Перейти к содержимому

Баку


ORXAN-BEY

Recommended Posts

9 часов назад, Веро сказал:

 

IMG_20200728_215057.jpg.41052963390107a8c861c15bbe6e6669.jpg

 

а это где

Есть много общего в Баку 100-ей давности и современном.

Паркуются где попало и собаки гуляют без намордника.

# Гарабаг, Зангезур, Гёйча - это Азербайджан!

# Газа, Иудея, Самария и Иерусалим - это Израиль!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 242
  • Created
  • Последний ответ

Top Posters In This Topic

Top Posters In This Topic

В 29.07.2020 в 19:22, .::BAKILI::. сказал:

Есть много общего в Баку 100-ей давности и современном.

Паркуются где попало и собаки гуляют без намордника.

да еще люди :lol: без маски и без перчаток

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 weeks later...
  • 8 months later...
  • 4 months later...

511892637_AF1QipNaJtnVEs9ODToeTKLYnQSp12bXcVxILIO73hqls0.thumb.jpg.9385262667404153a47fdb239b18cdce.jpg

1. Как ни странно, лидер просмотров моих фотографий Баку на Google Картах.

Азербайджанский технический университет

Более 1,850,000 просмотров!

 

1894945442_AF1QipOBYAPnSdHHePc7EWkxDeUteKflIvFKBOOtbvtis0.thumb.jpg.3e3cd24c2523cc4cf1046bd86689e4af.jpg

2. Бакинское колесо обозрения

Почти 825,000 просмотров

 

2112343358_AF1QipOQyg68wiLOAF1dW1DxJ5-rpWmFdL6mARs0eWGJs0.thumb.jpg.9211595630efa3dc09a9d3d550bc8a14.jpg

3. Дом правительства

Более 717k просмотров

 

1714579688_AF1QipMrYMudKXa_NA-ijzrOQ4aSFkHl-Vre0i4WCHGqs0.thumb.jpg.833dc6e7a59709caf2563891174cbfa1.jpg

4. Дом учёных

Почти 680k просмотров

 

367146544_AF1QipOXnaz7-4mXdBxi9Lpo4xSrOVTrbUpJVV5zRQMys0.thumb.jpg.93c0d19f45d05866c0cfbec44e5235b3.jpg

5. Улица Низами

Более 520k просмотров

 

1849054132_AF1QipMXbcnJx5QqBRY69OQ1Aqk_c_kYPpoKivQFKgB3s0.thumb.jpg.6c1dd98adb28fab09af792ea036bdc03.jpg

6. Азербайджанская национальная библиотека им. М. Ф. Ахундова

Почти 504k просмотров.

 

PANO_20160607_124505_0.thumb.jpg.dcb0551f17735a5c8eac11bbaa8ea61e.jpg

7. Классическая панорама Баку.

485k просмотров.

 

170948610_AF1QipNY0EU8NrcSSmAbuHMnzeEprDHrYRAXG7W3bryis0.thumb.jpg.e3dda0a27bbdbc2890105dcf4b4e817f.jpg

8. Проспект Строителей.

409k просмотров

 

503887941_AF1QipMwBVXd9wmUWoFSSklLciwbytOmOMrvp3Soa4jzs0.thumb.jpg.4996585fb11cd1e7ca9d0d28a8c6b127.jpg

9. Железнодорожный вокзал Баку

Более 357k просмотров

 

1002725647_AF1QipOQ2o03fdtxJE_Jnxm6lNjotGGRWF41hG10PK89s0.thumb.jpg.7f8902d32cd0c02ee6f18f753532772d.jpg

10. И замыкает 10 лидеров просмотров по Азербайджану гора Муровдаг.

Более 308k просмотров

# Гарабаг, Зангезур, Гёйча - это Азербайджан!

# Газа, Иудея, Самария и Иерусалим - это Израиль!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 9 months later...
  • 3 weeks later...
  • 4 months later...
  • 1 month later...
6 hours ago, Tixe said:

магазин Шахнoвича ? @Веро

 

IMG_20221227_105219.jpg.b97633a35de949d6622bafa4ae0d38e4.jpg

 

 

помнит кто нибудь ?

На аэропортовской трассе была похожая, кажется от митсубиши. Сворачивал с дороги за линию ёлок. Потом на этом месте построили заправку Tapet.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 4 weeks later...
  • 8 months later...
  • 2 months later...

Синтез времен: памятники Баку на открытках 1995 года

baku-1995-pamyatnik-huseynzade-17.jpg
 

Производство открыток в Азербайджане пошло на убыль в первой половине 1990-х годов по сравнению с советским периодом. Тем не менее стандартные открытки с «видами Баку» продолжали выпускаться. Многие выпускались в России.

В 1995 г. издательством «Дом Печати» в Ульяновске был выпущен комплект из 24 открыток — «Добро пожаловать в Баку», с кадрами известного азербайджанского фотографа Гусейна Гусейнзаде. Тираж составил 10,000 экземпляров.

В данную подборку вошли памятники известных личностей в истории Азербайджана (Гусейн Джавид, Мехти Гусейнзаде, Джафара Джаббарлы и др.), архитектурные памятники разных эпох (Ичери Шехер, Дворец ширваншахов) и тд.

ГАЛЕРЕЯ:

baku-1995-pamyatnik-huseynzade-16.jpg
baku-1995-pamyatnik-huseynzade-15.jpg
baku-1995-pamyatnik-huseynzade-18.jpg
baku-1995-pamyatnik-huseynzade-4.jpg
baku-1995-pamyatnik-huseynzade-3.jpg
baku-1995-pamyatnik-huseynzade-1.jpg
baku-1995-pamyatnik-huseynzade-14.jpg
baku-1995-pamyatnik-huseynzade-6.jpg
baku-1995-pamyatnik-huseynzade-9.jpg
baku-1995-pamyatnik-huseynzade-7.jpg
 
Изменено пользователем Ратмир

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Открытки с видами Баку 1980 года 

baku-1980-otkritki_22.jpg
 

В 1980 г. московским издательством «Планета» был выпущен набор открыток «Баку», из серии «города СССР».

Набор вышел тиражом в 200,000 экземпляров.

Для открыток были использованы фотографии Г.Гусейнзаде.

ГАЛЕРЕЯ:

baku-1980-otkritki_20.jpg
baku-1980-otkritki_24.jpg
baku-1980-otkritki_25.jpg
baku-1980-otkritki_21.jpg
baku-1980-otkritki_23.jpg
baku-1980-otkritki_01.jpg
baku-1980-otkritki_02.jpg
baku-1980-otkritki_03.jpg
baku-1980-otkritki_04.jpg
baku-1980-otkritki_05.jpg
baku-1980-otkritki_06.jpg
baku-1980-otkritki_07.jpg
baku-1980-otkritki_08.jpg
baku-1980-otkritki_09.jpg
 
 

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Газетные архивы: заброшенный кинотеатр им. Джафара Джаббарлы в 1999 г.

jabbarly-kinoteatr-baku-zerkalo-1999-3.j
 

В послевоенное и позднее советское время в Баку было около трех десятков кинотеатров, зимних и летних, многие из которых проектировали известные азербайджанские архитекторы.

В дальнейшем их число неумолимо уменьшалось. Многие закрылись и здания потом использовались уже для других целей.

К таким можно причислить и кинотеатр им. Дж.Джаббарлы на пр. Нариманова (позднее — пр. Г.Джавида) в Баку. Позднее, в начале XXI в. в отремонтированном здании расположился телеканал Space TV.

Я там, где меня нет. А там, где я есть, меня там точно не было! 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Бакинская Детская железная дорога в 2005 году

Baku-detsk-jelezn-doroga-2005-%D0%A2%D0%
 

В советское время, детская железная дорога в Баку пользовалась большой популярностью, однако времена менялись, и популярность стала падать.

С 1992 г. у ДЖД начались серьезные трудности с финансированием. Она фактически оказалась брошенной на произвол судьбы, хотя обучение юных железнодорожников продолжалось до 1995 г. С 1995-1996 гг. набор детей в кружки юных железнодорожников прекратился.

