Перейти к содержимому

Азербайджанские национальные музыкальные инструменты


Суфий

Recommended Posts

Начну первым... если что то дополняйте...(с картинками вообще будет отлично)

Итак САЗ:

Cтрунный плектрный музыкальный инструмент. Он составляет неотъемлемую часть ашыгского искусства, продолжившего традиции великого искусства озанов. Вместе с тем, саз является одним из символов тюркского мира, тюркской духовности.

Синкретическое творчество ашыгов, сочетающее в себе инструментальное и вокальное исполнительство, искусство художественного слова, танца (пластики) и актёрское мастерство, наряду с искусством мугама, составляют самые древние пласты азербайджанской национальной культуры. Предшественниками сегодняшних ашыгов считаются такие, некогда известные у древних тюркоязычных народов творческие личности, как “шаман”, “гам”, “оюн”, “бахиш”, “яншаг”, “варсаг” и, наконец, “озан”.

Вслед за искусством озанов, прошедшим на протяжении сотен и тысяч лет длительный путь эволюции до искусства ашыгов, гопуз проделал сходный путь развития до ашыгского саза.

Теперешний современный азербайджанский саз следует считать самым совершенным потомком гопуза. Свою современную форму он принял уже в эпоху Шаха Исмаила Хатаи. В одном из стихотворений (“гошма”) шаха Исмаила Хатаи (XVI в.), саз воспевается прекрасными строками:

Сегодня я не взял свой саз

Не тронет более мой глас

Четыре важных дела есть для каждого из нас:

Наука, слово, пение и саз.

Современный азербайджанский саз с точки зрения техника игры на нём и акустических особенностей отличается от саза распространенного у тюркоязычных народов, большими неоспоримыми преимуществами.

Корпус саза изготавливается из отборных видов тутового дерево, шейка – из ореха. Корпус саза собирается из клёнок в нечётном количестве (обычно, в количестве девяти), соединяемых друг с другом. Эти клёпки стягиваются на прикладе, месте соединения шейки и корпуса, называемом “кюп”, а затем к ним монтируется шейка. Верх корпуса покрывается тонкой деревянной декой и на гриф навязывают 16-17 ладков.

Самый распространенный в Азербайджане о трех размерах саза! “Тавар саз” или “ана саз” представляет девяти – иногда, восьми струнный инструмент. Чуть более компактный по сравнению с ним “орта” или “голтуг” саз имеет шесть, иногда, семь струн, а маленький “джура” саз является четырёх – шестиструнным инструментом.

В XX веке, в особенности, в последнее время, в связи с распространением мугамного исполнительства на сазе, число ладков увеличилось до 17-18.

В прежние времена струны изготавливали из высококачественной стали и затем опускали в раствор серебра; такие струны никогда не ржавели и рвались только в очень редких случаях.

В оркестре народных инструментов саз используется как солирующий инструмент. Обычно, это – “голтуг” или “джура” сазы. На сазе звук извлекается с помощью плектра, изготовляемого, как правило, из коры черешневого дерева.

Нередко шейка инструмента и боковые части корпуса украшаются натуральным перламутром. “Тавар” саз, считающиеся основным видом этого инструмента, имеет общую длину в 1200 мм, глубина корпуса – 200 мм. Диапазон мелодический струн (зиль), основных при игре на сазе, протачивается от “до” первой октавы до, “соль” второй октавы.

Изменено пользователем Суфий
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Тар:

Итак уважаемые читатели нашего сообщества. Сегодня вы узнаете об очередном секрете востока, Азербайджанском национальном струнном инструменте под названием ТАР.

Восток всегда славился своей музыкой и своими дивными музыкальными инструментами. Мы уже поведали вам о Кяманче и Балабане, теперь настала очередь Тара.

Тар всегда был одним из ведущих инструментов в музыке Азербайджана...

С середины 14-15 веков на Ближнем Востоке, Азербайджане, Иране, Дагестане, Ираке, Турции, в народном исскустве занимал своеобразное место тар. Он не был так распространен как начиная с конца 18 начала 19 веков, после того как его реконструировал великий, талантливый Азербайджанский тарзен (исполнитель тара) Садыхджан (Мирза Садыг Асад оглы), которого также прозвали "Отец тара".

