Перейти к содержимому

ОШИБКИ АРМЕНИИ И УСПЕХ АЗЕРБАЙДЖАНА.


Recommended Posts

Армения и Азербайджан стали независимыми государствами, так же как и другие бывшие советские республики – после развала Советского Союза. Некоторые из республик были действительно готовы к «счастливому концу», тогда как для других коллапс СССР был долгожданным событием, которое все никак не наступало. Другими словами, многие из них не были готовы к независимости – экономически, политически и, что самое главное – ментально. Две из таких республик: Армения и Азербайджан.

Армении не довелось быть независимой в Новое Время, за исключением периода Первой Республики (1918-1920). Армяне Первой Республики не имели понятия ни о том, как пользоваться независимостью, ни о государственном управлении. До первой мировой войны армяне жили под османским, российским и иранским суверенитетом. И именно первая мировая война превратила армян в нацию диаспоры. Армяне разъехались по всему миру, и в силу коммерческих, политических и других причин, стали более романтически и идеалистически настроенными, оторвавшись от Турции. Трудности жизни на чужой земле отразились на всех аспектах жизни армянского народа. Конфликты между турками и армянами были очень преувеличены, а 1915 год – идеализирован и стал чем-то вроде легенды. Ненависть к туркам стала цементом, который сплотил их в диаспоре. То, что они не смогли создать своего государства, добиться успеха хотя бы в том, чтобы отстоять свое достоинство в борьбе с турками, а также неудачи в достижении единства в других областях деятельности, не позволяло армянам относиться к себе критически. Тогда как греки, например, создав свое государство и одержав ряд важных побед над турками, стали менее романтическими и установили более или менее нормальные отношения с турками. Армяне, напротив, к сожалению, остались в мире фантазий. В действительности одной из главнейших причин такой короткой истории первого армянского государства был крайний идеализм армян. Армяне предпочли убийства турецких дипломатов установлению нормальных отношений со своими новыми соседями. Авантюра под названием «Возмездие» в некотором смысле отвлекла армян от реальных проблем. Тогда как созданная на обломках Османской империи Турецкая Республика в тот же самый период не подстрекала свой народ к нападению на греков, армян или каких-то других соседей, лидер молодой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк говорил своему народу: «Мы только что вышли из войны. Но настоящая и величайшая война ещё впереди. И это война – война за развитие». По его мнению, быть независимым по-настоящему, значит уметь подкрепить свою независимость развитием и экономической самостоятельностью. Поэтому Турция не должна терять времени на решение уже прошлых проблем. В соответствии с этим курсом Ататюрк пытался по-новому строить свои отношения с Грецией и другими странами, бывшими в составе Османской империи. Армения была в их числе, но она не смогла позитивно ответить на этот смелый шаг.

***

Тер-Петросян: провалившаяся попытка армянской революции

Важным моментом стало то, что Армения вновь появилась на исторической арене в 1991 году. Получив новое государство, армяне могли стать на более реалистический путь. Турция тоже ожидала получить партнера, с которым можно было установить отношения для решения армянского вопроса. Также и первый президент Армении Левон Тер-Петросян и некоторые его советники полагали, что они не должны повторять те же ошибки. По мнению Петросяна, первой самой главной ошибкой армян было то, что они ставят перед собой задачи, далеко выходящие за пределы их возможностей. Зная, что сами они не смогут добиться успеха в опоре на собственную силу, они понадеялись на помощь России и подняли мятеж против Османской империи с целью создания отдельного государства на оттоманской территории. По их мнению, Россия поддержит армян, тогда как Великобритания, США, Франция и другие христианские государства окажут давление на турок на международной арене и заставят их признать требования армян. Единственное, что им нужно делать, это продолжать свои требования как можно дольше. В соответствии с этим армяне прибегали к терроризму, к беспорядкам и другим подобным методам на протяжении всего 20 века. В Первой мировой войне они даже воевали против Османской империи на стороне Франции и России. Но в конечном итоге именно армяне всегда и проигрывали. Они потеряли своих людей и свои земли, на которых жили столетиями. Вроде бы армяне делали всё, что им говорила Россия или даже Англия с Францией. В 1915 году они подняли восстание против Османской империи в восточной части страны, когда союзники послали самый мощный флот за всю предыдущую мировую историю в Дарданеллы (Западный фронт). Но армяне не смогли добиться никакого успеха. Франция была первой, кто убрал свои войска, как только они столкнулись с трудностями. Россия никогда до конца не поддерживала Армению, а после Первой мировой войны поддержала новое турецкое государство. Если бы эти страны в действительности поддержали независимую Армению, Османская империя никогда бы не смогла противостоять давлению этих великих держав. Первый вывод Левона Тер-Петросяна: армяне должны рассчитывать свои собственные силы. Было величайшей ошибкой армян полностью полагаться в своей политике на помощь других государств.

Второй вывод, сделанный Левоном Тер-Петросяном: Армения – малая, бедная, отрезанная от моря страна, не имеющая каких-либо значительных природных ресурсов, окруженная тюркскими народами. На западе Турция со своим 75 миллионным населением, тогда как на востоке Азербайджан с 7 миллионами, а на юге – по некоторым оценкам – 30 миллионов азери-тюрков Ирана. С другой стороны, грузины на севере всегда были союзниками турок на протяжении многих столетий. У Армении нет общей границы с Россией. В этих условиях единственный способ существования – налаживать добрые отношения с соседями, особенно с турками. Третий важный вывод, сделанный г-ном Петросяном: если Армения хочет настоящей независимости, она должна разойтись с Москвой. Ереван, который в течение десятилетий был в такой зависимости от Москвы, должен разорвать эти узы и стать на ноги.

Выводы Петросяна, в конечном итоге, следующие:

1. Армяне не должны полагаться на поддержку других государств в достижении целей, которые далеко выходят за рамки их собственных сил и возможностей.

2. Нужно развивать отношения с соседями, особенно с Турцией.

3. Нужно быстро уменьшать зависимость от России и создать полностью независимую Армению.

