Перейти к содержимому

А Зорбала еще демограф,


Recommended Posts

ОЧЕРЕДЬ ЗА ЧУЖБИНОЙ

Открытое письмо армянской интеллигенции

В семидесятых и восьмидесятых годах в нашей республике играли более тридцати тысяч свадеб ежегодно.

Счастливая эта цифра мне была близка еще и потому, что

решением Министерства юстиции ежегодно печатали более 30 тысяч

экземпляров моего "Открытого письма новобрачным" и раздавали их

молодоженам, которым я советовал исключить опаснейшие последствия

"пьяного зачатия" будущего ребенка. Ведь статистика фиксировала

ежегодно семьдесят, восемьдесят, а подчас и более тысяч

новорожденных. Такие показатели мы имели за всю историю нашего

народа лишь изредка. И нам надо было думать о совокупном здоровье

новорожденных. Так что речь тогда шла о восьмидесяти тысячах

здоровых новорожденных.

Сам этот факт, по словам Уильяма Сарояна, - важнейший аргумент

действеного возрождения и ощутимой мощи Армении. Помнится,

великий писатель спросил, не скрывая удивления: " А как это

получается, тридцать с гаком свадеб и вдруг через год -

восемьдесят тысяч новорожденных?" Я ответил: "Тридцать тысяч

детей через год после тридцати тысяч свадеб, но ведь в других

семьях отмечаются вторые, третьи:" Сароян перебил меня громким

хохотом и продолжил счет вместо меня:"Четвертые, пятые, десятые

роды: Какой я тугодум, как я не догадался сам", - и продолжал

заразительно хохотать.

Осенью 1976 года вместе с варпетом смотрели футбол на стадионе

"Раздан". Яблоку негде было упасть. Он громко, дабы перекричать

гул стадиона, спросил: "Вот все эти люди - все армяне?" И, не

дождавшись ответа, захохотал. Узнав о том, что в чаше стадиона

помещается семьдесят тысяч человек, сказал: "Это почти столько,

сколько дает Армения армянству в год". И был счастлив от своего

открытия.

Тогда мы с гордостью писали об этой счастливой цифре -

восемьдесят тысяч здоровых новорожденных. Действительно, ощутимая

мощь, устремленная в перспективу. Сорок тысяч мальчиков, сорок

тысяч девочек. Будущие отцы и матери. Будущие ученые и солдаты.

Поговорим о солдатах, чье будущее уже наступило. Ибо сегодня в

национальной армии служат те самые мальчики, которые появились на

свет тогда, когда от показателей рождаемости веяло не только

"ощутимой мощью", но и ощутимой надежностью. Увы, будущее

оказалось без своей надежности.

Сегодня цифры другие. Вместо восьмидесяти тысяч родов -

тридцать семь. Не надо спешить с расчетами и самодовольно делать

вывод, что число призывников уменьшится более чем вдвое лишь

через восемнадцать-двадцать лет. Мол, за это время что-то

придумаем. Беда нас ожидает довольно скоро, если будем и далее

прятать голову в песок и заниматься самообманом. Уже через

пять-семь лет, если не раньше, резко снизится количество

призывников, ученых, предпринимателей. Дело в том, что среди

сотен тысяч эмигрировавших из Армении в начале девяностых годов

было много юношей и подростков. Не секрет, что чаще всего

вывозили именно мальчишек.

История, не дождавшись грядущего, уже дала высокую оценку

нашему современнику, нашим полководцам, создавшим боеспособную

армию в невероятно тяжелых условиях. Но армия - это прежде всего

личный состав. Это прежде всего солдаты. И одно дело

организовывать призыв из 40 тысяч парней, другое - из 18 тысяч да

еще, когда наблюдается тенденция к снижению даже этого

показателя. Так что уже сейчас наступила пора, когда массовый

исход соотечественников в соответствии с философским законом о

переходе количества в качество создает социальные и структурные

изменения в обществе.

Речь ведь не только о солдатах. Это просто я сделал акцент на

приоритете нашего времени. Однако не менее приоритетны сегодня

наука, культура, предпринимательство, то бишь экономика. Все это

и многое другое невозможно представить без молодежи. Мы же

наблюдаем старение народа за счет механического исхода молодежи.

Наверное, нет печальнее метаморфозы, чем вынужденное размещение в

пустующей школе Дома для престарелых.

В армянском демографическом полотне ветхие, выцветшие нити

явно превалируют над свежими, крепкими. И немудрено. Ведь из

почти миллиона (в 1994 году тогдашний президент республики

обнародовал факт эмиграции около полумиллиона человек, но все

последующие годы исход населения продолжался не менее

интенсивно), покинувших родину, примерно восемьдесят процентов

составляют дети и взрослые репродуктивного возраста. Остаются

бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки - сторожа домов, где

уже не услышишь детского гомона.