В те далекие времена, на территории Азербайджана тар использовался в основном на приёмах у богатых и знатных людей в Карабахе, а в Шемахе только у Махмуд Ага был свой отдельный ансамбль в котором также был тар, которому было выделено особое место.

Тар в переводе с персидского означает - струна. Тар - выдалбливается из дерева. У тара, как можно заметить на иллюстрациях, корпус состоит из двух чаш (в основном сделанных из тутового дерева), затянутых мембраной из животного пузыря или рыбьей кожи, длинную шейку и головку обычно делают из орехового дерева. На грифе тара — 22 основных навязных лада и 2-3 дополнительных камышовых, наклеенных у корпуса. Находящимися в специальном желобке шейки, основные лады фиксируются вставными деревянными колышками.

Меджнун Тар, украшенный резьбой

Работа М. Керимова. Баку. 1987.

Старинный тар состоящий из 4-6 струн имеющий 19 ступенный звукозаряд у которого были мелкие интервалы менее полутона. Разновидностями тара являются инструменты: дутар (двухструнный), сетар (трехструнный), чахартар (четырехструнный), пянджтар (пятиструнный) и шештар (шестиструнный).

В конце 18 века, Садыхджан реконструировал тар, увеличив число струн до 11. Также он внес значительное изменение в исполнение тара. Раньше тар имел больший размер и поэтому его держали на коленях и играли в полусгорбленном состянии, а Садыхджан перевел игру на таре с колен на грудь. Тар прижимается к груди правой рукой, а левой держат аккорды. Со времен изменения Садыхджана, в таре практически ничего не изменилось. Благодаря Садыхджану, тар стал использоватся широкомасштабно как среди богатых так и среди простолюдья.

Однажды далеко за полночь на меджлисе в караван-сарае Гарабека, Садыхджан прижав тар к груди, начал играть "Карабах шикесте", а Джаббар Гарягдыоглы стал вдохновенно петь. Проснувшиеся горожане поднимались на крыши домов и с воcxищением слушали необыкновенный голос. Люди начали стекаться к караван-сараю Гарабека. Туда прибыл и обеспокоенный полицейский начальник с казаками. Как ни старались казаки, они не могли разогнать народ. Наконец Джаббар закончил "Шикесте", и люди убедившись, что он больше не будет петь, разошлись по домам. (оффтоп: Хочю добавить, когда Джаббар Гарягдыоглы в городе Шуша давал азан(призыв на утреннюю молитву) его слышно было в Агдаме. Расстояние между городами более 30км.)

Сядяф Тар, инкрустированный-перламутром

Развитию тара ещё больше помог выдающийся композитор Узеир бек Гаджибейли, который в 1931 году использовал тар в первой опере на Востоке "Лейли и Меджнун", автором которой был он сам (автором письменного произведения "Лейли и Меджнун" был великий писатель Азербайджана Низами Гянджяви). Также Узеир бек Гаджибейли был первым кто систематизировал и создал полный комплект нот в письменном виде.

Ширазский тар

Работа Р. Мамедова. Баку. 1994.

Узеир бек Гаджибейли, ссылаясь на возможности виртуозного исполнительства и акустические свойства тара, писал: "Среди музыкальных инструментов самым ценным, важным является тар, дающий восточному музыкальному образованию большую широту".

Низами Гянджяви в своей поэме "Искендернаме" посвятил тару такие строки:

Певец, хотя б одну лишь ночь еще сыграй на таре

И принеси мне избавление от мук, что жизнь мне дарит.

На сегодняшний день, тар поддается следующему описанию:

Струны тара делятся на три группы:

1. Белая, желтая и толстая парные струны.

2. Толстая одинарная струна, используемая только при исполнении мугамов.

3. Две парные звонкие, тонкие струны.

Тар во время игры держат у груди в горизонтальном положении, прижимая его корпус к груди кистью правой руки, при этом плектр, зажатый между большим и указательным пальцами той же руки, приводит струны в колебание. В левой же руке, гриф зажат между большим и указательным пальцами, одновременно с чем указательный, средний и безымянный пальцы, прижимая струны к различным ладам, обеспечивают звучание.

