Перейти к содержимому

Высказывания имамов Суннитов (ахли-сунны) друг о друге


Сахиб

Recommended Posts

Высказывания имамов Суннитов (ахли-сунны) друг о друге 

Имам Ахмад бин Ханбал об Абу Ханифе

Известный ученый ахли-сунны Фахруддин Рази пишет следующее в «Рисаля Сурджийа Мазхаб Шафии» согласно «Иссакса Аль Аляфхам» стр.233 :

«Имама Ханбала спросили об имаме Малике. Ответ был таковым : - Его хадисы правильные, но передатчики – слабые. Кто-то спросил его об имаме Шафии и его ответ был таковым : - Его хадисы и мнение были правильными . Затем кто-то спросил его об имаме Абу Ханифе , он сказал : - Мнение Ну’мана и его хадисы не несут никакой ценности.

Суннитский известный ученый Бейхаки отметил следующее:

«Имам Ахмад предостерег Абу Ханифу , потому что он признавал слабые и поддельные хадисы» ( Тарихуль Багдад том 13 , стр. 411 )

«Имам Ханбал сказал что морды козлов – на одном уровне с фатвами Абу Ханифы» ( Тарихуль Багдад том 13 , стр. 418)

«... Ахмад бин Хасан Тирмизи произнес: - Я слышал , имам Ахмад бин Ханбал сказал , что Абу Ханифа - лжец.» ( Тарихуль Багдад том 13 , стр. 418)

Имам Малик об Абу Ханифе

Махмуд Мисри написал статью «Шиа аур Сунни» для египетского журнала «Мухтар аль Ислами» - выпуск 90 , восьмое издание , Джамади аль Авваль 1406 Хиджри . На странице 13 (где расположена статья) мы читаем :

«Имам Малик сказал , что Абу Ханифа был наихудшим из людей и что для него легче всего было бы поднять меч против мусульман.»

В Тарихуль Багдад том 13 , стр. 392 , мы читаем :

«Имам Малик сказал , что для мусульман фитна (смута ) Абу Ханифы больше нанесла вреда , чем фитна шейтана .»

В этом же известном суннитском источнике мы читаем следующие исторические факты:

«Имам Малик бин Анас заявил , что в Исламе никто не принес больше вреда чем Нуман»

( Тарихуль Багдад том 13 , стр. 396)

«Однажды имам Малик спросил Валида бин Муслима : - Слушают ли люди Абу Ханифу в вашем городе? Он сказал : - Да . Имам Малик ответил : - Поразительно , что ваш город не был уничтожен...Имам Малик сказал , что Абу Ханифа насмехнулся над Религией Аллаха, любой кто делает так – неверующий. (Тарихуль Багдад том 13 , стр. 400)

Имам Идрис Шафии об Абу Ханифе

В Тарихуль Багдад том 13 , стр. 398 , мы читаем :

«Имам Шафии сказал , что не появлялся никто в Исламе более вредоносный , чем Абу Ханифа»

Опять этот суннитский исторический документ свидетельствует :

«Имам Шафии сказал , что фатвы Абу Ханифы подобны хамелеону , они все время меняют свои цвета» ( Тарихуль Багдад том 13 , стр. 411)

 Men fexr edirem ki,Azerbaycanliyam H Aliyev

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Если это всё правда, то плохи дела Абу Ханифы.

 Men fexr edirem ki,Azerbaycanliyam H Aliyev

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Очередная сказка про горбатого коня. :loool:

Ан-Ну‘ман ибн Сабит ибн аль-Марзубан аль-Куфи, известный как Абу Ханифа. Родился в 80 г.х., а скончался в 150 г.х., и он принадлежал к поколению поздних последователей (таби‘ун). Он был имамом в религии и великим ученым ахлю-Сунна уаль-джама‘а. Абу Ханифа прекрасно разбирался в различных областях исламской науки, в том числе хадисоведении и вероубеждении (‘акъида). Однако наибольшую известность он получил как специалист в знании фикъха, за что многие мусульманские ученые, как его современники, так и более поздние, называли его не иначе, как «имам в фикъхе», с уважением отзываясь о нем. Вот некоторые из высказываний ученых об Абу Ханифе:

Яхья ибн Ма’ин сказал: “Абу Ханифа был авторитетным передатчиком хадисов”.

Так же он говорил: “Мы считаем Абу Ханифу из числа правдивейших людей, которые даже не могут подозре-ваться во лжи. Один из правителей – Ибн Хубайра, заставлял Абу Ханифу работать судьей в его городе, но тот от-казался. И за это правитель подверг его наказанию плетьми, но Абу Ханифа выдержал”.

‘Абдуллах ибн аль-Мубарак говорил: “В своей жизни я встречал самого набожного из людей, самого благочес-тивого из людей, самого знающего и самого грамотного в религии. Самый набожный – это ‘Абдуль-Азиз ибн Руад; самый благочестивый – это аль-Фудайль ибн ‘Ийяд; самый знающий – это Суфьян ас-Саури; а самый грамотный в религии – это Абу Ханифа!” Затем он сказал: “Я никого не знаю в фикъхе равного ему!”