Из-за отсутствия средств на ремонт оборудования и подвижного состава в распоряжении ДЖД остались только один «полуживой» тепловоз и один исправный пассажирский вагон, остальные были в ужасающем состоянии.

Для экономии топлива были вынуждены отказаться от выполнения сложных маневров на разворотном треугольнике станции «Бахар». На станцию «Зоопарк» поезд возвращался вагоном вперед.

Как видно по фотографиям В.Назимкина 2005 г. — бакинская детская железная дорога в 2005 г. еще работала. Было даже расписание поездов:

Baku-detsk-jelezn-doroga-2005-%D0%9F%D0%
Поезд на станции Деде Горгуд. (2005 г. Всеволод Назимкин)
Baku-detsk-jelezn-doroga-2005-%D0%A2%D0%
Тепловоз на станции Деде Горгуд (2005 г. Всеволод Назимкин)
Baku-detsk-jelezn-doroga-2005-%D0%A0%D0%
Расписание движения поездов. (2005 г. Всеволод Назимкин)
Baku-detsk-jelezn-doroga-2005-%D0%92%D0%
Вокзал станции Бахар. Фото 2005 года Всеволода Назимкина
Baku-detsk-jelezn-doroga-2005-%D0%9F%D0%
Паровоз-памятник 159-141 на станции Деде Горгуд. (2005 г. Всеволод Назимкин)

Я там, где меня нет. А там, где я есть, меня там точно не было! 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 привет Ледокол

 

2 часа назад, Ледокол сказал:

 детская железная дорога в Баку пользовалась большой популярностью, однако времена менялись, и популярность стала падать

 

не помню чтоб падала популярность

даже в заросшие джунгли ходили

потом перестали пускать

2 часа назад, Ледокол сказал:

Для экономии топлива

в нефтяной :blink:  стране ?

захотели убрать- убрали

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гаджи, Али и Имран Касумовы: братья, построившие Баку

kasumov-bratya.jpg
 

О.Буланова

Речь пойдет о трех братьях Касумовых — Гаджи, Али и Имране, строителях-подрядчиках, имевших самую знаменитую строительную фирму в Баку.

Если богатых и щедрых людей, нефтепромышленников-домовладельцев, замечательных архитекторов в дореволюционном Баку было довольно много, то подрядная фирма, превращавшая миллионные средства заказчиков и талантливые замыслы городских инженеров (как в то время чаще всего называли архитекторов) в роскошные особняки, была практически единственной. Она называлась — строительная компания «Братья Касумовы и К°».

Имя братьев Гаджи, Али и Имрана Касумовых в Баку на рубеже веков было известно довольно широко. Им, как правило, отдавали подряды на строительство своих домов самые богатые промышленники и представители нарождающейся буржуазии.

 

И можно с уверенностью сказать, что без участия фирмы не обходились строительство или отделка практически ни одного роскошного особняка, будь то построенное на деньги Мусы Нагиева здание первого в мире Мусульманского благотворительного общества — знаменитая Исмаилие, или гостиница «Новая Европа», или Мухтаровский дворец, ставший в советское время самым знаменитым Дворцом счастья, или здание зимнего Общественного собрания, которое позже было преобразовано в филармонию, или дом братьев Садыховых напротив Общественного собрания… А также частные жилые или доходные дома владения Гаджинских, Меликовых, Амираслановых…

Отец братьев Касумовых, Гаджи Мамед Али Молла Гасым оглу, владел мастерской по окраске шерсти для ковров в Ордубаде. Сыновьям в наследство он оставил немногое, да и продолжить промысел отца они не захотели. Развернувшееся в Баку в начале прошлого века бурное строительство само подсказало им род занятий: они станут строить дома, воплощать в жизнь задумку архитекторов.

Начинать приходилось с самых обычных ремесел. Так, старший из братьев — Гаджи Касумов — начинал простым столяром. Человек очень инициативный, предприимчивый, он вскоре собрал вокруг себя наиболее умелых мастеров и вместе с братьями создал небольшую артель, а к началу прошлого века простая артель стала строительной компанией.

Строительство братьями Касумовыми велось полностью «под ключ»: заказчик, ознакомившись с проектом, лишь вносил деньги и к назначенному времени принимал готовый особняк. Приобретение и доставка материалов, строительные работы, художественное оформление фасадов, отделка апартаментов — все это брала на себя компания.

 

Из самых различных уголков Российской империи и из-за ее пределов доставлялись Касумовым дуб и сосна, карельская береза и венецианское стекло. В самом Баку, на Верхней Приютской (в советское время улица Кецховели, позднее Шамиля Азизбекова), неподалеку от старой пожарной каланчи находился собственный паркетный завод братьев Касумовых.

Жили братья в большом и добротном трехэтажном доме на бывшей Персидской (затем — Полухина, позднее — Муртузы Мухтарова). Подрядная контора братьев Касумовых участвовала в возведении всех (!) домов по Николаевской (в советское время Коммунистической, позднее Истиглалият), Телефонной (позднее 28 Мая), на многих других центральных улицах города.

Любопытно и весьма характерно для понимания личности Гаджи Касумова и его отношение к работе — это то, что он имел обыкновение проверять качество работ, вставляя тоненький перочинный ножичек между плитами облицовки.

Вообще во всем, что строили братья Касумовы, чувствуются основательность, добросовестность и невероятная ответственность. Впрочем, это и неудивительно, ведь в то время было принято дорожить добрым именем, репутацией надежного партнера. Потому-то фамилию Касумовых можно часто встретить на страницах газет дореволюционного Баку — это были одни из наиболее почитаемых в городе людей.

 

Пик строительной деятельности братьев Касумовых приходится на 1908-1910 годы. В то время, практически одновременно, ими возводятся семь доходных домов и особняк крупнейшего бакинского нефтепромышленника Ага Мусы Нагиева. Несмотря на славу этакого «гобсека», в строительстве великолепных зданий с Нагиевым не мог сравниться никто, и это имело свою причину.

Внезапно разбогатев на нефти, Муса Нагиев боялся так же внезапно потерять свои огромные богатства, а потому вкладывал деньги в самый беспроигрышный и стабильный источник дохода — в дома, в ту самую недвижимость.

Интересен такой вот факт, описанный Манафом Сулеймановым в его книге «Дни минувшие»: Во время строительства один из завистников донес Мусе Нагиеву о том, что Гаджи Касумов строит-де на нагиевские средства особняк и для себя. Необыкновенно прижимистый в денежных вопросах, Нагиев лишь рассмеялся, сказав с хитрецой в глазах: «Эх, отец мой, наивный ты человек! У меня никто ничего не может украсть. Гаджи строит свой дом за счет людей, у которых покупает материалы. На те деньги, что предназначены для строительства восьми зданий, он покупает материалы для девяти домов: сверх восьми кирпичей еще один кирпичик, сверх восьми гвоздей еще один гвоздик. Я ведь проверяю цену каждой досточки, каждого гвоздика, что идут на строительство моих домов. И это прекрасно знают все мои подрядчики. А что там ему удается прикупить сверху — сие меня не касается».

Действительно, почти одновременно с домами Ага Мусы Нагиева братья Касумовы выстраивают для себя не менее добротный и красивый дом напротив Строительно-технического училища (позднее Азербайджанский государственный университет нефти и промышленности).

На первом этаже доходного дома братьев Касумовых располагался в то время крупнейший в Баку магазин строительных материалов. Сюда поступали по многочисленным каналам товары чуть ли не со всего света. Верхние этажи дома сдавались внаем.

 

Несмотря на изящество форм и красивую архитектуру, касумовский дом по Станиславской (в советское время проспект Ленина, 25, позднее проспект Азадлыг) был своего рода крепостью. В тревожные дни 1918 года именно здесь нашли спасение сотни простых горожан. На одной из стен здания красовалась огромная рекламная надпись, случайно оказавшаяся запечатленной на одном из старых фото: «Дубовый массив-паркетъ всегда имъется на складъ бр. Касумовыхъ. Телефонъ 11-73».

Братья Гаджи, Али и Имран были известны ко всему и широкой благотворительностью. Однако благотворительность их проявлялась иногда в довольно необычных формах, как, например, во время строительства Бакинского реального училища (в советское время т.к. Нархоз).