Резко увеличилось число девушек, то бишь невест. Точнее, резко

уменьшилось число юношей, то бишь женихов. И тут дело вовсе не в

том, что женихи служат в армии. Юноши всегда служили. Как уже

было сказано, большей частью вывозят мальчишек. И увеличивается

число освобожденных от армии по болезни. (Кстати, одна из

распространенных причин - это диагнозы, связанные с последствиями

юношеского алкоголизма и курения, против которых на

государственном уровне давно не ведется комплексной борьбы. Но

это уже другая тема).

Молчать обо всем этом - значит, сильно обрадовать врага,

который очень даже хорошо знает о положении дел у нас и регулярно

печатает данные о том, сколько осталось людей в Степанакерте и

Ереване. Молчим - значит, не предпринимаем никаких мер. Так что

им есть чему радоваться.

Редеют и ряды несчастных беженцев, ставших изгоями в родном

Отечестве. Рассеяны они по всей Армении. Концентрированы в

Ереване, в бывших Араратском, Масисском и Красносельском районах.

Львиная доля уже выехала в Россию, часть - в дальнее зарубежье.

Трудно пересказать беседы с беженцами из Баку. Многие из нас так

и не осознали, какое страшное горе пережили эти люди, равно как

не поняли, с какими гордыми людьми мы имеем дело. Ведь уезжают

они не столько из-за голода и холода, сколько из-за того, что к

ним относятся неуважительно, путая вину и беду. Они переживают

трагическую судьбу послевоенных репатриантов, получивших клеймо

"ахпары".

Знает ли наша общественность о том, с какой ироничной издевкой

пишут в Азербайджане о жизни и быте бакинских беженцев в Армении?

Мы же, наверное, боясь сор вынести из избы, молчим: Многие

беженцы, влившись в караваны, оставляют родину предков, кроме

всего прочего, потому, что хотят оградить своих детей от

унижений. И еще: наивно в унижении беженцев традиционно винить

власти. Поговорите с любым из беженцев, особенно лишенных

гражданских прав, и убедитесь, что в некоторой части общества

сидит опасная бацилла. Нам, как воздух, нужен Закон о

возвращении, в соответствии с которым Армения станет родиной

каждого армянина, кем бы он ни был, где бы он ни жил.

Не будем далее приводить примеры, иллюстрирующие социальные

изменения в обществе в связи с поистине девятым валом эмиграции.

Не будем охаивать тех, кто уехал в годы лихолетья, спасаясь (или

спасая себя) от смерти на фронте, от холода и голода в тылу. У

каждого своя причина. И за свою судьбу каждый в ответе перед

Богом - по Библии: "Не суди, да не судим будешь"...

Поговорим о сегодняшнем дне Родины, вернее, о дне завтрашнем,

если учесть, что тенденция исхода соотечественников не

прекращается. Очередь у американского посольства не становится

короче. В коридорах симпатичного здания ОВИР народ толпится не

менее густо, чем в военные годы. И хотелось бы вместе с уважаемым

читателем посетить очередь у посольств некоторых иностранных

государств и ОВИРа.

К сведению сообщим, что у посольств толпятся, как правило, те,

кто выезжают по приглашению родных и близких, на лечение,

туристы, командированные, бизнесмены - словом, те, кто, казалось,

вовсе не собираются менять место жительства. Может, поэтому чуть

ли не каждый считает своим долгом подчеркнуть: мол, "едет всего

лишь в гости", "хочет обнять брата (или сестру), погостить

малость и вернуться", "соскучился по родственникам". И все это по

закону. Это их право - ехать куда угодно и к кому угодно.

Только вот домой возвращаются не все. Иные остаются там всеми

правдами и неправдами, иные, жалуясь на Родину за преследование

их по политическим, религиозным (?) и прочим мотивам, получают

убежище. И тогда начинает действовать международное право - в

частности пункт Хельсинкских соглашений о воссоединении семьи. К

получившему политическое убежище человеку могут выехать не только

дети и жена. К примеру, некто Асланянц, получив убежище в США,

тотчас же обзавелся вердиктом: "Посольство США в Москве считает,

что вам и членам вашей семьи, перечисленным ниже, разрешен въезд

в США на постоянное жительство:" С этим документом "NBP011095В" я

познакомился в ОВИРе. Поразил перечень: жена, дочь, два сына.