***

Петросян и его команда были близки к тому, чтобы совершить революцию в армянском сознании. Однако стремление к независимости ещё не означает готовности к ней. Они ещё были целиком в национализме, который был таким романтическим и зацикленным на территории. Под «Родиной» Армяне понимали, прежде всего, территории и нереальные мечты. Они рассматривали захват Карабаха (Азербайджан), Нахчывана (Азербайджан) и Джавахетии (Грузия) и включение их в Армению как первоочередную задачу. Ещё до распада Советского Союза армянские ультра-националисты начали борьбу за присоединение Карабаха к Армении. Таким образом, ещё до начала осуществления плана Петросяна, карабахская проблема стала доминирующей в регионе. В дополнение к этому, произошла смута в Азербайджане, и благодаря прямой поддержке из Москвы, армяне не только захватили Карабах, но также города и деревни, в которых жили только азербайджанцы. Они атаковали Нахчыван, но в результате немедленного предупреждения Турции военные действия ограничились восточным фронтом.

Вследствие этих событий Петросян потерял шансы на компромисс с турками. Оккупация Карабаха и окружающих его территорий послужили причиной разрыва с Азербайджаном и Турцией. Хотя Турция была одной из первых стран, признавших Армению, она разорвала дипломатические отношения с Арменией и закрыла границы. Это совершенно нормально, так как и Азербайджан, и Турция – тюркские государства. В ходе войны улицы турецких городов были заполнены демонстрациями протеста. Турция как никакая другая страна в регионе стремится к поддержанию статус кво, начиная с 1923 года. Главнейшим принципом внешней политики Турции является то, что не может быть никаких изменений границ в регионе с применением силы. Турция в течение многих десятилетий противится насильственным изменениям границ и рассматривает армянскую оккупацию как попытку незаконного изменения границ.

Несмотря на это, Турция ищет пути с целью избежать тупика в решении проблемы. Турецкие лидеры ожидают от Армении, что она освободит хотя бы территории за пределами Карабаха. Если Армения предпримет шаги в этом направлении, Турция готова на ещё большие шаги навстречу. Армении неоднократно посылались предложения в этом направлении в течение 1990-х годов. Турция даже посылала армянскому населению продовольствие после войны в периоды обострения и без того драматичной ситуации. Более того, помощь и дотации, посылаемые из европейских и американских государств, могут доставляться в Армению только через Турцию. В качестве жеста доброй воли Турция открыла свое воздушное пространство для армян и открыла регулярные полеты между Турцией и Арменией. Однако Петросян понимал, что пока он не предпримет какие-то шаги по карабахскому вопросу, он не сможет решить ни одной проблемы. Он намеревался сделать радикальные шаги в последние дни на своем посту, но Россия и ультра-националисты вышли на авансцену и сместили Петросяна. Известно, что дашнаки, которые были запрещены при Петросяне, сыграли главную роль в этом процессе.

Период Кочаряна

После Петросяна к власти пришел крайний романтик Роберт Кочарян. Он даже не был гражданином Армении, когда стал президентом. Он прошел на выборах путем фальсификаций и не имел никакого представления о том, что такое государство. Он был боевиком в полном смысле этого слова и понимал задачу армян так, что всё захваченное армянами нужно защищать. По его мнению, турки плохие, армяне хорошие, Россия – друг, а Азербайджан и Турция – враги. Его представления не выходят за рамки этого.

Так завершилась эра Петросяна, и вместе с ней увяли надежды на мир. Политика и принципы Кочаряна были прямо противоположны предыдущим выводам.

1. Отношения с Россией углублялись, и много россиян и сторонников России заняли ключевые позиции в Армении. В этот период в то же самое время, когда другие бывшие советские республики экономически и политически отдалялись от России, Армения стала зависеть от России ещё больше, чем это было в советские времена. В особенности в энергетике Армении Россия стала монополистом. Заняв господствующее положение в экономике, Россия стала контролировать и армянскую политику. Армения стала единственным оплотом на Кавказе, хотя она не может получить от России существенной помощи.

2. Команда Кочаряна предприняла огромные усилия по развитию отношений с Диаспорой. Она в особенности надеялась найти кредиты и источники финансовой помощи в диаспоре. Диаспора смогла оказать экономическую и политическую помощь. Однако ожидавшаяся экономическая помощь пришла с большим запозданием, и она была существенно меньше, чем ожидалось. Более того, экстремисты захватили монополию на отношения с Арменией и даже установили контроль над внутренней политикой страны. Армения так и не смогла стать независимой страной, стоящей на своих ногах.

3. Правительство Кочаряна почти объявило войну турецкому народу. Началась кампания по проведению билля о так называемом геноциде в парламентах по всему миру. Предполагалось, что таким образом Турция окажется в трудном положении на международной арене и будет вынуждена принять армянские требования. Иными словами, Кочарян стал ещё раз применять классическую армянскую тактику. Не полагаясь на собственные силы, а рассчитывая на поддержку со стороны, Армения вредила своим отношениям с соседями.

4. Наконец, Армения при Кочаряне начала бескомпромиссную политику по карабахскому вопросу. Было заявлено, что Карабах является независимым государством и никогда не будет возвращен Азербайджану. Для других районов под армянской оккупацией также не делалось никаких уступок. Будучи сам родом из Карабаха, Кочарян нанял себе охрану из карабахских армян для защиты своего президентского поста и личной безопасности. Таким образом, карабахский вопрос взял контроль над внешней и внутренней политикой Армении.

***

Кто выиграл, кто потерял? Азербайджан или Армения?

Возвращаясь к своей прежней политике, Армения думает, что она одержала решающую победу над Азербайджаном. Но в действительности по-настоящему победили азербайджанцы.

Из всех бывших советских республик, пожалуй, Азербайджан был самым неподготовленным к независимости. Не было никакой концепции национального самосознания. С одной стороны, коммунисты сделали всё, чтобы привязать Азербайджан к Москве, с другой стороны, националисты были настолько романтиками и идеалистами, что намеревались создать большое тюркское государство, включающее Центральную Азию, Иран и Турцию. В конце концов, в результате внутренних конфликтов и распрей при прямой поддержке России, оказанной Армении, азербайджанцы потеряли 20% своей земли, которую оккупировала Армения. Около миллиона азербайджанцев стали беженцами, и эта проблема продолжается до сих пор. Азербайджан, по меньшей мере на время, потерял свои территории, но получил национальное единство, развитие и экономику, включенную в мировой рынок.

Давайте посмотрим, чего добился Азербайджан в конфликте с Арменией:

1. Азербайджан стал настоящим национальным государством после нападения Армении и в результате нападения Армении. Без армянской агрессии период формирования национального сознания затянулся бы надолго.