Во время исполнения технические и художественные возможности тара реализуются посредством трелей и различных приемов плектрного удара. В практике современного исполнительства на таре сложилась целая система исполнительских штрихов, в их числе, "уст - мизраб" (удар плектром сверху), "алт-мизраб" (удар снизу), "уст - алт мизраб" (удар сверху - снизу), "алт - уст мизраб" (удар снизу - сверху), "рух мизраб" (удар справа -слева), "сантур мизраб" (удар сверху - снизу - сверху), а также дополнительные штрихи и приемы как "лал бармаг" (удар пальцем по струне), "дартма сим" (вибрато) и "сюрюшдюрма бармаг" (глиссандо).

Исполнитель, ударяя плектром по струне и при этом прижимая тар к груди, может добиться эффекта долго звучащего вибрирующего звука; получаемая таким образом пауза называется "хум".

Музыкальные партии для тара записываются в меццо-сопрановом ключе "до". Хроматический звукоряд тара включает 2,5 октавы. Диапазон инструмента охватывает звуки от "до" малой октавы до "соль" второй октавы, но при игре можно также взять звуки "ля" и "ля бемоль".

Тар-трость и саз-трость

Государственный Музей Музыкальной Культуры Азербайджана.

Работа В. Зимова. 1930.

В годы правления Сталина (в 30-ые годы. Годы репрессии) было поставлены запреты на исполнение на национальных инструментах, особенно на тар и кяманча, которые были основными и единственными инструментами в тройке:

Тар, кяманча и ханенде (певец). Главную роль в тройке играл тар, так как он был ведущим. Но несмотря ни на какие угрозы и репресси Гурбан Пиримов продолжал исполнять национальные произведения на таре как открыто так и подпольно. Гурбан Пиримов стал третьим человек в истории сущетвования и процветания тара. Также Микайыл Мушфиг великий Азербайджанский поэт, которому в года репресси было 25 лет уже был прославлен на всю страну своими стихами. Таким образом стихотворение "Оху, тар" (Пой тар) навсегда оставил след тара в истории.

(оффтоп: За такого рода патриотические стихи, в 31 год своей тяжелой жизни Микайыл Мушфиг был обвинен в пантюркизме и панисламизме и был расстрелян.)

Спустя годы, национальные инструменты заняли своё былое место в культуре и фольклёре. Проводились всесоюзные фестивали. На такого рода фестивалях за исполнение тара первое место практически всегда занимали выходцы из Азербайджана (среди которых были представители других народов, но которые прошли Азербайджанскую школу и представляли интересы Азербайджана).

Хотелось бы отметить имена великих тарзенов (исполнителей современного тара, большинство которых были уроженцами Карабаха):

Садыхджан (Мирза Садыг Асад оглы)

Гурбан Пиримов

Алиага Кулиев

Ахмед Бакиханов

Узеир бей Гаджибейли

Гаджи Мяммядов

Агсан Дадашов

Бахрам Мансуров - на протяжении более 30 лет был художественным руководителем и первым таром в Азербайджанском Государсвенном театре Оперы и Балета имени Мирзы Фатали Ахундова.

Рамиз Кулиев - живой корифей, выдающийся исполнитель тара как соло так и в аккомпанименте. Рамиз Кулиев провел гастроли практически по всему миру, прославляя и возвышая имя Азербайджана передавая красоту и тонкость востока посредством струн, которые буквально плакали под касанием его пальцев. Даже не разбирающися в музыке человек не мог слушать его исполнение равнодушно. По сей день Рамиз Кулиев удивляет нас и весь остальной мир своим неповторимым испонением на таре!!

Марка СССР (1990, ЦФА № 6249).

Источник: Приватная коллекция

К концу 80-х годов тар, а также другие национальные музыкальные инструменты Азербайджана были использованы как на конвертах, открытках, так же и на редких марках.

Тар используется на национальной валюте Азербайджане, как нa бумажных купюрах, так же и на монетах.

Тар использует в своём творчестве и некоторые российские музыкальные группы, такие как "Обморок", "Мама"...

П.С. Жаль картинки не получилось загрузить... такая красота....

