Jump to content
  Love reading great articles? Visit Elix.com today!

АГ Шалварлылар


Recommended Posts

КАк то очень давно слышал отсвоей прабабушки а потом бабушки что они из династии или рода" Аг шалварлырар" маленький я тогда был и не предал этому никакого значения потом забылось

и вот недавно как то вспомнил. Захотелось узнать как то поподнобнее на эту тему. Да вот беда информации почти никакой нет. Может кто знает . Просвятите ,буду признателен.

Link to post
Share on other sites

КАк то очень давно слышал отсвоей прабабушки а потом бабушки что они из династии или рода" Аг шалварлырар" маленький я тогда был и не предал этому никакого значения потом забылось

и вот недавно как то вспомнил. Захотелось узнать как то поподнобнее на эту тему. Да вот беда информации почти никакой нет. Может кто знает . Просвятите ,буду признателен.

Только могу добавить, что жили они в определённой касте и в Ичери Шехере.

Link to post
Share on other sites

Только могу добавить, что жили они в определённой касте и в Ичери Шехере.

Спасибо xavva но это я знаю опять же от бабушек

хотелось бы узнать побольше откуда все началось и почему именно Аг шалварлырар это что было типа как визитная карточка или Дресс код ?

Link to post
Share on other sites

Я вот нашла и это: " Искендер Тагиев , изучающий историю и древние учения , специалист по восточной философии ,написал про этнический состав Бакинской крепости на протяжении всей его средневековой истории. Если говорить о периоде Ширваншахов то это одна картина, сложного этнического состава города. А если мы будем говорить о сегодняшнем населении , в пределах последних ста лет , то нужно отметить, что современные потомки Бакинцев из Ичери Шехер являются наследниками тех людей которые заселили крепость после драматических событий связанных с уходом из крепости 1806 году почти всего населения города Баку. Как вы знаете, этот момент нашей истории связан с убийством приближенными Гусейн Гулу Хана – Бакинского правителя, русского генерала Цицианова прибывшим в Баку для получения ключей от города. Боясь мести со стороны русских войск, основное население города Баку того времени состоявшие в основном из родичей Бакинского хана, покинули крепость и убыли вместе с Бакинским правителем Гусейн Гулу Ханом в Иран. Нужно отметить, что в то время население Баку насчитывало 3- 5 тыс человек. И большая часть, как мы уже отметили, являлись родственниками и служивыми людьми Бакинского хана.

Оставшаяся малая часть коренных бакинцев того времени была изгнана из города в 1826 году русскими войсками. Так как в городе находился небольшой контингент Российских войск, и комендант города не надеялся на благонадежность местного населения оставшегося со времен хана. В этот период Гусейн Гулу Хан во главе трех тысячного отряда решил вернуть захваченную русскими войсками в 1806 году Бакинскую крепость. Кроме изгнания последних бакинцев русские военные уничтожили все постройки вокруг крепости. И поэтому Гусейн Гулу Хан был вынужден сделать своей ставкой селение Кешле. Военные действия продолжались шесть месяцев и окончились безрезультатно.

За это время, последние коренные жители города Баку изгнанные русскими в начале военных действий разбрелись кто куда. И после окончания военных действий крепость Баку была заселена практически заново. Лояльными русскому правительству, населением составляющих в основном Кубинские, Сальянские, Татары из Астрахани, Армяне и др.

Таким образом, нынешние Бакинские фамилии в основном сформировались на протяжении этих двухсот лет. Этот процесс, кроме этнического изменения картины города, затронул и очень важные моменты касающиеся происхождения и функциональной принадлежности самого города Баку и таких его достопримечательностей мирового значения как Дворец Шираван Шахов и знаменитая Бакинская башня Гыз Галасы – Девичья Башня. Потому что было нарушено преемственность в передачи культурных и духовных ценностей.