2. Азербайджан стал более однородной по составу страной. В ходе войны около 500 000 армян покинули Азербайджан, и все азербайджанцы ушли из Армении. Азербайджанские армяне были самыми богатыми и влиятельными людьми в Баку. Их уход из страны означал получение Азербайджаном реальной независимости. Даже в Карабахе армяне были сравнительно богаче, и они пользовались такими же правами, как и все. Армяне, оккупировав азербайджанские территории, потеряли своё привилегированное положение в азербайджанской экономике, но получили всего лишь территории.

3. Без войны Азербайджан так и оставался бы марионеткой Москвы и никогда бы не смог добиться реальной независимости. Война привела к разрыву связей так, что они уже никогда не будут восстановлены в прежнем виде. Если сейчас Азербайджан – подлинно независимое государство, то это благодаря армянской агрессии.

4. Благодаря своему бескомпромиссному и агрессивному отношению к Армении Азербайджан сумел изолировать Армению в регионе. На самом деле Баку счастлив от политики, которую проводит Армения по отношению к Турции и Азербайджану. В результате такой политики Армения осталась вне всех региональных проектов по сотрудничеству и интеграции.

Имея богатые нефтяные и газовые ресурсы, Азербайджан становится сильнее и сильнее, а Армения терпит убытки в экономическом плане. В условиях конфликта с соседями действительно трудно стать на ноги. Оккупированный Карабах – это не тот регион, который стоит таких потерь. Он не приносит никакой пользы Армении, но стал тяжким бременем для армянской экономики.

В этой ситуации – выводы для Азербайджана:

1. Очевидно, что он не сможет вернуть Карабах военным путём прямо сейчас. Главная причина: Россия поддерживает Армению. Когда в 1999 году азербайджанская армия намеревалась захватить Карабах, Россия предупредила, что «если вы будете настаивать на этом, то потеряете и Гянджу».

2. Во-вторых, США и ЕС не отвечают адекватно на оккупацию Арменией азербайджанской территории. Благодаря деятельности армянской диаспоры, прежде всего во Франции и США, эти страны проводят политику проволочек. Карабах и другие районы остаются под армянской оккупацией, а западные государства лишь обещают сделать что-то. Азербайджан понимает, что Запад не окажет достаточного давления на Армению как на страну оккупанта – по крайней мере, в ближайшее время.

3. США и Европа заинтересованы в азербайджанской нефти и газе, но это ещё не стало фактором политической поддержки.

4. Турция сама не может прекратить оккупацию.

В этих обстоятельствах, вместо того, чтобы тратить время попусту, Азербайджан решил усилить свою армию, одновременно загоняя Армению в трудное положение. Для разрешения проблемы с позиций Азербайджана следует некоторое время проводить политику тупика. За этот период Азербайджан будет усиливаться, а Армения – слабеть. Другими словами, продление существования проблемы оккупированных территорий в интересах Азербайджана.

Азербайджан оказался прав, заняв такую бескомпромиссную и экстремистскую позицию, что армяне не могут даже немного отойти с той территории, которую они оккупировали. Вместо того, чтобы тратить время на оккупированные территории, Азербайджан вытеснил Армению из всех региональных проектов развития. Самый важный из них: нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Совершенно очевидно, что этот нефтепровод пошел бы через Армению, если бы ереванское правительство хоть немного смягчило бы свою позицию. Либо проект вообще бы не состоялся, либо он пошел бы через Армению по более короткому и дешевому пути. Так как именно США и Европа могли предоставить капитал на проект, то Азербайджан не смог бы этого предотвратить, если бы в 1990 годах Армения действовала умней. Затем и газопровод прошел мимо Армении, а теперь и железная дорога обойдёт её. Железная дорога, которая проходит через Армению, не может быть использована, что вынудило Турцию и Азербайджан построить другую, через Грузию. Армяне пытались этому помешать, действуя по всему миру, включая американский Конгресс и Европу. Они даже пытались предоставить гарантии поездам, которые будут проходить по территории Армении. Но этого уже было слишком мало и слишком поздно. Очень важно при этом, что сотрудничество Азербайджана и Турции становится всё интенсивней и охватывает все сферы – от военной до экономической. Армения полностью изолирована в регионе, а политическая поддержка России не способствует экономическому развитию Армении. Из-за отсутствия общей границы с Россией и из-за корыстного, а не стратегически партнерского отношения России, Армения оказалась в потенциально опасной ситуации. За 15 лет население Армении уменьшилось с 3 до почти 2 миллионов людей. Они снова разъезжаются по всему миру. Только для работы в Турцию приехало уже около 50-75 тысяч армян из Армении.

Другой успех Азербайджана в том, что он шаг за шагом привлекает всё больше внимания США и европейских стран. Армяне всё ещё влиятельны в этих странах, а Азербайджан остается Азербайджаном. Однако Азербайджан вовлечен в тесное взаимодействие с западными компаниями по вопросам энергетики и по другим вопросам, и эти страны начинают постепенно понимать важность Азербайджана. Например, по проблемам энергетической безопасности Европейского союза Азербайджан имеет ключевое значение. Нефтепровод БТД соединяет нефтяные ресурсы Каспийского бассейна с европейским и средиземноморским рынками. Италия – это страна, которая в большей степени, чем остальные, воспользовалась этим. БТД – это важная альтернатива для европейских рынков российской и ближневосточной нефти. Также и поставки газа в Европу через Грузию и Турцию, и присоединение к ним казахского и туркменского газа станут такой же альтернативой для Европы. Но даже теперь, в нынешней ситуации, европейские компании имеют существенную долю в азербайджанских энергетических ресурсах, и в этом отношении Азербайджан уже не та страна, которую так же легко, как прежде, можно было бы принести в жертву. Так же выглядит ситуация и с точки зрения США. Они хотят сломить господство России в регионе, и очень заинтересованы в нефти. Азербайджан и Центральная Азия не только могут стать важной альтернативой России, но они смогут сами выйти из-под влияния России, если станут независимыми энергетическими игроками и избавятся от контроля России. По этой причине США уделяют много внимания Азербайджану и другим республикам Центральной Азии. Другим важным фактором, который способствует важности Азербайджана, является соседство с Ираном и с 30-миллионным азербайджанским населением в этой стране. США очень многого ожидают от Азербайджана в деле дестабилизации Ирана и противодействия России. Стремление Азербайджана на Запад во взаимодействии с Грузией и Турцией соответствует коренным интересам США. Однако последствия такого подхода незаметны в карабахском вопросе. В США и ЕС очень влиятельно армянское лобби, поэтому в некоторых аспектах оно блокирует сотрудничество этих стран с Азербайджаном. В частности, именно в этом вопросе у США и ЕС намного меньше поле манёвра, чем бы им хотелось. Несмотря на это, они чудесно сотрудничают в экономической сфере, и это продолжится и в будущем. Азербайджан по этому поводу пока сдерживает свои ожидания. Он и не надеется, что Запад прекратит оккупацию. Азербайджан понимает, что для достижения такого результата нужно время. На самом деле нынешняя ситуация соответствует интересам Азербайджана. Если на Армению будет оказано давление, и под его воздействием Армения уйдет из оккупированных районов, в Азербайджане быстро изменится демографический и политический баланс, что может привести к внутренней нестабильности. Кроме того, сотни тысяч людей, покинувших Карабах и другие оккупированные территории, уже переселились в дома и покинули палатки, где они жили раньше. Некоторые из них уже получили работу и в известном смысле приняли существующую ситуацию. Внезапное изменение существующего положения может спровоцировать появление каких-то крайних ожиданий. Поэтому в нынешнем положении постепенные изменения намного предпочтительней. В то же время, Азербайджан максимально эксплуатирует роль Армении как «оккупанта» до конца. Также он устраняет Армению из всех региональных проектов, и Армения, тратя попусту время на оккупированные территории, не может включиться ни в мировую, ни в региональную экономику. Азербайджан тем временем превращается в растущую региональную державу.

