Перейти к содержимому

Откуда спустились армяне в Тбилиси?


Recommended Posts

То что армяне проживаюшие в Джавахети это в основном потомки Эрзерумских армян, которых царский генерал Пацкевич заселил в Джавахети, это я знаю, а вот откуда переселилисъ в Тбилиси армяне?

То чтo миграция была с разных стран это понятно, но основная масса откуда переселилaсъ?

Удалено!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

«Почти все мэры Тбилиси были армянами».

Под таким заголовком было напечатано интервью историка Левана Тактакишвили в тбилисском журнале



«Тбилиселеби» (Тбилисцы), N31. Редколлегия «Нораванка» решила привести текст интервью

без редактирования, снабдив его комментарием эксперта фонда Т. Варданяна.

Опубликованное в нашем журнале письмо с заглавием: «Как армяне построили Тбилиси», вызвало большое волнение, а так как нашей целью не было раздражение нашего читателя и тем более распространение дезинформации, мы решили распространить выше упомянутую тему, во-первых, для того, чтобы лучше понять недавнее прошлое нашего города и, что самое главное, полезно использовать исторический опыт во избежание возможных ошибок.

Заместитель директора национальной библиотеки по фондам и переработкам Леван Тактакишвили, несмотря на то, что это не входит в его компетенцию, владеет информацией о прошлом столицы и о правилах ее управления. Как оказалось, пост мэра города и опыт его избрания не являются новостью для Тбилиси (этот пост раньше занимал глава города, или моурав). Еще в те времена, когда Тбилиси был российской губернией, в столице существовал избранный городом совет, называемый городской администрацией, который в свою очередь избирал мэра города. По словам Левана Тактакишвили, Тбилиси помнит не одного мэра, которые преданно служили своему городу и, как не удивительно, в большинстве своем были этническими армянами.

- С какого века в истории Тбилиси появляется глава города?

- С начала 19 века, но тогда его назначала царская власть России. Первый глава Тбилиси носил фамилию Измиров и был назначен в 1876 году. Хотя с 1876 года главу города избирали и первым избранным мэром был Дмитрий Кипиани. Интересно, что главу города избирал городской совет, тогда его называли администрацией. Многие считают, что единственным грузином среди глав города был Дмитрий Кипиани, что неверно, так как в 1905-1910 гг. избрали Васила Черкезова (Черкезишвили) и он был настолько хорошим главой города, что его имя вошло в историю – в Тбилиси даже существует улица с его именем. Окончание фамилий не должно вводить нас в заблуждение, так как в те времена, несмотря на происхождение, фамилии всех жителей оканчивались на «ов».

- Почему абсолютное большинство городских глав были армяне?

- Этому факту не надо удивляться, ведь тогда большинство жителей Тбилиси были армяне. В «Дроеба» от 29 ноября 1874 года опубликовано письмо Серго Месхи, в котором написано: «Насколько бы истинные грузины не обижались, все же должны признать, что некогда престольный город грузин Тбилиси стал сегодня собственностью армян. Половину населения сегодняшнего Тбилиси составляют армяне. Торговля в их руках. Городская земля принадлежит им. Почти все дома, построенные на этих землях, принадлежат армянам. Лишь немного мегрелов и имерелов можно было встретить среди должностных лиц или мелких торговцев, основная часть торговли принадлежала армянам.

Те, кто хотел стать депутатом городского управления, заявляли о своем желании, а потом жители выбирали среди них хмоснеби, которые делились на три класса. При этом национальная принадлежность не имела значения, все решали деньги. Депутатом мог стать лишь тот, кто имел имущество и платил налоги за это имущество. Это имущество обязательно должно было быть зарегистрировано. Самое большое имущество имели хмоснеби первого класса, именно они и принимали решения, так как составляли большую часть городского правления. Остальную часть правления составляли хмоснеби 2-го и 3-го классов. Тот, кто не имел имущества, не мог стать депутатом. Депутатом не могли стать только евреи, так как не имели права голоса, но так было не только в Грузии, но и в других губерниях.

