_Zaman_ Опубликовано: Жалоба Share Опубликовано: Brazil: the Guarani and a decade of broken promises The Guarani continue fighting for their land rights despite continuous attacks. Ten years ago the Brazilian government signed a landmark agreement with the Guarani tribe, which obliged it to identify all their ancestral lands. The core objective of the agreement, which was drawn up by the public prosecutors office, was to speed up the recognition of the Guarani’s land rights in the southern state of Mato Grosso do Sul. However, one decade on, most surveys have not even been carried out and the authorities’ failure to recognize the Guarani’s land rights continues to have a terrible impact on the tribe’s health and well-being. With no immediate hope of recovering their land and rebuilding their livelihoods, thousands of Guarani are trapped in overcrowded reservations where the prosecutors say there is so little land that “social economic and cultural life is impossible.” Other Guarani communities live along busy highways or on fragments of their ancestral land, hemmed in by vast sugar cane and soya plantations. They cannot plant, fish or hunt and have no access to clean water. © Paul Patrick Borhaug/Survival A Guarani-Kaiowa couple sit outside their makeshift roadside settlement of the Apy Ka’y community, near Dourados, Mato Grosso do Sul, Brazil. Health workers report that these communities are suffering from severe side effects of pesticides used by agribusiness. Some communities say their water resources and houses are deliberately sprayed by the ranchers. A recent study estimated that 3% of the Indigenous population in the state could be poisoned by pesticides, some of which are banned in the EU. Malnutrition especially among babies and young children is common. According to Gilmar Guarani: “Children cry and cannot put up with this situation any more. They are really suffering and are very weak. They are practically eating earth. It’s desperate.” Mato Grosso do Sul is home to the second largest Indigenous population in Brazil, with 70,000 Indians belonging to seven tribes. Much of their ancestral land has been stolen from them by cattle ranchers and agribusiness, and now they occupy a mere 0.2 % of the state. John Nara Gomes says: “Today the life of a cow is worth more than that of an Indigenous child… The cows are well fed and the children are starving. Before we were free to hunt, fish and gather fruits. Today we are shot by gunmen.” The despair among the Guarani at the loss of their lands and self sufficient life is reflected in extremely high rates of suicide . In the period 2000-2015 there were 752 suicides. Statistics collected since 1996 reveal a rate that is 21 times greater than the national one. This is probably under-estimated as many suicides are not reported. © Paul Patrick Borhaug/Survival Damiana Cavanha, leader of the Apy Ka’y community, has seen the deaths of three of her children and her husband. She is determinedly planning a reoccupation of their ancestral land where they are buried. The Guarani also face high levels of violence and are constantly targeted by ranchers’ gunmen whenever they attempt to take back parts of their ancestral land. Recent data shows that 60% of all the assassinations of Indigenous people in Brazil occurred in Mato Grosso do Sul state. With a government and congress dominated by the powerful agribusiness sector, the landowners in Mato Grosso do Sul will not cede an inch. Many have resorted to the courts as a delaying tactic, to challenge the identification of Guarani territories. One core Guarani territory has had 57 legal challenges. Despite this bleak scenario many Guarani vow to fight on: “Brazil was always our land. The hope that feeds me is that our land will be recognized, for without it we cannot care for nature and feed ourselves. We shall fight and die for it” says Geniana Barbosa, a young Guarani woman. Цитата Пусконаладка, сервис и передислокация ракет "земля-воздух" 051 961 03 90 Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
_Zaman_ Опубликовано: Автор Жалоба Share Опубликовано: Дух большой воды: как живут индейцы гуарани и почему они боятся водопадов Игуасу Племена гуарани стараются сохранить традиционный уклад жизни и считают аргентинцев захватчиками своих земель На границе Парагвая и Аргентины в лесах живут племена народа гуарани. Считается, что именно они когда-то первыми открыли комплекс водопадов и дали ему очень точное название — «И-гуачу», что значит «Большая вода», которое с заселением региона испанцами постепенно преобразовалось в привычное нам «Игуасу». Почему индейцы боятся «Большой воды» и уходят все глубже в лес? Водопады Игуасу действительно впечатляющи: высота, с которой вода обрушивается вниз, достигает 80 метров с лишним. Самый крупный водопад называется Глоткой Дьявола. Когда гуарани освоили эти земли и впервые увидели водопады, точно неизвестно — письменности у народа не было, а значит, не было и каких-либо летописей. Однако мифы предков и представления их о мире народ сохранил. Одна из легенд объясняет мистический ужас гуарани перед «Большой водой». Несмотря на то, что они — единственные, кому разрешен бесплатный