Перейти к содержимому

Другие времена


angelangel

Recommended Posts

В детстве как часто я слышал такие фразы от людей старшего поколения, как «Вот в наше время все было по-другому, вот мы бы так не поступили бы». И всегда задумывался, а придет ли, то время когда и мы будем повторять эти же фразы людям более молодого поколения. Тогда я задумал написать этот маленький рассказ, и решил в нем объединить маленькие события из истории нескольких поколений. А пришел я к этой мысли после того, как прочитал старую купчую моего прадеда найденный в архиве. Сначала я хотел назвать этот рассказ «Купчий». Но потом я посмотрел дату подписания этого купчая, и в нем стоял 17 марта 1918 года. Тяжелая была время - Мартовские армяно - большевистские погромы в Баку 1918 года. И когда я прочитал этот документ, у меня в голове сразу же пробежали эти мысли «Другие времена были… Совсем другие люди жили тогда. Вот мы бы сейчас так не смогли бы поступить».

Многие люди после развала Советов так и до сих пор не смогли привыкнуть жить по-новому. Прошло уже более 20 лет. А они еще тоскуют по советским временам, наверняка им было хорошо в это время, хорошо значить хорошо жили в доставке, не было сегодняшних проблем, не было беженцев. Но не было и свободной мысли, вернее было, но в рамках жесткой цензуры. Другие времена были…

«Актовая книга Бакинского нотариуса Иосифа Людвиговича Ляховича для актовь на недвижимыя имущества 1918. Начато 4 января 1918, окончено 31 октября 1919 года». Название я скопировал с оригинала, именно так и было написано. За это короткое время произошли очень важные события: сначала Бакинская коммуна, потом приход англичан в Баку, установление Центрокаспия и создание в мае АДР.

«В 1918 года Марта семнадцатого дня, явилась ко мне Иосифу Людвиговичу Ляховичу, Бакинскому нотариусу, в контору мою, находящуюся на Барятинской улице, в доме Ашурбекова известно мне лично и по совершению актов законную правоспособность имеющие: жители Бакинского уезда: селения Романы – Исмаил Исрафил оглы и селения Сабунчи – Ага Али Манаф оглы и Мешади Мамед Гусейн Манаф оглы, живущие в городе Баку …». Так должен был начаться мой рассказ: «Купчая», и эти строки тоже взяты с оригинального документа. А Исмаил Исрафил оглы был моим прадедом по отцу.

Изменено пользователем angelangel
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 month later...

Купчая заинтересовала меня своей необычной формой. То есть, для меня было небычным ее оформление, которое резко отличалось от современных. Оказывается, в былые времена, чтобы сделать куплю продажу недвижимого имущества, кроме лиц соверщаюших сделку, в подписании документа, должны были также участвовать свидетели, причем они должны были выходцами из высшего сословия.

«подпись его удостоверили: нотариус при совершении чтения и подписании этого акта свидетелей: дворянина Константин Бек Яковлевич Авшаров, Бакинский мещанин Арсен Саркисович Атабеков, Кубинский мещанин Крикор Сарумович Сарумов».

Удивительно и то, что этот документ свидетелствующий что, мой прадед на пересечиении улиц Каменистая и Церковная, в центре города, купил здание, до сих пор хранится в архиве. Копия документа несколько лет пролежал среди моих бумаг, пока наконец мои руки не дошли до него. Как говорится, всякому свое время. Судьба моего прадеда с детства сильна интересовала меня. Я помню его жену, мою пробабущку, Мещади Захру. Она была особенная, про нее ходили легенды, как 4 года блокады она переехала в Ленинград, чтобы жить рядом с фронтом, где воевал его любимый сын, старшый лейтинант Техмез. Да были другие времена, когда люди бежали с осажденного, голодного города, а прабабушка, отсюда из Баку перехала туда, чтобы морально поддержать своего сына. Я иногда думаю, может мы поэтому и выиграли тогда войну, что у нас были не только воющие на фронтах солдаты, но и такие простые одновременно патриоты прабабушки. Можеть быть, поэтому мы сейчась остались без 20% земель, что у нас нет уже таких бабушек, которые поддерживали бы как могли тех которые сражались в Карабахе? Да, были другие времена… И люди тоже были подстать своей времени, как и мы сегодня.

Я знал что, прадедушка Кербалаи Исмаил погиб во время мартовских событий 1918 года. Но точное обстаятельства его гибели, до сих пор оставалась тайной. И пробабушка и бабушка и даже отец, давным давно отошли в мир иной, некого спросить и что-то разузнать об этом. Когда в очередной раз я сьездил в родное селение отца Романы, долго ходил по старым улицам, бродил около знаменитой крепости 14 века, навестил могилу отца. Как я и предпологал, могилу прадеда не удалось найти. По пути зашел в дедовский дом, в разговоре с тетей пытался что то разузнать о нем, в ответь тетя прередала мне копию этого купчего.