Высказывания великих имамов друг о друге представляют особую ценность. Из них мы можем узнать, что между большими учеными были очень уважительные отношения, а большинство из них – были друзьями. На основании этого становится ясно, что межмазхабная вражда и ненависть между мусульманами разных школ возникли не во времена имамов, а намного позже, и все это было проявлениями отсталости мусульман, их фанатичного отношения к мазхабам и раскола в религии. А на то, что во времена этих ученых подобного фанатизма не существовало, указывают следующие факты:

Имам аш-Шафи’и говорил: “Однажды имама Малика ибн Анаса спросили, видел ли он Абу Ханифу. Тот ответил: «Да, я видел человека, который, если бы пожелал доказать тебе, что эта стена состоит из золота, то доказал бы это, настолько сильны его доводы!»”

Мухаммад ибн Бишр говорил: “Когда я еще обучался, ходил на уроки к Абу Ханифе и Суфьяну ас-Саури. И вот, приходя к Абу Ханифе, тот спрашивал меня, откуда я пришел. Я отвечал, что иду от Суфьяна. А он говорил мне: «Ты пришел от великого человека! Если бы сейчас были живы ‘Алькъама и Асуад, то они, непременно, нуждались бы в уроках Суфьяна». А затем я шел к Суфьяну, и он спрашивал меня, откуда я иду, а я говорил, что от Абу Ханифы. Тогда он говорил мне: «Ты пришел от самого грамотного человека на Земле!»”

Аш-Шафи’и говорил: “В фикъхе все люди живут за счет Абу Ханифы”. Цитаты взяты из книг «Тахзиб аль-камаль» имама аль-Миззи и «Тахзиб ат-тахзиб» 10/451, хафиза Ибн Хаджара.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Очередная сказка про горбатого коня. :loool:

Ан-Ну'ман ибн Сабит ибн аль-Марзубан аль-Куфи, известный как Абу Ханифа. Родился в 80 г.х., а скончался в 150 г.х., и он принадлежал к поколению поздних последователей (таби'ун). Он был имамом в религии и великим ученым ахлю-Сунна уаль-джама'а. Абу Ханифа прекрасно разбирался в различных областях исламской науки, в том числе хадисоведении и вероубеждении ('акъида). Однако наибольшую известность он получил как специалист в знании фикъха, за что многие мусульманские ученые, как его современники, так и более поздние, называли его не иначе, как «имам в фикъхе», с уважением отзываясь о нем. Вот некоторые из высказываний ученых об Абу Ханифе:

Яхья ибн Ма'ин сказал: "Абу Ханифа был авторитетным передатчиком хадисов".

Так же он говорил: "Мы считаем Абу Ханифу из числа правдивейших людей, которые даже не могут подозре-ваться во лжи. Один из правителей – Ибн Хубайра, заставлял Абу Ханифу работать судьей в его городе, но тот от-казался. И за это правитель подверг его наказанию плетьми, но Абу Ханифа выдержал".

'Абдуллах ибн аль-Мубарак говорил: "В своей жизни я встречал самого набожного из людей, самого благочес-тивого из людей, самого знающего и самого грамотного в религии. Самый набожный – это 'Абдуль-Азиз ибн Руад; самый благочестивый – это аль-Фудайль ибн 'Ийяд; самый знающий – это Суфьян ас-Саури; а самый грамотный в религии – это Абу Ханифа!" Затем он сказал: "Я никого не знаю в фикъхе равного ему!"

Высказывания великих имамов друг о друге представляют особую ценность. Из них мы можем узнать, что между большими учеными были очень уважительные отношения, а большинство из них – были друзьями. На основании этого становится ясно, что межмазхабная вражда и ненависть между мусульманами разных школ возникли не во времена имамов, а намного позже, и все это было проявлениями отсталости мусульман, их фанатичного отношения к мазхабам и раскола в религии. А на то, что во времена этих ученых подобного фанатизма не существовало, указывают следующие факты:

Имам аш-Шафи'и говорил: "Однажды имама Малика ибн Анаса спросили, видел ли он Абу Ханифу. Тот ответил: «Да, я видел человека, который, если бы пожелал доказать тебе, что эта стена состоит из золота, то доказал бы это, настолько сильны его доводы!»"

Мухаммад ибн Бишр говорил: "Когда я еще обучался, ходил на уроки к Абу Ханифе и Суфьяну ас-Саури. И вот, приходя к Абу Ханифе, тот спрашивал меня, откуда я пришел. Я отвечал, что иду от Суфьяна. А он говорил мне: «Ты пришел от великого человека! Если бы сейчас были живы 'Алькъама и Асуад, то они, непременно, нуждались бы в уроках Суфьяна». А затем я шел к Суфьяну, и он спрашивал меня, откуда я иду, а я говорил, что от Абу Ханифы. Тогда он говорил мне: «Ты пришел от самого грамотного человека на Земле!»"

Аш-Шафи'и говорил: "В фикъхе все люди живут за счет Абу Ханифы". Цитаты взяты из книг «Тахзиб аль-камаль» имама аль-Миззи и «Тахзиб ат-тахзиб» 10/451, хафиза Ибн Хаджара.

Для тебя во ещё читай

Абдуллах ибн Абдульгамид передал от Васити ибн Абу Барры, что Муаммил говорил: Я слышал, как Химад ибн Салама говорил: «Абу Ханифа был шайтаном, который опираясь на хадисы пророка выносил решения по своему мнению». (Аль-Камил фи дуафаир-риджал, Абу Ахмад Абдуллах ибн Убейй Джорджани, том 7 стр. 8)

Знаете кем был этот Химад ибн Салама? Ибн Хаджар в «Тагрибуд-тагзиб» (1/178) говорит, что он был сига (достоверным) и абид (набожным) человеком:

1499 - حماد بن سلمة بن دينار البصري أبو سلمة ثقه عابد

Ибн Хаджар в другом своем труде (Лисанул-мизан 7/203) пишет, что Химад ибн Салама был ИМАМом!

