monitor Опубликовано: 15 марта, 2003 Жалоба Share Опубликовано: 15 марта, 2003 Уважаемые Форумчане!Спец-выпуск, посвященный Ашуре! Именем Аллаха, Всемилостивого и Милосердного. Философия Ашуры, «И никак не считай тех, которые убиты на пути Аллаха, мертвыми. Нет, они живые! И у своего Господа получают удел.» (Коран, Сура 3, аят 169) В последние годы в нашем лексиконе появились новые, доселе не используемые слова. Одним из подобных выражений является священное понятие «шехид». Но несмотря на то, что указанное выражение используется очень часто, порой даже не к месту, редко кто вникает в суть и философию этого понятия. Безусловно, для того, чтобы получить исчерпывающую информацию о «шэхадет» – «шехидстве», необходимо обратиться к первоисточнику появления данной категории – к Исламу. Однако, к величайшему сожалению, некоторые поборники ревизии национального менталитета, вместо того, чтобы проводить исследования, восполнять у населения информационный вакуум, посредством СМИ внедряют в сознание неосведомленных людей тезис о том, что обряд соблюдения траура по шехидам, на протяжении веков служивший одним из нравственных столпов, в том числе для нашего народа, – является нелогичным и неисламским. В качестве объяснения этого «тезиса» они пускаются в пространные размышления по типу: «…удел шехида – рай; соответственно нужно не оплакивать его гибель, а радоваться этому и праздновать это. Народ, оплакивающий шехида, становится трусливым, жалким, убегающим с поля битвы. Народ же, торжествующий по поводу гибели шехида, поневоле становится сильным, мужественным, самоотверженным». Необходимо, отметить что высказывания, подобные этим, базируются на аспектах неких теорий собственного развития личности, но никак не предусматривают влияния данного поступка на общественно-политические процессы и, стало быть, являются плодом подмены понятий. Для подчеркивания абсурдности указанных высказываний, достаточно представить нас самих, ежегодно 20 января организующих танцы и веселья. Хотелось бы отметить, что мы категорически против доведения церемонии траура до абсурда. Так, многие невежественные люди в дни месяца Магеррам наносят раны себе на голову посредством режущих предметов; другая категория невежд представляет шехидов жалкими, беспомощными, а их гибель – несчастьем и оплакивает это. Подобные действия, совершаемые вследствие нежелания вникнуть в истинную суть, смысл соблюдения траура, приравнены исламскими учеными к «харам», т.е. к греховным поступкам. Кроме этого, в дни месяца Магеррам, особенно в день Ашура, разного пошиба доморощенные лжешейхи и лжемуллы, спекулирующие от имени религии, ставят везде, где возможно, пресловутые черные ящики - «назир гутусу», продают всякого рода куски черной материи и совершают иные заумные действия, преследующие исключительно одну цель – выманить побольше денег у неосведомленных людей. Подобные негативные действия, не имеющие ничего общего с Исламом, происходят на фоне религиозной невежественности большей части населения, которые вместо того, чтобы оказывать помощь нуждающимся родственникам, соседям, знакомым, покорно несут дань высокопоставленным лихоимцам, считая тем самым, что выполнили свой долг перед Аллахом и перед памятью Имама Хусейна, героически погибшего в борьбе с узурпатором Езидом. Тут, уместно было бы совершить небольшой экскурс в историю, чтобы вникнуть в происхождение понятия «шехид». На заре зарождения Исламской религии, в битве при горе Ухуд, героически погиб дядя Пророка Мухаммеда (Да будет приветствие Аллаха ему и его роду – далее в тексте (с) - арабск) – Хамза. Хамза не имел семью и посему по возвращению с поля битвы в Медину, Пророк (с) обратил внимание на то, что из всех домов шехидов, за исключением дома Хамзы, доносятся звуки плача. По этому поводу Пророк (с) изрек лишь одну фразу: «Всех шехидов оплакивают, а Хамзу оплакивать некому». После этих слов, мусульмане собрались в доме Хамзы, чтобы оплакивать его. Впоследствии это вошло в традицию: каждый раз мусульмане сначала собирались в доме Хамзы, чтобы оплакивать его как символа «шехидства», только потом расходились по домам и оплакивали своих шехидов. Этот пример показывает, что хотя Ислам не приветствует чрезмерное оплакивание обычного покойника, тем не менее, положительно оценивает траурные церемонии по шехиду. Мысль же о том, что гибель шехида необходимо праздновать, исходит из индивидуалистического мировоззрения авторов этой идеи. Действительно, достижения человеком высочайшего из степеней – степени шехидства, само по себе знаменательное событие. Но нельзя забывать и об общественной стороне вопроса. Соблюдение траура по шехиду олицетворяет отношение к противоположному фронту, к его убийцам. Траур по шехидам имеет глубокую философскую суть. Отправной точкой процесса духовного совершенствования является Покаяние. Когда внутреннее состояние и воздействие внешних факторов делают нестерпимым само существование человека, или общества, это приводит либо к гибели, либо к переходу на качественно новое, более совершенное состояние. Общество (человек), осознав свои недостатки, подвергает прошедший этап критическому анализу и пройдя через покаяние, делает следующий шаг на эволюционном пути. Однако, осознание прошлых грехов и ошибок – процесс сам по себе болезненный и сопровождается, как правило, печалью и слезами. Покаяние, сопровождаемое смехом и радостью, является ни чем иным, как лицемерием. В 680 году н.