Перейти к содержимому

Время расставания с героическими мифами.


si1234

Recommended Posts

Время расставания с героическими мифами. Часть 1-я

844AD006-A210-4691-8F83-ABCC66F6CD94_mw270_s.jpg Обложка книги книги Насимана Ягублу «Абдурахман Фаталибейли - Дудангинский»

02.03.2010 Рахман БадаловСудьба майора Або Дудангинского (псевдоним Абдурахмана Фаталибейли), на мой взгляд, самое точное зеркало нашей истории ХХ века. Если хватит ума и мужества всмотреться в это зеркало. Если не продолжать жить в неведении о самом себе, как происходит со многими людьми и многими народами.

Признаюсь, об Або Дудангинском узнал совсем недавно, сначала из книги Рамиза Абуталыбова «Свои среди чужих, чужие среди своих», затем из книги Насимана Ягублу «Абдурахман Фаталибейли – Дудангинский». Поскольку Або Дудангинского знают у нас мало, начну с его биографии.

Абдурахман Али оглу Фаталибейли (Або Дудангинский) родился 13 июня 1908 года в селение Дуданги Нахчыванской губернии. После окончания военно-пехотного училища в Тифлисе, служил в азербайджанской дивизии, затем был командирован в Москву, на учёбу в Военную Академию. Сокурсник по Академии, будущий министр обороны СССР маршал Гречко, считал, что «он был прирождённым командиром. В вопросах военной тактики с ним не мог сравниться никто».

А.Фаталибейли служил начальником 6-го отдела Ленинградского военного округа в звании майора. За участие в финской кампании был награждён орденом Красной Звезды. После начала войны, в 1941 году, сдался немцам и оказался в лагере для военнопленных.

После освобождения из лагеря, Верховное командование вермахта сделало ему предложение командовать Азербайджанским легионом (тогда же создавались легионы туркестанский, армянский, грузинский, северокавказский, и другие). Легионы формировались из военнопленных и тех, кто перешёл на сторону немцев по идейным соображениям (по свидетельству Р.Абуталыбова, в первые 6 месяцев войны в плен попало от 3 до 4 млн. советских граждан, в том числе – 150 тысяч азербайджанцев).

Первый азербайджанский батальон (он получил название «Аслан») под командованием немецкого майора Глогера и азербайджанского майора А.Фаталибейли действовал на кавказском фронте с сентября 1942 года и участвовал в 800-километровом марше от Таганрога до Псебайской (Северный Кавказ).

Параллельно с военными действиями шли переговоры с руководством немецкого вермахта о политическом будущем независимого Азербайджана. Камнем преткновения на этих переговорах был вопрос о восстановлении независимости Азербайджанской республики 1918 года. Поскольку такое решение шло вразрез с политическими целями Германского руководства, Мамедамин Расулзаде вынужден был в 1942 году покинуть Германию (надо ли говорить, что он не мог отступить от политической доктрины АДР, которая составляла цель всей его жизни). А.Фаталибейли же и его сподвижники решили, что, несмотря на серьёзные разногласия с командованием немецкого вермахта, несмотря на жёсткие требования, которым они вынуждены были подчиниться, они не имеют права бросать своих соотечественников, и обязаны использовать любые имеющиеся возможности для достижения своих стратегических целей.

По инициативе А.Фаталибейли, с целью объединения различных эмигрантских групп, видные деятели старой и новой эмиграции, провели в ноябре 1943 года в Берлине Азербайджанский национальный Конгресс. На Конгрессе с большой программной речью, выступил А.Фаталибейли. Германскому правительству были предъявлены требования депутатов, среди которых главными были признание независимости Азербайджана и объединение всех азербайджанских частей в единую национально-освободительную армию. На Конгрессе был избран Меджлис Национального Единения, в количестве 50 человек, в который вошёл А. Фаталибейли.

В результате дальнейших усилий и сложных переговоров, 17 марта 1945 года Альфред Розенберг, один из идеологов нацистской партии, от имени своего правительства признал Азербайджанский Меджлис Национального Единения временным правительством будущего независимого Азербайджана.