ОВИР, кстати, единственное государственное учреждение, где

осуществляется регистрация и учет отъезжающих (исключая Россию и

другие страны ближнего зарубежья), проводится хоть какая-то

работа с теми, кто заблуждается, кто обманут, кто не ведает, что

творит. Проблему изучают лишь некоторые ученые - специалисты по

эмиграции, а также специальная контора ООН, находящаяся в

Армении. Знакомясь с ворохом документов, наяву видишь

нескончаемый караван из Армении на чужбину, и в каждом - целая

семья с ватагой детей.

Поступает, скажем, из посольства уважаемого государства

документ, в котором поистине вызывает умиление корректный текст:

"Свидетельствуя свое уважение МВД Республики Армения, имеем честь

сообщить, что нижеперечисленные господа прошли консульскую

проверку и им разрешен въезд:" в уважаемую страну. Далее следуют

имена. Мать, отец, три дочери. Две последние дочери, Сатеник и

Софик, не то близнецы, не то родились в начале и конце одного

года. 1997 года. И войдут в XXI век наши трехлетние

соотечественницы не то беженцами, не то эмигрантами...

И так каждый Божий день. Без исключения. Уезжают целыми

таборами армяне, родившиеся в Армении. Уезжают, чтобы на чужбине

стать мамами, папами, учеными, солдатами. Их место на Родине

останется вакантным. Никто их не заменит. Вопреки известной

поговорке, они незаменимы. Неповторимы, как хачкары. Уезжают

потенциальные армянские поэты и писатели, которые никогда не

станут армянскими поэтами и писателями. Уезжают будущие стратеги

и полководцы. Уезжают сила и красота.

Кто заменит молодую красивую чету Арсена и Лилит? Без них

народ неполон. Но драма десятикратна: они увезли с собой четверых

детей: трех, пяти, шести и девяти лет. Три мальчика и девочка.

В кабинете начальника паспортно-визового управления МВД

Армении Альвины Закарян встретился с еще одной молодой четой. Муж

честно признался, что купил в посольстве одного из государств

"грин-карт" и теперь вот уезжает за рубеж с женой и двумя

дочерями. (Подумать только, как лукаво назвали этот самый

соблазнительный пропуск в чужую страну. "Грин-карт". Зеленая

карта. Как зеленый свет на перекрестке). Зеленая улица открылась

и перед другой молодой четой, которая вывезла с собой трех

сыновей и трех дочерей.

Длинные очереди у посольства разных стран и у ОВИРа, пестрая

толпа у моста, который по иронии судьбы называется "Победой", где

договариваются о купле и продаже квартир, - все это звенья одной

цепи. И закрывать глаза на эти очереди - значит заниматься

преступным самообманом.

Причина непрекращающегося бурного потока эмиграции комплексна.

Это - безработица, приводящая к тотальной бедности; это и раскол

в обществе, вызывающий недоверие одновременно и к властям, и к

оппозиции; это и отсутствие механизмов действенности закона,

ограждающего труд предпринимателя от чиновничьего и частного

рэкета; это и чудовищная поляризация в обществе, приводящая и уже

приведшая к разделению народа на кучку очень богатых и массы

очень бедных; это и невостребованность потенциала творческих

союзов, Академии наук, культурных организаций, церкви; это и

соблазн, особенно у молодежи, "прелестями" жизни и быта на

Западе.

Справедливости ради надо признать, что подобные проблемы

раздирают чуть ли не все республики бывшего СССР. Впрочем, в

создавшейся ситуации нет смысла искать главных виновников нашей

национальной беды.

Исход соотечественников из республики отмечался задолго до

рождения независимой Армении. Особый импульс был задан

Заключительным актом Хельсинки в 1975 году. Но по сравнению с

тем, что начало происходить при терпетросяновском режиме, - это

единицы. Я разделяю глубокое возмущение уважаемого мной Перча

Зейтунцяна, напомнившего нам недавно по телевидению, как еще

совсем недавно один из бывших руководителей прямо заявил: мол,

пусть уезжают, мол, чем больше, тем лучше для тех, кто останется,

легче будет их кормить, а те, мол, разбогатеют на чужбине и

помогут нам.

Не будем комментировать. Скажем лишь, что наследство от

прежнего режима мы получили просто страшное - это практически

беспрестанный поток эмиграции. Большинство отъезжающих сегодня

начали старт года два-три назад. И, увы, цифры не только не

падают, а растут. И больше всего тревожит то, что, как уже

говорилось, уезжает не просто отец большого семейства, а

отец-предприниматель, отец-бизнесмен.