Настоящим успехом Азербайджана является, конечно, его экономическое развитие. Особенно после начала работы нефтепровода БТД в Азербайджане начался настоящий бум. Рост в 2005 году был 26.4%, в 2006 году этот рост был превзойдён (около 30.6-32.5%). Хоть и с небольшим замедлением, но такой же примерно рост ожидается в 2007 году. В этом росте преобладает доля нефти и газа, однако и не нефтяной сектор вырос на 9.5%, что также является очень быстрым ростом. Нетрудно предположить, что приток доходов из энергетического сектора в другие отрасли приведёт и к дальнейшему росту не нефтяного сектора экономики. Параллельно с этим, резко сократился дефицит бюджета. Резко возросли экспорт и импорт. Нетрудно заметить признаки процветания на улицах Баку. ВВП на душу населения превысил $7.300 в 2006 году, и будет расти и дальше. Уровень безработицы снизился до 1.2%.

В то же время Армения идёт иным путём. Хотя темпы роста в 2006 году составили около 12%, эти цифры несколько искажают понимание состояния столь маленькой, как в Армении, экономики. Экономика, которая едва выживает благодаря внешней помощи и переводам, недостаточна для того, чтобы удерживать население в стране. Строительный сектор вносит доминирующий вклад в рост экономики Армении. Диаспора переводит значительные объемы денег в страну. Эти денежные ресурсы и вызывают экономический рост. Однако этот рост нельзя рассматривать как стабильный и основательный экономический рост. Армянская экономика не может создать внутреннего двигателя развития и нуждается в ещё большей помощи и денежных переводах. Безработица в Армении достигает 30%. Инвестиции в частный сектор идут преимущественно от диаспоры. Это означает доминирование диаспоры в экономике, а значит, и в политике страны. Одновременно Россия установила контроль над некоторыми секторами экономики, такими как энергетика. Несмотря на довольно быстрый рост экономики, доход на душу населения составляет $1.513. Даже учитывая то, что в пересчете по ППС он превышает $5000, очень странно, что доход на душу населения остается таким, несмотря на резко сокращающуюся численность населения. Главной проблемой для инвестиций в армянскую экономику является неуверенность, связанная с карабахской проблемой. Даже некоторые компании армянской диаспоры проявляют осторожность в инвестициях в страну. Вдобавок закрытые границы с Азербайджаном и Турцией и отсутствие выхода к морю увеличивают зависимость от Грузии и Ирана. Соответственно, это увеличивает и таможенные издержки Армении.

Заключение

Подводя итог, можно коротко сказать, что Армения думает, что одержала победу в Карабахе и других оккупированных районах. Она полагает, что со временем заставит другие страны забыть про оккупацию, непонятно, правда, почему. Она ставит под угрозу всю страну из-за Карабаха. Армения не может приспособиться к изменениям концепции национального государства. Она всё ещё живёт старомодными представлениями о государственности из XIX века. Только из-за территорий Армения подвергает опасности свой народ и свою государственность, которую она, наконец, обрела. Армяне строят свою политику на борьбе против тюрков, хотя они окружены 110 миллионами тюрков. Турецкий журналист армянского происхождения Грант Динк стоял на позиции, что армянская идентичность не должна строиться на конфликте с турками. В соответствии с его мнением, именно это является ядом в армянской крови. И вне зависимости от того, где они находятся, считал д-р Динк, армяне должны очиститься от этого яда и войти в священный союз с Арменией. Этот союз должен служить тому, чтобы сохранить жизнь Армении, а не служить личным или идеологическим интересам с использованием Армении.

Граждане служат своему государству и стараются прославить его. Однако армяне стремятся удовлетворить свои чувства и чаяния, принося в жертву Армению. Относясь с уважением к их бедам в прошлом, я не могу понять, хотят ли они прославить свою страну или удовлетворить свои личные политические амбиции в борьбе против турок.

Они так и не сделали оценки истории первого армянского государства. Сначала дашнаки использовали это государство для того, чтобы мстить, а потом передали его большевикам. Будем надеяться, что история не повторится. Может быть, это их и удивит, но мы будем первыми, кого это больше всех беспокоит. Турции и региону нужна более сильная и независимая Армения, чем та, которая нужна диаспоре.

Седат Лачинер

04.04.2007 г.

pravdo ya eto stashil iz drugova foruma

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 month later...
Армения и Азербайджан стали независимыми государствами, так же как и другие бывшие советские республики – после развала Советского Союза. Некоторые из республик были действительно готовы к «счастливому концу», тогда как для других коллапс СССР был долгожданным событием, которое все никак не наступало. Другими словами, многие из них не были готовы к независимости – экономически, политически и, что самое главное – ментально. Две из таких республик: Армения и Азербайджан.

