Перейти к содержимому

Recommended Posts

  • Ответы 296
  • Created
  • Последний ответ

Top Posters In This Topic

Top Posters In This Topic

Древнетюркский словарь. 1969

 
Древнетюркский словарь - фундаментальный словарь лексики древних тюркских языков и диалектов. При составлении Словаря использовались материалы памятников древнетюркской письменности VIII—XIII веков. Древнетюркский словарь был создан в Ленинграде в конце 60-х годов прошлого века и по-прежнему служит надежным источником по памятникам древнетюркской письменности (орхоно-енисейские руны, древнеуйгурская литература, словарь Махмуда Кашгари, Юсуф Баласагуни и др. Словарь содержит около 20000 древнетюркских слов и устойчивых выражений. Авторы: Наделяев В.М., Насилов Д.М., Э.Р.Тенишев, Щербак А.М., Боровкова Т.А., Дмитриева Л.В., Зырин А.А., Кормушин И.В., Летягина Н.И., Тугушева Л.Ю. Ленинград 1969.

Desktop5.jpg

drevnetyurkskij_slovar_305_auto_0_100.jpeg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Южнокавказские корни древнетюркской курганной культуры

 

Древние тюрки в 6 тыс. до н.э., одомашнив овцу, козла и быка, собаку и освоив отгонное скотоводство, в течение последующих 2 тысячелетий не покидали свою прародину – югозападное побережье Каспия. Затем, когда тюркская общность возросла, древние тюрки, соорудив четырехколесную повозку (араба), в которые были запряжены волы (ѐкюз), в поисках новых пастбищ, двинулись в северном направлении вдоль западного побережья Каспия. Видимо, в южном направлении не было территорий пригодных для скотоводства. Продвигались они медленно и только за тысячелетие они достигли северного Прикаспия. В конце IV тыс. до н.э. часть древних тюрков, покинувших свою историческую прародину в поисках новых пастбищ, переселились на территорию Кумо-Манычской впадины. Здесь, они создали степную курганную культуру (ямная культура). В дальнейшем новые поколения древних тюрков для освоения новых пастбищ приступили к освоению всей Евразийской Степи. Археологи в курганах Южного Кавказа и Евразийской степи находят идентичные повозки.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Циклопические крепости древних тюрков на Южном Кавказе

На Южном Кавказе высоко в горах в местах традиционных летних пастбищ азербайджанцев до сих пор сохранились остатки стен и башен циклопических крепостей, которые археологи датируют концом VI тыс. до н.э. Эти крепости далекие предки азербайджанцев использовали для охраны своих многочисленных отар овец в летнее время. Из-за отсутствия в них культурного слоя археологи не могут исследовать их методами традиционной полевой археологии. Культурный слой — это исторически сложившаяся система напластований, образовавшаяся в результате деятельности человека. Толщина культурного слоя зависит от многих причин и в разных поселениях различна, колеблясь от нескольких сантиметров до 30—35 м. Внутри древних городищ Южного Кавказа обычно имеется сравнительно тонкий слой почвы, покрытый растительностью, а под ним — нетронутая порода, или, как говорят археологи, материк. Циклопические крепости (летние городища скотоводов) слабо насыщены артефактами (обломки керамики, кости съеденных людьми животных, орудия труда и др.) и расположены высоко в горах или на склонах речных долин, вблизи водных источников. Стены городищ сложены «циклопической кладкой» (без раствора) из больших, необработанных базальтовых глыб.

кероглы 2.jpg

gallery_file_999_b.jpg

DSCF5838.JPG

0_6aa86_9da48ab9_XL.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Палеоантропология Южной Сибири. Т.А.Чикишева

Палеоантропология Южной Сибири. Т.А.Чикишева

 
В этот период активно формируются новые культуры, для которых актуальны многие проблемы генезиса. Две базовых антропологических общности сохранились в границах их ареалов и составили основу морфологических особенностей населения периода раннего металла. Результатами исследования констатируется антропологическая преемственность носителей усть-тартасской и неолитической культур в Барабинской лесостепи. В некоторых группах мигрантного для территории Горного Алтая населения афанасьевской культуры обнаруживаются морфологические особенности, указывающие на взаимодействие через брачные контакты с автохтонным населением. Получены свидетельства импульса носителей большемысской культуры Барнаульско-Бийского Приобья или их потомков в антропологическую среду носителей усть-тартасской культуры Барабинской провинции. Очевидные миграционные импульсы на территорию Горного Алтая с юга из среды скотоводческого населения Передней или Средней Азии прослеживаются по антропологическим данным, начиная со II тыс. до н.э., и усиливаются в эпоху ранних кочевников.

 

https://www.academia.edu/81426139/Палеоантропология_Южной_Сибири_Т_А_Чикишева

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Тюркские империи древности.

