APKTYP Опубликовано: 26 ноября, 2002 Жалоба Share Опубликовано: 26 ноября, 2002 Сумерки американской мечты. Часть I На днях американский Госдеп рассекретил исследование Чарльза Хишман и С. Мэттью Снипп «Расовое и этническое неравенство в Соединенных Штатах, 1970-90». Содержание доклада - шокирующее. Черные и цветные были и остаются бедными, необразованными и тянут Америку назад... Закончился двадцатый век, важно оценить состояние «американской мечты» - нанести на карту то место, где страна находилась совсем недавно, и попытаться предугадать, куда она направляется - так начинают исследователи свое загадочное повествование. Хотели как лучше, а получилось как у всех Америка - государство иммигрантов. Когда отцы-основатели клепали свою идею «плавильного котла для наций», ожидалось, что белые, желтые, цветные с одинаковой силой впрягутся в создание общества равных возможностей и все достигнут высоких результатов. Ожидалось, что миллионы иммигрантов небританского происхождения ассимилируются и приспособятся к англо-американским идеалам, откажутся от своего собственного этнического наследия так быстро, как только возможно. Экономические стимулы, включая надежду на возможность продвижения их самих и их детей вверх по социальной лестнице, должны были мотивировать принятие «чужеродными» иммигрантами культурных перемен и их адаптацию. Образ американского общества как продолжения английского общества сохранялся в течение первых шести десятилетий двадцатого века. В 1960-е годы федеральное правительство США и местные власти очень старались идеально выполнять взятые на себя обязательства перед глобальной американской идеей Демократии с большой буквы. Они вводили законы о гражданских правах населения, создавали процедуры «позитивных действий» и разрабатывали программы по равноправному распределению рабочих мест. Государственная политика наложила запрет на дискриминацию американцев, не соответствующих белокурым английским стандартам внешности, верований и поведения. А затем все пошло к черту. Авторы исследования реально оценили профессиональные достижения и заработки людей семи наиболее крупных расовых и этнических групп с 1970 по 1990 год. И честно ответили на вопрос: был ли в действительности прогресс в подъеме американских национальных меньшинств, долгое время находившихся вне экономического мейнстрима (основного течения). Плохие нации Оказалось, что ценностные ориентиры первой половины XX века - культурный конформизм в обмен на шанс продвижения по социальной лестнице - были отброшены как устарелые. Новые иммигранты теперь не спешат отказаться от собственной культуры, языка и традиции, провозглашая важность своей национальной родословной. Социальные группы черных и цветных, сформировавшиеся по признаку расы, национальности и пола, теперь требуют участия в политике именно с точки зрения своей непохожести на американский стандарт. Сторонники «американской мечты» о равенстве воспринимают их как элементы, сеющие распри. Но уже родилось и другое поколение экспертов, которое считает, что подчеркнутая разность культур и есть определяющая черта современного американского общества. Белый американец лучше черного. Но хуже желтого В американском обществе показателем процветания является зарплата, дом с лужайкой и собственный самолет. Хишман и Снипп сравнили экономическое благосостояние и профессиональные достижения белых американцев и индейцев, американцев китайского происхождения, филиппинского, японского и латиноамериканского. В сравнении с иммигрантами из Европы индейцы, афроамериканцы и цветные иммигранты из Азии и Латинской Америки, мягко говоря, не преуспели. Выходцы из Латинской Америки, в особенности мексиканские американцы, - старинная и признанная американская этническая группа. В 1960-е и 1970-е они также составляли самую большую и быстрее всего растущую по численности группу иммигрантов. Их полно в Калифорнии, и теперь они требуют статуса национального анклава. В нескольких штатах Америки теперь не прожить без знания испанского языка. Его изучают в школах. Иначе нет шансов найти работу и делать бизнес. Популяция индейцев невелика и подвергалась дискриминации, насильственной изоляции и интенсивному давлению со стороны федерального правительства с целью ассимиляции в американском обществе. Несмотря на эти попытки, большинство индейцев до сих пор остаются вне основной, то есть городской, экономики Соединенных Штатов Расовая дискриминация и сегрегация стали основными барьерами для проникновения черных в американское общество. В отличие от латиноамериканцев, так называемые азиаты и выходцы с тихоокеанских островов представляют собой захватывающее разнообразие. Кроме континента, с которого они родом, видимого сходства практически нет. В 1980-е именно они составляли наиболее быстро растущий сегмент американского народонаселения. Американцы японского и китайского происхождения на самом деле