Jump to content
  Love reading great articles? Visit Elix.com today!

Recommended Posts

  • 1 month later...

О ликвидации Россией Карабахского ханства

Карабах находится в южной части Закавказья и охватывает территорию, протянувшуюся от Малого Кавказского хребта до равнин у слияния рек Кура и Аракс.
Во времена правления Сефевидов (1502—1722 гг.) Карабах входил в состав Карабахского (Гянджинского) беглербегства Сефевидского государства.
В 1747 году было образовано Карабахское ханство.Основателем Карабахского ханства был Панах Али-хан Джаваншир (1747—1763) из оймага Сарыджалы Джеваншировского племени, который по словам советского историка середины XX века И. П. Петрушевского «стоял в ряду наиболее значительных государственных деятелей Азербайджана XVIII века». В Карабахе кроме азербайджанцев проживали также потомки христиан удин, которые после  переселения Россией армян в Карабах ,за последние 200 лет перешли на армянский язык. Турецкие армяне, переселённые Россией после 1828 года   в Закавказье, карабахских христиан называют "шуртвац", то есть "перевёртыши".
С начала XIX века Карабах и остальные азербайджанские земли севернее реки Аракс стали объектом устойчивого интереса со стороны Петербурга. Это явилось одной из причин русско-тюркской (Каджарская империя) войны. Русские войска сумели занять территорию карабахского ханства. В мае 1805 года местный правитель Ибрагим Халил-хан,  узнав о военном преимущество российских войск, вынужден был принести присягу императору Александру I. Переход Карабахского ханства в подданство Российской империи было оформлено подписанием соответствующего Договора, которое состоялась 14 мая 1805 года в русском военном лагере на берегу реки Кюрекчай, недалеко от Гянджи. Договор был составлен на русском языке. Договор был подписан Ибрагим Халил-ханом и главноначальствующим в Грузии генералом от инфантерии П. Д. Цициановым (от имени императора Александра I).
Согласно договору, Россия брала на себя обязательство в отношении сохранения целостности владений и преемственности ханской династии в Карабахе, полное внутреннее самоуправление в своем ханстве и признание ханского титула за его наследниками (стт. 2-3, 5). Хан обязуется принять и содержать в Шушинской крепости русский гарнизон из 500 человек (стт. 5,6). Хан обязуется выплачивать России дань 8 тысяч золотых (24 тыс.рублей) ежегодно и отправить в Тифлис заложниками двух своих старших сыновей Мамед-Хасанагу и Шукур-Уллаха на всегдашнее пребывание. Царь же обязуется выделять пребывающему в заложниках в Тифлисе внуку хана по 10 рублей серебром в день. В сущности статья о внутренней автономии Карабахского ханства была единственной статьей в пользу хана — все остальные статьи клонились к ограничению его прав и прерогатив и наложению на него обязанностей перед царем.
(8 июня) хану, а ещё спустя три месяца его сыновьям Мамед Гасану и Мехти Кули были пожалованы чины генералов русской службы.
Через год в 1806 году россияне  вероломно застрелили Ибрагим Халил  хана в его же дворце и после этого ликвидировали и Карабахское ханство. А в дальнейшем Ханство было ликвидировано и Карабах поделили на четыре уезда, составивших провинцию с военным управлением.
 Из рапорта графа И. В. Гудовича к министру военно-сухопутных сил С. К. Вязмитинову от 21 августа 1806 года: "По рапортам мною полученным от командующего войсками в Грузии ген.-м. Несветаева открывается, что 17-го Егерского полку подполк. Лисаневич и бывший с ним майор Джораев, без побудительных причин, с отрядом егерей учинили нападение на Ибрагим-хана Шушинского, который, не имев при себе войска, кроме прислужников 35 чел. мужеска и женска пола и 1 жену с 3 малолетними детьми, находился по сю сторону кр. Шуши близ садов, на горе без всякого укрепления, и сам вышел из палатки на встречу отряда, не сделав ни одного выстрела; но егери начали стрелять и колоти штыками, где Ибрагим-хан убит и все бывшее с ним имение досталось в добычу учинивших нападение".
В то же день граф Гудович сообщил министру иностранных дел барону А. Я. Будбергу:
«Хан Карабагский, как видно из рапорта ген.-м. Небольсина, секретно разведывавшего о всех обстоятельствах сего важного происшествия, убит понапрасну подполк. Лисаневичем, об отдании коего под следствие я с сею же эстафетою всеподданнейше доношу Е. И. В.».
Ликвидировано в 1822 году и преобразовано в российскую Карабахскую провинцию. В 1840 году Карабахская провинция была переименована в Шушинский уезд, вошедший в состав Каспийской области.