Что касается происхождения определенных категорий бакинцев. Которых называли АГШАЛВАРЛЫ. Я должен отметить, мои корни с материнской стороны имеют отношение к этому тайфа. Агшалварлы называли людей, которые занимались мореходством.

Необходимо сказать, что одним из первых осваивали мореходство на Кассии наши предки. На протяжении последних тысячи лет, если вести отсчет от периода правления Ширван Шахов, на Западном побережье Каспия находились два города, с морскими гаванями. Это Дербент и Баку. Кроме этого известно, что Баку был связан и с восточным побережья Каспия на котором находился город Гюргян(Хорасан), а также вероятно Иранские порты Решт и Энзери.

Из истории известно, что две дочери седьмого шиитского Имама Мусей Кязыма – Хокюма ханум и Рахима ханум, мавзолеи которых находятся в Нардаранском и Бибиэйбетском Пирах , которые являются главными святынями Бакинцев прибыли в наш город морским путем из Хорасана. Причем в этот период (конец 8-го начало 9-го века), основной гаванью Апшеронского полуострова являлась гавань в районе острова Пираллахи.

Здесь находились такие древние селения, как Гюргян ( возможно это название как то связано с Хорасанским Гюргяном), Дюбенди и селение Апшерон давшее название всему полуострову. Кроме того, была еще одна средневековая гавань – Амбуран, находящаяся на побережье селения Билгях. В средние века ее еще называли Бильди. А также в 16 – 17 веках в районе Хызы, находился Ниязабад (Низовая).

Как видите, довольно таки большое количество удобных бухт и гавани способствовало развитию мореходства в государстве Ширваншахов. Одним из стратегически важных городов Ширвана являлся и средневековый город Баку. Если говорить о приоритетах, то мы должны заявить, что мы являемся потомками САМЫХ ДРЕВНИХ В МИРЕ мореплавателей, корабли которых зафиксированы на скальных изображениях Гобустана, датируемые 11-м тысячелетием до нашей эры.

Таким образом, имея такое богатое мореходное наследство не удивительно, что в крепости Баку находились целые мехелле населенные мореплавателями – АГШАЛВАРЛЫ. Это были капитаны и владельцы судов, а также простые моряки, плавающие на киржимах и санадалах - небольших судах местного производства.

Когда прибыли русские войска, местное население могло различать представителей сухопутных и морских войск, в том числе и по, цвету военной формы. АГШАЛВАРЛЫ на азербайджанском языке означает «белые брюки», так как Бакинские мореходы были одеты в белые холщевые брюки, наподобие униформы военных моряков. Но еще до вторжения русских войск в Иране ( Энзели ) и Баку, под руководством английского судостроителя Эльтона были построены несколько военных судов – ботов, а также один восемнадцати пушечный фрегат. Эти работы осуществлялись во времена Надыр Шаха и руководил ими можно сказать адмирал Мирза Мухаммед Хан. Ставший в последствии первым Бакинским ханом. Возможно именно он и способствовал введению в обиход белых брюк или униформы (заимствованный у англичан), ставшим в дальнейшем привычным для Бакинских мореходов. Кроме того, нужно отметить еще одна мехелле АГШАЛВАРЛЫ находились за пределами Ичери Шехер в селении Чемберикенд находившейся рядом с Бакинской крепостью. Ныне это район где располагается Кабинет Министров, Президентский Дворец и тд. "

Edited by xavva
Link to post
Share on other sites

Я вот нашла и это: " Искендер Тагиев , изучающий историю и древние учения , специалист по восточной философии ,написал про этнический состав Бакинской крепости на протяжении всей его средневековой истории. Если говорить о периоде Ширваншахов то это одна картина, сложного этнического состава города. А если мы будем говорить о сегодняшнем населении , в пределах последних ста лет , то нужно отметить, что современные потомки Бакинцев из Ичери Шехер являются наследниками тех людей которые заселили крепость после драматических событий связанных с уходом из крепости 1806 году почти всего населения города Баку. Как вы знаете, этот момент нашей истории связан с убийством приближенными Гусейн Гулу Хана – Бакинского правителя, русского генерала Цицианова прибывшим в Баку для получения ключей от города. Боясь мести со стороны русских войск, основное население города Баку того времени состоявшие в основном из родичей Бакинского хана, покинули крепость и убыли вместе с Бакинским правителем Гусейн Гулу Ханом в Иран. Нужно отметить, что в то время население Баку насчитывало 3- 5 тыс человек. И большая часть, как мы уже отметили, являлись родственниками и служивыми людьми Бакинского хана.

