Перейти к содержимому

БАКУ !


Recommended Posts

В этом посту хочу затронуть тему, как и видно по заглавию, про родной город, как единицу измерения в системе развития нашего общества.

Как и ранее я упоминал (в старом полит-форуме), что Азербайджан до воссоединения с Россией, представлял собой совокупность мелких ханств с натуральным хозяйством и слабыми экономическими связями. Баку, как центр одного из ханств, не представлял собой большую экономическую значимость в качестве даже портового города, т.к. не было большой потребности в нём для всего Азербайджана, который представлял собой совокупность в целом разнозначных ханств. После договора о присоединении Северного Азербайджана к России с 70-х годов 19-го века, вследствие быстрого роста доли потребности нефти в своём энергетическом балансе, Россия и Западная Европа начали разработку давно известных нефтяных месторождений на Апшеронском полуострове. Нефть Баку была ресурсом для России и Западной Европы, а не для Азербайджана и понятно почему их капитальное вложения, квалифицированная рабочая сила и усилия создали на Апшероне их собственный город, который стал не продолжением азербайджанского Баку, а совершенно новым городом, построенный Европой. Да и демографическая ситуация в нём сложилась далеко не в пользу азербайджанцев. Баку начал противостоять Азербайджану своей индустриальностью, с зарождающимися новыми и чуждыми социальными отношениями, составом, культурой и направленностью на Европу и Россию.

Итак в Азербайджане, в начале 20-го века возникла ситуация довольно-таки обычная для третьего мира, а именно, две противоположные тенденции: с одной стороны – исламский, феодальный Азербайджан, с другой стороны – про европейский индустриально-капиталистический Баку. Кстати, такое положение, по большому счёту, сохранилось и до наших дней.

Рассмотрим взаимоотношения этих двух тенденций во времени. Для ясности разделю на этапы временной пробег последних ста лет истории Азербайджана:

1 этап – 70-е годы 19-го века - 1-я мировая война

2 этап – 1-я мировая война - 2-я мировая война

3 этап - 2-я мировая война – современный Азербайджан

Взаимоотношение двух указанных тенденций всегда была в пользу Баку. Этот город всегда подавлял своей значимостью и мощью весь Азербайджан. Конечно, нельзя утверждать, что связь была всегда односторонней и прямой: Баку – Азербайджан. Существовала и обратная связь, которая действовала, но не смогла произвести качественных изменений. Азербайджан, подчинившись мощной городской системе, скорее сам видоизменялся. Ибо новый Баку был дитем более сильного мира, чем тот мир, который породил Азербайджан. Баку стал гиганстким рычагом развития Азербайджана.

1 этап. Это время взаимоотношений между зарождающимся капиталистическим городом с феодальной патриархальной социальной структурой Азербайджана. Начало этого этапа характеризуется зарождением инфраструктуры нового Баку на фоне продолжающих действовать старых феодальных, социально-экономических связях между старым Баку и Азербайджаном. Основным проявлением развития нового Баку явилась мощная миграция из России и увеличение инонациональной части населения, индустриализация и формирование новой социальной структуры города. Так, начали возникать интернациональные социальные группы как рабочий класс, интеллигенция, буржуазия. Баку становится реальным центром Азербайджана, который как губка впитывал в себя азербайджанцев. В формировании крупного капиталистического города мирового значения стали принимать, хотя и запоздалое, участие и азербайджанцы. Это способствовало увеличению доли азербайджанцев в рабочем классе, формированию национальной буржуазии и созданию азербайджанской интеллигенции, ориентированной на Европу. Уже в середине первого этапа началась активное воздействие нового Баку на другие центры Азербайджана. А в конце этапа Баку приобрёл доминирующее положение и стал определять Азербайджан. И наконец, итогом столь бурного культурно-экономического развития Баку плюс, конечно, необходимые известные внешние обстоятельства, явилось создание и существование в течении 20 месяцев Демократического Азербайджана.

2 этап. На этом этапе Азербайджан стал частью СССР, форпостом которого на юге был Баку. Европейская ориентация Баку трансформировались в русскую. Россия предложила тенденцию развития инфраструктуры нового Баку. В социальной структуре Баку основные посты заняли инонациональные кадры – русские, евреи, армяне. Рабочий класс продолжал расти. Продолжалась Русская иммиграция. В то же время постепенно увеличивались национальные кадры. Чётко обозначил поток в Баку азербайджанцев из Азербайджана. Этим во взаимоотношениях системы Баку-Азербайджан наметился рост обратной связи. Но в сущности принципиальная схема во взаимоотношениях системы Баку-Азербайджан осталась прежней. В конце 2-го этапа сложилась новая генерация городской азербайджанской интеллигенции, часть которой была мусульмански ориентированной, а часть про европейским.

