Jump to content

Recommended Posts

Новейшая история мира помнит немало случаев (попыток) по возвращению блудного капитала обратно в страну. Эдакая амнистия. Наворовал и будя. Не боись, засветись, работай по белому. И ничего тебе за это не будет. Ни затрещины, ни оплеухи, ни нар тюремных с окошком - с обзором стратосферы в небольшую клетку. Всё что будет  на теме - надыбал из сети.

И традиционный вопрос.

 

Могут ли вернуться в АР блудные капиталы, возможна ли их амнистия и будет ли от этого польза для страны, для народа?

 

ПС: ясен пень, что наворованное бабло за бугром нигде не лежит мёртвым грузом, и оно реально работает, принося скромные, средние и несметные барыши владельцу, но всё же....

Link to comment
Share on other sites

  • Replies 43
  • Created
  • Last Reply

Top Posters In This Topic

Амнистия капиталов стала своеобразной приватизацией Казахстана правящими кругами
(июнь, 2009 г)
 

 

 

УДРУЧАЮЩАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ ТРЕБОВАЛА ВОЗВРАТА ДЕНЕГ В СТРАНУ

Нет, не «все мы вышли из гоголевской «Шинели». Есть еще те, кто важнейшим днем отсчета в Казахстане считает 14 июня 2001 года. Именно в тот день вступил в силу закон о помиловании всех теневых и левых денег. Этот закон тогда называли красиво и возбуждающе: «Закон об амнистии граждан Hеспублики Казахстан в связи с легализацией ими денег».

Из страны на протяжении десятилетия постоянно уходили за рубеж огромные суммы, что, собственно говоря, происходило практически во всех странах постсоветского пространства.

Немалое количество валюты оседало внутри страны, и люди не спешили класть деньги в отечественные банки. Уже тогда между народом и правителями цементировалось устойчивое недоверие. Это же самое происходило и в Украине, и в России, и в Грузии, и в Азербайджане.

Летом 2001 года Казахстан первым среди постсоветских государств попробовал пробить эту толщу массовой подозрительности сограждан к режиму и пригласил народ к финансовому сотрудничеству.

Сама удручающая действительность требовала решительных шагов по возврату денег в страну. Ведь уже тогда, по подсчетам специалистов, в Казахстане инвестиционные возможности использовались не более чем на 25 процентов.

Все остальные финансы находились в наличных долларах в самой стране. А еще большую часть сбережений предприниматели вывозили за пределы Казахстана. Опять же фактор кредита доверия был решающим.

Вернее сказать, кредита недоверия. Даже по официальным данным Национального банка страны, бегство капиталов в 1999 году составило почти 650 миллионов долларов.

К этой цифре тоже относились со скепсисом, что углубляло недоверие к государственным источникам. Сказывалась давняя советская практика очковтирателства всерху вниз и снизу вверх.

Казахстанское правительство решилось на немыслимое - предложить народу мировую. Казалось бы правительство сделало все от него зависящее. Был издан закон, предусматривающий проведение «исключительно разовой (рассчитанной на 20 дней) акции по легализации денег, которые были ранее выведены из экономического оборота и не были задекларированы.

Законом освобождены от ответственности лица, совершившие отдельные правонарушения в сфере экономики. Причем такого рода амнистия касалась целого ряда статей не только Кодекса об административных правонарушениях, но и Уголовного кодекса Республики Казахстан.

Таких, к примеру, как незаконное предпринимательство, незаконная банковская деятельность, лжепредпринимательство, уклонение гражданина от уплаты налогов и другие».

ОСНОВНОЙ ТЕНЕВОЙ КАПИТАЛ ОСТАЛСЯ ЗА РУБЕЖОМ

Чем же ответил народ на такое неслыханное предложение? Ведь подобного откровения советская власть не позволяла себе ни при каких обстоятельствах.

Только один раз в истории прежней большой страны власти предержащие обратились к народу «на равных». Это было тогда, когда гитлеровцы начали наступление на Советский Союз. Тогда-то Сталин и сказал свое, ставшее историческим, обращение к людям «братья и сестры».

Как же казахстанцы ответили на патриотический призыв своего правительства возвращать капиталы в экономику страны?

Уже через месяц ответ был довольно предсказуемым. На официальном уровне предполагали, что в страну может вернуться до трех миллиардов долларов. В реальности были легализированы не более 15 процентов от ожидаемых валютных поступлений. Общая сумма не превышала 480 миллионов долларов.

Абсолютное большинство вкладов, почти 90 процентов, пришло не из-за рубежа, а за счет внутреннего притока наличности.

В этом признавался сам глава Национального банка страны Григорий Марченко. То есть основной теневой капитал предпочел остаться за рубежом.

МИРОВАЯ ПРАКТИКА ЛЕГАЛИЗАЦИИ КАПИТАЛОВ

Легализация теневых капиталов, конечно же, дело не новое в мировой практике. Этот процесс переживали и такие гиганты, как Франция и США, во времена Великой депрессии. Подобные затеи возникали и в Аргентине, Индии, Ирландии.

Постсоветские страны пробовали после Казахстана что-то там легализировать, но, как правило, больших положителных результатов это не приносило.

Интересным для Казахстана мог бы стать опыт Турции. Теневой бизнес охватывал до 40 процентов турецкой экономики. Амнистию капиталов там провели в 1998 году. В результате амнистии из теневого оборота было возвращено почти 20 миллиардов долларов. Турки не побоялись довериться своим властям.

ВЕРХОВЕНСТВО АВТОКРАТИИ, А НЕ ЗАКОНА

Казахи – не турки. Судьба легализированных или задекларированных в Казахстане в июне-июле 2001 года денег до сих пор пребывает в полном тумане. Уже вскоре после проведенной амнистии появились сведения, что ставшие законными миллионы вновь отправились заграницу.

Опять недоверие перевесило.Уже тогда это касалось не только активно работающих предпринимателей и не только тех, кто создал огромный капитал в смутное время всякими махинациями, но и рядовых сограждан. Как люди не верили в утвержденный закон при советской власти, так люди не могут довериться и нынешним властям.

И главное, что это массовое недоверие стойко продолжает существовать до дней сегодняшних. Оно не уходит по времени с удаленностью от советского периода.

И есть природа этого недоверия. Она давно известна всему миру. Это четкое отсутствие в обществе верховенства закона, верховенства права. Взамен ему при советской власти царствовало верховенство идеологии, политической целесообразности, а сегодня идеологию подменили верховенством автократии.

Правит не закон, а правят конкретные властители. Они и являются малой, местной истиной, переходящей в истину в последней инстанции.

ВЕРХНИЙ ЭШЕЛОН ВЛАСТИ – ЗОНА КРАЙНЕГО НЕДОВЕРИЯ

Кто в Казахстане не знает, кому принадлежит истина в последней инстанции? Все все правильно понимают. Ведь деньги тем более не любят контроля и несвободы.

Да и откуда может возникнуть хоть какой-нибудь доверительный разговор по вертикали, если чуть ли не каждую неделю доблестные казахстанские ревизоры из финансовой полиции и КНБ заводят дела на крупных управленцев?

Между тем в глазах многих скептиков эти дела тщательно отобраны по принципу политических чисток против несговорчивых или непослушных деятелей, в которых власть усматривает потенциальных оппонентов.

Поэтому до сих пор всякие попытки легализовать гигантскую теневую массу капиталов будут обречены также, как это провалилось вследствие амнистии капиталов от 14 июня 2001 года.

С самого начала в казахстанском обществе эту амнистию называли попыткой верхних бюрократов от власти легализовать и задокументировать свои личные накопления.

Некоторые из них даже попали в табели о рангах миллиардеров по шкале американского журнала «Форбс». Там, например, красовался известный всему Казахстану помощник президента Булат Утемуратов.

Кто уж там есть ближе к истине в последней инстанции. Подобные попытки верхних владельцев этой истины усматривают и в последовавшей позднее амнистии имущества в Казахстане.

Сам верхний эшелон власти по своему преобразовался в зону крайнего недоверия. И долго еще будут преподносить сюрпризы те или иные представители казахстанских верхов, когда обнаружится, что и они тоже не прочь держать свои основные и немалые сбережения подальше от страны.

Они-то больше других знают, насколько ненадежно их состояние и как легко приблизиться к последнему рубежу «из князи в грязи».

Но может быть, они задают главный тон в амнистии капиталов, чтобы раствориться среди других, слиться с массой, размыться там, где срабатывает чисто народный инстинкт: в толпе всегда легче смыться?

Link to comment
Share on other sites

2011 г

 

Последние данные о состоянии экономики США были плохи: было создано мало рабочих мест, потребление и промышленное производство топчутся на месте. Рынок жилья остается подавленным. Доверие потребителей, бизнеса и инвесторов снижалось, а теперь будет падать и дальше. 

По другую сторону Атлантики периферийные экономики еврозоны в этот момент переживают сокращение, или в лучшем случае едва растут. Риск того, что Италия или Испания - и, возможно, обе - потеряют доступ к рынкам облигаций, сейчас очень высок. В отличие от Греции, Португалии и Ирландии, эти две страны слишком велики, чтобы им оказали помощь. 

