Перейти к содержимому

Recommended Posts

50 тысяч читателей и  1630 публикаций по тюркологии Гумбатова Гахрамана
Гумбатов Гахраман (75 лет), родился в городе Гянджа, заслуженный работник культуры последние 40 лет своей жизни посвятил изучению происхождению древних и современных тюркских работ. Издал две книги: "Забытые курганы" (1988 год) и "Историческая прародина тюрков. От Арана до Алтая (2011 год).  На сайте "Академия.еду" с 2012 года опубликовал 1630 публикаций по тюркологии.

https://www.academia.edu/82244368/50_тысяч_читателей_и_1630_публикаций_по_тюркологии_Гумбатова_Гахрамана

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 296
  • Created
  • Последний ответ

Top Posters In This Topic

Top Posters In This Topic

Древнетюркская археология Азербайджана. Зангезур, Карабах, Борчалы

Большинство ученых считают, что при решении проблем этнической интерпретации археологических памятников наиболее перспективным является анализ погребального обряда, так как он относится к наиболее консервативным и устойчивым элементам культуры. Наиболее распространенным на Южном Кавказе древнейшим типом погребения являются курганные погребения. Известный советский археолог М.И.Артамонов пишет об евразийских степных курганах следующее: «курганы-земляные насыпи, тянущиеся цепочками по сыртам и водоразделам и чётко вырисовывающиеся на горизонте, в какую бы сторону вы ни смотрели. Одни из них еле возвышаются над окружающей местностью, другие, наоборот, поднимаются конусовидной или полушаровидной горой, достигающей иногда 20-25 м в высоту и сотен метров в окружности. Это надмогильные сооружения древних обитателей степей, в течение столетий противостоящие разрушительным силам природы и только теперь уступающие дружному натиску бульдозеров.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Генофонд тюркских народов скифской эпохи

 
Палеогенетики исследовали генофонд кочевников скифской эпохи Впервые ученые сделали попытку провести широкомасштабное исследование генофонда представителей скифского мира с разных участков Евразийского степного пояса. В начале марта в журнале «Nature Communication» вышла статья «Происхождение, демография и генетическое наследие кочевников евразийских степей периода раннего железного века» (Ancestry and demography and descedants of Iron Age of the Eurasian Steppe), где среди основных авторов исследования можно видеть фамилии сибирских ученых палеогенетиков и археологов.  https://www.academia.edu/82379668/Генофонд_тюркских_народов_скифской_эпохи
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Российские авторы о древнетюркских курганах степей Евразии

 
Кто создал евразийскую курганную культуру? Древние тюрки, около 7000 лет назад, облюбовав речные долины евразийских степных рек и богатые ароматными травами широкие водораздельные пастбища, создали новую экономическую системуподвижное кочевое скотоводство. Свидетели этих событий являются десятки тысячи древнетюркских курганов. Наиболее значительное курганное строительство, по мнению учёных, развернулось во времена эпохи бронзы (III-II тысячелетия до н.э.), когда в евразийских степях существовали ямная культура, катакомбная культура и срубная культура. Традиция сооружения курганов с некоторыми перерывами существовала до ХІІІ-ХІV вв., пока в степях не распространились такие мировые религии как ислам и христианство. По словам Н.И.Шишлиной изучение курганной культуры, в первую очередь, необходимо начать с погребального обряда. В связи с этим Н.И.Шишлина пишет, что «погребальный обряд степных культур является основным источником по реконструкции многих сторон жизни населения эпохи бронзы региона. Ставя перед собой задачу фактического анализа всех его элементов, включая и погребальный инвентарь, можно воссоздать как индивидуальные характеристики материальной культуры отдельных групп, оставивших курганные могильники, так и представить общую характеристику культур в целом, оценить развитие технологических навыков материального производства, смену идеологических представлений, выявить общие традиции и время распространения новаций, этнокультурные различия и этнические сюжеты».(104) Как известно, представители традиционной исторической науки до сих пор не хотят видеть в современных тюркских народах законных наследников создателей евразийской курганной культуры. Поэтому они время от времени выдвигают различные гипотезы о «мнимых» создателях курганной культуры (кочевые арии-индусы, скотоводы-индоевропейцы, северные степные иранцы, скифы-осетины и арии-славяне). Попробуем выяснить какой народ древности всё же создал курганную культуру и постараемся ответить на волнующий сегодня многих людей вопрос.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 

Особенности лексики тюркских народов Сибири.