проход на территорию комплекса в рамках национальной программы поддержки коренного населения, гуарани к водопадам подходят редко. Вся жизнь проходит вдали от них. «Согласно нашей легенде, в Большой воде живет злой дух. Именно он когда-то рассек речное русло и создал мощные водопады, — рассказывают жители одной из деревень. — Раз в год наши предки приносили в жертву богу Мбоя самую красивую девушку племени. Однажды возлюбленный обреченной на смерть красавицы похитил ее и уплыл на пироге по течению реки. Божество разгневалось и преградило путь влюбленным, разрубив землю и создав обрывы с гигантскими водопадами. Влюбленных так и не нашли, ласточки до сих пор ищут их в пучине». Если все же нужно сходить к водопадам, гуарани проводят специальный обряд, чтобы защитить себя от злых духов: для этого входят в транс с помощью ритма, задаваемого стуком бамбуковых палок по земле. Составить некое представление о ритуале могут редкие туристы, забравшиеся в эти дебри. Но, во-первых, им приходится довольствоваться имитацией, демонстрируемой детьми племени (считается, что ребенок не может призвать духов), а во-вторых, туристы не знают, что на самом деле видят — им обряд преподносят как приветственный и желающий удачи. Так племена защищают свой мир и мир духов от излишнего любопытства вездесущих туристов. По той же причине у людей народа два имени — одно гуарани, данное при рождении шаманом, а другое — испанское. Так, например, одного из моих проводников, который живет в деревне с племенем, но учится в университете в городе, называют испанским именем Мелисио, но для соплеменников он по-прежнему Ту-Паа, что значит «благословенный богом». Обряд, посвященный духам предков. Гуарани верят, что, покинув тело, дух не покидает свое племя и может влиять на судьбу семь Кстати, больше шансов увидеть похожую на настоящую жизнь племени будет, если приехать в поселение в сопровождении такого местного жителя. Мне удалось побывать в одной из четырех деревень гуарани, находящихся в 15 километрах от аргентинского городка Пуэрто-Игуасу. До места нас довез друг Мелисио Сандро — выходец из племени, работающий в городе таксистом. Правда, гуарани он только наполовину — по линии матери, его отец — аргентинец. «Как же вы живете у водопадов, боясь их?», — спросила я у Сандро. «Гуарани речные жители. Реки дают им и питье, и еду, они — их жизнь. От водопадов им ничего не нужно». Пройдя по деревне, мы заметили общую кухню — хижину с пальмовой крышей, где, как будто в подтверждение нашего разговора, местная жительница чистила большую рыбину. Рядом с ней стояла корзина с приличным уловом. «Это ее муж наловил в реке?» — спросила я у Сандро. Тот быстро замотал головой. «В племени рыбачат только женщины. Лодка и удочки им не нужны. Женщины собирают в джунглях листья растения бабаско, толкут их и смешивают выделяющийся ядовитый сок с глиной. Получившиеся шарики бросают в реку, в воде глина растворяется, а яд дает необычный эффект: рыба сама выходит на поверхность, и ее собирают сетью, сплетенной из веревок, которые делают из волокон пальмовых листьев. Раньше считалось, что все дело в магии». По ту сторону Каждая деревня — отдельная община, которой управляет старейшина — касика. Он решает все насущные вопросы деревни и следит за порядком. В отсутствие касики его жена исправно собирает все вопросы и жалобы жителей и передает их позже супругу. Древние традиции сильны и в брачных связях. Женятся в племени рано, зачастую в 13–15 лет, поэтому здесь считают, что сделать достойный выбор в столь юном возрасте молодому человеку не по силам, и жену своим сыновьям подбирают отцы. Браки разрешены только в пределах общины, жениться на представителях других народов запрещено. Поэтому промахнуться с выбором сложно — ведь девушки растут на глазах будущей родни. Но бывают и редкие исключения, как, например, у отца и матери Сандро. Соплеменники так и не простили ей выбор чужака, поэтому она навсегда переехала жить в город. Сандро родился уже в городе, но всегда испытывал интерес к своим корням и традициям предков. Тем не менее, ставшую привычной жизнь в цивилизации он бы сейчас не променял уже на лес. «Все идет из детства. Если бы я родился в племени и вырос в тех реалиях, я бы, скорее всего, не захотел перебираться в город. Разве что на заработки, — говорит мой проводник. — Но если ты вырос в городе, ты уже с другим менталитетом, чужой, это неизбежно». Для современных гуарани лук скорее развлечение, нежели оружие. Охотятся они все реже. Еду выращивают и покупаю Жители деревни позволяют нам с Мелисио и Сандро подойти к хижинам. «Дома строят, как и тысячу лет назад: в ход идут бревна, глина и особый вид лианы, которым и скрепляют все, что нужно. Гвоздей у гуарани нет». По сути, дом — это только стены и очаг в центре, да подвешенные к балкам гамаки, в которых спят все члены семьи. Мебели практически нет, разве что пара тумбочек или шкаф для кухонных принадлежностей или одежды. Все необходимое гуарани мастерят сами, благо деревьев вокруг пока достаточно. При этом в хижинах наряду с циновками можно увидеть весьма неожиданные для джунглей и плохо вписывающиеся в общую картину предметы — телевизоры и солнечные батареи (вырабатываемого панелями электричества хватает на