https://proza.ru/2021/01/06/952

952.jpg

Link to post
Share on other sites
Записка А.С. Грибоедова о переселении армян на азербайджанские земли
Вашему сиятельству угодно было узнать достовернее через меня о способах, которые были приняты к переселению армян из Южного Азербайджана
и  их водворению в наши области.
Вот истина по сему предмету,  как она мне известна, полковник Лазарев почитал себя главным побудителем этой эмиграции, о чем, как вам известно, он изъяснялся довольно гласно, но неосновательно, потому что армяне никакого понятия не имели о нем, будучи единственно движимы доверенностью к России и желанием быть под её законами.
Лазарев помышлял только о сочинении прокламаций, довольно неуместных, между прочим, о формировании регулярного армянского ополчения, полагая даже включить в круг своих замыслов, хотя благонамеренно, но необдуманно.  Карабах и прочие области, имеющие  свое начальство и где особенной власти от давно учрежденных  не могло быть допущено.  Князь Аргутинский представлял ему несколько раз о его поведении, как это все хвастливо, ветренно и бесполезно.
Армяне большею частью поселены на землях помещичьих мусульманских.  Летом это еще можно было допустить. Хозяева мусульмане большею частью находились на кочевьях и мало имели случаев сообщаться с иноверными пришельцами.
Не заготовлено ни леса и не отведено иных мест для прочного водворения переселенцев.  Все сие в свое время было упущено. Поправить ошибку на нынешний год поздно Переселенцы находятся
сами в тесноте и теснят мусульман.
Ещё неизвестно число жителей и в округах по сю сторону Аракса. Областной начальник отзывается, что он хотел большое число новоприбывших армян переселить за Аракс, но они просили у него   позволения остаться на тех местах (Зангезур), куда их на первый раз
временно пристроили, на что и получили ваше согласие.
 Мы не мало рассуждали о внушениях, которые должно делать мусульманам,
чтобы помирить их с  нынешним их отягощением, которое не будет долговременно и искоренить из них опасение на счет того, что армяне завладеют навсегда землями, куда их на первый раз пустили.
А.С. Грибоедов

