Перейти к содержимому

Вперёд, татары!


Recommended Posts

Была организована также помощь голодающим из азербайджанских районов. Сложности возникали из-за проблем с тарой и перевозочными средствами, т.е. гужевого транспорта для переброски грузов к железнодорожным путям. Помимо этого, от разных текстильных предприятий Азербайджанской ССР для помощи голодающим РСФСР прислали 20 тыс аршин разной мануфактуры.

Несмотря на собственные продовольственные затруднения, недостаточное количество жилищных помещений, отсутствие инвентаря в самой Азербайджанской ССР, в республику хлынул поток беженцев. Одни оседали в Баку, другие изъявляли желание ехать дальше в более благополучную по продовольственному обеспечению Туркестанскую Республику. Этих беженцев на пароходах также отправляло азербайджанское руководство.

Прибывающие беженцы регистрировались. Первое время их обеспечивали бесплатным продовольствием. До тех пор пока они не обеспечивались работой, им выдавалась бронь на муку, рис и другие съестные припасы.

Наибольшие трудности были с детьми. Недостаток помещений, отсутствие кроватей, одежды, обуви, белья усугубляли и без того тяжелую ситуацию. В специальном докладе с горечью сообщалось, что «совершенно нет никакой возможности снабдить самым необходимым, и сейчас много детей бродят по улицам только потому, что не имеем возможности поместить их в наши детские дома».

 

В ускоренном темпе началась работа по обеспечению беженцев-детей. Для этого было выделено три детских дома. Была объявлена неделя помощи беженцам в республике. Все население республики проявило отзывчивость.

В связи со сложной экономической ситуацией в самой Азербайджанской ССР, вопрос об оказании помощи Крыму был очень сложным. Азербайджанский центральный комитет помощи голодающим (Азцекапомгол) постановил, в свою очередь, включить в состав своего Президиума одного из делегатов Крыма и просить АзЦИК об отпуске для реализации на продовольствие для Крыма 100,000 пудов керосина.

Согласно привязке Крыма к Азербайджанской ССР в середине марта 1922 года, все средства, собранные ЦК Помголом АзЦИК должны были направляться в Крым.

22 апреля 1922 года АзЦИК при обсуждении доклада Азцекапомгола отверг указанное постановление последнего и решил вновь (в третий раз) просить об откреплении Крыма от Азербайджана. Однако в Центре тяжести положения Азербайджана не понимали. В результате давления и поиска источника средств решение было изменено.

Важно подчеркнуть, что Постановлением Помгола ВЦИК Крым был прикреплен к Азербайджану. Президиум ЦК АКП(б) на заседании 3 мая 1922 года признал, что оказать некоторую помощь Крыму Азербайджан может. АзЦИКу предложили пересмотреть свое постановление и оказать помощь голодающим Крыма. Новому АзЦИК было предложено реорганизовать Помгол и информировать Центр о том, что в ближайшие два месяца, т.е. до нового урожая, большую помощь от Азербайджана ожидать нельзя.

ЦК Помгол и АзЦИК, учитывая последствия неурожая в пределах самой Азербайджанской ССР, неоднократно возбуждали перед ЦК Помголом ВЦИК просьбу об отвязки Азербайджана от Крыма и в надежде на положительное разрешение их просьбы расходовали большую часть фондов ЦК Помгол на местные нужды.

 

Представитель Крымского ЦК Помгола В.А.Энгель отмечал, что исходя из тяжелого положения Крыма, использование причитающихся Крыму средств на местные нужды, совещание в составе Секретаря ЦК АКП С.М. Кирова, зав. Предсовнаркома и Председатель ЦК Помгола в конце апреля-начале мая 1922 года сочло необходимым выделить Крыму единовременную помощь в виде выдачи ему 50 тыс. пудов керосина для обмена на рис. ЦК Помголом это постановление было принято с изменением лишь размера помощи. Было постановлено выдать 100 тыс. пуд. керосина.

Выполнение указанного постановления было приостановлено АзЦИКом впредь до получения из Москвы ответа на повторную просьбу об отвязке. Энгель просил оказать помощь, изменив хотя бы размер и форму помощи, т.к. ситуация была удручающая.