Культуры с использованием верховой езды на лошади возникли в западной части Евразийской степи между 900 и 800 гг. до н. э. и начали вытеснять полукочевые земледельческие культуры на берегах
рек. Первыми исторически известными кочевниками были киммерийцы и скифы, атаковавшие государства Ближнего Востока в конце VIII в. до н. э. Скифы первоначально были союзниками ассирийцев, заключив с ними брачный союз в 674 г. до н. э., но позднее участвовали в уничтожении
Ассирийской державы и совершали грабительские набеги по территории всего Ближнего Востока.
Мидийцы окончательно вытеснили их в понтийские степи около 600 г. до н. э. В 514 г. до н. э.скифы нанесли поражение персидскому экспедиционному корпусу, возглавляемому Дарием  Великим.
Геродот посетил скифов в середине V в. до н. э. и оставил классическое описание их культуры, подтверждаемое археологическими раскопками захоронений. Скифы воздвигали сложной конструкции гробницы, наполненные богатыми дарами и жертвоприношениями
(подчас человеческими) в честь умерших. Знаменитый «звериный стиль» со скачущими оленями и борьбой зверей, воплощенный в золотых изделиях, резьбе по дереву и ярких аппликациях на войлоке, выражал собой дух культуры скифов, столь непохожей на культуры их оседлых соседей.
Материальная культура, описанная Геродотом, нашла свое подтверждение в находках из ледяных могил на юге Сибири. Единообразие материальной культуры и ряда обычаев было результатом стремительного распространения культуры верховой езды на лошади по всей территории Евразийской степи.

https://www.academia.edu/81454268/Тюркские_империи_древности

1318.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Хунну и Гунны. К.А.Иностранцев

Хунну тесно связан с вопросом о том, к какой расе и племени принадлежали знаменитые в истории Европы Гунны. Это видно хотя бы из того, что представители всех теорий считают нужным говорить об этой связи между двумя народами. Вопрос же о происхождении Гуннов относится к области, не только совершенно чуждой синологии, но даже, в известной степени, принадлежащей истории Европы. Итак, если история Хунну относится в значительной степени к истории Китая, а Гуннов — к истории Европы, то вопрос об отношениях одного народа к другому принадлежит истории Средней Азии, как страны, через которую Хунну двинулись на Запад (если эти два народа тожественны) или где Хунну и Гунны столкнулись (если они различны). Вот эта–то связь Хунну и Гуннов, восточной Азии и западной Европы, имеющая чрезвычайно важное значение для истории Средней Азии, и была второй причиной, побудившей меня взяться за эту тему. Однако, как мы уже сказали, касающиеся вторичного издания, с упоминанием, что первое издание появилось на страницах журнала Живая Старина за 1900 год (выпуски III — IV, с дополнительной заметкой–рецензией в том же журнале за 1901 г.). В виду различия в транскрибировании китайских имён и слов в русской и западно–европейской научной литературе (в первой по северному произношению, во второй — по южному), в тексте проведена транскрипция по тому произношению, по которому вообще печатаются китайские слова и имена в сочинениях, написанных на том языке, на котором эта работа написана. Основное исключение сделано лишь для основного в работе имени — именно имени Хунну (при этом, за исключением упоминания его в цитатах, почти всегда выражаемого слитно — Хунну, не Хун–ну) и его эквивалентов, во–первых потому, что южное произношение, считаемое более древним, надо думать даёт и более верную передачу звуковой формы, а во– вторых потому, что такое наименование вообще гораздо более распространено в литературе, касающейся этого народа (и при этом с буквой у, хотя более правильно усматривать в гласной первого слога ю; не столько Хун–ну и Сун–ну, сколько Хюн–ну и Сюн–ну, с носовым н) Иностранцев К.А.

 

https://www.academia.edu/81471467/Хунну_и_Гунны_К_А_Иностранцев

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Происхождение тюркских народов, потомков древнейшего населения Евразийских степей
На основании палеонтологических данных (флора и фауна), можно утверждать,что историческая прародина тюрков находилась на Южном Кавказе (территория зарождения отгонного скотоводства и курганной культуры), а вторичная прародина древних тюрков это Евразийская степь от Карпат до Енисея. Территорию Алтая и Саяндревние тюрки начали заселять начиная со II тыс. до н.э. (афанасьевцы и андроновцы.

427.jpg

425.jpg

422.jpg

272.jpg

109 — копия — копия.jpg

16 01.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Генофонд юго-восточных башкир в контексте их родовой структуры

Шесть кланов юго-восточных башкир изучены по широкой панели SNP и STR маркеров Y-хромосомы. Оказалось, что генофонды кланов, участвовавших в сложении древнебашкирского этноса, более гетерогенны, чем генофонды кланов, относящихся к более позднему кыпчакскому кругу. Параллельный анализ генофонда и родовой структуры позволил выдвинуть гипотезу, что основной генетический пласт юго-восточных башкир ассоциирован с дотюркским (финно-угорским) населением Восточной Европы и Урала, однако подвергся сильному влиянию кочевников прикаспийских степей и кыпчакской миграции. Центральноазиатское (монгольское) влияние на генофонд башкир выражено крайне слабо. Это подтверждает гипотезу историков, что Башкирия не входила в зону кочевания ордынского населения.
 