2751 - حماد بن سلمة بن دينار الربعي أبو سلمة البصري الامام

Захаби в (аль-Кашиф фи марифати ман лаху раваятун фил-кутубус-ситта, 1/349) называет его имамом.

1220 - حماد بن سلمة بن دينار الإمام أبو سلمة أحد الأعلام

Самое интересное это то, что Химад ибн Салама посылал проклятия (лянят) в адрес Абу Ханифы. Ибн Хиббан в своем «ас-Сигат»е (6/216) пишет, что Химад ибн Салама был человеком, просьбы (дуа) которого принимались Аллахом.

Также Шейх Албания сказал хадисы Абу Ханифа сладыбые и фалшивые

وكان من العباد المجابين الدعوة
Если это всё правда, то плохи дела Абу Ханифы. Изменено пользователем Сахиб

 Men fexr edirem ki,Azerbaycanliyam H Aliyev

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

İlk öncə baxaq görək ən çox davamçısı olmasını iddia etdikləri Əbu Hənifə haqda sünni alimləri nə deyir:

Mühəmməd ibn Abdurrahman as-Sami Seid ibn Yaqub Taliqanidən, o, Muabmmil ibn Omar ibn İşaqdan nəql edir ki: İbn Aunun belə deməsini eşitdim: “Islamda Əbu Hənifədən nəhs və uğursuz doğum olmayıb! Dininin əksər hissəsində aciz qalan kəsdən necə din öyrənirsiniz?!”

Al-Aqili, Ad-Duafa al-Kabir, cild 4, sehifə 280

Hatəm ibn Mənsur Hamididən nəql edir ki: Sufyandan belə deməsini eşitdim: İslamda Islam uçun Əbu Hənifədən zərərli bir doğuş olmayıb.

Al-Aqili, Ad-Duafa al-Kabir, cild 4, sehifə 281

Abdullah ibn Ahbah Hənbəl Mənsur ibn Əbu Muzahimdən nəql edir ki, Malik ibn Anas deyib: Əbu Hənifə dində hiyləgərlik edirdi. Kim dində hiyləgərlik etsə onun dini olmaz!

Al-Aqili, Ad-Duafa al-Kabir, cild 4, sehifə 281

Abdullah ibn Əhməd İbrahim ibn Abdurrahimdən, o da Əbu Muammardan və o Valid ibn Müslimdən nəql edir ki: Malik ibn Anas məndən soruşdu: Sizin şəhərdə Əbu Hənifənin adı çəkilir? Mən dedim: Bəli. Malik dedi: Onda sizin şəhərdə yaşamaq layiqli deyil!

Al-Aqili, Ad-Duafa al-Kabir, cild 4, sehifə 281

Al-Kamil fi duafair-rical, Əbu Əhməd Abdullah ibn Udeyy Corcani, cild 7, sehifə 6

Əbu Bəkr al-A’yun deyir: Mansur ibn Sələmə Əbu Sələmə al-Xuzai dedi: Hemad İbn Sələmə və Ş’öbənin Əbu Hənifəni lənətləmələrini eşitdim.

Al-Aqili, Ad-Duafa al-Kabir, cild 4, sehifə 281

Abdullah ibn Leys Mərvəzi Mühəmməd ibn Yunus Camaldan, o da Yəhya ibn Seiddən nəql edir: Ş’öbənin belə deməsini eşitdim: Bir ovuc torpaq Əbu Hənifədən daha xeyirlidir.

Al-Aqili, Ad-Duafa al-Kabir, cild 4, sehifə 282

Zəkəriyya ibn Yəhya Həlvani deyir: Mühəmməd ibn Beşar Abd ibn Bendarin belə deməsini eşitdim: Abdurrahman ibn Məhdi həmişə Əbu Hənifənin adı çəkiləndə deyərdi: Əbu Hənifə ilə haqq arasında pərdə olub.

Al-Aqili, Ad-Duafa al-Kabir, cild 4, sehifə 282

Xatib Bağdadi, Tarixu Bağdad, cild 13, sehifə 408

Süleyman ibn Davud Aqili nəql edir ki, Əhməd ibn Həsən Tirmizi deyib: Əhməd ibn Hənbəldən belə deməsini eşitdim: Əbu Hənifə yalançıdır.

Al-Aqili, Ad-Duafa al-Kabir, cild 4, sehifə 284

Abdullah ibn Mühəmməd Mərvəzi deyir: Hüseyn ibn Həsən Mərvəzidən belə deməsini eşitdim: Əhməd ibn Hənbəldən soruşdum: Əbu Hənifə barəsində nəzərin nədir? Əhməd ibn Hənbəl dedi: Əbu Hənifənin fikirləri məzəmmət olunmuş, hədisləri dilə gətirilməyəndir!

Al-Aqili, Ad-Duafa al-Kabir, cild 4, sehifə 285

Abdullah ibn Abdulhəmid Vasiti İbn Əbu Bərrədən nəql edir: Müəmmil deyirdi ki, Himad ibn Sələmədən bele deməsini eşitdim ki: Əbu Hənifə Peyğəmbərin – səllallahu əleyhi və səlləm – hədislərinə üz tutub onlardan öz rəyi ilə istifadə edən Şeytan olub!

