Перейти к содержимому

Шах Исмаил Хатаи


Kappo

Recommended Posts

Род Исмаила Сефеви считался происходящим от Али. Во всяком случае, Исмаил был потомком шейха то ли курдского, то ли тюркского(азербайджанского) происхождения (здесь мнения расходятся) Сефи ад-дина Исхака (1252—1334), основавшего в Ардебиле суфийский орден Сефевийе. Военной силой этого ордена, ставшего со временем шиитским, являлись кызылбаши.Во время правительства Сафавитской империей Шах Исмаил объявил Турецкий язык Государственным.

Отцом Исмаила Сефеви был шейх Гейдар, матерью — Алим-шах беги, дочь Узун-Хасана, правителя Ак-Кюнлу; последняя до замужества была православной христианкой, носила имя Марфа и по матери являлась внучкой последнего трапезундского императора — таким образом, Исмаил являлся потомком византийских императоров Комнинов. В 1488 году шейх Гейдар погиб в битве с войсками государства Ак-Кюнлу; в 1495 Ак-Кюнлу захватывают Ардебиль, убивают шейха Али (старший сын Гейдара), а его младший сын 7-летний Исмаил скрывается кызылбашами. Идут облавы на него и его братьев, и Исмаил бежит сначала в Ардебиль, затем в Решт, оттуда уже попадает во дворец Каркия Мирзы Али в Гиляне, где и получает образование под руководством известных учёных.

В 12 лет (1500 г.) Исмаил выезжает из Гиляна, собирает кызылбашей и другие тюркские племена и с семитысячной армией идёт походом на Ширван. Решающая битва происходит в местности Джабани (у крепости Гюлистан). Юный Исмаил сражался в первых рядах, своим примером вдохновляя соратников; ширванцы были разбиты, ширваншах Фаррух Ясар схвачен во время бегства и обезглавлен, а кызылбаши после недолгой осады взяли столицу Ширвана — Баку. Вскоре Исмаил получает известие, что из Тебриза против него выступила 30-тысячная армия его двоюродного брата Алвенд-Мирзы Ак-Кюнлу. Он срочно выступает навстречу, и в середине 1501 года на равнине Шарур под Нахичеванем происходит решающее столкновение. Исмаил одержал блестящую победу над превосходящими силами врагов и затем, двинувшись из завоёванного Ширвана на Азербайджан, осенью торжественно вступает в Тебриз, где провозглашает себя шахиншахом Азербайджана, начинает чеканку монеты и объявляет государственной религией шиизм, обособив тем самым Иран от других мусульманских стран, где господствовали сунниты; он даже принял титул шах-и-шиян, «царь шиитов». При этом он заходил в шиитском рвении так далеко, что издал фирман (указ), приказывающий на площадях «ругать и проклинать» первых трёх «праведных» халифов Абу-Бакра, Умара и Усмана, которых шииты считают узурпаторами власти Али, и грозящий смертью всем, кто будет противиться этому.

При Исмаиле государство стало называться Азербайджан, а тюркский язык на протяжении почти столетия оставался государственным. Заняв Тебриз, Исмаил выступает против Хамадана — столицы султанов Ак-Кюнлу. 21 июня 1503 г. при Алма Гулаги (под Хамаданом) он громит превосходящую армию султана Мурада, которому едва удалется бежать. Таким образом господству Ак-Кюнлу приходит конец, а Исмаил завладевает всем Персидским Эраком. К 1510 г. он владел всем Ираном вплоть до реки Амударьи, Арменией и Арабским Ираком, который занял в 1508 г., взяв Багдад. В Багдаде он, из шиитского фанатизма, разрушил древние памятники, так как они были построены врагами рода Али Аббасидами; все гробницы почитаемых суннитских святых были снесены, а их тела сожжены и развеяны по ветру; были казнены многие суннитские улемы, видные суфии и поэты.

Покинув разгромленный Багдад, шах Исмаил выступил против узбеков, находившихся под предводительством хана Шейбани, который был убит под Мервом в 1510 г.