Возводилось оно довольно долго: с 1900 по 1904 год. Объяснялось это тем, что Городская дума не могла осилить финансирование масштабного проекта училища. И тогда к строительству подключаются крупные бакинские промышленники Гаджи Зейналабдин Тагиев, Муртуза Мухтаров и Шамси Асадуллаев. Каждый из них взял на себя приблизительно по этажу, израсходовав свыше 10 тысяч рублей золотом. Подрядчиками же у всех троих были братья Касумовы. И когда здание училища было практически готово, братья за свой счет покрыли все три этажа великолепным дубовым паркетом.

Контора братьев Касумовых находилась вначале в их доме на углу Персидской и Верхней Приютской (в советское время Полухина, позднее Мухтарова, и Кецховели — позднее Шамиля Азизбекова), а затем — во дворце Зейналабдина Тагиева, со стороны Старо-Полицейской (позднее Юсифа Мамедалиева).

 

Кстати, с Гаджи Зейналабдином Тагиевым Касумовых связывали очень тесные и добрые взаимоотношения. Так, строительной фирмой «Братья Касумовы и К°» на его средства строились здания Строительно-технического (ныне Азербайджанский государственный университет нефти и промышленности) и Коммерческого (ныне Педагогический университет) училищ. Их почетным попечителем состоял Гаджи Зейналабдин Тагиев.

Как рассказывали старожилы, в благодарность за хорошо выполненные подряды на строительство Тагиев подарил братьям двух замечательных вороных коней с фаэтоном и одного белого коня с двуколкой. А доживать свой век всем этим рысакам довелось уже в Красной Армии…

Надо сказать, что столь дружные и сплоченные в работе, братья Касумовы были очень разными и не похожими друг на друга в жизни. Старший — Гаджи Касумов (1867-1937) был необыкновенно темпераментным, коммуникабельным человеком. Весельчак и балагур, он был душой любой компании, умел одинаково легко находить язык с самыми разными людьми. Его предприимчивости, инициативности, кипучей энергии и обязана в первую очередь своим процветанием компания. Человек, известный и уважаемый в дореволюционном Баку, Гаджи Касумов принимал участие в многочисленных благотворительных акциях.

Средний из братьев, Али Касумов (1873-1943), был, напротив, более спокойным, даже строгим по своему характеру и весьма набожным человеком. Имел почетный титул Кербалаи. Его отличали степенность, аккуратность, скрупулезность во всем, чем бы ни пришлось заниматься. Возможно, потому и в строительной компании Али ведал самыми сложными и серьезными финансовыми вопросами.

 

Несмотря на такую разницу в характерах, братья Касумовы прекрасно уживались в одном доме. Но вот интересная деталь: во время праздников и торжеств в доме Касумовых, что на бывшей Персидской, обязательно накрывались два стола: на европейский и восточный манер. Здесь собирались две разные компании гостей: наиболее веселые и шумные — на половине Гаджи, а наиболее чинные и степенные — у Али. Дом Касумовых представлял собой трехэтажное здание.

Как и полагалось в состоятельных домах, здесь имелся свой дворник — тоже по имени Али. Так вот, касумовский дворник получал настолько хорошее жалованье от братьев, что даже нанял себе помощника-тезку, которого вся округа шутливо величала «Алинин Алиси».

Что же касается младшего из братьев — Имрана Касумова, — то он был очень своеобразной и неординарной личностью. Довольно опытный в подрядных делах, Имран Касумов был в то же время страстным любителем искусства и заядлым театралом.

Любому, кто интересуется историей Баку, будет интересно узнать, что один из первых азербайджанских актеров, выступавший под псевдонимом «Кенгерлинский», и Имран Касумов — одно и то же лицо. Он — ближайший друг великого азербайджанского композитора Узеир-бека Гаджибекова, а также артиста оперы, режиссера, драматурга, педагога, театрального деятеля Гусейнкули Сарабского.

Будучи натурой артистической и дружа с такими людьми, Имран Касумов принимал самое активное участие в подготовке первой азербайджанской оперы «Лейли и Меджнун». В те дни большая зала с аркой на третьем этаже дома Касумовых полностью переходила в распоряжение артистов. Целыми днями здесь шли репетиции, подготовка к выступлениям. Сам Имран Касумов исполнял в опере арию Нофеля.

 

Он был очень образован, начитан, прекрасно владел азербайджанским, русским языками, изъяснялся по-французски… Кроме этого, был известен и как меценат: будучи состоятельным человеком, он часто материально помогал семьям артистов. А когда сгорел один из известных книжных магазинов на углу Николаевской и Персидской улиц (угол улиц Истиглалият и Муртузы Мухтарова), Имран Касумов полностью взял на себя не только его ремонт, но и закупку новых ценных книг.

Под стать Имрану была его жена Рубаба ханум. Как вспоминают старожилы, это была первая модница в дореволюционном Баку. Ее великолепным нарядам, утонченному вкусу могли позавидовать жены самых крупных нефтепромышленников. Горячо любящий свою жену, Имран Касумов одевал Рубабу ханум от Пакена (это был известный в то время парижский модельер). На одном из сохранившихся снимков она запечатлена с самым дорогим и единственным в Баку пером, какое могло быть в то время, — пером «эспри».

В 1905-1906 годах волна первой русской революции не обошла стороной и Имрана Касумова. Он участвовал в манифестациях, митингах и даже попал под арест. Лишь заступничество Зейналабдина Тагиева и Гаджи Касумова перед генерал-губернатором Баку Мартыновым помогли ему освободиться и избежать более жестких репрессий.

К сожалению, судьба Имрана Касумова и его супруги сложилась очень трагично. Их гибель связана, как ни странно, с одним из самых роскошных зданий Баку — дворцом Муртузы Мухтарова. Это сооружение в готическом стиле было построено Муртузой Мухтаровым для своей семьи. Лишь полтора года (1911-1912) потребовалось касумовским мастерам, чтобы возвести замечательный дворец на бывшей Персидской.

 

И, конечно же, Имран Касумов не мог остаться в стороне от строительства, он руководил установкой статуй, оформлением декора и куполов. Фасад Дворца счастья украшала статуя рыцаря, что на самом верху здания. Фигура эта предназначена в основном для обзора снизу, и потому ее реальные пропорции сильно изменены: у рыцаря непомерно крупные плечи и голова и очень тонкие ноги. Конечно же, установка подобного «колосса на глиняных ногах» была делом нелегким, но когда статуя была уже закреплена, произошел несчастный случай, повлекший за собой смерть Имрана Касумова.

Согласно одной из версий, в одну из ночей подрядчику вдруг приснилось, что дворец Мухтарова, в строительство которого он вложил, что называется, всю душу, горит. Через всю Персидскую 20 января 1912 года Имран Касумов добежал до дворца, поднялся по лестницам наверх и, дойдя до статуи рыцаря, поскользнулся (дело было ночью) и упал, скатившись по крыше вниз. При падении Имран поломал себе обе ноги, затем началась гангрена, и неделей позже он скончался. Ему было всего тридцать пять лет.

По другой версии, Имрану Касумову приснилось, что какие-то проблемы с установленным рыцарем — что он упал, и дело было не ночью, а рано утром. Добравшись до рыцаря, которого как раз устанавливали, Имран решил самолично проверить ход работ. И сорвался вниз — его, можно сказать, увлек вниз сам рыцарь. Рыцаря восстановили и вернули обратно, а Имран погиб…

Лишь на неделю пережила своего супруга Рубаба ханум. Она с горечью призналась, что после смерти Имрана ей надо было либо уезжать из города, либо же идти под чадру. Страстно любившая своего мужа, она отравилась.

Так что с этим дворцом связаны две красивые и трагичные истории любви: Муртузы и Лизы Мухтаровых, жизнь и любовь которых разрушили революционные события, последовавшие за Октябрьским переворотом 1917 года, и Имрана и Рубабы Касумовых.

В честь погибшего Имрана его старший брат, Гаджи Касумов, назвал Имраном своего внука. Когда мальчик вырос, он стал известным писателем и публицистом.