Al-Kamil fi duafair-rical, Əbu Əhməd Abdullah ibn Udeyy Corcani, cild 7, sehifə 8

Bilirsiz bu Himad ibn Sələmə kim olub? İbn Hacər “Təqribut-təhzib”də (1/178) onun siğə və abid insan adlandırır:

1499 - حماد بن سلمة بن دينار البصري أبو سلمة ثقه عابد

Elə həmin ibn Hacər digər bir əsərində (Lisanul-mizan, 7/203) deyir ki, Himad ibn Sələmə İMAMdır!

2751 - حماد بن سلمة بن دينار الربعي أبو سلمة البصري الامام

Zəhəbi də (əl-Kaşif fi mə’rifəti mən ləhu rəvayətun fil-kutubus-sittə, 1/349) onu imam adlandırıb.

1220 - حماد بن سلمة بن دينار الإمام أبو سلمة أحد الأعلام

Maraqlısı budur ki, Himad ibn Sələmə Əbu Hənifəyə lənət oxuyurmuş. İbn Hibban da Özünün əs-Siqat əsərində (6/216) deyir ki, bizim bu Himad duası qebul olan şəxslərdən olub.

وكان من العباد المجابين الدعوة

Əgər İbn Hibbanın dediyi düz olsa, onda vay Əbu Hənifənin halına.

İbn Rizq İbn Səlmdən, o Abardan, o Sələmə ibn Şebibdən, o Valid ibn Utbədən nəql edir: Muəmmil ibn İsmayıldan eşitdim ki: Ömər ibn Qeys deyirdi: Kim haqqı tapmaq istəsə Kufəyə gəlsin və Əbu Hənifənin və onun tərəfdaşlarının nəzərinə baxsın və onların dediklərinin əksini etsin.

Xatib Bağdadi, Tarixu Bağdad, cild 13, sehifə 408

Barqani Mühəmməd ibn Abdullah ibn Xəmriveyhdən, o da Hüseyn ibn İdrisdən nəql edir ki: İbn Əmmar deyib: “Hər vaxt hansısa bir məsələ barəsində şəkkə düşsən və Əbu Hənifənin həmin məsələ barədə dediyinə baxıb onun əksini etsən haqq olar.” Yaxud deyib: “Bərəket Əbu Hənifənin dediklərinin əksini yerinə yetirməkdədir.”

Xatib Bağdadi, Tarixu Bağdad, cild 13, sehifə 409

İbn Numeyr bəzi alimlər vasitəsi ilə Əmmar ibn Zəriqdən nəql edir: Əgər səndən bir məsələ barəsində soruşsalar və sən o barədə bir şey bilməsən Əbu Hənifənin nəzərinə bax və onun əksini et, onda haqqi t.caqsan.

Xatib Bağdadi, Tarixu Bağdad , cild 13, sehifə 409

İndi gorün dunya musəlmanlarının əksəriyyəti kimin dalınca gedir və hansı əqidəni daşıyırlar!? Özü də bilirsız hansı xülya ilə?! Bu xülya ilə ki, davamçısı olduqları imam “ümmətin çırağıdır”. Hələ Əbu Hənifənin şəninə Peyğəmbərdən (s) hədis də uydurublar ki:

سيكون في أمتي رجل يقال له أبو حنيفة هو سراج أمتي

Yəni: Ümmətimdə Əbu Hənifə deyilən bir kişi olcaq. O, mənim ümmətimin çırağıdır.

(İbn Hacər Əsqalani, Lisanul-mizan, 5/178; Xatib Bağdadi, Tarix Bağdad, 5/308)

Birdən kimsə sevincək olub elə bilər ki, İbn Hacər və Xatib Bağdadi bu hədisi tesdiqləyirlər?! Xeyr!, Onlar bu hədisi səhih hədis kimi yox, uydurma hədis kimi nəql ediblər. Sadəcə belə hədisin mövcudluğunu nəql edib, onu uyduran ravinin yalançı olduğunu qeyd ediblər.

Bu da hənəfilərin vəziyyeti!

Amma hənəfilər də sakit qalmayıb, altdan-altdan başqalarına soz atiblar. Məsələn bir vaxtlar Dəməşqin qazisi olmuş Mühəmməd ibn Musa deyirmsih ki: “Əgər əlimdə olsaydı şafiilərdən cizyə alardım.”

Zəhəbi, Mizanul-e’tidal, 4/51-52; Zəhəbi, Siyeru e’lamun-nubela, 19/245

Hənbəlilər isə ümumiyyətlə özlərindən başqasını – istər hənəfi olsun, istər şafii, istər maliki – musəlman saymırlar.

أحمد بن الحسين بن محمد . المحدث الأمام أبو حاتم بن خاموش الرازي البزاز . من علماء السنة . يروي عن : أبي عبد الله الحسين بن علي القطان وأحمد بن محمد بن إبراهيم المروزي الفقيه والحسين بن محمد المهلبي والحافظ ابن مندة وخلق . روى عنه : أبو منصور حجر بن المظفر وأبو بكر عبد الله بن الحسين التوبي . بقي إلى حدود سنة ثلاثين بل أربعين . وحكاية شيخ الإسلام الأنصاري معه مشهورة . وقوله :من لم يكن حنبليا فليس بمسلم

Yəni: Kim hənbəli deyilsə müsəlman deyil.