Разные бывают человеческие судьбы, пережитые ими события, но кровавый 1918 год, остался в памяти бакинцев навсегда. Резнья устроенная дашнаками над мирными жителями, под покровитетьльством Советов, где председательствовал С.Шаумьян, досконально стало известным только сейчас. При Советской власти все было перекрыто, все было под занавесой тайны, все было шито-крыто. Но прошли те времена, и слава Богу за это. С каждым годом все новые документы публикуются в печати, и через интеренет становятся достаянием миллиона людей у нас и за рубежом.

И вот в очередной годовшине Мартовских кровавых событий, я попытался найти в интернете документов, которые помогли бы найти что-то о судьбе прадеда, одного из десятки тысьяч погибщих невынных жертв. Я почему то, был уверен что, найду документа проливающий свет на обстоятельства гибели прадедушки. Среди множества документов найденными мною в интернете, более всех мое внимание привлекла одна из них: «Март 1918 г. Баку. Азербайджанские погромы в документах» автор Солмаз Рустамова-Тогиди, доктор исторических наук. Прочитав несколько предложений я сразу был заинтересован уникальными документами. На основании этой книги легли документы ЧСК созданный правительством АДР 15 июля 1918 г. для расследования Мартовских событий. Я был поражен тем что, сразу же после своего создания АДР, создал эту ЧСК, которая сделала огромную работу, и только благодря этим документам зафиксированы в истории имена и обстаятельства гибели многих наших погибщих сограждан. Вот это и есть цена свободы и независимсти, всего два года продержался АДР, но то что было сделано в эти годы не поддаются не каким измерениям. И пусть некоторые еще тоскують по тем советским временам, но я не поменяю даже секунды прожитые в независимой стране, на те годы. Да, другие времена были, когда сын передавшего родного отца, как Павлик Морозов насильно становился кумиром для детей, чтобы было с кого брать пример. Когда Млотов сидел рядом с Сталином и улыбался ему, а жена его гнила в концлагерях ГУЛАГА. Да, турдно сейчась жить, но даже эту трудность я не когда не поменяю «дармовым советским» годам. Да, они остались в моей памяти, и дороги мне, но только из за того что, там остался мое детство, мои родители, мои друзья, которых я больше некогда не увижу. Баку моего детства, которую мы почти что потеряли. Я не тоскою по советским временам, я тоскую по своему детству. И так, я с стал тщательно читать материалы книги, некотороые отрывки из него, которые имеють непостредственое отношения к моему рассказу я решил включить в мое повествование.

«Однако единичные свидетельства жителей этих деревень, особенно показания жителей сел. Раманы, где ЧСК удалось опросить наибольшее число людей, создают более или менее общую картину о масштабах людских и материальных потерь окрестных деревень Баку. Выясняется, что в Сабунчах, Ахмедлах, Забрате непосредственно размещались штабы армянских войск, которые не только терроризировали и держали под страхом всех жителей и проезжих - мусульман, но перед отступлением с фронта армянские солдаты подвергли все эти деревни полному разгрому, а жителей, не успевших убежать, жесточайшим пыткам и смерти. Из документов следует, что только на Раманы армяне нападали несколько раз - в марте, августе и в начале сентября 1918 г., - не оставив камня на камне в этом большом и древнем Бакинском селении, и истребив всех, не успевших бежать жителей целыми семьями. (док. №№ 862-1007) Жители другого, самого богатого, благодаря нефтяным источникам, Бакинского селения – Балаханы, уже пережившие ужасы мартовских событий, и наслышанные о зверствах армян, почти всем селом оставляли свои дома и бежали, чтоб спасти свою жизнь. Все это селение и дороги к нему, были захвачены армянскими боевиками, которые в течение нескольких дней подвергли его дома и квартиры ограблению и разгрому, а оставшихся жителей насилию и смерти. Из этих же документов, становиться известным, что Маштаги, Бузовны, Пиршаги и др., вооруженно обороняемые населением селения, стали убежищем для многих несчастных жителей окрестных деревень, находившихся на линии фронта даже после взятия Баку азербайджано-турецкой армией 15 сентября 1918 г.»

Прочитав эти строки я еще больше был уверен, что обязательно встречу имена своих предков, в том числе и покойной прадедушки на страницах книги Сломаз Тогиди. Настолько доскональными были документы, перечисленные в этой книге.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...