достигли даже более высокого уровня социального и экономического благосостояния, чем белое население. Лишь часть этого успеха можно связать с более высоким уровнем обучения и концентрации в городах. Некоторые наблюдатели, приписывающие их успех тяжелому труду и изобретательности, описывают азиатов как «образцовые меньшинства». Но свидетельство об успешной ассимиляции всех азиатских групп разнородно. Некоторые недавние иммигранты из Азии, в особенности те, которым пришлось бежать в связи с последствиями Вьетнамской войны, прошли через значительно более тяжелый опыт. Но вьетнамцы не преуспели в интеллектуальных занятиях и не нажили богатства. Наконец, есть неоспоримые основания утверждать, что внутри каждой из этих групп - среди афроамериканцев, латиносов, индейцев и азиатов - наблюдается растущее расслоение или социоэкономический разброс. Большая часть жителей США уже давно утратила дух путешествия и завоеваний. Американские мужчины живут по принципу: «Где родился - там и пригодился». Многие из них до конца жизни ни разу не выезжали за пределы той местности, где посещали среднюю школу. Местожительство играет неожиданную роль для американцев азиатского происхождения. В 1969 году географическая концентрация японцев, китайцев и филиппинцев на Гавайях и в Калифорнии давала явственное экономическое преимущество - от $1700 до $2500 в сравнении с белыми. К 1989 году это местоположение стало обузой, и дефицит в заработках у азиатов составил от $2500 до $3900 в связи с концентрацией в тех же самых областях. Географическое распределение черных, индейцев и латиноамериканцев стало источником дефицита в несколько сотен долларов. Таблица "Воздействие национальности на заработки работающих мужчин от 25 до 64 лет в 1970, 1980 и 1990 в тысячах долларов в сравнении с заработками белых" Хиршман и Снипп проанализировали данные для публичного использования (ВМПИ) по переписям 1970, 1980 и 1990 годов. Они сузили выборку до мужчин в возрасте от 25 до 64 лет, получивших положительный заработок за предыдущий год. Объектом изучения являлись экономически активные люди, а не студенты, пенсионеры и безработные. Выбирали работающих мужчин, чтобы облегчить сравнение с предшествующими исследованиями расовой и этнической ассимиляции. Суженная выборка не учитывала 15% белых людей работоспособного возраста, которые оказались за бортом жизни, получая лишь пособия и периодические заработки. А черных, находящихся в таком положении, соответственно 25%. Этнические различия, приведенные ниже, по всей вероятности, были бы еще контрастнее, если бы в исследовании учли уровень жизни безработных. В таблицах показана разница в доходах между белыми иммигрантами и представителями нацменьшинств, выраженная в тысячах долларов. Отдельно просчитаны те доходы, которые получал или не получал среднестатистический представитель этнической группы в зависимости от своего образования, места жительства, престижности профессии, занятости и расовой принадлежности. Двадцать лет с 1970 по 1990 были периодом застоя в заработной плате и растущего неравенства в американской экономике. Как состояние экономики сказалось на разнице в заработной плате между этническими группами рабочих? Национальные различия в заработках у мужчин по большей части остались неизменными на протяжении этого периода. Черные зарабатывали меньше белых, хотя разрыв между ними немного сократился (с $14700 в 1969 до $12400 в 1989). Есть три национальных сообщества, которые дискредитированы в заработках. Первый представлен черными, индейцами и латиноамериканцами. Эти группы страдают от существенного неравенства по сравнению с белыми (примерно $10000 в год), и со временем произошло лишь незначительное смягчение ситуации. Заработки индейцев колебались в течение этого периода, но их невыгодное положение по сравнению с белыми, составлявшее почти 13 000 долларов в 1969 году, выросло до 14 000 долларов к 1989 году. В отличие от остальных этнических групп, японцы к 1969 году сравнялись по заработкам с белыми, а к 1989 году вырвались вперед на 7000 долларов. Китайцы, филиппинцы и латиноамериканцы зарабатывали меньше, чем белые в 1969 году, и так это и осталось к 1989 году, хотя зазор был наибольшим в 1979 году. У всех групп, за исключением японцев, наблюдаются проблемы с нахождением работы на достаточное количество часов в неделю и недель в году. 7 процентов - это результат низкого уровня образования, но оставшаяся часть обязана другим факторам рынка труда: невыгодной профессии или ее отсутствию, отсталому сектору индустрии, рабочим неделям и часам и другим неизмеренным факторам. Второй тип представлен китайцами и филиппинцами. Причины невыгодного положения китайцев и филиппинцев - неперспективное место жительства, состояние рынка труда и неизмеренные факторы. Их потенциальный ущерб уменьшен относительно высоким уровнем образования. На самом деле их образовательное преимущество