Перейти к содержимому

Слухи- Как Это Работает?


-7

Recommended Posts

Как это работает?

"Grapevine" - как называют слухи по-английски - в буквальном переводе означает "виноградная лоза". Они тянутся, вьются, ползут... "Организации состоят из формальных и неформальных компонентов. Канал неформальных коммуникаций можно назвать каналом распространения слухов. Стало общепринятым квалифицировать неточные сообщения и сведения как "слухи" (прошедшие по системе тайного сообщения)”(63)

В полевой геологии есть термин "собакит", созвучный названиям реально существующих горных пород - гранит, диорит, лабрадорит, игнимбрит... Когда инженер отбирает в маршруте образцы, он передает их рабочему для маркировки - тот приклеивает на камни кусочки лейкопластыря, на которых пишет номер образца. Когда пластырь отрывается, геолог гневно вопрошает: "Да что же это за образец?!" Рабочий рапортует: "А пес его знает!" Так в журнале регистрации образцов появляется запись: "Обр. N? - собакит..."

"Стало общепринятым квалифицировать неточные сообщения и сведения как "слухи" (прошедшие по системе неформальных коммуникаций).

Слухи витают возле автоматов с охлажденной водой, по коридорам, в столовых и в любом другом месте, где люди собираются группами. Поскольку по каналам слухов информация передается много быстрее, чем по каналам формального сообщения, руководители пользуются первыми для запланированной утечки и распространения информации или сведений типа "только между нами" (63).

"Как только я выявил каналы распространения слухов в конторе, я быстро понял, как их использовать.

Я периодически организовывал утечку информации и узнавал о реакции на нее по каналам обратной связи в этой системе, перед тем как принимать решение или изменять что-то в своих действиях. Так я выявлял возможную реакцию людей. Если она оказывалась благоприятной, я выполнял задуманное, если нет - заново обдумывал план действий. Я, случалось, выжидал с нововведениями, давал новостям ход на еще одной волне слухов, или же действовал по прежнему плану, но более осторожно.

Примерно раз в неделю я спрашивал своего секретаря: "Что новенького, Сара?" Зная, что меня не интересуют личные дела сотрудников, а нужны только сведения, относящиеся к делам, Сара не однажды выдавала интересные и важные для меня новости. Как-то раз она предупредила меня, что на следующем совещании один из управляющих собирается предложить реорганизацию, в результате которой мой отдел перейдет в его подчинение. Он был из породы "создателей империи", а я должен был стать одной из жертв.

Загодя получив предупреждение значит загодя вооружиться для отпора, поэтому я спокойно спланировал свою контрстратегию. Я обратился к "создателю империй" с предложением передать его отдел в мое подчинение. Он так мучился, объясняя, почему этого нельзя делать, что даже не дошел до вопроса относительно моего отдела. Потом я попросил Сару сообщить по каналам распространения слухов, что если этот руководитель отстанет от моего отдела, я сделаю то же самое по отношению к нему. Мы с ним ни разу не разговаривали с глазу на глаз и вслух не признавались в существовании конфликта. Однако по каналам распространения слухов ко мне пришел ответ: "Мир". И наши отношения сохранились на все время, пока он и я работали в этой организации" (63).

Если в вашем арсенале нет такого инструмента, как использование слухов, то вы должны по крайней мере представлять, что это такое и каков его механизм. Это пригодится тогда, когда в работе с вами оппонент будет либо ссылаться на слухи, либо сознательно или бессознательно продуцировать и использовать их.

"Приписываемая слухам репутация неточной информации сохраняется и до сегодняшнего дня. Тем не менее исследования показывают, что информация, передаваемая по каналам неформального сообщения, т.е. слухи, чаще оказывается точной, а не искаженной. Согласно исследованиям Дэвиса, 80-99% слухов точны в отношении непротиворечивой информации о самой компании. Он считает, однако, что уровень точности не может быть таким же высоким, когда речь идет о личной или о сильно эмоционально окрашенной информации. Дэвис указывает: "Люди склонны считать слухи менее точной информацией, поскольку реальные ее погрешности имеют более драматический характер и потому глубже впечатываются в память, чем каждодневная рутинная точность. Кроме того, независимо от точности, все свидетельствует в пользу влиятельности слухов, будь их воздействие положительным или отрицательным.