Армении не довелось быть независимой в Новое Время, за исключением периода Первой Республики (1918-1920). Армяне Первой Республики не имели понятия ни о том, как пользоваться независимостью, ни о государственном управлении. До первой мировой войны армяне жили под османским, российским и иранским суверенитетом. И именно первая мировая война превратила армян в нацию диаспоры. Армяне разъехались по всему миру, и в силу коммерческих, политических и других причин, стали более романтически и идеалистически настроенными, оторвавшись от Турции. Трудности жизни на чужой земле отразились на всех аспектах жизни армянского народа. Конфликты между турками и армянами были очень преувеличены, а 1915 год – идеализирован и стал чем-то вроде легенды. Ненависть к туркам стала цементом, который сплотил их в диаспоре. То, что они не смогли создать своего государства, добиться успеха хотя бы в том, чтобы отстоять свое достоинство в борьбе с турками, а также неудачи в достижении единства в других областях деятельности, не позволяло армянам относиться к себе критически. Тогда как греки, например, создав свое государство и одержав ряд важных побед над турками, стали менее романтическими и установили более или менее нормальные отношения с турками. Армяне, напротив, к сожалению, остались в мире фантазий. В действительности одной из главнейших причин такой короткой истории первого армянского государства был крайний идеализм армян. Армяне предпочли убийства турецких дипломатов установлению нормальных отношений со своими новыми соседями. Авантюра под названием «Возмездие» в некотором смысле отвлекла армян от реальных проблем. Тогда как созданная на обломках Османской империи Турецкая Республика в тот же самый период не подстрекала свой народ к нападению на греков, армян или каких-то других соседей, лидер молодой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк говорил своему народу: «Мы только что вышли из войны. Но настоящая и величайшая война ещё впереди. И это война – война за развитие». По его мнению, быть независимым по-настоящему, значит уметь подкрепить свою независимость развитием и экономической самостоятельностью. Поэтому Турция не должна терять времени на решение уже прошлых проблем. В соответствии с этим курсом Ататюрк пытался по-новому строить свои отношения с Грецией и другими странами, бывшими в составе Османской империи. Армения была в их числе, но она не смогла позитивно ответить на этот смелый шаг.

***

Тер-Петросян: провалившаяся попытка армянской революции

Важным моментом стало то, что Армения вновь появилась на исторической арене в 1991 году. Получив новое государство, армяне могли стать на более реалистический путь. Турция тоже ожидала получить партнера, с которым можно было установить отношения для решения армянского вопроса. Также и первый президент Армении Левон Тер-Петросян и некоторые его советники полагали, что они не должны повторять те же ошибки. По мнению Петросяна, первой самой главной ошибкой армян было то, что они ставят перед собой задачи, далеко выходящие за пределы их возможностей. Зная, что сами они не смогут добиться успеха в опоре на собственную силу, они понадеялись на помощь России и подняли мятеж против Османской империи с целью создания отдельного государства на оттоманской территории. По их мнению, Россия поддержит армян, тогда как Великобритания, США, Франция и другие христианские государства окажут давление на турок на международной арене и заставят их признать требования армян. Единственное, что им нужно делать, это продолжать свои требования как можно дольше. В соответствии с этим армяне прибегали к терроризму, к беспорядкам и другим подобным методам на протяжении всего 20 века. В Первой мировой войне они даже воевали против Османской империи на стороне Франции и России. Но в конечном итоге именно армяне всегда и проигрывали. Они потеряли своих людей и свои земли, на которых жили столетиями. Вроде бы армяне делали всё, что им говорила Россия или даже Англия с Францией. В 1915 году они подняли восстание против Османской империи в восточной части страны, когда союзники послали самый мощный флот за всю предыдущую мировую историю в Дарданеллы (Западный фронт). Но армяне не смогли добиться никакого успеха. Франция была первой, кто убрал свои войска, как только они столкнулись с трудностями. Россия никогда до конца не поддерживала Армению, а после Первой мировой войны поддержала новое турецкое государство. Если бы эти страны в действительности поддержали независимую Армению, Османская империя никогда бы не смогла противостоять давлению этих великих держав. Первый вывод Левона Тер-Петросяна: армяне должны рассчитывать свои собственные силы. Было величайшей ошибкой армян полностью полагаться в своей политике на помощь других государств.

Второй вывод, сделанный Левоном Тер-Петросяном: Армения – малая, бедная, отрезанная от моря страна, не имеющая каких-либо значительных природных ресурсов, окруженная тюркскими народами. На западе Турция со своим 75 миллионным населением, тогда как на востоке Азербайджан с 7 миллионами, а на юге – по некоторым оценкам – 30 миллионов азери-тюрков Ирана. С другой стороны, грузины на севере всегда были союзниками турок на протяжении многих столетий. У Армении нет общей границы с Россией. В этих условиях единственный способ существования – налаживать добрые отношения с соседями, особенно с турками. Третий важный вывод, сделанный г-ном Петросяном: если Армения хочет настоящей независимости, она должна разойтись с Москвой. Ереван, который в течение десятилетий был в такой зависимости от Москвы, должен разорвать эти узы и стать на ноги.

Выводы Петросяна, в конечном итоге, следующие:

1. Армяне не должны полагаться на поддержку других государств в достижении целей, которые далеко выходят за рамки их собственных сил и возможностей.

2. Нужно развивать отношения с соседями, особенно с Турцией.

3. Нужно быстро уменьшать зависимость от России и создать полностью независимую Армению.

***

Петросян и его команда были близки к тому, чтобы совершить революцию в армянском сознании. Однако стремление к независимости ещё не означает готовности к ней. Они ещё были целиком в национализме, который был таким романтическим и зацикленным на территории. Под «Родиной» Армяне понимали, прежде всего, территории и нереальные мечты. Они рассматривали захват Карабаха (Азербайджан), Нахчывана (Азербайджан) и Джавахетии (Грузия) и включение их в Армению как первоочередную задачу. Ещё до распада Советского Союза армянские ультра-националисты начали борьбу за присоединение Карабаха к Армении. Таким образом, ещё до начала осуществления плана Петросяна, карабахская проблема стала доминирующей в регионе. В дополнение к этому, произошла смута в Азербайджане, и благодаря прямой поддержке из Москвы, армяне не только захватили Карабах, но также города и деревни, в которых жили только азербайджанцы. Они атаковали Нахчыван, но в результате немедленного предупреждения Турции военные действия ограничились восточным фронтом.