Оставшаяся малая часть коренных бакинцев того времени была изгнана из города в 1826 году русскими войсками. Так как в городе находился небольшой контингент Российских войск, и комендант города не надеялся на благонадежность местного населения оставшегося со времен хана. В этот период Гусейн Гулу Хан во главе трех тысячного отряда решил вернуть захваченную русскими войсками в 1806 году Бакинскую крепость. Кроме изгнания последних бакинцев русские военные уничтожили все постройки вокруг крепости. И поэтому Гусейн Гулу Хан был вынужден сделать своей ставкой селение Кешле. Военные действия продолжались шесть месяцев и окончились безрезультатно.

За это время, последние коренные жители города Баку изгнанные русскими в начале военных действий разбрелись кто куда. И после окончания военных действий крепость Баку была заселена практически заново. Лояльными русскому правительству, населением составляющих в основном Кубинские, Сальянские, Татары из Астрахани, Армяне и др.

Таким образом, нынешние Бакинские фамилии в основном сформировались на протяжении этих двухсот лет. Этот процесс, кроме этнического изменения картины города, затронул и очень важные моменты касающиеся происхождения и функциональной принадлежности самого города Баку и таких его достопримечательностей мирового значения как Дворец Шираван Шахов и знаменитая Бакинская башня Гыз Галасы – Девичья Башня. Потому что было нарушено преемственность в передачи культурных и духовных ценностей.

Что касается происхождения определенных категорий бакинцев. Которых называли АГШАЛВАРЛЫ. Я должен отметить, мои корни с материнской стороны имеют отношение к этому тайфа. Агшалварлы называли людей, которые занимались мореходством.

Необходимо сказать, что одним из первых осваивали мореходство на Кассии наши предки. На протяжении последних тысячи лет, если вести отсчет от периода правления Ширван Шахов, на Западном побережье Каспия находились два города, с морскими гаванями. Это Дербент и Баку. Кроме этого известно, что Баку был связан и с восточным побережья Каспия на котором находился город Гюргян(Хорасан), а также вероятно Иранские порты Решт и Энзери.

Из истории известно, что две дочери седьмого шиитского Имама Мусей Кязыма – Хокюма ханум и Рахима ханум, мавзолеи которых находятся в Нардаранском и Бибиэйбетском Пирах , которые являются главными святынями Бакинцев прибыли в наш город морским путем из Хорасана. Причем в этот период (конец 8-го начало 9-го века), основной гаванью Апшеронского полуострова являлась гавань в районе острова Пираллахи.

Здесь находились такие древние селения, как Гюргян ( возможно это название как то связано с Хорасанским Гюргяном), Дюбенди и селение Апшерон давшее название всему полуострову. Кроме того, была еще одна средневековая гавань – Амбуран, находящаяся на побережье селения Билгях. В средние века ее еще называли Бильди. А также в 16 – 17 веках в районе Хызы, находился Ниязабад (Низовая).

Как видите, довольно таки большое количество удобных бухт и гавани способствовало развитию мореходства в государстве Ширваншахов. Одним из стратегически важных городов Ширвана являлся и средневековый город Баку. Если говорить о приоритетах, то мы должны заявить, что мы являемся потомками САМЫХ ДРЕВНИХ В МИРЕ мореплавателей, корабли которых зафиксированы на скальных изображениях Гобустана, датируемые 11-м тысячелетием до нашей эры.