Однако затем Исмаил сталкивается с турецким султаном Селимом I Явузом, который выступает против него под лозунгом защиты правоверных от еретиков-шиитов. 23 августа 1514 г. при Чалдыране происходит решительная битва. Исход её решила турецкая артиллерия (300 пушек), которую шах презирал, ибо считал недостойным воина «прятаться в укреплении из пушек». В результате он, кинувшись с мечом в руке под турецкий огонь, едва не попал в плен: его конь упал, и его спасло только мужество одного из его приближённых, выдавшего себя за шаха. Кызылбаши понесли огромные потери и были наголову разбиты. Турки взяли Тебриз, и только вспыхнувшие в Анатолии волнения янычар спасли Исмаила от полного краха. В результате, однако, были утеряны Армения, Курдистан и Арабский Ирак.

После Чалдыранской битвы шах Исмаил практически не нападает на соседние государства, если не считать походы на Ширван и Грузию. Оживляются дипломатические отношения с европейскими государствами: Венецией, Королевством Габсбургов, Венгрией, с которыми персы стараются заключить союзы против Турции. Шах направляет усилия на укрепление созданного им государства. В 1524 г. в возрасте 37 лет Исмаил неожиданно умирает в Ардебиле, куда прибыл поклониться гробнице отца. Похоронен там же в усыпальнице Сефевидов Даруль-Иршад.

У Исмаила было пять сыновей — Рустам Мирза (умер молодым), шах Тахмасиб (взошёл на престол в 10-летнем возрасте), Сам Мирза, Алгас Мирза и Бахман Мирза и пять дочерей: Ханым-ханум, Пярихан-ханум, Махинбану, Фирангиз-ханум и Шахзейнаб-ханум.

Исмаил известен также как поэт, писавший под псевдонимом Хатаи, и считается классиком азербайджанской поэзии. Кроме того он увлекался скачками, охотой, владел техникой живописи и каллиграфии, играл на барбате, обладал хорошим голосом и огромной физической силой. Поощрял развитие ремесла и торговли. Персонаж многих народных легенд и дастанов.

Поэзия шаха Исмаила

Самая старая рукопись стихов — «Диван» хранится в настоящее время в Ташкенте. Её переписал во дворце шаха Тахмасиба I знаменитый каллиграф Шах Махмуд Нишапури. Известно множество рукописей Хатаи. Шах Исмаил использовал свою поэзию в качестве агитации, и его стихи, распространявшиеся по свету вместе со странствующими ашугами и дервишами, полны шиитского фанатизма:

Я знаю — это слова Бога,

И посему я объявляю проклятье Язиду,

Проклинать Язида достойно поощрения,

И потому я объявляю проклятье Язиду.

Гордость мира — Мухаммед Мустафа,

Царь мужей — Али, тайна Божья,

Мой имам, как и Хасан, созданье благодати,

И потому я объявляю проклятье Язиду.

Хатаи также и лирический поэт. В азербайджанской поэзии считается хрестоматийной его поэма «Дехнамэ»

What goes around comes back around...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Выдающийся азербайджанский государственный политический деятель Шах Исмаил Хатаи (к. XV — XVI вв) оставил своим потомкам завещание, которое в переводе на русский язык звучит следующим образом

Я очень старался. Возмужав, я приложил много усилий к тому, чтобы не было войны. Но не получилось. В моей написанной для Cултана Селима газели я описал характеры окружающих меня людей, которые за моей спиной плетут интриги, а в лицо — льстиво улыбаются. Я знал, что вокруг меня никого нет, пустота. Мой дядька, Леле Гусейн-бек постарел. Мать и братья давно умерли, большинство приближенных, преданных мне воинов уже состарились, мечи выпали из когда-то могучих рук… В то время, как я к войне совершенно не был готов, те, кто окружали меня, старались стравить меня с соседями, особенно с Султаном Селимом, направляли ему от моего имени оскорбительные письма и «подарки».

А за день до той роковой Чалдыранской битвы, которую я считаю самой трагической за всю мою жизнь, я видел сон. Снилось мне, что я в горах преследую марала. Но, когда я почти догнал его, марал скрылся в какой-то пещере. Следом за ним сунулся в эту пещеру и я. В страхе остановился. В пещере сидит семиглавый дракон, и из каждой пасти, клянусь моим предком Мухаммедом, исторгается адское пламя. И всякий раз, как чудовище делает выдох — меня опаляет пламенем, а при вдохе затягивает внутрь, прямо в пасть, ей-богу.