Между тем, экономика Великобритании переживает слабый рост, а экономика Японии, переживающей структурную стагнацию, будет расти в течение нескольких кварталов - после двойного погружения после землетрясения - только чтобы снова войти в состояние стагнации, когда выдохнется программа стимулирования. Что хуже, ведущие индикаторы глобального производства тоже стремительно замедляются - как в странах с развивающейся экономикой, как в Китае, Индии и Бразилии, так и в экспортно-ориентированных или богатых ресурсами странах, таких как Германия и Австралия. 

До прошлого года политики всегда могли исполнить очередной фокус, чтобы вызвать рост цен на активы и экономический рост. Нулевые процентные ставки, первый и второй раунды количественного смягчения, меры по облегчению кредитования, фискальное стимулирование, изоляция проблемных активов, инъекции ликвидности на сумму в триллионы долларов и национализация банков и финансовых институтов - все они были испытаны. Но теперь у нас закончились фокусы. 

Ошибочное решение Standard & Poor снизить долгосрочный кредитный рейтинг правительства США при таких тяжелых потрясениях для рынков и экономической слабости лишь увеличивает шансы на двойную рецессию и даже увеличение бюджетных дефицитов. Парадоксально, однако, облигации минфина США, вероятно, останутся наименее мерзким безопасным активом в мире: уход инвесторов от риска, падение курсов акций и близкий спад могут даже привести к падению их доходности, скорее, чем к росту. 

Фискальная политика ныне предусматривает строгую экономию как в еврозоне, так и в Великобритании. Даже в США вопросом остается лишь объем сокращений, поскольку местное самоуправление и власти штатов, а ныне уже и федеральное правительство, сокращают расходы, уменьшающие трансфертные платежи и (совсем скоро) будут повышать налоги. Очередной раунд национализации банков является политически неприемлемым. Но даже если бы он таким не был, большинство стран, особенно в Европе, настолько обременены долгами, что их суверенный риск фактически создает банковские риски - поскольку банки перегружены проблемными правительственными долгами. 

Надежды на количественное смягчение будет сдерживать инфляция, которая значительно выше целевого уровня во всех странах Запада. Федеральная резервная система, вероятно, начнет третий раунд количественного смягчения, но он будет слишком слаб и начнется слишком поздно. Прошлогодний второй раунд количественного смягчения в 600 млрд привел к росту всего в 3% в течение одного квартала. Третий раунд количественного смягчения будет гораздо меньше, и принесет гораздо меньшие результаты. 

Экспорт вряд ли кого спасет. Все развитые страны нуждаются в более слабой валюте, но они не могут иметь ее все одновременно - если одна слабее, другая должна быть сильной. Это игра с нулевой суммой, которая грозит только восстановлением валютных войн. Начинаются первые столкновения, поскольку Япония и Швейцария пытаются ослабить обменные курсы своих валют. Другие скоро последуют их примеру. 

Так сможем ли мы избежать еще одной жесткой экономической рецессии? Это может оказаться просто невыполнимой миссией. Лучшим ходом для стран, не потерявших доступ к рынкам капитала - США, Великобритании, Японии и Германии - будет внедрение новых краткосрочных программ фискального стимулирования, давая обязательство в среднесрочной перспективе осуществлять жесткую экономию. Понижение рейтинга США ужесточит требования сокращения расходов, но Америка должна провести сокращение в среднесрочной перспективе, а не сиюминутную фискальную ампутацию, что приведет к ухудшению перспектив роста и дефицитам. 

Большинство западных центральных банков должны также начать дополнительные раунды количественного смягчения, даже если их влияние будет ограниченным. Европейский центральный банк должен не просто прекратить повышение ставок: он должен снизить ставки до нуля и осуществить масштабную закупку правительственных облигаций, чтобы предотвратить потерю Италией или Испанией доступа к рынкам капитала - результатом которой будет по-настоящему серьезный кризис, что потребует удвоения (или утроения) ресурсов, выделенных на помощь в ЕС, или же реструктуризации долгов и разделения еврозоны. 

И наконец, поскольку это уже кризис платежеспособности, а также и ликвидности, должна начаться упорядоченная реструктуризация долгов. Это означает снижение сумм ипотечного долга без всяких исключений для примерно половины американских домохозяйств, сумма долга которых больше рыночной стоимости заложенной недвижимости, и переход банков, теряющих платежеспособность, под контроль их кредиторов. Принудительный перенос срока погашения облигаций, как это делает Греция, по безрисковой ставке, должны применить также Португалия и Ирландия, а также Италия и Испания, если они потеряют доступ к рынкам капитала. Очередную рецессию, вероятно, нельзя будет предотвратить. Но политикой еще можно остановить вторую депрессию. Это является достаточной причиной для быстрых и целенаправленных действий. 

Нуриель Рубини, Президент Roubini Global Economics, профессор экономики в Школе бизнеса Стерна Нью-Йоркского университета и соавтор книги "Экономика кризиса". 

Link to comment
Share on other sites

(апрель, 2013 г)

 

В правительстве готовы обсудить возможность амнистии капитала, если будет такая инициатива. Об этом сообщил первый вице-премьер Игорь Шувалов, отвечая на вопросы инвесторов на деловом форуме "Россия-2013", организованном Сбербанком.

Речь идет о деньгах, скрытых предпринимателями в офшорах. Шувалов предупредил, что относиться к этой идее надо "аккуратно, чтобы не было недовольных". "Нельзя порождать ощущение несправедливости, ведь есть те, кто все эти годы честно платил налоги", - подчеркнул он. И напомнил, что в России уже однажды прошла, причем неудачно, амнистия. Она действовала в 2007 году, закон об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами позволял уплатить 13 процентов от незадекларированных доходов, полученных до 2006 года.


"Мало денег собрали", - сказал он. Впрочем, меры по возвращению в страну "беглого" капитала он предложил продумать банковскому сообществу: "К вам ведь эти деньги придут".


В ответ Герман Греф сообщил, что совместно с главой ВТБ они уже наметили план. Между тем Игорь Шувалов дал понять, что на фоне "кипрской экспроприации", которая позволяет задуматься об исчезновении в Европе понятия универсального права собственности, российская банковская система выглядит выигрышно. Да и в целом эта ситуация могла бы ускорить формирование в Москве Международного финансового центра. В правительстве, сказал Шувалов, уже обсуждалась тема создания коммерческого арбитражного суда. "Это надо делать как можно быстрее. Нам необходим независимый судебный орган, такой, как в Лондоне", - подчеркнул он.


Довольно резко отреагировал вице-премьер на вопрос о причинах снижения роста экономики. На 2013 год минэкономразвития понизил прогноз с 3,6 до 2,4 процента. Кроме того, многие эксперты заговорили о наступлении в России рецессии. "Никакой рецессии нет, есть неудовлетворенность текущими темпами роста. При том, что для обеспечения модернизации нужно как минимум пять-шесть процентов роста, отсутствие таких темпов, наверно, сродни рецессии", - сказал Шувалов. Он считает, что первый квартал не показателен. И надо дождаться середины года.


"Главное - не скатиться в искусственное стимулирование экономики фискальными мерами, что опасно и ошибочно", - сказал Шувалов. Он также подчеркнул, что борьба с инфляцией, бюджетная дисциплина остается приоритетом правительства. "Если вдруг встанет вопрос, что нужно увеличить инфляцию ради экономического роста, то мы категорически против", - сказал он. Вместе с тем он признал, что на "крайний случай" в правительстве есть ответные меры.


Что касается возможной амнистии капитала, то, как считают эксперты "РГ", без улучшения судебной системы, прекращения необоснованного давления на бизнес она может остаться чисто символической мерой. Но и при самом хорошем раскладе привлечет в страну около миллиарда долларов. Для развития экономики страны этих денег явно недостаточно, подсчитал профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций НИУ "Высшая школа экономики" Александр Абрамов.

Link to comment
Share on other sites

(май, 2010 г)

Международный валютный фонд прогнозирует сокращение нефтяного сектора Азербайджана, что приведет к спаду экономического роста в 2010 году. После десятилетнего энергетического бума нефтяная отрасль страны уже не сможет в одиночку быть локомотивом экономического роста, предостерегает МВФ. Значит, необходимо срочно диверсифицировать экономику.

Согласно майскому докладу Международного валютного фонда, объем добычи нефти в Азербайджане в текущем году вырастет всего на 1,2%. Ожидаемое сокращение нефтяного сектора в свою очередь на 10% затормозит экономический рост страны до 2,7%. А это уже существенно уступает аналогичному показателю за 2009 год, когда темп экономического роста составлял 9,3%.

«Учитывая тот факт, что нефтедобыча больше не будет являться основным источником роста, возникает насущная необходимость в активизации процесса диверсификации экономики», —написали специалисты МВФ.

Для преодоления негативной тенденции авторы доклада призвали Администрацию президента Ильхама Алиева к стимулированию частного сектора. Меры должны быть направлены на «содействие развитию торговли, модернизацию налоговой и таможенной сфер, а также сокращение монополий». Что очень важно, отмечается нежелательность использования государственного нефтяного фонда (насчитывающего $16,2 млрд) для восполнения потерь, вызванных снижением темпа экономического роста.