В лексике тюрков Сибири (якуты, алтайцы, тувинцы, тофалары, хакасы, шорцы) есть слова, которые отсутствуют в древних тюркских письменных языках, а также в языках тюркских народов, живущих западнее Сибири. Эта лексика, видимо,  появилась у тюрков Сибири после того, как их тюркские предки переселились на новые земли. И уже живя в Сибири, предки современных тюркских народов, вынуждены были осваивать  ранее неизвестные им новые формы деятельности (таёжная охота, рыболовство, собирательство кедровых шишек и ягод) и давать названия понятиям, связанным с их новым бытом в условиях тайги или же заимствовать эти слова у аборигенов Сибири. Гипотеза о том, что Алтай является прародиной всех современных тюркских народов, и что именно здесь сформировался первоначально язык древних тюрков, не может быть принята.  В результате сравнительного анализа мы выявили, что в словаре древних тюрков (орхоно-енисейская письменность -5 - 9 века и словарь Махмуда Кашгари - 10-11 века), а также в языке современных тюркских народов, живущих западнее Сибири, отсутствуют слова, входящие в ареальную сибирско-тюркскую лексику. Живущим западнее Сибири  древним и современным тюркам никогда не были известны названия основной сибирской флоры (кедр сибирский, калина, черемша, кедровая шишка, боярышник) и фауны (кабарга, росомаха, ласка, бурундук, тетерев, кедровка, таймень, хариус, налим и др.), а также ареальная сибирская бытовая лексика. Как мы убедились сибирская тюркская лексика выявлена только в словарном фонде тюркских народов Сибири (якуты, алтайцы, хакасы, тувинцы, шорцы, тофалары и др.), тюркские предки которых свыше 3 тысячелетий тому назад заселили эти земли, а в дальнейшем смешались здесь с аборигенами региона. В «западных» тюркских языках (уйгурский, узбекский, киргизский, казахский, каракалпакский, туркменский, ногайский, башкирский, татарский, чувашский, караимский, гагаузский, крымскотатарский, карачаево- балкарский, кумыкский, азербайджанский, турецкий)  нет  тюркской лексики, характерной  для тюркских народов, живущих в настоящее время в Сибири (алтайцы, шорцы, тувинцы, тофалары, хакасы, якуты).  
https://www.academia.edu/82679130/Особенности_лексики_тюркских_народов_Сибири

