Перейти к содержимому

9 мая 1992 года армяне вошли в Шушу.


Recommended Posts

Летописец карабахской борьбы Самвел Шахмурадян записал в своем дневнике на странице 11 мая: «Город в основном хорошо сохранился, хотя немало обугленных развалин. Тут и там зарево пожаров, дым окутал небо. Грязь, дым, шум грузовиков, мародерство... Увозят и увозят - на машинах, тачках, на плечах, руках, на ослах и лошадях; уносят что попадется - одежду, мебель, ковры, телевизоры, холодильники, продукты, лампы, посуду, тазики. Вот груженный доверху грузовик везет пианино.

Тигран Хзмалян говорит: «Это наши подожгли Шуши. Люди боялись - не верили, что сохраним город, и поджигали, чтобы азербайджанцы не возвращались, понимаешь? Я помню, как лейтенант бегал по всему городу и кричал на всех: «Идиоты, что вы делаете? Это ведь все ваше. Берите и живите».

Из книги Татула Акопяна «Зеленое и черное: карабахский дневник» [

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Летописец карабахской борьбы Самвел Шахмурадян записал в своем дневнике на странице 11 мая: «Город в основном хорошо сохранился, хотя немало обугленных развалин. Тут и там зарево пожаров, дым окутал небо. Грязь, дым, шум грузовиков, мародерство... Увозят и увозят - на машинах, тачках, на плечах, руках, на ослах и лошадях; уносят что попадется - одежду, мебель, ковры, телевизоры, холодильники, продукты, лампы, посуду, тазики. Вот груженный доверху грузовик везет пианино.

Тигран Хзмалян говорит: «Это наши подожгли Шуши. Люди боялись - не верили, что сохраним город, и поджигали, чтобы азербайджанцы не возвращались, понимаешь? Я помню, как лейтенант бегал по всему городу и кричал на всех: «Идиоты, что вы делаете? Это ведь все ваше. Берите и живите».

Из книги Татула Акопяна «Зеленое и черное: карабахский дневник» [

Поди ты прочь — ты мне не сын,

Ты не чеченец — ты старуха,

Ты трус, ты раб, ты АРМЯНИН !!!

Будь проклят мной! поди — чтоб слуха

Никто о робком не имел .... Строки из поэмы А.С. Пушкина

"Тазит".

1148270.jpg

Изменено пользователем Uqo Caves

62a8da7006b6.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Бывший боец ОПОН: «Под Шушой нас заживо похоронили»

http://www..

10:29 08-05-2010

Сегодня, 8 мая, исполняется 18 лет со дня оккупации древнего азербайджанского города, колыбели азербайджанской музыки, жемчужины Карабаха города Шуша. 8 мая 1992 года на Шушу двинулось 11-тысячное войско. Батальоны самообороны, сформированные азербайджанцами, испытывали нехватку оружия и воинской дисциплины. В обороне Шуши участвовал только 1 танк и 1 БТР. В ночь с 7 на 8 мая, в 01:20 началось наступление на Шушу со всех направлений. К 7 утра были захвачены все важнейшие посты. Тяжелые бои продолжались до 20.00. Несмотря на отход азербайджанских частей только 9 мая армянские формирования вошли в город и заняли позиции.

Потеря Шуши горьким эхом отозвалась уже в последующие периоды Карабахской войны. Это была потеря не только одного из районов Азербайджана. Оккупация Шуши - последнего бастиона Азербайджана в Нагорном Карабахе, предопределила дальнейший ход событий. С потерей этого важного стратегического пункта был потерян и контроль над Нагорным Карабахом.

В связи с очередной годовщиной оккупации города Шуша армянскими вооруженными формированиями, корреспондент . связался с бывшим бойцом Отряда полиции особого назначения МВД Азербайджана, ныне экспертом Института по правам человека РФ Эльдаром Оруджевым и попросил его поделиться с нашими читателями своими воспоминаниями.

- Насколько нам известно, отряд ОПОН участвовал в обороне Шуши, захваченной армянами 8 мая 1992 года. Расскажите, как все происходило в те трагические для Азербайджана дни?

- Нам пришла телефонограмма и командир ОПОНа Ровшан Джавадов на построении объявил тревогу. Отряд ОПОН в составе 45 человек был срочно переброшен на военный аэродром в поселке Забрат. Оттуда на вертолетах мы были переброшены в Губадлы. Далее на автобусах мы добрались до села Зарыслы (расположено на подступах к Шуше – прим. ред.), где заняли боевые позиции. К тому времени из Шуши шел поток странного люда. Почему странного? Да потому, что часть из них была в гражданской одежде, часть – в военной форме, часть передвигалась на автомобилях, часть – на военной технике. Мы пытались остановить дезертиров, даже перекрыли трассу. Но затем, поняв, что может произойти боестолкновение со своими же, было принято решение пропустить этих людей.

- Описываемые события происходили 8 мая?

- Это было 7 мая. Мы оставались в селе Зарыслы до середины следующего дня. В тот день утром я заминировал дороги на подступах к селу. Затем на бронетранспортере мы двинулись в сторону Шуши. Также там было произведено минирование, после чего мы вновь отступили в село Зарыслы для дальнейших указаний. Заняли позиции и стали ожидать указаний.

- И они поступили?

- Все дело как раз в том, что никаких указаний из Баку к нам на тот момент так и не поступило. Указания поступили лишь 8 мая, к этому моменту с сопок, которые отделяли нас от Шуши, спустились несколько человек, это были последние защитники города. Они сообщили нам, что в городе больше никого нет. Последней из Шуши выходила установка залпового огня «Град», которая на ходу вела огонь именно по тем огневым точкам у подножья горы Беюк-Кирс. По приказу Ровшана Джавадова последние защитники города вместе с нами отступили в сторону Туршсу. Вернее, мы до этого населенного пункта так и не дошли. Наш отряд занял позицию между Туршсу и Зарыслы.

