Перейти к содержимому

Авторское кино


Вечно молодой

Recommended Posts

Модель организации кинематографа, в которой режиссер фильма выступает как полноправный автор произведения, как лицо, несущее ответственность за фильм в целом. Подобная функция режиссера авторского кино реализуется и в съемочном процессе (режиссеры-авторы обычно выступают одновременно сценаристами, продюсерами, монтажерами фильма, или, по крайней мере, тщательно контролируют эти процессы и имеют «право финального монтажа»), и в процессе зрительского восприятия. Люди, смотрящие фильм или пишущие о нем, произносят, имея в виду авторское кино, фразы «фильм Тарковского», «фирменный стиль Антониони», или просто «Вы видели последнего Вуди Аллена»? Среди других распространенных наименований авторского кино есть международный термин «Арт-синема» (Art Cinema), популярный среди российских критиков «Арт-хаус» (Art house), и научное определение «авторский интеллектуальный европейский кинематограф». Разница в терминах отражает определенные исторические и методологические сложности в описании разных типов кино (кроме авторского, исследователи выделяют еще, по меньшей мере, жанровый голливудский кинематограф и национальные кинематографии), но, в любом случае, при упоминании авторского кино имеется в виду определенный корпус фильмов и набор режиссерских имен.

Этот набор имен «великих» режиссеров-авторов называется также «каноном» (по аналогии с литературой, вся история которой строилась до середины 20 в. только как набор канонических имен). При этом выделяется несколько типов «авторских канонов» применительно к кино. Во-первых, это «большой канон» Арт-синема периода его максимальной популярности и становления как международного явления: Феллини, Антониони, Бертолуччи, Пазолини, Висконти, Бергман, Годар, Трюффо, Рене, Тарковский, Вендерс, Херцог, Фассбиндер, Бунюэль, Занусси, Вайда, Кесьлевский (любой «канонический список» можно продолжать). Во-вторых, это канон, включающий режиссеров жанрового, в основном американского студийного кино, изобретенный в 1960-е критиками французского журнала «Cahier du Cinema» («Кайе дю синема») и американским критиком Эндрю Саррисом: Хичкок, Хоукс, Фуллер, Сигел, Сёрк, Корман и т.д. Саррис писал: «Сильный режиссер реализует в фильме свои персональные качества … Авторская теория тем больше ценит индивидуальность режиссера, чем выше те барьеры, которые индивидуальности нужно преодолеть на пути выражения». Именно критики «Cahier du Cinema» стали употреблять такие понятия как «авторская теория», «авторское кино», «политика авторства». Они заложили серьезные основы «авторской теории» и вообще науки о кино, научившись комплексно анализировать такие составляющие «авторства» режиссера как визуальный стиль, предпочитаемые темы, сюжеты, актерские типажи, жанровые элементы, как способы выражения «авторской точки зрения» и т.д. При этом альтернативный канон американских режиссеров, считавшихся прежде ремесленниками, «наемными работниками», был сконструирован этой критической школой во многом «в пику» первому канону европейских «великих режиссеров», который ассоциировался ими с репрессивной высокой культурой (ведь на дворе были бунтарские 1960-е, воюющие с истеблишментом и рассматривающие классическую культуру как жесткое элитное пространство «глубоких смыслов» и «высоких целей», подавляющее и вытесняющее все маргинальное, иное).