Tarixul-İslam 1/3076; Təzkirətul-huffaz, 3/1187

Eyni zamanda şafiilər də hənbəliləri müsəlman saymır. Elə yaxşı da eləyirlər, çünki hörmət qarşılıqlı olmalıdır. Qarşı tərəf onları kafir sayanda, bunlar da onları kafir sayar da! Deməli belə, adı uzun olduğu üçün aşağıda ərəbcesini oxuyacağınız şafii alimi deyir ki, Əgər əlimdə imkan olsaydı, hənbəlilərə cizyə təyin edərdim. Yəni onlar müsəlman deyillər. İnşəallah ki, cizyənin nə olduğunu bilirsiz və bu alimin məqsədinin nə olması hamınıza aydındır.

محمد بن محمد بن محمد بن محمد بن أحمد . الفقيه أبو حامد الطوسي البروي الشافعي

سمع : محمد بن إسماعيل الفارسي وعبد الوهاب بن شاه الشاذياحي وتفقه بأبي سعد محمد بن يحيى

وقدم دمشق سنة خمس وستين ونزل بدويرة السميساطي وكان واعظا فاضلا مناظرا

توفي ببغداد في رمضان وله خمسون سنة . كذا ذكره ابن عساكر

وأما ابن الدبيثي فأطنب في وصفه وسماه محمد بن محمد بن محمد بن إسماعيل بن عبد الله البروي وقال : أحد علماء عصره والمشار إليه بالتقدم في معرفة الفقه والكلام والنظر وحسن العبارة والبلاغة . قدم من دمشق فرزق قبولا ببغداد ودرس بها الأصول والجدل بالمدرسة البهائية ؛ وكان يحضر درسه خلق . ووعظ بالنظامية ثم عاجله الموت

وقد حدث بشيء يسير

وكناه ابن الجوزي في منتظمه أبا المظفر وقال : قدم علينا بغداد وجلس للواعظ وأظهر مذهب الأشعري وناظر عليه وتعصب على الحنابلة وبالغ

وقال ابن الأثير : اصابه إسهال فمات فقيل إن الحنابلة أهدوا له حلواء فأكل منها فمات هو وكل من أكل منها

وقال سبط ابن الجوزي : كان شابا حسن الصورة فصيحا مليح الإشارة والعبارة بالغ في ذم الحنابلة وقال :لو كان لي أمر لوضعت عليهم الجزية . فيقال إنهم دسوا عليه امرأة جاءته في الليل بصحن حلوى مسموم وقالت : هذا يا سيدي من منزلي . فأكله هو وآمرآته وولد صغير فأصبحوا موتى

Zəhəbi, Tarixul-İslam, 1/3984

البروي الشافعي

محمد بن محمد بن محمد ابن سعيد بن عبد الله أبو منصور الفقيه الشافعي البروي بالراء أحد الأئمة المشاهير المشار إليهم بالتقدم في النظر وعلم الكلام والفقه والوعظ وكان حلو العبارة فصيحها تفقه على الفقيه محمد بن يحيى النيسابوري صاحب المحيط في شرح الوسيط وكان من أكبر أصحابه صنف في الخلاف تعليقة جيدة والمقترح في المصطلح وهو مليح في الجدل وشرحه تقي الدين أبو الفتح منصور بن عبد الله المصري المعروف بالمعتز شراً مستوفي وعرف به فلا يقال شرح التقي المصري دخل البروي إلى بغداد سنة سبع وستين وخمس مائة وصادف قبولاً من العام والخاص وتولى المدرسة البهائية قريباً من النظامية ويذكر بها كل يوم عدة دروس ويحضره الخلق وله حلقة المناظرة بجامع القصر ويحضر عنده المدرسون والأعيان ويظهر عليه من الحركات ما يدل على رغبته في تدريس النظامية وكان ينشد في أثناء مجلسه مشيراً إلى موضع التدريس قول أبي الطيب :

بكيت يا ربع حتى كدت أبكيكا ... وجدت بي وبدمعي في معانيكا

الأبيات الثلاثة ويفهم الناس عنه ذلك وكان قدم دمشق ونزل في رباط الشميساطي وقريء عليه هناك شيء من أماليه وكانت ولادته يوم الثلاثاء خامس عشر ذي الحجة سنة سبع عشرة وخمس مائة بطوس وتوفي سادش عشر شهر رمضان سنة سبع وستين وخمس مائة ببغداد وصلى عليه المستضيء يوم الجمعة بقصر الخليفة ودفن بباب أبرز في تربة الشيخ أبي اسحاق الشيرازي وكان يبالغ في ذم الحنابلة وقال لو كان لي أمر لوضعت عليهم الجزية فجاءته امرأة في الليل بصحن حلوى قالت أنا أعزل وأبيعه وقد اشتريت هذا الصحن وهو حلال وأريد أن يأكل الشيخ منه فأكله هو وزوجته وولد له صغير فأصبحوا موتى

Əl-Vafi bil vafiyat, 1/121

Həmçinin malikilər də bekar oturmayıblar. Məsələn bütün rical alimlərinin can-başla ağiz dolusu tərifləyib siğə-siğə dediyi maliki alimi Haris ibn Miskin Misirdə qaziliq vəzifəsinə keçən kimi hənəfi və şafiiləri məsciddən çıxarmağı əmr edib. Bu da həmin hadisənin tarixi mənbəyi:

122 - الحارث بن مسكين بن محمد بن يوسف - د . ن . - قاضي الديار المصرية أبو عمرو الفقيه مولى زبان بن عبد العزيز بن مروان الأموي

سأل الليث بن سعد عن مسألة وتفقه بابن وهب وابن القاسم وروى عنهما

وعن : سفيان بن عيينة وأشهب ويوسف بن عمرو الفارسي وبشر بن عمر الزهراني وجماعة.....................