Мать троих сыновей готовится отправиться в США в связи с

рождением там четвертого внука (всего трое сыновей увезли с собой

несколько лет назад еще пятерых внуков моей собеседницы). "Я

сыновей не оправдываю, - сказала мать. - Они просят, умаляют,

чтобы я продала дом в Ереване и переехала к ним. Но я скорее

умру, чем продам наш дом. Поеду и вернусь. Помогу младшей

невестке. Одно я вам скажу: сыновья мои работящие, но здесь они

превратились в нервный комок. Замучили их эти самые проверяющие

грабители".

Оперативный и финансовый отделы налоговой службы, пенсионный

фонд, различные службы мэрии Еревана и отдельных районов,

участков города, республиканская, городская, районные (названия

структур устарели, но главное(суть) - прокуратура, шестой отдел,

то бишь бывший ОБХСС, проверяющие и контролеры от различных

министерств и ведомств: Знатоки засмеют меня за поверхностное

знание "предмета", т.е. полчищ проверяющих и контролеров, стоящих

над душами предпринимателей - тех, кто кладет камень на камень.

Собственно, меня волнует и интересует сама проблема,

тенденция. Именно поэтому я посетил генерального прокурора

республики Агвана Овсепяна. Изложил суть и смысл моего визита.

Прокурор сказал, что проблема эта пришла к нам еще из глубин

социализма. Предложил, чтобы я предоставил ему конкретные данные

с конкретными именами, жалобами и все такое прочее. Я понимаю,

прокурору нужны факты. Но фактом является и то, что человек,

готовящийся со своей семьей навсегда уехать на чужбину, не

согласится рассказать подробно о том, что с ним произошло. Боится

хлопот. Впрочем, не это моя задача - найти и вывести на чистую

воду рьяных проверяющих, занимающихся поборами. Здесь нужен не

просто закон. Необходим исключительно действующий и действенный

закон.

Другое нас должно искренне волновать. Некий фатализм. Этакий

рок. Безысходность. Обреченность, что ли. Мол, никуда не денешься

от этих самых пресловутых реалий. Даже сами по себе мысли эти мне

кажутся преступными. В беседе со мной у чиновника проскочила

нотка оптимизма - мол, есть данные, некоторые уже возвращаются.

Согласен, некоторые. И среди них - немало тех, кого власти США

выдворили из страны после срока за решеткой...

Перед нами стоит сложнейшая проблема, которую мы просто

обречены решить в самые кратчайшие сроки. Это совсем как в

недавней войне, когда мы были обречены на победу. Ибо другого нам

не было дано. И решать должны всем народом, оставшимся на Родине.

У интеллигенции нашей сегодня просто не должно быть другой

задачи. В череде всех важнейших государственных задач у главы

государства попросту не может быть важнее, приоритетнее, нежели

беспрецедентная эмиграция.

Да, нас все еще немало. Есть страны намного меньше нашей. Есть

и карликовые государства. Но речь о тенденции к еще большему

снижению демографических показателей. Речь о том, что в любой,

даже самой маленькой стране с самым крохотным населением

сохраняется возрастная пропорция, чего уже не скажешь о нас.

Продолжающуюся эмиграцию, какими бы спорными ни были цифры,

если даже мы сократим их вдвое, можно сравнить с обильным

кровотечением. Природа "определила" пять литров крови в организме

человека. Но смерть от кровотечения наступает не тогда, когда

последняя капля оставляет организм. То количество населения,

которое уже выехало на постоянное место жительства в разные

страны, обязывает нас задуматься над неблагоприятным прогнозом. И

тут без четко разработанной, долговременной общегосударственной

программы, чем-то напоминающей реанимационную службу, не

обойтись.

Нельзя позволить, чтобы судьбу нашего народа и его будущего

решали какие-то сомнительные и циничные лоторейные игры вроде

"грин-карт" или спекуляция отдельными принципами Хельсинкских

соглашений; отсутствие законов, защищающих предпринимателей или

чиновничье равнодушие к страждущим соотечественникам; минимум

стимулов и привилегий для многодетных семей или безудержный рост

криминальных абортов; активное заманивание, особенно молодежи, в

чужие страны или полное отсутствие пропаганды и контрпропаганды

вокруг утечки мозгов. Пожалуй, хватит. Сейчас важны не детали,

которые могут отвлечь внимание от стратегической мысли,

нацеленной на будущее. Мы не можем оправдать наше бездействие

игрой в демократию: "Все прогрессы реакционны, если рушится

человек".

Надо быть очень наивным, чтобы полагать: всякие там проповеди

и увещевания или даже сами по себе Закон о возвращении и Закон о

двойном гражданстве тотчас же вернут нам маленьких Софик и

Сатеник. Но молчать, видя, как изо дня в день пустеют дома в

Ереване, гаснут очаги в селах и поселках, преступлению подобно.