Вследствие этих событий Петросян потерял шансы на компромисс с турками. Оккупация Карабаха и окружающих его территорий послужили причиной разрыва с Азербайджаном и Турцией. Хотя Турция была одной из первых стран, признавших Армению, она разорвала дипломатические отношения с Арменией и закрыла границы. Это совершенно нормально, так как и Азербайджан, и Турция – тюркские государства. В ходе войны улицы турецких городов были заполнены демонстрациями протеста. Турция как никакая другая страна в регионе стремится к поддержанию статус кво, начиная с 1923 года. Главнейшим принципом внешней политики Турции является то, что не может быть никаких изменений границ в регионе с применением силы. Турция в течение многих десятилетий противится насильственным изменениям границ и рассматривает армянскую оккупацию как попытку незаконного изменения границ.

Несмотря на это, Турция ищет пути с целью избежать тупика в решении проблемы. Турецкие лидеры ожидают от Армении, что она освободит хотя бы территории за пределами Карабаха. Если Армения предпримет шаги в этом направлении, Турция готова на ещё большие шаги навстречу. Армении неоднократно посылались предложения в этом направлении в течение 1990-х годов. Турция даже посылала армянскому населению продовольствие после войны в периоды обострения и без того драматичной ситуации. Более того, помощь и дотации, посылаемые из европейских и американских государств, могут доставляться в Армению только через Турцию. В качестве жеста доброй воли Турция открыла свое воздушное пространство для армян и открыла регулярные полеты между Турцией и Арменией. Однако Петросян понимал, что пока он не предпримет какие-то шаги по карабахскому вопросу, он не сможет решить ни одной проблемы. Он намеревался сделать радикальные шаги в последние дни на своем посту, но Россия и ультра-националисты вышли на авансцену и сместили Петросяна. Известно, что дашнаки, которые были запрещены при Петросяне, сыграли главную роль в этом процессе.

Период Кочаряна

После Петросяна к власти пришел крайний романтик Роберт Кочарян. Он даже не был гражданином Армении, когда стал президентом. Он прошел на выборах путем фальсификаций и не имел никакого представления о том, что такое государство. Он был боевиком в полном смысле этого слова и понимал задачу армян так, что всё захваченное армянами нужно защищать. По его мнению, турки плохие, армяне хорошие, Россия – друг, а Азербайджан и Турция – враги. Его представления не выходят за рамки этого.

Так завершилась эра Петросяна, и вместе с ней увяли надежды на мир. Политика и принципы Кочаряна были прямо противоположны предыдущим выводам.

1. Отношения с Россией углублялись, и много россиян и сторонников России заняли ключевые позиции в Армении. В этот период в то же самое время, когда другие бывшие советские республики экономически и политически отдалялись от России, Армения стала зависеть от России ещё больше, чем это было в советские времена. В особенности в энергетике Армении Россия стала монополистом. Заняв господствующее положение в экономике, Россия стала контролировать и армянскую политику. Армения стала единственным оплотом на Кавказе, хотя она не может получить от России существенной помощи.

2. Команда Кочаряна предприняла огромные усилия по развитию отношений с Диаспорой. Она в особенности надеялась найти кредиты и источники финансовой помощи в диаспоре. Диаспора смогла оказать экономическую и политическую помощь. Однако ожидавшаяся экономическая помощь пришла с большим запозданием, и она была существенно меньше, чем ожидалось. Более того, экстремисты захватили монополию на отношения с Арменией и даже установили контроль над внутренней политикой страны. Армения так и не смогла стать независимой страной, стоящей на своих ногах.

3. Правительство Кочаряна почти объявило войну турецкому народу. Началась кампания по проведению билля о так называемом геноциде в парламентах по всему миру. Предполагалось, что таким образом Турция окажется в трудном положении на международной арене и будет вынуждена принять армянские требования. Иными словами, Кочарян стал ещё раз применять классическую армянскую тактику. Не полагаясь на собственные силы, а рассчитывая на поддержку со стороны, Армения вредила своим отношениям с соседями.

4. Наконец, Армения при Кочаряне начала бескомпромиссную политику по карабахскому вопросу. Было заявлено, что Карабах является независимым государством и никогда не будет возвращен Азербайджану. Для других районов под армянской оккупацией также не делалось никаких уступок. Будучи сам родом из Карабаха, Кочарян нанял себе охрану из карабахских армян для защиты своего президентского поста и личной безопасности. Таким образом, карабахский вопрос взял контроль над внешней и внутренней политикой Армении.

***

Кто выиграл, кто потерял? Азербайджан или Армения?

Возвращаясь к своей прежней политике, Армения думает, что она одержала решающую победу над Азербайджаном. Но в действительности по-настоящему победили азербайджанцы.

Из всех бывших советских республик, пожалуй, Азербайджан был самым неподготовленным к независимости. Не было никакой концепции национального самосознания. С одной стороны, коммунисты сделали всё, чтобы привязать Азербайджан к Москве, с другой стороны, националисты были настолько романтиками и идеалистами, что намеревались создать большое тюркское государство, включающее Центральную Азию, Иран и Турцию. В конце концов, в результате внутренних конфликтов и распрей при прямой поддержке России, оказанной Армении, азербайджанцы потеряли 20% своей земли, которую оккупировала Армения. Около миллиона азербайджанцев стали беженцами, и эта проблема продолжается до сих пор. Азербайджан, по меньшей мере на время, потерял свои территории, но получил национальное единство, развитие и экономику, включенную в мировой рынок.

Давайте посмотрим, чего добился Азербайджан в конфликте с Арменией:

1. Азербайджан стал настоящим национальным государством после нападения Армении и в результате нападения Армении. Без армянской агрессии период формирования национального сознания затянулся бы надолго.

2. Азербайджан стал более однородной по составу страной. В ходе войны около 500 000 армян покинули Азербайджан, и все азербайджанцы ушли из Армении. Азербайджанские армяне были самыми богатыми и влиятельными людьми в Баку. Их уход из страны означал получение Азербайджаном реальной независимости. Даже в Карабахе армяне были сравнительно богаче, и они пользовались такими же правами, как и все. Армяне, оккупировав азербайджанские территории, потеряли своё привилегированное положение в азербайджанской экономике, но получили всего лишь территории.