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кеманча

Древняя кеманча, наполняющая сердца радостью, ввергающая человека в мир грез и мечтаний, с печальным и в то же время прелестным звуком, была однострунным инструментом, имеющим длинный гриф и опору. В настоящее время у кеманчи четыре струны. Из них 3-я и 4-я - басовые струны, они обмотаны медной и бронзовой нитью. Звучание струн производится посредством слегка изогнутого смычка, изготавливаемого из кизилового дерева, к концам которого прикрепляется связка конских волос. Инструмент состоит из корпуса округлой формы, сделанного из орехового дерева, широкого грифа и соединяющего их, проходя внутри корпуса, металлического стержня, именуемого «шомполом». Открытая сторона корпуса обтянута осетровой кожей. На ней под наклоном расположена подставка для струн. Прилегающие к ней струны крепятся одним концом к крючкам на стержне, другим – к колкам на верхней стороне грифа.

Развитие звучащего при помощи медиатора саза тесно связано с ашугским искусством. Его название часто упоминается в стихах поэтов-классиков и ашугов. Первые сазы имели короткий гриф и две-три струны. Позднее размеры саза, «идущего в ногу» с развитием ашугской музыки, были увеличены, увеличилось количество струн и ладов. В настоящее время его грушевидный глубокий корпус собирается из девяти полос тутового дерева, а гриф изготавливается из орехового дерева. Саз подразделяется на следующие виды: тавар (крупный), средний и малый. Количество струн на большом сазе 8-11, на среднем – 8-9, на маленьком - 4-7. Еще в недавнем прошлом звучали именуемые главным сазом или матерью-сазом 12-струнные сазы, длина которых достигала 1500 мм. К грифу крепятся 17-18 и более ладов. 3-4 нижние струны именуются высокими, 2-3 средние струны – басовыми и 2-4 верхние струны – аккомпанирующими.Настройка высоких и аккомпанирующих струн является неизменной. Настроенность басовых струн меняется в зависимости от особенностей гармоничного лада исполняемой мелодии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Канон

Нежное, мягкое и очаровательное звучание канона, устанавливаемого на коленях, воспроизводится с помощью металлических медиаторов, надеваемых в виде наперстков на указательные пальцы. Когда-то он был очень широко распространен в странах Востока, в том числе и в Азербайджане. Несмотря на то, что он был забыт на какое-то время, он вновь зазвучал в составах оркестров и ансамблей в конце 50-х годов прошлого века. Корпус инструмента имеет форму прямоугольной трапеции. Большая часть лицевой стороны деревянная, на ней сделаны резонирующие отверстия. Нижняя часть лицевой стороны обтянута кожей, к ней крепится деревянная подставка для струн. Поверх подставки натянуты изготовленные из металла или капрона 24 тройные струны (общее число доходит до 72) . Один конец струн, продетый через образующие прямоугольник боковые отверстия корпуса, завязывается узлом, другой конец крепится к деревянным колкам. При настройке инструмента колки поворачиваются специальным ключом. Под струнами, ближе к колкам, размещаются одна или две маленькие, способные вращаться вокруг своей оси металлические подставки, с помощью которых можно менять настрой струн до полутона или полутора тон.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Уд (укороченная форма «ал-уда»), глубокий и нежный звук которого исторгается при помощи орлиного пера, считается одним из самых старинных музыкальных инструментов. Названия русской «лютни», немецкого «лаота», итальянского «люто», испанского «лауда» - происходят от «ал-уда». До Х века уд имел четыре струны, в последующем была добавлена пятая струна и для усиления звука была сдвоена каждая струна. Привезенный вначале на остров Сицилия и в Испанию уд в средние века был широко распространен по всей Европе, в XVII - XVIII веках достиг пика своего развития, но постепенно стал терять свое превосходство, уступив место скрипке и гитаре. Он сохраняет свое превосходство лишь в странах Востока. Современный уд имеет большой выпуклый, грушевидной формы, корпус, изготовленный из кусочков (до 20) орехового дерева, короткий безладовый гриф с откинутой назад головкой. На лицевой стороне деки для улучшения звучания проделаны резонирующие отверстия. На удлиненной нижней части установлена подставка, к которой непосредственно крепятся струны. Имеется пять сдвоенных (спаренных) струн. Иногда к нему крепится дополнительная непарная струна. 1-я и 2-я парные струны изготовлены из кишки, остальные из металла.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Дамбурун

Распространенный в районных центрах и в селах Закатальского и Белоканского районов, изготовленный из липового дерева двухструнный дамбурун имеет корпус, напоминающий удлиненный совок. К сравнительно короткому грифу крепятся 5 деревянных ладов. Звучание металлических струн (раньше их изготавливали из шелка) достигается движениями пальцев рук.