Шесть тысяч пламенных сердец перестали биться в борьбе за

освобождение Родины, и по каждому из них сегодня звонят колокола

наших церквей. Шесть тысяч. Такова цена и мера подвига нашего

народа. И вдруг, когда каждый месяц Родину оставляют именно шесть

тысяч человек, мы не бьем в набат. Не звонят колокола по каждому

из них. Хотя уезжают они навсегда.

Мне очень по душе библейская притча о блудном сыне,

возвращающемся домой и получившем прощение у отца. Но для того,

чтобы вернулись наши блудные дети, мы должны уберечь от чужбины

тех, кто пока еще дома, на родной земле. Ибо, как писала Сильва,

караваны еще в пути. Тут весь вопрос в том, куда они

отправляются.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сегодня цифры другие. Вместо восьмидесяти тысяч родов - тридцать семь.

Поправим Зорика

Данные за 2003 год.

Если в 80-е годы в среднем рождалось 80-90 тыс. детей в год, то за следующее десятилетие эта цифра резко упала, и, например, за прошлый год в Армении родилось всего 34 тыс. детей. А ведь демография - это стратегическая проблема. Если сейчас, когда в армию идут юноши 1985-86 годов рождения, мы испытываем проблемы с ее комплектацией, то что будет через несколько лет?

http://www.express.am/11_04/interview.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Copy/paste

Армянский журнал "Мурчь" указывал в конце 90-х годов на наличие среди армян довольно большого процента ассимилированных цыган...

Были и у армян и невольные скрещивания с другими народами.И персидские полчища, и азербайджанские татары, и турки, и грузины, и горцы, очевидно, не церемонились с женщинами народа, давно утративнего государственность и связанные с нею способы гордой, могущественной самозащиты.

При таких условиях ясно, что в жилах у армян есть всякая кровь.Этим и объясняется то обстоятельство, что у народа, трусость которого в передней Азии вошда в поговорку, выдвигаются по временам талантливые и мужественные полководцы, как яркое исключение на темном фоне: ясно, что в них говорит кровь других, воинственных народов, нормальный же, чистокровный армянин, согласно общекавуазской пословице, имеющейся на нескольких языках,"боится зайцев"...

В.Л.Величико

...Ведь вам известно, что мы, армяне, были освобождены от крепостной зависимости, а следовательно получили человеческие права только в 1864 году. До этого времени грузинские князьки и татарские беки, у которых мы были крепостными, пахали на нас и подвергали всевозможного рода унижениям.

И. Н. Канадеев

Изменено пользователем Qarabala
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

еще copy/paste о "чистокровных" армян:

Профессор Д.Н.Анучин говорит, что армяне/хаи - племя не арийское, а скорее арианизованное (по языку). Помимо всего сказанного, далеко не все, причисляющие себя к армянам, принадлежат к коренному армянскому племени. «Армянский журнал «Мурч» (*«Мурч», 1897 г., «Армяне из цыган») говорит о значительной способности армян к ассимилированию.

«На свете существуют только два народа без национального языка и без отечества: это евреи и цыгане. Ни азиатская тирания, ни средневековое беспощадное преследование, ни даже современная гуманная культура не могли ассимилировать их с другими народами, и все эти могучие факторы оказались, таким образом, бессильными задушить материальную алчность одного народа и необузданное безграничное стремление к скитанию другого. Везде, в Азии или в Европе, в Старом ли или Новом свете, цыган является цыганом, еврей - евреем. Только одному армянскому народу удавалось ассимилировать цыган, и это я говорю, - прибавляет автор статьи, - не голословно, а на основании достоверных фактов. Эриванские, шемахинские, елизаветпольские, тифлисские и другие цыгане, о существовании которых лет 50 назад свидетельствует история, перестали быть цыганами и, слившись с армянским сегментом, ассимилировались с армянами, сохранив одни только фамилии, как дальнее воспоминание об их происхождении. С каких сторон ни рассмотреть этот вопрос, придешь к одному и тому же заключению: дело массовой ассимиляции ни одному народу не удавалось, кроме армянского. Из ассимилированных цыган - армян вышли даже талантливые люди. Например, профессор С. - Петербургского университета Керобе Патканян был цыганского происхождения, монах поэт Аламдарян - тоже, двое из нынешних армянских писателей - тоже цыганского происхождения, народный писатель Ганес-оглы, поэт, а также другие народности, указывают в конце 90-х годов на наличность среди армян довольно большого процента ассимилированных цыган. Знакомство с обоими племенами дает наблюдателю значительный материал для подкрепления выводов указанного журнала. К еще более интересному выводу относительно значительных армянских групп пришел кавказский антрополог, доктор И.И.Пантюхов. Почтенный ученый воспользовался случаем, когда Тифлис был наводнен полудикими беженцами из Турции, и подверг множество турецких армян антропологическому изменению. Оказалось, что огромная часть этих незваных гостей, по своему физическому складу, чистокровные курды. Это открывает простор предположению, что некоторые эпизоды армянской резни в Турции явились результатом давнишних семейных счетов между курдскими племенами различной веры.

