—1988). С 1996 по 2000 год — заместитель председателя Палаты по науке, образованию, здравоохранению и культуре, председатель комиссии по связи с творческими союзами в Политическом консультативном совете при Президенте Российской Федерации.

Салахов Таир Теймур оглы внес огромный вклад в культуру нашей страны и всего мира, оказал большое позитивное влияние на развитие гуманистических традиций российского и мирового изобразительного искусства. За выдающиеся достижения в искусстве он удостоен двух Государственных премий Азербайджанской ССР (1965, 1970), Государственной премии СССР (1968). В 1989 году ему присвоено звание Героя Социалистического труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и молот". Он награжден орденами: Трудового Красного Знамени (1971), Октябрьской революции (1976), Дружбы народов (1981), "За заслуги перед Отечеством" II (2003) и III (1998) степени, Истиглал (Азербайджанская республика, 1998), Кирилла и Мефодия I степени (Болгария, 1979) и другими, а также многими медалями. Среди них: золотая медаль имени М. Б. Грекова (1977), серебряная медаль Академии художеств СССР (1962), золотая медаль Российской академии художеств (1998). Является также лауреатом первой премии Международной выставки Триеннале реалистической живописи в Софии (Болгария, 1979) и т. д.

Т. Т. Салахов удостоен почетных званий: "Народный художник Азербайджанской ССР" (1963), "Народный художник СССР" (1973), "Народный художник РФ" (1996). Он избран почетным членом-корреспондентом Союза художников Австрии (1983), членом-корреспондентом Французской академии искусств (1987), вице-президентом и Почетным президентом Международной ассоциации пластических искусств (АЙАП) при ЮНЕСКО (1983), с 1993 года — действительный член и член Президиума Академии изящных искусств Азербайджана, с 1998 года — действительный член Академии художеств Кыргызской республики. Вице-президент международной федерации и Творческого союза художников России (1992). Академик Академии творчества (Россия), Международной Академии Экоэнергии (Азербайджан), член-корреспондент Королевской академии Изящных искусств Сан-Фернандо (Испания, 1998), почетный член Союза художников Германии (Рейнланд Пфельц). С конца 80-х — начала 90-х годов XX века — почетный гражданин и член Фонда культуры и образования штата Монтана (США), почетный гражданин городов Трентон, Санта-Фэ, Биллингз (США).

 

На протяжении всей жизни Т. Т. Салахов всемерно поддерживает талантливых людей, гордится успехами коллег и сопереживает их бедам. О том, как рискованно помогал попавшим в немилость и трудные жизненные обстоятельства людям, Т. Т. Салахов почти не вспоминает, но в творческой среде об этом доподлинно известно. В личности Т. Т. Салахова соединились высокие качества: благородство, смелость, мужество, человечность, мудрость, истинный аристократизм, врожденное чувство справедливости.

 

Живет и работает в Москве, творческая мастерская — в Баку.

 

Link to comment
Share on other sites

Арас Искендерович Агаларов

 

 

AAgalarov.png

 

 

 

Арас Агаларов родился в Азербайджане, в городе Баку, в 1955 году. После окончания школы он поступил в Бакинский политехнический институт (специальность — инженер ЭВМ). Получив диплом, Агаларов начал работать в научно-исследовательском институте, а затем в горкоме профсоюзов города Баку. В 1983 году Арас Агаларов с семьей переехал в Москву. В столице он стал слушателем в Высшей школе профсоюзного движения ВЦСПС (ныне Академия труда и социальных отношений). В 1988 году Агаларова зачисляют на должность младшего научного сотрудника Научного центра ВЦСПС. Эта работа помогла Арасу Искендеровичу написать диссертацию на тему «Формирование и использование фонда заработной платы на примере предприятия связи», которую он впоследствии успешно защитил.

 

Агаларова называют основоположником создания многопрофильных торговых комплексов, находящихся в ближайшем пригороде. Арас Искендерович неоднократно утверждал, что секрет успеха его проектов заключается в системном подходе: так, развивая одну сферу бизнеса, вы одновременно повышаете эффективность смежного направления, например, возведение одного объекта автоматически увеличивает интерес к соседним.

Первый крупный проект Агаларова — сеть торговых комплексов «Твой дом». Ритейл-project объединил в себе гастроном, гипермаркет товаров для дома, мебельный комплекс, оранжерею.

 

В 2001 году состоялось открытие бизнес-модели «Крокус Сити». Город-спутник занимает площадь, равную 90 га, и расположен на пересечении МКАД и Волоколамского шоссе. Ежедневно «Крокус Сити» посещают несколько сотен тысяч человек.

 

Сегодня Эмин Агаларов, сын Араса Искендеровича, является вице-президентом компании Крокус Групп, которая занимается реализацией следующих проектов:

 

  • «Крокус Экспо» — выставочный центр международного уровня, состоящий из 3 павильонов и 49 конференц-залов (общая площадь 549 000 м2);
  • «Крокус Сити Холл» — концертная площадка на 6200 мест (общая площадь 4 500 м2);
  • Vegas — торгово-развлекательный комплекс;
  • «Твой дом» — торговый комплекс (общая площадь 114 000 м2);
  • Shore House — ресторан и яхт–клуб с пляжем и двумя открытыми бассейнами;
  • «Аквариум» — бинес-отель на 225 номеров (общая площадь 13 000 м2);
  • Holiday Inn — один из самых крупных отелей Европы на 1000 номеров, открытие которого запланировано на 2014 год (общая площадь 81 080 м2);
  • Жилищно-деловой комплекс, открытие которого запланировано на 2014 год (общая площадь 237 000 м2);
  • «Мякинино» — станция метро с ежедневным пассажиропотоком в 25 000 человек;
  • рестораны (Shore House, Zafferano, Nobu, «Эдоко»);
  • Крокус Банк;
  • объекты жилой недвижимости (Agalarov Estate, Agalarov House, Sea Breeze).

