Теджен Мухатов Опубликовано: 27 декабря, 2021 Жалоба Share Опубликовано: 27 декабря, 2021 В 2021 году произошло два события, которые проморгали аналитики. Во-первых, президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов признал факт наличия у страны огромных долгов тяжелым бременем лежащих на плечах государства. Вторым стало октябрьское заседание Межправительственной Российско-Туркменской комиссии по экономическому сотрудничеству. Источник в правительстве Туркменистана сообщил, что в узком кругу президент озвучил астрономические цифры государственного долга. При этом на редкость оптимистично обрисовал картину выхода страны из долгового кризиса. До этого момента стратегия Аркадака строилась на кредитной политике. Страна занимала деньги под проекты сулившие прибыль и возможность рассчитаться с долгом в короткие сроки. Однако несколько проектов, в первую очередь связанные с попыткой наладить экспорт природного газа в Европу и Китай потерпели неудачу. О Транскаспийском газопроводе говорить можно бесконечно. Были и другие проекты, связанные не с транспортировкой, а переработкой газа и нефти и последующей реализацией полученных продуктов. Самым заметным стал открытый в июне 2019 года завод по производству из природного газа бензина, дизтоплива и сжиженного газа. Проект обошелся в сумму больше 1,5 миллиардов долларов США. Председатель "Туркменгаз" Батыр Аманов говорил о погашении внешнего долга по проекту в самое ближайшее время. Однако в правительстве Туркменистана заверения газового монополиста страны считают неоправданно оптимистичными. Всего таких кредитов за несколько лет Туркменистан нарастил в размере около 9 миллиардов долларов. Долг процентами красен и к этой сумме стоит прибавить значительные суммы, которые Туркменистану выплачивать становится не по силам. Кроме кредитов на нефтегазовую отрасль страна заимствовала на развитие строительно-промышленного комплекса - 2,7 миллиарда долларов. 500 миллионов долларов Азиатский банк развития выделил Ашгабаду на развитие внутренней электросети. Также Туркменистан получил 1 миллиард долларов на развитие и модернизацию транспортно-коммуникационного сектора. Ключевым проектом в этой сфере стало строительство участка железнодорожной магистрали Узень-Берекет-Горган, который соединил железные дороги Казахстана, Туркменистана и Ирана в рамках проекта транспортного коридора "Север-Юг". Эти и другие проекты не приносят стране ощутимой прибыли, из которой можно было бы рассчитаться с кредиторами. Всё тот же источник в правительстве Туркменистана рассказал, что Аркадаг не стал, в своей привычной манере, устраивать разнос министрам, а поделился планами погашения долгов и дальнейшей стратегии развития. Причем все отметили, что оптимизму Аркадага можно позавидовать. Он уверен, что уже в текущем году государственный долг Туркменистана удастся сократить на 1,35 миллиардов долларов. В последующие два года долг сокращается еще на 2 миллиарда. В дальнейшем Туркменистан будет постепенно наращивать выплату долгов и с 2029 года ежегодные обеспечительные выплаты по долгам составят меньше 200 миллионов. В чем секрет такого оптимизма? Президент решил перейти от системы заимствования к привлечению в страну инвестиций. Бердымухамедов дал задание министрам создать в стране благоприятный и привлекательный климат для инвесторов. Понять Аркадага можно. Инвестору не нужно платить проценты. Заинтересованный в прибыльности создаваемого предприятия или проекта, он будет стремиться вкладываться в проверенные спросом технологии. Создание новых рабочих мест, налоговые отчисления в казну и многое другое позволит снизить затраты и повысить доходность экономики. Здесь может возникнуть вопрос. Почему за все прошедшие годы Ашгабад весьма неохотно открывал ворота для инвесторов? Здесь предпочитали строить национальную, подконтрольную властям экономику. Видимо пришло время переосмысления ситуации, появилось понимание невозможности больше жить за семью замками. Теперь вернемся к встрече сопредседателей Межправительственной Российско-Туркменской комиссии по экономическому сотрудничеству. В ней приняли участие председатель российской части комиссии, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Алексей Оверчук, председатель туркменской части комиссии, Заместитель Председателя Кабинета министров, Министр иностранных дел Туркменистана Рашид Мередов, Заместитель Председателя Кабинета министров Туркменистана Сердар Бердымухамедов, представители профильных структур, министерств и ведомств. Обсуждали актуальные вопросы торгово-экономического и межрегионального сотрудничества, двустороннее взаимодействие в сферах здравоохранения, промышленности, транспорта, финансов, образования и других областях. Увеличение объёма российско-туркменской торговли и сотрудничества на встрече назвали важным фактором расширения двустороннего взаимодействия для разработки Программы экономического сотрудничества между Правительством Туркменистана и России на 2021-2023 годы. Именно в эти сроки Бердымухамедов планирует снизить уровень долговых выплат до суммы меньше миллиарда долларов. В рамках встречи подписали множество важных документов. Среди них соглашение о межрегиональном сотрудничестве, Меморандум по статистике об обмене статданными о взаимной торговле, Протокол между ФТС России и ГТС Туркменистана об обмене документами и сведениями о таможенной стоимости товаров, перемещаемых между Российской Федерацией и Туркменистаном, Соглашение между Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Туркменистана о сотрудничестве в области внедрения Международных медико-санитарных правил. И самое главное соглашение о сотрудничестве между Государственным банком внешнеэкономической деятельности Туркменистана и ПАО "Транскапиталбанк". Для дальнейшего совершенствования работы Межправительственной комиссии рекомендовали активизировать сотрудничество туркмено-российского и российско-туркменского Деловых советов с привлечением к этой работе бизнес-кругов двух стран. Кстати, в 2020 году туркмено-российский товарооборот увеличился по сравнению с 2019 годом почти на 40 процентов и составил почти миллиард долларов. Объем российского экспорта вырос на 20 процентов, а импорт - в два раза. Не это ли та самая волшебная палочка, которой решил воспользоваться наш президент в трудный для страны момент? Не исключено. Тем более в последнее время на постсоветском пространстве наметилась экономическая активизация. Знаковыми стали и разговоры о желании Казахстана возродить тему единой евразийской валюты. Позже эту информацию опровергли сами казахи, но дыма без огня не бывает. Тем более таких предпосылок и условий пока нет. Для реализации идеи единой валюты необходимо сближение макроэкономической политики стран-участников, приблизительно одинаковый уровень инфляции, а это требует согласования фискальной политики и многих других позиций. Евросоюз шел к единой валюте не одно десятилетие. Однако многие эксперты считают, что подписанные в марте и октябре туркмено-российские документы межправительственной комиссии пробным шаром на пути к единому экономическому и валютному пространству? Здесь есть о чём подумать, и есть с чего начать. По крайней мере, соглашение о сотрудничестве банков двух стран, может открыть дорогу к созданию единой платежной системы на основе, хотя бы российской карты "Мир", которая уже сегодня принята в 11 странах мира. Карту "Мир" признали Турция, Вьетнам, Армения, Белоруссия, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Казахстан, Южная Осетия, Абхазия и Кипр. И судя по всему, президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов делает первые шаги на пути к открытости и сотрудничеству с партнерами, которым можно верить. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.