- По многочисленным свидетельствам, в оккупации Шуши вместе с армянами принимали активное участие и части российской армии, расквартированной в Армении. Вы видели российских военных?

- Визуально я их не видел, но переговоры по рации велись как на чисто русском, так и на французском языках. Скорее всего, это были наемники. Впоследствии, уже в Москве, я случайно познакомился у своих друзей с человеком, который был наемником и воевал на стороне армян. Оказалось, что он находился в то время в составе подразделений, которые вошли Шушу. Он подтвердил, что в результате нашего удачного залпа из «Града» были уничтожены 2 БМП и выведен из строя танк противника.

- Имели ли место в то время саботаж и диверсии в отношении Вооруженных сил Азербайджана? Некоторые, например, утверждают, что в топливный бак единственного танка в Шуше был подсыпан песок, чтобы он не завелся.

- Насколько я помню, все танки, которые были там, работали нормально. При отступлении я видел только один танк, на стволе которого была надпись «Альберт» (Альберт Агарунович Агарунов - танкист, Национальный герой Азербайджана. В ходе военных действий в направлении Ханкенди, Дашалты, Джамилли он уничтожил огромное количество живой силы и бронетехники армянских фашистов. Геройский погиб 8 мая 1992 года в ходе обороны Шуши от выстрела армянского снайпера. После этого азербайджанские танкисты называли свои боевые машины «Альберт» - прим. ред.). Это был танк Агарунова, он был на ходу. Там же были два танка, которые были пригнаны нам русскими офицерами-добровольцами. Это были новенькие Т-72. По словам танкистов, а это были совсем молодые русские офицеры, они служили в Гюздекском танковом полку. В первом же бою один танк был подбит. Второй танк, после того, как гранатометным и снайперским огнем были выведены смотровые приборы механика-водителя, с трудом вернулся в Туршсу. То есть, каких-либо фактов саботажа я не встречал.

- Танки были на ходу, живая сила также была в наличии. Как же тогда получилось, что город был взят армянами?

- На мой взгляд, у Азербайджана была возможность отстоять Шушу. Но я опять рассуждаю чисто теоретически, так как дойти до Шуши нам, бойцам ОПОНа, так и не дали. Когда мы находились в селе Зарыслы и пытались пробиться в Шушу, нас стали обстреливать. Получилось так, что с одной стороны у нас был отвесный обрыв, а с другой – скалы, по которым без спецтехники и снаряжения взобраться вообще невозможно. Мы не смогли пройти в город из-за плотного пулеметного огня с фланга.

- Предпринимались ли попытки впоследствии отбить город у противника?

- Я не знаю о таких попытках. На тот момент в Баку решался вопрос власти и до Шуши политикам не было никакого дела. Большинство подразделений, воевавших там, неожиданно «растворялись». В конце концов, на подступах к Шуше остался лишь ОПОН, который, из-за своей немногочисленности, просто не мог «закрыть» весь фронт. Одно наше подразделение в составе 35 человек обороняло направление на Лачин, на этом направлении действовали многочисленные отряды армян, там даже конные части были. Когда у них закончились боеприпасы, они отступили в Лачин. В Туршсу мы понимали, что если мы в тот момент не выйдем, то нас просто возьмут в окружении и перебьют, а наша техника перейдет во вражеские руки.

- По прошествии 18 лет после тех трагических событий есть ли какие-либо моменты, которые вы до сих пор вспоминаете?

- За два дня до вывода ОПОН из Туршсу азербайджанское радио передало, что часть ОПОНа погибла в боях под Шушой, остальные попали в плен к армянам. На тот момент у ОПОНа был всего один убитый, и несколько легкораненых. Эта ложь вызвала возмущение среди бойцов, все говорили о предательстве, о том, что нас заживо похоронили, и потребовали у оставшегося за командира Низами Шахмурадова объяснить, что все это значит. Но Шахмурадов знал не больше нашего. Вернувшись в Баку, я узнал, что эта же передача транслировалась и в Баку. Наши родные мысленно уже похоронили нас. Это произвело огромное впечатление лично на меня.

Бахрам Батыев

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

post-31580-1258931058.jpg

Шуши, 1990 г. Слева направо: первый секретарь Шушинского райкома компартии Азербайджана В. Джафаров, заместитель председателя Совета министров Азербайджанской ССР В. Радуев, комендант НКАО генерал-майор внутренних войск В. Сафонов, второй секретарь ЦК компартии Азербайджана и Председатель Республиканского Оргкомитета по НКАО В. Поляничко.

Фотография из книги Виктора Кровопускова "Мятежный Карабах"

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Стратегическое значение Шушинской крепости

DSC_8101_gray.jpg

В новой армянской истории город Шуши упоминается с 1800-х годов, хотя благодаря своей естественной неприступности место это с незапамятных времен являлось оборонительным укреплением.

В начале ХVIII века Шуши был цитаделью борьбы с персидскими и турецкими завоевателями. Не зря исстари считалось: кто владеет Шуши, тот владеет Гарабахом.

Именно в те времена крепость была перестроена и усилена вождем освободительного движения Аваном Сотником - стена высотой 7-8 метров тянулась на 2,5 км. Борьба между армянским населением и иноземными захватчиками за обладание Шуши не прекращалась никогда. Летом 1795 г. шушинские армяне 33 дня героически отбивали атаки огромного персидского войска. Весной 1797 г. иранский хан Ага-Мехмет Каджар захватил Шуши, но был убит, и персидское войско отступило в Иран.