Весьма интересен также вопрос о закавказской Албании или, по - армянски, Агвании. Эта страна, в состав которой входили и нынешняя Елизаветпольская губерния, части Тифлисской губернии и Дагестанская, была населена народами армянского происхождения, получившими христианство от армян. До начала XIX века существовал отдельный агвайский или гандзасарский католикос, соперничавший с эчмиадзинским, и по временам совершенно независимый от последнего. В настоящее время христиане, бывшие некогда паствою агванского католикоса, считаются армянами и, перемешавшись с ними, усвоили их характер.

Были у армян и невольные скрещивания с другими народами. И персидские полчища, и адербейджанские татары, и турки, и грузины, и горцы, очевидно, не церемонились с женщинами народа, давно утратившего государственность и связанные с нею способы гордой, мужественной самозащиты. При таких условиях ясно, что в жилах у армян течет всякая кровь»

:gizildish:

>>> http://www.karabakh-doc.gen.az/ru/armyanstvo/arm8-3.php

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

О Карабахских "чистокровных" армян:

ПРОВАЛИВШАЯСЯ КАМПАНИЯ

Проведя в НКАО почти год и регулярно прочитывая местный - официоз газету «Советский Карабах», смею утверждать: большего злодея по части разжигания националистических страстей вряд ли где еще на свете можно было бы сыскать. Между прочим, это свое злодейство газета особенно рьяно проявляла в регулярно проводимых ею разного рода пропагандистских кампаниях. Забавными, скажу, вам, были эти кампании. К примеру, то из номера в номер она печатала материалы на бодрящую местного обывателя тему «Встретим хлебом-солью соплеменников-инопланетян», то обращалась к нему же с призывом «Займемся, археологией», поучая, что, зарывшись поглубже в землю, он если и не докажет свое первородство на этой земле, то хоть выроет себе окоп или даже блиндаж на всю семью, - вещи по нынешним временам, мол, совсем не лишние, то заводила рубрику «Освоим секреты рукопашного боя и штыковой атаки», то что-то еще все на тот же манер.

Но, пожалуй, масштабнее всего была затеяна ею кампания под лозунгом «Догоним и перегоним азербайджанцев по рождаемости» :gizildish: . Вот уж где замешанная на национализме больная фантазия газеты, а точнее, тех, кто ее готовил, разыгралась во всю прыть. Она страстно призывала население области, от пионеров до пенсионеров, не жалеть пороха во имя достижения этой цели, давала советы, как хранить этот порох сухим и как им рачительно пользоваться. Обратившись к услугам доморощенных дон-жуанов, газета организовала при себе кооператив «Интим», освобожденный ввиду социальной важности его деятельности от всякого рода налогов, а публикуемые ею материалы свидетельствовали о том, что работающие в «Советском Карабахе» журналисты достаточно владеют секретами не только второй, но и первой из древнейших профессий. Солидные матроны, едва умещавшиеся на двух стульях, давали газете интервью о пользе многодетства в свиноводстве и вообще в подсобном хозяйстве, а их мужья для ускоренного претворения в жизнь призыва газеты предлагали перейти на бригадный подряд с использованием опыта многостаночников. Словом, задействовано было все, и газета периодически напоминала обывателю, что перегнать азербайджанцев по рождаемости необходимо еще и потому, что кое-чьи аппетиты одним Нагорным Карабахом не утолить, а посему солдаты и маркитантки еще долго будут в цене.

Надо сказать, что кампания сея весьма содействовала росту популярности газеты. И местные жители с нетерпением ждали каждого очередного ее номера, ища в них публикации о многодетных семьях. И если мужчины отыскивали в них описания рациона отцов-ударников, то более подверженные мистике женщины - влияние на плодовитость потусторонних, а еще более - посторонних сил. И вдруг всему этому пришел конец. Да такой мгновенный и абсолютный, словно кампания та и вовсе не начиналась. Кооператив «Интим» был распущен, а на страницах «Советского Карабаха» ни одной даже малюсенькой заметки на столь полюбившуюся здешнему обывателю тему нельзя было уже и сыскать. Вроде бы и не она это еще вчера призывала его догнать и перегнать шушиндев да агдамцев по рождаемости.