перед белыми дает (при прочих равных) около $5000 выгоды. Без этой образовательной «поддержки» их экономическая ситуация была бы похожа на уровень черных, индейцев и латиноамериканцев. Наконец, третий национальный паттерн представлен японцами. Доход японцев выше дохода белых в 1979 и 1989 году. По большей части это следствие более высоких достижений в области образования, но они также пользуются преимуществом, не учтенным среди переменных нашей модели. Кроме характеристики доходов по национальностям, американские ученые используют также Социально-экономический индекс Дункана (СЭИ), в котором учтены карьерный рост, престижность и сравнительный уровень оплаты труда. Результаты поразительно стабильны. Расстановка групп по СЭИ и заработкам фактически не изменилась с 1970 по 1990 год. Средний СЭИ всех групп увеличивался с 1970 по 1990. Большинство достижений составляет разница в 4-6 очков, за исключением японских рабочих, набравших 9 очков. Несмотря на повсеместное увеличение среднего профессионального статуса, замечательно, что в расовом неравенстве за двадцать лет не произошло практически никаких изменений. Средний работающий черный отставал на тринадцать пунктов СЭИ от среднего рабочего белого в 1970 году, и на десять пунктов в 1990 году. Индейцы и латиноамериканцы на два-три пункта СЭИ ближе к статусу белых, чем черные. Все три из этих признанных национальных меньшинств были заняты в профессиях, значительно более низких по статусу, чем профессии белых. Профессиональный статус филиппинцев приближался к статусу белых, а у американцев китайского и японского происхождения был выше. Китайцы и японцы заняты в более престижных областях экономики и новых наукоемких отраслях. И их карьерный рост обгоняет белых американцев. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
APKTYP Опубликовано: 26 ноября, 2002 Автор Жалоба Share Опубликовано: 26 ноября, 2002 Сумерки американской мечты. Часть II Страна социальной несправедливости В Америке существуют три мифа. Миф первый: Америка - страна равных возможностей для ее граждан в борьбе за личное благополучие и богатство нации. Распределение ресурсов происходит в открытой честной конкуренции, определяющей заслуги и достоинства каждого вне зависимости от его расовой принадлежности. Тот факт, что, несмотря на тяжелую работу и мастерство, одни группы получают меньше, чем другие, ставит под вопрос существование социальной справедливости в Америке. Миф второй - отсутствие жесткой стратификации (то есть социальных и расовых барьеров) в США. В открытых обществах экономическое благосостояние определяется старанием и способностью к конкуренции между равными личностями. В жестко стратифицированных и закрытых обществах благосостояние человека зависит от его происхождения, положения семьи на социальной лестнице (бэкграунд). Результаты исследования показывают, что за последние десятилетия XX века американское общество по-прежнему остается довольно закрытым. Миф третий - в Америке происходит успешная ассимиляция иммигрантов вне зависимости от цвета кожи. Недавние данные Всеобщего социального опроса показывают, что различия между черными и белыми в области образования, дохода, профессионального статуса и других параметров экономического благосостояния сохраняются, хотя масштаб их сократился. В 1990-е годы было много разговоров об обратной дискриминации - проблеме белых людей, которые не могут найти работу или продвинуться по службе из-за предпочтения, предоставляемого меньшинствам. Но результаты исследований бросают вызов традиционным теориям о снижающейся роли расовых и этнических различий в Америке конца XX века. На неактивных рынках труда наниматели могут выбирать из большого числа квалифицированных специалистов. Было бы удивительно, если бы «привратники» игнорировали национальные характеристики для решения о найме. Современный стиль - избегать найма определенных меньшинств, потому что «они» с большей вероятностью окажутся ненадежными, вызовут проблемы с дисциплиной или не сойдутся с другими рабочими. Кроме того, есть десятки тысяч мелких предприятий, владельцы и управляющие которых тесно связаны географическими, родственными и национальными ограничениями. Национальный анклав - это не просто географическая концентрация предприятий, но свободно структурированные неформальные отношения между профессиями, для которых принадлежность к определенной национальности означает презумпцию доверия. Эти неформальные связи служат организации набора на работу во многих индустриях и фирмах в экономике, означая, что ряд меньшинств можно найти только в определенных секторах. Неформальная экономика создает условия для высокого уровня расового и национального неравенства на американском рынке труда. Экономика второй половины 1990-х характеризовалась возросшими возможностями с рекордно низким уровнем безработицы. Уменьшит ли это постоянное расовое и национальное