Центральный Комитет Помощи Голодающим при АзЦИКе за период своего существования с 6 марта по 15 октября 1922 года в исполнение возложенных на него заданий по борьбе с голодом, охватившим все федеративные республики, оказал огромную помощь голодающим.

Как отмечалось в Докладе Центральной Комиссии по борьбе с последствиями голода, «располагая столь сравнительно незначительными средствами для борьбы со стихийным бедствием, охватившим всю Федерацию, принужденный кормить 17 голодающих уездов Азербайджана с 620,000 человек голодающих, Саратовскую губ. с 1.,514,000 человек, Царицынскую с 900,000 человек беженцев из различных мест, ЦК Помгол напрягал все усилия для изыскании средств, чтоб иметь возможность только приостановить распространение голода и прекратить сильно развившуюся смертность на почве голода».

Прекратить совершенно голод в столь обширной территории, прикрепленной к ЦК Помгол, имеющимися средствами не представлялось возможным. Однако усилия ЦК Помгол увенчались успехом. Располагая имеющимися средствами и изыскивая новые, ЦК Помгол поддержал и прокормил всю прикрепленную к нему территорию, совершенно прекратив случаи от голодной смерти.

Во время голода в Поволжье Азербайджанская ССР оказала населению братскую помощь. Так, крестьяне Белясуварского участка пожертвовали в пользу голодающих Поволжья тысячу пудов хлеба.

 

Но и в этом деле наблюдались перегибы. Президиум АзЦИКа постановил в виду того, что под видом помощи голодающим Поволжья, благотворительные вечера принимали характер увеселительных балов, с танцами при богатых ужинах и спиртных напитках, что в высшей степени было непозволительно в то время, когда миллионы крестьян и рабочих Поволжья постигло ужасное бедствие, предложить всем учреждениям и организациям, устраивающим вечера в пользу голодающих, согласовать свою работу с Центральным Комитетом помощи при АзЦИКе и устраивать их согласно указаниям и разрешению Председателя Комитета.

Доходило до того, что крестьян Донской области хотели переселить на постоянное поселение в Азербайджан, однако азербайджанское руководство, мотивируя отказ постоянным притоком беженцев из Поволжья и малоземельем, отклонило ходатайство.

Документы проливают свет на то, что многие поволжские татары, испытывая тяжести жизни, приезжали в Баку. По сведениям комиссариата Народного просвещения Отдела Национальных Меньшинств, «В виду того, что среди приезжающих из Поволжья пострадавших замечается наибольший процент татар Поволжья, кои с детьми всех возрастов продолжительное время остаются больными и голодными под открытым небом на пристанях и смежных с ними площадях и улицах, причем наблюдается большой процент смертности среди детей от истощения и болезней. Президиум Совета по делам просвещения Национальных Меньшинств, в задачи которого входит обслу-живание всех меньшинств, в том числе и поволжских татар, просит детям означенной национальности убежища, принятия их в существующие детские дома или открытием для них новых детских учреждений».

 

Можно привести в пример тяжелую судьбу гражданки Сафаровой, которая была дочерью Симферопольского муллы и приехала из Крыма в Баку. Она была зачислена в интернат Высшего женского Тюркского педагогического Института, хотя при рассмотрении ее вопроса было установлено, что ее родственник в Баку был врачом, имел значительную практику, а значит, по понятиям тогдашних властей, она могла жить у своего родственника.

Интересны также в этом плане воспоминания татарина Хариса Рафикова, родившегося в 1930 году в сел. Большие Тарханы Тетюшского района Татарской АССР. Во время голода его родные дядя – Барии и Габбаз приехали в пос. Артем (около Баку) и начали работать в нефтяном секторе. Приезжало очень много татар. Несколько сотен татар, приехавшие в Баку, образовали поселок Тарханы. Это было неофициальное название места проживания татар.

Сразу после войны, в 1947 году в Татарстане опять наступил голод, который заставил многих татаров снова ехать в Азербайджан.

Ах Самарканд, Самарканд!

Город моей мечты..........

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 4 weeks later...
  • Ответы 39
  • Created
  • Последний ответ

Top Posters In This Topic

Top Posters In This Topic

Бекир Чобанзаде и фольклор тюркских народов

bekir-chobanzade-turk-folklor.jpg
 

С.Гасымова

Бекир Чобанзаде (1893-1937) — крымско-татарский поэт, учёный-тюрколог, специалист в области тюркских языков и литературы. Во время учёбы в Стамбуле Чобанзаде опубликовал свои первые стихи, которые были подписаны псевдонимом Чобанзаде (в переводе «сын пастуха»).