Когда погиб Имран, оставшимся братьям пришлось работать вдвоем. Видимо, учитывая богатый опыт и профессиональные навыки Гаджи и Али Касумовых, их не стали преследовать после установления Советской власти. Ограничились лишь полной экспроприацией да десятидневным арестом братьев.

 

Несмотря на такую страницу биографии, Гаджи Касумов работал прорабом в объединении «Азнефть». Под его руководством возводились многие дома, в том числе и построенный в 20-х годах дом работников Госбанка оригинальной архитектуры на углу улицы Мухтадира (позднее Сеида Рустамова) и улицы Красная (позднее Бунията Сардарова), что близ садика Мирзы Фатали Ахундова.

Так, в Мардаканах у Касумовых имелась симпатичная вилла голландского типа — загородная дача. На ее строительство братья завозили не только отменный чернозем из Ленкорани, но и множество персиковых и других деревьев из Ордубада. В советское время там располагался пионерский лагерь. Однако первое, что сделали «строители новой жизни», заполучив дачу, — вырубили под корень весь касумовский фруктовый сад…

К сожалению, долгие годы имена Гаджи, Али и Имрана Касумовых были практически преданы забвению, но история рано или поздно возвращает имена их достойных предков. В основном это стало возможным благодаря рассказам их потомков: Имрана Касумова-младшего, Мамед Гаджи оглу Касумова и других.

По материалам Фуада Ахундова

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Тайны Баку: АзИНЕФТЕХИМ — От училища до университета

azineftexim.jpg
 

О.Буланова

Знаменитый институт в Баку — АзИНЕФТЕХИМ, как мы бы сейчас сказали, был в свое время брендом. Это была настоящая кузница кадров, один из самых престижных вузов СССР, дающих образование высочайшего уровня. В нем учились будущие президенты (Жозе Эдуардо душ Сантуш) и будущие космонавты (Виталий Жолобов), его выпускники стали всемирно известными учеными.

История этого учебного заведения берет начало с 1 июля 1888 г., когда в Баку было открыто Городское ремесленное училище, уступавшее возрасту разве что Реальному училищу, Мариинской женской гимназии и Михайловскому 4-классному училищу. Оно размещалось в арендованном доме на углу Балаханской и Татарской (позднее Физули и Топчубашева).

Однако нефтяной бум в старом Баку повлек за собой не менее бурный бум в строительстве и индустрии, когда потребность в квалифицированных строительных и технических кадрах в городе резко возросла. Именно поэтому 26 июня 1896 г. Ремесленное училище преобразуется в «Бакинское низшее механико-химическое, техническое училище», а в 1901 г. получает статус «Низшее механико-строительное техническое училище».

В течение 1896-1905 гг. по механическому отделению училища было 50, а по строительному — 55 выпускников. В 1898 г. Бакинская городская дума принимает решение о выделении под строительство училища земельного участка близ железнодорожного вокзала на углу улиц Станиславской и Сураханской (позднее проспект Азадлыг и Д.Алиевой), где по проекту инженера Иосифа Гославского (1865-1904), в 1900 г. было построено двухэтажное здание Технического училища.

Строительные работы осуществляла одна из самых известных в городе подрядных фирм — «Братья Касумовы и Ко». Здание было построено в рекордно короткие сроки и оснащено самыми передовыми по тем временам учебными помещениями, лабораториями и дидактическим инструментарием, в чем была немалая заслуга Гаджи Зейналабдина Тагиева, выделявшего на училище крупные суммы из собственных средств. В уставе этого училища отмечалось, что оно имеет следующие мастерские: плотничные, столярные, кузнечные и слесарные.

По плану на общие предметы ежедневно отводилось в училище 3 часа, а на занятия ремеслами — 7 часов. Высочайший уровень преподавания, наличие на Кавказе богатых художественно-декоративных традиций привели к тому, что в 1910 г. по инициативе попечителя учебного округа Н.Ф. Рудольфа на базе училища была открыта первая в России Императорская мастерская по чеканному и эмальерному делу.

Учиться туда приезжали даже из Тифлисской и Эриваньской губерний, а также из Дагестана. Выпускники мастерской впоследствии стали инструкторами серебряно-эмалевого дела на Северном Кавказе России и в других странах.

 

В 1913 г. училище получило статус, в котором оно просуществовало 7 лет — «Бакинское Алексеевское среднее механико-строительное техническое училище с ремесленной и скульптурно-каменотесной при нем школами и курсами практикантов».

Интересно, что председателем Попечительского совета этого учебного заведения, как, впрочем, и Александринского женского русско-мусульманского педагогического училища, и Бакинского коммерческого училища, был все тот же Тагиев.

Училище было 4-классным, однако, прежде чем начать обучение в старших классах (с первого по четвертый), необходимо было пройти два года обучения в т.н. приготовительных классах. Обучение велось на двух отделениях: строительном и механическом. В 1910 г. механическое отделение разделяется на нефтетехническое и электромеханическое.

Благодаря усилиям преподавателей и дирекции училища в число циркулярных дисциплин были введены такие предметы, как технология нефти, буровое дело и геология Абшеронского полуострова, поэтому не приходится удивляться, что именно на базе этого училища был впоследствии открыт уникальный в своем роде нефтяной институт. Интересно, что для обоих отделений общим предметом были изобразительное искусство, техническое черчение и каллиграфия.

Очень важный факт: с 1910 г. выпускники строительного отделения училища получали право самостоятельного производства строительных работ, что ставило их на одну ступень с архитекторами и гражданскими инженерами, окончившими самые престижные петербургские и московские учебные заведения.

К 1913 г. училище стало своеобразным средоточием технической мысли, центром творческой и технической интеллигенции не только Баку, но и всего Закавказья. Среди прославленных педагогов были польский архитектор Е.Скибинский, и Я.Кейлихис, основоположник монументальной скульптуры в Азербайджане, автор первого памятника Сабиру. Примечательно, что в 1916 г. из 494 учащихся 20 были азербайджанцами.

А в 1918 г., когда техническое училище было переименовано в политехническое, только на отделениях нефтяной промышленности, электромеханики и строительно-архитектурном обучались 188 человек. К этому периоду азербайджанцев с высшим образованием было уже 62, 12 из которых стали инженерами. В мае 1920 г. Бакинское Алексеевское среднее механико-строительное техническое училище наряду с другими дореволюционными учебными заведениями было реорганизовано декретом Наркомпроса АзССР.

В ноябре того же года был принят декрет «Об учреждении политехнического института в г. Баку». Он стал не только первым техническим вузом на Южном Кавказе, но и первым Нефтяным институтом в СССР. Декрет подразумевал также отнести существующие права по специальному обеспечению студентов Государственного университета и к студентам Бакинского политехнического института.

В первую очередь планировалось принять в институт студентов Бакинского политехникума, студентов специальных вузов, во вторую — владеющих тюркским языком, в третью — рабочих, в четвертую — направленных ЦК и БКАКП (б), в пятую — служивших в Красной армии, в шестую — совслужащих, в седьмую — других граждан. В 1920/21 учебном году в институте обучались 1135 студентов. В 1922 г. была упорядочена структура института — работали 4 факультета.

 

Летом 1923 г. по инициативе азербайджанского правительства ЦИК СССР издал приказ от 10 августа 1923 г., где было отмечено общесоюзное значение Бакинского политехнического института. В том же году институт переименован в Азербайджанский политехнический институт им. М.Азизбекова. В первом выпуске 1923 г. институт окончили 3 человека, в 1924/25 учебном году — 13, в 1925/26 г. — 46, в 1926/27 г. — 289 инженеров.

В мае 1930 г. Азербайджанский политехнический институт стал Азербайджанским Краснознаменным нефтяным институтом (АНИ) им. М.Азизбекова. В 1931 г. в качестве филиала института был создан Азербайджанский заочный индустриальный институт. В июне 1930 г. на базе строительного факультета был создан Азербайджанский строительный институт, а на базе транспортного — Бакинский филиал Тифлисского железнодорожного института.

Уже в начале 30-х гг. Азербайджанский нефтяной институт превратился по масштабу и значению в СССР в одно из ведущих высших учебных заведений, оставаясь при этом первым высшим техническим учебным заведением Закавказья.