3. Без войны Азербайджан так и оставался бы марионеткой Москвы и никогда бы не смог добиться реальной независимости. Война привела к разрыву связей так, что они уже никогда не будут восстановлены в прежнем виде. Если сейчас Азербайджан – подлинно независимое государство, то это благодаря армянской агрессии.

4. Благодаря своему бескомпромиссному и агрессивному отношению к Армении Азербайджан сумел изолировать Армению в регионе. На самом деле Баку счастлив от политики, которую проводит Армения по отношению к Турции и Азербайджану. В результате такой политики Армения осталась вне всех региональных проектов по сотрудничеству и интеграции.

Имея богатые нефтяные и газовые ресурсы, Азербайджан становится сильнее и сильнее, а Армения терпит убытки в экономическом плане. В условиях конфликта с соседями действительно трудно стать на ноги. Оккупированный Карабах – это не тот регион, который стоит таких потерь. Он не приносит никакой пользы Армении, но стал тяжким бременем для армянской экономики.

В этой ситуации – выводы для Азербайджана:

1. Очевидно, что он не сможет вернуть Карабах военным путём прямо сейчас. Главная причина: Россия поддерживает Армению. Когда в 1999 году азербайджанская армия намеревалась захватить Карабах, Россия предупредила, что «если вы будете настаивать на этом, то потеряете и Гянджу».

2. Во-вторых, США и ЕС не отвечают адекватно на оккупацию Арменией азербайджанской территории. Благодаря деятельности армянской диаспоры, прежде всего во Франции и США, эти страны проводят политику проволочек. Карабах и другие районы остаются под армянской оккупацией, а западные государства лишь обещают сделать что-то. Азербайджан понимает, что Запад не окажет достаточного давления на Армению как на страну оккупанта – по крайней мере, в ближайшее время.

3. США и Европа заинтересованы в азербайджанской нефти и газе, но это ещё не стало фактором политической поддержки.

4. Турция сама не может прекратить оккупацию.

В этих обстоятельствах, вместо того, чтобы тратить время попусту, Азербайджан решил усилить свою армию, одновременно загоняя Армению в трудное положение. Для разрешения проблемы с позиций Азербайджана следует некоторое время проводить политику тупика. За этот период Азербайджан будет усиливаться, а Армения – слабеть. Другими словами, продление существования проблемы оккупированных территорий в интересах Азербайджана.

Азербайджан оказался прав, заняв такую бескомпромиссную и экстремистскую позицию, что армяне не могут даже немного отойти с той территории, которую они оккупировали. Вместо того, чтобы тратить время на оккупированные территории, Азербайджан вытеснил Армению из всех региональных проектов развития. Самый важный из них: нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Совершенно очевидно, что этот нефтепровод пошел бы через Армению, если бы ереванское правительство хоть немного смягчило бы свою позицию. Либо проект вообще бы не состоялся, либо он пошел бы через Армению по более короткому и дешевому пути. Так как именно США и Европа могли предоставить капитал на проект, то Азербайджан не смог бы этого предотвратить, если бы в 1990 годах Армения действовала умней. Затем и газопровод прошел мимо Армении, а теперь и железная дорога обойдёт её. Железная дорога, которая проходит через Армению, не может быть использована, что вынудило Турцию и Азербайджан построить другую, через Грузию. Армяне пытались этому помешать, действуя по всему миру, включая американский Конгресс и Европу. Они даже пытались предоставить гарантии поездам, которые будут проходить по территории Армении. Но этого уже было слишком мало и слишком поздно. Очень важно при этом, что сотрудничество Азербайджана и Турции становится всё интенсивней и охватывает все сферы – от военной до экономической. Армения полностью изолирована в регионе, а политическая поддержка России не способствует экономическому развитию Армении. Из-за отсутствия общей границы с Россией и из-за корыстного, а не стратегически партнерского отношения России, Армения оказалась в потенциально опасной ситуации. За 15 лет население Армении уменьшилось с 3 до почти 2 миллионов людей. Они снова разъезжаются по всему миру. Только для работы в Турцию приехало уже около 50-75 тысяч армян из Армении.

Другой успех Азербайджана в том, что он шаг за шагом привлекает всё больше внимания США и европейских стран. Армяне всё ещё влиятельны в этих странах, а Азербайджан остается Азербайджаном. Однако Азербайджан вовлечен в тесное взаимодействие с западными компаниями по вопросам энергетики и по другим вопросам, и эти страны начинают постепенно понимать важность Азербайджана. Например, по проблемам энергетической безопасности Европейского союза Азербайджан имеет ключевое значение. Нефтепровод БТД соединяет нефтяные ресурсы Каспийского бассейна с европейским и средиземноморским рынками. Италия – это страна, которая в большей степени, чем остальные, воспользовалась этим. БТД – это важная альтернатива для европейских рынков российской и ближневосточной нефти. Также и поставки газа в Европу через Грузию и Турцию, и присоединение к ним казахского и туркменского газа станут такой же альтернативой для Европы. Но даже теперь, в нынешней ситуации, европейские компании имеют существенную долю в азербайджанских энергетических ресурсах, и в этом отношении Азербайджан уже не та страна, которую так же легко, как прежде, можно было бы принести в жертву. Так же выглядит ситуация и с точки зрения США. Они хотят сломить господство России в регионе, и очень заинтересованы в нефти. Азербайджан и Центральная Азия не только могут стать важной альтернативой России, но они смогут сами выйти из-под влияния России, если станут независимыми энергетическими игроками и избавятся от контроля России. По этой причине США уделяют много внимания Азербайджану и другим республикам Центральной Азии. Другим важным фактором, который способствует важности Азербайджана, является соседство с Ираном и с 30-миллионным азербайджанским населением в этой стране. США очень многого ожидают от Азербайджана в деле дестабилизации Ирана и противодействия России. Стремление Азербайджана на Запад во взаимодействии с Грузией и Турцией соответствует коренным интересам США. Однако последствия такого подхода незаметны в карабахском вопросе. В США и ЕС очень влиятельно армянское лобби, поэтому в некоторых аспектах оно блокирует сотрудничество этих стран с Азербайджаном. В частности, именно в этом вопросе у США и ЕС намного меньше поле манёвра, чем бы им хотелось. Несмотря на это, они чудесно сотрудничают в экономической сфере, и это продолжится и в будущем. Азербайджан по этому поводу пока сдерживает свои ожидания. Он и не надеется, что Запад прекратит оккупацию. Азербайджан понимает, что для достижения такого результата нужно время. На самом деле нынешняя ситуация соответствует интересам Азербайджана. Если на Армению будет оказано давление, и под его воздействием Армения уйдет из оккупированных районов, в Азербайджане быстро изменится демографический и политический баланс, что может привести к внутренней нестабильности. Кроме того, сотни тысяч людей, покинувших Карабах и другие оккупированные территории, уже переселились в дома и покинули палатки, где они жили раньше. Некоторые из них уже получили работу и в известном смысле приняли существующую ситуацию. Внезапное изменение существующего положения может спровоцировать появление каких-то крайних ожиданий. Поэтому в нынешнем положении постепенные изменения намного предпочтительней. В то же время, Азербайджан максимально эксплуатирует роль Армении как «оккупанта» до конца. Также он устраняет Армению из всех региональных проектов, и Армения, тратя попусту время на оккупированные территории, не может включиться ни в мировую, ни в региональную экономику. Азербайджан тем временем превращается в растущую региональную державу.