 

В 1924 г., по приглашению руководства Азербайджана, Чобанзаде приехал в Баку и в качестве профессора Бакинского университета активно участвовал в переходе от арабской письменности к латинской. Был руководителем Всесоюзного центрального комитета нового тюркского алфавита. В период с 1924 по 1929 год был заведующим кафедрой и деканом востоковедческого факультета Азербайджанского государственного университета.

У имеющего исключительные заслуги в научно-культурной жизни тюркских народов Б.Чобанзаде в его научно-теоретическом мировоззрении важную часть составляет исследования по фольклористике.

Он, несмотря на недолгую жизнь, богатым талантом, интеллектуальным уровнем сумел утвердиться в качестве человека науки среди тюркологов мира. Этот ученый оставил глубокий след в памяти людской не только как тюрколог, но и как обладающий всесторонним знанием лингвист, широким образом мышления литературовед, знающий историческое происхождение и обычаи народов этнограф, фольклорист и поэт.

Бекир Чобанзаде никогда не подходил в узкой плоскости к какому-либо фольклорному материалу, ставшему предметом его исследования. То есть, взяв созданный каким-либо народом образец, не расценивал его как литературно-культурное явление лишь этого народа. Этот образец (баяты или колыбельная, гошма или герайлы, сказка или эпос…), даже будучи созданный конкретным народом, исследовался им в общетюркском контексте. Он выявлял сходства и общности между ними, более достоверно и вескими доказательствами доказывал культурные связи тюркских народов.

 

В своем докладе «О близком родстве тюркских диалектов», сделанном на Первом Всесоюзном тюркологическом съезде (1926), Б.Чобанзаде говорил: «Махмуд Кашгари провел очень глубокие и точные для своего времени исследования, построив особую научную систему, наметил связь между тюркскими диалектами. Его работу в этом смысле можно оценить как гениальное призведение. Крайнюю подготовленность и знания, широкое мировоззрение Кашгари как человека подтверждают следующие слова: «Лексические основы тюркских диалектов едины. Здесь нет никаких отличий. Лишь в буквах (звуках) и их замене есть различия». Это доказывает проведение глубокогоанализа со стороны Кашгари.»

Основным моментом, обращающим на себя внимание при таком подходе автора, является то, что Б.Чобанзаде сумел точно отследить структурный подход в лингвистическом наследии Кашгари.

 

Иными словами, его идея о наличии единой основы тюркских диалектов, выражение различий лишь в изменении звуков демонстрирует структурный подход к языку. Структурный подход представляется как модель отношения меняющих и не меняющих фактических элементов. И М.Кашгари относился к тюркским языкам как к системе, обладающей общей основой, то есть неизменной структурой. В этом случае динамичность системы преимущественно проявляется в фонетических изменениях.

Б.Чобанзаде истоки тюркской культуры обосновывал не только фольклорными образцами, но и родством языков. И в представленных автором в работе «Введение в тюрко-татарское языковедение» широкой читательской аудитории образцах устной народной литературы тюркских народов, написанных в различных жанрах, это можно увидеть наглядно.

Любопытно, что общность языка и мышления в большей степени сохраняют себя в фольклоре. Поскольку фольклор во всех явлениях национального сознания обретает функциональность на уровне этнических корней. И Б.Чобанзаде, говоря о родстве тюркских языков, именно по этой причине ссылается на фольклорные тексты.

 

Представленные Б.Чобанзаде под заголовком «Примеры главных тюрко-татарских диалектов» и прозаические, и поэтические образцы лишний раз подтверждают, что образцы фольклора, в частности устной народной литературы тюркских народов, близки друг к другу не только формой и содержанием, но и духовно.

Профессор Б.Чобанзаде, окинувший общим взором путь, пройденный письменной и устной литературой турецкого, азербайджанского, туркменского, казахского, киргизского, узбекского и других тюркских народов, хотя и предполагал попадание под влияние сначала арабо-персидского, а позднее европейского, о народной литературе такого же мнения не был. Ученый указывал, что после ислама тюрки породили оригинальную литературу, которую называют «суфийской литературой». Автор полагал, что устная народная литература тюркских народов и формой, и содержанием, и идеалом более преобладающа и насыщена, чем арабо-персидская литература.