Таким образом, имея такое богатое мореходное наследство не удивительно, что в крепости Баку находились целые мехелле населенные мореплавателями – АГШАЛВАРЛЫ. Это были капитаны и владельцы судов, а также простые моряки, плавающие на киржимах и санадалах - небольших судах местного производства.

Когда прибыли русские войска, местное население могло различать представителей сухопутных и морских войск, в том числе и по, цвету военной формы. АГШАЛВАРЛЫ на азербайджанском языке означает «белые брюки», так как Бакинские мореходы были одеты в белые холщевые брюки, наподобие униформы военных моряков. Но еще до вторжения русских войск в Иране ( Энзели ) и Баку, под руководством английского судостроителя Эльтона были построены несколько военных судов – ботов, а также один восемнадцати пушечный фрегат. Эти работы осуществлялись во времена Надыр Шаха и руководил ими можно сказать адмирал Мирза Мухаммед Хан. Ставший в последствии первым Бакинским ханом. Возможно именно он и способствовал введению в обиход белых брюк или униформы (заимствованный у англичан), ставшим в дальнейшем привычным для Бакинских мореходов. Кроме того, нужно отметить еще одна мехелле АГШАЛВАРЛЫ находились за пределами Ичери Шехер в селении Чемберикенд находившейся рядом с Бакинской крепостью. Ныне это район где располагается Кабинет Министров, Президентский Дворец и тд. "

Слушай может неспроста мой дедушка был капитаном дальнего плавания ? )))

Да очень интересная и познавательная информация как насчет АГ ШАлварлылар так и насчет ичери шехер.

век живи и век учись

еще что нибудь есть по теме ?

Link to post
Share on other sites

А мне бабушка говорила, что Аг шалварлылар это Иранцы, получившие образование в Европе.

Они после обучения в Европе, приезжали на Родину со своими европейскими привычками и замашками и уже не "вписывались". Поэтому, большинство переезжало к нам и в основном жили в Ичери-Шехер, так и образовывались их целые кварталы.

Link to post
Share on other sites

А мне бабушка говорила, что Аг шалварлылар это Иранцы, получившие образование в Европе.

Они после обучения в Европе, приезжали на Родину со своими европейскими привычками и замашками и уже не "вписывались". Поэтому, большинство переезжало к нам и в основном жили в Ичери-Шехер, так и образовывались их целые кварталы.

то есть фактически это были европеизированные хемшеринцы?

Link to post
Share on other sites

Не являюсь "агшалваром" (чутка выпендрился).

По рассказом опять же своего деда, агшалвары - иранские моряки, которые жили в Баку в 19 веке.

Link to post
Share on other sites

Я тоже слышал версию про иранских. Однако стоит заметить., что иранцы не означает персы.

Link to post
Share on other sites

Стоп! Не надо путать Агшалварлылары с иранцами, будь эти иранцы персами, фарсами или же тем же азербайджанцами. Полное и подробное описание дала xavva (сообщ.№4), кстати огромное спасибо за это.

Link to post
Share on other sites

Аллаh о кишийе джан саглыгы версин.

P.S. Нас очень мало осталось...

У меня друг в Алма-ате тоже Чемберекендский... из репрессированных....

Link to post
Share on other sites

Я думал тема про бакинских женщин, которые носят белые брюки и всё просвечивает ) а тема оказывается про другое ))

ты про ту в магазине?)))

п.с. сорри за оффтоп)

Link to post
Share on other sites

Аллаh о кишийе джан саглыгы версин.

P.S. Нас очень мало осталось...

К сожалению Атам дюнясыны дяйишиб 2000чи илдя.

Саг ол Брат За теплые слова

Link to post
Share on other sites

К сожалению Атам дюнясыны дяйишиб 2000чи илдя.

Саг ол Брат За теплые слова

Аллаh гени-гени реhмет елесин. Мои соболезнования, поверьте искренние соболезнования. Аллаh балаларынын, езизлеринин омрюню узун елесин.