Взять эту неприступную твердыню можно было только хитростью или предательством. «Предательски овладевший в 1750-х годах меликством Варанда Шахназар II с целью противостоять объединившимся против него остальным четырем меликствам Карабаха, вступил в сговор с предводителем племени «сары джалу» Панах-ханом и предоставил ему крепость Шуши», - сообщает «Армянская советская энциклопедия».

По русско-персидскому договору, заключенному 14 мая 1805 г. на берегу реки Курак, в Шуши был размещен русский гарнизон. После перехода Шуши к России здесь, казалось бы, наступил мир. Стали развиваться экономика и культура, а в 1847 г. Шуши получил статус города. В 1860-х годах он уже известен как один из самых знаменитых городов Закавказья. Сто лет назад в школах Шуши учились 1739 учеников, в городе и близ него действовали 47 заводов с 1739 рабочими, здесь имелось 833 мастеровых и ремесленников. Шушинская почта ежегодно получала и отправляла почти 22 тысячи телеграмм, из которых больше тысячи международных. В Шуши и окрестных селах производилось 1100 пудов шелка, 280 пудов полотна и т. д. Еще немаловажный факт: в 1894 г. в Шуши и Варанде проживали 84569 армян.

Однако стремление турок овладеть Шуши не ослабевало никогда, и даже в условиях мира с Россией их правители, не гнушаясь никакими средствами, всячески пытались изменить в свою пользу соотношение армянского и мусульманского населения. В 1920 году они, воспользовавшись благоприятной ситуацией, добились своего. «В марте 1920 г. прибывшие в Шуши турецкие военачальники Нури и Халил паши вместе с местным мусаватистским правителем Хосров-Беком Султановым и его приспешниками подожгли армянский квартал города (около 7 тыс. домов), вырезали большую часть армянского населения (35 тыс.), разграбили их имущество», - опять-таки свидетельствует «Армянская советская энциклопедия». Окончательно завладев Шуши, турки смогли подчинить себе и весь Гарабах.

Решением Кавбюро от 5 июля 1921 г. Карабах был включен в состав Азербайджанской советской республики. Все 70 лет своего владычества Азербайджан стремился изгнать армян из Карабаха и в первую очередь из неприступного Шуши. Уже в 1991 году в Шуши не осталось ни одного армянина. В этом же году началась подготовка операции по освобождению Шуши, которая завершилась 9 мая 1992 года триумфальной победой армянских Cил самообороны.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Тайна взятия Шуши

Взятие столь неприступной крепости как Шуши до сих пор кажется многим невероятным.

Находятся даже люди, утверждающие, что невозможно было за один день взять Шуши, даже если бы армяне штурмовали его многократно превосходящими силами. И начинают циркулировать слухи о предательской сдаче, о том, что враг якобы нарочно оставил Шуши и Лачин. Ходят легенды о рассеиваемой с вертолетов муке, которую противник принял за отравляющее вещество.

Свое особое мнение о потере Шуши и паническом бегстве своих деморализованных вояк имеет и бакинское руководство. По его мнению, Шуши «продал» армянам тогдашний военный министр Азербайджана Рагим Газиев, за что был, как предатель, приговорен к смертной казни, но спасся, бежав в Москву. По тому же обвинению был арестован в 1993 году его заместитель, начальник азербайджанского генштаба генерал-майор Шахин Мусаев. Таково мнение правителей. Однако тот же Р. Газиев признается в «Московском комсомольце»: «Падение Шуши и Лачина произошло на фоне начавшейся борьбы за власть. У нас имелся утвержденный начальником генштаба Мусаевым план обороны. В Шуши имелось достаточное количество бронетехники, боеприпасов и 2500 солдат…»

В действительности же успех этой боевой операции был результатом военного таланта армянских командиров и солдат, умелого использования уроков истории. В ходе разработки плана операции были учтены все, даже самые незначительные мелочи. Армянское командование знало и учитывало царящую в Шуши ситуацию. «Наша разведка поработала хорошо. Мы перехватывали ведущиеся по радио разговоры, допрашивали пленных. Знали, что в группировке вражеских войск имеются противоречия. Там имелись несколько партийных и прочих отрядов, которые не подчинялись общему командованию. Между этими отрядами существовали противоречия» (Аркадий Тер-Тадевосян).

Азербайджанцы в Шуши не имели представления о времени и месте главного удара: до 8 апреля армянские силы несколько раз - 24-го и 29 апреля, 4 мая имитировали наступление практически на всех направлениях. Враг был до такой степени введен в заблуждение этими ложными действиями, что когда началось генеральное наступление, даже не поверил в это. Чтобы окончательно ввести противника в заблуждение, до начала главного штурма наступательные действия предприняли резервные силы. Вступив в бой с защищавшими Шуши войсками, наши стали отходить. Воодушевленная ложным успехом вражеская сторона перебросила на это направление дополнительные силы, в уверенности, что сломит сопротивление армян и войдет в Степанакерт. И когда сразу по четырем направлениям начался штурм Шуши, противник уже не смог перегруппироваться.

Сразу после начавшегося 8 мая наступления армянских сил среди азеров началась паника. Уверенные, что вот-вот преодолеют основные силы армян, они даже не поверили, что армяне способны атаковать сразу по четырем направлениям. Неожиданный удар вверг их в панику, организованное сопротивление оказалось невозможным. Итак, расчеты штаба Сил самообороны Гарабаха оказались верными - успеху освобождения Шуши способствовала внезапность и решительность наступления армян.

«Собеседник Армении»

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Армянский генерал: Вооруженные до зубов азербайджанцы бежали из Шуши, как могли

Освобождение Шуши 9-го мая 1992 года было первой великой победой армянской стороны в годы карабахской войны. Об этом на пресс-конференции в Ереване заявил бывший начальник штаба союза добровольцев "Еркрапа", ныне заместитель министра по чрезвычайным ситуациям Армении, генерал-майор Аствацатур Петросян.