Однако власти пока не видят опасности. На заседании кабинета министров 15 апреля президент Алиев заявил, что, несмотря на мировой экономический кризис, Азербайджан по-прежнему «демонстрирует стабильный рост». Позднее председатель Госкомстата Ариф Валиев сообщил: «Рост ВВП за первые четыре месяца составил 5%». Он также добавил, что рост зафиксирован и в отраслях, не связанных с нефтью. Конкретных цифр, однако, он не назвал. 

Зато независимые эксперты считают, что ненефтяные отрасли пока не демонстрируют уверенного роста. В прошлом году темпы роста в них сократились с 16%, зафиксированных в 2008 году, до 3%. Эксперты по экономическим вопросам разделяют прогнозы МВФ. Они также не считают, что ненефтяные сектора экономики в ближайшее время смогут восполнить недополученные доходы, вызванные замедлением в энергетическом секторе.

Впрочем, хотя Азербайджан и говорит об экономических достижениях, «он явно желает, чтобы международные финансовые институты протянули ему руку помощи», — сказано в статье Шахина Аббасова — независимого бакинского журналиста, члена правления института «Открытое общество», — размещенной на портале EurasiaNet.org. Так, выступая на прошлой неделе перед исполнительными директорами Европейского банка реконструкции и развития, министр экономразвития Шахин Мустафаев обратился к банку с просьбой «сыграть активную роль в поддержке частного сектора Азербайджана».

Правительство делает упор на развитие регионов, телекоммуникационного и туристического секторов, а также малого и среднего бизнеса. По идее, они должны уравновесить энергетический сектор, однако объем экспорта ненефтяных отраслей экономики «по-прежнему не превышает 5% от общего объема экспорта Азербайджана», — отметил замглавы неправительственного Центра экономических исследований Расим Гусейнов.

По мнению независимых экспертов, принимаемых правительством мер по стимулированию ненефтяного сектора будет недостаточно, чтобы восполнить недополученные нефтяные доходы. В начале 2011 года в Азербайджане может начаться рецессия, прогнозирует председатель общественного Центра содействия свободной экономике Зохраб Исмаил. С этой оценкой согласен и Расим Гусейнов, учитывая, что на долю нефтяного сектора приходится более половины азербайджанской экономики, «ни в 2010 году, ни в последующие годы ненефтяные сектора не смогут компенсировать подобное снижение уровня доходов», полагает он.

Edited by =Zaman=
Link to comment
Share on other sites

(ноябрь, 2012 г)


Среди экспертов пока нет единого мнения, как это можно сделать. Поклонники теории Кейнса, например, считают, что лишь государственная помощь способна спасти экономику от рецессии. По мнению же экономистов Бундесбанка, экономику спасти может только сокращение бюджетных расходов. В течение длительного времени МВФ поддерживал позицию последних, однако недавно поменял свою политику, требуя послабления для Греции и других европейских должников. Недавние исследования в области экономики подтверждают негативные эффекты программ экономии и, с другой стороны, эффективность бюджетного стимулирования. Сейчас бюджетное стимулирование часто применяется государствами. Благодаря бюджетным расходам, им удается вновь добиться экономического роста. Однако многими европейскими странами сейчас используется иная политика – резкое сокращение бюджетных расходов, что делает невозможным экономический рост.


Изучив опыт 17 стран Организации экономического сотрудничества и развития за период с 1975 по 2008 годы и проанализировав уровень госдолга, обменный курс и дефицит бюджета как факторы экономической среды, эксперты МВФ пришли к выводу, что увеличение государственных расходов влияет позитивным образом на рост ВВП, однако не воздействует на уровень потребления. Кроме того, расходы правительства определенным образом замещают частные инвестиции. Такая увеличения расходов может укрепить на какое-то время номинальный курс валюты, однако реальный курс будет все равно снижаться. Подобные утверждения экспертов МВФ стали предметом активного обсуждения в экономических кругах. Стало понятно, что меры экономии, которые ввели для себя многие страны Южной Европы, в том числе Греция, на чем настаивала Германия, на самом деле привели эти страны к рецессии.


Такие выводы сделали представители международной организации, которая пользуется значительным авторитетом, что не вызывает сомнений в их достоверности. Кроме того, данные выводы подтверждают и другие исследователи. Скажем, экономисты из Оксфорда – Кевин О’Рурк и Барии Эйченгрии утверждают, что бюджетное стимулирование применялось и в годы Великой депрессии, однако в довольно необычной форме. Так, Италия, Германия и Япония увеличивали свои расходы на военные цели, а США – объемы общественных работ. Хотя подобные выводы и неприятны для европейских властей, однако для них гораздо важнее установить реальные причины тех процессов, которые сейчас происходят в Европе. Поэтому, безусловно, к этим выводам прислушаются, и они будут учтены при проведении экономической политики в ближайшей перспективе.

Link to comment
Share on other sites

Что такое рецессия 

Формально под рецессией понимается сокращение ВВП в течение двух или более кварталов, то есть грубо говоря, ситуация, когда все фабрики стали выпускать меньше товаров, чем раньше, магазины меньше продавать, а потребители меньше покупать. В более широком смысле рецессия - это значительное сокращение деловой активности, которое может сопровождаться целым рядом негативных для экономики факторов. 

Например, рецессия, вызваная ипотечным кризисов в США может развиваться по следующему сценарию. Банки, поняв, что выдали огромное количество "плохих" кредитов, списывают активы - то есть понимают, что денег на самом деле у них гораздо меньше, чем они думали. В результате они значительно ужесточают процедуру выдачи новых кредитов, сокращают работников, закупки и инвестиции в расширение. 

В результате весь остальной бизнес испытывает недостаток в свободных средствах и вынужден либо останавливать расширение производства, либо вовсе сокращать его, увольняя сотрудников. Когда такая ситуация распространяется на достаточное количество отраслей, начинает расти безработица. С ее ростом и сокращением доходов населения, начинает уменьшаться личное потребление, что опять же приводит к тому, что бизнес может меньше продать, а значит меньше заказать своим поставщикам. 

Замкнутый круг такого снижения можно разорвать лишь активными усилиями государства, которое различными методами пытается вбрасывать в экономику дополнительные средства, снижая налоги, ставки процента и нормы резервирования, увеличивая госрасходы. Эти деньги, которые должны вызвать экономический рост, обычно провоцируют также рост инфляции, которая в данном случае рассматривается как неизбежное и допустимое зло, оправданное восстановлением экономики. 

Принято называть затянувшуюся рецессию с сильным падением всех экономических показателей экономической депрессией. В юмористически-наглядном плане лучше всего отличие рецессии от депрессии описал журналист Сидни Харрис - "когда твой сосед теряет работу - это рецессия, когда увольняют тебя - это депрессия". 

Глобальный спад 

Спад в настоящее время наблюдается во всех ведущих экономиках мира. Ранее о рецессии уже объявил целый ряд стран Европы: по данным статистического агентства Eurostat, экономика 15 стран еврозоны вступила в стадию рецессии в третьем квартале текущего года. А в начале декабря глава Европейского центробанка Жан-Клод Трише объявил, что спад в экономике ожидается и в следующем году. 

В США Национальное бюро экономических исследований (NBER) недавно объявило, что страна вошла в стадию рецессии годом ранее - в декабре 2007 года. При этом эксперты бюро рецессией называют не падение ВВП в течение двух кварталов, а общий спад в экономике, который характеризуется, в том числе и ростом безработицы, и уменьшением зарплат, и целым рядом других показателей. Серьезные проблемы испытывает и Япония. 

По сути, можно с высокой долей уверенности говорить о начале полноценного мирового экономического кризиса. Спорить следует лишь о его продолжительности и разрушительности. Причины его пока не изучены, хотя очевидно, что в первую очередь экономике повредил обвал цен на американскую, а затем и европейскую недвижимость. Ипотека США - это рынок объемом почти 12 триллионов (чуть меньше всего американского ВВП за год). Огромное количество компаний самого разного масштаба - от гигантских банков вроде Citigroup и UBS до небольших хедж-фондов - вложилось в эту сферу. Потери от ее сжатия были, естественно, огромными. На данный момент объем списаний финансовыми компаниями Европы и США превысил 500 миллиардов долларов и продолжает расти. 

В результате краха ипотечного рынка банки лишились значительной части своих активов, начали испытывать проблемы с притоком ликвидности и стали гораздо менее охотно выдавать кредиты как частным лицам, так и другим банкам и компаниям. Для некоторых финансовых институтов таким образом возможности рефинансирования стали гораздо уже. Некоторые из них, не имея возможности платить по долгам, уже “приказали долго жить”, как это случилось с инвестбанком Bear Stearns и калифорнийским ипотечным банком IndyMac. Тревожные слухи то и дело появляются о плачевном финансовом положении четвертой по величине инвестиционной компании США - Lehman Brothers. Что касается реального сектора, то дорогой кредит лишает возможности получать финансирование на создание новых проектов и развитие старых. Все это приводит к снижению экономической активности. А в условиях нынешней взаимозависимой глобальной системы кризис, как вирус гриппа, мгновенно перекидывается с одного организма на другой. 