476.gif

485.jpg

596 — копия.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Роль молочных продуктов в системе питания древних тюрков
Как известно из всех элементов материальной культуры (жилище, одежда, пища, домашняя утварь и т. д.) этническая специфика наиболее ярко проявляется именно в пище.
Питание, будучи одним из наиболее консервативных элементов культуры, и по сей день сохраняет особенности, возникшие в далеком прошлом. Как известно, с древних времен человек вынужден был использовать те пищевые ресурсы, которые были доступны в местах его обитания. Человек всегда хотел, чтобы в тойместности, где он постоянно жил, росли дикие злаки, годные в пищу и для посева, и обитали дикие животные, пригодные для одомашнивания.
Древние тюрки не позже VI тысячелетия до н.э., живя на территории Южного Кавказа и прилегающих земель Передней Азии приручили козу, овцу, быка (собаку приручили гораздо раньше еще охотники древнекаменного века).
 Система питания древних тюрков возникла под воздействием природноклиматической специфики Южного Кавказа. С давних пор равнинные районы Западного Прикаспия всегда отличались относительно теплым зимним климатом, который сменялся жарким летом. А в горных районах Южного Кавказа зима была холодная, а лето теплое. Таким образом, наличие зимних степных пастбищ и горных районов с превосходными альпийскими лугами способствовали возникновению на территории Южного Кавказа и сопредельных земель благоприятных условий для весьма раннего развития отгонного скотоводства. Вместе с тем, не нуждающиеся в искусственном орошении предгорные районы Южного Кавказа были весьма удобны для развития земледелия. Археологические материалы свидетельствуют о том, что уже во VI тыс. до н.э. на территория Южного Кавказа было развито земледелие и скотоводство. По словам известного российского учёного Н.Я.Мерперта: «чрезвычайно- раннее появление здесь производящих форм экономики обусловлено прежде всего богатейшими ресурсами Кавказа, обилием и многообразием диких предков культивированных впоследствии растений, прежде всего злаковых (пшеница-однозернянка, эммер, карликовая пшеница, ячмень и др.) и животных (овца,коза,тур и др.)».
 Известный российский археолог М.Н. Погребова пишет, что на территории Южного Кавказа «основу хозяйства составляли земледелие и скотоводство. Обе эти отрасли сложились в эпоху значительно более древнюю, но в конце II тыс. до н.э. в развитии хозяйства населения Закавказья произошли крупные изменения. Прежде всего это связано с развитием отгонного скотоводства, т.е. с перекочевкой стад летом в горы, а зимой в низины. Соответственно возросло значение мелкого рогатого скота».
 Российская исследовательница К.Х.Кушнарева, сообщает, что на древнейшем поселении Узерлик - тепе в Мильской степи ею были обнаружены ямы для хранения зерна, а также ямы для содержания в зимнее время ягнят. Она пишет, что «это соответствует способу их содержания в Мильской степи в холодную пору и в настоящее время».   Этнографы отмечают, что каждая национальная кухня обладает своим пищевым сырьем, которое делает эту кухню примечательной и отличает от кухни других народов.
Национальными продуктами, по мнению специалистов, считаются только самые употребительные, широко распространенные в быту, повседневные продукты. Такими национальными продуктами для древних тюрков являлись баранина, пшеница, ячмень, просо, горох, лук, чеснок, виноград, яблоко, молоко, творог, гаймаг, катык, курут, кумыс, масло.
 Как известно, ещё Гомер называл скифов доителями кобылиц, питающимися молоком. Псевдо-Гиппократ писал, что скифы ели вареное мясо, пили кобылье молоко и едят иппаку (гаймак - "ап ак" - чисто белая _гумбатов Гахраман). По словам Страбона, «вокруг их кибиток пасется скот, обеспечивающий их мясом, сыром и молоком». У древних тюрков ежедневный рацион не обходился без мяса и молочных продуктов. Исследователь этногенеза турок Д.Е.Еремеев пишет, что у турок «скотоводческие традиции сказываются в особой любви к молочным продуктам. Обилие молочных блюд в турецкой кухне несет на себе несомненный след кочевников, которых этнографы называют иногда "галактофагами"- питающимися молоком. Супы из молока, похлебки с сушенным творогом (гурут) занимают большое место в пище турок».  
https://www.academia.edu/82679918/Роль_молочных_продуктов_в_системе_питания_древних_тюрков

822.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Бараньи костяшки альчики в древнетюркских курганах
Судя по материалам курганов пазырыкского времени, основной хозяйственной деятельностью у племен, населявших Южную Сибирь было кочевое скотоводство. Основу домашнего скотоводства составляли овцы мясной породы (курдючные овцы). Погребальный обряд пазырыкцев свидетельствует о том, что курдюк был одной из самых ценимых и излюбленных частей барана.  Как известно, в эпоху бронзы и раннего железного века у скотоводческих народов различные бараньи кости могли применяться одновременно для игры, для гаданий, в качестве оберегов и погребального инвентаря. В курганах, которые расположены на обширных территориях Средней Азии, Восточной Азии, Урала, Сибири, Поволжья,
Кавказа и Закавказья и Восточной Европы археологи периодически находят бараньикосточки (ашык - «альчик»).
 Так, например, Марио Алинеи пишет, что «Коленные кости овец были найдены во многих могилах (особенно могилах детей) по всем европейским местам. Коленные кости овец - игральный предмет».
 Российская исследовательница А.В. Давыдова в статье «Иволгинский комплекс (городище и могильник) — памятник хунну в Забайкалье» пишет, что «В погребальном инвентаре Иволгинского могильника изделия из кости ограничены и главным образом представлены оружием — накладками на лук (только концевыми) и наконечниками стрел с расщеплённым насадом. Иногда в могилы клали альчики, полые трубочки-игольники и ложечковидные застёжки. Игральные кости — ими служили альчики с прочерченными знаками, отверстиями, зазубринами и без них. Костерезание может быть названо самым распространённым домашним ремеслом хунну…Характер, формы костяных и роговых изделий, находящих широкие аналогии в культурах сибирских кочевников, как скифского, так и гунно-сарматского времени (Тувы, Алтая, Минусинской котловины), подтверждает исключительно степное происхождение костерезного ремесла. Особенно близкие аналогии, почти полное тождество, костяные изделия Иволгинского комплекса находят в материалах тесинских памятников Минусинской котловины».
 Необходимо отметить, что с давних времён тюркские мальчишки любили играть в «альчики» - по тюркски ашыг ойну. У многих современных тюркских народов эта игра существует до сих пор. А название ашык –«альчик» сохранилось в большинстве современных тюркских языках: древнетюркский по М.Кашгари – ašuq, азерб.- aşıq, турк.- aşık, туркмен.- aşıq, татар.- aşıq, узбек.- oşıq,, уйгур.- oşuq, казах.- aşıq, киргиз.- aşıq, каракал.- asıq, балкар.- aşıq, башкир.- aşıq, караим.- aşıq, кумык.- aşıq, ногай.- asıq, алтай.- azıq, чуваш.-аšăк. Видимо, русские мальчишки играть в альчики научились у своих тюркских соседей.
https://www.academia.edu/82681916/Бараньи_костяшки_альчики_в_древнетюркских_курганах

