Перейти к содержимому

Шииты Зейдиты .


Azeriman34

Recommended Posts

Основатель: Имам Зайд (700-740гг. н.э.)

Происхождение этого Мазхаба берёт своё начало от одного из великих внуков Али Ибн Аби Талиба по линии его сына Аль-Хусейна. Отец Имама Зайда, Али Зайн Аль-Абудин, был широко известен как великий знаток права и повествователь Хадисов. Зайд Ибн Али, родившийся в Медине в 700г. н.э., вскоре стал одним из главнейших учёных семьи Алави. Он рассказывал Хадисы, услышанные им из уст всех своих родственников, в том числе и своего старшего брата Мухаммада Аль-Бакира (Пятый из двенадцати Имамов, обожествленных Шиитской сектой «двенадцатников»). Зайд расширил свои познания, странствуя по другим крупным Исламским научным центрам в Ираке, Куфе, Басре и Уасите, где он обменивался мнениями с такими своими знаменитыми современниками, как Абу Ханифа и Суфьян Ас-Саури.

Ему не позволяли покидать Медину без разрешения правителя города, а его просьбы о таком разрешении неуклонно отвергались. В конце концов Зайд стал первым из потомков Али, который попытался силой избавить Халифат от Омейадов после катастрофы при Кербале. Он тайно прибыл в Куфу, где к нему присоединились шииты Ирака, Уасита и других регионов, и стал готовиться к битве с Омейадами. Многие из его родственников предупреждали его, чтобы он не полагался на жителей Куфы, поскольку именно их предательство Имама Хусейна привело к его смерти. Но он не прислушался к их предостережениям. Перед тем, как он успел закончить подготовку к битве, его новые последователи повздорили между собой, как только узнали, что он не считает первых Халифов, т.е. Абу Бакра и Умара, отступниками, укравшими Халифат у его деда. Большинство его последователей порвали с ним и объявили его племянника Джафара Ас-Садика Имамом вместо самого Заида. Армия Хишама, воспользовавшись этой сумятицей в их рядах, предприняла неожиданное нападение на Куфу. На сторону Имама Заида встали лишь немногим более четырех сотен его приверженцев и он был убит во время последовавшего сражения.(«Тарих аль-Мазахиб апь Исламийя», т. 2, стр. 749—793)

Образование Мазхаба Зайди

Имам Зайд был одним из тех учёных, которые занимались главным образом повествованием Хадисов и чтением Корана. Он преподавал в учебных кружках Медины, Басры, Куфы и Уасита и потому имел огромное количество учеников. Методом, который использовал Зайд, было повествование Хадисов и обучение искусству чтения Корана. Если поднимались правовые вопросы, он решал их сам или склонялся к мнению одного из своих современников, таких например, как известный Исламский правовед того времени Абдур-Рахман Ибн Аби Лейла. Фатвы этого Мазхаба диктовались и записывались не самим Заидом, а его учениками.

Источники права, использовавшиеся Мазхабом Зайди

Руководствуясь Фатвами Имама Заида, специалисты-правоведы этого Мазхаба определили следующие источники, из которых они выводили Исламские нормы.

1. Коран
Коран рассматривался ими как первостепенный источник Исламского права. Существующий экземпляр Корана считался Заидитами полным, а утверждения представителей многих экстремистских сект Ши’итов о якобы «вычеркнутых» из него местах не признавались.

2. Сунна
Высказывания и действия Пророка ©, а также одобрения с его стороны считались вторым важнейшим источником Исламского права. Сунна не сводилась ими к повествованиям из уст семейства Алави или их последователей, а включала все повествования, надежные с точки зрения их достоверности.

3. Аквал Лай
Фатвы и заявления Али Ибн Аби Талиба, представлявшие собой не только его личное мнение по различным вопросам, считались Имамом Зайдом одной из частей Сунны. Это значит, что если Али не говорил устно или не подразумевал в иной форме, что это его собственное мнение, тогда Зайд полагал, что оно исходило от самого Пророка. Однако Зайд не принимал ничего из того, что приписывалось Али другими, а также иногда составлял фатвы, вступавшие в противоречие с теми, автором которых якобы являлся Али. Так, сообщается, что Али постановил, что закят может собираться от сирот, а Заид считал, что не может.