- И это было требованием российского царя?

- Да. В городском управлении грузины и русские составляли меньшинство, так как грузины или имели имущество и не были заинтересованы в его регистрации, или же их не интересовало избрание в городское управление. Одним словом, большинство Хмоснебов в Тбилиси были армяне, которые, конечно же, избирали главой города армянина. Исключением был Дмитрий Кипиани: во время его выборов в 1876 году в управлении было 72 депутата. Из них на заседании присутствовали 64 депутата, которые в основном были армянами. Дмитри Кипиани получил 36 «тетри» (за) и 28 «шави» (против). Тогда его соперником был Еремия Арцруни, армянин по национальности, который получил 35 «тетри» и 29 «шави». Представьте, один голос решил все. Интересно было то, что среди имеющих право голоса был и сын Еремии Арцруни – Григор, который проголосовал не за своего отца, а за Дмитрия и это было логично: Григор Арцруни, несмотря на то, что он был сыном своего отца, не поддержал его. Он поддерживал небогатых армян, которые представляли второй и третий классы хмоснебов. Эти армяне не любили городского главу и не поддерживали его, так как его избирали хмоснеби первого класса и поэтому глава выполнял их желания. А хмоснеби первого класса имели узко буржуазные интересы и, в отличие от хмоснебов второго и третьего классов, они уделяли мало внимания национальным интересам. Хмоснеби первого класса имели европейскую ориентацию и говорили, что Тбилиси должен быть европейским городом. Поэтому они не инвестировали издание армянской газеты и не финансировали армянские школы. Сын Еремии Арцруни Григор говорил, что они должны поддержать армянское просвещение, публиковал армянскую газету, помогал армянским школам. Кроме этого, армян низкого класса поддерживала Григоранская церковь. Они имели в Тбилиси большую церковь, которую разрушили в 1937 году. Состоятельные же армяне лоббировали свои деньги, строили в Тбилиси европейские дома, чистили город. Конечно же, и они имели национальные интересы, но особый шовинизм был характерен для второго и третьего классов, именно поэтому Григор поддержал не своего отца, а Дмитрия Кипиани.

- Почему? Он думал, что Дмитрий позаботится об интересах низшего класса?

- Дмитрий Кипиани, стоял, конечно же, на позициях грузинского национализма, но армянам тогда именно это и было нужно. Все его союзники, кроме Зубалова, были армянами. Дмитрий Кипиани был главой города в 1876-1879 гг. и многое сделал для грузин. Именно он основал общество распространения чтения и письма. Кстати, Дмитрий Кипиани привел на работу в управление двух очень интересных людей – Матинова и Измаилова, которые думали о городе и так хорошо работали, что после Дмитрия Кипиани были избраны главами города. К примеру, во времена Матинова началась постройка нынешнего здания мэрии, Веринского рынка, водоканала города, постройка которого завершилась в течение года, он увеличил количество фонарей в городе от 825 до 1 575 (тогда фонари имели такое же значение как сегодня асфальтное покрытие), построил мосты... Матинов увеличил финансирование образования от 18 000 до 65 000 рублей, и не подумайте, что это касалось только армянских школ. Кстати, именно Матинов потребовал строительства Кавказского университета. Я не хочу рекламировать Матинова, но он очень многое сделал для города: рядом с собой поставил таких бизнесменов, как Питоев, про которого сегодня никто ничего не знает. Именно дом Питоева является нынешним зданием театра Руставели. Матинов построил театры и ставил в них не армянские представления, а приглашал театральные труппы из Европы. Матинов построил также здание оперного театра. Хотя Матинов и был армянином по национальности, он поддерживал развитие и основание Тбилиси как европейского города. Хотя и не исключено, что он втайне поддерживал и армянские дела, но он этого не афишировал.

- Что же делали в это время грузины? Смотрели, как строился «армянский город» в Тбилиси?