1235730703b683.jpg

КАДР ИЗ ФИЛЬМА ФЕДЕРИКО ФЕЛЛИНИ 8 ½

12357307031998.jpg

КАДР ИЗ ФИЛЬМА МИКЕЛАНДЖЕЛО АНТОНИОНИ НОЧЬ

Наконец, третий крупный канон составляет группа современных (можно говорить о последних трех десятилетиях, начиная с 1970-х) режиссеров, которые продолжают видеть себя в традициях «высоких» канонов прошлого и оставаться «режиссерами-звездами» даже в современном мире, где изменению подвергаются и представления о «высокой культуре», и о самой режиссерской профессии. При этом и стиль работы, и имидж конкретного режиссера могут быть любыми, даже максимально далекими от высокого интеллектуального напряжения, свойственного режиссерской культуре 1950–1960-х. Более важной оказывается их готовность бороться за идею «режиссерского видения», за право выступать автором такой коллективной работы как кино, и нести ради этого права моральные и материальные издержки. Этот список может состоять из таких имен как фон Триер, Гринуэй, Тарантино, Линч, Джармуш, Кустурица, Ханеке, Муратова, Сокуров, Иоселиани, Альмодовар, Киаростами, Махмальбаф и т.д. Важно заметить, что это канон уже полностью интернациональный и кросс-континентальный, в отличие от прежних канонов, хотя и идея авторского интеллектуального кино, и идея поиска авторства в жанрово ориентированных кинематографиях вырабатывались в Европе и являются европейскими по своему культурному характеру.

История кино знает немало вариантов понимания режиссерами «режиссерских функций» даже внутри системы авторского кинематографа, и немало примеров различных курьезов, конфликтов и даже драм, связанных с режиссерской профессией. Александр Корда (британский режиссер венгерского происхождения, постановщик классических костюмных лент), работая у себя на родине, вынужден был выполнять львиную долю работы по производству фильма самостоятельно. Переехав в Англию и преуспев, создав свою производственную компанию, он оставался королем на съемочной площадке своих фильмов – но, поехав по приглашению работать в Голливуд, заявил, что он вообще не понимает, для чего его пригласили. Французский режиссер Лео Каракс разорил нескольких продюсеров на постановке фильма Любовники моста Понт-Нёф, не считаясь с тратами ради реализации «режиссерского замысла». Фильм был закончен только с финансовым участием правительства. Отдельную историю побед и поражений составляет существование авангарда и андеграунда – таких способов организации съемки фильмов, которые вообще не связаны с основными производственными системами: крупными студиями, агентствами, компаниями по распространению и показу и т.д. Авангардный фильм может длиться три или двадцать минут, не содержать внятного сюжета, не быть рассчитанным на показ в обычных кинотеатрах и, разумеется, не приносить никаких доходов. Фигура режиссера в этом типе кино играет еще более принципиальную роль, чем в элитарном, но все-таки соблюдающем общие условия Арт-Синема; режиссер нередко сам придумывает такой фильм, сам снимает на 8-ми миллиметровую камеру, сам организует показ для своих друзей и коллег или «пристраивает» фильм в какой-нибудь музей кино или арт-галерею. В некотором смысле, авангардное кино – самый «чистый» случай кино режиссерского. На противоположном фланге находится Голливуд, где продюсеры покупают прибыльные с их точки зрения сценарии и нанимают режиссеров для их реализации. Конфликт режиссера с продюсером в этой ситуации случается нередко, и это породило на свет удивительного персонажа – Алана Смити. Это имя ставится в титрах фильма как имя режиссера в том случае, если настоящий режиссер из-за принципиальных разногласий с продюсером отказывается доснимать фильм и ставить под ним свое имя. Алану Смити принадлежит уже не один десяток американских фильмов.