Затянуло меня стотысячное войско Селима. Здорово затянуло! Не успел я проснуться и рассказать свой сон, приближенные тут же начали советовать: «Давайте встретим Селима в пути, нападем на него внезапно, ночью». Но это было неприемлемо для моего достоинства, и я ответил: «Я не разбойник, грабящий караваны. Мужчина должен по-мужски встретить врага на поле боя, один на один». Его войско действительно намного превосходило мое по численности… Почему я не доверился мудрому перу эренов, устами Ибрагима передавшему мне известие и о численности войска Селима, и о его вооружении. Не прислушался я, окружающие не дали прислушаться: это неправда, сказали они, не бывает такого войска, они втравили меня в такую войну, которая навсегда запятнала мое имя.

Вот это и было моей первой ошибкой. Мы встретились. Снова стали мне советовать: давайте помешаем установить орудия, нападем на врага, пока он еще не успел подготовиться к битве. И снова я не позволил. «Пусть подготовятся, — сказал, — Я вышел воевать в открытую». Я сам дал врагу возможность возвести железную крепость перед моими несчастными кази. Я не струсил, не схитрил, не применил уловок в битве. И вот это было моей второй ошибкой! Хатаи допускал непрерывные ошибки… В той битве, длившейся три дня, я потерял таких храбрецов-кази, каждый из которых сравнится мужеством с молодым львом…

Самый тяжелый мой грех — то, что я разрешил остаться в Чалдыране Бахрузе-ханым и матери моего наследника Тахмаса Мирзы Таджлы-ханым. Обе они сражались в мужском одеянии. Обеих их, оказывается, позвали битвы во имя славы Родины. Мою Бахрузу взяли в плен, и потом, несмотря на все мои просьбы, Селим так и не вернул ее. Отдал невольницей какому-то придворному поэту. Это было для меня хуже смерти. Моя Таджлы! А моя храбрая Таджлы освободилась, сняв с себя и отдав Месих-беку все свои драгоценности. Ровно три дня, помимо надимов, от меня не отступали три молодых человека. Один из них охранял меня справа, другой — слева, а третий — сзади. Позади меня сражался дервиш Ибрагим! Прекрасным своим голосом он пел то мои нефесы, то свои гошмы, вселял мужество в моих храбрых кази. Когда он, залитый кровью, упал к копытам моего коня, я счел, что обрушилась прикрывавшая меня гора, спина моя осталась открытой. Я не знал, кто это, скрыв лицо под вуалью, сражается справа и слева от меня, считал, что преданные воины. Только когда они упали, пронзенные стрелами, я узнал несчастных. Одной была искусная танцовщица, красавица Айтекин, причину огромной ненависти ко мне которой я так никогда и не узнал, другой была воинственная женщина, бакинка, жена Гази-бека — Султаным-ханым. И их тоже призвала на поле боя Родина. Перед телами этих двух женщин я преклонил колени. Потом я узнал, что даже мой враг Султан Селим велел похоронить их, как подобает хоронить героев. Я был бы счастлив, если бы мои пять дочерей — Ханыш, Перихан-ханым, Мехинбану Султаным, Фирангиз-ханым, Шах Зейнаб-ханым, мои сыновья Невваб Кямьяб, Тахмас Мирза, Сам Мирза, Бахрам Мирза обладали таким же мужеством, как Айтекин и Бибиханым-Султаным, с такой же силой любили бы свой родной край, родной народ.

Вот уже четырнадцать лет минуло после Чалдыранской битвы. И ни разу никто с тех пор не видел улыбки на моем лице, навсегда легла на него тень печали. Потому что это я, я сам, воодушевленный своими победами и завоеваниями, уверовав в свою непобедимость, выступил с меньшим по численности войском и допустил ошибки, обрекшие меня на вечные муки. Я доживаю последние дни моей жизни, дорогие мои потомки! З свою короткую, отпущенную мне богом жизнь я сделал для вас все, что мог. Я старался силой меча объединить наш истерзанный на куски край — вот к чему были направлены все мои завоевания.