- Одна часть старого Тбилиси – территория, прилегающая к Анчисхати,принадлежала грузинам, в частности Орбелиани. Они хорошо проводили время, пировали. В конце концов, как пишет Григол Орбелиани, армяне отняли у них все, и Орбелиани переехали в деревню. В тот период грузин в основном интересовали районы Грузии. К примеру, если пролистать тогдашние газеты «Иверия», «Дроеба» и «Цнобис пурцели», почти невозможно найти данные о городских главах или городском самоуправлении. Грузины уже свыклись с тем, что потеряли Тбилиси. Хотя потом, в 1921 году, мы действительно вернули Тбилиси, и он вновь стал грузинским городом.

- В какой период Тбилиси не был грузинским городом?

- С 1840 по 1917-1918-ые года, хотя и после признания Грузии независимым государством Тбилиси оставался армянским городом. Что же важней всего, грузины не выгоняли отсюда армян, они сами отсюда убежали, так как имели деньги и хотели их спасти. Между прочим, они эти деньги привезли не в Ереван, а в Париж, в Европу. Все хмоснеби первого класса переехали в Европу.

- Почему же они не уподобляли Ереван европейскому городу?

- Ереван был провинциальным, замкнутым городом, где не было ни одного красивого дома. Кстати, армяне тогда в Ереване не составляли большинство населения: там жили люди разных национальностей. Главной ошибкой армян было то, что они разделились на две части – на националистов, которых поддерживала армянская церковь и армян первого класса, которые думали о европеизации. Знаете, каков был результат всего этого? Уже было сказано, что Григор Арцрунский не проголосовал за своего отца, но потом Хмоснеби первого класса не поддержали его самого, прекратилась публикация его газеты «Мшак». Григор взял займ (кредит) в грузинском помещичьем банке, который возглавлял Илья Чавчавадзе. Он думал, что банк обанкротится, но произошло обратное: не банк, а Григорий обанкротился, обнищал. Илья написал ему, что если Григор не заплатит долг банку, то ему придется продать с общественного аукциона все свое имущество и родовое кладбище. Все именно так и случилось. Территория кладбища составляла нынешнюю территорию универмага «Тбилиси» и государственной канцелярии. Там были захоронены предки Григора, которые уехали из Армении в 1801 году. Что же должен был сделать Григор? Он выкопал останки своих предков и перезахоронил их на общем кладбище. Армяне не смогли сплотиться: они разбежались кто куда. Итак, армянские фамилии глав города не означали их армянской ориентации. Хотя было несколько городских глав, которые были ужасными для города. Они всячески унижали грузин. Их выбирали хмоснеби второй и третьей категории. Вместе с этим следует отметить, что грузины и русские вместе выступали против армян. Грузины знали, что лишь в союзе с русскими они смогут справиться с армянами. Они выступали против хмоснеби второй и третьей категории, так как хмоснеби первой категории не интересовали ни грузинские, ни армянские проблемы.

Удалено!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В тбилисском пантеоне армянских писателей и общественных деятелей начались работы по благоустройству

В расположенном в Тбилиси, на горе Элиа, пантеоне армянских писателей, культурных и общественных деятелей "Ходживанк" начались работы по благоустройству, сообщили в посольстве Армении в Грузии. В пантеоне будут осуществлены реставрационные работы, проведено освещение, отремонтировано охранное помещение, осуществлено озеленение территории. Кроме того, отныне эта усыпальница представителей армянской культуры и общественной жизни будет обеспечена круглосуточной охраной. Средства на проведение работ с начала текущего года выделяются правительством Армении. Работы осуществляются посольством Армении в Грузии при содействии мэрии города Тбилиси.