Другой серьезной головной болью для мировой экономики стали подскочившие цены на сырье. К примеру, нефть в течение года подорожала более чем в два раза, установив немыслимый еще пару лет назад рекорд - 147 долларов за баррель. Сейчас цена упала до 114 долларов, но по меркам недавнего прошлого продолжает оставаться запредельной. Следом за нефтью вверх рванули и все прочие сырьевые товары - от алюминия до зерна. Ясно, что при сверхвысокой стоимости материалов экономика развиваться может только с большим скрипом. 

Россия, сама являющаяся одним из крупнейших производителей сырья, от этой ситуации на первый взгляд только выигрывает. И действительно, в 2007 году темпы роста экономики поднялись с 7,4 до рекордных в этой декаде 8,1 процента. Однако у этого процесса есть и обратная сторона - приток капитала породил инфляцию, превысившую в прошлом году в 10 процентов. Нет никаких оснований полагать, что в 2008-м рост цен будет сильно ниже. Кроме того, рецессия во всем мире с высокой вероятностью приведет к падению цен на нефть и многие другие ресурсы. В таком случае страну ожидает неизбежная стагнация, которая будет сопровождаться, как и в США, обвалом цен на рынке недвижимости. Последствия для всей экономики будут неприятными - сокращение рабочих мест, снижение активности в большинстве секторов и резкое падение курса национальной валюты. 

Основная надежда не только России, но и большинства стран мира возлагается на ведущие развивающиеся страны.Считается, что их выдающиеся показатели экономического роста не только выдержат мировую рецессию, но и помогут серьезно ее смягчить. Особняком тут стоит Китай - вторая по объему ВВП (если считать по паритету покупательной способности) экономика в мире, ежегодно растущая со скоростью 10-11 процентов. 

Одна КНР сейчас вполне способна за счет роста своих потребностей компенсировать снижение потребления нефти США и некоторыми европейскими странами. Однако во втором квартале 2008 года темпы роста китайской экономики упали до 10,1 процента - самый низкий показатель за последние три года. 

Другие такому “замедлению” могут только позавидовать. Скажем, вторая крупнейшая развивающаяся экономика в мире - Индия - испытала значительно большее снижение темпов роста, сопровождавшееся к тому же максимальной за 12 лет инфляцией. Поэтому от нее помощи мировой экономике ждать едва ли имеет смысл. Эти цифры уже приняты к сведению экспертами, ожидающими теперь существенного сокращения экономической активности не только в развитых странах, но и по всему миру. По прогнозам аналитиков МВФ, в 2008 году экономический рост в мире должен упасть до 4,1 процента по сравнению с 5 процентами в 2007-м. 

Рецессия в США: чем она угрожает России 

Если финансы принято считать кровью экономики, то нынешний кризис уместно было бы сравнить с тромбами, закупорившими сосуды. Затруднение нормального обращения денег, а хуже того – их отсутствие уже сказывается на экономике. Рецепт лечения, на удивление, оказался универсальным для всех: государствам пришлось расплачиваться за легкомыслие и жадность банкиров и биржевых дельцов. Более того, специалисты признают, что план спасения американской экономики, именуемый «планом Полсона» – это фактически предложение всему миру дать взаймы правительству США минимум 700 миллиардов долларов. 

Почему же ущерб мировой экономике, оцениваемый почти в три триллиона долларов, должен возмещаться из государственных бюджетов? Тем более что, если учесть зарубежные долги Штатов, превышающие не только годовой бюджет, но и ВВП, то явно вырисовывается финансовая «халява». Между тем, в Вашингтоне полагают, что если программа не сработает, то хуже будет всему миру. И нельзя сказать, что это неправда. Мир уже давно глобализован, и неурядицы в такой огромной экономике, как Штаты, отзовутся во всех уголках. Все-таки США – это 20 процентов мирового товарооборота, треть потребления углеводородов и так далее. 

Мировые лидеры сейчас неохотно упоминают рецессию – спад производства в своих странах. Принято считать, что рецессия наступает после того, как спад производства зафиксирован на протяжении двух кварталов. Однако, рецессия волнует власти и экономистов не меньше, а гораздо больше, чем финансовый кризис. Дело в том, что спад в реальной экономике скажется на каждом гораздо сильнее, чем какие-то недоступные обывательскому восприятию курсы акций и кросс-курсы валют. Если американская автомобильная промышленность попала в период рецессии, и глава «Дженерал моторс» запрашивает у правительства 15 миллиардов долларов на срочные платежи, то это означает сокращение выпуска автомобилей, неполную рабочую неделю (в лучшем случае) или увольнение для сотен тысяч работников, а в конечном итоге — падение потребительского спроса — двигателя экономики вообще. Причем под сокращение производства и связанное с ним сокращения рабочей силы подпадает не только автомобилестроение, но и строительство, банковский сектор. Как было заявлено, в середине октября на заседании Международной ассоциации финансовых руководителей, фактически каждый основной сектор экономики пострадал из-за финансового потрясения. 

Министр финансов России Алексей Кудрин, анализируя состояние американской экономики, отметил, что «главная причина кризиса — это циклическое развитие. США входят в новый цикл снижения темпов экономического роста и, возможно, рецессию… И мы можем говорить о том, что очень вероятно, что разворачивание рецессии в США, конечно, будет отражаться и на мировой экономике, развивающихся рынках и в России». По мнению министра, мировой кризис скорректирует и наши планы, ожидается снижение притока капитала и снижение цены на нефть. Меняя прогнозы на ближайшее время, российские власти снизили такой показатель, как рост ВВП. Это связано как с внешними, так и внутренними причинами. Главная внутренняя причина – нехватка денег в реальном секторе – решается энергичными действиями правительства, выделившего триллионы рублей на укрепление банковской системы и помощь предприятиям. Выстраивается новая, по сути, система кредитования, определены «болевые точки» — автопром, авиастроение, строительство и др. Делаются попытки привлечь ресурсы бизнеса к финансированию предприятий. Рассматривается вопрос о покупке акций государством. 

Но есть проблемы, которые выходят за рамки компетенции российских властей. Спад производства в США вызывает и падение уровня жизни в стране, падение спроса. Ряд азиатских стран, специализирующихся на экспорте в США, уже попали в полосу кризиса. Ожидается, что сокращение экспорта в США ударит по экономике Китая. А затем – цепная реакция: Китай не сможет купить у нас нефть, наши нефтяники не смогут купить продовольствие, оборудование и автомобили за рубежом, и вскоре денег на нефть и газ не будет уже у других наших покупателей. Раскручивать эту цепочку можно до бесконечности. 

Рецессия в России 

Российская экономика вступила в рецессию, которая продлится, скорее всего, не два квартала. Такое неутешительное заявление сделал замглавы Минэкономразвития России Андрей Клепач. По его словам, по итогам 2008 года рост ВВП будет меньше ожидавшихся 6,8%. У аналитиков нет оснований не соглашаться с чиновником. 

"Рецессия началась. Два квартала (падение экономики) у нас будет", - сказал замглавы министерства Андрей Клепач. Это первый случай, когда российские чиновники официально признают начало рецессии в России. В начале ноября, правда, министр финансов Алексей Кудрин обмолвился, что "мы находимся в самом начале рецессии" и темпы роста ВВП в текущем году будут самыми низкими за последние годы. Однако тогда было не совсем понятно, кого имел в виду чиновник под словом "мы" - то ли Россию, то ли общую ситуацию в мире. 

Четкой терминологии определения рецессии в экономике не существует, чаще всего данное понятие подразумевает то, что экономика той или иной страны два или более квартала подряд демонстрировала негативные темпы роста, говорит Александр Осин, главный экономист УК "Финам Менеджмент". Однако, по его мнению, возможны варианты оценок, сделанных на базе других макроэкономических индикаторов, отражающих общий уровень активности в экономике. 

Все ниже, и ниже, и ниже... 

По словам Клепача, рост ВВП по итогам года будет ниже ожидавшихся ранее 6,8%, однако не уточнил насколько. Еще в октябре глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина обещала президенту, что рост ВВП по итогам года составит не менее 7%. Однако позже МЭР пришлось понизить годовой прогноз с 7,3% до 6,8%. 

Клепач отметил, что в четвертом квартале будет наблюдаться серьезное падение промышленного производства и экономики в целом, заметив при этом, что пока данных по ноябрьскому индексу промпроизводства нет. Однако он подтвердил появившийся на днях прогноз, что по итогам года рост промпроизводства в России составит всего 1,9% вместо прогнозировавшихся ранее 4,7%. 

Прогнозы на следующий год Клепач давать отказался, сославшись на то, что цифры пока уточняются. Правда, в начале декабря на Российском экономическом и финансовом форуме в Австрии чиновник озвучивал некоторые показатели на следующий год. Тогда Клепач отмечал, что падение цены на нефть до $50 не создает кризиса и российская экономика в 2009 году может вырасти на 3-3,5%, а в 2010 году - показать рост в 5%. Правда, цены на нефть уже давно упали ниже $50. 

В принципе, оценки Клепача совпадают с мнением зарубежных экспертов. Так, по прогнозам Всемирного банка, экономический рост в России на следующий год составит 3%. Примерно такой же оценки придерживается и Международный валютный фонд, дающий России в 2009 году 3,5% роста ВВП. На фоне прогнозов по ведущим западным экономикам и общемировой экономической конъюнктуре эти цифры выглядят вполне благополучно. Общемировой рост ВВП, по оценкам Всемирного банка, в 2009 году не достигнет и процента. 