А произошло вот что. Как-то до работников газеты дошел слух, что в одном из сел области некая мать-одиночка Лизетта Татевосян растит сразу семерых мальчиков. Весть эта очень разволновала главного редактора газеты, и в тот же день, как он услышал ее, в то село им был командирован фотокорреспондент с наказом, буде весть эта подтвердится, сфотографировать всех семерых мальчиков и их мать, да заодно разузнать кое-какие подробности об этой семье. Корреспондент, бросившись на автовокзал, едва успел на отбывающий в село автобус, и через час, основательно отбив себе все нутро на отвратительной осенней дороге, был уже на месте. Еще от своих попутчиков он проведал, что слух о семи мальчиках - не выдумка, и это его обрадовало. Худо, однако, было то, что автобус, как заявил ему водитель, через полчаса по прибытию должен был отправляться в обратный путь в Степанакерт, а другого транспорта на сегодня ждать нечего. Поэтому, едва доехав, корреспондент бросился в указанный сельчанами дом, но многое ли успеешь за полчаса, тем более что хозяйки не оказалось дома. Хорошо еще, что ему удалось застать дома всех семерых братьев, и с большим трудом да с помощью старшего из них Петроса усадить рядышком, заснять и узнать их имена. Полчаса иссякали, автобус вот-вот должен был отправиться в обратный путь, и посему ждать хозяйку он уже не мог. И, захватив с собой ее прошлогоднюю фотографию, переданную ему все тем же Петросом, корреспондент отбыл восвояси. Уже на утро следующего дня газета и Советской Карабах» вышла с фотомонтажом, изображавшим семь мальчиков и одну довольно привлекательную женщину, снабдив его надписью: «Семь воинов Гарабаха воспитывает мать-одиночка Лизетта Татевосян. Да будет щедрым наше вспомоществление ей». Этот номер газеты обыватели рвали из рук друг друга, а призыв газеты нашел горячий отклик у многих общественных организаций области, и прежде всего у общества «Миацум». В село семье Татевосян потекли деньги и подарки, а благотворительное общество «Амарас» постановило выплачивать этой семье ежемесячное пособие. Газета «Советский Карабах» писала в те дни: «Неоценим вклад Лизетты Татевосян в решение задачи догнать и перегнать азербайджанцев по рождаемости». Была заведена и специальная рубрика «От газеты - для Лизетты», в которой печатались ей посвященные вирши. Горисполком Степанакерта выступил с инициативой переименовать улицу «Дружбы народов» в бульвар Лизетты Татевосян, а каждый обыватель считал за честь назвать новорожденную дочь Лизеттой или на худой конец схожими с ней Жанеттой, Жоржеттой или Мюзеттой. Однако ж читатели газеты требовали подробнее рассказать о житье-бытье семьи Татевосян, и главный редактор в один из субботних дней командировал в то село своего самого шустрого щелкопера, наказав ему, оставаясь там хоть неделю, подготовить о Лизетте Татевосян и ее семи сыновьях обстоятельную статью аж на целую страницу. Корреспондент уехал, а главный редактор назначил на вечер того же дня у себя в кабинете сбор своих сотрудников с приглашением работников горисполкома для окончательного решения вопроса о том, что на какой же все-таки манер переименовать улицу «Дружбы народов», Дело в том, что мнения общественности города разделились: одни предлагали называть ее впредь бульваром Лизетты Татевосян, другие - проспектом «Матушки Лизетты и семи богатырей», а третьи вослед местному эстету, председателю «Объединения поэтов Гарабаха» Дымбояну, - именовать на французский лад «Рю де Лизетт». Поначалу страсти не на шутку разыгрались, но когда дело шло уже к концу, поскольку многие почти согласились с эстетом Дымбояном, что по-французски оно звучит романтичнее, двери кабинета вдруг с шумом распахнулись, и в комнату вбежал запыхавшийся корреспондент, командированный утром к мадам Лизетте. Так рано его не ждали, и одного взгляда на его жалкий, обескураженный вид было достаточно для понимания того, что случилось нечто чрезвычайное. Все смолкли и выжидающе смотрели на корреспондента. А тот молча сел на стоящий у двери стул и, обхватив голову двумя руками, закачался словно на похоронах. И когда молчание затянулось сверх всякой меры, терпение главного редактора лопнуло, и он гаркнул: «В чем дело, Ашот?» Этот окрик словно бы разбудил корреспондента. Он встал со стула, мутным взглядом окинул сидящих, вздохнул и, наконец, сказал:

-Я, господа, не буду вам ничего рассказывать, я только прочту вам полные имена всех семи сыновей Лизетты Татевосян, а уж что делать дальше, решайте вы сами.