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Загоны араны Европы

 
Путешествуя по сельской Ирландии с востока на запад, у многих туристов одна вещь вызывает любопытство-это сотни километров каменных стен, тянущихся через сельскохозяйственные угодья во всех направлениях, насколько хватает взгляда. Эти каменные стены-привычное явления для самих ирландцев, а для туристов вызывают массу вопросов. Хотя в Ирландии в основном везде виднеются зеленеющие поля, на самом деле под пышным зеленым ковром, буквально на глубине нескольких сантиметров, обнаруживается толстый слой твердого, голубого известняка. Это знаменитые голубые известняки распространены по всей стране.
 
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Тюркский язык и прародина тюрков

 
Отображение в языке находили все вещи и явления, которые окружали их в глубокой древности. Язык –единственное, чем человек мог отреагировать на окружающую действительность. Язык оказывается наиболее прочной, содержательной и богатой исторической памятью тюркских народов. Близость тюркских языков – не просто наиболее яркий фактор, объединяющий все тюркские народы. Эта близость вместе с тем представляет собой отражение их длительного истинного единства, их совместных познаний и усилий, общих духовных исканий, их единой жизни. Гипотеза происхождения пратюрков из Западной Сибири не увязана с археологическими данными; не подкреплена хронологией. Языковые же факты о ландшафте, фауне, флоре противоречат локализации пратюркской прародины в Центральной Азии.

544.jpg

425.jpg

422.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Азербаиджанскии традиционныи хлеб -«Lavash»".

 

Первым печным хлебом на земле были пресные лепешки, и в научно-популярной литературе можно встретить утверждение, что будто азербайджанский лаваш больше всего напоминает их по вкусу. Дело в том, что азербайджанцы почти не употребляют глагол «есть» без слова «хлеб». Любое упоминание о приеме пищи, даже самой основательной, например, обеда, состоит из фразы «есть хлеб» (çörek yeyək). В азербайджанском языке про человека, который давно не ел, говорят "адж-йалаваш", т.е. голодный, без лаваша. А всё потому, что главная еда для азербайджанцев, несмотря на разнообразие оригинальных блюд, каждому из которых отведен собственный сезон, случай и даже время суток, — это прежде всего хлеб. А главный хлеб — это лаваш. И.А.Агранович в 1876 г. отмечает: "В Азербайджане в Ленкоранском уезде пекут из нея лаваши". Тонкая сушеная фруктовая пастила называется по-азербайджански "лавашана", которая вошла в старославянскую кухню. В Домострое (XIV в.) она называется "Левашники" и дается точная технология ее приготовления, которая ничем не отличается от современной. Так вот, как нам сообщает один источник, существует 5 видов азербайджанского традиционного хлеба: Комач — хлеб толщиною в 3 пальца и длиной с поллоктя; Юха — тонкий хлеб, почти как бумага, длиной с локоть"; Пеасекеше (Təndir çörəyi) — налепляют на тандир и проводят по нему борозды пятью пальцами; Сенгек — взбиваемый на круглых булыжниках, которыми обкладываются некоторые печи, отчего хлеб этот горбатый и Лаваш — круглый хлеб толщиной в полдюйма.

post-44982-0-39509300-1444640250_thumb.png

1399.jpg

post-44982-0-05103200-1444640320_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

СКИФЫ АЗИАТСКИЕ

 
Российские проимперские пропагандисты типа С.Г.Кляшторного, утверждают, что древние тюрки, внезапно возникнув где-то в глубине Южной Сибири, устремились на Запад, попутно уничтожили все народы, населяющие Евразийскую степь, Среднюю Азию, Кавказ и Переднюю Азию. А население, чудом оставшихся в живых, посадили за парты и в короткое время обучили их своему тюркскому языку и проделали это так успешно, что в «новообразовавшихся» тюркских языках не осталось ни одного слова от языка древних народов. Выполнив эту свою историческую миссию по «тюркизации» аборигенного населения Евразии древние тюрки вдруг внезапно «исчезли» как и до этого появились. В этой байке нет ничего нового. Сторонники алтайской гипотезы это устоявшееся клише в различных вариациях повторяют уже более 100 лет. Но мне трудно понять, почему спустя столько лет после развала СССР лидер продажных историков пропагандистов С.Г.Кляшторный вдруг решил возродить в российской тюркологии термин «пантюркизм», этот провокационный пропагандистский обвинительный ярлык-клеймо, который широко использовался в 30-ые годы ХХ века репрессивными органами СССР для уничтожения неугодных властям учёных.

16 01.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Древнетюркские Борчалинская, Зангезурская, Карабахская культуры в археологии Южного Кавказа