Заявление Клепача позволяет предположить, что ухудшение экономической ситуации может оказаться гораздо более сильным, чем ожидалось ранее, говорит Владимир Осаковский, аналитик UniCredit Aton. "Хотя Клепач не представил каких-либо цифр, по нашим оценкам нулевой рост в четвертом квартале будет означать рост ВВП по итогам года на 6,5%, что представляется реалистичным в свете заявления замминистра", - отмечает аналитик. В следующем году при средних ценах на нефть в $50 Осаковский прогнозирует рост ВВП всего на 0,5%, в том числе "рецессию как минимум по итогам некоторых кварталов". 

Признаки спада 

Мы можем судить о наступлении рецессии только по косвенным признакам, - отмечает Татьяна Орлова из ING Russia. - Например, потребление электроэнергии в Центральном федеральном округе, а также на Урале и Поволжье сократилось на 8-9%. Эти регионы являются ключевыми, здесь производится основная часть ВВП. Если потребление падает, то можно предположить, что есть спад производства, мощности останавливаются. На то, что промышленность действительно испытывает серьезные проблемы, указывает динамика грузоперевозок товаров железнодорожным транспортом - они снижаются". 

Пока что прогноз темпов роста промпроизводства был снижен до 2%, а в первом квартале 2009 года мы ожидаем отрицательной динамики, отмечает Орлова. По ее словам, в текущем квартале растет только сектор розничной торговли. "Продажи растут за счет того, что население усиленно тратит рублевые сбережения. Мы надеялись, что этот сектор сможет поддержать экономику, но, видно, зря", - отмечает эксперт. 

Россиян ждет рост цен и снижение доходов 

Конечно, от того, что чиновник вышел и сказал слово "рецессия", россиянам не станет вдруг хуже, говорит Орлова. Те негативные процессы, которые наблюдаются в экономике на протяжении уже многих недель, успели отрицательно сказаться на населении. Дальнейшее сокращение темпов роста ВВП будет означать, что предприятия останавливают производство, соответственно, это чревато дальнейшими увольнениями, считает эксперт. "Рецессия - это не катастрофа, но надо готовиться к росту безработицы и снижению доходов на фоне инфляции", - отмечает Сергей Карыхалин из ИГ "КапиталЪ". 

"Для обычных граждан близкие к нулевым темпы роста российской экономики означают сокращение реальных доходов, рост цен, подорожание кредитов. Для сотрудников компаний сферы девелопмента, потребительского рынка, финансов и ряда отраслей тяжелой промышленности возникают риски потери работы", - отмечает Александр Осин. Однако, с другой стороны, необходимо отметить, что государство на данный момент стремится максимально поддержать социальную сферу, откладывая "до последнего" сокращение в данной области бюджетных расходов - так что в целом ситуация, конечно, "для простого труженика неприятная, но это и не 98-ой год", говорит экономист. 

Link to comment
Share on other sites

Амнистия означает прощение или смягчение наказания за предыдущие преступления. Во всем мире уклонение от уплаты налогов относится к одному из тяжких преступлений. Не стал исключением и Уголовный кодекс Российской Федерации, ряд статей которого предусматривает наказания за неуплату налогов, связанные с лишением свободы.


Однако в отличие от амнистий, связанных с различными преступлениями против личности или имущества, при разработке порядка проведения финансовой амнистии, к которой следует относить амнистию капиталов и налоговую амнистию, необходимо учитывать и экономические аспекты. Любая финансовая амнистия преследует две цели - правовую и экономическую.


Правовая цель любой финансовой амнистии - освобождение уклонившихся от уплаты налогов от уголовной ответственности. Экономическую цель можно определить как пополнение бюджета, расширение налогооблагаемой базы и привлечение долгосрочных финансовых ресурсов в экономику. В некоторых странах в основном проводятся налоговые амнистии, во время которых неплательщики налогов освобождаются от штрафов и пени, иногда - от уплаты части сокрытых налогов. В ФРГ последняя налоговая амнистия была направлена на пополнение дефицитного бюджета страны. В других случаях проводятся амнистии капиталов, цель которых - расширение налогового поля и задействование средств граждан в развитии экономики.


Edited by =Zaman=
Link to comment
Share on other sites

Сущность амнистии

В президентском послании изначально были поставлены жесткие условия проведения амнистии капиталов: во-первых, это внесение средств именно в российские банки, во-вторых, уплата с легализуемых средств 13-процентного налога без последующего налогового преследования. В настоящее время на руках у населения находится до 100 млрд долл. Масштаб оттока средств за рубеж также впечатляет: по данным Интерпола за прошедшие 15 лет из России вывезено от 150 до 300 млрд долл. Рейтинговое агентство Fitch оценивает вывоз капиталов из страны за 2000 - 2004 гг. в 100 млрд долл., по его оценкам только в 2004 г. на зарубежных счетах осело 33 млрд долл.

Значительные денежные средства, осевшие за рубежом, но формально принадлежащие российским гражданам, создают определенные трудности в процессе привлечения зарубежных инвестиций в российскую экономику. Согласно мировой практике страны, заинтересованные в притоке иностранных инвестиций, прежде всего, создают льготные условия для возвращения капиталов собственных сограждан, тем самым улучшая благоприятный инвестиционный климат. Применительно к России проблема обозначается более остро, поскольку в 2005 г. инвестиционная активность в экономике уменьшилась, несмотря на снижение НДС и ЕСН. Так, согласно данным Росстата инвестиции в основной капитал в 2004 г. увеличились на 11,7%, а в 2005 г. - на 10,7%, то есть произошло снижение темпов прироста.

Прежде чем прогнозировать возможные варианты проведения российской амнистии капиталов, необходимо обратиться к зарубежному опыту, который изобилует как положительными, так и отрицательными примерами. Достаточно сказать, что финансовые амнистии в том или ином виде объявлялись в Аргентине, Бельгии, Индии, Ирландии, Италии, Мальте, Франции, ЮАР и других странах.

Link to comment
Share on other sites

Зарубежный опыт проведения финансовых амнистий

 

В Бельгии, где в 2004 г. вступил в силу закон об амнистии на вывезенные капиталы, граждане, имевшие сбережения в банках за рубежом, без всяких санкций до конца года могли перевести их обратно в страну. В качестве индульгенции бельгийцы должны были отдать от 6 до 9% возвращаемых из-за рубежа сумм (6% с капитала, инвестируемого в акции бельгийских компаний не менее чем на три года, 9% с сумм, просто переведенных "домой"). Бельгийский Минфин надеялся, что в страну вернутся 10 - 15 млрд евро, что позволило бы взыскать в виде сборов 850 млн.

Амнистия капиталов была приурочена к вступлению в силу с начала 2005 г. европейской Директивы об инвестициях, по которой все банки Евросоюза должны представлять данные о вкладах нерезидентов в органы финансового контроля стран, гражданами которых являются нерезиденты. Директива, в частности, затрагивала Люксембург, где хранились основные бельгийские капиталы (в Люксембурге подоходный налог не взимается, а в Бельгии он составляет 50%). От Швейцарии или Лихтенштейна, которые не входят в ЕС, Еврокомиссия добилась введения высоких налогов на вклады нерезидентов из стран Евросоюза, что сделало невыгодным хранение капиталов в банках этих стран.

В результате амнистии в бельгийскую казну поступило чуть больше 50 млн евро или 6% от запланированной суммы, а всего в экономику страны вернулось около 1 млрд евро. К основным причинам столь небольших результатов можно отнести, во-первых, договоренности правительства и банков Люксембурга с бельгийскими властями о возможности последующего хранения денежных средств в люксембургских банках, во-вторых, ограниченность и неэффективность фондовых вложений в акции бельгийских компаний, в-третьих, надежду на будущие амнистии, во время которых не заявленные средства можно будет снова задекларировать.

Странно, что бельгийцы не учли печальный опыт Аргентины, где в 1987 г. обязательным условием амнистии был вклад легализованного капитала в национальные инвестиционные фонды для приобретения оборудования, создания новых производственных площадей, дальнейшей индустриализации страны. Вряд ли стоило рассчитывать на то, что налогоплательщик, заработавший собственным трудом свои сбережения, отдаст их в другие руки, якобы лучше него знающие как эти сбережения использовать.

Куда более успешной финансовая амнистия была в Италии в 2001 - 2002 гг. От Бельгии итальянскую модель отличало то, что под амнистию попадали не только активы, но и прощались неуплаченные вовремя налоги, то есть одновременно проводились амнистия капиталов и налоговая амнистия. Согласно Декрету о легализации от 25 сентября 2001 г. заявитель был обязан заплатить 2,5% от задекларированной стоимости имущества или приобрести итальянские ценные бумаги на сумму, равную 12% от стоимости укрытого имущества, а взамен налоговые органы выдавали специальные "сертификаты конфиденциального взноса", содержащие следующие пункты:

- освобождение лица от подачи декларации, уплаты налоговых задолженностей и аудита средств, полученных до легализации;

- ликвидация учетных записей налоговых задолженностей, пени и штрафов в отношении активов, представленных к легализации;

- полная конфиденциальность всех перемещений активов для налоговиков, органов соцобеспечения и других "заинтересованных" органов <**>;

- налогообложение декларируемого дохода через финансовый институт, производящий репатриацию, на условиях конфиденциальности.