3 этап. В течении этого этапа обратная связь во взаимоотношениях системы Баку-Азербайджан определила формирование новой социально-этнической структуры Баку. Интенсивный миграционный поток из Азербайджана в Баку, влившийся в основном в низшие социальные слои города, постепенно вытесняя инонациональные кадры, пополз вверх по социальной иерархической лестнице и заполнил его до конца. В результате, во время третьего этапа, крестьянская иммиграционная масса со всеми своими обычаями и предрассудками уже в первом поколении заняли ключевые и социальные позиции в Баку. Они стали лицом города, его характерной и неотъемлемой чертой. Крестьянский менталитет начал господствовать в городе, хотя сами крестьяне ассимилировались и растворялись в нём. Большинство молодых людей с дипломами средних и высших заведений утратили связи с крестьянской культурой, не получив взамен от городской цивилизации ничего. Люди с деревенским менталитетом, попав в чуждую им структуру, вынуждены были подчиниться ей. И это им превосходно удавалось. Благодаря своей гибкой природе, мигрантам удалось, оставаясь самими собой, надеть на себя личину русско-советской социальной конвенции. Проявление гибкости деревенского менталитета выразилось в его уступчивости официальной конвенции. Примером этой политики является обилие русских школ в Баку, выполняющих роль стерилизатора. Результатом чего явился процесс русификации у второго и третьего поколений сельских мигрантов. К концу периода полностью завершается акт драматической «борьбы» между про европейским городом и мусульманской «деревни» в пользу последней. Дух «деревни» полностью восторжествовал в Баку и, с этой тоски зрения, Баку красиво вписался или влился в Азербайджан, хотя город до сих пор является чужим для победителей. Ибо последние, заняв ключевые позиции в Баку, не в состоянии управлять процессами, происходящими в этом городе. Всё это способствовало развитию процессов поляризации и персонализма в обществе. Что и наблюдается на просторах нашего форума.

(С)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Уважаемый BAKINETS.

Я несколько раз собирался ответить вам на этот пост в старом форуме, но всякий раз откладывал, потому что то, что я собирался написать вряд ли показалось бы вам ценным замечанием. Тем не менее, в этот раз я решился написать.

------------------------------------------------------------------------------------------------

1. Процессы описанные вами вполне адекватны стадиям урбанизации. То, что вы питаете особые сентименты к Баку тоже вполне понятно. Надеюсь, что ваши замечания по поводу преобладания деревенского духа в Баку не свидетельствуют о сегрегационном мышлении.

2. На мой взгляд, суть проблемы в непропорциональном развитии регионов. Во всех странах в разные времена наблюдаются порцессы массового переселения жителей села в города. Целью такого переселения всегда является поиск высокооплачиваемой работы и лучшего социального статуса. В свое время, города отгороживались от сел стенами. Безусловно, эти стены служили защитой во время военной осады. Но они выполняли и другую не менее важную для горожан роль - культурного барьера. Сельчан в города пускали только по праздникам (чтобы те, потратив деньги пополнили городскую казну), а также для осуществления товарного обмена. Индустриализация разрушила мистику городской культуры. Нет, сельчане не брали города штурмом. Города сами вышли за пределы своих стен и абсорбировали окружающие их деревни.

3. Коренным жителям городов пришлось окультуривать бывших сельчан. Для этого учредили массовое образование, которое до этого было элитарным. Массовое образование быстро дало свои плоды. Оказалось, что природная смекалка сельских жителей обрамленная в научно-философскую форму придала живительную силу техническому прогрессу, который в свою очередь еще больше послужил развитию городов. Баку в этом смысле не исключение.

4. Проблемы Баку являются побочным продуктом его стремительного развития на фоне стагнации сельскохозяйственных регионов. У нас никогда не бало рационально продуманной политики регионального развития. Если бы паралельно или хотя бы вдогонку Баку развивались бы Гянджа, Ленкоран, Нахичеван, Губа и Шеки, то указанные города стягивали бы к себе население окружающих их районов. В описанном выше состоянии, подлинно городским может считаться житель третьего поколения. В Баку же таких очень мало. Я сам Бакинец только первого поколения (поскольку родился здесь). Мои же родственники уроженцы Гянджи и Геранбоя. Мои дети будут Бакинцами второго поколения. И только мои внуки могут подлинно считаться Бакинцами, потому что уже не будут питать сентиментальных чувств к Гяндже (во всяком случае не так, как я).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Уважаемый Deconstructor.

Благодарю Вас за ответ и замечания, которые вопреки Вашим предположением, оказались ценными для меня.

Вы правы, я лишён сегрегационного мышления во всех его проявлениях и направлениях. Как бы мой пост не показался описанием процесса урбанизации, я старался проанализировать и дать оценку происходящим в более специфическом образе нашего общества.