Работа режиссера на съемочной площадке – это сложная концептуальная координация самых разных элементов, которые впоследствии образуют фильм. Это работа со сценаристом (если сам режиссер, что бывает нередко, им не является), создание покадрового режиссерского сценария. Работа с актерами – их отбор, обсуждение с ними характера роли и необходимого типа игры, постоянный, по сценам контроль над тем, как исполняется сценарий (хотя среди режиссеров есть сторонники импровизации, позволяющие актерам или оператору очень далеко уходить от первоначального сценарного замысла). Работа с оператором: объяснение задач каждой сцены, обсуждение того, как именно должен выглядеть свет, с какой детальностью необходимо воспроизвести обстановку, в какой момент переходить со среднего на крупный план и т.д. (в воспоминаниях великого шведского оператора Свена Нюквиста, работавшего с Бергманом и Тарковским, есть показательное замечание о том, как он был недоволен, когда подошел на съемках к Роману Поланскому спросить его, как ставить свет в конкретной сцене, и услышал в ответ: это Ваша работа, а не моя. Большинство режиссеров авторского кино предпочитают работать в тесном контакте с оператором и порой сами становятся за камеру). Работа с композитором, художниками, дизайнерами по костюмам и гриму, создателями декораций; с монтажером и продюсером над финальной версией картины и так далее. Особый характер принимает режиссерская работа в том случае, если фильм насыщен спецэффектами: документальный фильм о съемках Парка юрского периода Стивена Спилберга зафиксировал долгий путь совместного поиска режиссером и специалистами по спецэффектам (от модельной мультипликации до компьютерной анимации) желаемого, т.е. наиболее «реалистичного» способа создания главных героев – динозавров. Работа над этим фильмом в меньшей степени происходила на съемочной площадке, чем в компьютерной студии, но режиссер все равно концептуально контролировал все стадии процесса. В целом можно сказать, что работа режиссера, более, чем кого-либо при съемке фильма, связана с выработкой концепции.

Поэтому естественно, что история кино в такой же мере опирается на концепции режиссуры, которые вырабатываются в творческом процессе, в уникальных историко-культурных условиях одним или разными режиссерами, как и на индивидуальные громкие имена. Она во многом состоит из истории стилей, течений, групп, придумываемых и создаваемых режиссерами: итальянский неореализм, французская Новая волна, датская Догма-95 и т.д. С именами ряда режиссеров связываются концепции, повлиявшие на всю историю и теорию кино: режиссерский монтаж Эйзенштейна, глубинный реализм Жана Ренуара или Робера Брессона, политическое кино Годара, саспенс Хичкока. Словосочетание «авторское кино» вполне могло бы быть противоречием в определении – после всего, что мы знаем о кинематографе как средстве массовой коммуникации, как культурной практике, ориентированной на коллективного потребителя. Поэтому такой авторитет и влияние авторских концепций кино в 20 в. служит доказательством неуменьшающейся роли интеллектуальной культуры в развитии новых культурных феноменов.

Наталья Самутина

ЛИТЕРАТУРА

Caughie J. Theories of Authorship. L., 1981

The Oxford History of World Cinema/Ed. G.Nowell-Smith. Oxford, 1996

Vincendeau G. Issues in European cinema//The Oxford Guide to Film Studies. Oxford Univ.Press, 1998

Плахов А. Всего 33. Звезды мировой кинорежиссуры. Винница, 1999

Forbes J., Street S. European Cinema. An Introduction. L., 2000

Самутина Н. Авторский интеллектуальный кинематограф как европейская идея//Киноведческие записки, 2002, № 60

Нил С. Арт-синема как институция//Логос, 2002, № 5–6

собственно к чему это я, просто хотелось бы ввести в курс тех кто не знает что есть авторское кино и естественно послушать мнение людей разбирающихся в данном направлении кино , почитать рецензии и мнения, дабы составить для себя не большой для начала список фильмов которые посоветовали бы посмотерть.

Ничто ни вечно. Только время

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 month later...

Где их брать?

И что такое авторское кино? Пока что не знаю.

"Солярис" и "Сталкер" Тарковского особенно "Солярис", очень с удовольствием посмотрела. Хоть "Сталкер" от "Пикника" сильно отличается. И ещё "Сталкер" моему сыну понравился. Долго потом помнил этот фильм. Не знаю почему, но для меня это критерий.

"Хаотичная Анна" брала у тебя, SLAYER, поэтому и думаю, что это авторское - оставила противоречивое чувство. Фильм хороший, сюжет хороший, но спать после него не могла несколько ночей. И впредь не рискну смотреть подобное кино

Но если что-то есть без особых жестокостей - посоветуй, плиз, SLAYER. Я твоему вкусу доверяю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Из французского - Мое Сердце биться перестало, влюбись в меня если сможешь, Тайм-аут, Класс, Дитя, Наследство отца и сына, Ненависть. Весь Франсуа Озон. Многое из Леконте. Фильмы Мишеля Гондри.