Смотреть видео: Освобождение Шуши: как это было

По словам Петросяна, Шуши является неприступным городом. Не зря в свое время 40-тысячная турецкая армия не могла захватить этот город. "Но наша двухтысячная армия благодаря грамотно организованной операции смогла освободить Шуши, несмотря на то, что в самом городе численность азербайджанской армии и ее боевая техника в несколько раз превышали наши силы", - подчеркнул генерал. Он также добавил, что Шуши был освобожден благодаря грамотной самообороне, так как армянское военное командование смогло вовремя закрыть возможные пути контратаки противника.

Как заметил генерал, во время операции по освобождению города, самым трудным были джанасанское и кесларское направления. "В общей сложности, в ходе операции по освобождению Шуши погибло 22 армянских военнослужащих и 78 азербайджанских солдат", - заметил он, добавив, что когда началась широкомасштабная атака армянской стороны, вооруженные силы Азербайджана обратились в бегство.

Hа вопрос о том, воевали ли со стороны Азербайджана чеченские боевики под командованием Шамиля Басаева, Петросян сообщил, что тогда с азербайджанской стороны воевали порядка 400 чеченских боевиков под руководством Басаева. "3-го июля 1992 года во время операции по освобождению села Кармраван 120 чеченских боевика попало в плен. Многие погибли. После чего Шамиль Басаев больше не вернулся в Карабах", - подчеркнул он.

Изменено пользователем Zambezi Sun
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

08.05.2010

Савик Шустер: «В Шуше толпа требовала моей смерти»

Чингиз Султансой

8 мая в Азербайджане отмечают как день потери Шуши в Карабахской войне. Известный журналист Савик Шустер, в бытность свою проработавший главой московского бюро Радио Свобода, любезно согласился дать интервью РадиоАзадлыг. Представим вкратце интервью, где он говорит о Карабахе и смерти.

О КАРАБАХЕ

- Здравствуйте, Савелий Михайлович.

- Здравствуйте. Почему Савелий Михайлович? Просто Савик.

- Хорошо. Вы - знаменитый журналист. Почему Вас столько критикуют, обсуждают и ругают? Ведь так обсуждают не всех знаменитостей…

- Мне на это очень трудно ответить, лучше спрашивать у тех, кто критикует и обсуждает.

- Нас интересует ваше мнение…

- По-моему, в любой профессии жить без критики невозможно. Никогда не найдешь всех удовлетворенных. Это естественно.

- Вы освещали и Карабахскую войну, побывали в Шуше. Каковы Ваши воспоминания?

- Трудно ответить, потому что это было очень давно. Мои воспоминания связаны с Шушой все же. Ну как вам сказать, я иногда рассматриваю фотографии, вспоминаю, что тогда такого эмоционального там было. У меня там самое яркое впечатление – убийство главы администрации Шуши пять минут спустя окончания нашего интервью с ним.

- Как это было? Вы помните подробности?

- Мы делали с ним интервью, радиоинтервью, со мной был звукорежиссер. Мы вошли с ним, установили аппаратуру. Интервью было не очень длинным, по-моему, всего полчаса.

- У него в кабинете?

- Да, в кабинете. Мы вышли, за нами туда заходил человек. Я даже не помню его внешность. Я не слышал выстрела. Но этот человек его убил. У меня никогда такого не было в жизни, чтобы я делал интервью с кем-то, а после этого его убили. Конечно, в убийстве обвинили нас. Собралась толпа на площади, и требовали, в общем-то, моей смерти.

- Это было до взятия Шуши армянами?

- Да, да, до.

- Насколько мне известно, этот случай не единственный у вас такой. Вы рассказывали, как в Афганистане было, когда вас схватили, изолировали от сопровождающих. Потом входят два араба и говорят «Тебе осталось жить два часа». Что испытывает человек, когда ему говорят такое, и он понимает, что это не просто угроза? В интервью вы сказали «за это время я весь измучился. Два часа проходит — меня не расстреливают, три часа — не расстреливают»…

- Знаете, это зависит оттого, как человек относится к смерти. Скажу вам так, откровенно, в этот момент возникает одна мысль – главное, чтоб тебя не мучили. Потому что есть гуманная смерть, есть смерть жестокая. Мне всегда казалось, что я жестокой смерти не заслужил, ну, моей профессией. Ну, раз так, хотя бы гуманную. В общем-то, знаете, мысли такие, обычные, человеческие. Дети, семья. Ничего такого необычного.

- А проходит ли перед глазами воспоминания прожитой жизни, как видеолента прокручивается?

- Нет, нет. Как ни странно, думаешь, - по крайней мере я, - о весьма конкретных вещах. Как там дальше будут жить дети, обеспечил я их или нет? В основном такие конкретные вещи. Или как это воспримут родители? Будет ли у мамы и папы инфаркт? Ну, вот такие, такие да. Как бы это сделать, чтобы они узнали об этом не из газет? Очень конкретно. Никакой философии.

- Вернемся к Карабаху. Как Вы думаете, что выиграли и потеряли обе стороны карабахского конфликта на сегодня?

- Это сложнейший вопрос. В таких конфликтах обычно не бывает победителей. Мы сегодня больше в мире не воюем за территории. Да, воюем за влияние, воюем за полезные ископаемые, можем воевать за углеводороды. Но не воюем за территорию как таковую, потому что сегодня понятно никто территорию контролировать не может. Нет сегодня такой политической силы, нет сегодня такой армии, чтобы контролировать территорию.

Я думаю, что сегодня, по большому счету, никто ничего не выиграл, и никто ничего не проиграл. В таких конфликтах не бывает победителей.