несколько часов просмотра ТВ в день). «Мы привыкли смотреть сериалы», — улыбается Мелисио. Живут гуарани очень бедно, многие — натуральным хозяйством. Кто-то работает в городе. И хотя почвы здесь не самые плодородные, людей в основном кормят огороды, где выращивают юкку (корнеплод, похожий на картофель), кукурузу, бананы, арбузы, ананасы и мате. Лекарственные растения тоже сажают в огородах или используют произрастающие в диких джунглях. Рецептам снадобий не одна тысяча лет. К услугам городских врачей и больниц гуарани стараются прибегать только в крайних случаях. Например, при аппендиците. Гуарани стараются сохранить традиционный уклад жизни, многие не знают испанский язык. Однако уже носят покупную одежду и пользуются посудой из стекла, пластика и металла. Но еду женщины готовят по-прежнему на костре и углях — никаких плит и горелок здесь нет. Кстати, уголь используют и как очиститель воды, и как сорбент (для этого его заваривают кипятком). По калебасу У разных народов Америки — свои версии происхождения мате, ставшего национальным напитком. По легенде, мате подарило людям божество. Отчасти и поэтому в период испанской экспансии и борьбы с ересью мате был объявлен «напитком дьявола», и за его употребление наказывали так же, как и за ересь. Мате ценят за бодрящие свойства, которые, по словам местных, в несколько раз сильнее действия кофе. То и дело в городах можно встретить человека с термосом и калебасом — емкостью из тыквы, в которой традиционно заваривают мате. Сосуд для мате делают из тыквы-лагенарии, ее пористая внутренняя стенка придает чаю неповторимый вкусовой оттено Гуарани приписывают чаю чудодейственные свойства и пьют его для поддержания здоровья. Мате действительно бодрит и делает людей более выносливыми. В составе высушенных измельченных листьев вечнозеленого дерева падуба парагвайского (Ilex paraguayensis), помимо кофеина, множество полезных веществ: витамины А, В, С, Е, а также алкалоиды и микроэлементы (например, фосфор, необходимый для умственной деятельности). Цитата Пусконаладка, сервис и передислокация ракет "земля-воздух" 051 961 03 90 Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
_Zaman_ Опубликовано: Автор Жалоба Share Опубликовано: Индейцы Гуарани: Сущность Древней Земли Гуарани (исп. Guaraní) — группа индейских народов в Южной Америке, говорящих на языках гуаранийской группы. Проживают в основном на территории Парагвая, а также в соседних с Парагваем районах Бразилии, Аргентины и Боливии. Существует около 34 этнических групп, общая численность народа оценивается в 260 тыс. человек, при этом к Гуарани относят большинство парагвайских метисов (до 4 млн). Родственный народ — Тупи (исп. Tupi) в Бразилии, исторически разница между Тупи и Гуарани невелика, восприятие их как 2-х отдельных племен связано с колонизацией территории тупи-гуарани разными странами — Португалией и Испанией. До прихода европейцев индейцы Гуарани называли себя «Ava» («Люди»), это название до сих пор принадлежит одной из групп — Ava Guarani. Термин «гуарани» применялся иезуитскими миссионерами для перешедших в христианство индейцев, чтобы отличить их от «лесных людей» — Caiwa (англ. Guarani-Kaiowa — современная группа индейцев в Бразилии). При том, что всех Гуарани объединяет общая культура, различные племена отличаются друг от друга. Историческая справка Поскольку индейцы не владели письменностью, о доколумбовой истории народа можно судить только по устным сказаниям, легендам и мифам. Известно, что уже в III в. до н. э. племена Гуарани представляли собой обособленную группу, заселяющую Лаплатскую низменность (исп. Cuenca del Plata). К приходу европейцев народность насчитывала около 400 тыс. человек. Племенные группы, объединенные одним диалектом, составляли общины. Типичная деревня представляла собой нескольких длинных домов на 10-15 семей. Индейцы занимались земледелием, охотой, рыболовством и ремеслами. Из ремесел было распространено гончарное, ткачество и резьба по дереву. Основу питания индейцев составляли дичь, батат, маис, маниок, бобы, арахис и мед. Распределение провизии в каждой деревне производилось вождем-касиком и Советом старейшин. Религией Гуарани, как и у других индейцев Америки, был политеистический (многобожный) анимизм (вера в души и духов) с ярко выраженным почитанием предков. Контакт с европейцами Первая встреча с европейцами состоялась в 1537 г., когда конкистадор Гонсало де Мендоза (исп. Gonzalo de Mendoza) пересек территорию Парагвая и основал город Асунсьон (исп. Asuncion), ставший административным колониальным центром Испании в XVI—XVIII в., а затем — столицей Парагвая. Племена Гуарани стали одними из первых, с кем в Новом Свете столкнулись завоеватели, прибывшие из-за океана почти 5 столетий назад. На тот момент Гуарани являлись доминирующей нацией в Парагвае, Боливии, в южной части Бразилии и северной Аргентине. После завоевания этих земель европейскими колонизаторами, этому народу не удалось избежать судьбы североамериканских индейцев: у них отняли принадлежавшие им земли, загнали в резервации, на столетия лишив права на национальное самоопределение. Иезуитские миссии Иезуиты впервые появились в регионе в 1585 г., и к 1608 г., своими протестами против порабощения