В 1931 г. он был награжден орденом Трудового Красного Знамени АзССР и стал АКПИ — Азербайджанским Краснознаменным промышленным институтом. (В 1940 г. он был награжден уже аналогичным союзным орденом.) Примерно в тех же годах институт обогатился новым корпусом, построенным в стиле конструктивизма. В октябре 1934 г. институт за подготовку инженерных кадров для машиностроения, энергетики и других отраслей промышленности был переименован в Азербайджанский индустриальный институт (АзИИ). К 1940 г. в нем действовало семь факультетов.

В годы войны у АзИИ возникли новые задачи и проблемы. С первых же дней войны сотрудники и студенты института отправились на фронт, что привело к острой нехватке руководящих кадров на промыслах и заводах, работающих под девизом «Все для фронта».

Поэтому в 1943 г. было запланировано принять на новый учебный год 1000-1200 студентов. Также был осуществлен перевод студентов с заочного отделения на очное, проведена агитация сельской молодежи, расширен подготовительный курс до 500 человек и т.д. Наряду с этим была создана специальная правительственная комиссия для отбора студентов из числа фронтовиков. Военный госпиталь был сдан студентам под общежитие, и они были освобождены от воинской службы.

В 1943 г. была усилена работа по изданию учебников, учебных пособий для студентов, обучающихся на азербайджанском языке; начали действовать специальные закрытые продуктовые и промышленные магазины для студентов и сотрудников института. Несмотря на большие трудности, за годы войны было подготовлено свыше 1000 инженеров, а в 1945 г. число студентов достигло 4500 человек.

На послевоенном этапе развитие института непосредственно зависело от задач страны: открытие новых нефтяных залежей по всему Союзу создавало большую потребность в выпускниках и кадрах, подготовленных по новым специальностям. К 1950 г. 6 из 8 действующих факультетов были заняты непосредственно подготовкой кадров для нефтяной промышленности.

 

После войны в жизни института произошли основательные изменения. Здание, построенное Гославским, выросло на два этажа. В 1952 г. на базе строительно-архитектурного, механического и транспортного факультетов был создан Азербайджанский политехнический институт. АзИИ же вновь превратился в вуз, готовящий специалистов в основном для нефтяной промышленности. В 1959 г. АзИИ был переименован в Азербайджанский институт нефти и химии им. М.Азизбекова (АзИНЕФТЕХИМ).

В 1965-1967 гг. был построен новый корпус, вход в который был с Первомайской (позднее Д.Алиевой). Начиная с 1972 г. для руководящих работников нефтяной, газовой и нефтехимической промышленности в АзИНЕФТЕХИМе начал свою деятельность единственный в Союзе факультет организации промышленного производства.

В последующие годы институт несколько раз менял название, был даже Нефтяной академией. Позднее стал называться Азербайджанский государственный университет нефти и промышленности.

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Рижские трамваи на улицах Баку 1980-2000 годов

13-%D0%A3%D0%BB.-%D0%94%D0%B6%D0%B0%D0%B
 

С 1960-х гг. на улицах Баку стали использовать вагоны Рижского вагоностроительного завода РВЗ-6М, а чуть позже – и РВЗ-6М2.

Первый прототип вагона РВЗ-6 был построен в 1960 г., осенью того же года началось серийное производство этих трамваев, продолжившееся до декабря 1987 г.; последние готовые вагоны были отправлены со склада завода в начале 1988 г.

Как правило, РВЗ-6М эксплуатировались до полного износа. Вагоны позднего выпуска изнашивались быстрее, чем раннего, но поскольку РВЗ продолжал выпуск запасных частей, ремонт особой сложности не представлял.

ГАЛЕРЕЯ:

%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B2%D0%B0%D0%
Трамвай поворачивает с ул. Камо на ул. С.Осипяна. Фото — Sonja Korhummel. 1984 год
%D0%A1%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%B1%D0%
Служебный поливомоечный вагон РВЗ-6М созданный на базе модели 1960 года. Фото 1980-х годов
%D0%A1%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%B1%D0%
Служебный поливомоечный вагон РВЗ-6М созданный на базе модели 1960 года. Фото 1980-х годов
%D0%A3%D0%BB.-%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D
Ул. Первомайская-Диляры Алиевой. Фото 1988 г. Бернхарда Кусмага
%D0%A3%D0%BB.%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1
Ул.Черняевского. Монтинский Базар. Фото 1984 г. Ричарда Ломакса
%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE-1987-%D0%B3%D0%
Фото 1987 года
%C2%AB%D0%A3%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%88%D0%
«Умерший» вагон РВЗ-6М2 маршрута №5 у трамвайного депо. Фото Ааре Оландера 1999 г.
%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B2%D0%B0%D0%
Трамвайное депо на Гянджлике. Фото Ааре Оландера 1999 г.
%D0%A3%D0%BB.-%D0%94%D0%B6.-%D0%93%D0%B0
Ул. Дж. Гаджибейли. Фото Ааре Оландера 1999 г.
%D0%A3%D0%BB.-%D0%94%D0%B6%D0%B5%D0%B9%D
Ул. Джейхуна Гаджибейли. Фото Питера Хезелдайна 1999 г.
%D0%A3%D0%BB.-%D0%98%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D
Ул. Инглаб. Фото Питера Хезелдайна 1999 г.
%D0%A3%D0%BB.-%D0%9C%D0%B5%D1%85%D1%82%D
Ул. Мехти Мехтизаде. Фото Питера Хезелдайна 1999 г.
%D0%A3%D0%BB.-%D0%9C%D0%B5%D1%85%D1%82%D
Ул. Мехти Мехтизаде. Фото Питера Хезелдайна 1999 г.
%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE-%D0%9F%D0%B8%D1
Фото Питера Хезелдайна 1999 г.
%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE-%D0%A8%D1%82%D0
Фото Штефана Шпенглера (2003 г.)

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Бакинский трамвай в 2003 г. глазами немецкого фотографа %D0%91%D0%B0%D0%BA%D1%83-%D1%82%D1%80%D0

 

В 2003 г. в Баку приехал немецкий фотограф Штефан Шпенглер, поклонник электротранспорта.

Благодаря ему и некоторым другим фотографам мы помним, как выглядели бакинские трамваи накануне своего исчезновения.

На всех фото запечатлены вагоны маршрута №6 – последнего трамвайного маршрута в Баку: Монтинский базар – Насиминский базар через ул. Тебриз (Чапаева) – Дж. Гаджибейли (Фабрициуса) – Инглаб.

ГАЛЕРЕЯ:

%D0%91%D0%B0%D0%BA%D1%83-2003-%D1%82%D1%
%D0%91%D0%B0%D0%BA%D1%83-2003-%D1%82%D1%
%D0%91%D0%B0%D0%BA%D1%83-2003-%D1%82%D1%
%D0%91%D0%B0%D0%BA%D1%83-2003-%D1%82%D1%
%D0%91%D0%B0%D0%BA%D1%83-2003-%D1%82%D1%
%D0%91%D0%B0%D0%BA%D1%83-2003-%D1%82%D1%
%D0%91%D0%B0%D0%BA%D1%83-2003-%D1%82%D1%
%D0%91%D0%B0%D0%BA%D1%83-2003-%D1%82%D1%
%D0%91%D0%B0%D0%BA%D1%83-2003-%D1%82%D1%
%D0%91%D0%B0%D0%BA%D1%83-2003-%D1%82%D1%
Маршрут Баку-Сумгаит
%D0%91%D0%B0%D0%BA%D1%83-2003-%D1%82%D1%
Уникальный рижский трамвай Tr2 «гармошкой» изготовленный в 1994 г. всего в 2 экземплярах. Один из них ходил в Баку
%D0%91%D0%B0%D0%BA%D1%83-2003-%D1%82%D1%
Уникальный рижский трамвай Tr2 «гармошкой» изготовленный в 1994 г. всего в 2 экземплярах. Один из них ходил в Баку
%D0%91%D0%B0%D0%BA%D1%83-2003-%D1%82%D1%
Фото Анара Мехтиева
%D0%91%D0%B0%D0%BA%D1%83-2003-%D1%82%D1%
Фото Константина Климова
%D0%91%D0%B0%D0%BA%D1%83-2003-%D1%82%D1%
Черный город, кольце в конце ул. Тельнова
%D0%91%D0%B0%D0%BA%D1%83-2003-%D1%82%D1%
%D0%91%D0%B0%D0%BA%D1%83-2003-%D1%82%D1%
%D0%91%D0%B0%D0%BA%D1%83-2003-%D1%82%D1%
%D0%91%D0%B0%D0%BA%D1%83-2003-%D1%82%D1%

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Трамвай-столовая в Баку 1999-2003 гг.

