Перейти к содержимому

Раздробление по этническим признакам


Recommended Posts

"Эхо": Раздробление по этническим признакам Ирану не грозит

Между тем, в США вовсю обсуждают возможность раздробить Иран с помощью национальных меньшинств, проживающих в этой стране, в том числе и азербайджанцев

Раздробление по этническим признакам Ирану не грозит. Об этом "Эхо" заявил политолог Зардушт Ализаде, комментируя доклад директора программ по Азии Центра Международной политики США Селига Хариссона. В тексте отмечается, что самой большой угрозой иранскому правлению стоит считать не демократические выступления оппозиции, а национальные меньшинства страны, которые составляют 44% от общего населения страны. Среди требований национальных меньшинств стоит выделить необходимость уделить внимание экономическому развитию в областях, свободу от религиозного преследования, развитие культуры нацменьшинств и возможность получения образования на родном языке. Здесь стоит отметить, что большая доля энергетических ресурсов приходится именно на территории проживания нацменьшинств. Некоторые лидеры нацменьшинств полагают, что эти цели могут быть достигнуты через региональную автономию согласно существующей Конституции. Автор также задается вопросом, должны ли США выделять финансовую помощь нацменьшинствам? В Государственном департаменте по этому вопросу даже возникли споры. Было немало сторонников той мысли, что выделение помощи усложнит переговоры с Ираном относительно ядерной программы.

"Самым крупным нацменьшинством Ирана являются азербайджанцы, - отмечает автор, - Кстати, и духовный лидер Ирана Хомейни также является азербайджанцем. В связи с этим азербайджанцы в Иране пользуются большими привилегиями, однако чувствуется, что персы смотрят на них свысока".

"Такой вариант возможен, и американский аналитик в этом плане не выступил с какой-то оригинальной мыслью, - говорит Зардушт Ализаде, - Он повторяет излюбленный вывод американских политиков. Еще в 1972 году я читал статью, в которой говорилось, что США смогут разрушить Советский Союз не силой либеральных идей, а силой национализма. Но не будем забывать, что национализм на голом месте не появляется, он является идеологией национальной буржуазии. В Иране буржуазия именно национальная, а не этническая.

Среди этнических меньшинств в Иране есть люди, которые мечтают о лучшей доле, более привилегированном положении, которое они в нынешнем иранской обществе занять не смогут. Это положение они могут теоретически занять в своих этнических государствах. Недавно, на юге Ирана был создан фонд освобождения Арабистана. Есть еще курдские, азербайджанские, талышские и другие национальные меньшинства".

Как считает Зардушт Ализаде, в Иране идею раздробления страны не поддерживает элита. "Но надо помнить, что носители национализма - это не какие-то слои простого населения, национализм должен быть поддержан элитой. В Иране элита идею раздробления Ирана и отделения национальных меньшинств не поддерживает. Буржуазия опирается на достаточно мощную иранскую экономику, базой которой является нефть. Многие понимают, что если Иран начнет распадаться, то многим этническим государствам достанется "пустышка". Сейчас же иранская нефть является достоянием всей элиты, куда входит и элита национальных меньшинств. Если же Иран раздробится, то многие могут остаться ни с чем. На многих территориях, где проживают нацменьшинства, нет совершенно никаких ресурсов. А создавать экономику с таким населением и с такими кадрами им не удастся, по крайней мере, в течение короткого промежутка времени. Поэтому раздробление Ирану не грозит. Хотя многие этим спекулируют и неплохо зарабатывают, в том числе и в США".

Как отметил Зардушт Ализаде, прежде чем разбить Иран, необходимо разбить исламскую идеологию. "Кто говорит, что США не финансируют этнические меньшинства в Иране. Дело в том, что в Иране официальная идеология - ислам. Ислам - наступающая идеология во всем мире, в том числе и в США, и в Европе. Пока еще ни в одной философской схватке ислам не смогли победить ни коммунисты, ни христиане, ни либералы. Это очень мощная идеология, вера. Поэтому, прежде чем разбить Иран, необходимо разбить исламскую идеологию. Во время недавних массовых беспорядков в Иране оппозиция выступала не против исламской идеологии, это было исламское движение, борьба за истинные ценности ислама. Исламская Республика Иран - пока еще достаточно стабильное государство".

"Никто не отрицает, что в Иране есть небольшие националистически настроенные группы. Но в обществе они не пользуются никаким авторитетом. Я шесть раз был в Иране, неоднократно общался с азербайджанцами. И когда им задают вопрос, мечтают ли они о разрушении Ирана, они сильно удивляются. В Иране никто об этом не думает. Иран является родным государством для проживающих там азербайджанцев, и, как они говорят, они не сошли с ума, чтобы разрушать свое родное государство. Также хочу напомнить, что на протяжении 900 лет Ираном правили тюркские правители, и только с приходом династии Пехлевидов правителем стал не тюрок. Сейчас же духовный лидер Ирана Хомейни также является тюрком. Потому все эти доводы относительно того, что Иран разрушится и Южный Азербайджан объединится с Северным, совершенно беспочвенны и бессмысленны", - заключил Зардушт Ализаде.

Т.МАКСУТОВ, Н.АЛИЕВ

Источник - Эхо

Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1263890880

Ах Самарканд, Самарканд!

Город моей мечты..........

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 year later...

Мехди Халаджи: Аятолла и ведьмы. Ахмадинеджад наступил на хвост дракона в лице верховного лидера Ирана

Махмуд Ахмадинеджад совершил ошибку, свойственную всем иранским президентам: он бросил вызов авторитету и власти верховного лидера страны, аятолле Али Хаменеи. Теперь он обречен на неудачу.