Пантеон армянских писателей, культурных и общественных деятелей был основан в 30-х годах прошлого столетия, после того как на территории Ходживанского христианского кладбища был разбит Парк Дружбы. Тогда останки наиболее выдающихся людей были перенесены и расположены вокруг обелиска-могилы великого армянского писателя Раффи. В числе людей, обретших упокоение в ходживанкском пантеоне - Ованес Туманян, Габриел Сундукян, Нар-Дос и другие. Опупеть дорогие форумчане! У хаев в Тбилиси даже свой пантеон есть!Скоро выкопают очередные хачкары по всему Тбилиси и объявят столицу грузин армянским городом! Куда смотрит батоно Мишико Саакашвили? На Ереван что-ли?

post-27161-1212245711.gif

Удалено!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Турки скупают армянские дома в Аджарии: представитель армянской общины

На сегодняшний день население Аджарии составляет 350 тысяч человек, из которых 200 тысяч проживает в Батуми. 10 лет назад в Батуми проживало чуть меньше 27 тысяч армян. Сейчас армянская община сократилась почти вдвое, многие уехали, когда из Грузии была выведена российская база. Сегодня 12 тысяч армян Аджарии, в основном, компактно проживают в центре Батуми. Об этом в интервью ИА REGNUM сообщил заместитель главы армянской общины Аджарии "Возрождение" Эдуард Мусаелян.

По его словам, причиной оттока армянского населения из Аджарии является сложная социально-экономическая ситуация, сложившаяся после вывода российской базы. "Несмотря на то, что Батуми - курортный город, в нем нет нормальной работы. Закрыты многие заводы, а так как в основном местные армяне - ремесленники, то увеличилось число тех, кто на заработок едет в другие причерноморские города - в Туапсе, Анапу, Ялту. Многие армяне продают дома и переезжают в Сочи, где находят работу на строительстве олимпийских объектов", - проинформировал Мусаелян.

Вместо ранее действующих четырех армянских школ, продолжил собеседник агентства, сегодня в Батуми действует одна грузинская с армянским сектором. "Общий директор - грузин. Армянские классы занимают первый этаж здания. В Батуми есть также небольшой турецкий колледж, различные организации организовывают компьютерное обучение и курсы турецкого языка. Некоторые армяне вынужденно посещают эти курсы, чтобы потом найти работу", - отметил заместитель главы армянской общины. По его словам, в армянском секторе упомянутой школы обучаются 80 детей. "Мы еле сумели набрать 15 детей, чтобы первый класс не закрылся", - сообщил Мусаелян. По его словам, выпускники школы после ее окончания желают продолжить учебу в Армении, но в институтах Армении им предоставили всего 3 места, кроме того, армянской общине приходится приложить много усилий, чтобы обеспечить их жильем и стипендией. Основная часть молодежи, по словам Мусаеляна, уезжает в Россию.Он также отметил, что существует острая нехватка педагогов. "Мы несколько раз приглашали различных специалистов, но безрезультатно", - заявил Мусаелян, добавив, что армянские учителя школы в основном уже пенсионного возраста, молодые же не приезжают из-за социальных проблем, в частности, проблем с жильем. Община не в состоянии им помочь, так как и без того делает все необходимое, чтобы содержать школу. Вместе с тем, отметил Мусаелян, в единственной армянской школе общиной создана и содержится библиотека, которой бы позавидовали грузинские школы города.

По словам представителя армянской общины Аджарии, в Батуми действует одна армянская церковь. Священник из Тбилиси проводит все церковные обряды. Он посещает армянские дома, а по воскресеньям община собирается в церкви. Мусаелян сообщил, что 24 апреля во дворе армянкой церкви Батуми планировалось открыть подаренный общине Хачкар, однако по просьбе священника дата была изменена, исходя из политических соображений, поскольку в Батуми функционирует турецкое консульство.

Мусаелян также рассказал, что армянская молодежь Аджарии поддерживает связь с родиной. "Каждый год 28 мая, молодежный сектор общины организовывает спортивно-культурные мероприятия. Деятели искусства и культуры из Армении приезжают только раз в год - летом, но лишь для отдыха, хотя и дают 1-2 концерта", - сказал он, напомнив, что по просьбе общины 29 мая в Батуми будет открыто армянское консульство. "Здание консульства готово, над ним реет армянский флаг. Назначенный консулом бывший сотрудник посольства Армении в Египте, Акоп Качиакопян уже тесно сотрудничает с местной армянской общиной", - отметил Мусаелян.