1044.jpg

Link to post
Share on other sites
Курганная культура предков азербайджанцев в Карабахе
Курганная культура на Южном Кавказе появляется в то время, когда здесь
возрастает роль скотоводства, и главным источником наших знаний о жизни местного
населения служат курганные захоронения. Интенсификация животноводства могла
быть достигнута только при переходе к новому типу хозяйства — яйлажному
скотоводству. Предки азербайджанцев первыми из скотоводов Евразии освоили вертикальный  способ кочевания, при котором стада весной угоняются на богатые горные пастбища. Это подтверждается топографией курганных могильников, расположенных у перевалов высоко в горах.
 К.Х.Кушнарева(армянка из Тбилиси) ведущий российский археолог более 20 лет исследовала археологические памятники Южного Кавказа. Она руководила археологической экспедицией на территории карабахской области Азербайджана (курганный могильник Ходжалы, поселениеУзерлик у Агдама). Еще в 1966 году
К.Х.Кушнарева написала в Кратких сообщениях института археологии Академии наук СССР (работа написана совместно с известным археологом А.Л.Якобсон): «Для решения проблемы возникновения и развития полукочевого скотоводства коллективу экспедиции пришлось расширить зону работ, включив сюда прилегающую к Мильской степи область Нагорного Карабаха. Лишь параллельное изучение синхронных памятников степных и горных районов могло ответить на вопрос, какие сдвиги произошли в хозяйственном укладе населения Азербайджана к концу II тысячелетия до н.э. и в какой зависимости находились эти два географически разные области? Исследованию был подвергнут Ходжалинский курганный могильник (разведки К.Х.Кушнаревой), расположенный на магистральном пути, идущим из Мильской степи на высокогорные пастбища Карабаха. Шурфовка внутри огромной каменной ограды (9 га), где не оказалось культурного слоя, позволила высказать предположение, что ограда эта служила, скорее всего, местом для загона скота, особенно во время нападения врагов. Сооружение значительных по величине погребальных курганов высоко в горах, на путях перекочевок, а также резко возросшее по сравнению с предшествующим периодом количество сопровождающего оружия (Ходжалы, Арчадзор, Ахмахи и др.) указывают на господство в этот период полукочевой, яйлажной формы скотоводства. Однако для подкрепления этого вывода необходимо вернуться в степь с целью обнаружения и изучения там поселений, куда на зимние месяцы скотоводы спускали с гор сильно разросшие к тому времени стада.
Надо оговориться, что если в предгорных и горных районах Азербайджана до начала
работы экспедиции было исследовано много главным образом погребальных
памятников конца II - начала I тысячелетия до н.э., то ни одно поселение в Мильской степи не было открыто. В качестве объекта для раскопок избрали поселение,расположенное у подошвы одного из трёх курганов – гигантов в урочище Уч-тепе.
Здесь в глубокой степи, среди обширных пастбищ были открыты небольшие
прямоугольные землянки, использовавшиеся только в качестве зимников. Отсюда с
весны население и скот перебирались в горы, а заброшенные землянки, разрушаясь,
ждали их возвращения глубокой осенью. Таким образом, раскопками синхронных
степных и горных памятников с бесспорностью было доказано, что в конце II - начале I тысячелетия до н.э., на территории Азербайджана уже сложилась та форма отгонного, яйлажного скотоводства, которая господствует здесь до настоящего времени и заставляет археологов и историков рассматривать эти районы на протяжении трех тысячелетий как единую, объединенную одной исторической судьбой культурную и хозяйственную область!». (К.Х.Кушнарева, А.Л.Якобсон. Основные проблемы и итоги работ азербайджанской экспедиции. Академия наук СССР. Краткие сообщения института археологии, 1966 год, выпуск 108.)
 В 1973 году К.Х.Кушнарева возвращаясь к этой теме пишет: «Нам хорошо
известен всесторонне обоснованный тезис Б.Б.Пиотровского о скотоводстве как о
доминирующей форме хозяйствования у древних аборигенов Кавказа.
Складывающаяся в основных своих чертах, по видимому уже в конце III тысячелетия
до н.э. и сохранившаяся до наших дней форма яйлажного скотоводства с выгоном скота в весеннее-летний сезон на горные пастбища, заставляет рассматривать степные просторы Миля, где возвышаются курганы, и горный массив соседнего Карабаха как единый, объединенный одной исторической судьбой культурно-хозяйственный район.