Станция метрополитена «Мякинино» стала первой построенной на частные средства. Также она единственная находится за пределами столицы, в Московской области. Строительство «Мякинино» обусловлено необходимостью создать максимально комфортные условия для всех клиентов «Крокус Сити». Для владельцев автомобилей построены удобные парковочные площадки. Тот же, кто не имеет личного транспорта, может легко добраться до «Крокус Сити» на метро.

 

Проект торгово-развлекательного центра VEGAS Арас Искендерович начал воплощать вместе своим сыном Эмином Агаларовым. ТРК будет занимать площадь свыше 480 000 м2, из которых под торговую будет отведено 111 398 м2. VEGAS будет соединен с торговыми комплексами «Твой Дом» и «Крокус Сити Молл», а также МВЦ «Крокус Экспо» посредством прямых переходов. По словам вице-президента компании Крокус Групп Эмина Агаларова, VEGAS станет новым этапом развития «Крокус Сити». ТРК будет создан по примеру Рокфеллер-Центра. Его инфраструктура будет включать в себя:

  • каток площадью свыше 700 м2;
  • Times Square;
  • Fashion Avenue;
  • зону фудкорта;
  • многозальный мультиплекс;
  • паркингом на 2800 мест.

«Крокус Сити Молл» не раз называли Меккой шопинга. По словам Эмина Агаларова, при создании «Крокус Сити Молл» команда хотела воплотить «новый для столицы подход к шопингу, представив покупки не просто как трату денег, а как предмет искусства и источник вдохновения, который позволяет реализовать все свои желания». В 2002 году «Крокус Сити Молл» получил звание лучшим ритейл-проекта года.

 

Crocus Group стала генеральным подрядчиком при реализации государственного проекта по строительству ДВФУ (Дальневосточного Федерального Университета). Ключевой идеей проекта стало внедрение инновационного подхода в современный девелопмент. Инфраструктура ДВФУ включает в себя:

  • 5500 студенческих комнат-трансформеров;
  • конференц-зал;
  • пресс-центр;
  • два учебных корпуса;
  • медицинский центр;
  • бассейн;
  • открытый стадион;
  • три закрытых спортивных центра;
  • теннисный корт;
  • площадки для игр в баскетбол и волейбол.

Общая площадь ДВФУ:

  • учебные, жилые и вспомогательные корпусы (900 000 м2);
  • ландшафтная зона (220 га).

На счету Араса Агаларова есть ряд профессиональных наград:

  • премия The MICAM Awards;
  • премия Commercial Real Estate Awards 2011 (номинация «Девелопер Года»);
  • премия Donald Trump Diamond Excellence Award;
  • орден «За заслуги перед Итальянской Республикой» (2009 год);
  • лидер рейтинга высших руководителей по мнению газеты «Коммерсантъ» (2010 год);
  • лидер рейтинга владельцев коммерческой недвижимости в России по мнению журнала Forbes (2010 год).

Стоит отметить благотворительные проекты Агаларова. Crocus Group помогает в реализации социальных проектов в Московской области: помощь объединению семей и фонду, работающему с детьми-инвалидами, реализация программ по развитию молодежной политики и социальной инфраструктуры (Истринский район), поддержка детских домов.

Link to comment
Share on other sites

Путин наградил Араса Агаларова

 

Контекст
  • Арас Агаларов на 8-м месте в рейтинге королей российской недвижимости по версии Forbes
  • «Я все начинал с нуля…» - Арас Агаларов

 

БАКУ, 30 окт – Новости-Азербайджан. Президент России Владимир Путин вручил госнаграды выдающимся россиянам. Торжественная церемония прошла в Кремле, для награждения приглашены более полусотни гостей, сообщают СМИ.

 

Среди награжденных был и азербайджанский бизнесмен, гендиректор «Крокус Интернешнл» Арас Агаларов.

Отец популярного певца Эмина Агаларова Арас Агаларов награжден Орденом Почета.

 

Link to comment
Share on other sites

Отличная тема! 

 

В течение недели, как найду время, добавлю сюда живой инфы про наших великих земляков. Напишу про каждого очень коротко, своими словами, а то некоторые ленятся читать.

Link to comment
Share on other sites

Низами Гянджеви

 

 

Низами Гянджеви (полное имя - Низами Абу Мухаммед Ильяс Юсуф) - известный азербайджанский поэт, мыслитель, творивший под литературным псевдонимом Низами. Каким был его жизненный путь, известно мало, поскольку только из его произведений можно почерпнуть какие-либо сведения о нем. С его именем связано огромное количество легенд - плодов усилий живших позднее биографов. Неизвестно, когда точно родился поэт, однако традиционно принято считать годом его рождения 1141 г., период между 17 и 22 августа. Нет полной определенности и относительно места рождения Низами. Есть версия, что это город Кум (центральный Иран), однако уже в Средние века большинство биографов поэта называли в качестве места его рождения город Гянджа. Сегодня принято считать, что в Куме родился отец Низами, а он сам - уроженец Гянджи.