Link to post
Share on other sites

У меня друг в Алма-ате тоже Чемберекендский... из репрессированных....

Салам Суфий. Даже ора да гедиб чыхмышуг ))). Хорошо что хоть жив, а не растреляли...

Link to post
Share on other sites

Если кому то еще по теме есть что добавить буду очень признателен:hi:

Дорогой ARISTOKRAT2009, прочитав эти Ваши строки знаете о чем я подумал? Так по жизни (сейчас это как-то особенно модно стало) киме чатырсан дийир агшалварлыларданам... А тут гробавая тишина, некому хоть что-то писать.

Тем не менее большое спасибо Вам за тему.

P.S. Думаю просто не у кого нет времени писать.

Link to post
Share on other sites

Кроме Агшалварлылара, в Крепости жили много других несил (тайфа). Тоже довольно знатных и благополучных. Но именно Агшалварлылар отличались особым нравым. Например, как говорится башга йере гыз вермирдилер, башга йерден гыз алмырдылар. Объяснялось это тем что, состояние не переходило к "чужим". А состояние у них было как говорится дай Бог каждому.

Хотя есть очень много фактов того что, те же Агшалварлылар выходили замуж и женились не только с другими, но даже с представителями "байыр шехерден" (кстати это слово было в лексиконе всех кто жил в Крепости)...

Edited by Cemberekendli
Link to post
Share on other sites

Кроме Агшалварлылара, в Крепости жили много других несил (тайфа). Тоже довольно знатных и благополучных. Но именно Агшалварлылар отличались особым нравым. Например, как говорится башга йере гыз вермирдилер, башга йерден гыз алмырдылар. Объяснялось это тем что, состояние не переходило к "чужим". А состояние у них было как говорится дай Бог каждому.

Хотя есть очень много фактов того что, те же Агшалварлылар выходили замуж и женились не только с другими, но даже с представителями "байыр шехерден" (кстати это слово было в лексиконе всех кто жил в Крепости)...

Моя нене называла "баа шехер" участок от улицы Гуси Гаджиева наверх и от Аздрамы до крепости- такой прямоугольник, куда входили улицы Полухина, Первомоайская ( часть), Видади, Островского.

Link to post
Share on other sites

Ныне это район где располагается Кабинет Министров, Президентский Дворец и тд. "

[/font][/color]

а где тогда находился Чембярякенд?

Link to post
Share on other sites

У нас вообще страшный винегрет конечно, и поэтому нельзя четко утверждать про персов и так далее. Возьмем к примеру Маштагинцев и Нардаранцев - вот кто они по вашему ? Они Иракцы ! Не персы не азер-цы а именно иракцы! Или возьмем поселенцев центральной части нашей страны - Айроны ! они вообще потомки Римлян. Или Шекинцы например !)) Ну какие они азербайджанцы ?! Так что утверждать на счет были ли Агшалварылары персами или аз-цами сложно.

Одно знаю точно - они действительно были моряками. Для нашей семьи , например, выражение "Гемилен батыб ? Корабли потонули ?" имеет очень прикладной характер. Дед моего деда, который относился именно к этой тайфе Агшалварлыларов , имел 3 торговых корабля, которые утонули в море. Его сын потратил все состояние оставшееся ему в наследство чтобы поднять корабли и найти тело моего пра-прадеда.

Кстати , по этой линии все дальнейшие потомки мужского пола в нашей семье были моряками, даже при советской власти, ну кроме меня конечно. Я нарушил этот устой))

Link to post
Share on other sites

Я сам в этом не очень разбираюсь, но слышал об этом от бабки и от деда... слышал и про людей чья работа была связана с морем и про интелегенцию, обучавшуюся зарубежом и имевших моду носить белые брюки, подчёркивая свою аристократичность...) Ещё говорили про хямшяри... но тогда я не внимательно слушал, поэтому толком ничего не понял...