Гипотеза о том, что Алтай является прародиной всех современных тюркских народов, и что именно здесь сформировался первоначально язык древних тюрков, не может быть принята; -исторической прародиной древних тюрков является Южный Кавказ. Древние тюрки в 6 тыс. до н.э., освоив отгонное скотоводство, в течение последующих 2 тысячелетий не покидали свою прародину – юго-западное побережье Каспия. Затем, когда тюркская общность численно возросла, часть из них, в поисках новых пастбищ двинулись в северном направлении вдоль западного побережья Каспия. В конце III тыс. до н.э. в их 238 жизни, произошёл резкий поворот, который был связан с приручением лошади и изобретением железа. Имея опыт приручения диких животных, древние тюрки в ближайшее время смогли доместицировать дикую лошадь - тарпан. И вскоре, с освоением ими производства железа наступил период более интенсивного освоения Евразийской степи, которая до этого практически не была заселена. В ближайшее тысячелетие вся Евразийская Степь от Дуная до Енисея была заселена степными скотоводами. Дальнейшая судьба древних тюрков - степных скотоводов хорошо иллюстрируется многочисленным археологическим материалом (древнетюркские курганы Карабаха, Зангезура, Борчалы. -армяне на территории Южного Кавказа являются пришлым народом. Армяне и их предки, никакого отношения не имеют к памятникам древнетюркской культуры Южного Кавказа (к наскальным рисункам, каменным изваяниям, каменным стелам – гошундашам, загонам- аранам, оленным камням и курганам). Армяне появились в данном регионе на 4-5 тысячелетий позже того как древние тюрки создали здесь свою уникальную культуру. С целью дезавуировать мировую общественность, армянские власти после переселения на древнетюркские земли, стали поспешно менять все тюркские топонимы на армянские и уничтожать тюркские памятники. - повсеместно уничтожаются памятники древнетюркской курганной культуры (курганы, оленные камни, балбалы, каменные ограды загонов, наскальные рисунки, рунические надписи и др).

https://www.academia.edu/81873352/Древнетюркские_Борчалинская_Зангезурская_Карабахская_культуры_в_археологии_Южного_Кавказа

422.jpg

272.jpg

109 — копия — копия.jpg

16 01.jpg

1-dd58377c4f.webp

1-37e69c59e0.jpg

1-1ddb5d1685.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Генофонд азербайджанцев.

Южная полоса Закавказия и Переднеазиатский регион, занятые оседло-земледельческой частью населения и ограниченные с севера высокогорными массивами, открывали скотоводческим племенам возможности для ведения скотоводческого хозяйства только в северном направлении, путем освоения степных и полупустынных регионов Восточной Европы и Западной Азии.
Надо отметить, что версия о пришлости части азербайджанцев из Азии не подтверждается. Большинство исследованных выдают ближневосточные гаплогруппы.

https://www.academia.edu/81925816/Генофонд_азербайджанцев

231.jpg

272.jpg

458.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Путь древних тюрков с запада на восток по данным лингвистики

 
Предки современных тюркских народов, покинув историческую прародину, в новых географических условиях, знакомясь с новыми предметами или реалиями, начинали придумывать для них новые названия. Лингвисты считают, что новые термины в тюркских языках могли имеют два источника: или они были созданы тюркскими народами в местах их нового поселения или заимствованы от народов, соседями которых тюрки стали. Известный российский тюрколог Дмитриева Л.В. писала: «Получившие общетюркские обозначения растения и их части, вероятно, входили в ту ботаническую среду, которая окружала древних тюрков на их прародине. Они жили в районах с преобладанием деревьев (а именно березы, яблони), злаковых и трав, и … где могли произрастать просо, пшеница, ячмень». Новые для них названия (слова, термины) тюркские народы включали в свой словарный фонд в такой форме, которое лучше всего подходило к их фонетике. Кедр, лиственницу, пихту, черемшу и другую таёжную растительность предки сибирских тюрков узнали значительно позже, тогда, когда продвинулись в места, где росли эти растения, но не росли на их исторической прародине. Нам удалось выявить, что названия 22 растений (береза, виноград, вяз, груша, дыня, ежевика, ива, камыш, карагана, клевер, липа, лох, лук, можжевельник, просо, пшеница, тамариск, тыква, чеснок, яблоко, ясень, ячмень), отмеченные в словаре Махмуда Кашгари (XI век), являются общетюркскими и известны большинству тюркским народам. Еще 16 растений имеют ареальные тюркские названия (боярышник, дуб, ель, калина, клён, осина, рис, рожь, рябина, терн, тополь, хмель, черёмуха, сосна). При этом, Из перечисленных выше 38 растений 15 (виноград, груша, дыня, тыква, рис, яблоко, липа, лох, клен, дуб, клевер, вяз, тамарикс, чеснок, ясень) не растут в Сибири (Саяно-Алтайский регион). А местные названия 9 рассмотренных нами таёжных растений известны только южносибирским тюркским народам Сибири (кроме якутов). Известный российский лингвист В.И.Рассадин почти всю таёжную растительную терминологию, известную тюркским народам Сибири, назвал словами «неизвестного происхождения».
 