 

Семья его была небогатой. Некоторое биографы полагают, что семейным ремеслом являлась вышивка, но Низами отказался от продолжения традиций ради литературного творчества. В то же время есть данные, что отец поэта, Юсуф ибн Заки, мог быть чиновником, а мать предположительно была дочерью курдского вождя. После смерти родителей, скончавшихся рано, Низами воспитывал брат матери.

 

Низами был превосходно образованным человеком. Тогдашним поэтам вменялось в обязанность иметь неплохое представление о многих научных дисциплинах, однако даже на их фоне Низами выгодно отличался. Тексты его поэм убедительно свидетельствуют о том, что он имел познания не только в персидской и арабской литературе, но и в медицине, богословии, христианстве, исламском праве, иудаизме, иранской мифологии, философии, эзотерике, музыке, изобразительном искусстве, астрономии и др. Стихи он начал писать еще в юные годы.

 

Биография Низами целиком и полностью связана с родной Гянджей. Он не счел для себя возможным стать придворным поэтом, не желая расставаться со свободой творчества, но в то же время, согласно традициям, посвящал сочинения феодальным правителям, получая за это небольшие пособия. Низами был очень уважаемым человеком, ему оказывалось немало почестей. Например, согласно преданию, он получил от атабека больше десятка деревень и 5000 динаров, хотя и отказался находиться при его дворе.

 

Женат был Низами три раза. Первая, любимая, супруга была рабыней тюркского происхождения, которую ему подарил около 1170 г. правитель Дербента. Низами освободил рабыню и женился на ней, посвятил ей немало вдохновенных строк; у них родился сын. Вскоре его возлюбленная Афак умерла; преждевременная кончина настигла и двух других жен поэта.

 

Пять поэм, написанных Низами, - «Сокровищница тайн», «Лейли и Меджнун», «Семь красавиц», «Искандер-наме», «Хосров и Ширин» вошли в сокровищницу азербайджанской поэзии. Также его творческое наследие включает диван; до нашего времени из него сохранились 116 газелей, 30 рубаи, по несколько касыд и китов. Литературное наследие Низами, главным образом, его поэмы, наложило огромный отпечаток на дальнейшее развитие литературы Ближнего Востока и Средней Азии эпохи Средневековья.

 

Разнятся данные и по поводу смерти великого поэта; исследователи называют цифры с разбежкой в 37 лет. Точно известно лишь то, что он умер в XIII в. в родной Гяндже.

 

Мне ночь не в ночь, мне в ночь невмочь, когда тебя нету со мной.

Сон мчится прочь, сон мчится прочь, беда в мой вступает покой.

 

Клянусь, придет свиданья час: пройти бы не мог стороной.

Клянусь я мглою кос твоих: уйдешь — и охвачен я мглой.

 

Не мне ль нестись к тебе одной, стремиться могу ли к другой?

Тебе ль искать подобных мне, — не тешусь надеждой пустой.

 

Сравнись со мной — величье ты, вглядись — никну я пред тобой.

Сравнюсь с тобой — не прах ли я? Все клады в тебе лишь одной.

 

Нет глаз, чтоб видеть мне твой лик, мне радости нет под луной.

Нет ног — поспеть к тебе, нет рук, чтоб с жаркой сложить их мольбой.

 

Забыла ты о Низами, владея моею судьбой.

Днем гороскопы числю я, в ночь звезды слежу над собой.

Link to comment
Share on other sites

Вагит Алекперов

 

Вагит Алекперов родился в Баку 1 сентября 1950 года, в зеленом поселке Разина. Сын азербайджанца и казачки, он был пятым ребёнком в семье (Сейчас Алекперов благоразумно держит в кабинете Коран и Библию в кожаных переплетах, чтобы избежать кривотолков о том, какой бог для него "главнее"). Отец - Юсуф Кербалаевич Алекперов работал на нефтепромыслах, и Вагит пошел по его стопам. Отца почти не помнит: ему было всего три года, когда 54-летнего Юсуфа, прошедшего Великую Отечественную войну, не стало.

 

Татьяна Федорова, с которой Юсуф Алекперов познакомился задолго до войны, осталась с детьми одна. Вагит был самым младшим в семье, в которой кроме него росли еще три сестры и брат Вагиф. Он был усидчивым ребенком, не любившим забавы, старшая сестра буквально выгоняла его из дому поиграть. Он хорошо учился в школе, с 18-лет пошёл работать. Первые страницы его трудовой биографии начинаются на нефтепромыслах. В те годы Баку был нефтяной столицей Союза, нефтью была пропитана сама атмосфера города, и нет ничего удивительного в том, что трудовой путь Вагит начал с буровой. Активный, трудолюбивый – начальство было довольно.

 

Совмещая работу с учебой, в 1974-м он окончил Азербайджанский институт нефти и химии по специальности "Горный инженер по технологии и комплексной механизации разработки нефтяных и газовых месторождений". Следующие пять лет – пример головокружительной карьеры: начав с оператора по добыче нефти и газа в "Каспморнефти", вскоре он стал инженером-технологом, затем – начальником смены, мастером, старшим инженером и, наконец, заместителем начальника нефтепромысла. Как Вагиту Юсуфовичу удалось за столь короткое время дослужиться до столь высокой должности? Жизнь на примитивных нефтяных платформах, подверженных взрывам, пожарам, штормам и другим катастрофам, - закаляет характер. В 1974 году он работал на буровой, у устья скважины, когда произошел взрыв. Вагита выбросило с 12-метровой высоты прямо в бурные воды Каспия. Тогда погибли двое рабочих. Он выплыл, благо с детства хорошо плавал. Также рассказывают, что однажды несколько суток Вагит Алекперов провел на платформе в штормовом море без воды, пищи и соли, и выжил.