(больше не нашёл информации о нём)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В средние века более широкое распространение получили струнные инструменты, на которых играли при помощи медиаторов. Как указывается в «Китаби Деде Коркуд», гопуз был любимым инструментом озанов, которые являлись предшественниками нынешних ашугов. Двух-трехструнный гопуз очень походил на саз. Барбатин был похож на уд и по размерам немного превосходил его. Настройка считавшегося совершенным инструментом руда бралась за основу при настройке других инструментов. В настоящее время в Азербайджане также широко распространены используемые в Центральной Азии гашгар, рубаб и танбур. Также звучали и разновидности танбура: дутары, сетары, чартары, пенджтары, шештары. Большая часть корпуса трехструнного озана была обтянута кожей. Донгар считался инструментом, похожим на танбур. Созданная ханенде Рзаэддином Ширвани шешхана очень напоминала уд. Еще одним похожим на уд инструментом был шештай, а также 8-9-струнный чехесде. Широко распространенный в Азербайджане в средние века чанг был одним из самых любимых инструментов ханенде, музыкантов и поэтесс. Наряду с имеющим дугообразный корпус чангом, использовались также и похожие на канон инструменты треугольной и четырехугольной формы - чанг и нузха, на которых играли палочками. Имелись в Азербайджане и созданные известным музыковедом Сафиэддином Урмави инструменты нузха и мугну. Нузха изготавливалась на основе чанга и гануна. Инструмент четырехугольной формы имел 81 струну. Внешне 33- струнный мугну был очень похож на рубаб, но превосходил его по размеру. В недавнем прошлом в Азербайджане можно было встретить сантур, корпус которого представлял собой трапециевидную коробку, звучащий при помощи палочек. Количество его струн доходило до 96-ти.

Из смычковых инструментов, которые были изготовлены с использованием конского волоса, в Азербайджане были распространены чагане, чаганаг и кеман. Корпус чагана имел грушевидную форму. Двух- или трехструнный инструмент, как и кеманча, при помощи имевшейся у него опоры упирался в пол. Корпус трехструнного чаганага напоминал решето. Кеман же своим внешним видом напоминал скрипку.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В величественных горах и на бескрайних равнинах Азербайджана, его городах и селах и по сей день слышны нежные звуки балабана, звонкий голос зурны, печальные звуки свирели и нея, - духовых музыкальных инструментов, оставленных нам нашими предками. В северных и северо-западных областях Азербайджана встречается ксула, а в Нахчыване ян-тутек и тулума, на которой музыканты играют часами.

Под звуки зурны (также именуемой «черной зурной») наш народ провожал своих сыновей в сражения, в мирные времена ее звук слышится на празднествах, свадебных торжествах, спортивных соревнованиях. В шекинской зоне в свое время были распространены, различающиеся по длине корпуса и звучанию, пять видов зурны-тавар крупная и средняя джура-зурна (она применяется в наши дни), средняя и нижняя джура.

Зурна состоит из корпуса, стержня, язычка и тагалага. Корпус изготавливается, в основном, из неподверженного сырости абрикосового дерева. На поверхности корпуса проделано восемь отверстий и одно отверстие проделано на противоположной части. Диаметр корпуса, начиная с шестого отверстия, увеличивается, принимая форму конуса. Отверстие на широком конце зурны постоянно остается открытым. На головной конец корпуса надевается раздвоенный наконечник из дикой ивы – «щипцы». В него вдевается изготовленный из меди или бронзы стержень, к нижнему концу которого крепится «язычок» из камыша. На стержень надевается овальный тагалаг, изготавливаемый из перламутра или кости. Во время игры на инструменте к нему прикладываются губы. После игры язычок накрывается крышкой.

Балабан (очень часто из-за плоского мундштука и мягкого, нежного звука его называют «плоский балабан») состоит из изготавливаемого, в основном, из абрикосового дерева корпуса, трости, подставки и крышки. На корпусе проделывается 8 отверстий, на задней стороне, точно по центру, между 1-ым и 2-ым отверстием лицевой стороны (звуковыми ладами) проделано еще одно отверстие.