э. Езид, сын Муавии, узурпировал власть в исламском халифате. Действия Езида не оставляли сомнений в том, что он намеревается уничтожить суть Ислама, оставив лишь некоторую внешнюю атрибутику. И тогда внук Пророка (с) и сын Имама Али - Имам Хусейн объявил о непризнании власти Езида, так как в этой ситуации отмалчивание означало бы признание легитимности власти узурпатора. Узнав об этом, тысячи жителей Куфы (Ирак) присягнули на верность Имаму и пригласили его в свой город. Имам принял их приглашение и двинулся из Мекки в Ирак, предварительно направив своего посланника - Муслима в Куфу. Однако новоиспеченный правитель Куфы – ибн Зияд схватил Муслима, а также нескольких лидеров восставших и казнил их. При этом карательные силы ибн Зияда по численности на несколько порядков уступали силам восставших. Известие о том, что Муслим казнен, а куфийцы предали идеалы свободы и справедливости, Имам Хусейн получил еще в пути. Но подчеркивая, что целью его восстания является не достижение власти, а сопротивление тирании Езида, он со своими ближайшими сподвижниками продолжил путь. Езид требовал от Имама лишь признания его власти. Но ни посулы, ни угрозы не могли заставить Имама принять это. 10 числа месяца Магеррам 61г. хиджры (10 октября 680г.) в местечке Кербела произошла неравная битва между Имамом Хусейном и горстки его сподвижников с войском Езида. Прекрасно понимая, что идут на верную смерть, Имам Хусейн и его сподвижники, тем не менее не свернули с выбранного пути во имя сохранения идеалов Ислама. ...Когда после гибели Имама жители Куфы осознали свою трусость и предательство, они покаялись, стали держать траур по Имаму Хусейну и его сподвижникам. Пройдя через чистилище покаяния, жители Куфы подняли многочисленные восстания против деспотии и впоследствии, карающий меч возмездия настиг всех убийц. Человек, оплакивающий шехида, больше всего оплакивает свою беспомощность и вину, т.к. он, не сопротивляясь злу должным образом, допустил безнаказанные преступления. Оплакивая, он кается и, беря пример с шехида, начинает борьбу со злом. Также, вспоминая зло, творимое преступниками, он начинает испытывать желание восстановить справедливость и наказать зло. Оплакивание шехида и траур по нему приводят к духовному единению с шехидом и с его идеалами. К тому же, чтобы не допустить повторения преступлений, приведших к убийству шехида, необходимо постоянно помнить об этом. Таким образом, общественное сознание гармоничным образом достигает единения с идеалами шехида и прощается со своим пораженческим прошлым. Это особенно важно для нашей многострадальной нации. Вспоминая уроки Ашуры, нация должна покаяться и отбросив рабские оковы равнодушия и покорности, перестать делать вид, что проблемы утраченных земель, миллиона беженцев, сотен братьев и сестер, до сих пор пребывающих во вражеском плену, его не касаются. А враг этого пробуждения очень боится. Посему то тут, то там периодически раздаются возгласы радетелей за то, чтобы не соблюдать траура, а проводить праздники по шехидам. Подобная пропаганда не обошла стороной и ежегодно справляемый по Имаму Хусейну траур в месяц Магеррам. Имам Хусейн – эталон мужества и героизма, человек не испугавшийся репрессий и не отступивший перед лицом смерти, выступивший против тирании Езида и возвестивший на весь исламский мир о смертельной опасности и ценой собственной жизни и, жизни дорогих ему людей предотвративший искоренение религии Аллаха, оставил нам непревзойденную, живую школу шехидства, школу борьбы против угнетения. На протяжении веков, нации, руководствующиеся этой школой, сбрасывали с себя оковы рабства. Посему ежегодно справляемый траур по Имаму Хусейну имеет жизненно важное значение. Эти церемонии заставляют нас не забывать уроки Ашуры и возвращают нас к тому, что является стержнем нашей религии: быть готовым к очищению перед Аллахом и не надевать на себя добровольно оковы духовного рабства. Вот уже 5 лет, как верующие, по примеру Имама Хусейна, по призыву «Ислам-Иттихад» сдают кровь для детей, больных талассемией в мечети «Джума» в Ичеришехер. Так не лучше было бы, если не разглагольствовать по поводу аспектов национального менталитета и тем самым потворствовать врагам нации, а подобно шехидам Кербалы, проявить любовь к ближнему и конкретными делами помогать нуждающимся в помощи людям. бюллетень мечеть «Джума» в Ичеришехер Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.