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ложная гипотеза советско-российской исторической науки об осетинах как потомках скифов.
В Осетии никогда не существовала культура курганных погребенийи и  до принятия христианства осетины хоронили покойников в каменных склепах. Вот что по данному поводу пишет известный осетинский исследователь В.И. Абаев: «Те, кому приходилось путешествовать по Северному Кавказу в районах, населенных осетинами и ингушами, встречали на своем пути странные города. В горах, довольно далеко от селений, раскинулись на большой площади маленькие домики, сложенные из камня, издалека напоминающие ульи. Когда вы подходите ближе, убеждаетесь, что эти города пусты. В окошках домов в полутьме можно различить человеческие останки: черепа, обветренные ипотемневшие кости... Эти "города мертвых" - отголоски погребального обряда очень древней религии, распространившейся в эти районы из древней Персии... Сохранившийся у них обычай хоронить умерших в таких каменных склепах, не закапывая покойника, а оставляя тело на воздухе, не связан с нынешними религиозными традициями".
https://www.academia.edu/82711947/Ложная_гипотеза_советско_российской_исторической_науки_об_осетинах_как_потомках_скифов
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 weeks later...
Азербайджанотюркские заимствования в языке удин.
В Азербайджане делается многое для сохранения удин – одного из древнейших автохтонных этносов азербайджанской земли, донесшего до наших дней, как себя, так и свой язык, религию фольклор, традиции и материальную культуру далекого прошлого, являющегося собой незаменимую и невосполнимую составную часть человечества.
В удинском языке нам удалось выявить свыше 623 азербайджанских (тюркских) заимствованных слов. Эти слова связаны с яйлажным скотоводством (названия временных летних жилищ, молочных продуктов, скотоводческий инвентарь, названия домашних животных). Многие эти слова неизвестны многим лезгинским народам, живущим севернее Кавказского хребта.Это свидетельствует о том, что эти оба народа с древнейших времен обитали по соседству на территории Южного Кавказа.

images (1).jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Татарский тюрколог Надир Девлет

Надир Девлет  (1944-2021) родился в Маньчжурии, его родители были арестованы, когда ему было 1,5 года, и сосланы в ГУЛАГ. В Стамбуле в возрасте 76 лет вследствие болезни скончался ученый, историк, бывший корреспондент Радио Азатлык Надир Девлет. Об этом в Facebook сообщила его супруга Берил Давлет. Надир Девлет родился в татарской семье Ибрагима и Рукии ДавлетКильдиевых, которые бежали от большевистской диктатуры в Маньчжурию, в 1944 году. Его родители принимали участие в создании татарской газеты "Милли байрак", которую издавал Гаяз Исхаки: в ней рассказывалось о новостях татарского мира, печатались статьи о будущем татарской нации. После того, как в 1945 году в Маньчжурию вошли советские войска, многие татарские семьи, нашедшие в Китае убежище, были арестованы. Ибрагима и Рукию Давлет-Кильдиевых обвинили в шпионаже и обоих приговорили к 10 годам тюрьмы. Они были отправлены в разные лагеря ГУЛАГа. По пути в ГУЛАГ родилась родная сестра Надира Девлета Фарида. Полуторагодовалый Надир остался на попечении дедушки, но спустя несколько месяцев его дед умирает. Надира под свою опеку берет татарская семья Ахтяма и Гайниджамал Ильясовых, которые смогли остаться в Манчжурии. После того, как в Китае установился коммунистический режим, тысячи татар, нашедших в этой стране убежище, были вынуждены искать новое место жительства: кто-то переезжает в Японию, кто-то — в Австралию, США. Ильясовы эмигрируют в Турцию. "Я рос в Турции, учился здесь. В 14-15 лет узнал, что моих настоящих родителей нет. Приемные сами об этом сказали. Для меня это был большой шок. Я задумался над тем, кто я, почему у меня нет мамы и папы. Это принесло вред и моей учебе в школе. Год вот так промаялся. Лишь спустя год смог взять себя в руки и продолжить нормально учиться. На меня эта новость в духовном плане повлияла очень сильно. Мне захотелось понять, почему моих родителей отняли у меня, почему их заперли в тюрьму, в чем была их вина. Они — воры, преступники? Я не мог понять, почему за статьи в газете людей можно так наказывать", — вспоминал Надир Девлет. В результате Надир Девлет заинтересовался историей татар, татарскостью, решил улучшить уровень знания своего родного языка, стал читать, а потом и писать о татарах. В 1963 году он принял активное участие в создании молодежной организации "Клуб Тукая" в Стамбуле. В 1967-1971 годах учился в университете Стамбула. В 1972-1974 годах продолжил свое образование в Германии, в университете Людвига Максимилиана в Мюнхене. В 1972-1984 годах вёл передачи для ТатароБашкирской службы Радио Свободная Европа. По возвращении в Турцию продолжил научную деятельность, изучал борьбу татар за национальную независимость в начале ХХ века, а также деятельность и преступления большевиков. Со своей родной сестрой Фаридой Надир Девлет смог встретиться лишь в 1990 году в Казани. Тогда ему было 46, а сестре 45 лет. Многие годы Надир Девлет преподавал в турецком университете Мармара, увидели свет его многочисленные труды.

