Перейти к содержимому

Международная пресса


Recommended Posts

  • Ответы 31.7k
  • Created
  • Последний ответ

Top Posters In This Topic

  • Patrick

    22158

  • Benzin

    3631

  • Гахраман

    1196

  • yadobriy

    565

Top Posters In This Topic

 

Русские староверы в Азербайджане и Армении

Большинство русских в  Азербайджане и Армении это потомки российских староверов (молокан), которых Российская империя переселила на Южный Кавказ.

Молокане — разновидность духовного христианства, а также особая этнографическая группа русских. В Российской империи были отнесены к «особенно вредным ересям» и преследовались вплоть до указов Александра I, относящихся к 1803 году, которые дали молоканам и духоборам некоторую свободу. В конце XIX века число молокан в России превышало 500 тысяч человек. Большинство из них жили в Закавказье.

Название молоканства усвоено секте ещё в 1765 г. тамбовской консисторией на том основании, что сектанты в пост едят молоко. Сами сектанты называют себя «духовными христианами», а усвоенное им название молокане объясняют тем, что содержимое ими учение есть то «словесное млеко», о котором говорится в Св. Писании (Кор. III, 2; Евр. V, 12; I Петр. II, 2 и др.).

Принято считать, что молоканство основано во второй половине XVIII в. крестьянином Тамбовской губернии Семёном Матвеевичем Уклеиным (1727–1809), который, будучи близок к духоборам, откололся от них и решил создать новое учение. Активная проповедническая деятельность С. М. Уклеина привела к распространению молоканства от Воронежа и Тамбова до предгорий Кавказа. В XVIII веке именно эти территории были местами вольницы, куда не дотягивалась рука государства и церкви.

Несмотря на общепринятую позицию, считать Семёна Уклеина основоположником молоканства не совсем верно, так как корни молоканства уходят глубже XVIII века. Русский историк Николай Иванович Костомаров в «Воспоминании о молоканах»[2]:

«О происхождении учения молокан я слышал от них самих следующее: вера наша (говорили мне) пошла на Руси от Матвея Семёновича; он жил давно, назад тому лет триста, при царе Иване Грозном, и был замучен: его живого сожгли. От многих гонений вера наша после того умалилась и ослабела, а тому назад лет пятьдесят или поболее подкрепил её и подновил Семей Уклеин. Впрочем, прибавляют они, с тех пор как христианство стоит на земле, все истинные поклонники Божества так верили и до конца мира будут верить, как мы. Упоминаемый ими Матвей Семёнович должен быть, по-видимому, не иной кто, как Башкин, осуждённый в 1555 году в Москве».

Идеолог молоканства Н. Ф. Кудинов о происхождении секты: «…казалось бы, странным утверждать, что молокане произошли от Уклеина: как нельзя полагать, что лютеранство произошло от Лютера. Лютеранство было прежде Лютера, как религиозный критицизм в пытливых умах, в виде протеста против церковной неурядицы и несоответствующих духу христианства явлений в церковном мире. У нас, в России, не представлялось возможности, и не было такого лица, которое приняло на себя смелость объединить рационалистическое движение умов в форме всеобщего народного отпадания от православной церкви, и потому роль эта распределена между мелкими учителями по разным губерниям и местам России. К числу таких частных проповедников рационализма, давно жившего в России, принадлежал и Уклеин в Тамбовской губернии. Единовременно и даже прежде Уклеина молоканство было уже в других губерниях, хотя молокане тогда не назывались молоканами, а духовными христианами. Заслуга Уклеина состоит в том, что он объединил существующее молоканство и дал ему более определённую форму».

Таким образом, молоканство уходит корнями в XVI век и является частью общеевропейского процесса реформации, то есть реформирования христианства в соответствии с Библией. Однако в России в XVI в. «религиозный критицизм в пытливых умах» был надолго задавлен опричниной, и отголосок его проявился только в XVIII веке в южных землях империи.