123.jpg

199.jpg

202.jpg

471.jpg

476.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

География расселения современных тюркских народов

 
Из 62 рассмотренных нами тюркских названий фауны 44 являются общетюркскими (известны абсолютному большинству современных тюркских народов и зафиксированы в средневековых тюркских письменных памятниках), ещё 11 названий возникли в лексике тюркских народов, после того как они покинули свою историческую прародину на Южном Кавказе и переселились на территорию Евразийской равнины (вторичная прародина). Нами рассмотрены также 7 видов таёжной фауны, названия которых известны только тюркским народам Сибири. Необходимо отметить, что при этом нет ни одного вида ареальной сибирской флоры или фауны, имеющих одинаковые названия у всех шести тюркских народов Сибири (алтайцы, шорцы, хакасы, тувинцы, тофалары и якуты). В тоже время, живущим западнее Сибири древним и современным тюркам никогда не были известны «сибирско-тюркские» названия основной таёжной флоры (кедр сибирский, калина, черемша, хвоя, кедровая шишка, боярышник) и фауны (кабарга, росомаха, ласка, бурундук, кедровка, таймень, хариус, налим и др.). Вывод: На основании указанных палеонтологических данных (флора и фауна), можно утверждать, что историческая прародина тюрков находилась на Южном Кавказе (территория зарождения отгонного скотоводства и курганной культуры), а вторичная прародина древних тюрков это Евразийская степь от Карпат до Енисея. Территорию Алтая и Саян древние тюрки начали заселять начиная со II тыс. до н.э. (афанасьевцы и андроновцы).

739.jpg

596.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ещё раз о прародине тюркских народов

Как известно понятие "историческая прародина" традиционно ассоциируется с локальной территорией, неким "первичным очагом", в границах которого складывались архаические элементы физического типа, языка и культуры современного этноса. На основании археологических данных мы выяснили, что на Южном Кавказе предки современных тюркских народов примерно 7,0 тыс. лет тому назад освоили отгонное скотоводство. 6,0 тысяч лет начался распад древнетюркской общности. Часть древних тюрков по западному побережью Каспия, в поиске новых пастбищ двинулись на Север. Другая часть древних тюрков, начиная с III тыс. до н.э. переселилась на территорию Алтая и смежных регионов Южной Сибири (афанасьевцы, окуневцы, андроновцы, карасукцы и др.). Коренными народами Южной Сибири и прямыми потомками афанасьевцев и карасукцев являются алтайцы, шорцы, хакасы, тувинцы, тофаларытюркские народы Сибири. Около 500 лет тюрки Сибири стали подданными Российской империи, но до сих пор сохранили свою древнюю культуру и свой тюркский язык. Для тюркских народов Сибири мы наблюдаем общие названия явлений окружающего мира (животных и растений, разновидностей ландшафта) и видов жизнедеятельности (хозяйствования, оленеводства, охоты, рыболовства). Как известно на территории Сибири, равной территории всей Западной Европы, вместе с другими гражданами России живут около 1,0 млн. тюрков, то есть 0,5 % всего современного тюркского мира (в настоящее время около 200 млн. тюрков живут в Европе и Средней Азии).

6.jpg

202.jpg

560px-Azerbaijan_relief_location_map.jpg

1201.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

academia-logo-2021.svg

search.svg
caret-down-solid.svg
 
 
 

Тюркские народы 5000 лет на просторах Евразии

 

Как известно понятие "историческая прародина" традиционно ассоциируется с локальной территорией, неким "первичным очагом", в границах которого складывались архаические элементы физического типа, языка и культуры современного этноса. На основании археологических данных мы выяснили, что на Южном Кавказе предки современных тюркских народов примерно 7,0 тыс. лет тому назад освоили отгонное скотоводство. 6,0 тысяч лет начался распад древнетюркской общности. Часть древних тюрков по западному побережью Каспия, в поиске новых пастбищ двинулись на Север. Другая часть древних тюрков, начиная с III тыс. до н.э. переселилась на территорию Алтая и смежных регионов Южной Сибири (афанасьевцы, окуневцы, андроновцы, карасукцы и др.). Коренными народами Южной Сибири и прямыми потомками афанасьевцев и карасукцев являются алтайцы, шорцы, хакасы, тувинцы, тофалары-тюркские народы Сибири. Около 500 лет тюрки Сибири стали подданными Российской империи, но до сих пор сохранили свою древнюю культуру и свой тюркский язык. Для тюркских народов Сибири мы наблюдаем общие названия явлений окружающего мира (животных и растений).
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

https://www.academia.edu/82093187/Сохранность_древнетюркской_лексики_в_западных_и_восточных_тюркских_языках

В последние годы появилось много публикаций, в которых утверждается, что развитие языков во многом зависят от окружающей среды, в которой они возникали — и особенно от климата и ландшафта. Исследователи обработали базу данных по многим письменным языкам со всего мира. Они наложили эти лингвистические данные на карты распространения языков и сравнили полученный результат с картами климатических условий. В древности человеческое общество целиком зависело от природы. Люди еще не были знакомы с употреблением огня, не имели эффективного оружия для борьбы с хищными животными, не умели строить жилищ. Поэтому люди не могли выйти за пределы зон с теплым климатом. В те далёкие времена северные страны с холодным климатом были непригодны для обитания человека. В заселении новых земель важнейшее значение имела их доступность и пригодность для хозяйственного использования. По мнению археологов человек палеолитического времени, перекочевывал с места на место в поисках пищи. Доказано, что на чужой территории людям и животным гораздо труднее найти пищу, чем в «своей» области кормления, где привычный рельеф местности и природная обстановка им помогает. На основе палеонтологических и геологических данных выясняется, что в раннем голоцене на Кавказе был сравнительно теплый климат и была распространена фауна, близкая к современной. Сравнительный анализ древней и современной лексики позволяет нам сделать вывод, что древнетюркский язык наибольшом объёме сохранился у современных тюркских н, ародов Запада и в первую очередь у тюрков Азербайджана, что позволяет нам сделать вывод, что Передняя Азия и Южный Кавказ, являются первоначальной прародиной всех современных тюркских народов.