На протяжении нескольких лет, а именно в свои юношеские года проведенные в высших учебных заведениях, я пытался "понять" происходящее вокруг меня, и болезненно принимал все процессы прогрессируещие в нашей стране. Вы правильно отметили мою сентиментальность, но она проявляется во всех проблемах не чуждых нашему обществу.

Если у Вас была возможность просмотреть мои "импровизации" в старом форуме, то Вы смогли бы заметить эту деталь. А также, все проблемы или вопросы я рассматриваю с социальной точки зрения. Именно на этой платформе, по моему, можно объективно приближаться к определениям и решениям проблемы.

Именно социальная сторона общества определяет её политику, экономику, образование и даже состояние здоровья.

Я согласен с 4-ым пунктом, где Вы подчеркнули inequity как в политических так и в экономических программ развития. Но я склонен видеть этот аспект второстепенным, не решающим проблемы на long-term base

Я ещё раз, искренно благодарен за Ваш отклик, мне всегда было интерестно читать Ваши посты, что увеличивает качество данного форума.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Предлагаю назло Саалеск и Бакинцу каждому форумчаниену создать тему о своем районе и написать побольше слезных словечек о его чудесах. Не подкачаем менталитет! Вива еррибазлыг! :P:gizildish::P:P:luv::):):)bawling.gifbawling.gifbawling.gifbawling.gifbawling.gifbawling.gifbawling.gifbawling.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 ATILLA

Atilla мог бы по продуктивней предложениея приподнести. Учитывая твою эрудированность, я такого reply не ожидал честно говоря.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 bakinets

не знаю чем мое предложение тебе тне понравилось, но учитывая появление этой темы, и страсти разгоревшиеся на теме Саалески, видимо все к этому и идет. А ты еще талыша появившегося и здесчь тоже присовокупь, получишь идиллическую картину наших будней. Надеюсь я ошибаюсь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Предлагаю назло Саалеск и Бакинцу каждому форумчаниену создать тему о своем районе и написать побольше слезных словечек о его чудесах. Не подкачаем менталитет! Вива еррибазлыг!

Уважаемый Атилла. По-моему это нормальная реакция воспитанного человека на глупые фразочки в адрес его любимого города. По-моему дело совсем не в том, что известная госпожа - гянджинка, в моих близких друзьях числится большое количество представителей этого региона, - нормальные, здоровые люди.

Когда начинаются сравнения, типа

------------------------------------------------------------------------------------

Для меня даже Баку не носит в себе того же тепла и уюта.

К новому Баку у меня вообще, душа не лежит.Не люблю его ветров, граждани столицы- же (по большей части) пропитаны неким высокомерием, - нет, в числе тех городов, в которых мне меньше всего хотелось провести оставшуюся жизнь, - это Баку. Один лишь Хазар меня привлекает, и то наверное, потому что люблю море. : )

Может от того,что в столице особо чётко проступает грань между теми, кто в достатке и теми,кто не очень?Всякий раз,когда я попадаю в Баку (а попадаю я тудЫ редко и по большей части для решения бумажно-документационных проблем), вижу угрюмые серьёзные лица.

Особенный для меня интерес представляют этакий элитарный антиквариат со времён Союза, когда рано утром спозаранку выводят выгуливать своих питомцев, - они прямо-таки пропитаны «голубизной» крови.... : )

В Гяндже всё иначе...

-------------------------------------------------------------------------------------

Разве это нормально?

Я тоже слышала много чего о Гяндже, и что там не осталось ни одной девочки, что женщины распутные, и все такое...... Что ж, повесить мне все что я думаю об этом городе? Почему когда о нас говорят, мы не можем достойно ответить.

Честь и хвала Бакинцу - бороться с нападками против самого родного и любимого города с его Баксоветом, Крепостью нужно так! Прославляя его . Чего стоит наш Бульвар, а Малоканский садик? А пляж Бильгя? Это бирюзовое море... А Зеленый театр? Вспомните дорогу от Глазной Больницы до Президентского Аппарата - эти деревья, воздух какой-то особенный... Или проспект Строителей - этот поворот перед Хаят Редженси ночью , горят фонари, а ты едешь в машине...

Люди, наш Город - самый прекрасный город в мире. Мы не умаляем красоту и заслуги других городов, но ПОЖАЙЛУСТА НЕ ТРОГАЙТЕ НАШ

Заберайте себе этот титул Столицы и хватит поливать НАШ РОДНОЙ БАКУ.

ПС - Бакинец, продолжай, по-моему надо еще осветить культурные достояния нашего города

,

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

"А ты еще талыша появившегося и здесчь тоже присовокупь, получишь идиллическую картину наших будней. "

Ошибаешься.

