Перейти к содержимому

Recommended Posts

На вопросы агентства "Де-Факто" отвечает лидер Христианско-Демократического союза Армении Хосров Арутюнян:

"Вам не кажется, что сегодня в политическом обществе Армении вокруг НК создалась несколько странная ситуация. Создается впечатление, что в Армении практически все политические силы как бы отстранились как от самого Карабаха, так и от проблемы НК. В отличие от первого периода карабахского движения сегодня ни одна партия всерьез не занимается Карабахом в плане содействия его экономическому развитию, становлению общественных, политических институтов. Уж не говоря о том, что наши партии самоустранились от проблемы урегулирования.

В армянской действительности, особенно после 1998-1999 гг., произошли события, которые в какой-то степени оттеснили проблему НК на второй план. То есть внутриполитическая жизнь начала функционировать, ориентируясь на другие цели: целый отряд политических деятелей поставили своей единственной целью отстранение Кочаряна от власти и начали спекулировать имеющимися проблемами социального и иного характера. С другой стороны, если проследить развитие карабахского урегулирования с 1999 г., то можно заметить, что если до 1998 г. Армения настаивала на том, что конфликт имеет место не между Арменией и Азербайджаном, а между Азербайджаном и Нагорным Карабахом, и в силу такого понимания НК являлся одним из основных действующих лиц в переговорном процессе по политическому урегулированию, то, начиная с 1999 г., посредники переложили всю ответственность за нахождение решения на лидеров двух государств. В конечном итоге постепенно конфликт из карабахско-азербайджанского трансформировался в армяно-азербайджанский со всеми вытекающими из этого последствиями, одним из которых стала постановка вопроса Мегри. Конечно, по большому счету, любая подобного рода проблема, в том числе и карабахская, может быть разрешена только тогда, когда заинтересованные в этом регионе крупные сверхдержавы смогут найти общий язык. До того, что бы мы ни предпринимали, ничего не изменится. В ноябре 1999 г. тогдашний советник президента США Стивен Сестанович очень откровенно высказался по этому поводу - зачем нам ломать копья, зачем нам искать решение, пусть они сами его найдут. В итоге НК оказался за рамками переговорного процесса. Вовлечь его снова будет очень сложно. Впрочем, посредники, в частности, Николай Грибков, говорят сегодня, что на каком-то этапе карабахцы примут участие в переговорах. Но при этом упоминаются также представители так называемой азербайджанской общины НК. То есть мы, по сути, вернулись в 1992 г., к мартовской резолюции ОБСЕ. И это тогда, когда после победы в войне нам удалось отойти от этого подхода и убедить мир в том, что конфликт имеет место между НК и Азербайджаном. Мы на всех уровнях убеждали мир в том, что за стол переговоров должны сесть Гукасян и Алиев. Именно такая позиция привела к тому, что 15 декабря 1998 г. Аркадий Гукасян как президент НКР выступил в политической комиссии Совета Европы. К сожалению, сейчас мы отошли от этого формата, что порождает определенные проблемы и сложности.

Посредники намерены активизировать процесс урегулирования после предстоящих осенью этого года президентских выборов в Азербайджане. К какому развитию событий, на Ваш взгляд, нам надо быть готовыми?

Здесь несколько составляющих. С одной стороны, представители международного сообщества откровенно дают понять, что конфликт должен быть разрешен. С другой стороны, никто практически не сомневается в том, что в Азербайджане произойдет смена политической власти. Там власть сменится, здесь же осталась прежняя власть, имеющая определенный опыт в переговорах. За счет чьих интересов должен быть разрешен конфликт? Новая власть в Азербайджане не сможет пойти на уступки, сославшись на то, что общественность ее не поймет и не примет. По всей видимости, к уступкам будут склонять нас. Уязвимость властей в плане легитимности может сыграть на руку тем, кто будет оказывать на нас такое давление. На мой взгляд, Армении за все эти годы так и не удалось сформулировать свою четкую, с точки зрения приемлемости для международного сообщества позицию по вопросу НК. Что я имею в виду? Моя позиция, возможно, не бесспорна, но я считаю, что нашей основной задачей в урегулировании проблемы НК должно быть достижение любой ценой стабильного мирного безопасного развития Карабаха. Такая формулировка для каждой стороны конфликта неоспорима. Следовательно, должны рассматриваться вопросы гарантий. А кто может быть гарантом такого развития НК, если не динамично развивающаяся, конкурентоспособная и демократичная Армения? Армения, имеющая постоянное влияние в регионе, способная своим геополитическим потенциалом повлиять на развитие в региональных вопросах. Других гарантий, как бы их ни расписывали на бумаге, нет. Мы должны были воспользоваться карабахским конфликтом и постепенно наращивать свое присутствие в регионе. К сожалению, мы упустили эту возможность. Все основные транснациональные магистрали прокладываются в обход Армении. Вы представляете, чтобы какой-либо вопрос регионального характера можно было рассмотреть без непосредственного участия или без согласия Грузии или Азербайджана? А без участия Армении это вполне возможно.