Горсть родной земли считал я дороже горсти золота, одно коротенькое слово на нашем языке — выше меры драгоценностей. Во имя вечной жизни обоих — Родины и родного языка — я сделал все, что смог. Не поминайте меня проклятьями! Умножьте все то хорошее, что я начинал! Не повторяйте моих ошибок!.. Таково мое завещание. И еще я оставляю вам стихи. Если они доставят вам удовольствие, будет спокоен мой мятежный дух, я обрету в могиле покой. Три залога оставили нам мудрые предки, и я завещаю их вам: наш язык, нашу честь и нашу Родину — берегите же их как зеницу ока!

What goes around comes back around...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А теперь напишу от себя, без копи пейстов.

Я не могу хвалится идеальными знаниями истории, это был не самый мой любимый предмет. Да и профессию я выбрал себе такую, в которой история как то и не фигурирует вовсе.

Причины открыть эту тему у меня были 3.

1) Я слышал от одного человека, что псевдоним "Хатаи" Шах Исмаил получил от своих приближенных, дескать он совершил какую то роковую ошибку - а как мы знаем, "ХатА" (с ударением на второй слог) в переводе с азербайджанского означает "ошибка", "грех".

Мне было бы очень любопытно узнать у знающих - что это за ошибка такая...

2) В первом посту, есть отрывок (копирую ниже)

Турки взяли Тебриз, и только вспыхнувшие в Анатолии волнения янычар спасли Исмаила от полного краха. В результате, однако, были утеряны Армения, Курдистан и Арабский Ирак.

Значит Армения была утеряна...?

3) Удививший меня интерес форумчан к этой личности

Обсудим?

П.С. Версия твоя по поводу агитации конечно мне понравилась))), но я проголосовал за Мэтра Азербайджанского творчества - Рашида Бейбутова

Изменено пользователем Kappo

What goes around comes back around...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Нам нужен раздел история...

Does the noise in my head bother you?? …
…..


I solemnly swear that I am up to no good...

 

………………………………...Forever Bakililar...

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

а может создадите подраздел

где будут вывешиваться темы про кандидатов на Имя Азербайджана

там можно будет обсуждать за и против по каждому кандидату в частности

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

под Ак-Кюнлу как я могу понять подразумеваеться Аг Гойунлы

тут пропушен один факт про Хатаи

не указываеться каким образом он ввел шиизм на территорию Азербайджана

и сколько тысяч людей стали жертвой этого введения

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сефевиды - шахская династия в Иране (1502-1736 гг.) Возводили свое происхождение к Имаму Мусе Казему (см. ниже). Однако первым достоверно известным предком династии считается все же суфийский шейх из Ардебиля (Иранский Азербайджан) Сефиаддин Ардебили (нач. XIV в.) Его потомок в третьем поколении Хайдар вступил в борьбу с эмиром "белобаранных" туркмен Узун-Хасаном, подчинившим себе пол-Ирана. Третий сын Хайдара, шах Исмаил в 1502 г. выбил туркмен из Тебриза и провозгласил себя шаханшахом. Первым актом Исмаила в Тебризе было введение шитской хутбы с поминанием 12-ти Имамов и публичным проклятием первых трех халифов, что означало провозглашение шиизма официальной религией Персии. В 1503 г. войска шаха Исмаила I заняли Казвин, Кум, Кашан, Исфахан, Шираз и Казерун, в 1504 г. овладели Йездом и Керманом. В 1510 г. совершил поход в Хорасан и одержал блистательную победу над узбеками при Мерве. Сефевиды фактически стали первой национальной династией Ирана после арабского завоевания (650 г.). Два века господства Сефевидов были эпохой наивысшего экономического, политического и культурного процветания средневекового Ирана. Сефевидская монархия со столицей в Исфахане превратилась в одну из трех великих империй Востока (наряду с Османским султанатом и Государством Великих Моголов в Индии). Одной из главных причин постоянных войн Сефевидов с турками-османами были религиозные разногласия, связанные с преследованиями шиитов в Турции и суннитов в Иране.