После выходки Арктура в адрес талышей в старом форуме никакого желания обшаться с вами...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Предлагаю назло Саалеск и Бакинцу каждому форумчаниену создать тему о своем районе и написать побольше слезных словечек о его чудесах. Не подкачаем менталитет! Вива еррибазлыг!

Уважаемый Атилла. По-моему это нормальная реакция воспитанного человека на глупые фразочки в адрес его любимого города. По-моему дело совсем не в том, что известная госпожа - гянджинка, в моих близких друзьях числится большое количество представителей этого региона, - нормальные, здоровые люди.

Когда начинаются сравнения, типа

------------------------------------------------------------------------------------

Для меня даже Баку не носит в себе того же тепла и уюта.

К новому Баку у меня вообще, душа не лежит.Не люблю его ветров, граждани столицы- же (по большей части) пропитаны неким высокомерием, - нет, в числе тех городов, в которых мне меньше всего хотелось провести оставшуюся жизнь, - это Баку. Один лишь Хазар меня привлекает, и то наверное, потому что люблю море. : )

Может от того,что в столице особо чётко проступает грань между теми, кто в достатке и теми,кто не очень?Всякий раз,когда я попадаю в Баку (а попадаю я тудЫ редко и по большей части для решения бумажно-документационных проблем), вижу угрюмые серьёзные лица.

Особенный для меня интерес представляют этакий элитарный антиквариат со времён Союза, когда рано утром спозаранку выводят выгуливать своих питомцев, - они прямо-таки пропитаны «голубизной» крови.... : )

В Гяндже всё иначе...

-------------------------------------------------------------------------------------

Разве это нормально?

Я тоже слышала много чего о Гяндже, и что там не осталось ни одной девочки, что женщины распутные, и все такое...... Что ж, повесить мне все что я думаю об этом городе? Почему когда о нас говорят, мы не можем достойно ответить.

Честь и хвала Бакинцу - бороться с нападками против самого родного и любимого города с его Баксоветом, Крепостью нужно так! Прославляя его . Чего стоит наш Бульвар, а Малоканский садик? А пляж Бильгя? Это бирюзовое море... А Зеленый театр? Вспомните дорогу от Глазной Больницы до Президентского Аппарата - эти деревья, воздух какой-то особенный... Или проспект Строителей - этот поворот перед Хаят Редженси ночью , горят фонари, а ты едешь в машине...

Люди, наш Город - самый прекрасный город в мире. Мы не умаляем красоту и заслуги других городов, но ПОЖАЙЛУСТА НЕ ТРОГАЙТЕ НАШ

Заберайте себе этот титул Столицы и хватит поливать НАШ РОДНОЙ БАКУ.

ПС - Бакинец, продолжай, по-моему надо еще осветить культурные достояния нашего города

,

Не всегда на грубость надо отвечать грубостью. Я тоже бакинец, тоже люблю свой город, и поверте не меньше вас. Но еще больше я люблю родной АЗЕРБАЙДЖАН!!!!!

А насчет саалеск, знаете, она и так за все держала ответ на старом форуме. Я конечно никому не адвокат, но думается это действительно "нормальная" реакция. Даже заурядная. Не надо так. Эта мам не к лицу. У нас есть проблемы поважнее, чем междугородские разборки. Зайдите ка на форум на сайте artsakh.al.ru.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 atilla

Я не имею никакого желания вступать с тобой какой либо спор, ибо ты описываешь картину далёкую от моей темы. И не буду я тебе доказывать обратное, если ты не хочешь понять суть поста. Твоё право давать собственную оценку (чем я тебе также благодарен), и если не трудно последуй своему предложению "создать тему о своем районе и написать побольше слезных словечек о его чудесах." Ибо этот пост не посвещён регионализму.

2 Багира

Благодарю за отклик.

Но хотелось бы отметить, что данный пост не является ответом какому либо посту, тем более вывешаванию "назло" кому либо. Ибо мои заметки были написаны в 1997 году. Проредактировав, я и на старом форуме в разделе "импровизации" вывешивал их с целью подискуссировать о проблемах нашего общества.

P.S. Хочу заново подчеркнуть цель поста, которые изложены в первых строчках

В этом посту хочу затронуть тему, как и видно по заглавию, про родной город, как единицу измерения в системе развития нашего общества.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

/////и если не трудно последуй своему предложению "создать тему о своем районе и написать побольше слезных словечек о его чудесах."/////

было бы неплохо, если бы ты пост до конца прочитал. Можно сделать и сейчас. Я же написал, что я тоже бакинец. Я понял смысл "хярякятя" так, как написал и даже приписал - "надеюсь я ошибаюсь". Но бог с ним, я не собираюсь оправдываться, а вот зайти на форум на DELETED настойчиво советую.

:gizildish:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...