 

Он всегда был очень целеустремленным человеком, к тому же прекрасно разбирался в людях и умел понравиться начальству. Плюс – обладал способностью оказываться в нужное время в нужном месте.

В 1979 году таким местом – новым, перспективным – была Западная Сибирь. Тамошние месторождения только-только начинали осваивать, там было где развернуться, показать себя. Там, если поторопиться и правильно повести дело, можно было сделать такую карьеру и заработать такие деньги, какие в Азербайджане и не снились. Что, собственно, Вагит Юсуфович и сделал. В Сибирь он отправился по партийной разнарядке. Поработав пять лет на начальственных постах в "Сургутнефтегазе" и "Башнефти", в 1984-м он вытянул свою козырную карту. Руководители высшего звена, перед которыми Вагит Юсуфович всегда умел выглядеть молодцом, сочли, что его кандидатура, как никакая другая, подходит для должности первого гендиректора объединения "Когалымнефтегаз".

Гендиректор нового объединения (а в Когалыме на тот момент не было ничего, кроме вагончиков-теплушек) – это, с одной стороны, огромная ответственность: надо осваивать месторождения с нуля, причем отвечаешь за все ты лично. С другой стороны, это большие деньги, которые страна не скупясь выделяла на сибирскую нефтяную промышленность, и ничем практически не ограниченная власть. Директор месторождения был на своей территории богом, самодержцем, судьей, отцом солдатам, плюс еще несколько ипостасей. Среди окружающих его имя легенд есть и такая история - когда ремонтники боялись приблизиться к прорвавшейся трубе (любая искра могла вызвать взрыв) - Алекперов подошел к трубе, сел на нее и велел им приступать к работе. Теперь работяги по крайней мере знали - в случае взрыва начальник погибнет вместе с ними. Что говорить, если к директору секретарь райкома лично на поклон приходил.

 

Возглавив "Когалымнефтегаз", Алекперов задружился с другими местными самодержцами. Самые близкие отношения сложились у него с гендиректором "Урайнефтегаза" Александром Путиловым и главой "Лангепаснефтегаза" Юрием Шафраником.
У себя в Когалыме Алекперов развил бешеную активность. Его заметили, в январе 1990 года перевели в Москву, назначив заместителем министра нефтяной и газовой промышленности СССР. Алекперов стал самым молодым в СССР госчиновником такого ранга. Момент для вступления в новую должность, как оказалось, был чрезвычайно удачным. Генеральный секретарь Михаил Горбачев распахнул двери для иностранных инвестиций, и западные нефтяные компании начали заводить друзей в Москве. В 1990 году, когда "British Petroleum" организовала визит группы советских нефтяников в Британию, Алекперову было поручено подобрать состав делегации. Ее руководителем он назначил себя самого.

 

Рондо Фелберг (Rondo Fehlberg), в то время один из менеджеров BP, рассказывал позже в интервью, что в ходе той поездки Алекперов сразу же взял дискуссию в свои руки, строгим тоном попросив руководителей BP объяснить, как создается современная нефтяная компания. Когда Фелберг повез гостей из Москвы на одну из буровых BP, где царила невероятная по советским меркам чистота и тишина, те были настроены скептически. Они поначалу отказывались верить, что здесь добывается нефть. Члены делегации подумали, что это западный пропагандистский трюк. Представители BP заставили их потрогать трубы руками, чтобы они почувствовали, как по ним перекачивается нефть.

 

Фелберг заметил, что гости о чем-то тихо переговариваются между собой; лишь много лет спустя он понял, почему они имели вид заговорщиков. Хотя до безвременной кончины СССР оставался еще год, Вагит Алекперов уже планировал взять под контроль главные нефтяные мощности рушащейся страны. В то время его месячной зарплаты не хватило бы, чтобы расплатиться за бизнес-ланч.

 

А уже в 1991-м из просто заместителя он превратился в первого зама. В Сибири шутили, что должность досталась Вагиту Юсуфовичу за строительство коммунизма в отдельно взятом городе. По большому счету, отчасти это было правдой. Когалым жил богаче и комфортнее других нефтяных городов. Никаких бараков, даже в первое время (Алекперов распорядился сразу же строить капитальное жилье, никакой оплаты по бартеру – только живые деньги), отличное снабжение (не то чтобы народонаселение питалось всю зиму свежей клубникой, но какие-никакие яблоки купить было можно). Плюс – большие производственные успехи, о которых регулярно рапортовали в Москву.

К такому радению за успехи производства прибавьте феноменальные способности Вагита Юсуфовича всегда и везде найти протекцию, без которой все вышеперечисленные успехи не стоили бы выеденного яйца, – и получите формулу успеха.

О том, кто именно протежировал Алекперову в то время, мнения до сих пор расходятся. Возможно, тогдашний глава министерства, также вышедший из сибирских самодержцев, – Леонид Филимонов, до того как получить министерский портфель, успевший поработать директором "Нижневартовскнефтегаза" (после перестройки он стал президентом Восточной нефтяной компании).