Настоящим успехом Азербайджана является, конечно, его экономическое развитие. Особенно после начала работы нефтепровода БТД в Азербайджане начался настоящий бум. Рост в 2005 году был 26.4%, в 2006 году этот рост был превзойдён (около 30.6-32.5%). Хоть и с небольшим замедлением, но такой же примерно рост ожидается в 2007 году. В этом росте преобладает доля нефти и газа, однако и не нефтяной сектор вырос на 9.5%, что также является очень быстрым ростом. Нетрудно предположить, что приток доходов из энергетического сектора в другие отрасли приведёт и к дальнейшему росту не нефтяного сектора экономики. Параллельно с этим, резко сократился дефицит бюджета. Резко возросли экспорт и импорт. Нетрудно заметить признаки процветания на улицах Баку. ВВП на душу населения превысил $7.300 в 2006 году, и будет расти и дальше. Уровень безработицы снизился до 1.2%.

В то же время Армения идёт иным путём. Хотя темпы роста в 2006 году составили около 12%, эти цифры несколько искажают понимание состояния столь маленькой, как в Армении, экономики. Экономика, которая едва выживает благодаря внешней помощи и переводам, недостаточна для того, чтобы удерживать население в стране. Строительный сектор вносит доминирующий вклад в рост экономики Армении. Диаспора переводит значительные объемы денег в страну. Эти денежные ресурсы и вызывают экономический рост. Однако этот рост нельзя рассматривать как стабильный и основательный экономический рост. Армянская экономика не может создать внутреннего двигателя развития и нуждается в ещё большей помощи и денежных переводах. Безработица в Армении достигает 30%. Инвестиции в частный сектор идут преимущественно от диаспоры. Это означает доминирование диаспоры в экономике, а значит, и в политике страны. Одновременно Россия установила контроль над некоторыми секторами экономики, такими как энергетика. Несмотря на довольно быстрый рост экономики, доход на душу населения составляет $1.513. Даже учитывая то, что в пересчете по ППС он превышает $5000, очень странно, что доход на душу населения остается таким, несмотря на резко сокращающуюся численность населения. Главной проблемой для инвестиций в армянскую экономику является неуверенность, связанная с карабахской проблемой. Даже некоторые компании армянской диаспоры проявляют осторожность в инвестициях в страну. Вдобавок закрытые границы с Азербайджаном и Турцией и отсутствие выхода к морю увеличивают зависимость от Грузии и Ирана. Соответственно, это увеличивает и таможенные издержки Армении.

Заключение

Подводя итог, можно коротко сказать, что Армения думает, что одержала победу в Карабахе и других оккупированных районах. Она полагает, что со временем заставит другие страны забыть про оккупацию, непонятно, правда, почему. Она ставит под угрозу всю страну из-за Карабаха. Армения не может приспособиться к изменениям концепции национального государства. Она всё ещё живёт старомодными представлениями о государственности из XIX века. Только из-за территорий Армения подвергает опасности свой народ и свою государственность, которую она, наконец, обрела. Армяне строят свою политику на борьбе против тюрков, хотя они окружены 110 миллионами тюрков. Турецкий журналист армянского происхождения Грант Динк стоял на позиции, что армянская идентичность не должна строиться на конфликте с турками. В соответствии с его мнением, именно это является ядом в армянской крови. И вне зависимости от того, где они находятся, считал д-р Динк, армяне должны очиститься от этого яда и войти в священный союз с Арменией. Этот союз должен служить тому, чтобы сохранить жизнь Армении, а не служить личным или идеологическим интересам с использованием Армении.

Граждане служат своему государству и стараются прославить его. Однако армяне стремятся удовлетворить свои чувства и чаяния, принося в жертву Армению. Относясь с уважением к их бедам в прошлом, я не могу понять, хотят ли они прославить свою страну или удовлетворить свои личные политические амбиции в борьбе против турок.

Они так и не сделали оценки истории первого армянского государства. Сначала дашнаки использовали это государство для того, чтобы мстить, а потом передали его большевикам. Будем надеяться, что история не повторится. Может быть, это их и удивит, но мы будем первыми, кого это больше всех беспокоит. Турции и региону нужна более сильная и независимая Армения, чем та, которая нужна диаспоре.

Седат Лачинер

04.04.2007 г.

pravdo ya eto stashil iz drugova foruma

Очень умная статья.Мне понравилось

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

вчитайтесь именно в эти строки:

На самом деле нынешняя ситуация соответствует интересам Азербайджана.

Если на Армению будет оказано давление, и под его воздействием Армения уйдет из оккупированных районов,

--->

в Азербайджане быстро изменится демографический и политический баланс, что может привести к внутренней нестабильности.

Кроме того, сотни тысяч людей, покинувших Карабах и другие оккупированные территории, уже переселились в дома и покинули палатки, где они жили раньше. Некоторые из них уже получили работу и в известном смысле приняли существующую ситуацию.

Внезапное изменение существующего положения может спровоцировать появление каких-то крайних ожиданий. Поэтому в нынешнем положении постепенные изменения намного предпочтительней.

поняли????

азербаийджану выгодно стоять в полусогнутом состоянии РАДИ "стабильности".

вот погодите, лезгинскую и талышскую карту разыграют до конца, и азербайджанс экономическим бумом вообще ляжет.

я не злорадствую, мне самому тошно смотреть КАК долго мы выжидаем...

Свои хуже врагов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...