Династия Сефевидов фактически прекратилась после восстания афганцев под руководством Махмуда; афганцы завоевали Герат и Мешхед, разбили шаха Хуссейна и после семимесячной осады в 1722 г. овладели Исфаханом. В 1730 г. Надир-Кули, тюрк из племени афшаров, под предлогом восстановления власти Сефевидов захватил в свои руки верховную власть, а в 1736 г. присоединил к ней и шахский титул. См. С.Лэн-Пуль. Мусульманские династии, в кн. Абуль-Гази Багадур-хан. Родословное древо тюрков. Ташкент, 1996 г.; И.П. Петрушевский. Ислам в Иране в VII-XVI веках. М., 1966 г.

Эльфы приходят в лес, когда из леса уходит последний толкиенист.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Каппо, в первом твоем посте написанно, какую именно он ошибку совершил.. проклинал Сахабов Пророка(с)... ему не нужно было договариваться с европой против турков.. нужно было договориться и поделить зоны влияния... Туркам европа, нам Азия..вот и все...

про Хатаи еще ходят много легенд.. говортя во время Чилдыранской битвы, Хатаи увидев, что проигрывет битву из за турецкой артилерии, бросается в одиночку сквозь ряды янычар, прорывается к пушкам и начинает разрубать их своим мечом... все вокруг были в шоке от этого. потом Селим спросил у него - действительно ли ты разрубал своим мечом пушки? не поверив Хатаи, он решил сам попробовать.. берет меч Хатаи и бъет по пушке.. меч естественно отскакивает.. Селим, в негодовании, говорит, что Хатаи его обманул и дал ему не тот, заколдованный меч.. на что, Хатаи, забрав свой меч, отвечает:"Меч то тот самый, да рука не та.." и разрубает пушку пополам...

Изменено пользователем alieff

Анасына бах - гызыны ал,

Атасна бах - г*зува да алма!!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Турки взяли Тебриз, и только вспыхнувшие в Анатолии волнения янычар спасли Исмаила от полного краха. В результате, однако, были утеряны Армения, Курдистан и Арабский Ирак.

Ну это не правда . Армения и Курдистан не были окуппированы османами. Только Восточная Анатолия и Ирак были захвачены османами. Тюрки (во главе с Султаном Селимом I) ушли из Азербайджана не из-за мятежа янычар а потому что им не хватало продоволствий и еще ктому же султан боялься контроударов Шаха Исмаила. У него было ошибка не это не связано с политикой или же с войной. А связано это с религией. И это не связано с суннизмом или же с шиизмом.

Я очень хочу вернуться в прошлое ... Нет, не исправить свои ошибки... Просто обнять всех тех , кого сейчас со мной нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Блек, а с чем же тогда связано? есть версия, что прозвище Хатаи он получил, потому как вскрыл могилы святых, но каких именно не могу сказать....

Ещ есть версия, что что шииз был провозглашен национальной идеологией и государственно религией, именно для войны с османами..потому как не возможно было по другому противопоставить друг против друга братьев... еще я слышал, что Шах Исмаил даже провозгласил себя Махди, которого все ожидали...

Изменено пользователем alieff

Анасына бах - гызыны ал,

Атасна бах - г*зува да алма!!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я не думаю, что тюркское происхождение Шах Исмаила вызывает сомнения...

Во времена когда даже турецкий султан писал стихи на персидском (язык поэзии считался), Исмаил писал стихи на азербайджанском и объявил азербайджанский госязыком.

Кроме того, Ардебил всегда был населен именно азербайджанцами.

И никаких расхождений мнений по поводу Исмаила и его национальности нет. Могут быть лишь притязания, - нам не привыкать, что нашу историю всем хочется своровать...

Əziz Bakılılar və şəhərimizin qonaqları, ...

AZE.az - AZEрбайджанские новости

Мой блог

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кстати, османские султаны завидовали Исмаилу и его поэтическому таланту.. некоторые даже подражали ему..