После капитуляции Германии, многие из легионеров остались в Европе. Судьба их сложилась по-разному, многие бедствовали. А. Фаталибейли в 1953 году стал одним из создателей и первым руководителем азербайджанской редакции Радио Свободная Европа/Радио Свобода. Символично, что открытие радиостанции состоялось в день смерти Сталина – 5 марта 1953 года. А. Фаталибейли руководил этой радиостанцией до конца своей жизни. Одновременно, вместе с Джейхуном Гаджибейли, А. Фаталибейли был редактором журнала «Азербайджан», который выходил в Мюнхене на русском и азербайджанском языках.

В 1954 году, в Германии оказался некто Микаил Исмайлов, бывший «легионер» 162-ой тюркской дивизии. По принятым нормам того времени, немцы отправили его в Нюрнбергский лагерь для проверки. Бывший «легионер» сразу обратился за помощью к А.Фаталибейли, тот в свою очередь в Баварскому правительству, и вскоре М.Исмайылова освободили под поручительство А.Фаталибейли.

М.Исмайлов имел в Швабинге собственный магазин (по-видимому, его финансировали из СССР) и на каком-то большом празднике в Ной-Ульме (городок около Мюнхена), где находилась Азербайджанская колония, был приглашён в качестве повара. Тогда ли это было, или позже, но 20 ноября 1954 года Або Дудангинский был убит Микаилом Исмайыловым.

После убийства А.Фаталибейли, М.Исмайылов, с женой итальянкой и двумя детьми оказался в Азербайджане, где получил однокомнатную квартиру в пригороде Баку. Через некоторое время он обратился в официальные органы с просьбой переехать с семьёй на родину жены. Ему отказали и через некоторое время его нашли повешенным.

Историкам ещё предстоит подробно разобраться в истории создания Азербайджанского военного легиона, о невольном участии двух азербайджанских батальонов в подавлении Варшавского восстания ( в связи с этим Меджлис Национального единства даже выразил свой протест), в перипетиях создания Азербайджанского Меджлиса Национального Единения, о том, что ему удалось и что не удалось, о судьбах азербайджанских легионеров после Второй мировой войны, и во многом другом. Но во всех случаях, пришло время расстаться с привычными мифами. Дело не в том, чтобы просто поменять белое на чёрное, не в том, чтобы тех, кого вчера считали «предателями», сегодня объявить «героями», а в том, чтобы отказаться от самих героических мифов.

Вопрос в том, хватит ли у нас ума и мужества увидеть в зеркале судьбы А. Фаталибейли, нашу общую трагическую судьбу в ХХ веке?

(Продолжение следует)

Точка зрения, изложенная в статье, является личным мнением автора

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Время расставания с героическими мифами. Часть 2-я

4B10D474-63C5-4239-8674-84E100C074CD_mw270_s.jpg А.Фаталибейли (на фото) с оптимизмом следил за происходящим в мире, надеясь на скорый крах большевизма

06.03.2010 Рахман Бадалов

Когда-то фильм Анджея Вайды «Пепел и алмаз» стал для меня прозрением. Уже после просмотра, фильм продолжал прорастать во мне, окончательно разрушая советские мифы о Большой войне, о её трагических последствиях, особенно для малых народов, о том, кого они должны признавать героем, а кого обвинять в предательстве собственных интересов…

Вспоминаю заключительные кадры фильма А.Вайды. Польша, последний день войны. Польский полонез, в котором когда-то блистала вся аристократическая Европа, теперь, в пьяном похмелье, танцуют сами «победители»: жалкие, оборванные, нелепые в своей напыщенности. А в просветах праздничного салюта в честь победы два поляка убивают друг друга.

Один - из Армии Крайова, из той, которая выступала против советских войск, другой - из армии Людова, из той, которая воевала на стороне советских войск.

Один - совсем молодой, продолжающий романтическую польскую традицию, пусть бессмысленной, но красивой смерти. Другой - более зрелый, пытающийся, хоть в какой-то мере удержать распавшуюся «связь времён». Ничего не получилось ни у первого, ни у второго. А Збигнев Цибульский, игравший юного поляка, которого вся Польша нежно любила и называла «Збышек», вскоре и сам погиб, попав под поезд. С принципами романтической чести, без которой трудно было представить великую Польшу, пришлось расстаться навсегда.

Большая Война оказалась для Польши чёрной дырой, поглотившей и похоронившей все прошлые иллюзии и исторические амбиции. Только и оставалось или вычеркнуть прошлое из памяти, и начать жить бездумной, вегетативной жизнью, или… или выпить до дна эту чашу унижения, продолжать жить с этой трагической ношей, надеясь на медленное исцеление.