индейцев они добились, чтобы король Филипп III разрешил Ордену колонизировать индейские территории и обращать исконных жителей в христианство. В результате, Гуарани с территории Бразилии, где процветала работорговля, начали перемещаться ближе к иезуитским миссиям в поисках защиты от организованных банд торговцев живым товаром. Первая иезуитская миссия «Loreto», была основана в 1610 г. Поток переселенцев на расчищаемые земли в юго-восточных областях Парагвая был столь велик, что вскоре население 12-ти новых миссий достигало 40 тыс. человек. Иезуиты управляли индейцами через вождей (Касиков). Однако, никакие королевские распоряжения не останавливали отряды работорговцев, обуреваемых жаждой наживы. В итоге, после ряда штурмов к 1638 г. большинство миссий было разрушено, и более 60 тыс. индейцев оказались на рынках Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро. Тогда же иезуитам удалось добиться от папы римского Урбана VIII (лат. Urbanus PP. VIII) Указа, запрещающего обращения в рабство индейцев из миссий, а от испанского короля Филиппа IV (исп. Felipe IV) — разрешения снабжать огнестрельным оружием Гуарани, принявших христианство. После нескольких стычек банд работорговцев с вооруженными индейцами в 1641 г., натиск на миссии прекратился почти на 10 лет. Ко времени своего максимального процветания в первой половине XVIII в, миссии охранялись хорошо обученными и вооруженными отрядами Гуарани, насчитывающими до 7 тыс. человек. Между тем, сосуществование иезуитов с индейцами не всегда было мирным, многие вожди боролись против «пришельцев», а большое восстание Гуарани 1628 г. было подавлено с помощью испанских войск. В 1732 г. 30 редукций региона Гуарани насчитывали 142 тыс. обращенных в христианство туземцев; общее число индейцев, находившихся под контролем иезуитов, доходило до 300 тыс. Помимо земледелия и скотоводства, они занимались разнообразными ремеслами, включая изготовление оружия, пороха, ювелирных изделий и музыкальных инструментов. Индейцы Гуарани отличаются от других южноамериканских племен более агрессивным нравом, они часто враждовали между собой. Причем, кровопролитные конфликты между различными группировками возникали буквально на пустом месте, чаще всего из-за твердого убеждения индейцев, что никакое происшествие не бывает случайным. Они рассуждали примерно так: «Если во время охоты меня ударила упавшая ветка, значит, кто-то навел на меня порчу, поэтому я должен убить его и всю его родню». Ученые предполагают, что индейцы, погрязшие в циклах «месть за месть», возможно, совсем бы истребили друг друга, если б не пришедшие из Европы миссионеры. Не исключено, что проповеди инородцев о том, что Бог всегда против братоубийственных войн, оказались для индейцев решающим фактором. После ухода иезуитов В 1768 г. иезуиты были изгнаны из испанских владений, и миссии перешли к другим орденам, прежде всего к францисканцам. Многие Гуарани получили собственные земельные наделы. Часть ремесленников переехали в города, где они могли больше зарабатывать. В результате плохого управления миссии пришли в упадок, и большинство индейцев вернулось в деревни. Поголовье скота сошло на нет, земли и хозяйство пришли в упадок. Период революций и борьбы за независимость довершил разрушение хозяйств, и к 1814 г. в миссиях осталось менее 8 тыс. Гуарани. В сражениях на стороне аргентинских войск генерала Бельграно (исп. Manuel de Belgrano) участвовал отряд индейцев из 2,5 тыс. человек под командованием Андре Гуажирари (исп. Andre Guazhirari), представителя народа Гуарани по прозвищу «Андресильо», который получил от Хосе Артигаса (исп. José Gervasio Artigas) звание «генерал-капитан миссий». В 1811 г. Гуажирари был назначен губернатором провинции Гранд-Мисьонес (исп. Gran Misiones), в которую вошла вся территория бывшего «государства иезуитов». Губернатор Гуарани проводил земельную реформу и освобождал рабов; к 1817 г. войска Андресильо фактически создали «государство Гуарани», на земли которого впоследствии претендовало несколько молодых стран. В 1817 г. редукции (поселения индейцев в Парагвае, находившиеся под управлением Иезуитского ордена) были лишены особого статуса диктатором Парагвая, Хосе де Франсия (исп. Dr. Jose Gaspar de Francia), для «уравнивания прав всех граждан страны». Причем, Франсия принял в качестве гимна страны песню «Tetã Purahei» на языке Гуарани. Карлос Антонио Лопес (исп. Carlos Antonio Lopez; президент Парагвая с 1844 по 1862 гг.) пытался искоренить культуру индейцев, максимально ассимилировав их в парагвайское общество. Диктатор запретил книгопечатание на языке Гуарани и издал указ о замене всех индейских имен и фамилий — на испанские. При его сыне, Франсиско Солано Лопес (исп. Francisco Solano Lopez), сменившем отца на посту президента в 1862 г., и особенно во время парагвайской войны (1864—1870), принадлежность к Гуарани стала рассматриваться как объединяющий патриотический фактор: издавались газеты и публиковалась патриотическая поэзия на языке этого народа. Война, в которой погибло большинство населения Парагвая, не обошла и индейские племена. Еще одним следствием войны была аннексия территорий Гуарани Бразилией и Аргентиной. В Чакской войне (исп. Guerra del Chaco, 1932—1935 гг.) – боевыми действиями между Парагваем и Боливией за обладание частью области Гран-Чако (исп. Gran Chaco) — индейцы участвовали с обеих сторон. Вновь в Парагвае культура Гуарани служила патриотической пропаганде. Цитата Пусконаладка, сервис и передислокация ракет "земля-воздух" 051 961 03 90 Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