О СВОБОДЕ ПЕЧАТИ

- Есть ли перемены в свободе печати после президентских выборов в Украине?

- Ну конечно есть. Потому что в нашей профессии много людей, которые склонны приспосабливаться. Так как в политике, или в судебной власти.

- Или просто в жизни…

- Или просто в жизни. Поэтому, когда люди приспосабливаются, есть изменения. Их никто не склоняет к тому, что надо приспособиться, но они сами чувствуют изменения ветра, определяют. Да, значит ими пользуются. Первая власть, исполнительная, она ими пользуется. Момент, когда она чувствует слабость, склонность к приспособлению, она ими пользуется, вот и все.

ПОЛНОСТЬЮ ИНТЕРВЬЮ БУДЕТ ОПУБЛИКОВАНО В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ

***

Савик Шустер родился в 1952 году в Вильнюсе (Литва). В 1971 году переехал с родителями в Канаду. Проучившись в Монреале, уехал работать в Италию.

Работал в медицине. Журналистская карьера началась в 1981 году с освещения военных действий в Афганистане. В 1988 году пришёл на Радио Свобода ведущим информационных передач. Шеф-редактор московской редакции Радио Свобода, с июля 1996 по май 2001 занимал пост директора редакции.

С 2001 по 2005 год работал в телекомпании НТВ. С 2005 года являлся ведущим ICTV. В 2007 году перешёл с канала ICTV на канал Интер. С августа 2008 года работает на телеканале ТРК Украина. Azadlıq Radiosu © 2010 RFE-RL, Inc. | Bьtьn hьquqlar qorunur

Изменено пользователем si1234
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Опять набежали армяне и испоганили всю тему.

Вижу, как в разделе наши заклятые друзья армяне празднуют пиррову победу в честь оккупации Шуши - так вот, хочу заявить: вы особо-то губу не раскатывайте. При захвате Шуши вами были убиты, пленены и изгнаны сотни мирных жителей. Шуша досталась вам легко, вам ее сдали практически без боя, а на вашей стороне воевали подразделения российских спецподразделений, в частности солдаты спецназа ГРУ, дислоцированные в Лагодехи. Так что не фиг героев из себя строить. Возвращать Шушу придется рано или поздно, ибо никогда азербайджанцы не смирятся с утратой своей жемчужины, попавшей под сапог оккупантов, превративших некогда цветущий край в руины.

А теперь армянские варвары целенаправленно разрушают древние исторические и культурные памятники с целью стереть с лица земли все азербайджанское в Шуше.

ИншАллах,вернется Шуша... Надеюсь,наше национальное самосознание и понимание того,как дорог нам этот город и весь Нагорный Карабах,стало выше,и мы наконец-то осознали всей нацией,какую культурную(и не только) значимость для нас играет Карабах...

Войны все равно не миновать,и мы никогда не забудем эту трагедию... Месть близка,ИншАллах...

Имана нам всем...

Азербайджан еще раз доказал миру, что по-настоящему талантливые люди рождаются на этой земле.

Горжусь своей страной!!!!!

Не ставь точку там,где сердце ставит запятую...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Zambezi Sun, 20 % плюс бан на сутки. Никакая это не победа.

Ничто ни вечно. Только время

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Zambezi Sun, 20 % плюс бан на сутки. Никакая это не победа.

Легко отделался

А про Вас страшные в вещи говорили )))

Думаю будет вам интересно почитать

Шуша

B середине ХVIII века чужеродный элемент, Панах Али Джеваншир, обосновался на Камне, восприняв его как природную крепость. Но Камень, способный обеспечить физическую безопасность, не мог стать Родиной для пришлого кочевого элемента. Даже если за спиной кочевника незримо стояла грозная фигура иранского шаха. В Шуши могли жить только армяне, народ, способный распахать камень, взрастить на нем хлеб, выжить в суровых условиях горного малоземелья. Именно по этой причине Шуши не превратился в обитель для пришлых кочевников и постепенно вновь стал обживаться родными для него армянами.

С тех пор в шумной реке Кар-Кар под Шуши утекло немало воды, сменились поколения, но Шуши сохранял верность родному народу. Город превратился в один из крупнейших населенных пунктов Закавказья, в нем функционировали театр и музеи, издавались газеты, работали школы. Казалось, Шуши ждет блестящее будущее. Казалось… До проклятых двадцатых годов прошлого века, когда за три года город перенес три страшные катастрофы.

Вначале было вероломное нападение турецких регулярных подразделений и отрядов Дикой дивизии закавказских турок на мирный город, когда в течение двух суток было вырезано свыше тридцати тысяч человек, практически все армянское население Шуши. Вторая катастрофа случилась в июле 1921 года, когда коммунистическая организация далекой России приняла решение о включении Гарабаха и его столицы Шуши в пределы Азербайджанской ССР. Наконец, третья катастрофа: в 1923 году Азербайджан, провозгласив на части территории Гарабаха Армянскую автономию, тем же указом лишил Шуши статуса столицы Гарабаха.

Город, которому судьбой и географией было предназначено стать славой армянского народа, и который уже был таковым, насильно превратили в ощетинившуюся смертоносными дулами крепость против армян. Город, бывший связующим культурологическим звеном между частями армянского народа, в одночасье превратился в разделяющие эти части единого народа крепость. Шуши, породивший Арама Манукяна и Нельсона Степаняна, был лишен этнического мужества и могучих крыльев. Скала, веками гордившаяся танцующими на ней Круговой танец (Шурджпар) армянскими юношами, вынуждена была десятилетиями страдать, слушая тоскливые, заунывные звуки мугама.