Не только польское, но и венгерское, чешское, отчасти югославское кино, развенчивало свои прошлые героические мифы. Они понимали, надо решиться предать анафеме даже собственную историю, если ты оказался в ней марионеткой: если не хватит сил «убить дракона», он будет продолжать растлевать тебя изнутри.

Фильм об Або Дудангинском пока не снят, роман пока не написан. Но он, роман и фильм, должен стать таким же трагическим, quote_1v2.gifНадо решиться предать анафеме даже собственную историю, если ты оказался в ней марионеткой: если не хватит сил «убить дракона», он будет продолжать растлевать тебя изнутриquote_2v2.gifтаким же беспощадным, задевающим самые болезненные, самые ранимые наши чувства, как и фильм Анджея Вайды для поляков.

Может быть, фильм должен начаться с эпизода, когда в какой-то момент Большой войны, где-то в районе Таганрога, по разную сторону линии фронта стояли советские и германские войска, а среди них на той и этой стороне были азербайджанцы, и в растерянности пытались перебегать на ту или другую сторону. В той же мере трагично, как и смешно.

Потом воспроизвести зал в Берлине, где проходил Конгресс единения, украшенный трёхцветным Азербайджанским и нацистским Германским флагами. Выступающие говорили о том, как героически сражаются азербайджанские солдаты плечом к плечу с немецкими солдатами (удивляться советской лексике не приходится, сходство с фашизмом типологическое). Закончился Конгресс исполнением азербайджанского национального марша, германского национального гимна и телеграммой фюреру Великой Германии.

А среди целей, которые ставил Конгресс Национального единения, были такие: «уничтожение большевизма, право на труд всех трудящихся, уничтожение колхозов, учреждение Азербайджанской академии наук, бесплатное обучение в средних и высших учебных заведениях, обеспечение государственной стипендией студентов, восстановление национальной культуры и национального языка, уничтоженных большевиками».

Настолько смешно и грустно, что не хочется даже комментировать. Просто в противовес этим целям, приведём слова генерал-майора, доктора фон Нидермайера, который был Начальником штаба формирования легионов на Украине и считался одним из лучших в то время «специалистов» по России и мусульманскому Востоку. Так вот, фон Нидермайер считал, что «если восточные народы хорошо накормить и одеть, и при этом хорошенько напугать, они забудут о своей национальной идее, и будут готовы бороться против любого народа». Конечно, фон Нидермайер был фашист и расист, но от этих слов трудно отмахнуться, ведь кто-то ведь дал ему возможность так думать о нас с вами. И таких людей было не единицы.

После войны большинство легионеров, оставшихся на Западе, жили в нужде, трудно приспосабливались к западной жизни, а по ту сторону «железного занавеса» советские пленные умирали в концентрационных лагерях, и среди них было 2 229 552 человека, выданных после войны союзниками по требованию СССР. Такой вот выбор, который история предоставила легионерам, в том числе азербайджанским.

В нужде жил и А.Фаталибейли. В одном из писем Джейхуну Гаджибейли, с которым он не только сотрудничал, но и дружил quote_1v2.gifНемецкий генерал-майор, доктор фон Нидермайер считал, что «если восточные народы хорошо накормить и одеть, и при этом хорошенько напугать, они забудут о своей национальной идее, и будут готовы бороться против любого народа»quote_2v2.gif(любопытно, что нередко они переписывались на русском языке), он пишет, что не может с ним встретиться из-за проклятой нужды («lənətlənmiş maddi şərait ucbatından»). Но, в отличии от многих своих соотечественников, А.Фаталибейли повезло, у него не просто была работа, у него была работа, которая целиком захватывала его мысли и чувства. Это придавало особый смысл его деятельности и его жизни.

А.Фаталибейли и его сподвижники с оптимизмом следили за происходящим в мире, надеясь на скорый крах большевизма. Многое позволяло им думать, что они не ошибаются: речь Черчилля в Фултоне, план Маршалла, доктрина Трумэна. Они создали «Лигу освобождения народов, угнетённых большевиками», движение «За Единый Свободный мир», которые должны были окончательно переломить политическую ситуацию в мире:

«С уверенностью можно сказать, - писал А.Фаталибейли - что недовольство народов, находящихся в советской неволе, беспредельно» и, «судьба всего Человечества предрешена. Теперь свободные народы находятся в одной лодке с нашими народами, или мы все вместе утонем в крови «МСССР», или, победив советский империализм, построим Единый Свободный Мир, где каждый большой и малый народ, пользуясь благами свободы и независимости, будет жить в мире и дружбе».

