Перейти к содержимому

Основатель шафиитского мазхаба


Recommended Posts

Хвала Всевышнему и Всемогущему, Обладающему безграничным знанием и Ведающему самое сокровенное, Милостивому и Терпеливому, Прощающему и Направляющему на истинный путь спасения, Аллаху – Господу миров. Слава Тому, Кто сотворил Вселенную и человека наилучшим образом и даровал Коран, как руководство для богобоязненных.

Я свидетельствую, что нет божества, кроме Единого Создателя, и нет у Него сотоварища, Ему принадлежит могущество над мирами, и Ему слава. Я также произношу языком и верю сердцем, что Мухаммад – Его раб и Посланник (мир ему и благословение), который явится заступником своей Уммы в День великого Суда.

Да благословит Аллаха и приветствует Своего последнего Пророка, который указал человечеству путь достижения счастья в обоих мирах, а также всех членов его семьи и сподвижников.

О люди, бойтесь Аллаха, согласно Его велению, сказанному в Коране многократно, и держитесь за вервь Аллаха, помня о том, что Господь видит вас, где бы Вы ни были, боритесь со своими пагубными страстями и греховными наклонностями на пути служения Ему, и вы будете вознаграждены по достоинству.

О рабы Аллаха, знайте, что Он не сотворил вас понапрасну. Поистине Вы пришли в этот мир, по Воле Аллаха, для того, чтобы поклоняться Ему. Он направил к нам Пророка (мир ему и благословение), дабы мы следовали за ним.

Аллах послал его призывающим к Раю, зовущим к вере в Единого Бога. Станет счастливым тот, кто ответит на этот призыв и станет соблюдать те предписания, которые он принес.

Помните, Знающий сокровенное взирает на ваши сердца. Он не смотрит на внешний облик и имущество человека, но - на его сердце и поступки. Так очищайте же ваши души и будьте искренними в деяниях, совершенствуя их, дабы явились они кладом в будущем, в тот День, когда закатятся взоры.

Всевышний Аллах говорит:

«Поведай рабам Моим уверовавшим, чтобы они совершали молитву и расходовали из того, чем Мы наделили их скрыто и явно, пока не придет День, в который не принесет пользы ни торговля, ни дружба», - следуйте же Его призыву.

Также в Коране сказано:

«Бойтесь испытаний, которые коснутся не только тех, кто поступает несправедливо среди вас».

Поэтому, знайте же, люди, грехи, совершаемые открыто в обществе, причиняют вред всем.

Почему же мы не прислушиваемся к назиданиям Корана и не извлекаем уроков из гибели народов прежних? Ведь время стремительно несет нас к смерти. Аллах открыл многие трагедии, постигшие народы в прошлом. Они нарушали веления Творца и явно совершали грехи, небрежно относясь к установлениям религии. Эти люди оставили молитву и последовали за страстями, и Аллах дал им вкусить горькое наказание за чинимое ими.

Однако вспомним, что Всевышний также говорит:

«Мы спасли тех, которые уверовали и были богобоязненными».

Поэтому стремление на пути Аллаха, следуя за его Посланником (мир ему и благословение), является наилучшим из поступков.

В Умме нашего Пророка (мир ему и благословение) есть для нас благие примеры тех, кто искренне следовал этим словам Создателя. Имам Шафии был одним из них.

Он родился в 150 г. по Хиджре, в год смерти великого Абу Ханифы. Шафии рос сиротой в бедном доме. Когда ему исполнилось два года, мать перевезла его на родину отцов и дедов в Мекку.

Там в возрасте семи лет Имам Шафии выучил Коран наизусть, а затем приступил к хадисам. Он также провел некоторое время среди бедуинского племени Хузейл, которое славилось своим красноречием. Находясь среди них, он перенял эту способность и выучил огромное количество стихотворений.

В Мекке Шафии учился у Муслима ибн Халида аз-Занджи, большого ученого своего времени, бывшего тогда муфтием города. В возрасте пятнадцать лет Имам получил от него разрешение выносить фетвы (богословско-правовые заключения). Также он обучался у Суфьяна ибн Уяйна - мекканского мухаддиса (ученого по хадисам). Занимаясь с ним, Шафии запоминал высказывания Пророка (мир ему и благословение) на слух, а потом записывал их на глиняных черепках или коже.

После нескольких лет, проведенных в Мекке, Имам отправился в Медину, где стал учеником великого Малика ибн Анаса, основателя маликитского мазхаба. За 9 дней Шафии выучил его книгу «Муватта». Позже Имам Шафии скажет о себе: «Что бы я ни услышал, я никогда это не забывал».

Когда Имам Малик увидел его память, знание и остроумие, он воскликнул: «О Абу Абдуллах, бойся Всевышнего и избегай грехов. Поистине тебя ждут великие дела. Аллах поместил в твоем сердце свет, так не гаси же его ослушанием Творца».

По прошествии некоторого времени Имам Малик также разрешил ему производить иджтихады (делать самостоятельные выводы на основании Корана и хадисов).