4. Иджмы сподвижников Пророка (салляллаху алейхи ва саллям)
Заид признавал Иджмы Сахаба одним из источников Исламского права. Поэтому, хотя ему и думалось, что его дед лучше подходил на роль правителя, чем Халифы Абу Бакр, ‘Умар и Усман, единогласное принятие их Халифата сподвижниками Пророка (с) сделало этот Халифат, по мнению Заида, имеющим законную силу.

5. Кийяс
Согласно мнению ученых этого Мазхаба и принципы Истихсан, и принцип Истисла включают в себя форму дедукции по аналогии. Следовательно, они фактически считали их частью того, что было известно в других Мазхабах как Кийяс.

6. Акль
Человеческий разум считался одним из источников Исламского права в тех случаях, когда ни один из предыдущих источников не мог помочь решить тот или иной вопрос. В юношеские годы Имам Заид встретил Уаси-ля Ибн Ата, основателя школы правовой мысли Мутазилитов, и учился у него. Мутазилиты были первыми, кто вынес на обсуждение принцип ‘Акль. Согласно этому принципу — все, что человеческий разум считает хорошим — хорошо, а все, что он считает плохим — плохо. Однако, по мнению Мутазила, Акль идет сразу же после Корана и Сунны, и, таким образом, они отвергали Кийяс, а также мнения Сахаба («Тарих аль Мазахиб аль Исламийя», т. 2, стр. 516), в то время как Имам Заид ставил принцип ‘Акль последним и признавал Кийяс.

Основные ученики Мазхаба Зайди.

Положения этого Мазхаба были записаны учениками Имама Зайда. Они включили туда и фатвы, выведенные другими учеными из семейства Алави, а также современниками Зайда.

Абу Халид, Амр Ибн Халид Аль Уасити (умер в 889г. н.э.) возможно, был самым знаменитым из учеников Имама Зайда. Он прожил долгое время вместе с ним в Медине и сопровождал его в большинстве его странствий. Амр собрал учения Имама Заида в две большие книги, озаглавленные «Маджму аль-Хадис» и «Маджму Аль-Фикх». Вместе они называются «Аль-Маджму Аль-Кабир». Хотя Хадисы, повествуемые в «Маджму аль Хадис», берут начало из семейства Алави, все они изложены соответствующим образом в знаменитых шести книгах Хадисов.

Аль Хади Ила Аль Хак, Яхья Ибн Аль Хусейн (860—911гг. н.э.), представители Мазхаба Зайди не ограничивались Фатвами, выведенными семейством Алави по линии Хусейна. Следовательно, мнения Аль Касима Ибн Ибра-хима Аль Хасани (787—857гг. н.э.), получившего известстность благодаря своей преподавательской работе, также были отнесены к числу Фатв Мазхаба Зайди. Однако ещё большее влияние на этот мазхаб было оказано внуком Аль-Касима, Аль-Хади Ила Аль-Хаком, который был назначен на должность Имама Йемена. В Йемене Исламское государство было образовано в соответствии с Мазхабом Зайди, что твердо поставило его на ноги и обеспечило его выживание до наших дней.

Аль Хасан Ибн Али Аль Хусейни (845—917гг. н.э.) известный как Ан-Насир Аль Кабир, был современником Аль-Хади. Он преподавал учение Мазхаба Зайди в Дейламе и Джилане. Он был одним из великих ученых и считается своими последователями возродившим этот Мазхаб и вдохнувшим в него новую жизнь. («Тарих аль-Мазахиб аль Исламийя», т. 2, стр. 525)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 7 years later...

Придёт время и салафиты схлестнутся в неравном бою с шиитами, и выйдут оттуда победителями на радость англосаксам.

image.jpeg.ee74f2017e15525ddbbdbe1db2b665eb.jpeg

Мужчине нужна жена, потому что не всё на свете можно свалить на правительство. (с) Леонард Луис Левинсон

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...