Тутек (свирель) – изготавливается, в основном, из камыша. Цилиндрический корпус (длиной 280-350 мм, диаметром 20 мм) в нижней части слегка обстругивается, верхняя часть срезается наискось, в нее вкладывается палочка. На лицевой стороне верхней части для воспроизведения звука проделывается отверстие квадратной формы, для регулирования звука надевается металлическое кольцо. На верхней стороне корпуса проделывается 7 отверстий, и одно отверстие проделывается на нижней стороне.

Ней состоит из пустотелого корпуса прямой цилиндрической формы. Инструмент изготавливается из абрикосового дерева, дерева хурмы или меди. Для улучшения воспроизведения звука верхняя часть инструмента немного обтесывается. Внизу на корпусе имеется 5-7 отверстий для игры, на противоположной стороне ближе к верхней части инструмента проделано одно отверстие.

Широко используется в составе ансамблей ставшая народным инструментом гармонь (более известная, как «азербайджанская» или «восточная»), а также кларнет.

В средние века в Азербайджане были распространены и другие духовые музыкальные инструменты. Среди них можно назвать удлиненный, постепенно расширяющийся книзу бургу, короткий, но с резко расширяющимся горлышком буг, состоящий из восьми трубок различной длины мусигари, достигающий двух метров длины и расширяющийся книзу керанаи, относительно короткий нафир и состоящий из прямой, длинной, с несколько расширенным концом трубки шейпур. Инструмент, отличающийся от керанаи изогнутой трубкой, назывался гавдум, разновидность нафира, напоминающая согнутый рог – шахнафир, напоминающий свирель инструмент - мизмар. Наряду с резко звучащим наем был распространен одноименный инструмент с печальным звуком. Арган, считающийся предком современного органа, состоял из множества труб, приводившихся в действие с помощью мехов. Еще в недавнем прошлом можно было услышать звуки примитивной разновидности тутека (свирели)- сюмсю, сюмсю-балабана, а также бурбугуна и келеная (келезурна), напоминающие птиц. И сейчас иногда звучит шапбир-балабан.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

По определению Узеир-бека, среди ударных инструментов, широко распространенных в наше время, «самый нежный» из них гавал, отличающаяся своеобразным звуком нагара, гошанагара и дюмбек.

Гавал состоит из неширокого деревянного обода, одна сторона которого открыта, а другая обтянута рыбьей кожей. На внутренней стороне ободка закреплены кольца. Его диаметр 340-456 мм, а ширина 40-50 мм. Гавал звучит посредством ударов ладонью и пальцами обеих рук по центру и краям натянутой кожи, а также при встряхивании инструмента.

Нагара представляет собой инструмент с ободом цилиндрической формы, изготавливаемый из абрикосового, орехового и тутового дерева. На инструмент с обеих сторон натягивается, в основном, козья кожа, которая крепится стальными обручами и натягивается накрест связанными по всему корпусу веревками. В зависимости от размеров корпуса инструмент именуется по-разному: большие – кос (всегда используются вместе с маленькой разновидностью), среднего размера – это ручные нагара, при игре устанавливаются под мышкой, малые - бала нагара. При игре на крупных нагара используются колотушки, на других разновидностях играют руками или палочками.

Гошанагара (называется также думбул, думбелек) состоит из двух корпусов одинаковой высоты, но различного размера, изготовленных из орехового, тутового дерева и металла. Внешне напоминает чашу. Верхняя часть корпуса обтянута козьей, бычьей, верблюжьей или лошадиной кожей, которая натягивается сделанным из буйволиной кожи ремнем или винтовым механизмом. Во время исполнения ударами палочек или ладоней по центру, краям кожаных поверхностей, по отдельности или по обеим сразу, по корпусу, друг о друга достигается различное звучание инструмента.