Глубоко знающий устную литературу тюрко-татарских народов Б.Чобанзаде отмечал, что если провести аналогичное сравнение с западной литературой, можно отдать предпочтение фольклору тюркских народов: «Так как в Европе широко развилась городская литература, общее образование, театры, типографии, издательства уже давно ослабили народное творчество в литературе и во многих местах уничтожили».

На один момент в рассуждениях Б.Чобанзаде необходимо обратить особое внимание. Ученый, опираясь на логические результаты своих наблюдений и исследований, направляет внимание на влияние современных технологий на развитие фольклора. Он считал, что современные технологии не остаются без воздействия на фольклор.

Прошедший путь от пастушества до лица, бывшего ведущим в формировании тюркологии как науки, Б.Чобанзаде выдвинул интересные версии о происхождении, спецификации, жанровых особенностях национальной литературы. Ученый-исследователь больше внимания уделял связи этих фольклорных образцов с жизнью, бытом трудового населения.

 

Б. Чобанзаде, проведя параллель, отмечал, что фольклорное творчество Северного Азербайджана и фольклорное творчество Южного Азербайджана меняются не в одном темпе. Электрификация деревень, наряду с городами в Северном Азербайджане, на основе этого звучание радио и телевидения в самых высокогорных селах остановило развитие многих фольклорных жанров. В период отсутствия электрического света и, соответственно этому, радио и телевидения, народ длинные зимние вечера проводил развлекаясь, собравшись у кого-то дома. На этих вечерах люди рассказывали сказки, легенды, предания, дети играли в игры, допустимые в комнате, говорилось много загадок и т. д. Это была жизнь, однозначно проживаемая с фольклорной средой, фольклорной жизнью, фольклором. Радио и телевидение внесли в эту жизнь радикальные изменения.

 

Совеременные интернет и иные технологии нанесли серьезный удар фольклорной среде, ослабило собрание зимними вечерами в одно место, общение с фольклором. Б.Чобанзаде, говоря об ослаблении городской литературой, общим образованием, широким развитием театров, типографий, издательств в Европе народного творчества в литературе, подразумевал именно это.

Ах Самарканд, Самарканд!

Город моей мечты..........

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

РАЗБИРАЯ ШАХА ИСМАИЛА ХАТАИ

shah-ismail-xatai

В своей работе «О языке и литературном творчестве Хатаи» Б.Чобанзаде анализирует творчество шаха Исмаила Хатаи в контексте лингвистики и, обобщая свои идеи, следующим образом классифицирует стихотворения литератора по структуре стихов и идейным особенностям:

1. Написанные в религиозно-шиитском духе поэмы. Как видно и из названия, подобного типа стихотворения представляют собой стихотворения, написанные для восхваления пророка Мухамеда, Али и его сыновей, имамов в целом, и направленных против Езида и его сторонников. Говоря словами Б.Чобанзаде, «подобного рода фрагменты, из-за устаревших стихов могут считаться «любовные стихи», то есть стихами, написанными поэтом в суфийском, философском ключе».

2. Малочисленность автобиографических стихотворений в поэзии Хатаи. Б.Чобанзаде указывал, что как и поэты феодальной эпохи, Хатаи предпочитал жизнь и деятельность не привносить в поэзию. Хотя он отмечал это как особенность литературы феодальной эпохи, вместе с тем полагал и слабостью и недостатком этого времени.

 

3. Использование традиций народного творчества. Автор расценивает и одобряет это как оригинальность творчества Хатаи: «В любом случае Хатаи, основываясь на основных феодальных классических нормах, появляется на сцене в качестве первого азербайджанского тюркского поэта, уделявшего в этот период несколько большее место элементам народной литературы».

Б.Чобанзаде считал, что склонность к народной литературе достаточно сильна и в любовных газелях Хатаи. Особое подчеркивание Б.Чобанзаде тюркства в использованном в отношении Шаха Исмаила Хатаи выражения «первый азербайджанский тюркский поэт» неслучайно.