Из азиатского - режиссеры - Кар-Вай, Ким Ки Дук, Чан Вон Пак.

Турецкий - режиссеры Нури Джейлан, Фатих Акын.

Из русских - Андрей Учитель и Звягинцев.

Из бразильского - Бразильский централ, Город бога.

Из испанкого - Аменобар, Альмадовар.

Фон триер, Иньяриту, Киаростами, Каурисмяки, Роман Полански, Вендерс, Гилиам, Ханеке, Иосселиани, Кустурица, Гус ван Сант, Гай Ричи, Jarmush.

ПРосто фильмы.. из тех что пришли на ум первыми..

Гудбай Ленин

Достучаться до небес

Нет вестей от Бога

Страсти Христовы

Три Цвета

4 месяца, три недели, 2 дня.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 8 months later...

.. добавила бы к статье:

прежде чем окунуться в авторское кино - лучше познакомиться с биографией, интервью, идеями режиссера. 

Например,

фильмы П.Пазолини ("Свинарник", "Сало, 120 дней Содома", "Теорема" - чуть другое) при просмотре на первый взгляд - сплошь эротика, мазохизм.

Его экранизация замыслов Маркиза де Сада - и вы в прострации. 

А теперь в биографию - Пазолини был жестоко, кощунственно убит нацистом-фанатом; расследование ведется и по сей день.

Получается не эротика, а политика.

Он был политически образованным человеком и патриотом.

Даже его "Декамерон", "Птицы большие и малые", "Медея" - не просто остроумные диалоги - это высмеивание клерикализма страны.

Антониони.

Есть классная книга "Антониони об Антониони" - сборник его интервью.

У него тоже политический контекст.

Даже в "Красной пустыне" - кажется, тема "одиночество, отчужденность" - шире: капитализм и неприкаянность человека, полное отсутствие опоры. 

В авторск. кино обращайте внимание на детали, символы.

Игрушки, цвета. Особенно у Антониони.

В съемках кино он весь лес выкрашивал в серый цвет.

"Ночь", "Забриски пойнт", "Затмение", "Приключение", "Хроника одной любви", "Блоу ап", "Профессия: репортер", "Путешествие".

Обратите внимание на актирсу Монику Витти.

Интересно влияние режиссеров друг на друга.

Бергмана не пропустите. Мастер.

Франсуа Трюффо - с его полнометражек начать погружение в синема-арт: "400 ударов", "Стреляйте в пианиста", "Сбежавшая любовь" и др. - в этих фильмах биография Трюффо - мальчик без родителей, подрастающий в каждом фильме.

Джим Джармуш - гений.

Ким Ки-Дук - ни одного слова в фильме - шторм эмоций.

Начните с его "Вздоха".

Вонг Кар Вай - с "Любовного настроения".

Вим Ведерс - мастер.

Лукино Висконти (тоже издана книга).

.....

Тема необъятная.

О Линче хотела сказать:

что Линч, что Бонюэль, Дали - возьмите "Андалузского пса" и "Голова-ластик" - если пойдет - идите дальше, но: не зацикливайтесь на нуаре и некрореализме. Это уже авангард. Пусть основа - авторы выше. Потом - остальное.

Улисс, увидев после всех диковин,

Как зеленеет скромная Итака,

Расплакался. Поэзия - Итака

Зеленой вечности, а не диковин.

Л.Х. Борхес

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Детали?.....Джоэл и Этан Коэны...или просто братья Коэны. Каждая деталь...мелочь...все продумано и выстроено как для самой скрупулезной проверки...порнография в самом хорошем смысле этого слова..необычное красивое кино.

Ни дел, ни времени...(с)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

интересно было почитать. к сожалению не все так хорошо как описано. может прозвучит странно, но авторское кино очень скоро умрет. не потому что ее поглотит мейнстрим, не надо винить Голливуд в этом всем, как очень любят делать поклонники так называемого "другого кино". а вот почему.