И корреспондент, вытащив из внутреннего кармана пиджака какую-то бумагу, зачитал:

- Татевосян Петрос Самвелович;

- Татевосян Никос Манвелович;

- Татевосян Татуш Мамедович;

- Татевосян Гавруш Самедович;

- Татевосян Рачик Шотаевич;

- Татевосян Вачик Иванович;

- Татевосян Рантик Габриэль-Мануэль-Фидель-Мануэль-Карлос-Амигос дон Жуанович.

В комнате воцарилось гробовое молчание, и, глядя на поблекшие разом лица собравшихся, кабинет главного редактора «Советского Карабаха» можно было бы принять за областной филиал музея восковых фигур «Мадам Тюссо»... Не буду утомлять читателя подробностями того, как выбиралась газета из случившегося с ней конфуза. Скажу только, что кампания «Догоним и перегоним азербайджанцев по рождаемости», так и не достигнув своего пика, была оперативно свернута, а в массы, чтобы сбить ее внимание с той кампании, был спешно брошен клич: «Гарабаху - статус 51 штата Америки». В конгресс США пошли телеграммы, на всякого рода собраниях Зория Балаяна стали выдвигать в губернаторы новопророчествуемого штата, а местное радио ввело заочные курсы английского языка. Мало-помалу о прежней кампании стали совсем уж забывать, и только улица «Дружбы народов» еще напоминала о ней: ее все же переименовали и, вняв настоянию Дымбояна, назвали «Рю де мадам Элен Боннэ». И последнее. Говорят, все тот же неугомонный эстет Дымбоян, проведав, что фешенебельный ночной ресторан Парижа называется «У Максима», а Максимом зовут и главного редактора «Советского Карабаха», хлопочет нынче за то, чтобы расположенную на той самой Рю шашлычную «Гарабах» переименовать - на парижский лад в кабаре «У Максима из Гарабаха», обещая посетителям в качестве фирменного блюда уток, готовящихся на кухне «Советского Карабаха». Власти города вроде бы не возражают. Поживем, увидим. Хотя канкан, по слухам, уже репетируют.

>>> http://karabakh-doc.gen.az/ru/armyanstvo/arm7-2.php

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

БОЗГУРД....

Я ПОНИМАЮ, ЧТО НЕНАВИСТЬ К АРМЯНСКИМ ОККУПАНТАМ У ВАС, КАК И У ВСЕХ НАС, СИЛЬНА.....

В ЭТОМ РАКУРСЕ - УБЕДИТЕЛЬНАЯ ПРОСЬБА ВНИМАТЕЛЬНЕЕ ОТНЕСТИСЬ К СМЫСЛОВОМУ СОДЕРЖАНИЮ НЕКОТОРЫХ СВОИХ ПОСТОВ....

Изменено пользователем Вольный каменщик

Когда админ рыпается на своих ради популяризации ресурса, от полутора миллиона сообщений форума в конце концов остается лишь 976792... (из дневника наблюдений Бозгурда)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Еще выдержки из "демографических" высказываний великого сына великого (такого же как сын) народа:

С. 388. “Несколько тысяч лет назад... отмечалось [в селе Ошакан] снижение рождаемости”.

Комментарий: В те древние времена в армянском селе вели учет деторождаемости — допустим. Но кто сказал об этом Балаяну —вот вопрос. :gizildish:

А это - без комментариев:

С. 296. “Это было седьмая встреча с бродячим муллой”. И тут Балаян установил, что мулла, руководствуясь идеями Олжаса Сулейменова о пантюркизме, ведет коварную пропаганду среди мусульман, чтобы они делали побольше детей. :luv:

Еще?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вольному Каменщику.

А где комментарии елены (элен)? Дело в том, что именно на них я основывал все последующие постинги. Просьба, если есть возможность, востановите.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

правда для этого ты не приводишь автора и источник

Балаян Зорий. Очаг. Ереван: Советакан грох, 1984

А еще пишеш Аракелов :gizildish:

///Жалко мне вас... человек , поливаюший грязью свой народ, должен быть одинаково омерзителен и врагу... можно его конечно использовать... но уважать и пожимать руку могут лишь люди аналогичных моральных качеств... ///

Гуманизм или двуличие? :luv:

Изменено пользователем Qarabala
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вольному Каменщику.

А разве там содержалось что-то плохое? Просто я обосновал, что свиноматкой быть лучше, чем лизеттой татевосян и ей подобным.

Когда админ рыпается на своих ради популяризации ресурса, от полутора миллиона сообщений форума в конце концов остается лишь 976792... (из дневника наблюдений Бозгурда)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...