Корпус думбека по форме напоминает пиалу (раньше изготавливался из глины, сейчас, в основном изготавливается из дерева). На широкую верхнюю сторону натягивается козья кожа и закрепляется накрест связанными ремнями или винтовым механизмом. Высота инструмента 350-400 мм. Способ воспроизведения звука схож с игрой на гавале.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В средние века среди ударных инструментов широко был распространен по форме напоминающий пиалу (чашу, кубок) тебиль, звучавший при помощи палочек. Корпус его изготавливался из меди или бронзы, на открытую часть натягивалась волчья кожа. Его меньшая разновидность, используемая во время охоты, называлась тебиль-бас. В сравнении с тебилем, кус отличался большими размерами, во время игры на нем использовались палочки с искривленными концами или обернутые тканью. Состоявший из двух больших тебилей джуфт-кёс, звучал обычно во время боевых действий. Также широко был распространен похожий на современный гавал даф (сейчас иногда так называют гавал). Вдоль его обода на расстоянии друг от друга крепятся 4-6 медных кружочка. Иногда вместо кружочков на внутренней и наружной стороне обода крепятся маленькие кольца. Этот инструмент назывался даира. У мезхера по сравнению с дафом имелся более широкий обод, на который крепились кольца и колокольчики. Упоминаемый в дастане «Китаби Деде Коркут» давул напоминал большую нагару. Диаметр корпуса табиры по направлению к его средней части уменьшался. Обод думбула был широким с обеих сторон, нагаразен был в виде односторонней нагары, а дюхул имел форму удлиненной нагары.

К самозвучащим инструментам относятся шахшах, каман, лаггути. Шахшах (чалпара) состоит из двух выпуклых деревянных пластин (чаш), прикрепленных верхней частью веревкой к рукоятке. Инструмент встряхивают, держа за рукоятку, при этом раздается звук ударов пластин друг о друга. Деревянная часть камана имела длину около 400 мм и была изогнута в виде лука. Нить, к которой крепились металлические пластинки, кольца и колокольчики, натягивалась между концами древка. Во время танца хороводник, держа инструмент по центру, встряхивал им, или постукивал по нему рукой, поддерживая тем самым ритм танца. Лаггути состоит из двух различных по размеру плоских кусочков дерева прямоугольной формы. На его длинной боковой части имеются глубоко вытесанные резонаторные углубления. Для игры на инструменте пользуются двумя палочками.

Когда-то в Азербайджане пользовались и такими инструментами, как джарас, синдж, зянг, дерай, гимро, касе, агыз-допузу, зынгыров, чан, тешт, сяфаил, гашигек, зил и халхалдан. Более широко распространенные синдж и дерай использовались во время военных походов, джарас – во время переселения, халхал имел форму браслета с закрепленными на нем бубенцами, джарасом, похожим на маленький колокольчик, пользовались танцоры во время танца.

Наши традиционные музыкальные инструменты, объединяясь, составляют различные музыкальные группы. Ханенде, играющий на гавале, тарист и кеманчист, составлявшие знаменитую мугамную «тройку», сазандар, девушки, играющие на маленьких сазах, ашуги, присоединившиеся к нагаристам зурначи, балабанщики, дамбуристы, тулумисты, а также группы нагаристов, - завоевали большую народную любовь.

Нашими композиторами созданы для тара, кеманчи, саза, гануна, балабана, зурны концерты, сонаты, пьесы и другие музыкальные произведения.

В последние годы заслуженным артистом Республики, кандидатом искусствоведения Меджнуном Керимовым проведена большая работа по восстановлению забытых народных инструментов и включению их в составы ансамблей, ряд из которых уже возвращен к жизни. В их числе руд, рубаб, бербет, чанг, гопуз, чагане, ширванский танбур, сантур, нузха. К этой почетной работе присоединился и кандидат искусствоведения Аббаскулу Наджафов. Уже действует ансамбль из восстановленных музыкальных инструментов. Вне всяких сомнений, присоединившись в ближайшем будущем к нашим традиционным инструментам, они сделают более ярким и блистательным звучание наших оркестров и ансамблей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кто нибудь может поставить картинки этих музыкальных интструментов? У меня не получается из за ограничений на компе....

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кяманча

Кяманча струнный смычковый музыкальный инструмент. Разновидности его под различными названиями были распространены в музыкальной практике народов Центральной Азии и Среднего Востока. Период высокого расцвета исполнительства на кяманче начинается со второй половины XIX века и он связан с развитием искусства ханенде (национальных профессиональных певцов).

Первые старинные образцы кяманчи изготавливались из выдолбленной тыквы, индийского ореха и украшались слоновой костью. Есть предположение, что одно - и двухструнная кяманча возникла на основе смычкового гопуза.