Короче – ты скачал работу из сти Интернет, сдал, и думаешьпятерку получишь? Фиг – прочти ее сначала.

Одновременно с амнистией были ужесточены меры за нарушение налогового законодательства. Если до амнистии штраф за сокрытие капитала или имущества от налогообложения составлял от 250 до 2000 евро вне зависимости от суммы, то после ее проведения размер штрафа составил от 5 до 25% от суммы незадекларированных средств плюс конфискация имущества на соразмерную сумму.

В результате амнистии только за первые два месяца в легальный оборот возвратились активы стоимостью в 61 млрд евро, налоговые сборы выросли на 24 млрд евро, лишь один единовременный налог с амнистируемых активов принес в бюджет дополнительно 1,4 млрд евро. Все это позволило Правительству Берлускони освободить от подоходного налога доходы менее 25 000 евро в год и сократить некоторые виды налогов для предпринимателей.

Edited by =Zaman=
Link to comment
Share on other sites

Еще один пример удачной амнистии - Ирландия, 1988 г. Акция длилась 10 месяцев и ограничилась уплатой задолженностей по подоходному налогу без штрафных санкций. Вместо запланированных 50 млн долл. ирландский бюджет за первые 10 месяцев получил 750 млн, при том что в казну было необходимо перечислять 25% возвращаемых средств. Всего в результате амнистии в казну было перечислено 1,5 млрд долл., или 2,5% ВВП страны.


Отличительными чертами ирландской налоговой амнистии стали акцент на одноразовость акции, ужесточение репрессивных мер после амнистии, в том числе повышение пеней и штрафов, а также открытие доступа к базе данных о неплательщиках. Заметим, что успех финансовых амнистий в Италии и Ирландии в немалой степени был достигнут благодаря удачной разъяснительной компании в средствах массовой информации.

Link to comment
Share on other sites

В ФРГ налоговая амнистия проводилась с 1 января 2004 г. по 30 марта 2005 г. Как уже отмечалось, основной причиной ее проведения стал дефицит государственного бюджета. Подавшие заявления в 2004 г. единовременно уплачивали 25% от декларируемой суммы, в 2005 г. - 35%, при этом в зависимости от вида налога налогооблагаемая база сокращалась от 40 до 60%. Правила проведения амнистии не требовали перемещения денежных средств на территорию Германии, а только уплаты соответствующих налогов. После окончания амнистии предусматривалось ужесточение ответственности за неуплату налогов путем расширения сотрудничества налоговых органов и больничных касс (аналогов российских фондов социального страхования), социальных и жилищных служб.


Результатом амнистии стало пополнение казны на 1,1 млрд евро при "плане" в 5 млрд. Значительная часть средств так и осталась в соседних Люксембурге и Лихтенштейне, где местные банкиры подключали к контракциям даже представителей королевских семей. Еще одним итогом стало то, что жители бывшей ГДР составили менее 10% амнистированных, и объясняется данный факт низким уровнем жизни в восточных землях и традиционным недоверием к властям.

Link to comment
Share on other sites

В Индии налоговые амнистии проводятся регулярно, приблизительно раз в десять лет. Такая периодичность практически не отражается на их эффективности - слишком долго ждать следующей амнистии, да и неизвестно, будет ли она вовсе. Основными условиями последней амнистии 1997 г. были пониженная по сравнению с предыдущими амнистиями ставка налога - 30% (до этого - 97,5%), а также то, что при декларации ранее приобретенного имущества налог уплачивался с его первоначальной стоимости, которая за прошедшее время могла значительно возрасти из-за инфляции. Срок действия амнистии составил 6 месяцев.


Индийцы декларировали серебро, монеты, утварь и даже слонов, которых они скрывали от налоговых органов. Отметим, что предложение правительства задекларировать свои зарубежные активы (недвижимость, акции, денежные средства) отклика у налогоплательщиков не нашло. Видимо, индийские бизнесмены достаточно надежно разместили средства в других странах и не пожелали уплачивать дополнительный налог. И все же в результате казна пополнилась 2,5 млрд долл., что в значительной степени превысило ожидания (1 млрд долл.). Активов, приобретенных на ранее скрытые от налогов доходы, было задекларировано на 8,2 млрд долл.

Link to comment
Share on other sites

Финансовые амнистии на постсоветском пространстве

Опыт проведения налоговых амнистий на постсоветском пространстве пока ограничивается Казахстаном и Грузией, однако соответствующие законопроекты уже подготовлены в Армении, Белоруссии и Украине. В Казахстане первая налоговая амнистия проведена в 2001 г. после принятия Закона "Об амнистии граждан республики Казахстан". Легализации подлежали не только капиталы, но и иное имущество, за исключением активов, права на которые оспариваются в суде, а также полученных в результате доказанных коррупционных преступлений, преступлений против личности, здоровья населения и нравственности. Декларируемые средства налогом не облагались, кроме того, были уничтожены все декларации о доходах и имуществе граждан с 1995 г. по 2000 г. Срок действия амнистии составил 30 дней.

Общий объем легализованных средств достиг 480 млн долл., или 12% от предположительно вывезенного капитала (ВВП Казахстана составлял в те годы около 20 млрд долл.). Из всех легализованных средств 82% было внесено в казахские банки наличными, размеры вносимых сумм колебались от 2 тыс. до 800 тыс. долл. В настоящее время в Казахстане разрабатывается проект второй налоговой амнистии, в котором при схожих прочих условиях репатриируемые суммы будут облагаться по ставке 10%. Основные предпосылки для объявления новой амнистии - очередное избрание Президентом республики Казахстан Н. Назарбаева и высокие цены на нефть, способствовавшие увеличению ежегодного вывоза нефтедолларов.

Link to comment
Share on other sites

Амнистия 2005 г. в Грузии - одна из самых неудачных в мире. Грузинский президент М. Саакашвили лично ознакомил граждан страны с условиями ее проведения, по которым каждый бизнесмен мог задекларировать любые денежные средства и имущество, которыми он располагал, и заплатить в бюджет 1% от стоимости заявленных активов, а все предыдущие налоговые декларации подлежали уничтожению. Под амнистию не попадали те предприниматели, в отношении которых уже возбуждены уголовные дела о сокрытии налогов в особо крупном размере.


Надежды грузинских властей не оправдались: по состоянию на ноябрь 2005 г. о незадекларированных доходах заявили всего 8 человек, а бюджет страны вместо ожидаемых 4 млн долл. получил всего 35 тыс. долл., или менее 1% от предполагаемой суммы. Основной причиной неудачи считается остающееся недоверие грузинских граждан к органам государственной власти.

Link to comment
Share on other sites

Российская история финансовых амнистий

 

В новейшей российской истории финансовые амнистии задумывались трижды. В первый раз налоговая амнистия была объявлена президентским Указом от 27 октября 1993 г. N 1773 "О проведении налоговой амнистии в 1993 году", по которому тем, кто сокрыл доходы от налогообложения, предлагалось заплатить налоги в полном объеме. В случае неуплаты до 30 ноября 1993 г. сокрытых от налогообложения доходов органам Госналогслужбы вменялось в обязанность взыскивать штрафы в тройном размере. Эта амнистия провалилась, и основной причиной стало стремление государства получить все и сразу без адекватных встречных шагов.

В 1995 г. Миннауки России предложило новый вариант амнистии, по которому средства, вкладываемые в разработку и реализацию инновационных технологий, не подлежали декларированию в течение ряда лет. Новый законопроект "О налоговой амнистии" был направлен в Минэкономики России, где он, возможно, находится до сих пор.

Осенью 1997 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин в очередной раз предложил провести финансовую амнистию "для тех, кто имеет за рубежом какие-то вклады, чтобы они эти вклады вернули в Россию" <***>. В соответствии с разработанным вскоре законопроектом "О добровольной легализации доходов физических лиц в 1998 году" физические лица, подавшие декларацию о дополнительных доходах, должны были уплатить специальный сбор в размере 10% от легализуемой суммы. Важным положением законопроекта была отмена ответственности за совершение финансовых операций с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем, а также за непредставление декларации о доходах либо включение в декларацию заведомо искаженных данных. Однако и эта амнистия не была реализована.

Link to comment
Share on other sites

Грядущая амнистия капиталов в России

Анализ зарубежного опыта финансовых амнистий позволяет выделить несколько факторов успеха. Во-первых, необходимо четкое определение целей амнистии, в соответствии с которыми разрабатывается ее механизм. Если речь идет о сокращении дефицита бюджета за счет дополнительных налоговых поступлений и только потом о долгосрочных денежных вложениях в экономику, важно предложить выгодную схему амнистии, одновременно заявив о существенном ужесточении наказания за последующие налоговые нарушения. Если во главу угла ставится привлечение инвестиций в экономику страны с попутным расширением налогооблагаемой базы, необходимо представить согражданам эффективный и малозатратный механизм вывода активов из "тени" с упором на перемещение средств и имущества в легальный экономический оборот страны.