А в письме к премьер-министру Англии К.Эттли, он прямо советует известному политику: «Англия и Америка должны выполнить свой долг перед Богом и человечеством, и обеспечить прочный и вечный мир на Земле».

Вновь не хочется комментировать и говорить о политической наивности А.Фаталибейли. Ещё не раз мы будем наступать на эти грабли.

В одной из статей в журнале «Азербайджан» А.Фаталибейли пишет: «опричнина Иоанна IV, охрана Николая II и ГПУ большевиков и Сталина – всё это поистине русские полицейские организации, похожие друг на друга, как одно яйцо на другое», надеется, что свободный мир сумеет освободить от них угнетённые народы.

Но, в этой же статье, он отмечает, что «к сожалению, до настоящего времени эмиграции угнетённых народов гораздо ожесточённее борются друг против друга, чем против большевизма». Наверно, он имеет в виду, взаимообвинения двух азербайджанских эмигрантских организаций, одну из которых возглавлял М.Э.Расулзаде, а другую А.Фаталибейли.

В том же журнале А.Фаталибейли написал статью в связи с кончиной Узеир бека Гаджибейли. Симптоматичная статья, советская по духу, хотя написанная с антисоветских позиций. Естественно, Узеир бек выглядит как мученик власти, именно она, советская власть, является виновником того, что композитор ничего не написал до 1938 года, а в это время был приглашен из Москвы композитор Глиэр для написания оперы, и т.д., и т.п.

Многое ли изменилось с тех пор? Разве мы по-прежнему не убеждены, что достаточно поменять советское и антисоветское на национальное (служение национальным интересам), как всё встанет на свои места. Разве могут быть трагические метания у национального гения?

Остаётся только констатировать, что трагический опыт ХХ века нами пока не усвоен, поэтому мы остаёмся в неведении о себе самих, и о своём положении в мире.

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)

Точка зрения, изложенная в статье, является личным мнением автора

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

http://' target="_blank">Kimdən: азериден Şəhər: русиядан 02.03.2010 21:28 службу фашистам решительно осуждаю. фашизм в любом своем виде должен быть уничтожен на корню. А РАСУЛЗАДЕ ЕЩЕ РАЗ СВОИМ ДЕЙСТВИЕМ ДОКАЗАЛ , ЧТО ОН ВЕЛИКИЙ ГРАЖДАНИН ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ. а человек убивший фаталибейли кончил так как и должен был кончить. предателей всегда вешают. С НЕМЦАМИ НАДО СБЛИЖАТСЯ ОЧЕНЬ БЫСТРО. У НИХ МОЖНО МНОГОМУ НАУЧИТСЯ.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

http://' target="_blank">Kimdən: Азад Şəhər: Москва 02.03.2010 14:56 Да, пришло время открытыми глазами смотреть на прошлое, отказатся от той дозированной правды Совка, мы должны все пресонажи нашей истории, знать. И каждый вправе расуждать, что и как могло быть.

Нам нужны именна репресированных, их значение в жизни страны и народа. Мы обязаны знать свои корни.

Совок уничтожил весь генетический фонд нашего народа.

Уместно выражение " Кто был ничем, тот стал чем", это огромная беда, и кажется она все еще продолжается.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

http://' target="_blank">Kimdən: Aga Nadjaf Şəhər: Mehemmedi kendinden 07.03.2010 01:14 A segodnya 55-ya godovshina so dnya smerti Mehmet Emina Rasulzade.Vspomnili tol'ko "Zerkalo" i "Yeni Musavat"

Korotkoya je pamyat' u nas.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

http://' target="_blank">Kimdən: от фархада Şəhər: россия 06.03.2010 22:37 пустой болтовнёй знимается этот немец.война оскарблённых солдатов приводит разным поведениям и последствиям!во время блокады лнинграда голодные ели людей,в том числе близких.надо иметь историю!
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

http://' target="_blank">Kimdən: АЗЕРИДЕН Şəhər: РУСИЯДАН 06.03.2010 20:48 КАК ТО ЧИТАЛ,ЧТО РАНЬШЕ ЭТИ НЕМЦЫ,А ВЕРНЕЕ ГЕРМАНСКИЕ ПЛЕМЕНА ЖИЛИ В БОЛОТЕ И НЕ МЫЛИСЬ МЕСЯЦАМИ.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Время расставания с героическими мифами. Часть 3-я