неравенство? Возможно. Скудные рынки труда предоставляют нанимателям меньшие возможности для возмутительного выбора между рабочими. Но медленный ход перемен в 1970-х и 1980-х предполагает, что расовое неравенство вплетено глубоко в ткань американского общества. Эти результаты - неизменность расовых и этнических различий в Америке конца двадцатого века - бросают вызов традиционным теориям о снижающейся роли указанных факторов в американской системе стратификации. Есть три «больших» гипотезы в литературе по стратификации, которые следует пересмотреть в свете обнаруженных явлений. Нищета по наследству Первая из них - тезис о «наследовании нищеты» - некоторые группы находятся в невыгодных условиях в связи со своими социальными корнями. Некоторые исследования показали, что характеристики семьи, из которой происходит опрашиваемый, частично объясняют социоэкономическое неравенство белых и черных (Дункан, 1969). Правдоподобно, что разные социальные корни играют важную роль в образовании социоэкономических различий для других этнических групп. Ассимиляция - процесс взаимопроникновения и объединения, в котором личности и группы вливаются в общую культурную жизнь. Этот процесс включает четыре четких фазы: «контакт, соревнование, приспособление и ассимиляцию». Выделяют семь различных типов ассимиляции: культурную, структурную, брачную (амальгамацию), идентификационную (отсутствие предубеждений), ассимиляцию в поведении при восприятии (отсутствие дискриминации) и гражданскую ассимиляцию (отсутствие конфликтов из-за ценностей и власти). Хотя эти различные типы ассимиляции связаны друг с другом, они не обязательно вытекают один из другого. Афроамериканцы, например, 1950-х и начале 1960-х претерпели культурную ассимиляцию, но не пережили полномасштабной включенности в клики, клубы и институции ассимилировавшего их общества-хозяина, то есть структурной ассимиляции. Большинство экспертов признают сложность ассимиляции и подразумевают, что полная ассимиляция ряда групп (например, черных) в обозримом будущем маловероятна. Идеал ассимиляции и теория расового цикла подверглись суровой критике. Хорас Каллен (1924) доказывал, что не нужно ждать от иммигрантов отказа от своей культуры и идентичности как условия включения в американское общество. В 1960-е годы критики доказывали, что национальность играет центральную роль в жизни даже самых аккультуренных групп (Глэйзер и Мойнихен, 1970). Для многих групп американского общества национальность - во многом символическая конструкция и играет сравнительно небольшую роль в их жизни (Гэнс, 1979; Уотерс, 1990). Альба (1985), например, писал о «сумерках национальности» среди американцев итальянского происхождения. Позже феномен возрождения национальности бросил вызов теории расового цикла и идее, что ассимиляция неизбежна. Произошло замечательное возрождение национальной осведомленности, даже в группах, чья культурная идентичность ранее была приговорена к исчезновению, таких как индейцы. Все вспомнили о своей национальности и начали разрушать традиционные американские ценности (Корнелл, 1988; Нэйджел, 1996). Почему же национальность значима для одних групп, а для других - нет? Теория Гордона предполагает, что критическую роль играют предубеждения и дискриминация. Аккультурация недостаточна для полноправного участия в американском обществе постольку, поскольку «привратники» продолжают ограничивать доступ в окрестности, в первичные групповые ассоциации, а также возможности для экономического продвижения. Одна выдающаяся гипотеза состоит в том, что «раса» - физиологические различия в цвете кожи и других внешних чертах - определяет существенную разницу между меньшинствами, которые допускаются к ассимиляции, и теми, которые не допускаются (Кокс, 1948; Джордан, 1974). Другие точки зрения предполагают, что расизм (различное обращение с людьми различных «рас») зависит от исторических обстоятельств и что у американского общества есть потенциал ассимилировать людей различных рас так же, как и различных этнических групп (Мирдал, 1944; Уилсон, 1978) Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Sh@ten Опубликовано: 15 декабря, 2002 Жалоба Share Опубликовано: 15 декабря, 2002 Nesmotrya na to, chto latinoamerikantsev, a esli tochnee mexicantsev, v Californii podavlayushee preimushestvo, oni je vozglavlayut samuyu maloobrazovannuyu chast naseleniya. A yapontsi molodtsi. Otlichayas trudolubiem i dostatochno visokoy stepenyu obrazovaniya, oni pronikayut daje v takie kastovie professii, kak vrachi, kotorie do nedavnego vremeni na 95% sostavlyali evrei. Odnako, rassmatrivaya vopros assimilyatsii vixodtsev iz bivshego Soyuza, nado konstatirovat, chto bolshinstvo russkix, daje nedavno priexavshix, vxodyat kak minimum v kategoriyu "middle class" (vo vsyakom sluchae, v Californii, gde 75% russkix zanyati v sphere IT). Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.