 

Хотя он проанализировал Хатаи как поэта, прекрасно знал его политическую сущность, обустройство империи, опирающееся на огузско-тюркскую идентичность в контексте феодально-политических традиций эпохи. Б.Чобанзаде было известно, что поэтическое творчество Хатаи было гораздо большим и отличным явлением, чем художественное творчество.

Хатаи своими стихами, основывающимися на национальные традиции, не только сыграл исключительную роль в обретении народности письменной литературой, но и вместе с тем, своими стихами создал величественное государство Сефевидов.

В этом контексте Б.Чобанзаде прекрасно понимал причины, направившие Хатаи на традиции национальной поэзии. Ученому было известно, что огузская поэтическая традиция, на которую опирался Хатаи, была не только литературный явлением, но и живущей в поэзии традицией национальной государственности, и корни этой традиции основывались непосредственно на фольклоре «Огузнаме».

 

Б.Чобанзаде народность, простоту и ясность поэтического языка Хатаи объясняет его большей связью с народными поэтическими традициями: «Эта простота, у Насими, Хабиби и Физули (особенно в их произведениях, относящихся к газелям), в той или иной степени наглядно видимая, как мы говорили, у Хатаи проявляется в очень явной и категоричной форме, сближающейся с народной литературой, и прошедшая определенную степень развития у Хатаи эта особенность у различных поэтов показывась в разной форме и степени, развившись, наконец, находит свою эволюционную точку развития в творчестве у выдающегося представителя древней азербайджанской тюркской литературы Вагифа. То, что в творчестве Хатаи это свойство не имеет случайную или подражательную сущность, действительно является отражением живого языка и народной литературы, ясно и в данном выше нами подробном виде анализа языка».

*****

turk-follkor.jpg

В фольклористическом и филологическом творчестве Б.Чобанзаде моментом, обращающим на себя внимание, является его подход к тюркской фольклорной фактуре в сравнительном контексте. Он всегда (как в контексте жанра национального фольклора, так и в контексте фольклора тюркских народов) в сравнительной форме уделяет внимание вариациям и показывает, наряду с поэтической сущностью фольклорных текстов при вариантизации, и выражение самобытности народного сознания.

Автор пишет: «Наконец, третий вид нашей литературы (автор подразумевает литературу после дворцовой и религиозной литературы) является истинной народной литературой.»

Интересным моментом, обращающим внимания на себя в подходе автора, является взятие им фольклорного сознания вместе с лингвистическим фактором.

Язык в подходе Б.Чобанзаде, с одной стороны, является средством выражения, с другой стороны, поэтической памяти, с третьей же стороны фактором управления фольклорными процессами.

 

Б. Чобанзаде в образце крымских татар разъясняет важную черту фольклорного исполнения. Согласно ученому, фольклор, передаваясь из поколения в поколение, хотя и несет устойчивые структуры в себе, в такой же степени является динамичным явлением. Это проявляет себя в фольклорном исполнении более наглядно. Автор полагал, что этот динамизм происходит за счет высокой функциональности механизма вариантизации.

Б.Чобанзаде пишет: «Как известно, на свадьбах-соберунах песни-турку обеих сторон в одинаковой степени приемлемы. Даже музыканты могут петь одну и ту же песню либо на южном диалекте, либо на северном, в зависимости от того, являются ли слушатели с северянами или южанами…»

Исследования показывают, что научные взгляды Б.Чобанзаде о фольклоре, и в частности фольклоре тюркских народов, сохранили свою актуальность и после его смерти.

Хотя Б.Чобанзаде в тюркологии профильно больше известен был как лингвист, его лингвистический подход не оставался лишь в лингвистических рамках. К каждому лингвистическому явлению он подходил комплексно, изучал его во взаимосвязи с другими парадигмами национального сознания.

То, что ученый как творческая личность, являлся профессиональным этнографом, фольклористом, литературоведом, связано с этим фактором.

 

Самая характерная черта фольклористических изысканий автора заключается в приведении им каждого обладающего национальной традицией фольклорного факта в общетюркскую фольклорную плоскость. Составляющая важную часть в творчестве видного тюрколога Б.Чобанзаде фольклористическая деятельность представляет собой показатель его знания богатой устной литературы тюркских народов и интереса к нему.