По словам заместителя главы армянской общины, активны в Аджарии турецкие организации, которые занимаются благотворительностью и другой деятельностью. "Они скупают дома вокруг мечети, открывают турецкие магазины. Турки хотят также скупить все армянские дома, кроме того, поскольку мечеть не видно с берега, они намерены купить и снести гостиницу, которая закрывает вид на мечеть с моря. Сами аджарцы, проживающие вне страны, постепенно тоже возвращаются в Батуми, скупают целые кварталы, строят элитные дома, в основном вдоль берега моря. Центр Батуми объявлен исторической зоной, здесь за дома предлагают не меньше 1500 долларов за квадратный метр. Многие соглашаются продать свои дома, потому что сумма приличная. И получается, что "технично" выживается весь армянский квартал", - заметил Мусаелян.

По его словам, в Батуми активный бизнес ведут также и азербайджанцы с казахами. "У азербайджанцев большие терминалы в порту, многие из них связаны с гостиничным бизнесом и нефтью, строят новые терминалы. Исчезают в Аджарии хаи! Аж слеза наворачивается!Тонут хаи!

post-27161-1212246464.gif

Удалено!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

То что армяне проживаюшие в Джавахети это в основном потомки Эрзерумских армян, которых царский генерал Пацкевич заселил в Джавахети, это я знаю, а вот откуда переселилисъ в Тбилиси армяне?

То чтo миграция была с разных стран это понятно, но основная масса откуда переселилaсъ?

Переселились армяне в Тбилиси, а также в Нагорный Карабах из Ирана и Турциии.

"Зря мы всё это затеяли в Карабахе"- генерал-лейтенант Норат Тер-Григорянц

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

То что армяне проживаюшие в Джавахети это в основном потомки Эрзерумских армян, которых царский генерал Пацкевич заселил в Джавахети, это я знаю, а вот откуда переселилисъ в Тбилиси армяне?

То чтo миграция была с разных стран это понятно, но основная масса откуда переселилaсъ?

Переселились армяне в Тбилиси, а также в Нагорный Карабах из Ирана и Турциии.

из Ирана в Иран эт точно!

-ой дорогой мой Бигкёс!кстати не Нагорный Карабах а Нагорная часть Карабаха...если я не ошибаюсь закон принят при Аязе ясно-Солнышке!

-нарушаем принятые топонимы дорогой!!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 weeks later...
То что армяне проживаюшие в Джавахети это в основном потомки Эрзерумских армян, которых царский генерал Пацкевич заселил в Джавахети, это я знаю, а вот откуда переселилисъ в Тбилиси армяне?

То чтo миграция была с разных стран это понятно, но основная масса откуда переселилaсъ?

А откуда взялись армяне в Карабахе? Всё оттуда же...из-за бугра...Приютили,обогрели их,дали кров и еду и в 1987 году они направили оружие на тех, кто их всем обеспечил!

Азербайджанцы наши соседи и братья.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Это и было самой большой ошибкой армян того времени.

Строили Тбили и Баку а Ереван до 30-ых годов 20-ого века остовлася городишкой.

Поютому и сейчас не осталось и следа армян в Баку а в Тбилис очень скоро будет тоже самое.

В Грузии пока что есть грузины признающие, что старый город построено армянами. Но таких уже скоро не останеться.

_____________

Господин Тактакишвили хоть и прзинают факт армянского Тбилиси, но уже деалет "редактирование".

Мол армяне поддерживались русскими и теснили самих грузин.

Тбилиси был маленькой грузинской городишкой. А армяне начали жить в Тбилиси со времен наших Багратидов а потом и грузинских Баргатионов.

Армяне в основном занимались экономикой, были ремесленниками и бюрократами.

А для людей этих специальностей нет другого места кроме города. Так и постепенно Тбилиси стал рости и стал рости в основном за счет армян.

Сами грузины предпочитали жить в слеькой местности. Основная часть были сельчане и малая часть аристократы (которые тоже предпочитали свои поместья городам).