В бывшем Союзе, как известно, добычу нефти, ее переработку и обеспечение потребителей нефтепродуктами курировали три различных министерства. При этом каждое ведомство преследовало свои цели, зачастую не совпадавшие с интересами смежников. Все это приводило к упадку многих, еще не до конца разработанных месторождений, обветшанию буровой техники и трубопроводов, дисбалансу и перекосам в нефтедобыче.
В соавторстве с Филимоновым Алекперов родил идею и разработал подробную схему так называемого вертикального интегрирования нефтяных компаний – ВИНК (позже она легла в основу его докторской диссертации). Предлагалось все предприятия по добыче, переработке и продаже нефти объединить в единый холдинг, т.е. организовать технологическую цепочку "от скважины до бензоколонки". Строго говоря, ничего особенно нового Алекперов с Филимоновым не изобрели. По той же схеме давно работал, например, итальянский государственный нефтяной концерн ENI.


Вагит Алекперов, миллиардер, один из самых богатых людей в мире, глава крупнейшей Российской нефтяной компании (ЛУКОЙЛу принадлежит мировое первенство среди частных компаний по запасам нефти, почти четверть российской нефтедобычи, 14% производства нефтепродуктов и крупнейшая среди российских компаний сеть сбыта из двух с половиной тысяч АЗС), был пятым ребенком в семье.

---------------------------------------------
Вагит Алекперов: начало жизненного пути
Вагит Алекперов родился 1 сентября 1950 г. в Баку Азербайджанской ССР в семье нефтяника. По признанию самого Алекперова, он вырос в атмосфере, буквально пропитанной нефтью. Работать пошел рано, с 18 лет. С 1972 года работал буровиком производственного объединения «Каспморнефть». Совмещая работу с учебой, в 1974 году он окончил Азербайджанский институт нефти и химии по специальности «Горный инженер по технологии и комплексной механизации разработки нефтяных и газовых месторождений».

Личная жизнь Алекперова
Своим кумиром Алекперов называет Энрико Маттеи - создателя итальянской нефтяной компании ЭНИ: «Это была личность, он сделал из госпредприятия компанию, которая до сих пор обеспечивает Италию углеводородами».

Характерной чертой внутренней и внешней политики «Лукойла» является непререкаемый авторитет ее президента. По свидетельствам очевидцев, многие партнеры компании заключают с ней договоры с особым условием сохранения у власти нынешнего ее президента. По мнению зарубежных партнеров компании, Вагит Алекперов отличается чисто американским напором.

Женат. Жена Вагита Алекперова - Лариса Викторовна. Сын - Юсуф (1990г.р.).

Хобби Вагита Алекперова - путешествия, туризм. Свободное время для общения с друзьями и близкими появляется по субботам, когда он работает до 14-15 часов, и вечер остается свободным. Живет в собственном доме.

Link to comment
Share on other sites

Рустам Ибрагимбеков

 

 

npid_42730.jpgсоветский и азербайджанский писатель и кинодраматург, лауреат Государственных премий, Народный писатель Азербайджана, Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР
  Биография

Рустам Ибрагимбеков родился 5 февраля 1939 года в Баку в семье выходца из Шемахи профессора искусствоведения Мамеда Ибрагим Ахмед оглы Ибрагимбекова и Фатимы Алекпер кызы Мешадибековой. По национальности — азербайджанец. В 1963 году он окончил Азербайджанский институт нефти и химии, а затем продолжил учёбу в аспирантуре Института кибернетики Академии наук СССР в Москве.

 

 

Имеет несколько научных трудов по теории систем автомобильного управления.

В 1967 году окончил Высшие сценарные курсы, а в 1974 году Высшие режиссерские курсы во ВГИКе.

В настоящее время с семьёй проживает в США.

  Кинодеятельность

Известность пришла к Рустаму Ибрагимбекову после того, как он в соавторстве с Валентином Ежовым написал сценарий к фильму «Белое солнце пустыни», который сразу после выхода на экраны приобрел в СССР культовый статус. По заведенному у советских космонавтов ритуалу просмотр этого фильма непосредственно перед запуском являлся важным условием для того, чтобы полет прошел успешно.

 

Основа творческих отношений Ибрагимбекова с режиссёром Никитой Михалковым была заложена в начале 70-х, когда Михалков снял свой первый фильм «Спокойный день в конце войны» по сценарию Рустама Ибрагимбекова. Результатом их творческого содружества стал целый ряд получивших международное признание работ: «Урга. Территория любви» — удостоен главного приза Венецианского кинофестиваля «Золотой лев», Государственной премии Российской Федерации; «Утомлённые солнцем» — картина, получившая «Оскара» за лучший иностранный фильм, Гран-при жюри Каннского кинофестиваля, Государственную премию Российской Федерации; и «Сибирский цирюльник», также получивший Государственную премию.

 

Рустам Ибрагимбеков создал сценарии более 40 художественных и телевизионных фильмов, и практически все его литературные произведения были экранизированы. Рустам Ибрагимбеков создал в Баку первую детскую киношколу, которая занимает почётные места во многих кинофестивалях.

 

Рустам Ибрагимбеков — председатель Конфедерации Союзов кинематографистов стран СНГ и Балтии, секретарь СКР, председатель Еврейского кинофестиваля в Москве, председатель Союза кинематографистов Азербайджана, член Европейской киноакадемии «Феликс» и Американской академии киноискусства, член СПР.