кто бы не занимался хотя бы совершенно любительской сьемкой знает: это только в фильмах кто-то берет в руки камеру, снимает что-то а потом это что-то становится шедевром. к очень большему сожалению (и даже наверное к счастью) все это не так. создать кино так же трудно как наверное построить дом.

если продолжить аналогию, режиссер это архитектор. у него есть идея, он знает четко как все будит выглядеть, у него в голове каждая стена стоит на месте, каждая дверь стоит правильно. однако когда доходит дело до самой постройки, начинаются проблемы. стены состоят из кирпичей. если один из них не станет правильно, стена будит кривой. если дверной проем сделан неверно, дверь не закроется. сделать все верно требует владение нереального количества знаний и таланта.

говоря о "великих" режиссерах выше (в кавычках, потому что каждый велик по своему). они тоже не владеют этими всеми знаниями. тот же Линч например. его фильмы без музыкального сопровождения - ничто. его очень долгим композитором был Андреа Бадаламенти. И заметьте, после его смерти в 2001м кажется, Линч более не снимает конкретное кино. уверен это применимо к каждому из перечисленных выше режиссеров. режиссер ничто без его комманды.

а если комманды нет, а режиссер должен совмещать должность каждого - оператора, звукорежиссера, монтажиста, осветителя, продюссера, дистрибютора, адвоката, риелтора (поверьте на слово именно через все это я сам прошел) - о хорошем итоговом продукте можно просто позабыть. многие догадываютса, некоторые это знают точно, но никто не хвалит всех тех кто за камерой, исключая режиссера. а режиссер может просто прийти на 10 минут на сьемочную площадку, сесть в приготовленный для него стул, сказать "снято" и уйти.

что предлагает Голливуд это упрошенная схема кинопроизводства. режиссеру не нужно более думать о том что где поставить микрофоны, как осветить конкретную сцену, как оформить контракты. ему остается только одно - творить. а иногда ликвидация не нужных забот ох как помогает...

На что мухе 10000 глаз если она все равно не может отличить стекло от воздуха?

Делаeм шоргогал вместе!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

РП, но ведь они сами выбирают тех же композиторов, операторов и т.д.

Линч, например, и сам писал музыку на пару с Бадаламенти. А в 2006 году удостоился приза "Золотой лев" в Венеции за фильм "Внутренняя империя", где выступил, как сценарист, оператор, монтажер, композитор, звукорежиссер. Его гений умрет только вместе с ним)

Ни дел, ни времени...(с)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

RP,

кризис киноискусства, литературы, арта не наступит, пока есть:

1. материал - реальность, которая выражает себя посредством киноязыка, рифм, метафор, звуков.

2. надтреснутое сознание, способное сочетать из изобразимых "глаз" и "вода" - неизобразимое "плакать";

3. единомышленники.

p.s. у режиссера/писателя/художника нет конечного представления о кирпичиках, потому что он сам - такой же кирпичик.

Режиссер не представляет арт-хаус, писатель не может быть авангардным - язык, киноязык и реальность могут быть авангардными.

Ударение не на возможности человека.

Улисс, увидев после всех диковин,

Как зеленеет скромная Итака,

Расплакался. Поэзия - Итака

Зеленой вечности, а не диковин.

Л.Х. Борхес

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

RP,

кризис киноискусства, литературы, арта не наступит, пока есть:

1. материал - реальность, которая выражает себя посредством киноязыка, рифм, метафор, звуков.

2. надтреснутое сознание, способное сочетать из изобразимых "глаз" и "вода" - неизобразимое "плакать";

3. единомышленники.

p.s. у режиссера/писателя/художника нет конечного представления о кирпичиках, потому что он сам - такой же кирпичик.

Режиссер не представляет арт-хаус, писатель не может быть авангардным - язык, киноязык и реальность могут быть авангардными.