Природа этих районов диктует людям условия и сейчас. Форма хозяйства здесь
осталась прежней. Работая в Мильской степи в течение многих лет, мы, участники
экспедиции, два раза в год наблюдали «переселение народов», при котором весной
кочевники со своими семьями и необходимым для длительного житья, а также
переработки мясных и молочных продуктов инвентарем грузились на лошадей,
верблюдов, ослов и сопровождали на кочевья в горы огромные отары мелкого рогатого
скота; поздно осенью эта лавина спускалась вниз, в степь, причем часть зимников
располагалась непосредственно в районе наших курганов». (К.Х.Кушнарева. К
вопросу о социальной интерпретации некоторых погребений Южного Кавказа.
Академия наук СССР. Краткие сообщения института археологии, 1973 год, выпуск
134.)
 В 1987 году К.Х.Кушнарева еще раз возвращается к этой теме и пишет: «Рядом с
Ходжалинским могильником, расположенным на магистральном пути скотоводов,
ведущем из Мильской степи на высокогорные пастбища Нагорного Карабаха, была
выявлена каменная ограда, окружавшая площадь в 9 га; это, скорее всего, был загон для скота в периоды возможных нападений. Сам факт существования крупного курганного могильника на скотопрогонном пути, а также большое количество оружия в могилах Карабаха указывали на интенсификацию скотоводческого хозяйства и существование в этот период яйлажной формы, способствовавшей накоплению больших богатств. Для подкрепления этого вывода надо было вернуться в степь для изучения поселений, куда на зимние месяцы скотоводы спускались с гор. Такие поселения раньше не были известны. В качестве объекта для раскопок было выбрано поселение около большого Учтепинского кургана; здесь была открыта группа небольших землянок-зимников.
Отсюда с весны скотоводы перебирались в горы, а глубокой осенью возвращались
обратно. И сейчас форма хозяйства осталась здесь прежней, причем часть землянок
современных скотоводов располагается на том же месте, где находилось древнее
поселение. Таким образом, работами экспедиции был выдвинут и обоснован тезис о
времени сложения отгонного скотоводства и о культурно-хозяйственном единстве
степного Миля и горного Карабаха уже в конце II - начале I тысячелетия до н.э.,
единстве, основанном на общей экономике. Экспедицией установлено, что в древности
степь жила многоукладным хозяйством, в оазисах, орошаемых каналами, процветало
земледелие и скотоводство; здесь располагались крупные и небольшие стационарные
поселения с прочной сырцовой архитектурой. В пустынных межоазисных районах в
зимнее время обитали скотоводы; они создавали недолговечные поселения другого
типа- землянки, которые с весны до осени пустовали. Между обитателями этих
функционально-различных поселений осуществлялись постоянные экономические
связи». (К.Х.Кушнарева. Значение азербайджанской (оренкалинской) экспедиции для
археологии Кавказа. Академия наук СССР. Краткие сообщения института археологии,
1987 год, выпуск 192.)
 В статье «Ходжалинский могильник» К.Х.Кушнарева пишет: «Ходжалинский
могильник является памятником уникальным. Взаимное расположение различных
типов курганов и анализ археологического материала указывает на то, что могильник
этот создавался постепенно, в течение многих столетий: самые ранние из имеющихся
здесь курганов—малые земляные—датируются последними веками II тыс. до н. э.;
курганы с каменными насыпьями—VIII—VII вв. до н… Он должен рассматриваться в
тесной связи с другими памятниками предгорных, горных, а также степных районов
Армении и Азербайджана. И такая постановка вопроса правомерна, если учесть
специфику формы хозяйства, которая сложилась в этих районах к концу II тыс. до н. э.
Речь идет о полукочевом скотоводстве. Древнейшими путями, по которым
осуществлялись культурные связи племен, обитавших в степных и горных районах,
служили главные водные артерии (в Карабахе—Тертер, Каркар-чай, Хачин-чай), вдоль
которых, как правило, группируются ныне археологические памятники; по этим же
путям шло (как и в настоящее время) ежегодное передвижение кочевников-скотоводов.
Весь облик самих курганов, а также особенности инвентаря характеризуют племена,
создавшие этот памятник, как скотоводческие. Курганы-гиганты, в которых
хоронились вожди племен, могли возникнуть лишь в результате коллективных усилий
большого объединения людей. Расположение памятника на древней кочевой