 

Ибрус (Ибрагимбеков Рустам) — российская кинокомпания, занимающаяся производством художественных и документальных фильмов. Основана в 1989 году сценаристом и режиссёром Рустамом Ибрагимбековым, как группа компаний «Ибрус —Игифокс — Аск», и возглавляемая им.

  Литературная и театральная деятельность

В литературу Рустам пришёл в 1962 году, когда в республиканской комсомольской газете «Молодёжь Азербайджана» был опубликован его рассказ «Хлеб без варенья». С тех пор его публикации издавались систематически.

 

Рустам Ибрагимбеков написал 15 пьес, поставленных более чем в 100 театрах разных стран мира. Пьесы — «Женщина за закрытой дверью», «Похороны в Калифорнии», «Дом на песке», «Похожий на льва» — с большим успехом шли в Праге, Берлине, Софии, Будапеште, Нью-Йорке («Circle Repertory Theatre», 1987), Баку и Москве. Он автор 10 книг и сборников «Ультиматум» (1983), «Проснувшись с улыбкой» (1985), «Дача» (1988), «Избранные повести» (1989), «Солнечное сплетение» (1996) и др., которые разошлись тиражом свыше 500 тысяч экземпляров. Создал театр "Ибрус".

Link to comment
Share on other sites

 Мехсети Гянджеви


Мехсети Гянджеви, выдающаяся азербайджанская поэтесса конца XI - начала XII веков, является ярким представителем Азербайджанского и Мусульманского Возрождения, представителем новой городской поэзии, воспевающей в своих стихах образы обитателей квартала городских ремесленников, поэтов, певцов и мутрибов. Мехсети во всем первая. Она первая из известных азербайджанских поэтесс, первая шахматистка, первая знаменитая азербайджанская музыкантша и вполне вероятно и первая женщина-композитор.

 

Биография ее окутана легендами и таинственностью, а известные факты ее жизни, также, как и стихи, отличаются крайней экстравагантностью, по крайней мере в понимании мусульманского общества того времени, если, конечно, принимать их в прямом, а не в переносном смысле. Согласно этим легендам, живет она в Гяндже в квартале Харабат, проводя время в застольях, пении и танцах. В стихах ее воспевается вино и чувственная любовь. Особо знаменита серия стихов, посвященная юным ремесленникам из квартала Харабат в Гяндже .

 

Твердо установленных данных биографии Мехсети-ханум очень немного. Тем, кто увлекается творчеством Мехсети Гянджеви, можно рекомендовать написанную с любовью к поэтессе и большим профессиональным мастерством книгу Рафаэля Гусейнова "Мехсети - какая есть".

 

Мехсети-ханум родилась приблизительно в 1089 году в городе Гяндже и дожила до глубокой старости. Звали ее Маниджа, имя же Мехсети было ее поэтическим псевдонимом. Существует несколько легенд о происхождении этого псевдонима. Согласно одной из них, в беседе с Султаном Санджаром Маниджа, якобы, как-то сказала, что в его блестящем окружении она самая маленькая и незаметная, на что Султан возразил: "то мех-хасти" ("ты самая большая" (фарс.)). "Мех-хасти" превратилось в "Мехсети" и осталось ее псевдонимом. По другой версии "Мехсети" состоит из двух слов "Мех" и "Сати", что значит "великая госпожа". И, наконец, предполагается, что слово это состоит из слов "Мяхсети" ("Луна Госпожа") (У Низами аналогично "Мехин Бану").

 

Мехсети получила хорошее образование и как видно из ее произведений, она успела побывать в следующих городах и областях: Рум, Мерв, Балх, Нишапур, Герат, Гянджа, Хорасан, Ирак, Зузан, Арран и др. Некоторое время она находилась при дворе великого Султана Санджара. Участвовала на его приемах и литературных меджлисах. Согласно преданиям, внимание Санджара она впервые привлекла экспромтом, сказанным рубаи о неожиданно выпавшем снеге: небо послало тебе серебряный ковер, чтобы конь твой не испачкал свои подковы. В награду она получает от него имя "Мехисти" ("Величайшая") и становится его приближенной. Основные сведения о жизни великой поэтессы все биографы берут из дастана XIII века "Мехсети и Амир Ахмед", рукописи которого хранятся в Институте Рукописей Азербайджана, в Стамбуле и Лондоне. Последние исследования азербайджанских литературоведов убедительно доказывают, что автором "Дастана" является азербайджанский поэт и ученый XIII века Абдулла Джовхари Заргар Тебризи и, что героями "Дастана" являются реальные лица. В том числе поэт Амир Ахмед, Шах Гянджи I (Султан Мухаммед) и шах Гянджи II (Султан Махмуд).