109 — копия — копия.jpg

123.jpg

199.jpg

422.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Этапы развития древнетюркской цивилизации: охотники, пастухи, всадники.

Начиная с мезолита на Южном
Кавказе и сопредельных территориях Передней Азии путем сложного
процесса медленно рождалось сознание принадлежности к крупному
целому, позже названному прототюкским народом. С тех пор на этих
землях сменилось много культур и культурных групп, и в научной
литературе существует немало догадок и предположений об их
природе и значении. Археологи в горах Кавказа обнаружили
временные стоянки древних охотников, относящиеся к среднему
каменному веку.
 Долгие тысячелетия охота и собирательство было для
большинства древних людей основным источником добычи пищи.
Французский ученый Жан Дорст пишет, что «Сначала человек жил за
счет сбора плодов, съедобных растений и тех животных, которых он
мог ловить. Затем он изобрел различные орудия и получил
возможность заняться охотой и рыбной ловлей».
 Бродячий охотник и собиратель, кочующий за стадами диких
животных и питающийся главным образом их мясом, в эти переломные
тысячелетия превращается в оседлого земледельца и в пастухаскотовода.
 10-12 тыс. лет тому назад на Ближнем Востоке (Загрос,
Закавказье, восточная и южная часть Малой Азии и др.) возникают
первые очаги неолитической революции, так как именно здесь имелись
все предпосылки для перехода от присваивающей экономики к
производящей, т.е., произрастали дикорастущие зерновые злаки,
имелись породы животных, пригодных для доместикации
(одомашнивания).
 Мезолит Южного Кавказа пока изучен недостаточно.
Археологические исследования показали, что переход к
производящему хозяйству там начался в мезолите. Он не был
одновременным: одни области освоили земледелие или скотоводство
раньше, другие — позже. Вероятно, изобретение лука и стрел
способствовало возникновению зачатков скотоводства. Охотник
приносил домой раненых животных, а при удачной охоте мог оставить
их как живой запас пищи. Но от приручения животных до их
одомашнивания — не один шаг, и лишь постепенно человек отобрал
животных для их домашнего разведения. Судя по южнокавказским
памятникам, одними из первых были приручены и одомашнены горные
козы и овцы.
Судя по имеющимся
Исследуя происхождение тюрков  Азербайджана, от культур
достоверно тюркских, относящихся к раннему средневековью, мы
будем продвигаться в глубь тысячелетий к тем древностям, которые
генетически связаны с раннесредневековыми, а от них — еще к древним тюркам Южного Кавказа.  Как известно, главным занятием древних тюрков  Южного Кавказа первоначально было отгонное скотоводство. В скотоводческом
хозяйстве тюрков Азербайджана  нашли, в первую очередь, скотоводческие
традиции древних обитателей этого края. Его традиционность не
может не быть поставлена в связь с теми археологическими данными,
которые доказали наличие в горах и долинах Южного Кавказа ранних
форм отгонного (яйлажного) скотоводства уже с IV тыс. до н. э.

https://www.academia.edu/82143334/Этапы_развития_древнетюркской_цивилизации_охотники_пастухи_всадники

1-1ddb5d1685.jpg

1-dd58377c4f.webp

16 01.jpg

225.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

            Очерки по тюркологии Гумбатова Гахрамана.
Как известно каждый народ связан со своим ландшафтом. Даже при перемене места обитания каждый народ старается выбрать себе для жизни место, похожее на прародину, то есть жить в той местности, ландшафт и климат которой ему наиболее близок. Древние тюрки никогда не пытались жить в неудобных для них местах: в густых лесах, на крутых скалистых возвышенностях, в пустыне. Они обычно предпочитали места с обилием воды, с доступными пастбищами. Поэтому после вынужденного ухода с территории первичной прародины (IV тыс. до н.э.) они через некоторое время находили местность, которая была очень похожа на их прародину. Речь идёт о степной равнине, которая расположена к западу от реки Дунай и тянется отсюда до берегов Енисея. Степная равнинная зона Евразии протянулась в виде сплошного пояса шириной от 150 до 600 км более чем на 8 тыс. км от придунайских равнин Венгрии до Восточной Монголии.
https://www.academia.edu/82150775/Очерки_по_тюркологии_Гумбатова_Гахрамана

