Перейти к содержимому

Размышления на тему:


Recommended Posts

Размышления на тему философии прав человека

Посвящается светлой памяти Марека Новицкого, основателя Международной школы

по правам человека, председателя польского Хельсинкского

фонда по правам человека.

Права человека: пожалуй, мы в повседневности очень часто начали сталкиваться с данным понятием. И существует очень много интерпретаций, множество различных подходов к этой категории. И что самое удивительное, им не брезгают пользоваться в последнее время и сами попиратели этих прав. Начиная с середины ХХ века, этому, на первый взгляд несложному словосочетанию, стало уделяться очень большое значение. Нечто магическое было в этих двух словах. Права и человек. Можно часами оспаривать, что, мол, концепция по правам человека возникла из тех или иных фундаментальных источников. Мол, та или иная школа имела доминирующее и основное влияние на возникновение этих вопросов. Можно также небезуспешно искать и обнаруживать гносеологические корни данных концепций в Священных писаниях (Коране, Библии, Торе).

Но ясно одно, что человечество только лишь к середине ХХ века всерьез - сначала теоретически, а затем уже и практически - начало рассматривать эти понятия, как влияющие на развитие событий и, соответственно, на общий ход истории. То ли прагматичность привела к этому, то ли выгода тех или иных стран, то ли решимость и воля отдельных лиц - но, после долгих колбиипий, принимается декларация, только лишь Декларация по правам человека. После уже - Пакт о правах человека.

Конечно, можно по-разному рассматривать само понятие прав человека. Кто-то смотрит на эти права и свободы как на нечто естественное и принимает ограничения по ним только из соображений разумной необходимости, при условии четкого и прямого указания в законе. Кто-то рассматривает это наоборот - от ограничений к свободам. Мол, нечего, по граммам их давать надо, а то еще и не так поймут. По подходу к данному вопросу сразу можно понять, к какому именно образу мышления относится данный индивид. Т.е., к какому именно типу людей осознанно или неосознанно относит он себя в вопросах философии прав человека - к тем, чье сознание движется от свободы к ограничениям или к тем, чье - от ограничений к свободе. Поэтому людям на Западе, в особенности выросшим в атмосфере доминантной роли прав человека в обществе, которые понимают права человека, как от свободы к ограничениям, трудно понять собеседника, когда речь заходит о порционной выдаче прав человека. Для них неприемлемо, когда говорится, что нельзя давать слишком много свобод. Потому что именно от абсолютных свобод к необходимым ограничениям они эволюционировали и постоянно следили, чтобы ограничения эти были именно необходимыми и не всякими там необходимыми, а необходимыми в истинно демократическом обществе, принятыми в цивилизованном мире. Также трудно понять человеку, выросшему в системе обратных ценностей - от ограничений к свободам, иную точку зрения. То есть все должно быть ограничено, и права и свободы выдаются по талонам, по граммам. Если что-то не разрешено, причем в письменном виде, то значит - запрещено. Излишне говорить, что там, в другой системе, все в точности наоборот. Может возникнуть вопрос, а почему нужно давать человеку права и свободы? С чего вообще вы это взяли? И на чем они базируются? Существует очень простой ответ на эти вопросы: права человека зиждутся на человеческом достоинстве. То есть человеческое достоинство является точкой отсчета для данного понятия. Можно по-разному давать определение человеческому достоинству. Но, очевидно, что насколько ясно само это понятие любому обывателю, настолько трудно дать ему определение. Видимо, аксиоматическая, самоочевидная суть данного понятия не позволяет еще более упростить его. Всякому понятно, что такое достоинство. Всякий признает, что нельзя оскорблять достоинство человека. А что нужно для сохранения этого достоинства?

До встречи с Мареком, до его занятий все эти термины вроде бы были мне знакомы. Но Марек как-то по-другому оживил их, как бы вдохнул в них новую суть. Он словно вкладывал свою душу в каждое из этих понятий. Помню, как в последний раз в Варшаве на занятиях Международной школы по правам человека, в перерыве между лекциями, я поделился с ним информацией о подходе ислама к вопросу философии прав человека. Он задал мне несколько уточняющих вопросов. Слыша ответы, в его глазах блеснули искорки радости. Я знал, я понимал, почему блеснули эти искры в его глазах. Он очень обрадовался, когда я довел до его сведения, что философия прав человека в исламе также сводится к достоинству, точнее, к концепции "иззатун-нафс". Понятие "иззатун-нафс" - священности, незыблемости человеческого достоинства красной нитью проходит через все кораническое учение. И в процессе диалога цивилизаций можно будет сближать позиции именно на этой нейролингвистической плоскости, и, приняв человеческое достоинство за общий знаменатель, идти шаг за шагом к взаимоосмыслению.

Марека больше нет с нами. Но Марек оставил после себя целое поколение студентов, которых он любил, как своих детей. Спасибо тебе, Марек. Я уверен, что благодаря таким, как ты, человечество день ото дня все больше и больше будет подходить к пониманию человеческого достоинства. И я верю, что XXI век, иншаллах, будет веком, в котором люди все больше и больше будут приближаться друг к другу. И права человека и свободы не будут барским подарком, а станут неотъемлемой частью нашего бытия. Иначе всех нас ждет гибель. Гибель веры. Веры в конструктивное и позитивное будущее, где во главу угла ставилось бы человеческое достоинство, производными от которого являются права человека и свободы.

Ильгар Ибрагимоглу

Ведущий координатор DEVAMM (Центра по Защите Свободы Совести и Вероисповедания)

Генеральный секретарь Азербайджанского отделения IRLA (Международной Ассоциации Религиозной Свободы) [/size]

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 4 weeks later...