Вызов Ахмадинеджада является настолько предсказуемой частью иранской политики, что она получила известность как "симптом президента". Президент уверен в том, что будучи народно избранным лидером, он не должен быть стеснен и ограничен надзором и контролем со стороны верховного лидера. Однако история Исламской Республики полна примерами неудавшихся попыток президентов консолидировать власть в своих руках. В итоге Божья власть берет верх над политической.

Эта двойная власть заложена в Конституции Исламской Республики, и неизбежно склоняется к "небесной власти", в частности во время второго президентского срока. Ахмадинеджад не является исключением этого правила. Поскольку он, в отличие от своих предшественников, пытается сделать это активнее, его звезда угасает быстрее. Более того, спорные президентские выборы в июне 2009 года и последующий политический кризис нанесли непоправимый ущерб демократической легитимности Ахмадинеджада.

Хаменеи был вынужден использовать свою власть и авторитет для поддержания президента, и неоднократно осуждать "Зеленое движение", выступавшее против переизбрания Ахмадинеджада. В результате Ахмадинеджад стал самым "дорогостоящим" президентом для Хаменеи, поскольку он заставил верховного лидера исчерпать свою власть перед лицом общего врага, что ставило под сомнение его собственные взгляды и бросало тень на его репутацию.

Однако сам Ахмадинеджад в целом игнорировал поствыборный кризис в своих публичных заявлениях, и полагал, что поддержка Хаменеи означает, что верховный лидер будет оставаться в бездействии под угрозой посягательства на его традиционную власть и прерогативы. Действительно, за последние два года Ахмадинежад вредил парламенту, неожиданно увольнял министров, связанных с Хаменеи, таких, как министр иностранных дел Манучехр Моттаки и министр разведки Хейдар Мослехи.

Являясь верховным лидером уже 22 года, Хаменеи всегда был относительно слабым, однако адаптировался, поощряя слабость в других высших постах Исламской Республики. Он поддерживал дробление в правительстве, и при необходимости ослаблял фракции, которые он прежде поддерживал. Важнее то, что он позаботился о том, чтобы иранские президенты оставались слабыми, независимо от их реформ или популярности.

Теперь, когда угроза, которую представляло собой "Зеленое движение", стала меньше – по крайней мере, в глазах Хаменеи – пришло время призвать Ахмадинеджада к ответу. Они оба поглощены подготовкой к парламентским выборам, которые состоятся в марте 2012 году, а также к президентским выборам 2013 года, и Хаменеи приготовился к бою. Он дал официальным пропагандистам "зеленый свет", чтобы они пошли в атаку против Ахмадинеджада и его близких союзников. Пропагандисты теперь изображают из них тех людей, которые не верят в принцип опекунства - основной концепции, которую завещал основатель Исламской Республики верховный аятолла Рухолла Хомейни.

С официальной точки зрения Ахмадинеджад и его окружение испытывают недостаток в рациональности и мудрости; действительно, говорят, что они находятся во власти суеверия. Ходят даже слухи о том, что некоторые из них обратились к колдовству, чтобы вызвать духи усопших, и что Ахмадинеджад имел прямой контакт с погребенным имамом (шиистким мессией).

Таким же образом, судебная система, находящаяся под контролем Хаменеи, обвинила вице-президента Мохаммада Реза Рахими в продвижении экономической мафии, и многие союзники Ахмадинеджада были арестованы или находятся под следствием.

Вполне вероятно, что Совет Хранителей Конституции, который может наложить вето на законодательство и запретить кандидатам участвовать в выборах, использует свою власть для изменения баланса в пользу консервативных критиков Ахмадинеджада. Лидеры "антиахмадинеджадовского" лагеря, братья Али и Садек Лариджани, которые возглавляют парламент и судебную систему, помогут Хаменею оттолкнуть президента от центра власти.

Но поскольку Хаменеи не может принять одну, объединенную политическую фракцию, крайне маловероятно, что он позволит лагерю братьев Лариджани (в который входят мэр Тегерана Мохаммад Бакер Калибаф и бывший министр иностранных дел Али Акбар Велаяти) стать достаточно влиятельным, чтобы выиграть на президентских выборах.

Хаменеи, скорее всего, создаст новую фракцию традиционных консерваторов. Это заставит его выбрать новую кандидатуру на следующие президентские выборы, который имеет небольшой опыт ведения внутренней политики и незначительное влияние на жизнь рядовых граждан. Одним из возможных кандидатов является Саид Джалили - нынешний переговорщик Ирана по ядерным вопросам, или кто-то подобный ему. В качестве кандидатуры на пост президента приемлем только тот человек, имеющий большой опыт работы в разведке или в Корпусе стражей иранской революции, но не имеющий опыта во внутренней политике государства.

Имея полный контроль над судебной системой, аппаратом разведки и военными, Хаменеи кажется неуязвимым перед всеми политическими фракциями или избранными чиновниками. Это приведет к тому, что режим окажется на пути к автократии, внутренней агрессии и бросит вызов Западу своей уверенностью и самонадеянностью.

Но концентрация власти в руках верховного лидера представляет собой риск для Исламской Республики. Когда Хаменеи умрет, в стране не будет сильного и очевидного преемника. И поскольку он систематически подавлял политические институты страны настолько, что сама Исламская Республика теперь идентифицируется с его личностью, его отсутствие создаст вакуум. Его сегодняшняя сила и влияние предвещают неопределенность в будущем Ирана.

Мехди Халаджи

Источник - Project Syndicate

I'm white nigger © Eminem

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...