_Zaman_ Опубликовано: Автор Жалоба Share Опубликовано: Современность Гуарани — индейский народ, живущий на территории экваториальных стран Южной Америки, в бассейне реки Амазонки. Это единственная этническая общность в амазонской Сельве, сохранившая свой традиционный уклад жизни со времен предков. В Парагвае Гуарани составляют большинство неевропейского населения страны. Почти все лесные племена на границах Парагвая также относятся к Гуарани. В Боливии проживают племена 3-х разных групп (Ава, Чиригуано, Симба), они заселяют пограничные с Аргентиной и Парагваем районы и представлены в Ассамблее народа Гуарани (исп. Asamblea del Pueblo Guaraní). Вообще, положение индейцев очень зависит от страны проживания. Если в Бразилии и Аргентине они находятся в положении изгоев, то в Парагвае дела обстоят совершенно иначе: парагвайский вариант языка Гуарани является одним из 2-х государственных языков, при этом им владеют до 90 % некоренного населения страны, что уникально для языка коренного населения всей Америки. В Боливии, к примеру, в 2009 г. был открыт Университет, в котором преподавание ведется на древнем языке. Причин, почему Гуарани не идут на переговоры с властями и практически не ассимилируются в бразильское общество, несколько, вот основные из них: опираясь на многовековой опыт, индейцы убеждены, что переговоры с правительством бессмысленны; конкретного приглашения к диалогу от бразильских властей они никогда не получали; индейцы не могут предложить бразильскому руководству того, что его интересует в первую очередь – славы или денег. Пожалуй, вся деятельность правительственных кругов Бразилии по отношению к коренному населению сводится к 2-м моделям: тихому игнорированию, либо выдавливанию индейцев с исконных территорий. Так происходит по всей стране, но нагляднее всего в этом можно убедиться, посетив резервацию Гуарани на окраине Сан-Паулу. Некогда они занимали здесь солидную лесную территорию, на которой вели охоту, занимались земледелием и собирательством. По мере расширения Сан-Паулу, городские власти постепенно вытесняли индейцев с их земли, при том, что индейцы очень болезненно реагируют на попрание их свобод. Например, одно из племен предъявило властям ультиматум: если посягательства на землю не прекратятся, все племя осуществит коллективное самоубийство. Поняв, что индейцы слов на ветер не бросают, власти отступили. В конце XX в. стало проблематичным впрямую атаковать коренное население, и городские власти перевели часть окрестных земель в статус Национального парка, таким способом отрезав у индейцев большую часть территории. Следующая атака была проведена несколько лет назад, когда городское дорожное управление решило проложить автостраду через землю индейцев, тем самым разрезав их владения пополам. В итоге, в распоряжении Гуарани осталась узкая полоска земли, зажатая между Национальным парком и автотрассой. Часть земель город выделил под строительство элитного поселка для представителей правящего класса, считающих, что резервации индейцев – это мусорные свалки, которые следует искоренить. Конфликт индейцев Гуарани с властными структурами большинства стран предопределен их идеологией, их образом жизни и традициями. Основной лейтмотив игнорирования властями индейцев: чему могут цивилизованное общество научить люди, живущие на помойке? Подобный подход, который насаждается среди населения Бразилии, позволяет игнорировать требования индейцев, предъявляющих права на свои исконные территории. Для индейцев свобода – абсолют, любое действие рассматривается сквозь призму этого понятия. «Мы видим мир свободным для всего живого», — жизненная позиция Гуарани. Когда португальцы колонизировали Бразилию, их попытки превратить индейцев в рабов оказались безрезультатными, те саботировали любые работы, доводя себя до голодной смерти. Колонизаторы вынуждены были завозить рабов из Африки. Все действия колонизаторов, сгоняющих индейцев с их исконных земель, а затем пренебрежительное отношение бразильских властей, привели к тому, что за 5 столетий между сторонами так и не возникло диалога. Индейцы до сих пор не считают, что их земли были оккупированы. В 2002 г. было официально признано, что весь город Сан-Паулу, в котором индейцам не нашлось места, построен на исконно индейских землях. Отстаивая свои права, индейцы готовы к диалогу, противостояние никогда не входило в планы Гуарани. Даже в отношении людей, преступивших индейские нормы и правила, главенствует принцип «прежде, чем кого-то осуждать, выслушай». Индейцы и готовы терпеливо слушать человека до тех пор, пока тому есть что сказать. Гуарани в первую очередь важно согласие с собой, опирающееся на многовековой уклад жизни и те правила, которые передаются вождями из поколения в поколение. «Для белого человека земля – это власть; для нас земля – это жизнь». Жизненный уклад Смешавшие в себе языческие традиции с католическими