В 1928 году против Бекира Чобан-заде развернулась клеветническая кампания в крымской и бакинской печати. Ученого обвиняли в пантюркизме, «буржуазном национализме». Его арестовали 28 января 1937 года в Кисловодске, обвинили в участии в деятельности «Милли Фирка», пантюркистском движении, в 1920—1937 годах, участии в националистических и пантюркистских организациях. 12 сентября, 1937 г. его приговорили к смертной казни. Знаменитый ученый был казнён 13 октября 1937 года.

Ах Самарканд, Самарканд!

Город моей мечты..........

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 month later...
Шигабутдин Марджани за 10 минут - YouTube
Узбекистан снимет кино об «отце татарского народа»
 

Узбекистан снимет кино об «отце татарского народа» - Газета.Ru | Новости

В Узбекистане снимут фильм о татарском мусульманском богослове, просветителе и философе Шигабутдине Марджани.

Как сообщает Caliber.Az со ссылкой на узбекские СМИ, об этом сообщил гендиректор национального агентства «Узбеккино» Фирдавса Абдухаликова.

Абдухаликов назвал ученого «отцом татарского народа», напомнил, что тот ввел системное образование в Татарстане и уточнил, что ГБУК «Татаркино» поддержало идею.

Издательский дом Маковского – 16 января родился Шигабутдин Марджани -  татарский богослов, историк, просветитель

Художественную картину будут снимать в течение двух-трех лет.

«И он один из предвестников джадидизма, просветительства в России. Поэтому его хорошо знают в Узбекистане, и мы решили сделать об этом человеке фильм», — говорит гендиректор «Узбеккино».

По мнению Абдухаликова, подобные проекты должны сближать народы разных стран, особенно молодежь

«Потому что они должны знать своих предков, героев и должны понимать, что были времена, когда ездили друг к другу учиться, обмениваться зданиями, и это сегодня продолжается благодаря той политике, которая проводится руководителями», — заключил он.

 

Caliber.Az

 

Ах Самарканд, Самарканд!

Город моей мечты..........

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ильсур Метшин: «Сохранили и трамвай, и троллейбус, несмотря на дороговизну»

Утро после выборов: электротранспорту нужны 5 млрд рублей и 201 водитель, а «наружка» принесла бюджету 600 миллионов.

«Метроэлектротранс» готовится отметить 125 лет казанскому трамваю, повышает зарплату водителям, с лета сократит кондукторов, ждет 39 новых троллейбусов, из которых 15 пустит по Вознесенскому тракту. Пассажиропоток в метро, трамваях и троллейбусах за год вырос на 14% до 77 млн человек и вернулся на допандемийный показатель. Увеличились и доходы Казани от наружной рекламы — в 41 раз с 2007-го. О том, почему число сходов с рельсов трамваев за год сократилось на 34%, а рекламщики взялись за содержание остановок общественного транспорта, — в материале «БИЗНЕС Online».

Утреннее совещание в исполкоме Казани начали с итогов минувших президентских выборов. Предварительно, явка составила 72,7% и это рекорд для столицы РТ

Утреннее совещание в исполкоме Казани начали с итогов минувших президентских выборов. По предварительным данным, явка составила 72,7%, и это рекорд для столицы РТ

«Обрывы, простои…»: на ремонт инфраструктуры электротранспорта Казани надо 5 млрд рублей

Утреннее совещание в исполкоме Казани начали с итогов минувших президентских выборов. По предварительным данным, явка составила 72,7%, и это рекорд для столицы РТ. Фестиваль у стадиона «Ак Барс Арена» накануне посетили свыше 51 тыс. человек.

 

«Хороший зачин был сделан в первый день голосования, в пятницу. Серьезных инцидентов на избирательных участках не зафиксировано. Многие шли семьями, это на самом деле был праздник», — коротко сказал мэр Казани Ильсур Метшин и перешел к вопросам городского хозяйства.