............................

..................

قال ابن قديد : أتاه في سنة سبع وثلاثين كتاب ولاية القضاء وهو بالإسكندرية فآمتنع فلم يزل به إخوانه حتى قبل وقدم مصر . فجلس للحكم وأخرج أصحاب أبي حنيفة والشافعي من المسجد وأمر بنزع حصرهم من العمد

Tarixul-İslam, 1/1901 və Siyəru e’lamin-nubela, 12/57

Vallah sünni alimlərinin bu cür "gözəl münasibətlərinin" nümunələrindən yenə var, amma mən yoruldum yazmaqdan. İnşəallah ki, sizin nəticə çıxarmanız üçün bes edər. Tarix kitablarında bu sünni məzhəblərinin davamçıları arasında olan qanlı qırğınlar barədə də məlumatlar mövcuddur.

Ərəblərdə belə bir misal var – deyir ki, “Evi şüşədən olan gərək başqasına daş atmasın!”

 Men fexr edirem ki,Azerbaycanliyam H Aliyev

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Брат я вашу ссылку почитал а ты не читайеш то что я пишу для тебя специально ещё раз апишу

Ещё раз посмотрим, что говорят алимы суннитов о Абу Ханифе, мазхабу которого следуют большинство суннитов:

Мухаммад ибн Абдуррахман ас-Сами Сеид ибн Йагуб Талигани передает от Муабммбил ибн Омар ибн Ишага, что Ибн Аун говорил: «В исламе еще не было такого зловещего и неудачного рождения как рождение Абу Ханифы! Как можно учить религию у человека, который во многих аспектах религии был беспомощен». (Аль-Агили, Ад-Дуафа аль-Кабир том 4 стр. 280).

Хатам ибн Мансур Хамиди передает, что слышал от Суфьяна, что тот говорил: «Я не видел рождения, которое навредило исламу больше, чем рождение Абу Ханифы». (Аль-Агили, Ад-Дуафа аль-Кабир том 4 стр. 281).

Абдуллах ибн Ахбах Ханбал передает от Мансура ибн Аби Музахима, что Малик ибн Анас говорил: «Абу Ханифа хитрил и лукавил в религии. Тот кто лукавит, у того нет религии». (Аль-Агили, Ад-Дуафа аль-Кабир том 4 стр. 281).

Абдуллах ибн Ахмад передал от Ибрахима ибн Абдуррахима, а он от Абу Муаммара, а он от Валида ибн Муслима, что: Малик ибн Анас спросил меня: В Вашем городе упоминают имя Абу Ханифы? Я ответил: Да. Малик сказал: Тогда в Вашем городе нежелательно жить. (Аль-Агили, Ад-Дуафа аль-Кабир том 4 стр. 281. Аль-Камил фи дуафаир-риджал, Абу Ахмад Абдуллах ибн Убейй Джорджани, том 7 стр. 6).

Абу Бакр аль-Аун говорит: Мансур ибн Салама Абу Салама аль-Хузаи говорил: «Я слышал как Хамад ибн Салама и Шоба проклинали Абу Ханифу». (Аль-Агили, Ад-Дуафа аль-Кабир том 4 стр. 281).

Абдуллах ибн Лейс Марвази передал от Мухаммада ибн Йунус Самала, а он от Йахйи ибн Сейида: «Я слышал как Шоба сказал: Горсть земли более полезна, чем Абу Ханифа». (Аль-Агили, Ад-Дуафа аль-Кабир том 4 стр. 282).

Закариййа ибн Йахйа Халвани говорит: Мухаммад ибн Бешар слышал как Абд ибн Бендар говорил: Каждый раз когда Абдуррахман ибн Махди слышал имя Абу Ханифы он говорил: «Между Абу Ханифой и истиной всегда была завеса». (Аль-Агили, Ад-Дуафа аль-Кабир том 4 стр. 281. Хатиб Багдади, Тарих Багдад том 13, стр. 408).

Сулейман ибн Давуд Агили пишет, что Ахмад ибн Хасан Тирмизи говорил: «Я слышал как Ахмад ибн Ханбал сказал: Абу Ханифа лжец». (Аль-Агили, Ад-Дуафа аль-Кабир том 4 стр. 284).

Абдуллах ибн Мухаммад Марвази говорит: Я слышал как Хусейн ибн Хасан Марвази говорил: Я спросил Ахмада ибн Ханбала: Какого Ваше мнение об Абу Ханифе? Он сказал: Слова Абу Ханифы порицались, и хадисы его не принимаются. (Аль-Агили, Ад-Дуафа аль-Кабир том 4 стр. 285).

Абдуллах ибн Абдульгамид передал от Васити ибн Абу Барры, что Муаммил говорил: Я слышал, как Химад ибн Салама говорил: «Абу Ханифа был шайтаном, который опираясь на хадисы пророка выносил решения по своему мнению». (Аль-Камил фи дуафаир-риджал, Абу Ахмад Абдуллах ибн Убейй Джорджани, том 7 стр. 8)

Знаете кем был этот Химад ибн Салама? Ибн Хаджар в «Тагрибуд-тагзиб» (1/178) говорит, что он был сига (достоверным) и абид (набожным) человеком:

1499 - حماد بن سلمة بن دينار البصري أبو سلمة ثقه عابد

Ибн Хаджар в другом своем труде (Лисанул-мизан 7/203) пишет, что Химад ибн Салама был ИМАМом!