%D0%92%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%BD-%D1%81%D1
 

Помимо обычных рейсовых трамваев, вагонов для полива, служебных вагонов для починки контактной сети, грузовых трамваев, в Баку существовали и вагоны служившие столовыми.

Эти вагоны Рижского завода РВЗ-6М обслуживали водителей трамваев и другой персонал трамвайного хозяйства города.

Сиденья внутри трамвая снимались, вместо них устанавливались столики и стулья, оборудовался буфет. Один из таких трамваев-буфетов стоял рядом с Железнодорожным управлением, другой – на ул. Первомайской (позже им. Диляры Алиевой).

После того как трамвайные маршруты №№ 6 и 1 были закрыты, трамвай-столовую от Железнодорожного управления отбуксировали в депо…

ГАЛЕРЕЯ:

%D0%A0%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1% Рейсовый вагон и вагон-столовая на ул. Диляры Алиевой. Фото С.А.Тархова 1999 г. %D0%92%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%BD-%D1%81%D1 Вагон-столовая недалеко от Сабунчинского вокзала. Фото Штефана Шпенглера 2003 г. %D0%92%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%BD-%D1%81%D1 Вагон-столовая у трамвайного депо. Фото Штефана Шпенглера 2003 г. %D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B2%D0%B0%D0% Трамвайное депо, рейсовые трамваи вагон-столовая. Фото Штефана Шпенглера 2003 года %D0%92%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%BD-%D1%81%D1 Вагон-столовая недалеко от Сабунчинского вокзала. Фото Штефана Шпенглера 2003 г.

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Тайны Баку: история появления Лютеранской кирхи

luteransk-kirxa-baku
 

Баку, как известно, город интернациональный. И всегда был толерантным в вопросах веры. А это подразумевает наличие храмов совершенно разных конфессий. В их числе есть и Церковь Спасителя или Лютеранская кирха. Построен этот храм был в XIX в. для бакинских лютеран. Но прежде узнать его историю, имеет смысл выяснить, как же появились в Баку лютеране.

Первые переселенцы из Германии прибыли в Азербайджан в начале XIX в. В то время в Германии происходили политические и религиозные беспорядки, имели место суеверия, что в Европе приближается конец света и спасение можно найти лишь на Востоке. Наиболее религиозное население устремилось в Россию и на Кавказ, где собиралось основать Новый Иерусалим и ожидать Второго пришествия Христа.

Известен факт, что «Базельское Евангелическое общество» обращалось к российскому императору с просьбой «разрешить основать в Закавказье немецкие колонии из благочестивых семейств…«.

Сначала переселенцы прибыли в Грузию, оттуда — на плодородные земли вокруг Гянджи. В 1819 г. вюртембергскими колонистами в Азербайджане было основано первое немецкое поселение Еленендорф (Ханлар), а в 40 км от него — Анненфельд (Шамкир).

К 1822 г. в восьми колониях жило 5 тысяч немецких колонистов. К слову сказать, с ними у Азербайджана никогда не было проблем: это были очень трудолюбивые, дружелюбные и талантливые люди. Чуть позже к первой волне присоединились немецкие нефтепромышленники. Так, постепенно складывалась немецкая лютеранская община в Азербайджане, немало привнесшая в культуру и архитектуру Баку и других городов.

В Баку лютеранская община была образована в 1870 г. В 1873 г. вместе с Робертом Нобелем появились лютеране-шведы. В середине 70-х гг. XIX в. бакинские лютеране собирались в переулке, получившем название Лютеранского (позже пер. Лермонтова).

К тому времени в других городах Азербайджана лютеранские храмы были уже построены. Они, конечно, были по виду скромными, не повторяли роскошных соборов «пламенеющей готики» оставленной родины, но их отличала простота и выразительность образного решения, удачный выбор места постройки.

 

9 марта 1877 г. Бакинский губернатор В.М.Позень разрешил бакинским лютеранам провести выборы председателя и членов церковного совета для постройки кирхи и начальной школы. Разрешение было выдано на основе «благосклонного соизволения Его Императорского Высочества Наместника на Кавказе князя Михаила».

В Совет в том числе вошли известный на весь город аптекарь Карл Эйхлер, Рихард Зорге (отец будущего разведчика Рихарда Зорге), владелец механического завода и изобретатель Отто Ленц и др.

luteran-kirxa-baku-3.jpg

В 1879 г. Совет обращается с прошением выделить какой-нибудь участок для строительства. Например, на Восточной части Татарского кладбища (около дома «Монолит» и выше). Ведь захоронения там прекратились уже в 1859 г. Однако общине было отказано — в этом месте согласно генеральному плану развития Баку 1878 г. предполагалось построить ремесленные ряды и что-то типа рынка для сельхозпродуктов из районов.

30 ноября 1885 г. Бакинская городская Дума постановила «выделить Лютеранскому обществу, включая в него все нации этого вероисповедания, какие есть в городе, под постройку молитвенного дома и школы на Телефонной улице близ Завода Масумовой и Мельницы Вермишева участок земли в 1400 кв. саженей».

16 августа 1886 г. был утвержден проект пастората и школы. Он был разработан архитектором лютеранского вероисповедания Иваном Васильевичем Эделем. Однако проект этот осуществлен не был. Возможно, все дело в элементарном отсутствии у лютеранской общины средств, а их для постройки требовалось немало.

Поэтому было решено построить вдоль Суpаханской улицы (позднее Диляры Алиевой) одноэтажное каменное здание — для молитвенного дома и несколько классов школы. Проект разработал талантливый 24-летний архитектор Адольф Эйхлеp, племянник члена совета Карла Эйхлера.

 

Здание было небольшим для почти девятитысячной лютеранской общины Бакинской губернии, но оно было уже своим. В последующие годы оно подверглось перестройке, а после Октябрьского переворота там организовали детский сад.

6 марта 1894 г. тем же самым Эйхлеpом на утверждение собрания общины был представлен проект кирхи, и 14 марта 1896 г. Министерство внутренних дел Российской империи разрешил постройку. Таким образом, от прошения до постройки прошло целых 14 лет.

 

На радостях община даже забыла получить в городской управе акт укрепления на передачу участка в собственность и только через 24 года об этом вспомнила. Члены общины попросили Эйхлера сделать бакинскую кирху похожей на Еленендоpфскую, однако архитектор не пожелал копировать чужое творение — у него хватало собственной фантазии и имелся уже сложившийся творческий почерк.

Бакинскую кирху он создал в лучших традициях немецкой готики. Правда, строительство кирхи стало единственной крупной работой Эйхлера, в 1911 г. по невыясненным причинам застрелившегося.

Существует мнение, что Эйхлера вдохновила церковь св. Елизаветы в Марбурге либо Евангелическо-лютеpанская церковь Св. Марии в Саратове. Но это не так — достаточно сравнить три здания и понять, что выполнены они в совершенно разном ключе, хоть и в одном стиле. Роднят их только однобашенная композиция, стройные пропорции и четкое членение основных частей сооружения.

 

Торжественная закладка первого камня произошла 21 марта 1896 г. Для участия в мероприятии официально прибыл и Эммануэль Hобель. Во время закладки было оглашено и название нового храма — церковь Спасителя. Осуществлял дальнейшее строительство инженер А.Лотер. Строился храм исключительно на пожертвования прихожан, включая товарищество братьев Нобель, и обошлась в 70 тыс. руб.

24 июня 1898 г. на шпиль кирхи был водружен изящный позолоченный крест весом в 213 кг и стоимостью в 15 тыс. руб., изготовленный на деньги Бруно Дебура, брата председателя лютеранской общины Льва Дебура.