догматами, эти люди не похожи на другие латиноамериканские племена индейцев. Многие обитатели поселков до сих пор предпочитают жить в строгой изоляции, максимально ограничивая контакты с внешним миром, пытаясь уберечь свой тысячелетний уклад жизни. И все же цивилизация неотвратимо просачивается в их обособленные сообщества. Так, индейцы, прежде отвергавшие всякую одежду, считая наготу естественным явлением, теперь немного прикрываются: мужчины ходят в шортах, а женщины заворачиваются в куски тканей, типа сари индианок. Индейцы живут очень бедно, в своих традиционных хижинах. Разводят домашних животных, охотятся, ловят рыбу, выращивают мате, арбузы, ананасы, кукурузу и различные корнеплоды. Интересно, что в большинстве деревень есть настоящие футбольные поля. Удивительно, с какой тщательностью аборигены ухаживают за «футбольным покрытием», каждое утро подстригая его мачете, отвоевывая поле у всепоглощающих джунглей. Индейцы уже без страха относятся к современной медицине, были даже случаи, когда они добровольно обращались в местные больницы по поводу удаления аппендицита. У некоторых Гуарани есть машины или мотоциклы, на которых они ездят в город на заработки. Почти в каждой индейской хижине с земляным полом и убогой обстановкой стоит телевизор, по которому идут нескончаемые мексиканские сериалы. Цитата Пусконаладка, сервис и передислокация ракет "земля-воздух" 051 961 03 90 Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
_Zaman_ Опубликовано: Автор Жалоба Share Опубликовано: В племенах сохраняются незыблемыми брачные традиции: жениться Гуарани положено рано (в 13-15 лет); отец сам выбирает сыну жену; жениться на чужаках нельзя – исключат из племени; чем больше в семье детей, тем лучше. Гостей индейцы не очень жалуют, но попадающих в деревню людей они «считывают», решая, может ли человек быть вхожим в их сообщество. Во время беседы вожди наблюдают за чужаком: за манерой поведения и разговора, мимикой, языком тела. Дальнейшее общение происходит лишь в том случае, если гостя «приняли». В молельном доме поселка – строении, где проходит большинство обрядов и собраний индейцев – решаются проблемы общины, происходит урегулирование конфликтов между семьями и внутри семей, которые здесь являются заботой вождя. После знакомства принято преподнести в дар вождю табак, и, если дар принят, посетитель может общаться с индейцами, знакомиться с их бытом, задавать интересующие вопросы. Это на первый взгляд легкое испытание удается преодолеть единицам. Наступление цивилизации Эти уникальные люди, живущие в южноамериканских джунглях, умудрились не потерять свои древние традиции и заложенный предками жизненный уклад под бешеным натиском цивилизации, которая около 50 лет назад вторглась на их территорию. К сожалению, современный мир безжалостно уничтожает привычный образ жизни коренных индейцев. В 1970-х гг. на континенте начались масштабные работы по добыче нефти и вырубка лесов, а также в целях развития региона властями ведется строительство дорог через сельву. В 80-е гг. нефтяной бум достиг земель Гуарани, теперь им приходится бороться с вторжением цивилизации и защищать свои земли. Сейчас на исконной территории индейцев действуют 7 нефтедобывающих компаний, которые пагубно влияют на окружающую природу, загрязняя крупные реки, текущие через Сельву. Как известно, леса и реки испокон веков являются основным источником пропитания индейцев. Вырубка лесов вдоль рек и деятельность нефтяных компаний становится огромной проблемой для племен, живущих обособленно. Чтобы прокормить семьи, мужчины занимаются охотой, однако, из-за вырубки зарослей животные уходят все дальше вглубь Сельвы, и охотиться становится все сложнее. По данным организации «Survival International», которая защищает коренные народы в разных странах, только в Бразилии Гуарани раньше принадлежали минимум 350 тыс. км² территории (нынешний штат Mato Grosso do Sul). Сейчас в 7-и бразильских штатах проживают около 46 тыс. представителей народности. Только в 1988 г. бразильское правительство согласилось вернуть коренному народу часть государственной территории, однако, до сих пор не завершено разграничение земель. Сами Гуарани считают, что их исконные земли были незаконно присвоены властями нескольких государств. В марте 2010 г. «Survival International» представила в ООН доклад о бедственном положении индейцев в Мату-Гросу-ду-Сул. В документе отмечались крайняя нищета индейцев, в которой они живут, скудное питание и дискриминация со стороны властей. Особое внимание обращалось на негативные последствия для индейцев растущего спроса на биотопливо. Большая часть земельных угодий, принадлежащих Гуарани, сейчас занята посевами сахарного тростника и сои, служащих сырьем для получения этанола. Цитата Пусконаладка, сервис и передислокация ракет "земля-воздух" 051 961 03 90 Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