Более подробно:

https://www.proza.ru/2017/06/29/902

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах


Курганные погребения Южного Кавказа

Гахраман Гумбатов



            Большинство ученых считают, что при решении проблем этнической интерпретации археологических памятников наиболее перспективным является анализ погребального обряда, так как он относится к наиболее консервативным и устойчивым элементам культуры. 
     Наиболее распространенным  на Южном Кавказе древнейшим типом погребения  являются курганные погребения. 
         Известный советский археолог М.И.Артамонов пишет об евразийских степных курганах следующее: «курганы — земляные насыпи, тянущиеся цепочками по сыртам и водоразделам и чётко вырисовывающиеся на горизонте, в какую бы сторону вы ни смотрели. Одни из них еле возвышаются над окружающей местностью, другие, наоборот, поднимаются конусовидной или полушаровидной горой, достигающей иногда 20-25 м в высоту и сотен метров в окружности. Это надмогильные сооружения древних обитателей степей, в течение столетий противостоящие разрушительным силам природы и только теперь уступающие дружному натиску бульдозеров, могучих многолемешных плугов и других современных машин, брошенных в наступление на девственные участки степи, до сих пор остававшиеся недоступными для земледелия. Много курганов бесследно исчезло с лица земли, но немало их было раскопано и с научной целью — для изучения истории евразийских степей. Обычай обозначать могилы земляными или каменными насыпями существовал в течение длительного времени у разных народов. Древнейшие курганы евразийских степей датируются ещё 3-м тысячелетием до н.э. — медным веком археологической периодизации. Позднейшие относятся ко времени татаро-монгольского господства, т.е. к XIII-XV вв. н.э. Одни из курганов представляют собой коллективные кладбища с десятками по большей части разновременных погребений. Эти курганы образованы путём многократных подсыпок и, несмотря на бедность находящихся в них погребений, иной раз достигают огромной величины. Другие курганные насыпи обозначают отдельные могилы, и их величины находятся в прямой зависимости от знатности и богатства погребённого». (М.И.Артамонов. Сокровища скифских курганов в собрании Государственного Эрмитажа.// Прага — Л.: 1966.). 
           Российский археолог Н. И. Шишлина пишет: «некоторые народы, облюбовав речные долины извилистых степных рек и богатые ароматными травами широкие степные водораздельные пастбища, остались там навсегда. Они создали новую экономическую систему — подвижное кочевое скотоводство, основанное на использовании всех природных ресурсов, развитии животноводства, ремесленного производства, многоуровневой системе связей. Свидетели этих событий - тысячи курганов - основные общественные постройки, ставшие для постоянно кочующих племен настоящими храмовыми комплексами.». (Н. И. Шишлина. Северо-Западный Прикаспий в эпоху бронзы (V - III тысячелетия до н.э.). М. 2009)
          А.А.Формозов пишет о курганах следующее: «Раскопки показали, что курганы это не просто кучи земли, наспех набросанные над прахом умерших, а остат¬ки весьма своеобразных и достаточно сложных архитек¬турных сооружений. Первоначально они были сложены из дерна, нарезанного кирпичами. Применялся и камень. Холм иногда опоясывало кольцо из вкопанных верти¬кально плит, так называемый кромлех. Шло в дело и де¬рево. Отмечаются следы истлевших столбов, плахи, обли¬цовка насыпи досками. Воздействие дождей, ветра, рас¬пашки все это сгладило. В ряде мест встречаются и каменные изваяния, стояв¬шие некогда на вершинах курганов. Это не объемные скульптуры, а так называемые ан¬тропоморфные стелы - плиты камня с намеченной высту¬пом головой и в нескольких случаях с показанными грави¬ровкой или рельефом чертами лица, руками, оружием, бу¬лавой иди топором, поясами и ожерельями. Должны были произойти крупные сдвиги в мировоззрении людей для то¬го, чтобы появились первые памятники человеку - курга¬ны и каменные изваяния (даже если статуи изображали богов, все равно им придавали человеческий, а не звери¬ный облик). Позднейшие каменные бабы южнорусских степей - скифские и половецкие - в какой-то мере восхо¬дят к далеким прототипам. На некоторых скифских изва¬яниях так же своеобразно переданы черты лица - в виде буквы Т, показаны пояса и оружие.Это, конечно не натуралистические детали, а атрибу¬ты, указывающие на место изображенного в обществе. Знаками власти были и булавы и декоративные топоры. Пояс же фигурирует в числе царских атрибутов в скиф¬ской легенде, приведенной Геродотом. (А. А. Формозов.  Древнейшие этапы истории Европейской России. Москва. 2003).
          По словам российского автора Г.В. Длужневской «тюркоязычные народы Саяно-Алтая и Южной Сибири, рассматривавшие смерть как трансформацию способа существования, как переселение человека в новую среду обитания, соответственно не считали её прекращением «бытия» человека, и с момента смерти человека начиналась подготовка к переселению его в «другую землю», где жизнь, с определённой спецификой, продолжалась по образцу земной. Исходя из этого умершего снабжали всем необходимым для предстоящего переселения и жизни в ином мире: одеждой, посудой, орудиями труда, то есть сопроводительным инвентарём, едой и, наконец, сопровождающим животным. При подборе вещей учитывали пол, возраст, социальное положение и даже род занятий умершего». (Г.В. Длужневская. Погребально-поминальная обрядность  енисейских кыргызов и шаманский погребальный обряд тюркоязычных народов Саяно-Алтая и Южной Сибири. // Жречество и шаманизм в скифскую эпоху. СПб: 1996.)