В начале 1899 г. были установлены церковные колокола и орган. Церемония освящения, собравшая около тысячи зрителей, состоялась 14 марта 1899 г. Любопытно, что первый концерт органной музыки, на котором прозвучали сочинения Иоганна Себастьяна Баха, состоялся в кирхе уже в 1900 г. Впоследствии церковные концерты стали традиционными и продолжались вплоть до 1928 г.

Когда к власти пришли большевики, они стали избавляться от «буржуазного наследия», в том числе и от храмов. Была снесена Биби-Эйбатская мечеть, взорван Александро-Невский собор и другие храмы.

luteran-kirxa-baku-2.jpg

 

Кирха также была в «черных списках» на слом в страшных 30-х гг. Но уцелела. Почему? Любопытно, что помогли в этом большевики. Точнее, один большевик — Сергей Киров. Еще точнее, памятник Кирову.

 

Первый секретарь ЦК Компартии АзССР Сергей Киров в 1934 г. был убит. Но революция даже если и пожирала своих детей, в долгу не оставалась: обеспечивала им «светлую память», иными словами, активно занималась мифотворчеством.

Одной из сторон такой политики было создание памятников убиенным. Вот и память Кирова решили увековечить. Поэтому скульптор Пинхос Сабсай получил заказ на возведение памятника Кирову в Баку. Огромного памятника.

Но где его делать? Никакой мастерской с очень высокими потолками предусмотрено не было, поэтому Сабсай попросил предоставить ему в качестве мастерской кирху, в которой к тому времени разместили Союз кожевников. Вполне возможно, что Сабсай преследовал две цели: и памятник сваять, и кирху сохранить, ведь решение о ее сносе к тому времени уже было принято. Но Сабсай — это имя, это репутация, и он получил добро.

Кирха осталась «жива», девятиметровый памятник Кирову с постаментом чуть ли не в два раза больше в 1939 г. был создан, решение о сносе кирхи как-то забылось, потому что после Сабсая там стали трудиться другие скульпторы. Так лютеранский храм избежал участи храмов других конфессий, в том числе прекрасного польского католического собора Св. Марии.

 

И коль уж мы затронули тему памятника Кирову, стоит обратить внимание на довольно значимый факт в истории азербайджанской скульптуры. В работе Сабсаю необходимы были помощники, и он привлек к созданию памятника группу молодых, подающих надежды скульпторов.

В их числе была Зивяр Мамедова. Она происходила из семьи Наджафгулу Тагиева, вместе со своим двоюродным братом Агагусейном Тагиевым владевшего несколькими крупными домами в Баку. Но самое любопытное то, что З.Мамедова была первой в Азербайджане женщиной, которая занялась чисто мужским (как тогда считалось) делом — скульптурой. Она участвовала в исполнении барельефа, опоясывавшего пьедестал памятника.

В художественных мастерских в здании кирхи получил первые практические навыки и талантливый сын З.Мамедовой, позднее прославленный скульптор, народный художник Азербайджана, лауреат Госпремии СССР и Азербайджана, член-корреспондент Академии художеств РФ Токай Мамедов.

Что же касается лютеранской общины, то в 1936 г. советская власть ее ликвидировала. 9 сентября 1937 г. последнего пастора бакинской кирхи Пауля Хамберга арестовали как участника «шпионско-фашистской организации, действующей под прикрытием лютеранской общины». 1 ноября 1937 г. он и семь членов общины были расстреляны. Лютеранская община возобновила в Баку свою деятельность лишь в 1994 г.

А кирху отреставрировали, с помощью посольства Германии в Азербайджане и немецкой фирмы «Wintershal».

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

добрый день Ратмир

спасибо за интересный рассказ

16 минут назад, Ратмир сказал:

я видела в кирхе выставку как то

"немецкое наследие в Баку "

в виде макетов 

жаль, мало кто увидел

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Конка: первый общественный транспорт в Баку, 1890-1918 гг.

11-%D0%A3%D0%B3%D0%BE%D0%BB-%D0%9C%D0%B0
 

В апреле 1889 г. был осуществлен пуск конно-железной дороги, в просторечии конки.

Это был первый общественный транспорт в Баку, связавший ключевые районы города и облегчивший жизнь тем, у кого не было денег на извозчика.

Конка представляла собой открытый или чаще закрытый экипаж, иногда двухэтажный с открытым верхом (империал). Вагон по рельсовым путям тянула пара лошадей, управляемая кучером.

Конка в Баку просуществовала до 1 октября 1923 года. Подробнее про историю бакинской конки читаем тут.

Конки на улицах Баку:

Konka-baku-%D0%92%D0%BE%D0%BA%D0%B7%D0%B Вокзал. Фото Поля Надара 1890 года, фрагмент Konka-baku-%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D0%B Конка предприятий Нобеля. Фото примерно 1890-х годов Konka-baku-%D0%A3%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B Улица Станиславская (Азадлыг), угол Телефонной (28 мая). Фото конца 1890-х годов Konka-baku-%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B Великокняжеский проспект. Фото Александра Мишона 1896 года Konka-baku-%D0%92%D0%BE%D0%BA%D0%B7%D0%B Вокзал. Фото конца 1890-х годов Konka-baku-%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B Великокняжеский проспект. Фото Дмитрия Ермакова примерно 1890-х годов Konka-baku-%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B Великокняжеский проспект. Фото 1900 года Konka-baku-%D0%A3%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B Улица Телефонная. Фото 1900 года Konka-baku-%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D0%B Колюбакинская улица. Фото начала ХХ века Konka-baku-%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B Великокняжеский проспект. Фото начала 1900-х годов Konka-baku-%D0%A3%D0%B3%D0%BE%D0%BB-%D0% Угол Мариинской и Молоканской улиц. Фото 1900 года %D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%86-19-%D0%B3 Конец 19-го века. Двухэтажная конка на Александровской набережной Konka-baku-%D0%9C%D0%B5%D1%80%D0%BA%D1%8 Меркурьевская улица. Фото 1900 года %D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D0%B0-%D0%BF%D1 Конка проезжает по ул. Барятинская (позднее ак. А.Ализаде) мимо дома Г.З.Тагиева (слева) Konka-baku-%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B Великокняжеский проспект. Фото примерно 1901 года  

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  Konka-baku-%D0%A3%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B Улица Вокзальная. Фото 1905 года Konka-baku-%D0%A3%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B Улица Вокзальная. Фото 1905 года Konka-baku-%D0%91%D0%B0%D0%B8%D0%BB%D0%B Баилов. Фото 1 августа 1906 года Konka-baku-%D0%A3%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B Улица Телефонная, фото после 1908 года Konka-baku-%D0%9E%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B Ольгинская улица. Фото 1898-1908 годов Konka-baku-%D0%A2%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%8 Телефонная улица после дождя. Фото 1909 года Konka-baku-%D0%A3%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B Улица Молоканская. Фото 1910 года Konka-baku-%D0%A3%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B Улица Молоканская. Фото 1910 года Konka-baku-%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D0%B Конка в Черном городе. Фото 1911 года 1913.-%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D0% 1913. Пересадка. Набережная. Азнефть. Бульвар Konka-baku-%D0%A0%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%B Романовский проспект 28 мая. Фото 1915 года 1918.-%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D0% 1918. Пересадка на Азнефти, рядом с ангарами школы морской авиации

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Тайны Баку: Львы и Бык — символы средневекового Баку

lev-bik-baku-1.jpg
 

О.Буланова

В незапамятные времена Баку возник как город- крепость, окруженный высокими стенами. Они защищали жителей от набегов неприятелей, являлись символом их стойкости. Во второй половине XIX в. жителям уже не было нужды защищаться от неприятелей, и стены стали своеобразной границей между Баку средневековым и Баку европейским. Эти стены имеют уникальную историю.

Наиболее древняя их часть датируется XII в., т.е. периодом династии Кесранидов, хотя сам Баку, несомненно, появился намного раньше. Об этом участке XII в. стало известно в период реставрации крепостных стен, когда из кладки был извлечен камень с трехстрочной надписью, выполненной арабской вязью: «Повелел строить крепость мелик великий, премудрый, справедливый, победоносный, ревностно защищающий ислам, слава государства, опора ислама и мусульман, величайший хаган, великий ширваншах Абу-ль-Хиджа Минучихр сын…» (или Манучехр, 1120-1149). Эта плита была передана в Музей истории Азербайджана в Баку.