Шуши страдал, и это страдание ощущал каждый армянин, кто имел несчастье оказаться в те годы в пленном городе. Шуши страдал, молча и гордо, никак не показывая свою неизбывную боль копошащимся на нем закавказским туркам, кочевникам, так и не сумевшим осознать величие города, в котором им приказали жить. Они не любили Шуши, Шуши презирал их. Презирал иждивенцев, живущих на Камне ради ощущения сытости в желудке, достигаемого доставляемым из Баку пропитанием. Шуши несказанно страдал, вспоминая своих трудолюбивых, мастеровых хозяев, любовно строивших в городе дома и церкви. Шуши страдал, ибо десятилетиями не слышал Оровел, гордую песню армянского пахаря.

Шуши, в котором родились знаменитые меценаты и благотворители Т. Тамирянц, М. Амирянц, братья Аракеляны, И. Жамгарянц и многие другие, вынужден был терпеть немытых дармоедов и иждивенцев. Шуши, подаривший миру великого историка Лео (Аракел Бабаханян), насильно лишался собственной истории.

Но более всего страдал Шуши, когда Азербайджан стал завозить в город оружие: танки, пушки, бронемашины, когда в город стали приезжать многочисленные непонятные люди с оружием в руках. Шуши понимал: все это оружие направлено против армян, беззащитно приютившихся внизу, прислонившихся к родному Камню. Шуши страдал, когда разместившиеся на нем аскеры открывали смертоносный огонь против армян, безжалостно и без разбора разрушали армянские дома в Степанакерте, Карин Таке, Шоше, Бердадзоре… Может ли кто представить страдания Шуши, превращенного в огневую точку, изрыгавшую смерть и страдания?

Свидетельствую: ни один армянин не обижался на свой Шуши, ни одного слова упрека в адрес родного города не прозвучало в те дни из уст армянина. Все понимали: Шуши неповинен в преступлениях, совершаемых с его высоты. Осознавали, что Шуши страдает не менее тех, на кого падают снаряды, отправляемые из плененного армянского города. «Терпи, Шуши, мы придем и освободим тебя, - неоднократно приходилось мне слышать в Степанакерте после очередного обстрела из пленного Шуши, - Терпи, Шуши, так же, как терпим мы. У нас общая судьба!»

И Шуши терпел. Невозможно представить, что испытывал наш Город, когда в самом сердце его, в величественном Соборе Святого Христа Всеспасителя (Казанчецоц) азербайджанские аскеры складировали многие сотни двухметровых снарядов, предназначенных для РСЗО БМ-21 «Град». В Соборе Всеспасителя – смертоносные снаряды! В чистейшем роднике человеколюбивой веры и философии – адское творение дьявола. Только турок способен на подобное святотатство, только в турецкой голове может зародиться такой план.

Враг понимал, что армянский Воин никогда не поднимет руку на Храм, даже если это обернется гибелью его или его товарищей. Не понимал он только одного: какую боль он причиняет Шуши. А если бы и понимал, то ничего не изменилось бы. Когда это подлая рука аскера останавливалась перед страданиями людей и городов? Аскер умеет только резать и рубить топором беззащитных людей, разрушать города, сжигать посевы, воровать скотину.

Шуши радостно и счастливо встрепенулся, когда в ночь на 8 мая 1992 года на его исстрадавшуюся грудь поднялись Воины Страны Армянской. Каждый камень, каждая выбоина на израненной груди Шуши прикрывали освободителей, каждую каплю пролитой армянской крови вбирал в себя Шуши, каждого павшего Воина оплакивал Шуши. Шуши мужественно воевал вместе со своими освободителями, Шуши отвергал захватчиков, семь десятилетий причинявших ему страдания. Шуши предчувствовал свободу.

Семь десятилетий жили пришельцы в армянском городе Шуши. И за все эти долгие годы даже Шуши не смог очистить их души от скверны. А, может, Шуши и не стремился к этому? Можно ли отмыть добела черного барана? Стоит ли проповедовать Сатане любовь, метать бисер перед свиньями? Возможно ли объяснить потомственному грабителю удовлетворение пахаря? Поймет ли душевный скопец радость земной любви?

Утром 9 мая Шуши улыбался. Светло и счастливо. Впервые за семь десятилетий. Он испытывал боль за павших на его груди армянских Воинов, раны его еще не успели обрасти шрамами, но он улыбался. Он слышал родную речь, вокруг все говорили на языке, на котором Шуши молча мечтал семьдесят долгих годов пленника. Его дети и его хозяева поднялись, вскарабкались на Камень, ворвались в город, изгнав из него ненавистного пришельца. Мужественные лица армянских Воинов светились счастьем, их огненные глаза излучали любовь и гордость. Мы пришли, Шуши!

Ты учил нас любви, Шуши. Любви к скалам, деревьям, родникам. Любви к каждой скромной травинке, нашедшей свое место под солнцем в горах, к гордо возвышающемуся Кирсу. Любви к мудрым горам, замшелым скалам, к прозрачной воде Страны Армянской. Ты учил нас любви и… ненависти к врагам. Ибо невозможна любовь к Родине без ненависти к ее врагам. Сочетание веры, любви и ненависти помогло армянскому народу вернуться к тебе, Шуши, припасть к твоим израненным стопам. Безграничная любовь к тебе и осознанная ненависть к врагу, Шуши.

Клянемся тебе, Шуши, ты никогда больше не будешь в плену. Звонкие детские голоса и мужественные лица армянских Воинов на твоих улицах тому порукой. Мы навечно воссоединились с тобой, Шуши.

Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН

Источник: voskan.t.info

Изменено пользователем Вечно молодой
Шуша, а не Шуши
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

943958.jpg КАРТА

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛОЖЬ ИЛИ КАК АРМЯНЕ ПОЯВИЛИСЬ НА КАВКАЗЕ

То, что армяне не древний кавказский народ известно всем западным и российским историкам, правительствам и спецслужбам. Больше всего об этом знают в России и Ватикане. Однако именно Запад и Россия придумали историю "кавказских армян", дабы потом использовать последних для борьбы против мусульман Кавказа и всего Востока. Именно благодаря России, а именно Петру и его потомкам, армяне появились на Кавказе, в частности в Азербайджане.

Теперь подробнее. Появление армян на Кавказе - дело рук царской России. Однако идея переселения армян Турции и Ирана в Азербайджан появилась не на пустом месте. Главную роль в появлении этой идеи играла армяно-григорианская церковь и ее служители. Связи григорианской церкви с Россией и европейскими государствами начались еще в 17 веке. Армяне старались убедить европейцев в том, что мусульмане якобы "угнетают армянский народ, который связан с Европой одной верой". Таким образом, в 1699 году армянину Исраилу Ори было поручено вести переговоры с европейскими государствами и Россией. Его помощником церковь назначила монаха Минаса Вардапета. Прибыв в Европу, эти авантюристы встретились с императором Австрии и королем Флоренции, и известили их о планах создания армянского государства. Однако старания армян получить помощь европейцев не дали никаких результатов и Исраил Ори со своим помощником направился в Россию, к Петру Первому. Встретившись в 1701 году с Петром Исраил Ори ознакомил его с пресловутым армянским планом. Исраил Ори выдвинул идею создания единого христианского фронта против Османской Турции. Видимо эта идея очень понравилась Петру - главному шовинисту всех времен и народов. Петр присвоил Ори чин полковника карабинеров и направил его в Европу для набора специалистов оружейников. В 1707 году Ори был командирован в Иран, для шпионажа в пользу России, ибо Петр планировал в скором времени начать завоевание Кавказа. Однако в 1711 году Ори умер в Астрахани, прослужив верным псом российского шовинизма.

Фантазии Исраила Ори по созданию армянского государства продолжил Минас Вардапет, ставший к тому времени архимандритом(скорее - архибандитом!). В 1716 году этот негодяй отправился в Иран, чтобы передать российскому послу Волынскому письмо князя Шафирова. Содержание письма было таковым: "Соберите сведения об армянском народе в Иране, о его численности, силе тяготения к Его Величеству Царю. Сюда прибывает... знакомый Вам Минас Вардапет. Окажите возможную помощь ему не вызывая подозрения..."

В 1722 году началось завоевание Петром Прикаспийских земель. Русские захватили Дербенд, Губу, Баку, Сальян, Ленкоран и другие азербайджанские области. Вся прикаспийская зона была подчинена России. В октябре 1724 года Петр подписал указ, позволявший переселение армян на захваченные Россией территории. Именно с этого периода начинается появление армян на Кавказе.

Новый проект создания армянского государства на исконных азербайджанских землях составил некий Шамирян. По его плану во главе новосозданного государства должен был стать армянский царь. У него должно было быть в Петербурге официальное представительство, а для защиты нового царства здесь должен был распологаться в течении 20 лет 6-тысячный русский гарнизон.

Однако в 1735 году русские полностью покинули Прикаспийскую область. Это, хотя и не надолго, но не позволило армянам осуществить свои гнусные планы.

Ситуация изменилась с захватом Иреванского ханства в 1827 году. После захвата этого ханства Россия начала принимать меры по переселению армян. Армянский католикос Нерсес Аштаракеци подготовил специальный проект переселения. В свою очередь "великий" русский драматург, а на деле российский шпион в Иране (именно за это его и убили в Иране) - А.С.Грибоедов - сделал все возможное для осуществления этого плана.

В письме, направленном в 1827 году Егизару Лазареву (Лазаряну), Нерсес писал: "Теперь же я нижайше обратился к преданному защитнику нашего армянского народа А.С.Грибоедову с просьбой принять под могущественный флаг российского владычества попавших в плен христиан. ...Я также обратился с прсьбой к его высокопревосходительству (имеется ввиду И.Ф.Паскевич - прим.Амира Абдуллы) касательно всех армян из Ирана и теперь нижайше прошу об этом ваше превосходительство: склоните Паскевича к тому, чтобы он в момент переговоров не позабыл включить в договор статью о свободном возвращении в "Армению" (кавычки от Амира Абдуллы) под покровительство великой Российской империи армян из городов и деревень Ирана".

Посол России в Иране А.С.Грибоедов и генерал И.Ф.Паскевич и в самом деле "не позабыли" о "бедных и угнетенных" армянах и решили поселить их на землях азербайджанцев. Так, в 15 статье Туркманчайского договора говорится: "Его Величество Шах... любезно ниспосылает всецелое и полное прощение всему населению и чиновникам области, именуемой Азербайджаном... Помимо этого, он предоставляет начиная с этого дня один год времени всем чиновникам и жителям для свободного переселения со своими семьями из области Ирана в Россию, для перевозки и продажи движимости и имущества без каких-либо препятствий со стороны местного начальства и без обложения какими-либо налогами и пошлинами..." Грибоедов лично добился включения в эту статью еще одного пункта, где говорилось об отмене наказания и преследования тех, кто во время войны совершал предательства в пользу русских. Дело в том, что те кто помогал русской армии были армянами.

Как видно Россия успешно переселила армян из Ирана на Кавказ. С Турцией был подписан похожий договор (Адрианопольский мирный договор), что позволило России переселить на Кавказ и турецких армян. Всего за несколько лет Россия переселила на Кавказ из Турции и Ирана более 130 тыс. армян. И политика переселения существовала в России вплоть до ее падения, и заново возродилась в период СССР.