В 184 г. хиджры имам Шафии отправляется в Йемен, а затем в свою первую поездку в Ирак. Там он встретился с Мухаммадом ибн Хасаном – одним из выдающихся учеников Абу Ханифы.

Однажды Мухаммад ибн Хасан пригласил Имама Шафии в гости. Увидев, что Мухаммад обладает большим и красивым домом и значительным достатком, Шафии заплакал. Тогда Имам Мухаммад сказал ему: «Пусть не пугает тебя то, что ты увидел, поистине это приобретено дозволенным образом», и предложил разделить с ним все свое имущество. Но Имам Шафии отказался.

В Ираке он изучил книги факихов (правоведов), живших в этой части исламского государства. Вскоре же после этого он вернулся в Хиджаз.

В 195 г. во время правления Амина, т.е. после смерти халифа Рашида, Шафии вновь приезжает в Ирак уже во второй раз. Там к нему присоединилась группа ученых, которые стали получать у него знания. Имам продиктовал им свои книги, содержание которых в совокупности называют «старый» мазхаб Шафии.

Спустя какое-то время он отправляется в Египет, где тогда проживали ученики Имама Малика. В Египте Шафии оставался до тех пор, пока не скончался. Здесь вместе с группой других алимов он создал свой «новый» мазхаб.

До Имама Шафии алимы извлекали положения Шариата без определенных правил. Он первым из всех исламских ученых вывел такую науку как «Усуль аль-фикх» ("Основы мусульманского правоведение").

Его первой книгой по этой дисциплине стала «Рисала». В ней Имам изложил условия и требования для аргументации аятами Корана, хадисами Пророка (мир ему и благословение), иджмой (единодушное мнение мусульманских богословов) и киясом (суждение по аналогии) того или иного утверждения. Кроме того, в «Рисала» были разъяснены понятия «насих» - отменяющий и «мансух» - отмененный, а также правили толкования аятов и хадисов, касающихся конкретных ситуаций и имеющих всеохватывающее значение и другие правила иджтихада.

Имам Ахмад ибн Ханбаль говорил о достоинствах Шафии: «Приводится от Пророка (мир ему и благословение), что Всевышний посылает для этой Уммы в начале каждого столетия человека, который обустраивает дела религии. В первом веке этим человеком был Умар ибн Абдул Азиз, и я надеюсь, что Имам Шафии будет таковым во втором столетии».

Также Ахмад сказал: «Не совершил я намаза за сорок лет без того, чтобы не помолиться за Имама Шафии». По этой причине его сын как-то спросил Ибн Ханбаля: «Каким же человеком был Шафии, что ты так часто обращаешься ко Всевышнему за него». «О сын мой, Шафии был - как солнце для дольного мира, как здоровье для людей. Так, посмотри же, найдется ли этим двум вещам замена?», - ответил Имам Ахмад.

Передают, что Шафии был захидом – аскетом, богобоязненным человеком, который много времени уделял поклонению Аллаху. О себе он как-то сказал: «После шестнадцати лет я ни разу не ел досыта, потому что это отягощает тело, делает черствым сердце, лишает проницательности, ведет ко сну и приводит к слабости в поклонении».

Люди же рассказывают, что однажды Имам пришел в Мекку с десятью тысячей динаров. Утром за пределами города он разбил палатку. Высыпав деньги на свою одежду, каждому, кто входил к нему, Шафии горстями раздавал монеты. Приближался обеденный намаз. Для того, чтобы совершить его, Имам встал, и, встряхнув одежду, обнаружил, что на ней уже ничего не было.

Ученые сообщают, что из-за большой смиренности и страха перед Всевышним Имам Шафии порой падал в обморок, слыша аяты Корана. Однажды Харис ибн Лабид, стоя на холме Сафа в Мекке, прекрасным голосом продекламировал аят: «Это День, в котором они не заговорят, и не будет им разрешено найти оправдание».

Услышав это, Имам изменился в лице, тело его содрогнулась, и он упал в обморок. Когда Шафии пришел в сознание, он произнес: «Я прошу защиты у Аллаха от положения лжецов и от отвращения небрежных. О Всевышний, Тебе покорились сердца познавших и перед Тобой склонились шеи любящих Тебя. О Создатель мой, даруй мне от Твоей щедрости, почти меня Твоим покрывалом и прости мои ошибки по Милости Твоей».

От Имама Шафии приводят следующее: «Три лучших поступка: щедрость в бедности, набожность в уединении и слово истины, сказанное тому, кого боятся люди».

Юнус ибн абд уль-‘Аля говорил: «Имам как-то поведал мне: «О Юнус, когда тебе передадут нечто о твоем друге, что вызовет твою неприязнь, не следует торопиться враждовать с ним и порывать дружбу. В противном случае ты станешь одним из тех, кто променял убеждение на сомнение. Ты же отбрось это и скажи товарищу: «До меня дошло о тебе такое-то и такое-то», но остерегайся называть имя передатчика. Если он будет отрицать это, то скажи ему: «Ты более правдив и благочестив», и не прибавляй к этому ничего.

