Перейти к содержимому

Причины научного отставания мусульман


Recommended Posts

1. Идейный застой:

Наверно каждый, кто изучал историю различных народов, заметил, что причин распада древних государств очень много, а самыми главными являются истощение возможностей поспевать за караваном научного прогресса. Возможно основная причина распада исламского государства или халифата, а затем отсталости мусульман кроется именно в том, что они исчерпали свои идейные возможности и остановились на границе тех знаний, которые остались им от их ученых. Развитие идей и мыслей является необходимым компонентом для сохранения цивилизаций и культуры. Что касается науки, то здесь с расширением горизонтов познания и наблюдений, мысли и идеи должны становится все более универсальными и все охватывающими.

В то время когда в средние века в Европе царила эпоха невежества, а мысль человека была в оковах, мусульмане были на самом пике своей научной славы. В исламских странах уже тогда были ученые заседания, широкое распространение получали школы с бесплатным образованием, открывались университеты. Например, соборная мечеть в Кордове (130г. по мусульманскому летоисчислению хиджры) объединяла десятки выдающихся ученых, принимала студентов со всего мира, как с исламских государств, так и из иных стран, которые получали религиозные и светские знания из рук мусульманских преподавателей. Также соборная мечеть в Фесе (230 г.х.), Аль-Азхар в Каире (361 г.х.), Дар Аль-Хикма (дом мудрости) в Багдаде и в Каире и тому подобные форпосты науки свидетельствовали, что Ислам – это мировое послание всему человечеству, независимо от их национальной и социальной принадлежности, призывающая к распространению мировой культуры и объединению всех народов.

Новое возрождение идейного развития, без которого невозможен научный исламский подъем, чтобы вернуть авангардные позиции в мире, не означает избавление от всего старого. Научное наследие - необходимый фактор для прогресса и развития культуры и цивилизации. Исламские народы смогут совершить новый научный прогресс, только изучив наследие своих ученных, исследовав сокровища оставленных ими знаний, приняв для себя основы, которые наши предки извлекли из исламской религии, благодаря которой они гармонично влились в мировую цивилизацию и построили свою собственную культуру. Для нас необходимо знать, что исламское мировоззрение и мышление – это продукт интеллектуальной деятельности мусульман, начиная с пророческой миссии посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и до наших дней, которые затрагивают вопросы бытия, знания об Аллахе и вселенной, и роли человека в этом мире. Однако – это не должно выходит за рамки исламских догматов вероубеждения, шариата и норм поведения.

2. Разложение нравственных устоев.

Когда прелести это мира овладели умами мусульман, а их элита погрязла в утолении своих низменных страстей, а единственной целью их существования стала – погоня за удовольствиями и наслаждениями, они отбросили учения Ислама, что привело к распаду халифата. Они перестали следовать за своим посланником, про которого Аллах в Коране сказал: (Поистине ты обладаешь великими нравственными качествами). Самой заветной мечтой нашего пророка было – с помощью своего послания поднять духовные, нравственные ценности, и исправить человечество. Он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я был послан всего лишь для того, чтобы завершить и довести до совершенства благородные и высоконравственные моральные качества». Однако мусульмане потеряли или забыли значение смысла этих слов, и тогда на их головы обрушилось великое бедствие, в результате чего они потеряли свое высокое положение в мире и лишились всех своих благ.

Ученый Мухаммед Джамаль Ад-Дин Аль-Фанди считает, что уровень нравственности зависит от трех вещей:

1) Важность порядочности руководства. Законопослушность народа и соблюдение нравственности, как известно напрямую связано с моральными качествами руководства.

2) Военные победы поднимают нравственные ценности народа, благодаря чему, они достигают высокого морального уровня. В случае поражений происходит обратный процесс, что подтверждает эпоха колониализма, когда во всех уголках громадного исламского мира распространилось невежество, неграмотность и падение культуры. Также свою лепту внесли и колонисты, которые подменили понятие вероубеждения мистикой суфизма, далекого от Корана и Сунны. Это привело к тому, что большинство исследований про Ислам, проводящиеся в Европе в наши дни, в основном уделяют внимание суфизму, полному небылиц и нелепостей, запутанностей, неясностей, одним словом всего того, что на протяжении веков незаметно внедрялось в это течение.

Про колониализм и низкую и подлую роль, которую она сыграла в истории исламского мира, невозможно описать в этих строках. Западные страны добились того, что разными путями и способами отклонили исламские народы от их курса в сторону творческой науки и конструктивной мысли. Большинство мусульманских стран провело долгие годы под давлением колониализма, страдая от его неприкрытого грабительства богатств мусульманских народов, изнывая под тяжестью ее гнета, и покоряясь изоляции, к которой он вынудил исламский мир, изолировав его от всего остального мира. Однако мусульмане не переставали сражаться со своими заклятыми врагами в долгой и горькой борьбе. Эти вооруженные столкновения отвлекли ее и отдалили на протяжении всех освободительных войн от знаний и исследований, от мышления и творчества. В противоположность мусульманскому миру, запад жадно поглощал все сокровищницы мировых знаний, проводя опыты и эксперименты, изобретая и создавая все новые открытия, пока, не достиг сегодняшнего могущества, в то время, как пропасть между мусульманами и ими все больше возрастала.

В добавок к этому, классический старый колониализм или новый неоколониализм ввел в колониях особую методику образования, если вообще соблаговолил дать образование, которая служит только их личным интересам. Колонистские страны не заботит образованность жителей своих колоний, им даже выгоднее их неграмотность и необразованность. Они позволяют только для небольшой группы людей получить определенное образование, после которого они могли бы заниматься конторской деятельностью или выполнять ту работу, которая ниже достоинства колонистов. Конечно, этим образованным людям никогда не позволят подняться выше самого низкого профессионального уровня в этих странах.

