scaut23 Опубликовано: 29 марта, 2021 Жалоба Share Опубликовано: 29 марта, 2021 Создаётся впечатление, что Анкара навязывает Баку свою «братскую» любовь. На фоне масштабной военно-политической поддержки, оказанной Турцией Азербайджану в ходе войны за Карабах, распространенным стало зачисление Баку в простого проводника воли Анкары на Кавказе и тюркском мире в целом. Реджеп Т. Эрдоган уже мнит себя султаном? В последнее время всё чаще в экспертной среде можно услышать о турецких намерениях воссоздания Османской империи 2.0. Сам Реджеп Т. Эрдоган во всеуслышание говорит о пантюркизме и создании так называемой армии Турана. Много громких заявлений турецкого лидера мы слышим по поводу претензий на территории от Ближнего Востока до Средней Азии, от российского Крыма и до республик Поволжья. Для того, чтобы вникнуть в тему «братания» Турции с Азербайджаном, достаточно вспомнить об историческом аспекте – общности происхождения («две страны – один народ»); о политико-идеологической подоплёке (приверженность обеих стран неоосманистской идеологии в духе доктрины «стратегической глубины»); и об экономической составляющей (заинтересованность в совместной эксплуатации ресурсов Кавказа и Закаспия). Затяжной экономический кризис, галопирующая инфляция, свалившаяся в крутое пике турецкая лира заставляют султана Эрдогана отвлечь внимание своих подданных от внутренних проблем, переключая их внимание на амбициозные прожекты во внешней политике. Мы часто недооцениваем роль Азербайджана в реализации планов «Великого Турана». Между тем Алиев не просто именует Турцию братской страной: азербайджанская элита уверена, что реализация устремлений Анкары будет способствовать достижению Баку собственных «микроимперских» амбиций, в первую очередь в отношении Ирана. После распада СССР Турция предпринимала и продолжает предпринимать определённые шаги для интеграции тюркоязычных государств Центральной Азии. И тут задействованы самые разные институты и мероприятия. Одним из них является проведение саммитов глав тюркоязычных стран, на которых согласовываются и решаются общетюркские вопросы. В Турции создана специальная организация по развитию сотрудничества с тюркоязычными странами (ТИКА). Эта организация имеет в тюркских республиках свои координационные офисы и координирует участие турецких компаний и их сотрудничество с местными организациями. Турция уже 100 лет как не империя, но ощущает себя империей, обладает имперским сознанием и стремится к распространению собственного влияния. Анкара использует Баку как пешку в своем антагонизме против Москвы и пытается разрушить хрупкое равновесие, достигнутое Россией в Кавказском регионе. Турция мечтает о возврате к тем временам, когда турецкий генерал Нури-паша являлся полновластным хозяином порожденной Турцией так называемой «Азербайджанской Демократической Республики» 1918 года. Турция в ноябре 1991 года стала первым государством, признавшим Азербайджанскую Республику после её отделения от Советского Союза. Дипломатические отношения между странами были установлены 14 января 1992 года. Турция также имеет посольство в Баку и два генеральных консульства — в Нахичеване и Гяндже. Азербайджан, в свою очередь, имеет посольство в Анкаре и два генеральных консульства — в Стамбуле и провинции Карс. Религиозный фактор После 1991 года Азербайджан стал ареной конкуренции религиозных движений, соперничающих за сферы влияния. В поиске неофитов туда устремились миссионеры и представители благотворительных организаций из Ирана, Турции и стран Ближнего Востока, так же как эмиссары с Северного Кавказа России. Некоторые из них даже были связаны с экстремистскими исламистскими организациями, включая Аль-Каиду (организация запрещена в России судом). Многие были высланы из страны, и только турецкие группы продолжают действовать в настоящее время без существенных ограничений со стороны государства. Надо отмтетить при этом, что придерживающиеся в подавляющем большинстве, как в Иране, шиитского направления, азербайджанцы исторически всегда выступали конкурентами и даже противниками османов-суннитов. Ведь неоосманизм Эрдогана густо замешан на «возрождении» и продвижении суннитской идеологии в духе движения запрещённых в России «братьев-мусульман». Азербайджан – светское государство. В этом смысле теократические замашки президента Турции не могут азербайджанцам импонировать. Однако бросается в глаза оживление религиозной составляющей в укреплении «морального духа» азербайджанской нации в ходе войны за Карабах. В едва ли не ежедневных обращениях к народу во время военных событий президент Ильхам Алиев неизменно говорил о будущем возрождении мечетей на вновь освобождённых территориях, об оглашении в них «азана» (молитв). Посещая эти населённые пункты, он молился в мечетях по шиитскому обряду. И пусть это направлено на внутреннее потребление, но подчёркивалась самостоятельность Баку по отношению к турецкому союзнику. Идеологию отношений между Анкарой и Баку можно пересказать изречениями, которые часто повторяются в двух государствах. Первое — Мустафы Кемаля Ататюрка: «Радость Азербайджана — наша радость, его горе — наше горе». Второе — Гейдара Алиева: «Мы — одна нация, два государства». В посвящённом Турции докладе Беркли-центра (США) по изучению роли религии в политике отмечается активное использование турками «мягкой силы» через специализированное госагентство (Diyanet). Подчёркивается, что Анкара пытается представить себя лидером всего исламского мира, но ввиду турецкого национализма сталкивается с неприятием у других мусульман. Как полагают авторы доклада, видную роль в этой религиозной активности играет турецкая разведка, причём относительный успех сопутствовал туркам в основном в работе с суннитскими диаспорами, тогда как шииты и другие мусульмане остались к турецкой пропаганде равнодушными. Но, к сожалению, приходится констатировать, что Азербайджан всё увереннее превращается в турецкую провинцию. Элита не в состоянии бороться против «старшего брата» (особенно после активного участия турок в карабахской войне), а основная масса населения, похоже, совсем не против. На каждом углу в Баку можно найти турецкие рестораны — от забегаловок с фаст-фудом до самых роскошных заведений. Кабельное телевидение предлагает огромный пакет турецких каналов. В кинотеатрах идут современные турецкие комедии. A в магазинах продаётся множество книг на турецком языке — как произведения турецких авторов, так и переводы зарубежной литературы. Вокруг туркофильства в Азербайджане не идёт горячих дебатов. Однако в азербайджанском обществе есть те, кто открыто выражает недовольство тем, насколько турецкая культура проникла в Азербайджан. По их мнению, турки и азербайджанцы, хотя и относятся к одному этносу, всё же, отнюдь не так схожи между собой в силу различных исторических обстоятельств, сложившихся на протяжении веков. Многие эксперты прогнозируют, что в будущем Турция всё же станет менее привлекательной для азербайджанцев, так как утрачивает то, за что её так любили: либерализм и секуляризм в сочетании с близкой культурой. Следует отметить, что в последнее время Баку стал проявлять больше подозрительности по отношению к некоторым турецким религиозным группам, возросло давление Баку на всех активистов, распространяющих турецкий суннитский ислам, в особенности, группы нурсистов. Эксперты говорят, что процесс возрождения религии в Азербайджане не может привести к усилению радикальных исламских сект и приходу к власти политического ислама, поручительством чему служат степень религиозной толерантности и открытости азербайджанского общества, которому никакие «братские» подсказки или указания из Анкары совсем ни к чему. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Mars Опубликовано: 1 апреля, 2021 Жалоба Share Опубликовано: 1 апреля, 2021 нужна не нужна это неправильная постановка вопроса Цитата Хорошо там,где есть Будущее!!! Там где есть Я!!! Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.