Письмо Ильгара Ибрагимоглу из камеры №130 “корпуса смерти”

редакции журнала "Azerbaycanda Insan Huguglari"

Уважаемая редакция журнала “Azerbaycanda Insan Huquqlari”. Уважаемый главный редактор господин Аваз Гасанов!

Являясь постоянным читателем уважаемого и дорогого мне журнала “Азярбайжанда инсан щцгуглары”, стараюсь постоянно следить за материалами, которые здесь публикуются. Обычно я это делал через web-версию, однако на сей раз посчастливилось ознакомиться с 6-м номером журнала в “корпусе смерти” Баиловского следизолятора.

Время для чтения было ограничено, так как журнал передавался из рук в руки по камерам, но мне все-таки удалось около 3-4-х часов детально просмотреть данный номер. Могу поздравить Вас, а также всю правозащитную семью, включая и себя, с тем, что мы имеем в Азербайджане подобное ценное издание.

Сразу целый ряд материалов в этом номере можно отметить как удачные, однако я хотел бы коснуться одной статьи, которая привлекла мое особое внимание специфичностью касающейся темы.

Речь идет о статье белорусского автора “Незападная концепция прав человека”. Сразу хотелось бы поблагодарить автора статьи за исследование данного направления, которое, к слову, требует определенной смелости. Так, в эпоху “Диалога цивилизаций” и “Глобализации”, это направление требует особенно тщательного подхода и внимательного исследования.

Начав с того, что в последнее время многие исследователи очень часто указывают на такой аспект, как универсализация прав человека, уважаемый белорусский автор затем призвала к внимательности в отношении столь расширенного толкования значения данного понятия. Далее уважаемый автор, приводя примеры из взглядов представителей незападной установки по проблемам прав человека, обвиняет их в смешивании понятий права человека и человеческое достоинство. Ниже она указывает на элементы схожести между концепциями этих двух понятий: права человека и человеческое достоинство, но здесь же указывает, что не все концепции человеческого достоинства включают права человека. “А права же человека, как провозглашено во многих концепциях”, - продолжает уважаемый автор, - “происходят от присущего человеку достоинства”. “Права человека являются правами, а не выгодами, обязанностями, привилегиями”, - указывает автор.

Повторно поблагодарив уважаемого автора за данный труд, хочется определиться с некоторыми моментами:

1) В процессе своего исследования, анализа, сравнения, а также критики, какой именно логически-философской школы или методологии придерживается автор? Доренессансовской, либо постренессансовской?

2) Учитывая категоричность в утверждениях, интересно было бы узнать в курсе ли уважаемый автор того, что философы постмодерновой эпохи не очень-то и жалуют общепринятую на Западе концепцию прав человека. А если основываться на доренессансовской методологии, то, с точки зрения целостности, эта концепция вообще не выдерживает никакой критики;

3) Читая критику в невнимательности сторонников универсализации прав человека, в части смешивания понятий права человека и человеческое достоинство, очень прискорбно было при этом наблюдать, как не соблюдаются необходимые нормы логически-философского сравнения двух различных феноменов. В особенности была проигнорирована, самая, на мой взгляд, важная составляющая, которая была открыта в последнем десятилетии XX века – нейролингвистическая.

4) Уважаемый автор, решив разнести в пух и прах незападную концепцию, успевает по пути заглянуть и в Исламскую концепцию прав человека. Тут уж уважаемый автор просто превосходит все ожидания. Апеллируя на выступление представителя Омана на Генеральной Ассамблее, а также обращаясь к мнениям еще двух-трех специалистов (к сожалению, абсолютно мне незнакомых), она заявляет, что оказывается, в Исламской терминологии даже нет перевода понятий прав человека. Но это еще не все. Основываясь на мнении этих же авторов, она убеждается в беспочвенности того, что в Исламе права человека являются как таковыми фундаментальными ценностями.

Обидно господа, обидно!

В особенности потому, что сегодня есть возможность просмотреть хотя бы переводы на русский язык трудов о незападных концепциях прав человека. И в числе других, также и Исламской концепции. Да и в соседней с Белоруссией Польше, в международной школе по правам человека, организуемой Хельсинкским Фондом по правам человека, которым руководил покойный Марек Новицкий, ежегодно проводились семинары на темы незападных концепций.

Обидно, если в эпоху диалога цивилизаций и глобализации, когда появились большие возможности для позитивного, объективного подхода к универсализации прав человека, и основой для этого может служить именно человеческое достоинство, мы потеряли бы этот шанс. В столь хрупком мире, где, к сожалению, доминирует не диалог, а противостояние цивилизаций, подобными, не очень высокого качества исследованиями, можно нанести двойной вред:

а) Тех, кто не знаком с незападными концепциями, ввести в заблуждение и индоктринировать;

б) А представителей этих концепций разочаровать своим дилетантским, непрофессиональным подходом.

Приношу свою благодарность уважаемой редакции за опубликование статьи уважаемого белорусского автора, что дало хорошую пищу для сравнительного анализа и возможность поделиться отсюда – из “корпуса смерти” некоторыми тезисами.

Уверен, что иншааллах, будущее за универсализацией прав человека, за диалогом, за глобализацией, в позитивном смысле этих понятий. И это сближение обязательно состоится на одном общем знаменателе – человеческом достоинстве, которое понятно всем.

С уважением,

Ильгар Ибрагимоглу

Генеральный секретарь Азербайджанского отделения

Международной Ассоциации Религиозной Свободы (IRLA),

Ведущий координатор Центра по Защите

Свободы Совести и Вероисповедания (DEVAMM)

из камеры №130 “корпуса смерти” Баиловского следственного изолятора .

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...