Перейти к содержимому

Все и ничто


Мефистофель

Recommended Posts

Everything and Nothing.

Сам по себе он был Никто; за лицом (не схожим с другими даже на

скверных портретах эпохи) и несчетными, призрачными, бессвязными словами

крылся лишь холод, сон, снящийся никому.

Сначала ему казалось, будто все другие люди такие же, но замешательство

приятеля, с которым он попробовал заговорить о своей пустоте, убедило его в

ошибке и раз навсегда заставило уяснить себе, что нельзя отличаться от

прочих. Он думал найти исцеление в книгах, для чего - по свидетельству

современника - слегка подучился латыни и еще меньше - греческому; поздней он

решил, что достигнет цели, исполнив простейший обряд человеческого

общежития, и в долгий июньский день принял посвящение в объятиях Анны

Хэтуэй.

Двадцати с чем-то лет он прибыл в Лондон. Помимо воли он уже наловчился

представлять из себя кого-то, дабы не выдать, что он - Никто; в Лондоне ему

встретилось ремесло, для которого он был создан, ремесло актера, выходящего

на подмостки изображать другого перед собранием людей, готовых изображать,

словно они и впрямь считают его другим. Труд гистриона принес ему ни с чем

не сравнимую радость, может быть первую в жизни; но звучал последний стих,

убирали со сцены последний труп - и его снова переполнял отвратительный вкус

нереальности. Он переставал быть Феррексом или Тамерланом и опять делался

никем.

От скуки он взялся выдумывать других героев и другие страшные истории.

И вот, пока его тело исполняло в кабаках и борделях Лондона то, что положено

телу, обитавшая в нем душа была Цезарем, глухим к предостережениям авгуров,

Джульеттой, проклинающей жаворонка в нем душа и Макбетом, беседующим на

пустыре с ведьмами. Никто на свете не бывал столькими людьми, как этот

человек, сумевший, подобно египетскому Протею, исчерпать все образы

реальности. Порой, в закоулках того или иного сюжета, он оставлял роковое

признание, уверенный, что его не обнаружат; так, Ричард проговаривается, что

он актер, играющий множество ролей, Яго роняет странные слова "я - это не

я". Глубинное тождество жизни, сна и представления вдохновило его на тирады,

позднее ставшие знаменитыми.

Двадцать лет он провел, управляя своими сновидениями, но однажды утром

почувствовал отвращение и ужас быть всеми этими королями, погибающими от

мечей, и несчастными влюбленными, которые встречаются, расстаются и умирают

с благозвучными репликами. В тот же день он продал театр, а через неделю был

в родном городке, где снова нашел реку и деревья своего детства и

уже не сравнивал их с теми, другими, в украшеньях мифологических

намеков и латинских имен, которые славила его муза. Но здесь тоже

требовалось кем-то быть, и он стал Удалившимся От Дел Предпринимателем,

имеющим некоторое состояние и занятым теперь лишь ссудами, тяжбами и

скромными процентами с оборота. В этом амплуа он продиктовал известное нам

сухое завещание, из которого обдуманно вытравлены всякие следы пафоса и

литературности. Лондонские друзья изредка навещали его уединение, и перед

ними он играл прежнюю роль поэта.

История добавляет, что накануне или после смерти он предстал перед

Господом и обратился к нему со словами: - Я, бывший всуе столькими людьми,

хочу стать одним - Собой.

И глаз Творца ответил ему из бури: - Я тоже не я: я выдумал этот мир,

как ты свои созданья, Шекспир мой, и один из признаков моего сна - ты,

подобный мне, который суть Все и Ничего.

Л.Х.Борхес

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...