3) Необходимость высокого уровня здравоохранения (это личное мнение доктора Аль-Фанди). Это потому что на здоровье мусульман имеет огромное влияние общественная чистота и гигиена, а чистота как мы знаем, является результатом веры. Особенно забота о здравоохранении важна в местах большого скопления людей, как, например, во время хаджа, или пятничных и коллективных молитв. Возможно, результатом падения уровня гигиены и чистоты у мусульман в период научной отсталости в огромной степени является распространение среди них таких явлений, как колдовство, магия, астрология, отсутствие нормальных гигиенических условий, нездоровый образ жизни и забота только об удовлетворении потребностей и нужд человека, особенно это касается густонаселенных районов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Как известно, современная наука уделяет большое внимание узкой специализации каждой отрасли и почти что не признает всесторонне развитых и эрудированных ученных. Чем больше вперед движется современная наука, тем больше ответвлений в ней возникает, и даже в каждом ответвлении есть свои узкие специализации, в каждой из которых есть свои выдающиеся ученые. Время от времени нам приходится постоянно слышать о рождении новой науки или об ответвлении новой специализации от старых наук, которая становится полностью независимой от них, со своими новыми лабораториями и ассигнованиями из бюджета.

Важность и необходимость узких специализаций в ряде наук в современную эпоху – это уже бесспорный факт. К примеру, медицина, которую полностью охватить не в состоянии ни один ученый. В ней работают очень много людей самых разных специализаций, которые посвятили свою жизнь изучению и исследованиям только в одной ее области, таких как болезни нервной системы, болезни пищеварительного тракта, болезни мочеполовой системы и т.д.

И в физике, есть люди, которые посвятили свою жизнь изучению только твердых тел, или жидкостей, газов, радиации, лучей и т.д. И в биологии мы видим множество ответвлений, как, ботаника, зоология, энтомология, бактериология и вирусология. Даже в каждом ответвлении областей исследований есть свои узкие специализации, как, например, изучение функций каждого органа – физиология, воздействие окружающей среды на живые существа – экология, поведение и врожденные свойства – бионика, строительные единицы организма, клетки – цитология и т.д.

Если же посмотреть на ученых мусульман в эпоху научной революции и культурного подъема в исламском мире во времена средневековья до самого начала эпохи возрождения в Европе, то мы увидим, что система всестороннего образования и эрудированности была преобладающим явлением среди выдающихся людей того времени. Сначала они изучали знания греков, римлян, персов и индусов, затем, освоив и переварив их, они открывали новые направления в науке, которые соответствовали учениям Ислама и ее этическим нормам. Они были не просто мостами, через которые прошли бы различные знания древних цивилизаций в эпоху научного подъема в Европе, но вместо этого они исправили все ошибки и неточности, удалили все ложное, и еще добавили очень многое, благодаря своему проницательному, чистому, гениальному уму. Эти ученые были настоящими энциклопедиями мировых знаний, так как среди них была популярна и распространена всесторонняя эрудированность, несмотря на их уважению узкоспециализированным отраслям науки. Это потому что они дали волю своему разуму и не ограничивали себя в рамках определенной области, несмотря на то, что у них было очень мало технологических возможностей и не хватало необходимого оборудования и снаряжения. Но в этом нет ничего удивительного, поскольку эти люди были немыслимо преданны науке, упорны и настойчивы в приобретении знаний из самых различных источников, так как их вела вера, а указывал направление Ислам. Богобоязненность и набожность давала им необычайные силы для самоотверженной работы в поисках знаний и открытий на благо человечества на протяжении всего времени. Причина этого – потому что Аллаха первый и самый высший источник знаний. Всевышний сказал: (Бойтесь Аллаха и Аллах дает вам знания) /Корова : 272/.

Наверное, следующая история даст нам ясное представление об атмосфере науки того времени: Как рассказывают, однажды, когда Умар Бен Аль-Хусам читал книгу Аль-Маджисти про астрономическую математику Птолемея своему учителю Аль-Абхари, к ним зашли некоторые богословы и сказали им: «Что вы читаете?» Аль-Абхари ответил: «Я растолковываю аят из Корана (Разве не смотрели они на небо над ними, как Мы воздвигли его и разукрасили, и нет в нем расщелин?) /Каф : 6/. Я истолковываю как он был воздвигнут».

Аль-Фахр Ар-Рази комментируя эту историю, говорит следующее: «То, что сказал Аль-Абхари настоящая правда, потому что, чем больше человек изучает творения Аллаха, тем больше он познает его величие и совершенство». Да и сам Аль-Фахр Ар-Рази в своем толковании Корана собрал очень много различных научных высказываний о Вселенной, что указывает на то, что ученые того времени очень сильно интересовались изучением естественных наук. Они были всесторонне развиты как в религиозно богословских, так и в естественных и светских науках, в результате чего они были настоящими энциклопедиями, которые наполнили наш мир своими сочинениями и книгами в различных отраслях науки и исследований.

К примеру Ибн Сина написал приблизительно 296 книг в области медицины, философии, логики, астрономии, математики, естествознания, ботаники и зоологии, Ибн Аль-Хайсам около 200 книг, большая часть которых была про науку о свете, а Аль-Бируни выпустил в свет 176 сочинений, в которых затронул вопросы математики и астрономии. Это всего лишь маленький пример, который показывает всю широту кругозора, необычайную эрудированность, дальновидность и проницательность наших ученых, которые должны быть примером для нас в религиозном рвении и в научном энтузиазме, чтобы вытащить исламский мир из долгой спячки и вернуть нашу былую, древнюю славу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...