И что Вы можете предложить?

Нам следует исходить из реалий, в которых мы находимся. К сожалению, Армения по своему географическому положению не может влиять ни на кого, тогда как все могут на нее очень сильно влиять. То есть перспектива нашего динамичного развития все время будет зависеть от политической воли наших соседей. Следовательно, для того, чтобы сформировать стабильно развивающийся регион, в чем заинтересованы также сверхдержавы, нужно уже сегодня заложить какие-то основы региональной безопасности. Она может быть реализована лишь в том случае, если все государства региона будут взаимоувязаны и заинтересованы в общем нормальном развитии. Только в этом случае можно ожидать нормального развития региона на длительную перспективу. Нам следовало бы с самого начала поставить вопрос о том, что разрешение карабахского конфликта непосредственно связано с наращиванием регионального геополитического потенциала Армении, то есть с наличием у последней адекватных ее существованию возможностей. К примеру, с прохождением через ее территорию какой-либо транснациональной магистрали. К сожалению, мы упустили эту возможность, упускаем ее и сегодня. Уже идут разговоры о строительстве газопровода Баку-Тбилиси-Карс или -Эрзерум. Иран думает о строительстве газопровода через Турцию и, насколько мне известно, они уже двигаются в этом направлении. Россия свой газ по Черному морю доставляет в Турцию. То есть каждое государство решает свои вопросы. Нам же нужно самим понять наши цели и задачи. Перспектива оказаться на обочине региона нас, естественно, устраивать не может. В этом случае говорить о динамично развивающемся армянском государстве вряд ли будет возможно. Мы изначально должны были понять, что так или иначе конфликт должен быть разрешен, и это разрешение будет иметь свою цену. Поэтому мы должны были задаться вопросом: а что мы будем иметь в результате - такое, что ощутимо увеличило бы наш геополитический потенциал и позволило бы со временем расширить географию нашего политического и духовного влияния не только в регионе. Вот вопросы, которые надо решать, но которые почему-то не только не решаются, но даже не обсуждаются. ("Де-Факто").

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Какую позицию?

Мне интересно, что ты понял из его слов.

После твоего ответа получишь мой ответ. Причем весьма подробный!

Нам следует исходить из реалий, в которых мы находимся. К сожалению, Армения по своему географическому положению не может влиять ни на кого, тогда как все могут на нее очень сильно влиять. То есть перспектива нашего динамичного развития все время будет зависеть от политической воли наших соседей. Следовательно, для того, чтобы сформировать стабильно развивающийся регион, в чем заинтересованы также сверхдержавы, нужно уже сегодня заложить какие-то основы региональной безопасности. Она может быть реализована лишь в том случае, если все государства региона будут взаимоувязаны и заинтересованы в общем нормальном развитии. Только в этом случае можно ожидать нормального развития региона на длительную перспективу. Нам следовало бы с самого начала поставить вопрос о том, что разрешение карабахского конфликта непосредственно связано с наращиванием регионального геополитического потенциала Армении, то есть с наличием у последней адекватных ее существованию возможностей. К примеру, с прохождением через ее территорию какой-либо транснациональной магистрали. К сожалению, мы упустили эту возможность, упускаем ее и сегодня. Уже идут разговоры о строительстве газопровода Баку-Тбилиси-Карс или -Эрзерум. Иран думает о строительстве газопровода через Турцию и, насколько мне известно, они уже двигаются в этом направлении. Россия свой газ по Черному морю доставляет в Турцию. То есть каждое государство решает свои вопросы. Нам же нужно самим понять наши цели и задачи. Перспектива оказаться на обочине региона нас, естественно, устраивать не может. В этом случае говорить о динамично развивающемся армянском государстве вряд ли будет возможно. Мы изначально должны были понять, что так или иначе конфликт должен быть разрешен, и это разрешение будет иметь свою цену. Поэтому мы должны были задаться вопросом: а что мы будем иметь в результате - такое, что ощутимо увеличило бы наш геополитический потенциал и позволило бы со временем расширить географию нашего политического и духовного влияния не только в регионе. Вот вопросы, которые надо решать, но которые почему-то не только не решаются, но даже не обсуждаются.

Вот в принципе его позиция. Мне кажется, что здравая.

Только вопрос, один ли он так думает?

Я не собираюсь анализировать то , что он сказал и искать подтекст.

Я согласен с ним в том, что ввязываясь в Карабахский конфликт- Армения осталась на обочине.

А вот какую цену заплатит-это вопрос тебе.

Я Хосрофа не знаю- он ваш политик, вот и постарайся мне объяснить- кто он авантюрист, Дон Кихот или лидер за которым пойдёт ваш народ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот видишь ты нечего не понял из слов Хосрова Арутюняна.

Он говорит, что не решенность этого кофликта вредит Армении и всему региону.

Думаю он не сделал открытие.

Кстати он прокочаряновский.

Мард джан Хорсовин петк чи ытенц дажан.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...