 https://www.academia.edu/83553975/Татарский_тюрколог_Надир_Девлет

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 weeks later...
Аран первоначальное место проживания древнетюркских охотничьих сообществ
Примерно начиная с VII тыс. до н.э. Южный Кавказ и прилегающие территории Передней Азии населяли охотники на муфлонов, горных туров и коз. В дальнейшем древним охотникам удалось доместицировать этих животных, а также культивировать растущие здесь дикие растения (пшеница, ячмень, яблоко, виноград и др.). Таким образом, местное население постепенно из охотников превратились в скотоводов и земледельцев.
Лингвисты считают, что эти племена, ранее входили в ностратическую языковую общность, а затем после её распада, постепенно расселились по всей Евразийской Степи. Археологи выявили, что эти племена были создателями уникальной курганной культуры (наскальные рисунки, царские курганы, оленные камни, каменные изваяния, каменные загоны), которая, по мере освоения кочевыми скотоводами новых земель, начиная с III тыс. до н.э. распространилась по всей территории Евразии. Необходимо отметить, что древнетюркские «царские курганы» известны во многих районах Южного Кавказа, но наиболее ранний из них это курган Уч-тепе в Мильской степи. Известный советский археолог А. А. Иессен, в 1954 году раскопавший этот древнетюркский памятник, считал, что он был возведён в начале III тысячелетия до н. э. В последующие годы археологами для кургана Уч-тепе была получена радиоуглеродная дата 3636±535г. до н.э. (219)
Мы выяснили, что эти древние охотники и скотоводы, волею судьбы, издавна избравшие для проживания долины и горы Южного Кавказа, были древние тюрки, предки современных тюркских народов. К началу I тыс. до н.э. тюркские племена, не покинувшие к тому времени Южный Кавказ (скифы-протоогузы), создали первое древнетюркское государство, которое они называли Аран/Алан/Варанг (в грузинских источниках упоминается государство -Рани, парфянских и сирийских-Аран, арабских- Арран, армянских-Алуанк, у Махмуда Кашгари –Варанг. Более подробно об этом мы писали в предыдущих главах книги.
Однако, в последние годы, начали появляться различные «теории- концепции» о происхождении древнейшего населения Южного Кавказа. Мы ранее уже писали об армянских авторах этих «теорий». А вот совсем недавно в этом году мировая общественность была шокирована весьма странным заявлением начальника генштаба ВС Ирана, бригадного генерала С. Х. Фирузабади о том, что «Азербайджан является «Араном» и народ здесь «аранский, в жилах которого течет иранская кровь». К сожаленью, почти аналогичную «теорию» несколько лет тому назад высказал самый высокопоставленный представитель дружественного нам таджикского народа. Так, в 2006 году в своём выступлении Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмонов сказал следующее: «Названия "арйа", "арйана" в качестве этнических терминов широко используются в составе личных имен и географических названий исторических территорий, являвшихся родиной арийских народов, и в Авесте, и в памятниках эпохи Ахеменидов…Этноним "арйа" сохранился в составе исторических географических названий, напр.: Алан (Алон), Албан и Арран, что подтверждает прямую связь ариев с этими территориями».
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...