Анасына бах - гызыны ал,

Атасна бах - г*зува да алма!!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

...После шиитской революции Шах Исмаила I Сефеви эти войны шли под знаменем борьбы шиизма и суннизма. Их с этого периода также называют кызылбашско-османскими войнами. Распространено также название персидско-османские войны.

В конце XV — начале XVI веков начинается новая веха в истории Азербайджана. Выдающийся государственный деятель Шах Исмаил I сумел объединить под своим руководством все северные и южные земли Азербайджана. Образовалось единое Сефевидское государство со столицей в Тебризе, превратившееся со временем в одну из самых могущественных империй Ближнего и Среднего Востока.

Шах Исмаил, которого можно смело назвать "Наполеоном Востока", не знал поражений. Известно изречение Карла Маркса о нем: "Шах Исмаил был завоевателем - за четырнадцать лет он захватил четырнадцать стран". Для Исмаила османы были основным врагом. Его целью было торжество справедливости: восстановить исламский халифат под шиитским началом. Однако поражение на сражении при Чалдыране в 1514 году оказалось мощнейшим ударом по его империи. Чтобы его унизить, османский правитель Султан Салим I взял семью раненого сефевидского императора после этой битвы в плен. Союзниками Исмаила в борьбе против турков были Англия и Португалия, которые однако не хотели бы и его победы над османами: никакое сильное исламское государство их не устраивало. После поражения при Чалдыране произошло непоправимое: Восточная Анатолия, к этому времени населенная туркманскими племенами, отошла полностью Турции. Это был большим ударом для азербайджанской истории, культуры, языка и литературы. Ведь часть туркманов, которые сыграли очень важную роль в образовании современного азербаджанского этноса, языка и литературы, были отрезаны от других своих соплеменников. С отвоеванием османами Багдада у Сефевидов в 1538 году еще одна часть туркманов - керкюки - оказались под их началом.

Первая османская оккупация. В конце XVI века Империя Сефевидов ослабла от перманентных войн с османами и в результате вся территория Азербайджана была завоевана ими. Владычество османов в Азербайджане и Иране продолжалось 20 лет. Наследник Сефевидов, правнук Шах Исмаила I Шах Аббас I решил освободить вновь страну от завоевателей и самому сесть на законный престол. Только на этот раз во главе борьбы против османов встали не туркманы-кызылбаши, а персидские аристократы. Шах Аббас в течение короткого времени собрал войска и разбил турок, восстановив в начале XVII века почти полностью бывшую империю Сефевидов. Только на этот раз государство Сефевидов приняло персидский облик: азербайджанский (туркманский) язык перестал быть языком государства, несмотря на то, что во дворце многие ведущие позиции все еще занимали азербайджанцы.

...

ссыслка

Анасына бах - гызыны ал,

Атасна бах - г*зува да алма!!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Блек, а с чем же тогда связано? есть версия, что прозвище Хатаи он получил, потому как вскрыл могилы святых, но каких именно не могу сказать....

Ещ есть версия, что что шииз был провозглашен национальной идеологией и государственно религией, именно для войны с османами..потому как не возможно было по другому противопоставить друг против друга братьев... еще я слышал, что Шах Исмаил даже провозгласил себя Махди, которого все ожидали...

На счёт первого абзаца ты прав. Он вскрыл могилу одного из погибших(шехидов) во время мятежа Имама Хусейна(А) при Кербала в 680 году. А именно одного из его воинов и звали его Хурр.

Но на счёт того что он объевил себя Махди я не согласен. Такого не было. Он был лидером кызылбашов.

Я очень хочу вернуться в прошлое ... Нет, не исправить свои ошибки... Просто обнять всех тех , кого сейчас со мной нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Дело в том что, как сказал alieff я слышал версию что он вскрыв могилу одного из святых - сделал грех, за что был прозван (заметьте - прозван, а не самопровозглашен) Хатаи...

Насчёт Мехди, я в корне не согласен...До меня вообще не доходит почему все так любят себя называть Мехди, которого ждут столько лет и веков...

What goes around comes back around...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

его ошибкой было то..что он тогда не кастрировал всех армян..

Однажды я проснулся гением... всех времен и народов..

 

такой дудук нам не нужен. 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...