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 

Генофонд древних тюрков Южного Кавказа
R1a-M420 — одна из наиболее распространенных гаплогрупп Y-хромосомы; однако его субструктура в Европе и Азии остается плохо охарактеризованной. Используя панель из 16 244 субъектов мужского пола из 126 популяций, отобранных по всей Евразии, мы идентифицировали 2923 Y-хромосомы R1a-M420 и проанализировали их с высокой детализацией филогеографического разрешения. Полный анализ последовательности Y-хромосомы восьми особей R1a и пяти особей R1b предполагает время дивергенции ~ 25 000 (95% ДИ: 21 300–29 000) лет назад и время слияния в пределах R1a-M417 ~5800 (95% ДИ: 4800–6800) лет. Распределение пространственной частоты подгаплогрупп R1a убедительно указывает на две основные группы, одна из которых встречается в основном в Европе, а другая ограничивается Центральной и Южной Азией. Помимо основной дихотомии европейцев и азиатов, мы описываем несколько более молодых подгаплогрупп. Основываясь на пространственном распределении и моделях разнообразия внутри клады R1a-M420, особенно редких базальных ветвях, обнаруженных в основном в Иране и восточной Турции, мы делаем вывод, что начальные эпизоды диверсификации гаплогруппы R1a, вероятно, произошли в окрестностях современного Ирана (Азербайджан -Гумбатов Гахраман). П.Андерхилл. https://www.academia.edu/82189403/Генофонд_древних_тюрков_Южного_Кавказа
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 

Древнетюркская эпоха перехода от охоты к скотоводству
Древние тюрки, видимо, одним из первых, внесли существенные изменения в загонную охоту на диких животных. Они решили не загонять более диких животных к скалам и обрывам, а наоборот, попытаться поймать муфлонов и горных козлов живьем. Для этого они начали подгонять их к безопасному спуску с гор. Теперь животные, благополучно спустившись с гор и вырвавшись на просторы равнин, мчались вперёд, не обращая внимание на построенные охотником высокие каменные или камышовые заборы загонов, И только неожиданно наскочив на заграждающий им путь высокий забор, они начинали понимать, что попали в ловушку. Содержание животных в загонах (питомниках) наконец-то позволило охотнику получать свежее мясо не только во время охоты, но и длительное время после нее. Со временем на Кавказе и прилегающих территориях Передней Азии охотники стали сооружать подобные искусственные сооружения-загоны. Их приспособили к местному рельефу, стали размещать на вершинах холмов. Это давало ряд преимуществ. Во-первых, с вершин холмов, как правило, спускались овраги в долину к ручьям или рекам, то есть к пастбищам и водопоям, где скапливались животные. Овраги могли использоваться как естественные направляющие для загона животных на вершину холма, которую ограждали по периметру, вырыв ров и насыпав вал с внешней от него стороны, либо увеличив крутизну склонов путем их подрезки. Ж.Дорст пишет:«На следующей стадии люди, постепенно переходя от одних средств существования к другим, превратились из простых собирателей и охотников в скотоводов… Практика одомашнивания животных началась на Ближнем Востоке семь-восемь тысяч лет назад. За исключением ламы и альпаки (лама и альпака-домашние безгорбые верблюды Южной Америки-Г.Г.), все одомашненные животные являются выходцами из умеренно теплых или холодных зон Старого Света. Позднее человек уже не делал попыток к одомашниванию новых видов, довольствуясь улучшением породы родоначальников путем искусственного отбора.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Древнетюркские курганы от Дуная до Енисея
Большинство ученых считают, что при решении проблем этнической интерпретации археологических памятников наиболее перспективным является анализ погребального обряда, так как он относится к наиболее консервативным и устойчивым элементам культуры. Наиболее распространенным на Южном Кавказе древнейшим типом погребения являются курганные погребения. Известный советский археолог М.И.Артамонов пишет об евразийских степных курганах следующее: «курганы-земляные насыпи, тянущиеся цепочками по сыртам и водоразделам и чётко вырисовывающиеся на горизонте, в какую бы сторону вы ни смотрели. Одни из них еле возвышаются над окружающей местностью, другие, наоборот, поднимаются конусовидной или полушаровидной горой, достигающей иногда 20-25 м в высоту и сотен метров в окружности. Это надмогильные сооружения древних обитателей степей, в течение столетий противостоящие разрушительным силам природы и только теперь уступающие дружному натиску бульдозеров, могучих многолемешных плугов и других современных машин, брошенных в наступление на девственные участки степи, до сих пор остававшиеся недоступными для земледелия. Много курганов бесследно исчезло с лица земли, но немало их было раскопано и с научной целью-для изучения истории евразийских степей.

261.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 

Изменения лексики тюркских языков за последние две тысячи лет
В начале 20 века знаменитые учёные-лингвисты (П.М.Мелиоранский, В.В.Радлов, Г.Немет и др.), изучающие тюркские языки, предлагали рассматривать современные тюркские языки как диалекты единого тюркского языка. Вот что об этом, например, писал в 1952 году С. Е. Малов в статье «Древние и современные тюркские языки»: «Историческое объединение разнообразных племенных языков за много тысячелетий (!) в 30-40 теперешних тюркских языков, их сходство - а оно непреложный и разительный факт - дают ученым на данном этапе времени право рассматривать все эти языки за единое целое». Названия растений и животных, которые были известны древнетюркскому праязыку, то с учетом былого географического распространения соответствующих биологических видов позволяет нам очертить некогда существовавшие границы области расселения (прародины) древних тюрков. Лексико-семантические группы, входящие в общетюркский словарь: человек и все, что связано с ним; дом, жилье, простейший хозяйственный обиход, одежда, пища, питье; окружающий мир, природа, животные и растения (дикие и культурные);охота, земледелие, скотоводство, ремесло; представления о времени и пространстве. На основе слов и названий, которые встречаются в большинстве современных тюркских языках, мы попытались составить словарь прототюрков. Мы можем предположить, что предметы и понятия, обозначенные этими словами, были знакомы предкам большинства тюркских народов. Сумма таких терминов отображает культуру прототюрков.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Древнетюркская археология Евразии