Фестиваль у стадиона «Ак Барс Арена» накануне посетили свыше 51 тыс. человек

Фестиваль у стадиона «Ак Барс Арена» накануне посетили свыше 51 тыс. человек

 

Сначала о работе МУП «Метроэлектротранс» в 2023 году рассказал гендиректор предприятия Айдар Абдулхаков. Приглядимся к главным итогам в наземном электрическом транспорте:

  • Количество ДТП с пострадавшими сократилось на 42% до 11 случаев.
  • Регулярность перевозок выросла на 3% до 87%, выполнение рейсов увеличилось на 2% до 92%.
  • Заменили 1,6 тыс. шпал, 9 стрелочных переводов, установили 718 путевых тяг.
  • Число сходов трамваев с рельсов за год сократилось на 34%, зафиксировано всего 16 таких инцидентов. В сравнении с 2021 годом показатель уменьшился в 4 раза.
  • Заменили 36 км контактного провода с предельным износом, восстановили две аварийные кабельные линии на тяговых подстанциях.
  • Количество часов простоя за год сократилось на 18% до 142 часов или 6 дней. Для сравнения: в 2021 году подвижной состав МУПа простоял без работы почти вдвое больше — 11 дней.

В инфраструктуру электротранспорта вложили немало средств и усилий, результативность этой работы подтверждается в разы снизившейся аварийностью, оценил результаты Метшин.

А что с метрополитеном?

Деньги предприятие вкладывает немалые, но проблемы остаются. В Казани назрела необходимость капитального ремонта инфраструктуры наземного электротранспорта на сумму 5,1 млрд рублей, из которых 4,2 млрд рублей нужны на обновление путей.

«Изношенная инфраструктура приводит к обрывам, простоям, не позволяет увеличить скорость передвижения», — сказал директор «Метроэлектротранса». Абдулхаков также напомнил, что 20 км трамвайных путей служат с двукратным превышением нормативов проведения капремонта. Остро необходима и модернизация четырех из 30 тяговых подстанций, ремонт которых не проводили с 1980-х.

Несмотря на дороговизну инфраструктуры электротранспорта, в Казани сохраняют все виды транспорта. В России в последние два десятилетия многим городам трамвая и троллейбусы оказались не по карману. Мэр напомнил, что без них остались Астрахань, Липецк, Тверь и даже продвинутая Тюмень.

 

«Казанская маршрутная сеть претерпела изменения: строительство метро, автомобилизация заставили отказаться от трамваев на узких исторических улицах, но сохранили и трамвай, и троллейбус, несмотря на дороговизну. Ни разу об этом не пожалели. Не просто сохранили, а работаем над усовершенствованием, — сказал мэр города. — Понятно, что содержание и эксплуатация электротранспорта дорогое удовольствие, но плюсы очевидны — это прежде всего экологичность».

Перевозка пассажиров наземным электротранспортом и метрополитеном за прошлый год в Казани выросла на 14% до 77,2 млн человек и превысила аналогичный показатель допандемийного 2019 года, когда МУП «Метроэлектротранс» перевез 69,9 млн пассажиров.

Несмотря на дороговизну инфраструктуры электротранспорта, в Казани сохраняют все виды транспорта

Несмотря на дороговизну инфраструктуры электротранспорта, в Казани сохраняют все виды транспорта

Троллейбус запустят по Вознесенскому тракту, а летом в электротранспорте не останется кондукторов

Из хороших новостей — в Казани на Вознесенском тракте появится троллейбусный маршрут, для которого в этом году закупят 15 новых троллейбусов с автономным ходом в 20 километров.

«По существу, автономный троллейбус с запасом хода в 20 километров — это электробус с экономичной зарядкой», — сказал Абдулхаков.

Всего в этом году планируют закупить 39 новых троллейбусов. Напомним, в прошлом году «Метроэлектротранс» закупил 25 новых троллейбусов «МАЗ». Это первые в столице РТ машины, оборудованные салонными кондиционерами и автономным ходом на 2 километра.

«Метроэлектротранс» первым из перевозчиков стал отказываться от кондукторов.

 

Бескондукторная оплата проезда действует сейчас в 48 трамваях и 70 троллейбусах города, или в половине подвижного состава наземного электротранспорта. Так предприятие высвободило 96 кондукторов, из которых 27 учатся на водителей трамвая и троллейбуса. С одной стороны — экономия, с другой — возможность переучить хотя бы часть на водителей, которых остро не хватает.