 

Из дастана следует, что к двадцати годам Мехсети своей образованностью, красотой, красивым голосом и поэтическим талантом успела завоевать авторитет и любовь во многих странах мусульманского мира. Послушать пение Мехсети в Харабате в Гянджу приезжают издалека и знать и купечество. Не остается в стороне и правитель Гянджи, которого в дастане зовут Шахом Гянджи. Ее часто приглашают во дворец. После одной из очередных пирушек шах предлагает условия завтрашней встречи. Опоздавший должен будет выпить три штрафных рога вина. Случилось так, что опоздавшей оказалась Мехсети. Она, подчинившись условиям шаха, один за другим опустошает два больших рога, после чего, взяв в руки третий рог, произносит экспромтом стихи, обращенные к шаху. "Эй, шах! - говорит Мехсети,- я не бык, мне рога не подходят, но если я все же стала быком, то двух рогов достаточно". Шаху так нравится экспромт, что этот сосуд, украшенный драгоценными камнями, он дарит поэтессе. У хатиба (священнослужитель) Гянджи после долгих лет ожидания родится сын, которого он называет Амир Ахмедом. Мальчика отдают на воспитание кормилицам, а с четырех лет посылают учиться в школу. Амир Ахмед оказывается очень способным и талантливым юношей и слава о его учености распространяется далеко за пределы Гянджи, хотя сам он все время проводит в учебе и не покидает родной школы. Однажды Амир Ахмед видит сон. Во сне он попадает в рай, где его встречает гурия с чашей вина в руках. Амир Ахмед пьет предложенное ему вино и с этого момента он оказывается опьяненным красотой этой гурии. На утро отец находит Амир Ахмеда сильно опечаленным. Чтобы как-то развеять его печаль, отец разрешает Амир Ахмеду в сопровождении 400 всадников погулять по Гяндже. В одном из кварталов города Амир Ахмед слышит красивое пение и узнает, что этот квартал называется Харабат. Там в одном из кабаков находит красавицу, возлежащую на четырех подушках. Это была Мехсети Гянджеви. В ней Амир узнает свою гурию. Молодые влюбляются друг в друга и начинают обмениваться четверостишиями (рубаи).

 

Хатиб оказывается страшно удивленным, когда, в этот день, перед сном его сын вместо Корана начинает читать рубаи. Его беспокоит поведение вернувшегося из Харабата сына. Хатиб даже отсылает его к врачу, а потом обещает женить. Все безрезультатно. Амир Ахмед непреклонен и без каких-либо сопровождающих отправляется в Харабат к Мехсети. Мать Мехсети, узнав чей это сын, просит отправить его домой, боясь неприятностей. Молодые не придают значения ее словам. Хатиб пытается вернуть сына и даже жалуется Шаху Гянджи, но сын непреклонен. Тогда он посылает за сыном своих людей, которые сажают его в темницу. На третий день длительных бесед о морали и греховности его поведения Амир Ахмед признает правоту отца и получает свободу. На радостях отец пускается в пляс и устраивает богатое угощение в честь такого радостного события. Когда прием окончен и гости расходятся по домам Амир Ахмед уходит, как и следовало ожидать, в направлении Харабата.

 

В Харабате Амир Ахмед находит Мехсети в окружении 40 девушек. Они играют на нейе, чанге, дафе, танцуют и поют. Мехсети проводит урок музыки. Здесь Мехсети предстает в новом свете. Она не только пишет стихи, поет, играет на многих инструментах, она еще и преподает музыку и танцы.
С точки зрения знакомства с музыкой и музыкальной средой того времени интересно описание приема, устроенного Шахом Гянджи в честь Мехсети, на котором музыка исполнялась на следующих инструментах: чанге, уде, барбате, абришами, нейе и танбуре.

 

Далее в "Дастане" говорится, что Мехсети была самым сильным игроком в шахматы в Гяндже. Описывается партия на приеме у Шаха Гянджи между ним и Мехсети. В другой партии Шах Гянджи играет на пари на тысячу динаров с Амир Ахмедом. Амир Ахмед побеждает и Шах Гянджи расплачивается золотыми монетами.

 

Как-то Мехсети приглашают во дворец к Шаху Гянджи. За что-то разгневанный шах приказывает завернуть Мехсети-ханум в шкуру быка и бросить в темницу. Только через шесть суток по ходатайству местной аристократии ее освобождают и она в гневе произносит обличающие шаха стихи.
Другой раз на зимней охоте Мехсети, обращаясь к шаху Гянджи, говорит уже упомянутые выше стихи о снеге. Стихи так нравятся шаху, что он дарит коня поэтессе. Однако, своевольный шах требует, чтобы возлюбленные расстались, а Мехсети осталась жить во дворце. Мехсети предлагает Амир Ахмеду бежать в город Балх. Сначала туда попадает Мехсети. В честь нее собираются поэты Балха и всего Хорасана. Начинается поэтическое состязание. Мехсети предлагает поэтическую загадку. Никто не может найти на нее ответ. В это время в состязание вступает странник, который отвечает Мехсети изящным стихом. Все присутствующие догадываются, что перед ними сам Амир Ахмед.
В конце дастана "Мехсети и Амир Ахмед" повествуется о том, что влюбленные возвращаются в родную Гянджу, официально оформляют свой брак и у них родится двое детей. После смерти отца Амир Ахмед становится Хатибом Гянджи. Мехсети переживает мужа на два года. Она его так долго оплакивает, что к концу жизни слепнет.

 

В "Дастане" указывается, что похоронена она рядом с Низами Гянджеви. Действительно, когда в 1923 году могила Низами была вскрыта с целью перезахоронения его на почетное кладбище Шах-Аббасской мечети, рядом с могилой поэта было найдено захоронение женщины. Академик Араслы не исключает возможности знакомства этих двух выдающихся личностей, хотя время их жизни трудно свести, и даже приводит стих Низами, который, может быть, обращен к нашей поэтессе:

 

Уж раз ремесло твое - быть музыкантом,
Я звуков высоких и низких желаю.
Басмой лук бровей не натягивай грозно
До самых ушей! Шли стрелу! Ожидаю.
Ты знаешь, что жить без тебя я не в силах.
Ты жизнь мою хочешь, бери же, - бросаю!
Я вижу: удачи я жаждал напрасно,-
Я вздохом последним тебя призываю.
Тебе Низами отдает свою душу,
Прими - как страдания я принимаю.