Если же он признается в том, что рассказанное о нем соответствует действительности, и ты увидишь в этом какое-либо оправдание ему, то прости его.

Если он сам расскажет о том, в чем есть смягчающее обстоятельство, то прими это.

Если же все-таки ты не найдешь какого-либо оправдания и выхода, то признай поступок друга недостойным. И в этом случае тебе предстоит выбор: если пожелаешь, воздай ему тем же, не преступая пределов дозволенного, а если захочешь, прости его, ведь это ближе к богобоязненности. Помни, что Всевышний сказал: «Воздаяние за дурное - равное этому, а кто простит и улучшит, то награду найдет у Аллаха».

Если же твоя душа станет упорствовать с тем, чтобы воздать ему, то подумай о хороших поступках, совершенных другом по отношению к тебе ранее. И тогда поспеши проявить к нему добро, не считая его благие дела, ничего не стоящими. Воистину, это было бы притеснением, о, Юнус.

Поэтому, если у тебя есть друг, то крепко держись за него. Помни, приобрести товарища тяжело, а потерять - легко».

Также Имам Шафии советовал:

«Холодность по отношению к людям ведет к вражде, слишком мягкое отношение к ним – к приобретению плохих друзей, так держись же золотой середины».

«Поверить сплетне хуже ее самой, поскольку сплетня направлена в чей-то адрес, а верить ей, значит признавать сплетню допустимой. А ведь тот, кто совершает что-либо, не равен тому, кто считает это дозволенным».

«Если бы я знал, что холодная вода уменьшит мою порядочность, то я бы не пил ее».

Один человек как-то спросил у Имама Шафии о его возрасте, и тот ответил: «Говорить о своих годах неэтично». В этой связи можно вспомнить и Имам Малика, который посоветовал заняться своими делами человеку, задавшему ему аналогичный вопрос.

Передают, что Шафии делил ночь на три части, в первой трети он работал, во второй - совершал молитвы, в третьей же части ночи - спал. Также известно, что Имам в Священный месяц Рамадан прочитывал Коран шестьдесят раз.

Асбахани сказал: «Я видел Пророка (мир ему и благословение) во сне и спросил его: «О Посланник Аллаха (мир тебе и благословение), Шафии - потомок твоего дяди, принес ли ты какую-либо пользу ему, наделил ли ты его чем-либо особенным?» И Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Да, я попросил Всевышнего не отчитывать его». «За что, о Посланник Аллаха?» - вновь спросил я. «Поистине он благословляет меня такими словами, которые никто еще не произносил до него», - последовал ответ Пророка (мир ему и благословение). «Что это за благословение, - спросил я, - о Посланник Аллаха?» Пророк (мир ему и благословение) же поведал: «О Аллах, благословляй Мухаммада, каждый раз, когда его вспоминают, и благословляй Мухаммада, каждый раз, когда о нем забывают».

Один из учеников Шафии, Мазани, рассказывает, что незадолго до смерти он вошел к Имаму, когда тот болел, и спросил его: «Как Вы себя чувствуете?» Имам же ответил: «Я чувствую себя покидающим этот мир и расстающимся со своими братьями, испивающим чашу смерти и прегрешений своих, и встречающим, и направляющимся к Аллаху. Я не знаю, пойдет ли моя душа в Рай, чтобы я мог поздравить ее, или в Ад, чтобы принести ей соболезнования мои». Потом Шафии заплакал и произнес: «Когда мое сердце стало черствым, стеснились пути мои и свою надежду я сделал лестницей к Твоему Прощению, я считаю свой грех огромным, но когда я связываю его с Твоим Прощением, о Господь мой, то оно становится еще более великим. Ты являешься Обладателем прощения, Ты - Проявляющий щедрость и Отпускающий грехи по милости Своей!»

Имам Шафии скончался в ночь на пятницу после намаза аль-Иша в последний день месяца Раджаб. Ему было 54 года. Имама похоронили в тот же день, и, разойдясь после этого, люди увидели новолуние месяца Ша’абан в 204 году.

Рабиу ибн Сулейман передает: «Я увидел Шафии после его смерти во сне и задал ему вопрос: «О Абу Абдуллах, как Всевышний поступил с тобой?» И Имам ответил: «Он посадил меня на золотой трон и усыпал жемчугом!»

Люди помните, счастье человека в обоих мирах зависит только от искренней веры и благих поступков. Чистота сердец кроется в искреннем покаянии и избежании грехов и мерзостей.

Братья и сестры, бойтесь Аллаха и воспользуйтесь отпущенным временем. Постоянно творите благое, пока наши дела принимаются Аллахом. Оставьте ослушание, покуда жизнь теплится в вас.

Да сделает Всевышний меня и вас из числа тех, кто покаялся и обратился к Аллаху, и да простит Он нас по Милости и Щедрости Своей и да упасет от строжайшего отчета.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...