Однако как в первом, так и во втором случаях непременными спутниками успеха являются четкие законодательные гарантии конфиденциальности и освобождения от уголовного преследования, а также мощная патриотическая пиар-компания в СМИ. Еще одним обязательным условием удачной финансовой амнистии считается доверие граждан к государственным и финансовым институтам страны.

 

1. Плата за легализацию денежных средств должна быть максимально снижена, особенно если учитывать отчисления в бюджет по казахстанской (0%), итальянской (2,5%) или бельгийской (6%) моделям амнистий.

2. В законе необходимо указать не только внесение денежных средств в российские банки, но и утвердить перечень этих банков, в который могли бы войти только банки с участием федеральных или региональных исполнительных структур (Сбербанк, Внешторгбанк, Банк Москвы и другие).

3. Закон должен содержать предоставление государственных гарантий на сохранность репатриированных средств, которую можно было бы гарантировать государственными (муниципальными) облигациями на те же суммы или иными государственными гарантиями. Как известно, система страхования вкладов распространяется только на вклады до 190 тыс. руб.

4. В законе необходимо предусмотреть механизм освобождения от ответственности за предоставление заведомо искаженных налоговых деклараций, за проведение операций с денежными средствами и иным имуществом, полученным заведомо незаконным путем в части неуплаты налогов, за другие налоговые правонарушения.

5. Для обеспечения уверенности налогоплательщиков в честности органов государственной власти стоит позаимствовать опыт Казахстана с показательным уничтожением всех налоговых деклараций за предшествующие налоговые периоды.

6. Закон "Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами" должен содержать конкретные меры по ужесточению ответственности налогоплательщиков за налоговые преступления, ввести которые было бы целесообразным сразу после окончания срока действия амнистии.

7. Непременным атрибутом всех удачных амнистий капиталов было массированное сопровождение проводимых мероприятий в СМИ. Например, в США общественная рекламная кампания проводилась под лозунгом "Не говорите, что мы вас не предупреждали", в Польше финансовая амнистия проходила под призывом "Спасите Польшу!", а итальянская амнистия получила название "Налоговый щит".

8. Не надо только пукать в общественных местах.

Мировая практика свидетельствует, что амнистия внутренних капиталов более успешна, чем попытки вернуть капиталы соотечественников из-за рубежа. Однако успех амнистии капиталов в значительной степени зависит от проводимых мероприятий по развитию национальной экономики, где российскому правительству пока похвастаться нечем.

Link to comment
Share on other sites

Амнистия капитала

 
Этот финансовый инструмент использовали многие государства. Тем не менее, одни смотрят на саму амнистию как на легальные вливания в национальную экономику некогда сомнительных денег, другие же расценивают как взятку государству. Ни больше, ни меньше. Истина, как всегда, где-то посередине.

Современная мировая экономика один в один похожа на планету Земля, если смотреть на неё из Космоса. Как и половина самой планеты, половина всех принадлежащих её жителям денег, находится в тени. 

По оценке международной Организации экономического сотрудничества и развития, за последние пять лет теневая экономика добавила больше шести процентов, при этом общий официальный экономический рост был вдвое меньше. В итоге, по неофициальным данным, в 2010 году объём теневой экономики превысил 50% мирового валового продукта.

В отдельных странах бывшего Советского Союза теневой сектор и того больше. К примеру, в Азербайджане этот показатель доходил до 59%, а в Грузии и вовсе до 63. И, кстати, именно Тбилиси в 2005 году провёл одну из самых известных в экономическом мире амнистий капитала. Известную из-за своей… неэффективности. Легализовать доходы пожелали аж … 8 человек, а бюджет пополнился на целых 35 тысяч долларов.

Как юридическое и экономическое понятие, амнистия капиталов появилась относительно недавно. В 20-х годах XX века в Штатах после «Великой депрессии» и отмены «Сухого закона» власти предложили легализовать доходы от нелегальной продажи алкоголя. В Европе пионером экономической амнистии была Швейцария. После Второй Мировой войны здесь были легализованы капиталы Третьего Рейха. Механизм реализации, условия и эффект от амнистии в каждой из стран был свой. Но суть этого процесса одинакова. Государство прощает своим налогоплательщикам долги прошлого и взамен получает дополнительные средства в свою экономику из теневого сектора. Для государства это, так или иначе, возможность подлечить свои экономические болячки, а для налогоплательщиков ‑ эдакое лекарство от бессонницы, возможность впредь вести дела по закону и жить спокойно.

Мечта советского киношного спекулянта Димы Семицветова всё-таки сбылась… после падения железного занавеса. В 2001 году первым в бывшем Союзе амнистию капитала провёл Казахстан. Кстати, на постсоветском пространстве эта амнистия была не только первой, но и самой успешной. За 34 дня без малого три тысячи казахов внесли на спецсчета 16 банков 480 миллионов долларов. Минимальная легализованная сумма составила 2 тысячи долларов, максимальная - 800 тысяч. Эти деньги налогом не облагались. Одновременно с амнистией на 4% был снижен НДС и на 5% - социальный налог. Чтобы вернувшиеся деньги не лежали без дела, были выпущены специальные госбумаги. На этот шаг правительство Казахстана пошло, конечно же, не от хорошей жизни. Страна задыхалась в дыму финансовых сложностей и проблем, вызванных кризисом 1998 года. Легализация части теневых денег для казахстанской экономики была как глоток свежего воздуха для астматика.

Нурлан Абдиров, депутат Мажилиса (Казахстан): «Государство признает в таком случае то, что существует поле денег имущества движимого и недвижимого, которое не отрегулировано законодательством и существует как бы параллельно с тем сектором, которой регулируется законодательством».

В Беларуси о возможности легализации теневых капиталов вновь вспомнили совсем недавно. 8 мая в ежегодном Послании парламенту и народу Президент поставил задачу: изучить целесообразность и возможность подобной экономической акции в нашей стране. В пользу амнистии уже высказался Национальный банк. Доводы казначеев вполне убедительные: сумма с девятью нулями идёт, что называется, мимо государственной кассы.

Кстати, по данным Всемирного банка, объём теневой экономики у нас куда больше. По мнению зарубежных специалистов, налоги в Беларуси не уплачивают с каждого второго рубля.

Практика показывает, что величина налоговых поступлений зависит не от числа сотрудников контролирующих и фискальных служб – их, говорят бизнесмены, надо сокращать – а от созданных ими условий уплаты. Само собой, и это понятно, у силовиков и налоговиков до недавнего времени мнение на сей счёт было несколько иное. 

В конце января этого года высокопоставленный чиновник из налогового ведомства в интервью газете «СБ-Беларусь Сегодня» усомнился в необходимости налоговой амнистии. Высказывания чиновника информагентства растащили на цитаты. 

Василий Каменко, заместитель министра по налогам и сборам Беларуси: «Наше министерство не усматривает оснований для проведения налоговой амнистии. С одной стороны, можно получить определённые дополнительные деньги в бюджет, с другой – подорвать доверие к нашей налоговой системе значительной части добросовестных налогоплательщиков».

Мнение налогового ведомства тоже не лишено здравого смысла. Налоговый кодекс Беларуси не предусматривает срока давности по взысканию налоговой задолженности. То есть теоретически все неуплаченные налоги когда-нибудь да поступят в бюджет.

К слову, по мнению оппонентов амнистии, в Беларуси миллионеров как таковых – единицы. А значит, и финансовый эффект от экономической амнистии в Беларуси будет ничтожно мал. Но вот большинство белорусских банкиров с этим не согласны. Один из них пожелавших, конечно же, остаться неизвестным, в личной беседе признался, что только в его банке есть два валютных счёта с шестью нулями.

Сам механизм возврата «сомнительных» денег довольно прост. Их можно официально перевести на счета белорусских банков, уплатив подоходный налог. Это фискальная амнистия. Но в нынешней ситуации было бы целесообразней отказаться от налогов вообще, при условии, если легализованные деньги будут вложены в акции наших предприятий или зачислены в специальный инвестиционный фонд. Вместе с тем есть опасения, что «вкус» финансовых бонусов может испортить сомнительный «запах» теневого капитала.

Внешне, казалось бы, простой механизм амнистии капитала на деле столь неоднозначен, что даже великий комбинатор едва ли бы сходу взялся за это дело. 

Это, конечно, не Рио-де-Жанейро, но господину Бендеру, жил бы он в наши дни, эта набережная тоже явно пришлась бы по душе. Ну а турецкий экономический и налоговый опыт будет полезен для наших специалистов.

Стамбул – экономическая столица Турции. Здесь сосредоточен основной турецкий бизнес. Именно здесь самое большое количество миллионеров на квадратный метр. Стамбульский бюджет вдвое больше бюджета всей Беларуси. И своим нынешним благополучием Стамбул во многом обязан именно амнистии капитала.

Турция. Для тысяч белорусов достопримечательности и пляжи этой страны стали ближе, чем полесские леса и Браславские озёра. Два часа лёту, 20-тидолларовая мультивиза в аэропорту… И – добро пожаловать! 16 экономика планеты с населением без малого 80 миллионов человек к вашим услугам. И, кстати, легализовать теневой капитал в Турции не намного сложнее, чем получить въездную туристическую визу иностранцу. Четвертая часть турецкого населения, так или иначе, участвовала в хотя бы одной из пяти экономических амнистий. 