_Zaman_ Опубликовано: Автор Жалоба Share Опубликовано: Бразилия занимает II место в мире после США по выпуску этанола, а также является лидером по поставкам биотоплива на зарубежные рынки. С конца 2010 г. компания «Shell» работает в этой стране совместно с местным производителем сахара «Cosan», который также является крупнейшим мировым производителем этанола. Так как большая часть посевов сахарного тростника расположена на землях Гуарани, многие индейцы вынуждены гнуть спину на плантациях за грошовые заработки. 6 сентября 2010 г. на сайте «Survival International» было опубликовано письмо Гуарани к руководству «Shell». Индейцы считают, что компания должна прекратить работу на принадлежащих им землях; они пожаловались, что химикаты, которые применяются на полях сахарного тростника, наносят вред здоровью людей и животных, отравляют рыбу и губят лекарственные растения. Гуарани также заявляют, что ни «Shell», ни «Cosan», ни власти Бразилии не спрашивали у них разрешения, чтобы размещать посевы сахарного тростника на землях предков. В феврале 2010 г., несмотря на протесты экологов и коренных жителей амазонских джунглей, власти Бразилии разрешили строительство на Амазонке ГЭС «Belo Monte», которая, судя по проекту, должна стать 3-ей в мире электростанцией по величине. Однако в ходе строительства сооружения окажутся затопленными около 500 км² прибрежных территорий. В апреле индейцы Амазонии пригрозили войной против «белых», если начнется строительство ГЭС. Несмотря на уверения властей о соблюдении всех экологических норм в ходе строительства, экологи убеждены в том, что «Белу-монте», может привести к разрушению местной флоры и поставить под вопрос выживание племен Гуарани. В сентябре 2011 г. Федеральный суд Бразилии постановил остановить строительство ГЭС, мотивировав свое решение тем, что гидростанция помешает рыболовному промыслу аборигенов Амазонии. Тем не менее, в августе 2012 г. Верховный суд Бразилии вынес решение о продолжении строительства дамбы в Амазонской Сельве. Первая очередь гидротехнического сооружения «Белу-монте» была торжественно введена в эксплуатацию 5 мая 2016 г. в присутствии Дилмы Руссеф (порт. Dilma Vana Rousseff; президент Бразилии с 1 января 2011 г. по 31 августа 2016 г). История «парагвайского чая» Именно Гуарани подарили миру зеленый чай Мате, который в глубокой древности пили их предки. Наверняка, многие слышали о чудодейственном настое южноамериканских индейцев, но мало кому известно, где и как зародилась традиция приготовления напитка. Раньше Йерба Mате (Yerba Mate) было дикорастущим деревом, из высохших листьев которого индейцы готовили особый настой. Широкое употребление Мате индейцами было вызвано целым спектром целебных свойств напитка, способствующих повышению иммунитета, укреплению нервной системы, замедлению старения организма. К тому же Мате хорошо утоляет чувство голода. Гуарани воспринимают Мате не только как настой, помогающий людям поддерживать организм в тонусе, не причиняя вреда, но и как символдружбы, как традицию, объединяющую людей. Индейские легенды гласят, что Yerba Mate Гуарани получили в дар от Яри (Jari) – могущественной богини Луны.Вероятно, европейцев с Yerba Mate познакомили Гуарани, ведь самые ранние упоминания о напитке в их культуре датируются 1536 г. Очень сомнительно, что испанские конкистадоры самостоятельно обнаружили это растение и догадались о его чудодейственных свойствах. Цитата Пусконаладка, сервис и передислокация ракет "земля-воздух" 051 961 03 90 Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
_Zaman_ Опубликовано: Автор Жалоба Share Опубликовано: Согласно хроникам колонизации Южной Америки, испанцы сразу стали употреблять Мате, потому что настой помогал избежать цинги – страшной болезни, поражавшей многих мореплавателей и путешественников. Также завоеватели заметили, что местные индейцы, употреблявшие этот напиток, приобретали необыкновенную физическую выносливость. Сами Гуарани редко употребляли листья в виде напитка, в основном они пережевывали свежие листья Yerba Mate, как жители горных районов Перу и Боливии жуют листья коки. Известно, что некоторые группы Гуарани применяли растение в медицинских целях и в магических обрядах. В местностях, откуда происходит Yerba Mate, растение известно под несколькими именами: его называют «ка’a — трава бога Тупа», «парагвайской травой», «парагвайским чаем», «иезуитским чаем», «травой Святого Томаса» и «травой дьявола». Но самым распространенным стал вариант «йерба-мате» или просто «йерба». В середине XIX в. французский путешественник, географ и натуралист Александр Бонплан (фр. Alexandre Bonpland) впервые начал проводить научные исследования свойств «Yerba Mate», развитие которых потребовало в начале XX в. засеять плантации кустарника в аргентинской провинции Мисьонес (исп. Misiones). С того времени началось производство Мате, которое в наши дни достигло высокого уровня. Сегодня миллионы людей на всех континентах вместо традиционных чая и кофе ежедневно употребляют целебный настой индейцев. Ускользающие в вечность Они пережили Инков и Ацтеков, но не смогут долго продержаться и пережить прессинг современного мира, который, «желая добра», несет индейцам плоды прогресса, неотвратимо убивающие самобытность этих людей. Культура индейцев постепенно умирает. Молодые Гуарани все чаще отправляются на заработки в другие страны и редко вспоминают о своем далеком доме. Редкие энтузиасты стараются записать легенды и мифы этого уникального народа, запечатлеть их рисунки и орнаменты. К сожалению, через несколько десятков лет об исконных