Средневековая классическая поэзия и изобразительное искусство дают достаточный материал о кяманче, позволяющий составить представление о ней. Кяманча, например, многократно упоминается в произведениях классических поэтов Азербайджана. Низами Гянджави в своей поэме "Хосров и Ширин" посвятил кяманче такие строки:

Смычок, как Моисей, и стонет, и пылает,

Певцу, замолкнув, музыкант внимает.

Кяманча, инкрустированная перламутром

Государственный Музей Музыкальной Культуры Азербайджана. XIX век.

Изображение кяманчи встречается в миниатюрах средневековых азербайджанских художников. В миниатюре художника тебризской школы XVI века Мир Сеида Али, названной "Музыкальный меджлис" (Музыкальное собрание), кяманча изображена в составе ансамбля, включающего также еще барбет и деф.

Крупнейший теоретик музыки Абдулгадир Мараги в своих трудах, наряду с другими музыкальными инструментами, приводит также сведение о кяманче. Немецкий путешественник Э. Кемпфер, посетивший Азербайджан в XVII веке, описывая кяманчу как трех -, и иногда четырехструнный инструмент, особо отмечает красоту ее тембра. Известно, что в XIX веке бытовали трех-, четырех-, и даже пятиструнные разновидности кяманчи. В этнографическом фонде Музея Истории Азербайджана, например, имеется экземпляр пятиструнной кяманчи XIX века. В том же музее экспонируется кяманча, принадлежавшая известному азербайджанскому композитору Зульфугару Гаджибекову. Корпус и гриф этой трехструнной кяманчи украшены натуральным перламутром с большим вкусом. Интересной особенностью этого, датируемого XIX веком, инструмента является то, что часть корпуса сработана из вертикального среза древесины, на которую натянут верх из кожи.

Кяманча состоит из корпуса, грифа и шпиля, проходящего сквозь внутреннюю часть корпуса наружу и соединяющего обе половины корпуса. Корпус, гриф и колки инструмента изготавливаются на специальном станке. На корпус натягивается верх из кожи осетра. Точный расчет расстояния между грифом и струнами является важным условием хорошего звучания инструмента. Общая длина инструмента - 700мм, высота корпуса - 175мм, ширина - 195мм.

Кяманча в серебряном окладе

Личная коллекция К. Султанова. Нахчивань.

XII век. Кяманча, украшенная резьбой

Работа М. Керимова. 1998. Баку.

Диапазон кяманчи охватывает звуки от "ля" малой октавы до "ля" третьей октавы. Музыкальные партии для кяманчи записываются в скрипичном ключе "соль", но звучат на

один тон выше написанного. Инструмент настраивается по интервалам чистой кварты и квинты.

Фото: http://atlas.musigi-dunya.az/ru/kamancha.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

СУФИЙ!!!!! КАКАЯ ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ ТЕМА!!!:flowers1: :flowers1: :flowers1: читаю.....

Я исключение...я чье-то исключение......Во что веришь, то и есть...

Генеральша

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А здесь есть картинки некоторых инструментов: http://super-mp3.nar...instrument.html

))) я увидела Зурну)))))

Я исключение...я чье-то исключение......Во что веришь, то и есть...

Генеральша

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

как хочется все это послушать......особенно настоящих мастеров..

а кстати, опера "Лейли и Меджнун" до сих пор ведь идет у вас?)

Я исключение...я чье-то исключение......Во что веришь, то и есть...

Генеральша

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

СУФИЙ!!!!! КАКАЯ ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ ТЕМА!!!:flowers1: :flowers1: :flowers1: читаю.....

Спасибо Настя :flowers1:

Я сам незнал какие музыкальные инструменты у нас есть... вот так и изучаю..))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

http://mp3.retroportal.ru/4_1.shtml на этом сайте ахив после скачки песен можно открыть только после того как пошлешь смс ((((

а так отрывки послушать здорово...найду потом где скачать нормально..супер музыка..))

Я исключение...я чье-то исключение......Во что веришь, то и есть...

Генеральша

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Айсберг, огромное Вам спасибо! Я вчера записал их себе на телефон и с утра уже слушаю..))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

присоединяюсь...спасибо Айсберг!

продолжаю слушать Самедова....настроение теперь такое заМЕЧТАТЕЛЬНОЕ....пытаюсь работать...

Я исключение...я чье-то исключение......Во что веришь, то и есть...

Генеральша

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 12 years later...

Исполнение азербайджанских народных песен на сазе и таре

 

«Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...