Перейти к содержимому

О хадисе, что Аят «Аллах желает лишь избавить в греха


Аслан Мамедов

Recommended Posts

Мир и благословление пророку Мухаммаду и его семье. 

Да будет доволен Аллах его сподвижниками, и да смилуется Он над теми, кто последовал за ними в благочестие

О хадисе, что Аят очишение был ниспослан поповоду Ахли Байта «Аллах желает лишь избавить в греха

Предания с таким смыслом передавали:

Табарани в «Муджам ас сагир» :

[ 375 ] حدثنا الحسن بن أحمد بن حبيب الكرمتني بطرسوس حدثنا أبو الربيع الزهراني حدثنا عمار بن محمد عن سفيان الثوري عن أبي الجحاف داود بن أبي عوف عن عطية العوفي عن أبي سعيد الخدري رضى الله تعالى عنه في قوله عز وجل { إنما يريد الله ليذهب عنكم الرجس أهل البيت ويطهركم تطهيرا } قال نزلت في خمسة في رسول الله صلى الله عليه وسلم وعلي وفاطمة والحسن والحسين رضى الله تعالى عنهم

Табарани в «Муджам аль аусат» :

[ 1847 ] حدثنا أحمد قال حدثنا محمد بن عباد بن موسى قال حدثنا أبو الجواب الأحوص بن جواب عن سليمان بن قرم عن هارون بن سعد عن عطية العوفي قال سألت أبا سعيد الخدري من أهل البيت الذين أذهب الله عنهم الرجس وطهرهم تطهيرا فعدهم في يده خمسة رسول الله صلى الله عليه وسلم وعلي وفاطمة والحسن والحسين قال أبو سعيد في بيت أم سلمة أنزلت هذه الآية

Хафиз Хейсами в «Маджмауз завайд» (№14977) сказал: "Передал Табарани в "Аусат" в цепочке Атия Ауфи и он слабый.

Красным выделено звено: Атия Ауфи от Абу Саида Худри.

Во первых Атия Ауфи как передатчик был подвергнут критики со стороны многих ученых ахли-сунны. Сказал Насаи: «Слабый»(«Дуафа валь матрукин» №481) . Сказал Абу Хатим: «Слабый» («Тахзиб» ибн Хаджара том 7, №414) . Сказал Захаби: «Слабый»(«Мизан» №5667) . Сказал Ахмад: «Даифаль хадис» («Тахзиб аль камал» Миззи том 20, №3956.), сказал Шаукани: "Слабый" («Фаваид аль маджмуа» «Заккираху Али (р.а) » №57).

Во вторых касательно конкретно этого звена шейх Албани сказал: «...что со слов Абу Саида его передал Атийя аль-Ауфи, который был слабым рассказчиком. Об этом сообщил ан-Навави в книге "аль-Азкар", Ибн Теймийя в книге "аль-Каида аль-Джалила", аз-Захаби в "аль-Мизане". Последний в книге "ад-Дуафа" (1/88) даже отметил, что богословы были единодушны в том, что он был слабым рассказчиком. Неоднократно назвал его слабым аль-Хафиз аль-Хейсами в книге "Маджма аз-Заваид" (5/236, например). Абу Бакр б. аль-Мухибб аль-Балабаки упомянул о нем в книге "ад-Дуафа ва аль-Матрукун" (сборник слабых и отвергаемых рассказчиков). Слабым его считал и аль-Бусыри, о чем мы еще поговорим впоследствии. Аль-Хафиз Ибн Хаджар сказал о нем: «Правдивый рассказчик, который часто ошибался, был шиитом и фальсификатором». Таким образом, он указал на две причины его слабости как рассказчика.

Во-первых, Атийя обладал слабой памятью. Ибн Хаджар подчеркнул это, когда сообщил о том, что он часто ошибался. В книге "Табакат аль-Мудаллисин" он прямо отметил, что у него была слабая память. Еще более конкретную оценку ему Ибн Хаджар дал в книге "Талхис аль-Хабир" (с. 241, индийское издание). В комментарии к другому хадису он сказал: «Одним из его рассказчиков был Атийя б. Саид аль-Ауфи, который был слабым».

Во-вторых, он был фальсификатором. Однако Ибн Хаджар должен был разъяснить, какого рода фальсификациями он занимался. Известно, что хадисоведы различают несколько видов фальсификаций, наиболее известными среди которых являются следующие:

В одном случае рассказчик передает от имени того, кого он повстречал, то, что не слышал от него. Или же он передает хадисы от имени своего современника, которого он не встречал, представляя все так, будто он слышал эти слова от него. При этом он пересказывает хадисы от его имени или ссылается на его слова.

В другом случае рассказчик называет своего учителя по имени или по прозвищу, которое малоизвестно, чтобы скрыть его личность. Богословы ясно высказывались о том, что поступать так запрещено, если этот учитель не заслуживает доверия, и рассказчик фальсифицирует цепочку рассказчиков, чтобы хадисоведы не узнали об этом или приняли его за другого заслуживающего доверия рассказчика из-за сходства их имен или прозвищ. Этот вид фальсификации известен как "фальсификация шейха" .

Что касается фальсификации Атийи, то она относилась к этому запрещенному виду. Я разъяснил это в своей книге "Силсилат аль-Ахадис ад-Даифа" (24). Если быть кратким, то Атийя рассказывал хадисы со слов Абу Саида аль-Худри . После его кончины он посещал собрания одного из лжецов, известного своими лживыми хадисами, которого звали аль-Калби. Рассказывая хадисы с его слов, Атийя называл его Абу Саидом, и слушатели ошибочно полагали, что он имеет в виду Абу Саида аль-Худри! Полагаю, одного этого вполне достаточно, чтобы отнести Атийу к несправедливым рассказчикам. Что же говорить, если к этому прибавляется его слабая память!» («Ат Тавасуль» Шейх Албани , глава «СОМНИТЕЛЬНЫЕ ДОВОДЫ И ИХ ОПРОВЕРЖЕНИЕ», Довод третий: Слабые хадисы о поиске близости к Аллаху) .

Через эту цепочку подобное сообщение проходит также в «Муджам аль кабир», «Тарих Багдади», Тафсир имама Табари, «Исаба» и тд.

Хадис также передал Баззар. Имам Хейсами сказал:

«Передал Баззар, и в (цепочке) Бакр ибн Йахъя ибн Забан и он слабый» ( "Маджмауз завайд" №14976.).

Изменено пользователем Аслан Мамедов
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гость
Эта тема закрыта для публикации сообщений.
×
×
  • Создать...