30 сентября 1998 года. Этот день многие называют началом новейшей турецкой экономической истории. Это была так называемая нефискальная налоговая амнистия. Все денежные средства, поступившие на счета турецких банков, не облагались никаким налогом, а их происхождение никого не интересовало. Одним махом турецкое правительство вывело из тени $20 миллиардов. Но спустя несколько лет, в 2001, экономику Турции занесло на повороте быстрого экономического роста. Спасая свои деньги от девальвации национальной валюты, люди снимали вклады, а бизнес выводил капитал за рубеж. Турецкие банки трещали по швам. Один лишь пример: ставка по так называемым однодневным межбанковским займам «овернайт» превысила 4 тысячи процентов… Спустя год летящую в бездну экономику удалось вывести из мёртвой петли.

Экономическая амнистия 2002 года позволила Турции снизить отток капитала за рубеж. Более того, многие бизнесмены, имевшие счета за рубежом, вернули деньги в турецкие банки. В частности, это позволило вдохнуть новую жизнь в турецкий туризм. Многие из тех отелей, где сегодня так любят отдыхать наши соотечественники, построены именно на амнистированные деньги. Но самое главное – амнистия позволила Турции остановить гиперинфляцию национальной валюты.

Турецкие экономические амнистии – в абсолютных денежных величинах – одни из самых эффективных. Этим опытом с нами готовы поделиться. Как никак, Турция сегодня – это один из наших ключевых экономических партнёров в этом регионе.

Залог успеха турецкой налоговой амнистии – доверие населения. В 2011 в экономической амнистии, словно в советской майской демонстрации, участвовала вся страна.

Вместо денег в виде штрафов по предыдущим займам экономика получила те же деньги за счёт повышения покупательной способности населения. Более того, простив людям штрафы по проблемным долгам, государство получило бесценный дивиденд – социальную стабильность. Сегодня, когда вся Европа пытается устоять под тяжестью экономических сложностей и общественных протестов, Турция семимильными шагами спокойно идёт вперёд.

Ризанул Мерал, президент бизнес-ассоциации TUSCON (Турция): «Амнистия капитала, безусловно, действенный механизм. Я знаю нескольких человек, кто им пользовался. И их бизнес пошёл вверх. Но, конечно, амнистию надо умело использовать. В бизнесе сложно быть успешным, ничего не нарушив. То же самое касается, кстати, и госслужбы. Человеку свойственно ошибаться. В Турции мы, похоже, нашли приемлемый баланс между интересами бизнеса, населения и государства. В итоге мы движемся в одном направлении. В строну общего успеха».

И все же амнистия капитала – палка о двух концах. Заместитель председателя правления Turk Eхimbank господин Алааддин Метин как финансист признает выгоду от амнистии капиталов, а вот как человек и налогоплательщик считает этот механизм не совсем справедливым.

Алааддин Метин, заместитель председателя правления Turk Eхimbank (Турция): «И для государства, и для налогоплательщиков. Это как наркотик. К нему привыкаешь… Как бы там ни было, амнистию нужно увязывать с налоговой реформой. Где-то нужно снижать налоговое бремя и либерализировать ответственность, где-то, наоборот, ужесточить наказание за уплату налогов. Это зависит от ситуации конкретной страны, от менталитета общества».

Во многом согласен с банкиром и его коллега, налоговый агент с 40-летим стажем господин Мехмет. 

Мехмет Тюркер, глава налогового агентства (Турция): «Амнистия не должна проходить слишком часто. Иначе она потеряет всякий смысл. Нужно исходить из экономических потребностей государства. Что касается самого механизма. Если первая наша амнистия прощала абсолютно всё, никаких налогов платить не надо было, то сейчас мы вводим ставку налога. Который должен быть уплачен. Она ниже постоянно действующей. Например, в этом году это 5% для резидентов и 2% - для живущих за рубежом. Но этот процент может выплачиваться, что называется, в рассрочку за несколько лет. Что касается доверия к амнистии, то это, пожалуй, самое сложное. У нас были с этим проблемы. Но их удалось более-менее решить».

Проблема доверия, пожалуй, была основной для всех стран, проводивших амнистию. В Казахстане в качестве гарантии были уничтожены налоговые документы плательщиков, имевшиеся до 2001 года. В Италии отчитываться за свои теневые капиталы лично было не обязательно. Это мог сделать специально нанятый посредник. Худший в этом смысле опыт был в Индии. В ходе амнистии индийские налоговики начали интересоваться: а откуда деньги? В итоге амнистия 1997 принесла лишь 2.5 миллиарда долларов. И это в стране, где из почти миллиарда жителей подоходный налог платят меньше 5%.

Ещё один не самый удачный опыт налоговой амнистии – Россия. Призыв в 2007 легализовать свой капитал, уплатив 13% подоходного налога, не нашёл заметного отклика в обществе.

Владислав Иноземцев, экономист, директор Центра исследований постиндустриального общества (Россия): «В России самые большие нелегальные состояния накоплены чиновниками. Появление чиновника с декларацией на несколько десятков миллионов долларов будет странным, потому что возникает вопрос о природе этих денег… В Беларуси будет нечто похожее… Люди, которые обогатились нелегально, вряд ли будут показывать деньги, бизнесмены, которые обогатились относительно легально и боятся показывать доходы, чтобы не стать объектом преследования, тоже не будут их показывать, т.к. есть возможности это утаить».

И все же происхождение белорусского теневого капитала несколько иное, нежели в России. По мнению Олега Хусаенова, совладельца первого белорусского фонда прямых инвестиций «Зубр капитал», созданного на базе непрофильных активов Международного автомобильного холдинга «Атлант-М», рассчитывать на шальные нелегальные потоки из-за рубежа не стоит. Бизнесмен (он, кстати, входит в десятку самых успешных и богатых людей Беларуси), уверен - теневые капиталы, выведенные белорусами за рубеж, - это совсем не большие деньги.

Link to comment
Share on other sites

После того как Кипр перестал быть "тихой гаванью", капитал станет искать выход в другие страны. На сегодня таким местом может стать Швейцария. Помимо этого, хорошие условия для размещения капитала предлагают Дания, Австрия и Лихтенштейн, сказал "Эхо" эксперт общественного объединения "Содействие экономическим инициативам" Самир Алиев. Но, по его словам, в европейских странах идет процесс ликвидации банковской тайны. "Так, Лихтенштейн уже дал начальное согласие на разглашение банковской тайны. Помимо этого ожидается принятие такого решения и в Австрии".


Капитал не всегда радуется разглашению банковской тайны, говорит С.Алиев. "В этой связи, скорее всего, деньги, в том числе и азербайджанские, покидающие Кипр, потекут в страны Юго-Восточной Азии. В данном случае речь идет о таких странах как Гонконг, Сингапур, Малайзия и Индонезия. В странах Юго-Восточной Азии есть законы, которые защищают иностранные инвестиции. Однако политический риск в этих странах очень высок. Исходя из этого, вкладывать в них крупный капитал крайне рискованно", - заключил С.Алиев.


В свою очередь, как сказал "Эхо" председатель общественного объединения Азер Мехтиев, в любом случае капитал, размещенный в оффшорных зонах принадлежит Азербайджану. "Крупные компании и чиновники, избегая налогообложения, размещают свой капитал в оффшорных зонах. При таком раскладе, они получают своего рода гарантии на право собственности на свой капитал. Но при этом эти деньги выручаются в Азербайджане. Поэтому необходимо стремиться, чтобы этот капитал вернулся в Азербайджан. Другими словами, необходимо обеспечить более выгодные условия для предпринимателей и гарантии на право собственности на их капитал. В таком случае у капитала не будет оснований искать себе "тихую гавань"", - заключил А.Мехтиев.

Link to comment
Share on other sites


 

 

 Двадцать богатейших людей России, чье суммарное состояние согласно Индексу миллиардеров Bloomberg равняется $227 млрд, контролируют часть своих активов через холдинговые компании, зарегистрированные за пределами страны.

 

Как пишет Bloomberg со ссылкой на адвоката  Валерия Тутыхина, российские бизнесмены используют офшоры в качестве главного инструмента для защиты активов от властей, соперников и всевозможных рейдеров.

 

В большинстве случаев офшорные структуры создаются на Британских Виргинских островах, в Гибралтаре и на Кипре.

 

Богачи используют эти структуры не только для управления активами, но и для их сохранения и сокрытия.

 

Такая тактика, тем не менее, не понравилась президенту РФ Владимиру Путину. Он пообещал вернуть часть денег в РФ. В прошлом году он взял под свой контроль Федеральную службу по финансовому мониторингу, призванную бороться с отмыванием денег, а Госдума приняла серию поправок к существующим законам.

 

Ранее, в ходе предвыборной кампании он заявил, что подумывает об одноразовом налоге для предпринимателей, которые в 90-е годы приобрели государственные активы по "несправедливым" ценам.

 

Однако, по мнению экспертов, несмотря на недовольство Путина, российские предприниматели продолжат держать активы за пределами России.

 

"Чем больше ограничений введут российские чиновники на денежные потоки, тем больше причин будет держать активы за границей", — говорится в статье Bloomberg.
Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
 Share


×
×
  • Create New...