2751 - حماد بن سلمة بن دينار الربعي أبو سلمة البصري الامام

Захаби в (аль-Кашиф фи марифати ман лаху раваятун фил-кутубус-ситта, 1/349) называет его имамом.

1220 - حماد بن سلمة بن دينار الإمام أبو سلمة أحد الأعلام

Самое интересное это то, что Химад ибн Салама посылал проклятия (лянят) в адрес Абу Ханифы. Ибн Хиббан в своем «ас-Сигат»е (6/216) пишет, что Химад ибн Салама был человеком просьбы (дуа) которого принимались Аллахом.

وكان من العباد المجابين الدعوة

Если это правда, то плохи дела Абу Ханифы.

Ибн Ризг от Ибн Салма, он от Абара, он от Салама ибн Шебиба, он от Валид ибн Утбы передал: Я услышал от Муаммил ибн Исмаила, что Омар ибн Гейс говорил: «Кто хочет найти истину пусть приедет в Куфу и посмотрит на мнение Абу Ханифы и его последователей и сделает обратное, противоположное их мнению». (Хатиб Багдади, Тарих Багдат том 13, стр. 408).

Баргани от Мухаммад ибн Абдуллах ибн Хамривейха, он от Хусейн ибн Идриса приводит, что Ибн Аммар говорил: «Каждый раз, когда ты в сомнении, достаточно просто посмотреть, что по данному вопросу говорит Абу Ханифа и сделать все наоборот. Это будет правильно.». Или же он говорил: «Поступать противоположно мнению Абу Ханифы является благом». (Хатиб Багдади «Тарихуль Багдад» том 13, стр. 409)

Ибн Нумейр через некоторых алимов передал от Аммар ибн Зарига, что: «Если у тебя спросят что-то, чего ты не знаешь, просто посмотри мнение Абу Ханифы по этому вопросу и сделай обратное, тогда ты найдешь истину». (Хатиб Багдади «Тарихуль Багдад» том 13, стр. 409)

Смотрите же за кем идут большинство мусульман мира и последователями какой агиды они являются! Они следуют за своим имамом грезя и мечтая о нем, как о «светоче уммы» и даже придумали хадис якобы о пророка об Абу Ханифе, что тот сказал:

سيكون في أمتي رجل يقال له أبو حنيفة هو سراج أمتي

В моей умме появиться мужчина по имени Абу Ханифа и он будет светочем этой уммы. (Ибн Хаджар Асгалани «Лисанул-мизан» 5/178; Хатиб Багдади «Тарихуль Багдад» 5/308)

Если вдруг кто-то обрадовавшись заявит, что раз эти алимы отметили этот хадис, значит они его признают, мы ответим: НЕТ! Они в своих книгах отметили этот хадис как слабый и привели его только для того, чтобы показать, что такой хадис был выдуман таким-то равием.

Вот таким и является состояние Абу Ханифы.

Но и ханафиты не сидели без дела и то и дело бросались словами. Например, некоторое время будучи на посту главного судьи в Дамаске Мухаммад ибн Муса говорил: «Была бы моя воля, то я бы с шафиитов изымал (налог) джизья»

Захаби «Мизануль-итидал» 4/51-52; Захаби «Сийеру еламун-нубела» 19/245

Ханбалиты вообще всех кроме себя – ханафитов, маликитов, шафиитов не считали мусульманами.

أحمد بن الحسين بن محمد . المحدث الأمام أبو حاتم بن خاموش الرازي البزاز . من علماء السنة . يروي عن : أبي عبد الله الحسين بن علي القطان وأحمد بن محمد بن إبراهيم المروزي الفقيه والحسين بن محمد المهلبي والحافظ ابن مندة وخلق . روى عنه : أبو منصور حجر بن المظفر وأبو بكر عبد الله بن الحسين التوبي . بقي إلى حدود سنة ثلاثين بل أربعين . وحكاية شيخ الإسلام الأنصاري معه مشهورة . وقوله : من لم يكن حنبليا فليس بمسلم

Те, кто не ханбалит – не мусульманин!

«Тарихуль Ислам» 1/3076; «Тазкиратуль-хуффаз» 3/1187

Шафииты в свою очередь не считали мусульманами самих ханбалитов. И правильно делали, так как уважение должно быть взаимным. Если ханбалиты их считали кафирами (неверными), то и они будут также считать ханбалитов.

Один из шафиитских алимов говорит, что если бы это было в моих руках, то я бы повелел ханбалитам платить джизью. Тоесть ханбалиты не являются мусульманами.

ИншаАллах Вы знаете, что такое джизья и понимаете, что этим хотел сказать этот алим. Для тех, кто не знает, налог-джизью платят те, кто не принимал ислам, тоесть немусульмане.

