Перейти к содержимому

О празднике Норвруз


Аслан Мамедов

Recommended Posts

Праздник Новруз связан с верованиями древних индо-ариев и праздновался вдревнем Иране. Его проведение приурочивали ко дню весеннего равноденствия. Этотпраздник был натуралистическим, и символизировал преклонение человека передсилами природы.

История происхождения его неизвестна. Согласно иранской мифологии, в этот деньбыл похоронен герой Сиявуш, убитый туранцем Афрасиябом. Эта легенда упоминаетсяв Авесте (Ард-Яшт 17: 42) [1, c. 370]. Более подробно она описана в «Шах-намэ»Фирдоуси. «Из дошедших до нас источников явствует, что день похорон Сиявуша былназван “Новруз” и ежегодно отмечается как праздничный…» [2, c. 3].

Известно, что этот праздник содержал анимистические элементы. В день Новрузадревние индоарии поклонялись т.н. «фраваши» - духам усопших предков. Этотобычай позднее был заимствован зороастризмом, который стал официальной религиейИрана. Один из семи основных праздников зороастрийцев «совпадал с концом зимы ипреддверием весны и переходил в праздник поминания душ предков (Новруз). Он приходилсяна ночь накануне весеннего равноденствия» [3, c. 69].

Британская ученая М. Бойс отмечает, что помимо всего этого, в зороастризме этотпраздник был посвящен непосредственно огню, который древние зороастристысчитали жизненной силой и поклонялись ему. «Зороастр приурочил этот праздник квесеннему равноденствию, использовав по-видимому, древнее празднованиенаступления весны, которое посвятил Аша-Вахишта («Лучшей праведности») и огню.Этот праздник возвещает наступление ахуровского времени года – лета – иотмечает ежегодное поражение Злого Духа. По зороастрийским обычаям, в полденьНового дня приветствовали возвращение из-под земли полуденного духа Рапитвина,несущего тепло и свет. После этого духу Рапитвина ежедневно поклоняются вотведенное ему полуденное время, которая сейчас называется «Рапитва» ипризывают в молитвах Аша-Вахишта в течение всего лета» [4, с. 45].

Посвящение этого праздника огню в более поздней зороастрийской традиции,несомненно. В день Новруза еще с Ахеменидского и Сасанидского периодов в храмахсовершались поклонения огню. Иранские правители того периода принимали в этотдень подарки от покоренных народов [4, c. 71].

Огни разжигались повсюду, начиная с самого высокого места на крышах домов икончая свечами на праздничных столах [3, c. 72]. В настоящее время эти обычаичастично сохранились. Так в некоторых районах Азербайджана «на всех холмахразжигаются костры» [5, c. 106]. Люди становятся в круг вокруг огня и исполняютфольклорные песни [5, c. 106, 115]. Свечи также являются атрибутами праздничныхстолов в день «Новруза» и предшествующих ему дней (приготовления к немуначинаются за несколько недель до праздника) [5, c. 115].

Сохранились в настоящее время и другие атрибуты этого зороастрийскогопраздника. Например, зороастрийцы наполняли сосуды семенами пшеницы или ячменя,заливали их водой, а затем, когда они прорастали, относили их домой, и ставилив особое место [3, c. 72]. Точно также в настоящее время оставляют на прорастание семена злаков кпразднику в Азербайджане, Иране и Средней Азии [5, c. 115]. Напраздничный стол зороастрийцы ставили яйца – символ зарождения жизни испецифические сладости [3, c. 72]. Они присутствуют на праздничных столах и внастоящее время [5, c. 115].

Как видно из приведенного выше краткого обзора сущности и историипроисхождения праздника Новруз, он имеет доисламское происхождение и егофилософия, а также обрядность не имеют к исламской религии никакого отношения.Несомненно, что помимо иранских национальных компонентов в этот праздник былипривнесены и языческие тюркские обряды. Дело в том, что в древнейшие временатюрки (туранцы) и иранцы имели самые непосредственные культурные контакты,которые продолжаются до сегодняшнего дня. Сведения об этом содержатся и вАвесте (Ард-Яшт 17: 38). Более того, исторические корни (языческое изороастрийское прошлое) и натурфилософская сущность этого праздника находится впротиворечии с Исламом, сущность которого заключается в строгом единобожии иотрицании преклонения перед природными силами.

Классическое исламское учение не имеет тенденций к компромиссам с языческимнаследием прошлого. Причем эта бескомпромиссность проявляется как с языческимитрадициями самих арабов, так и в случае с неарабами. Таким образом, синкретизмув классическом Исламском учении места нет. Это утверждение подкрепляетсямногочисленными примерами из исламских первоисточников и истории, в том числе ипо данному вопросу о совместимости языческих праздников и обычаев с Исламом.

В самыхавторитетных сборниках хадисов пророка Мухаммада недвусмысленно дается понять,что Исламское мировоззрение не приемлет праздников доисламской эпохи. Наиболеехарактерен в этой связи следующий хадис:

ПереданоАнасом: "Когда Пророк приехал в Медину там народ справлял 2 праздника.Эти дни были днями веселья и радости. Пророк спросил: "А что это за дни (вчём их сущность)?"

Ему ответили: "Во времена джахилии (язычества) мы развлекались в эти дни.Пророк ответил: Аллах вам заменил те два праздника на два более полезныхпраздника - это Курбан и Ураза". (Абу Дауд, Салят 245, (1134); Насаи,Идайн 1, (3, 179) [6, c. 452].

Обращаетна себя внимание тот факт, что пророк даже не попытался приспособить те дваязыческих праздника под обрядность новой религии, которую он проповедовал. Онсразу же отменил их и заявил, что взамен мединцы будут справлять совсем другиепо сущности праздники, которые, по словам пророка, принесут им больше пользы.

Еще одним примером бескомпромиссной борьбы пророка с пережитками языческихтрадиций является следующий хадис:

Сабит ибнад-Даххак рассказывал: "Однажды один человек дал обет зарезатьжертвенного верблюда в Буане, и спросил об этом мнение пророка. Тот спросил:"Стоял ли на этом месте какой-нибудь языческий идол, которому поклонялисьлюди?" Ему ответили: "Нет". Пророк опять спросил: "Апроходили ли там какие-нибудь празднества идолопоклонников?" Людиответили: "Нет, не проходили". Тогда Мухаммад сказал: "Исполняйсвой обет, т.к. не следует исполнять обет, данный в неповиновении Аллаху, атакже в том, чем не владеет сын Адама". (Абу Дауд, 13313).

Какследует из данного хадиса, пророк даже запрещал совершать исламские ритуалы иобряды жертвоприношения на местах аналогичных сборищ язычников прошлого,опасаясь того, что люди могут невольно вспомнить на этих местах о прошлыхтрадициях и начать посвящать свои обряды лжебогам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гость
Эта тема закрыта для публикации сообщений.
×
×
  • Создать...