 
Официальная историческая наука до сих пор утверждает, что тюркские народы на территории Восточной Европы, в том числе на Кавказе, появились не ранее 3-4 века н.э. Однако, широкое распространение древнетюркской культуры (курганы, каменные изваяния, наскальные рисунки, наскальная тюркская письменность и др.) в северном Причерноморье и Прикаспии, а также множество тюркских слов фаунистической и флористической лексики в восточноевропейских языках, убеждают нас в том, что межэтнические контакты древних тюрков с индоевропейскими и финно-угорскими народами произошли намного раньше, чем начало нашей эры. В предыдущих главах, опираясь на факты и выводы таких наук как языкознание, археология, физическая антропология и некоторые других, мы смогли выявить, что историческая прародина древних тюрков находилась на Южном Кавказе и прилегающих территориях Передней Азии. Отсюда, древнетюркские племена, расширяясь, распространились по всей территории Евразийской Степи. Распад древнетюркской общности начался примерно в начале III тыс. до н.э. Французский ученый Жан Дорст пишет, что «Сначала человек жил за счет сбора плодов, съедобных растений и тех животных, которых он мог ловить. Затем он изобрел различные орудия и получил возможность заняться охотой и рыбной ловлей. На данной стадии, относящейся к эпохе нижнего палеолита, человек еще неотделим от окружающей его среды и полностью от нее зависит. Изменения в этой среде, определяющей количество необходимой человеку пищи, заставляют его либо приспосабливаться к данным условиям, либо искать другие." Южный Кавказ для тюркских народов – исходный ландшафт, так определила природа, создав здесь пригодные условия для развития общетюркской скотоводческой культуры. Равнины (гышлаги), горы (яйлаги), полноводные реки (Кура, Аракс), Поэтому изначально движение шло с Запада на Восток, соответственно, все движения с Востока на Запад носят характер вторичных миграций.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Тюркологические очерки Гумбатова Гахрамана. Археология

Исследуя происхождение азербайджанцев, от культур достоверно тюркских, относящихся к раннему средневековью, мы будем продвигаться в глубь столетий к тем древностям, которые генетически связаны с раннесредневековыми, а от них — еще на ступень глубже и т. д. При этом путеводной нитью нам будет служить средневековый хозяйственный уклад азербайджанцев, то есть отгонное (яйлажное) скотоводство. Как известно, главным занятием азербайджанцев в течение многих веков было отгонное скотоводство. В скотоводческом хозяйстве азербайджанцев нашли, в первую очередь, скотоводческие традиции древних обитателей этого края. Его традиционность не может не быть поставлена в связь с теми археологическими данными, которые доказали наличие в горах и долинах Южного Кавказа ранних форм отгонного (яйлажного) скотоводства уже с IV тыс. до н. э. Скотоводство с древнейших времен наряду с земледелием занимало ведущее место в быту и экономической жизни населения Азербайджана. Археологические данные свидетельствуют о развитии скотоводства на Южном Кавказе как формы хозяйства начиная с III тыс. до н.э. Наибольшее развитие скотоводство получило в районах Малого Кавказа, в Шеки-Загатальской зоне, а также в Ширванской, Муганской и Мильско- Карабахской степях. Развитию этой отрасли во многом способствовали природные условия и географическое положение региона. Предки азербайджанцев с давних времен выработали присущий только им собственный уклад хозяйствования (отгонное скотоводство), весьма отличный от форм хозяйствования других народов Южного Кавказа.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Этнические особенности древних и современных тюркских народов

Начиная с VII тыс. до н.э. древние тюрки жили на Южном Кавказе (территория зарождения отгонного скотоводства и курганной культуры), а вторичная прародина древних тюрков это Евразийская степь от Карпат до Енисея (ямная культура). Территорию  Юго -Запдной Сибири древние тюрки начали заселять начиная с середины  III тыс. до н.(андроновцы, таримцы, пазырыкцы). Первыми историческую прародину покинули предки чувашского народа, а вторыми-предки якутов-саха.Предки азербайджанских тюрков никогда не покидали свою историческую прародину-Аран. Об этом свидетельствуют многочисленные курганы Карабага, Зангезура, Борчалы, Мильской и Муганской степей. Предки азербайджанских тюрков построили города крепости Дербент, Тебриз, Иреван, Шуша, Барда, Гянджа, Шеки,  Баку, Шемаха, и другие. Я, как и многие современные исследователи, считаю , что этногенез любого народа, в том числе и тюрков, необходимо изучать опираясь на данные лингвистики, археологии, антропологии, генетики и этнографии.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...