Ударение не на возможности человека.

Интересная мысль. Выходит что режиссеры снимающие арт-кино просто такие же вампиры как и мейнстрим режиссеры, нет? Ведь они тоже дают хлеба и зрелища но не расчитанное на общие принципы того что хочет увидеть рядовой зритель, а на извращенный мозг случайного обывателя.

Долой таких. Я говорю, предлагайте тех кто сумел направить не арт-кино, а мейнстрим кино. Дать пример? Кристофер Нолан. Его "Мементо" необычный фильм. Я даже не побоюсь сказать лучший триллер за последнии 10-15 лет. А что он снимал потом? Бетмена. И плохо получилось? Он сумел стереть все стереотипы жанра комиксов, боевиков. Каждый созданный персонаж на пике. Скажите что было плохо.

Гильермо Дель Торо. Человек с очень больным воображением. Пришел в мейнстрим из ужастиков. Зато на данный момент его образы и вампиров-мутантов в Блейде, и безглазый хранитель ключа в Лабиринте Фавна, и бог леса и Хеллбой 2 являютса самыми свежеми фантастическими творениями в современном кино, по стилю будоражат даже самого заколенного человека.

А чем не угодил Терри Гиллиам? Автор анимированных, картонных скетчей из Монти Пайтона который переквалифицировался в очень талантливого режиссера. Его сюрриалистические образы, фантастические мотивы, необычные и странные герои не появляютса ни у кого-либо другого. Случайность?

Кино не должно быть для узкой группы самодовольных людей которые считают что то во что они верят самое правильное. Кино как и исскуство должно быть открыто для каждого и должно доводить то что хочет сказать режиссер до всех а не для избранных индивидуумов.

Изменено пользователем RatPoison
перепутал Гильермо с Бенисио :S

На что мухе 10000 глаз если она все равно не может отличить стекло от воздуха?

Делаeм шоргогал вместе!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

РП, но ведь они сами выбирают тех же композиторов, операторов и т.д.

Линч, например, и сам писал музыку на пару с Бадаламенти. А в 2006 году удостоился приза "Золотой лев" в Венеции за фильм "Внутренняя империя", где выступил, как сценарист, оператор, монтажер, композитор, звукорежиссер. Его гений умрет только вместе с ним)

GuitaRRiff, я очень надеюсь что Линч еще вернется. Как человек которому нравятса многие из его творений (исключение разве что Дюна) я жду с нетерпением продолжения его творчества.

пс: "империя" по-моему полный отстой. А льва дали за предыдущие заслуги кажется...

На что мухе 10000 глаз если она все равно не может отличить стекло от воздуха?

Делаeм шоргогал вместе!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

РП, если честно, я этот фильм не досмотрел..

П.С. Кто-нибудь смотрел новое творение Джармуша "Предел контроля"(2009)? С таким удовольствием смотрел...все было супер...но уперлось в черт знает что)) что это было?

Изменено пользователем GuitaRRiff

Ни дел, ни времени...(с)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

РП, если честно, я этот фильм не досмотрел..

П.С. Кто-нибудь смотрел новое творение Джармуша "Предел контроля"(2009)? С таким удовольствием смотрел...все было супер...но уперлось в черт знает что)) что это было?

Это был плод твоей фантазии,Гитара...Ты не смотрел фильм,а просто представлял себе его...На это был расчет режиссера...))

Лучше быть последним среди Львов,чем первым среди шакалов...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

РП, если честно, я этот фильм не досмотрел..

П.С. Кто-нибудь смотрел новое творение Джармуша "Предел контроля"(2009)? С таким удовольствием смотрел...все было супер...но уперлось в черт знает что)) что это было?

Это был плод твоей фантазии,Гитара...Ты не смотрел фильм,а просто представлял себе его...На это был расчет режиссера...))

Это одно и то же, габбар Синк) Не считаю Джармуша гением...тужится-тужится...как Франкенштейн...и выдает то,что получается...

Ни дел, ни времени...(с)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...