محمد بن محمد بن محمد بن محمد بن أحمد . الفقيه أبو حامد الطوسي البروي الشافعي

سمع : محمد بن إسماعيل الفارسي وعبد الوهاب بن شاه الشاذياحي وتفقه بأبي سعد محمد بن يحيى

وقدم دمشق سنة خمس وستين ونزل بدويرة السميساطي وكان واعظا فاضلا مناظرا

توفي ببغداد في رمضان وله خمسون سنة . كذا ذكره ابن عساكر

وأما ابن الدبيثي فأطنب في وصفه وسماه محمد بن محمد بن محمد بن إسماعيل بن عبد الله البروي وقال : أحد علماء عصره والمشار إليه بالتقدم في معرفة الفقه والكلام والنظر وحسن العبارة والبلاغة . قدم من دمشق فرزق قبولا ببغداد ودرس بها الأصول والجدل بالمدرسة البهائية ؛ وكان يحضر درسه خلق . ووعظ بالنظامية ثم عاجله الموت

وقد حدث بشيء يسير

وكناه ابن الجوزي في منتظمه أبا المظفر وقال : قدم علينا بغداد وجلس للواعظ وأظهر مذهب الأشعري وناظر عليه وتعصب على الحنابلة وبالغ

وقال ابن الأثير : اصابه إسهال فمات فقيل إن الحنابلة أهدوا له حلواء فأكل منها فمات هو وكل من أكل منها

وقال سبط ابن الجوزي : كان شابا حسن الصورة فصيحا مليح الإشارة والعبارة بالغ في ذم الحنابلة وقال :لو كان لي أمر لوضعت عليهم الجزية . فيقال إنهم دسوا عليه امرأة جاءته في الليل بصحن حلوى مسموم وقالت : هذا يا سيدي من منزلي . فأكله هو وآمرآته وولد صغير فأصبحوا موتى

Захаби «Тарихуль Ислам» 1/3984

البروي الشافعي

محمد بن محمد بن محمد ابن سعيد بن عبد الله أبو منصور الفقيه الشافعي البروي بالراء أحد الأئمة المشاهير المشار إليهم بالتقدم في النظر وعلم الكلام والفقه والوعظ وكان حلو العبارة فصيحها تفقه على الفقيه محمد بن يحيى النيسابوري صاحب المحيط في شرح الوسيط وكان من أكبر أصحابه صنف في الخلاف تعليقة جيدة والمقترح في المصطلح وهو مليح في الجدل وشرحه تقي الدين أبو الفتح منصور بن عبد الله المصري المعروف بالمعتز شراً مستوفي وعرف به فلا يقال شرح التقي المصري دخل البروي إلى بغداد سنة سبع وستين وخمس مائة وصادف قبولاً من العام والخاص وتولى المدرسة البهائية قريباً من النظامية ويذكر بها كل يوم عدة دروس ويحضره الخلق وله حلقة المناظرة بجامع القصر ويحضر عنده المدرسون والأعيان ويظهر عليه من الحركات ما يدل على رغبته في تدريس النظامية وكان ينشد في أثناء مجلسه مشيراً إلى موضع التدريس قول أبي الطيب :

بكيت يا ربع حتى كدت أبكيكا ... وجدت بي وبدمعي في معانيكا

الأبيات الثلاثة ويفهم الناس عنه ذلك وكان قدم دمشق ونزل في رباط الشميساطي وقريء عليه هناك شيء من أماليه وكانت ولادته يوم الثلاثاء خامس عشر ذي الحجة سنة سبع عشرة وخمس مائة بطوس وتوفي سادش عشر شهر رمضان سنة سبع وستين وخمس مائة ببغداد وصلى عليه المستضيء يوم الجمعة بقصر الخليفة ودفن بباب أبرز في تربة الشيخ أبي اسحاق الشيرازي وكان يبالغ في ذم الحنابلة وقال لو كان لي أمر لوضعت عليهم الجزية فجاءته امرأة في الليل بصحن حلوى قالت أنا أعزل وأبيعه وقد اشتريت هذا الصحن وهو حلال وأريد أن يأكل الشيخ منه فأكله هو وزوجته وولد له صغير فأصبحوا موتى

Аль-Вафи билль вафийат 1/121

Маликиты в свою очередь тоже проявляли активность в этом деле. Например, хвалимый всеми алимами риджалистами и называемый ими достоверным маликитский алим Харис ибн Мискин, как только вступил на должность судьи в Египте, тут же повелел выгнать всех ханафитов и шафиитов из мечети. Вот ссылка на эту историю:

122 - الحارث بن مسكين بن محمد بن يوسف - د . ن . - قاضي الديار المصرية أبو عمرو الفقيه مولى زبان بن عبد العزيز بن مروان الأموي

سأل الليث بن سعد عن مسألة وتفقه بابن وهب وابن القاسم وروى عنهما

وعن : سفيان بن عيينة وأشهب ويوسف بن عمرو الفارسي وبشر بن عمر الزهراني وجماعة.....................

............................

..................

قال ابن قديد : أتاه في سنة سبع وثلاثين كتاب ولاية القضاء وهو بالإسكندرية فآمتنع فلم يزل به إخوانه حتى قبل وقدم مصر . فجلس للحكم وأخرج أصحاب أبي حنيفة والشافعي من المسجد وأمر بنزع حصرهم من العمد

Захаби «Тарихуль Ислам» 1/1901 и «Сийеру еламун-нубела» 12/57

В книгах по истории есть очень много информации об «уважительных» отношениях суннитских алимов друг к другу. Я мог бы привести очень много таких фетв, но думаю для умных людей и этого хватит, чтобы сделать правильные выводы. В книгах также много написано о кровавых расправах последователей разных мазхабов между собой.

У арабов есть такая пословица: «Не следует бросать в других камнем тому, у кого дом из стекла».

Изменено пользователем Сахиб

 Men fexr edirem ki,Azerbaycanliyam H Aliyev

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сахиб Sizə xəbərdarlıq edirəm. Forumda böyük həcmli materialların yerləşdirilməsi qadağandır. Bu cür məqalələrə ssaılka vermək lazımdır.

Ничтожен ты или велик - причина тому... твой язык... /Носир Хисроу/

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...