Надо бы мне узнать побольше об этом...

Link to post
Share on other sites

Салам Суфий. Даже ора да гедиб чыхмышуг ))). Хорошо что хоть жив, а не растреляли...

Салам Чемберекендли, да, там почти со всех мест Азербайджана есть репрессированные...

Его прадеда расстреляли, а остальных сослали в Казахстан...

Link to post
Share on other sites

а где тогда находился Чембярякенд?

Чемберекенд все время находился там же. Эта местность (поселение, кенд и т.д.) корнями уходит чуть-ли не в десятые века нашего столетия. Местные жители это в основном выходцы с Ичери Шехера. Там обосновались не только из Агшалварлылара, но и со всех по немногу которые жили в Крепосте. Точно так же и те же hемшелилер и шамахылылар (шамахылылар в основном после сокрушительного землятресения в Шамахе).

Территория Чемберекенда начиналось от самых стен Крепости (где сейчас парк филармонии), снизу доходила до самого побережья, поднималось наверх к Патамдару и уходила чуть дальше где глазная больница (начало Баилова).

Во время нашествия дашнакских мразей в событиях 1918 года Чемберекенд был полностью разрушен. А 1968 году был разрушен из-за потопа и оползни.

Link to post
Share on other sites

Как и отмечали наверху наши уважаемые юзеры, основным родом деятельности у Агшалварлылара являлось мореходство. А сама морская форма в основном бывает брюками белого цвета. И в то время это сначало смотрелось в диковинку. Даже мутно помню как старшие рассказывали что, когда они (Агшалварлылар) из кораблей выходили на берег, народ собирался чтобы посмотреть это зрелише.

Link to post
Share on other sites

Салам Чемберекендли, да, там почти со всех мест Азербайджана есть репрессированные...

Его прадеда расстреляли, а остальных сослали в Казахстан...

Салам Суфий. Аллаh hамысына реhмет елесин. Из наших тоже были расстреляны.

Link to post
Share on other sites

И еще помню как старшие рассказывали что, Агшалварлылар пользовались большим уважением и авторитетом (кроме них и еще Сучулар) . Бывало что, при каком-то неразрешимом конфликте обращались к ним. И все зависело от ихнего вердикта. Но это не было не каким криминалом или криминальным действием. Типа агсаггал созю олуб и вессалам или же филанкесе гере Агшалварлылардан гелмишди...

Link to post
Share on other sites

Чемберекенд все время находился там же. Эта местность (поселение, кенд и т.д.) корнями уходит чуть-ли не в десятые века нашего столетия. Местные жители это в основном выходцы с Ичери Шехера. Там обосновались не только из Агшалварлылара, но и со всех по немногу которые жили в Крепосте. Точно так же и те же hемшелилер и шамахылылар (шамахылылар в основном после сокрушительного землятресения в Шамахе).

Территория Чемберекенда начиналось от самых стен Крепости (где сейчас парк филармонии), снизу доходила до самого побережья, поднималось наверх к Патамдару и уходила чуть дальше где глазная больница (начало Баилова).

Во время нашествия дашнакских мразей в событиях 1918 года Чемберекенд был полностью разрушен. А 1968 году был разрушен из-за потопа и оползни.

Я поэтому и задал вопрос

не каждый чемберякендец может считаться агшалварлы поэтому указывать конкретно это место не совсем правильно (по моему)

Link to post
Share on other sites

Аллаh гени-гени реhмет елесин. Мои соболезнования, поверьте искренние соболезнования. Аллаh балаларынын, езизлеринин омрюню узун елесин.

МОе Уважение.

Аллах сизин де бютюн олянляривизи ряхмят елясин.

Link to post
Share on other sites

Думаю еще какую то информацию можно получить у работников музея ширваншахов девичьей башни музея ичери шехер и старожилов старого города.

всем будет интересно

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
×
×
  • Create New...