А когда уже начлаи создоваться политические партии и поднимался национальное движение, экономика и промышленность процент урбанизации выросло. И в основном за счет грузин.

Тоже самое было и с армянами, которые начали собираться вокруг Карса, Александрополья и Еревана.

Вот и постепенно армянский Тбилиси снова стал грузинским.

Граница храбрых начинается с оружия (V-ый век)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

То что армяне проживаюшие в Джавахети это в основном потомки Эрзерумских армян, которых царский генерал Пацкевич заселил в Джавахети, это я знаю, а вот откуда переселилисъ в Тбилиси армяне?

То чтo миграция была с разных стран это понятно, но основная масса откуда переселилaсъ?

Не спустились, а прилетели. С Марса. Пирамиды и лик на Марсе, как и пирамида Хеопса и Сфинкс - это все творение рук армян(то есть хаев).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

дудик, терпению конец. злостный оффтоп по всему разделу. бан месяц!

доцент бы заставил.

молчание - золото.

мужчины не плачут.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

То что армяне проживаюшие в Джавахети это в основном потомки Эрзерумских армян, которых царский генерал Пацкевич заселил в Джавахети, это я знаю, а вот откуда переселилисъ в Тбилиси армяне?

То чтo миграция была с разных стран это понятно, но основная масса откуда переселилaсъ?

Пер вые Эрмени появились в Тбилиси из Забайкальских Степей В составе Войск Чингиз Хана!!! :06:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

То что армяне проживаюшие в Джавахети это в основном потомки Эрзерумских армян, которых царский генерал Пацкевич заселил в Джавахети, это я знаю, а вот откуда переселилисъ в Тбилиси армяне?

То чтo миграция была с разных стран это понятно, но основная масса откуда переселилaсъ?

Пер вые Эрмени появились в Тбилиси из Забайкальских Степей В составе Войск Чингиз Хана!!! :06:

А как переводится словосочетание Эр-мяни ты знаешь? )))))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

То что армяне проживаюшие в Джавахети это в основном потомки Эрзерумских армян, которых царский генерал Пацкевич заселил в Джавахети, это я знаю, а вот откуда переселилисъ в Тбилиси армяне?

То чтo миграция была с разных стран это понятно, но основная масса откуда переселилaсъ?

Не спустились, а прилетели. С Марса. Пирамиды и лик на Марсе, как и пирамида Хеопса и Сфинкс - это все творение рук армян(то есть хаев).

А они оказывается марсияне))))

Изменено пользователем orujov
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Суфий, вы получили проценты за подобные высказывания. это рецидив - 20%.

доцент бы заставил.

молчание - золото.

мужчины не плачут.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 weeks later...
То что армяне проживаюшие в Джавахети это в основном потомки Эрзерумских армян, которых царский генерал Пацкевич заселил в Джавахети, это я знаю, а вот откуда переселилисъ в Тбилиси армяне?

То чтo миграция была с разных стран это понятно, но основная масса откуда переселилaсъ?

Пер вые Эрмени появились в Тбилиси из Забайкальских Степей В составе Войск Чингиз Хана!!! :)

А как переводится словосочетание Эр-мяни ты знаешь? )))))

Конечно знаю.А КАК ПЕРЕВОДИТЬСЯ БАКУ ТЫ ЗНАЕШЬ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

То что армяне проживаюшие в Джавахети это в основном потомки Эрзерумских армян, которых царский генерал Пацкевич заселил в Джавахети, это я знаю, а вот откуда переселилисъ в Тбилиси армяне?

То чтo миграция была с разных стран это понятно, но основная масса откуда переселилaсъ?

Пер вые Эрмени появились в Тбилиси из Забайкальских Степей В составе Войск Чингиз Хана!!! :)

А как переводится словосочетание Эр-мяни ты знаешь? )))))

Конечно знаю.А КАК ПЕРЕВОДИТЬСЯ БАКУ ТЫ ЗНАЕШЬ?

Бади куба - город ветров - Баку. И что?)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...