5E8FDF4F-7FFD-4176-B7EA-F0BD8E721BE8_mw270_s.jpg Утром 22 ноября 1954 года фрау Бёхм пришла на ту же квартиру и обнаружила под диваном труп человека. Лицо человека обезображено и завёрнуто в пиджак, на нём одежда М.Исмайлова

09.03.2010 Рахман Бадалов

Вернёмся к убийству Або Дудангинского, которое напоминает то ли бездарный триллер, то ли неправдоподобную фантасмагорию, но, увы, это горькая правда о двух азербайджанцах. И почти символ нашей истории ХХ века.

Известный во всём мире публицист, борец с большевизмом, автор книг о Сталине, Берии, Абдурахман Авторханов после смерти Або, написал о «своём друге Фаталибейли» (по иронии судьбы, оба «Абдурахманы»):

«Судьба связала меня с Або и в трагическом смысле. НКВД СССР приговорил нас обоих к смерти в одном и том же году, ещё при Сталине. Або убили в 1954 году, в том же году сдался американский разведке восточный немец, который был заслан убить меня».

Авторханов вспоминает, что Або пригласил его «на какой-то большой праздник в Ной-Ульме, где находилась азербайджанская колония. Главным поваром на этом празднике был его убийца».

Так кем же был этот М.Исмайлов, убийца А. Фаталибейли? В 1941 году М.Исмайлов попал в плен к немцам, потом оказался в составе 162-й дивизии, где и познакомился с А.Фаталибейли. К концу войны, возможно предвидя поражение немцев, перешёл к итальянским партизанам, и остался с ними до конца войны.

В 1951 году М.Исмайлов возвращается в СССР, но через некоторое время вновь оказывается в Дрездене. Трудно сказать, когда он был завербован советской разведкой, возможно ещё до возвращения в СССР, но вновь оказался в Германии с конкретным заданием, убить А. Фаталибейли. Последний к тому времени стал слишком известным, что не могло не беспокоить Советскую власть.

Вызволенный с помощью А.Фаталибейли из лагеря для перемещённых лиц, М.Исмайлов поселяется в Мюнхене, и, по-видимому, живёт в достатке и за счёт своего магазина, и за счёт работы поваром на различных празднествах. Но кто-то третий, имя которого мы не знаем, всё время напоминает ему, с какой целью он оказался в Германии, и кто оплатил его безбедную жизнь. И тогда, он придумывает свой план, как убить А.Фаталибейли и успеть беспрепятственно исчезнуть.

Вечером 20 ноября 1954 года, в Мюнхене, А.Фаталибейли обедал у М.Исмайлова в его квартире на Алпенплайте,6, где последний познакомил его с 80-летней фрау Бёхм, которая приходила убирать квартиру. Утром 22 ноября 1954 года фрау Бёхм пришла на ту же квартиру и обнаружила под диваном труп человека. Лицо человека обезображено и завёрнуто в пиджак, на нём одежда М.Исмайлова. Экспертиза установила, что убийство совершено ударом молотка по голове, потом умирающего душили, но смерть наступила только через несколько часов. Конечно, все сочли, что убитый М.Исмайлов, его похоронили как М.Исмайлова, и об этом успели сообщить в газетах. Прошло несколько дней, когда обнаружилось исчезновение А.Фаталибейли, провели новую экспертизу, и только тогда окончательно выяснилось, кто был убит, а кто был убийцей. Этого времени хватило, чтобы М.Исмайлов был переправлен в Советский Союз, где впоследствии его ждало то ли убийство, то ли самоубийство. А.Фаталибейли же был похоронен quote_1v2.gifМногие народы, преодолевающие своё колониальное прошлое, до сих пор не осознали, что человек и его достоинство, остаются приоритетными по отношению к любой общностиquote_2v2.gifв городе Ной-Ульм, недалеко от Мюнхена. На смерть А.Фаталибейли откликнулись многие деятели азербайджанской эмиграции, в том числе и М.Э.Расулзаде, который считал, что имя А.Фаталибейли на его «свободной и независимой родине будет вспоминаться со славой и почётом»…

В своей статье в журнале «Азербайджан» (Мюнхен, 1951 год) А.Фаталибейли писал:

«…среди эмиграции каждого народа, взятого в отдельности, имеются различные «партии», «правительства», «вожди», которые в свою очередь, также борются друг против друга. Ведь общеизвестно, что всякая эмиграция это лишь мизерный осколок, в свою очередь, разбитый на мельчайшие части. И эти мельчайшие части этого мизерного осколка, враждуя между собой, каждая считает себя «правомочным представителем» своего народа и претендует установить свой режим по прибытии на Родину, где будто бы имеются сотни тысяч и миллионы их приверженцев. В самом же деле, народы и понятия не имеют о существовании этих «партий», «правительств» и «вождей».