Боле подробно:

https://www.proza.ru/2016/05/07/958

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

По информации европейских СМИ, на протяжении последнего месяца, как на юге Турции, так и на Ближнем Востоке между турецкой армией и курдами происходят достаточно серьезные столкновения.
Эксперты отмечают то, что турецкая сторона начала в большом количестве закупать военную технику и накапливать свои войска на турецко-сирийской границе. Турецкая артиллерия каждый день ведет обстрел района Африн, населенного курдами. По поводу происходящего, президент Турции Эрдоган заявил, что, несмотря на каждодневные потери с турецкой стороны, они ни кому не позволят создать Курдское государство на территории Сирии.
Аналитики констатируют, что и в самой Турции внутриполитическая ситуация далека от стабильности.
На юге, в Диарбекире и Битлисе, происходят вооруженные столкновения между турецкой армией и боевиками Рабочей партии Курдистана (РПК). На фоне борьбы с курдами усилилось давление на журналистов в стране. Так, по словам правозащитников за последние два года Турция из страны с ограниченным Интернетом превратилась в государство с несвободным интернетом, сравнившись по данному показателю с Ираном и Китаем. На данный момент в Турции под арестом находятся около 200 журналистов. Они содержатся в жестких условиях и полностью изолированы друг от друга.
Внешнеполитическая деятельность Турции также оценивается негативно, что подтверждают обостренные отношения с ЕС. Особенно критичны турецко-германские отношения. Так, европейские СМИ смакуют информацию о том, что власти Германии на полях саммита G20 в Гамбурге запретили президенту Турции Р.Т. Эрдогану провести встречу с турецкой общиной.
Большинство западных политологов сложную политическую обстановку в Турции и вокруг нее напрямую связывают с продолжающейся длительное время борьбой с "курдской угрозой" и странами поддерживающими отношения с курдскими лидерами. Данный вопрос занимает важнейшее место в повестке внешней политики Турции, Ирака, Сирии и Ирана. По мнению турецких властей, он непосредственно связан с сохранением территориальной целостности этих стран.
13 июня президент Турции назвал "ошибкой" решение властей Курдской автономии Северного Ирака провести референдум о независимости региона. Турция осудила решение Иракского Курдистана по референдуму о независимости. "Заявление руководства Северного Ирака (о референдуме) нас глубоко огорчило. Это ошибочный шаг, угрожающий территориальной целостности Ирака. Мы выступаем за мирные процессы и защищаем территориальную целостность Ирака. Данный шаг никому пользы не принесет", – сказал Эрдоган, выступая на заседании парламентской фракции правящей Партии справедливости и развития.
Турция, являющаяся глобальным игроком в регионе, исходя из своих интересов, ведет очень сложную военно-политическую игру с соседними странами, а так же с ЕС и США. Последствия этой игры могут негативно сказаться на Азербайджане, если последний будет слепо идти в фарватере турецкой политики. Однако Баку может проводить осторожную и прагматичную политику. Принципы неприсоединения нашей страны к военно-политическим блокам принесли нам неплохие политические и экономические дивиденды, которые помогли пережить не один кризис.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 

Вадим Арутюнов на русскоязычном Интернет канале ведет антиазербайджанскую пропаганду.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...