южноамериканских племенах, канувших в вечность, наши потомки смогут прочитать только в книгах. Увы, древние народы вымирают, забирая мудрость предков и сам дух старозаветной земли, и Гуарани — не исключение. Любопытные факты Гуарани всегда хорошо знали флору своих земель, на сегодняшний день их язык является 3-им (после греческого и латинского) этимологическим источником для ботанических названий. Парагвайский Гуарани является одним из 2-х официальных языков страны, при этом им владеют почти 90% населения Парагвая неиндейского происхождения — исключительное явление для языка американских индейцев. Видимо, чувствуя свою «вину» перед коренными индейцами, аргентинское правительство всячески демонстрирует им уважение. Например, единственные в мире люди, для которых вход в Национальный парк с водопадами Игуасу сделан бесплатным, это индейцы Гуарани. Сегодня на Гуарани ведется преподавание в школах, а в 2009 г. в Боливии открылся Университет с преподаванием на этом языке. Ситуация, которая разыгралась в Бразилии, один к одному напомнила сюжет научно-фантастического фильма «Аватар» (англ. Avatar; 2009 г). По признанию Джеймса Кэмерона, на создание фильма его вдохновила борьба бразильских аборигенов за свои права. В «Аватаре» рассказывается о войне между представителями расы На’ви, живущей на планете Пандора, и землянами. Люди стремятся выселить На’ви с их планеты ради полезных ископаемых. 12 апреля 2010 г. Джеймс Кэмерон принял участие в демонстрации против строительства ГЭС «Belo Monte». 20 апреля 2010 г. активисты «Гринпис» выразили свой протест против строительства плотины, насыпав перед зданием Национального Агентства по электроэнергетике 3-тонную кучу перегноя. Как и во времена первых конкистадоров, современные Гуарани готовы выменять любой трофей на яркую мелочевку: зеркальца, ножницы, бусы. Если в руках молодого человека девушки увидят яркую бижутерию, то он сразу же становится «первым парнем на деревне», и «сердцеедом». Гуарани до сих пор пользуются не традиционным календарем, а своим — лунным. Строго по этому календарю индейцы определяют время посева и уборки урожая, сезон рыбалки и охоты. Одно из любопытнейших свойств индейского лунного календаря – с его помощью молодые пары планируют пол ребенка, причем, с вероятностью 100%. Г. считают, что не только живые существа, но и каждый предмет имеет душу, исключение составляют лишь деньги. Индейцы уверены, что деньги провоцируют людей на грязные поступки. В поселках индейцев много собак, но люди не считают их своей собственностью, не владеют ими — они «позволяют собакам жить рядом с собой», ухаживая за ними и делясь пищей. Рыбалка считается исконно женским занятием. Для ловли рыбы используется сок из листьев ядовитого растения «babasko», который смешивают с глиной. Полученным «зельем» травят рыбу и собирают ее в сети, сплетенные из растительных волокон и листьев пальмы. Для охоты Гуарани используют специальный яд кураре, получаемый из некоторых видов лиан. Несколько тысяч лет назад среди индейцев был распространен ритуальный каннибализм, с приходом миссионеров-католиков Гуарани полностью отказались от него. Отстраненность — яркая черта индейского характера, которая еще ярче проявляется в отношении к усопшим: когда человек умирает, вместе с ним хоронят и его вещи, «чтобы у умершего не было повода возвращаться». По убеждению индейцев, нельзя быть привязанным к покойному, необходимо отпустить его, примирившись и отстранившись. Иногда для того, чтобы излечиться от тоски по умершему человеку, индейцы переселяются в другие поселки. Некоторые мужчины Гуарани любят выпить, а так как усваиваемость алкоголя у индейцев плохая, они быстро хмелеют и медленно трезвеют. Самым известным представителем народа Гуарани является Хосе Луис Чилаверт (исп. Jose Luis Felix Chilavert Gonzalez), знаменитый в прошлом вратарь сборной Парагвая по футболу. «Чтобы напоминать о себе, нам пришлось выучить язык завоевателей», – говорит вождь племени Гуарани. «У нас не бывает долгосрочных планов. Планы появляются, как только мы просыпаемся утром». В эпоху колониализма в Европе мате был известен как «Настой Иезуита», он стоил дороже кофе и чая, на чем и богатели «святые Отцы». Когда Южную Америку захлестнули революции и кровопролитные войны, европейцы на долгое время забыли о Мате, потом уже воспринимали напиток, как экзотику. Культура породила свои особые традиции питья Мате. Согласно народным традициям, по способу приготовления напитка, можно судить о настроении самого матеро (исп. Matero – мастер по приготовлению напитка) или о его отношении к гостю. Существует своеобразный «язык Мате», например: горький мате – равнодушие; сладкий мате – дружба; мате с грейпфрутом – неприязнь; мате с карамелью — меня печалит твоя грусть; холодный мате — презрение, равнодушие; мате с медом – женитьба; мате с омбу – гостя хотят выпроводить. Согласно представлениям Гуарани, у йербы есть душа, ведь, как гласят мифы, растение когда-то было девушкой. Индейцы говорят: «Йерба мате – это сущность, душа всех Гуарани. А Гуарани – это сущность земли, на которой растет Йерба». Цитата Пусконаладка, сервис и передислокация ракет "земля-воздух" 051 961 03 90 Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.