Выступая же 13 ноября 1953 года на РадиоАзадлыг А.Фаталибейли говорил о том, что:

«…никто не может отнять у народов мечту о другой жизни – без страха, лжи, двоедушия. Надо лишь, чтобы пробудились человеческое достоинство, готовность к самоотверженной борьбе».

Действительно, мечта каждого нормального человека, будь то в эмиграции, или на Родине, жить без страха, лжи и двоедушия, не будучи зависимым, от партий, правительств и вождей. Но в том-то и дело, что многие народы, преодолевающие своё колониальное прошлое, до сих пор не осознали, что человек и его достоинство, остаются приоритетными по отношению к любой общности. Они не могут обойтись без подпорок, пытаются спрятаться за героические мифы, а получают взамен авторитарные режимы и полное беспамятство разочаровавшихся во всём людей.

Кто-то, прочтя о судьбе Або Дуднгинского (А.Фаталибейли), о его наивных заблуждениях, о его унизительной смерти, решит, что я призываю к цинизму и безверию и, что ещё опаснее, решит, что я защищаю фашизм. Я говорю о другом. История вынесла окончательный приговор фашизму и большевизму, но мы ещё не до конца осознали, что это приговор любой тотальной идеологии. История и человек никогда не совпадали, а после трагического опыта ХХ века они могу даже взаимоисключать друг друга. В этих условиях человек может сохранить достоинство не в служении высоким целям, а в мужестве самостояния. В мужестве быть, вопреки всему, прежде всего, вопреки лживым посулам той или иной тотальной идеологии.

А мужество быть, это ещё и мужество мысли, мужество сказать правду о себе самом, чтобы тебя не поглотила очередная чёрная дыра.

Точка зрения, изложенная в статье, является личным мнением автора

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

///

Изменено пользователем Neva

Пусть тебя не печалит этот мир, тебе будет достаточно Вечного мира.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

можно, конечно, расстаться с одними мифами и придумать себе другие. можно фашистов сделать героями-освободителями, а их пособников объявить национальными героями.

Все могут совершить ошибку, но фашисткая идеология осуждена мировым сообществом, и все, кто имел к этому отношение, преступники, а не герои.

Пусть тебя не печалит этот мир, тебе будет достаточно Вечного мира.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

вы чего ребята сделали фаталибейли героем??? а кто тогда те ХАЗИ АСЛАНОВ, МЕХТИ ХУСЕЙНЗАДЕ, И ТЕ ТЫСЯЧА И ТЫСЯЧА ЛЮ-рбайджанцев кто воевал против фашизма извесных и не извесных героев, запишем их в предатели??? ведь они воевали за советскую власть, ето что получаеться что мой дед воевав освободил европу то фашистов стал предателем??? только лиш потому что воевал за советскую власть??? за родину??? у меня вам слов нет, ето как понять когда во время войны бывшие белогвардейцы и кто покинул россию и азербайджан вернулся в советский союз и начали воевать против захватчиков РЭСУЛЗАДЭ НАЧАЛ ПЕРЕГОВОРЫ С ГИТЛЕРОМ,в любой войне есть герои и предатели, так выберайте ети или другие??? только одних, с 2 сторон не могут быть только герои, кто то герой кто то предатель вам выберать, и ещо 1918 году кто отдал по договору армении часть земли я или вы вы??? знаете о чем я?? и о каком договоре я говорю, советую прочитать!!!! что ето за договор, и кем он был подписан, и кстати почему ети люди не сщитаються у нас предателями??? ведь они отдали землю, и сних все началось, тот кто забывает свою историю тот обречен на самоуничтожение запомните ето и подумайте над етим

Великий Пророк МУХАММЕД (да благословит его Аллах и приветствует) сказал "тот, кто пал смертью, защищая свою родину, имущество или честь является шахидом".

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...