В Казани на Вознесенском тракте появится троллейбусный маршрут, для которого в этом году закупят 15 новых троллейбусов с автономным ходом в 20 километров

В Казани на Вознесенском тракте появится троллейбусный маршрут, для которого в этом году закупят 15 новых троллейбусов с автономным ходом в 20 километровФото: «БИЗНЕС Online»

«Проект зарекомендовал себя с положительной стороны, — оценил бескондукторную оплату Абдулхаков. — На оставшемся подвижном составе ведутся подготовительные работы по монтажу оборудования и уже летом планируем полностью перейти на бескондукторную систему оплаты проезда».

Вызовом остается дефицит 201 водителя. Кадры ищут в ближайших регионах и ближнем зарубежье, создан учебный центр — в прошлом году там обучили 79 человек, из которых в МУП трудоустроились 38. Привлекают кадры и социальной политикой. Улучшают условия труда и быта сотрудников. Например, в 25 комнатах общежитий предприятия провели косметический ремонт.

 

Средняя заработная плату в «Метроэлектротрансе» за прошлый год выросла на 20%. Водители теперь в среднем ежемесячно зарабатывают по 74 тыс. рублей, кондукторы — 49 тыс. рублей, рабочие — 51 тыс. рублей. В этом году зарплаты планируют поднять еще на 10%.

Рынок наружки Казани – 2023: объем в 1 млрд рублей, битва за 33 щита, новые форматы

От темы общественного транспорта к наружной рекламе. В 2023 году объем этого казанского рынка превысил миллиард рублей при загрузке поверхностей на 65%, доложил начальник управления наружной рекламы и информации Аскар Багаутдинов. В городской бюджет от рекламной деятельности поступило 597,8 млн рублей.

«Это в 2 раза выше среднегодового дохода в связи с проведенными торгами, а также в связи с поступлениями, перенесенных в рамках поддержки отраслей платежей за 2021−2022 годы», — пояснил глава управления.

 

 
_%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%B4%D0%B0%D0%BC%D0%B1%D0%B0_3.jpg
%D0%9A%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B1%D1%8B%D0%BB%D0%BE.jpg
_%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0_4.jpg

Напомним, битва за право размещения 33 новых рекламных щитов на 10 лет развернулась в декабре 2023 года — три участника торгов сделали 593 шага на повышение. В итоге Лариса Фомина оставила позади двух федералов, а город получит рекордные 1 млрд 67 млн рублей. Из них 240 млн рублей —первый платеж по итогам торгов — уже поступил в бюджет города.

Отметим, рынок наружки Казани вот уже пять лет на 65% в руках двух фирм одной семьи Фоминых.

Сегодня в Казани зарегистрировано 843 рекламных поверхности, которые за минувший год принесли в бюджет без малого 600 млн рублей. Так было не всегда. Для сравнения: в 2007-м с 2,8 тыс. зарегистрированных рекламных поверхностей Казань собирала в год всего 14,5 млн рублей, напомнил мэр.

«Это только официально было такое количество. Улица Кремлевская пестрела перетяжками, санкционированными и несанкционированными», — сказал Метшин, вспоминая недалекое прошлое. Тогда первой из российских городов Казань провела настоящую революцию, сумев упорядочить рекламный хаос на улицах города. Как это было — можно посмотреть на фотографиях.

Теперь на улицах Казани практически нет незаконных рекламных конструкций. За прошлый год их выявили всего пять, из которых четыре уже демонтировали. «Провели большую созидательную работу, и ее надо продолжать, не стоять на месте. Это правильный вектор: изучать самый современный опыт, форматы и внедрять их первыми в Казани», — наставлял градоначальник.

 

Он похвалил за сити-формат на остановках общественного транспорта. «Помимо того, что бюджет зарабатывает пусть небольшие, но деньги, самое главное, что мы сняли с бюджета нагрузку с трети остановочных павильонов», — отметил он.

Речь о передаче городских остановок рекламным фирмам, после чего те следят за ее состоянием: устанавливают информационные панели со схемой движения общественного транспорта, обеспечивают подсветку площадки за счет рекламной конструкции в темное время суток, чистят от грязи, ремонтируют скамейки и заменяет стеклянные элементы в случае необходимости.

Всего сейчас рекламщикам передано 407 остановок, что составляет почти треть от их общего числа в городе.

Ах Самарканд, Самарканд!

Город моей мечты..........

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...