Еще один факт, говорящий не в пользу армян. Русский ученый исследователь Николай Шавров в 1911 году писал: "Из 1 миллиона 300 тыс. армян, проживающих на Южном Кавказе, более 1 миллиона человек не относятся к местному населению и переселены сюда нами..." Однако и те 300 тыс. армян, которых Шавров считал местными, были отнюдь не аборигены, а пересены сюда чуть ранее - во времена Петра Первого. Тут Шавров видимо кривил душой, чтобы не клеймить "великого" русского шовини... простите, царя.

То, что переселили армян - это ясно. Но Россия пошла дальше. Петр лично приказал: "Ежели армяне захотят где поселиться, то поселите их там, даже если это будут земли местных мусульман, которых вам придется выгнать". Таким образом, Петр приказал отдать земли мусульман армянам, не церемонясь с местными.

Но Россия не только переселила армян, она заново переписала всю историю Кавказа, "прилепив" к нему этих неблагодарных тварей, именуемых армянами.

Самое главное, что сделала Россия - это ликвидация Албанского Католикосата. Тем самым русские развязали руки армян. Албанский католикосат появился в Азербайджане еще во времена Кавказской Албании. Несмотря на то, что в Азербайджан пришел Ислам, католикосат не был ликвидирован, и те албанцы, кто не принял Ислам, свободно посещали Албанские церкви, которых было очень много по всему Азербайджану, в особенности в Гарабахе. Эти христиане вплоть до 19 века продолжали называться албанами и проживали в основном в Гарабахе. Когда сюда переселили армян, албанцы потребовали у них не превращать албанские церкви в армянские. Но тут вмешалась Россия. Правительство в 1836 году ликвидировало Албанский католикосат. Албанцы же к началу 20 века почти полностью ассимилировались с армянами и так возникла "армянская" (а на деле та же албанская) община Гарабаха...

Хоть армяне и поселились на азербайджанских землях Иревана, Зангезура, Гейчи и Гарабаха, им все же не удалось до 1918 года организовать свое государство.

Однако Россия сделала свое подлое дело, благодаря которому появилось армянское государство в 1918 году. Речь идет о переименовании Иреванского и Нахчыванского ханств в "Армянскую область" сразу же после захвата этих ханств. На основе этого армяне потребовали после развала Российской империи создания "своей" армянской республики. Однако в этот период армяне создали свою республику лишь в Иреванской области и части Гейчинской области, причем город Иреван был подарен армянам Азербайджанской Демократической Республикой в 1918 году, для создания армянской столицы. Однако неблагодарные армяне не оставили своих идей по захвату других исторических земель Азербайджана. Так с 1920-х годов(с установлением здесь советской власти) восточная часть Гейчи и весь Зангезур были отторгнуты от Азербайджанской ССР и переданы Советами в управление Армянской ССР. В Гарабахе Советы создали Нагорно-Карабахскую Автономную область(НКАО) для армян. В 1948 - 1952 годах Советы переселили тысячи азербайджанцев из Зангезура (АрмССР) в район Арана (АзербССР), чтобы искоренить азербайджанцев из "Армянского советского государства". Чистка на государственном уровне продолжалась вплоть до развала СССР.

Сегодня же армяне, полностью проживающие на исконных землях Азербайджана, проявив свою неблагодарность и ненависть к тюркам, оккупировали Гарабах, где истребили тысячи мирных жителей, и более 1 миллиона человек сделали беженцами. Но то, что Гарабах не армянская земля говорит и тот факт, что еще Л.Брежнев сделал местным армянам подарок: памятник в честь 150-летия переселения первых армян на эти земли. Кстати, после оккупации Арменией Гарабаха этот памятник был разрушен...

Как мы видим, армяне своей бесчеловечностью, продажностью и "армянской покорностью" добились от Запада и России: создания своего государства на землях Азербайджана, признания армян Европой и Россией "автохтонной" нацией на Кавказе и переписания истории Востока в пользу армян. Угнетенными остались лишь мусульмане, а "многострадальный" армянский народ всего за 2 с лишним века положил конец жизням более 1 миллиона мирных азербайджанцев, разрушил мусульманскую культуру Иревана, Гейчи, Зангезура, Гарабаха, уничтожив древние мечети, дворцы, кладбища, памятники... И несмотря на это, весь мир сочувствует "бедным" армянам, помогая им оружием и продовольствием, Россия дарит армянам вооружение за просто так, как "доброму" соседу, а США обеспечивает армян ножками Буша и пушками Рейгана. А Армения - этот "обездоленный, угнетенный" паразит на теле Азербайджана, несмотря на 4 резолюции ООН о немедленном освобождении азербайджанских земель Гарабаха, продолжает терроризировать мусульман и получать помощь от Запада и России...

Под конец хотелось бы процитировать «доброго друга и защитника армянского народа» А.С.Грибоедова, который хоть и поздно, но увидел грязное и мерзкое нутро своих «подопечных» и в рапорте 11-13 сентября 1819 года писал Мазаревичу:

«Что за подлое отродье эти армяне. Никто из них и знать меня не хотел, а при этом всегда на ухо шепчут, что мы их будущие покровители. Хорошее протеже. Они нас продают тем же персам, которые готовы их распинать и варить под любым соусом»

Эта цитата взята мной из книги М.З.Садыхлы «Ответ тебе даст история» (Баку, 1995). Вот комментарий М.З.Садыхлы к словам Грибоедова: «За эти слова памятник Грибоедову был взорван в Ереване»… мои комментарии здесь просто излишни…

ИСТОЧНИК

62a8da7006b6.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Замбези, за искажение топонима Шуша , последнее предупреждение. Ваш лимит предупреждений иссяк

Ничто ни вечно. Только время

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 13 years later...

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...