 

"Дастан" написан увлекательно и читается с большим интересом даже в пересказе. Но в то же время во все, что там написано, очень трудно поверить. Читателя не оставляет чувство чего-то недоговоренного. Создается впечатление, что автор скрывает факты биографии используя какие-то понятные только читателю того времени иносказания.

 

Действительно очень трудно поверить, что почтенный богослов в те времена мог отдать свою очень талантливую дочь учиться музыке и танцам, для того, чтобы она могла попасть в питейный дом - Харабат (Мейхана) подготовленной. То же самое можно сказать и о сыне Хатиба Амир Ахмеде, который, получив великолепное богословское образование, идет в Харабат вслед за Мехсети. Еще трудней поверить, что принятая при дворе султана Санджара поэтесса объясняется в любви бесчисленным молодым ремесленникам: прядильщику шерсти, шапочных дел мастеру, пекарю, портному, мяснику, ювелиру и многим другим. Загадки, загадки и загадки.

 

Однако все становится предельно ясным и логически верным, если только предположить, что Мехсети состояла членом какого-то тайного суфийского ордена и биография ее изложена с использованием иносказаний и аллегорий, принятых суфиями с целью самозащиты от преследующих их ортодоксальных мусульман.

 

Суфии считали, что высшей целью жизни человека должна быть любовь к богу. Через мистическую любовь к богу, в определенном состоянии - экстазе (хал) возможно уединение, а затем и слияние с богом. Достичь такого состояния может только суфий, прошедший длительные тренировки, во время слушания (сама) суфийских стихов под ритмическую музыку, иногда сопровождающуюся танцами. Как пиет академик Бертельс, эти стихи могли быть светскими, преимущественно эротического характера, либо чисто суфийскими, использующими свою особую терминологию. И те и другие должны были служить "как бы стимулом, облегчающим достижение экстатического состояния". В чисто суфийских стихах стремление суфия к познанию бога отождествляется с любовью, а сам бог именуется другом (дуст), или возлюбленным (йар), суфий отождествляется с влюбленным (ашиг), или гулякой (ринд), экстатическое состояние суфия - с состоянием опьяненности вином (маст) и вином (мей), место сборища суфиев отождествляется с питейным домом, таверной (Харабат, Мейхана) и т.д. Вместо мечети, некоторые суфии посещают свои собрания, на которых чтение хадисов заменяется чтением стихов, пением и танцами в суфийской обители - Харабате. Доктор Джавад Нурбахш, глава суфийского ордена Нематуллахи в Лондоне слово Харабат переводит на английский язык как "Tavern of Ruins" ("Таверна среди Руин"), подразумевая под этим суфийскую обитель. Он пишет, что суфий, пройдя все стадии очищения, становится Совершенным Человеком и достигает порога Истины (Хагигат).

 

 

Оригинал тут:   http://laidinen.ru/women.php?part=821&letter=Г&code=823

 

ПС.  Суфий, выходит, вы  у нас человек совершенный ))

Link to comment
Share on other sites

 

10 декабря во французском городе Мюлуз состоялись организованные Фондом Гейдара Алиева при поддержке посольства Азербайджана во Франции выставка и концерт, посвященные 900-летию яркой представительницы Мусульманского Ренессанса, первой азербайджанской поэтессы и шахматистки Мехсети Гянджеви.
 
 
Ведущий организованного в церкви Сент-Этьен концерта - Ален Тремольер напомнил, что жемчужина Кавказа - Азербайджан расположен на Южном Кавказе, на древнем Шелковом пути, стратегическом узле между Востоком и Западом и является родиной зороастризма и одной из древнейших колыбелей человечества.
 
Отметив, что Азербайджан подарил гениев мировой литературе и музыке, ведущий подчеркнул, что первая демократическая республика на Востоке также была основана в Азербайджане, здесь еще в 1918 году женщинам были даны избирательные права, а также именно в Азербайджане впервые в мусульманском мире появились светский театр, опера, балет и национальная академия. По его словам, наряду с богатством недр, Азербайджан известен своим богатым историческим и культурным наследием.
 
Он отметил, что азербайджано-французские культурные связи имеют уникальные исторические корни: "Путешествие в Азербайджан во второй половине XIX столетия великого французского писателя Александра Дюма (отца), перевод Жоржем Сандом эпической поэмы "Кёроглу" на французский язык, издание в Париже в начале ХХ века журнала "Кавказ", жизнь и творчество во Франции азербайджанской писательницы Умбюльбану Асадуллаевой и, наконец, встреча сыгравшего в общественно-политической жизни Франции важную роль президента Шарля де Голля с Ахмедией Джебраиловым являются ярким примером дружбы между нашими народами".
 
Выставка и концерт, организованные в прошлом месяце в Реймсе, а сегодня - в Мюлузе по случаю 900-летия выдающейся азербайджанской поэтессы Мехсети Гянджеви, являются продолжением культурных мероприятий, проводимых фондом во Франции", - сказал Ален Тремольер.
 
 
Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
 Share


×
×
  • Create New...