магистрали позволяет думать, что этот комплекс создавался постепенно
скотоводческими племенами, передвигавшимися по ней ежегодно со своими стадами.
Такое предположение может скорее всего объяснить грандиозные размеры могильника,
который не мог быть воздвигнут обитателями какого-нибудь одного ближайшего
поселения». (К.Х.Кушнарева. Ленинград. 1970) hpj.asj-oa.am/1532/1/1970-3(109).pdf
 Этнокультурное различие погребальной обрядности предков азербайджанцев  (прототюрки), наиболее яркое отражается именно в курганных захоронениях. В этом
мы можем убедится сравнивая основные черты и детали погребальной обрядности
вышеупомянутых народов и племен (иранцы, пранахо-дагестанцы, правайнахцы,
хуррито-урарты, кавказо-картвелы и др.) отраженных в синхронных археологических
материалах.
 Например, по мнению некоторых исследователей у предков современных северокавказских народов (чеченцы, ингуши) в древности были разнообразные погребальные сооружения (каменные ящики, склепы, ямы, перекрытые каменными плитами - в горах; ямы, перекрытые деревом, гробницы, сложенные из бревен и перекрытые деревом - в предгорьях Северного Кавказа ), которые были широко распространены здесь с III тыс. до  Дагестанские народы, издревле проживающие на Кавказе в основном хоронили своих сородичей в грунтовых ямах. Например, дагестанский исследователь Бакушев М.А. пишет: «Проведенное изучение погребальных комплексов показывает, что ведущим типом погребального сооружения на территории Дагестана в  исследуемый период (III в. до н.э.-IV в. н.э. –Г.Г.) являлась простая грунтовая могила
(яма), иногда окруженная кольцом или полукольцом из камней, иногда с частичной
обкладкой могилы камнем, нередко с перекрытием из каменных плит. Грунтовые ямы
представлены двумя основными в плане формами - широкими овальными и
прямоугольными и узкими удлиненно-овальными и удлиненно -прямоугольными…Среди погребений местных племен встречаются так называемые вторичные и расчлененные. Как отмечалось, исследователями не даны весомые объяснения этой обрядности, не определена ее религиозно-идеологическая основа, что обусловлено, прежде всего, трудностью интерпретации остеологических остатков, наблюдаемых в археологической практике. Предложенное в работе понимание вторичных захоронений предполагает и осуществление особых погребальных и иных обрядов и обычаев, таких как выставление трупа, изоляция немощных и последующее их захоронение, связь с обрядом вызова дождя, с перезахоронением умершего и т.д., что находит некоторое подтверждение в этнографических материалах, в сведениях письменных источников. Обряд же расчлененного погребения наблюдается в единичных случаях и, как думается, в первую очередь, связан с человеческим жертвоприношением (что исключает термин «погребение»), а также с особыми обстоятельствами смерти или качествами конкретного человека, к которому была применена подобная процедура, не входящая собственно в понятие «погребальный обряд». К этому же типу относятся и погребения отдельных человеческих черепов, встреченные в некоторых погребениях могильников Дагестана, в которых нашли отражение, с одной стороны, человеческие жертвоприношения социально зависимого человека, а, с другой, представления о голове как «вместилище души»». (М.А.Бакушев.Погребальный обряд населения Дагестана албано-сарматского времени :III в. до н.э.-IV в. н.э. Махачкала. 2006.)  О погребальном обряде иранцев написано очень много книг и специальных
статей. Например, известный российский ученый Л. С. Клейн утверждает, что
курганные захоронения  резко отличаются от иранских, так как не имеют ничего общего с типично иранской заботой «о предохранении мертвых от соприкосновения с
землей…Вообще преобладающие погребальные обычаи маздаистского характера у
иранцев исторического времени это «башни молчания», астоданы, оссуарии,
скармливание покойников собакам и птицам, срезание плоти с костей и т. п.» (Л. С.
Клейн Древние миграции и происхождение индоевропейских народов Санкт Петербург. 2007).
Таким образом, археологические данные (наскальные рисунки, каменные загоны,
циклопические крепости, курганная культура и др.) позволяет нам утверждать, что
истоки древнетюркского этноса связаны с Южным Кавказом и юго-западным
Прикаспием, и предками азербайджанцев являются прототюрки, создавшие
вышеуказанные археологические культуры.

455.jpg

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
×
×
  • Create New...