Вплоть до середины XIX в. город был окружен двумя рядами крепостных стен с суши и одним рядом со стороны моря. Более того, перпендикулярно этой стене прямо в море уходили еще две, создавая надежно укрытую гавань для кораблей.

С суши, помимо двух рядов стен, крепость была защищена еще и рвом между ними, который в момент опасности мог быть легко заполнен из подземных источников и родников. Таким образом были соблюдены все законы и правила средневековой фортификации, и крепость по праву считалась самой укрепленной на Каспийском море.

С начала XIX в., когда Бакинское ханство было присоединено к России, русские инженеры в 1808 г. устроили ров и семь бастионов, практически на всем протяжении стен с них были сбиты зубцы, мешавшие установлению здесь российской артиллерии. Но позже надобность в стенах как в фортификационных сооружениях начала отпадать, стены ветшали, их никто не ремонтировал.

Нефтяной бум во второй половине века с необыкновенной быстротой изменил и облик, и традиционный уклад, и ритм жизни старинного восточного города-крепости, который был не в состоянии вместить в своих стенах разнообразную и разнородную волну иммигрантов.

Неудивительно, что уже к 70-м гг. XIX в. встает вопрос о расширении городских границ. Причем поначалу планировалось сделать это самым «простым», на первый взгляд, способом, — путем сноса ненужных теперь крепостных стен. От того участка стены, что отделял город о моря, избавились еще в 1865 г. — после того как военный губернатор, он же управляющий и гражданской частью Бакинской губернии, генерал-лейтенант Михаил Петрович Колюбакин испросил соизволения на его уничтожение под тем предлогом, что стена «препятствовала свободному движению воздуха». Эта же участь ожидала и второй ряд стен со стороны города. Однако эта вторая стена, о первоначальном облике которой можно рассуждать разве что на основе немногочисленных карт, рисунков, гравюр и фотографий, не была все-таки в 80-х гг. уничтожена бесследно. От нее остались… ворота.

 

lev-bik-baku-2.jpg

ben-illis-baku16.jpg

Дело в том, что на месте двойных ворот (Гоша Гала Гапысы) в каждой из двух стен были ворота одинарные. Такие узкие, что не каждая телега могла проехать. Их, кстати, называли в разное время по-разному: Дербентскими (из них выходила дорога на Дербент), Шемахинскими (дорога на Шемаху шла в этом же направлении), воротами шаха Аббаса…

Во времена этого правителя на воротах имелась строительная надпись, из которой становилось ясно, что внешние стены (на языке фортификации фособрейные), устроены по его велению вместе с воротами. Внутренние же большие стены возведены по участкам местными сельскими жителями, как видно из надписей, в конце XVI в.

Когда внешнюю стену снесли, память о ней решили увековечить и придумали довольно необычный для этого способ: сделать двойные ворота во внутренней стене. Но самое главное, что удалось сохранить от ворот внутренней стены — это загадочный барельеф, символ средневекового города Баку, существовавший еще задолго до индустриального подъема и нефтяного бума.

Барельеф представляет собой мастерски высеченную в камне композицию, изображающую двух львов, стерегущих массивную голову быка в окружении двух небольших дисков. На вторых — новых — воротах этот символ был повторен уже в середине 80-х гг. XIX в. Кроме того, в левый портал новых ворот строителями были вмонтированы как декоративные элементы два камня с древними арабскими надписями.

 

Что же обозначает этот символ, являющий собой наглядный и очень интересный образец средневековой восточной геральдики? Немецкий путешественник и ученый Энгельберт Кемпфер, побывавший в Баку в 1683 г., попытался, разумеется, не без помощи местных знатоков, расшифровать старинный бакинский герб.

Итак, голова быка, согласно Кемпферу, символизирует сам старый город-крепость, население которого, не имея возможности заниматься земледелием из-за засушливости почв и сильнейших ветров, традиционно занималось скотоводством. Как утверждают многие ученые, бык и корова являлись древнейшим тотемом абшеронцев, эти изображения можно встретить в наскальных рисунках, в жилищах, а позднее и на монетах, и посему использование головы быка на древнем гербе — это своего рода дань многовековой традиции.

При раскопках Ичери-Шехер и ее окрестностей неоднократно находили изображения коров и быков. Известно, что бык глубоко почитался зороастрийцами, и вполне возможно, что первым гербом древнего Баку была голова быка.

 

Этот символ имеет истоки в глубокой древности, уходит во времена язычества. Корова считалась праматерью людей и являлась священным животным — очертания черепа коровы (быка) в точности повторяют очертания репродуктивных органов женщины. Использование образа головы/черепа коровы или быка в магии является очень мощным и эффективным средством для достижения определенных целей — как добрых, так и злых. Но чаще всего изображение черепов и голов коровы или быка использовались для защиты. Ими украшались ворота, заборы, дома, межевые знаки.

 

Что касается львов, то их изображение, по мнению многих историков, дань геральдическим традициям Переднего Востока, персидской культуре, ведь и в новейшей истории изображение Льва и Солнца (Шир-е-Хоршид) является своеобразным иранским «серпом и молотом». Отличие бакинских львов от персидских, пожалуй, лишь в том, что они не держат мечей. Образ льва — такой же древний, как образ быка (коровы).

lev-bik-baku-3.jpg

У древнеримского писателя и философа Амвросия Феодосия Макробия (Макробиуса) сказано, что львы символизируют Землю, Мать богов. Пара львов означает дважды сильного властелина, а также стража дверей, врат и сокровищ, либо Древа Жизни. Часто они поддерживают на изображениях солярный символ и олицетворяют неусыпную бдительность и храбрость.

Образ льва — образ архетипический, свойственный большому числу народов и культур. Практически везде он имеет двойственное значение (как и все в этой жизни), неся в себе и солярный (солнечный), и лунный символизм, олицетворение и добра, и зла. В качестве солярного символа лев олицетворяет жар, блеск и силу полуденного Солнца, принцип огня, великолепие, силу и храбрость, стойкость, справедливость, закон, военную мощь, Царя Зверей. В качестве лунного символа лев символизирует жестокость, свирепость, звериный образ жизни. Он — символ войны и является атрибутом богов войны.

Может быть, исходя из подобных предположений, некоторые историки считают, что все гораздо проще: львы, стоящие с двух сторон от быка, могут символизировать Сефевидов, захвативших Баку, в котором еще могли оставаться исповедующие зороастризм. Хотя на минарете Джума мечети, построенном в 1437 г., были изображения четырех львов геральдического характера и, следовательно, львы могут быть связаны древним гербом Ширвана, т.к. в культуре тюркских народов являются весьма распространенным символом. Он также часто встречается у шумеров, которых многие историки относят также к тюркам.

 

Кемпфер же считал что львы вместе с дисками рядом с головой быка могут символизировать светила. Как уже было сказано, изображения быка в старинной городской геральдике зачастую сопровождалось изображением Солнца и Луны по бокам, что являлось символом дня и ночи. Возможно, эту же смысловую нагрузку несут и небольшие диски, высеченные у бычьих голов над парными крепостными воротами. Итак, в совокупности замысловатый герб на воротах у основного входа в крепость, по Кемпферу, можно прочесть следующим образом: Львы (т.е. крепостные стены) стерегут Быка (т.е. город) днем (Солнце) и ночью (Луна).

Когда-то давно это изображение было гербом города Баку. Однако когда маленькая средневековая крепость начала разрастаться и превратилась в большой город, у Баку появился другой герб: три огня в щите.

 

Герб Баку периодически видоизменялся. В 2001 г. в качестве городского герба было принято изображение в виде французского прямоугольного щита голубого цвета, внутри которого изображены три огня и волны. А изображение быка в окружении двух львов уже в нашем веке стало гербом Ичери-Шехер. С точки зрения геральдики, конечно, неофициальным, а символическим, культурным.

По материалам Ф.Ахундова, С.Колтунова, документам из президентской библиотеки Управления делами президента Азербайджана

Из серии «Тайны Баку»

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...