Что можно узнать?

gettin' jiggy

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот некоторые разновидности информации, передаваемой по каналам распространения слухов в организациях:

- предстоящие сокращения производственных работ;

- новые меры по наказаниям за опоздания;

- изменения в структуре организации;

- грядущие перемещения и повышения;

- подробное изложение спора двух руководителей на последнем совещании по сбыту;

- кто кому назначает свидания после работы" (63).

Дезинформация

Сейчас мы получим несколько уроков советской армейской политпропаганды и примеры ее работы в Афганистане. Напомню, что в этой книге мы учимся и приспосабливать всевозможный опыт к частной агентской работе, и видеть в далеких примерах близкие ассоциативные и смысловые связи...

"Слухи являются одним из эффективных каналов для передачи внушения. Внушение, как и убеждение, представляет собой воздействие коммуникатора на индивида или на объединения (вооруженные группы, племена и проч.) с целью изменить их взгляды, установки, интересы, идеи, а в конечном счете - поведение. Но на этом сходство двух способов воздействия и заканчивается.

Важнейшим условием для достижения эффекта убеждения является наличие у субъекта развитого критического восприятия и логического мышления. Если для получения внушения объект должен слепо верить авторитету, а эмоциональность содержания служит фундаментом для образования веры в услышанное или прочитанное, то в убеждающем процессе опора только на эти факторы приведет к провалу.

В чистом виде убеждение, как и внушение, практически не применяется. Объясняется это психологическими характеристиками объектов воздействия. В настоящее время нет таких групп, которые бы абсолютно не воспринимали логику или сравнения, либо таких, что не реагировали бы на эмоциональность и авторитетность источника информации. Поэтому любое спецпропагандистское воздействие включает в себя элементы внушения и убеждения.

Распространение и использование слухов во всех слоях населения Афганистана рассматривается как нормальное явление, и слухи по эффективности успешно конкурируют с государственными средствами массовой информации и сводят на нет даже организованные усилия государства. Методологический анализ позволил определить наиболее подходящую форму воздействия - внушение. Для этого были все предпосылки: конформистская личность, вооруженная негативным пропагандистским стереотипом, высокая степень противоречия как между кланами и племенами, так и на всех уровнях оппозиции - все это создавало сложный и напряженный климат, где подозрительность и алчность играли гораздо большую роль, чем анализ и логика суждений.

Теперь необходимо было надежно обосновать содержание слухов - их информативность и экспрессивность. Первый элемент несет в себе знания и инструкции, второй - психологические механизмы.

На основании информационной характеристики, слухи можно разделить на типы:

- абсолютно недостоверные;

- недостоверные с элементом подобия;

- правдоподобные;

- достоверные слухи с элементами неправдоподобия.

Взяв экспрессивную характеристику, в соответствии с вызываемой эмоциональной реакцией слухи можно подразделить на:

- слух-желание;

- слух-пугало;

- агрессивный слух.

Проблема в том, что субъектом, порождающим слух, не может оставаться кто-то один - например, подразделение спецпропаганды. Как только слух выпущен "на волю", он начинает жить своей собственной неуправляемой жизнью. Слух нельзя доставить до сознания объекта - например, главаря вооруженной группы - без того, чтобы он не прошел через два-три передающих звена. В практике бывали случаи, когда слух в результате искажался до неузнаваемости. Поэтому можно утверждать, что абсолютно неправдоподобные слухи до объекта воздействия просто не доходят. По пути они обрастают новой информацией - зачастую довольно правдоподобной.

Еще сложнее обстоит дело со слухами, созданными на основе экспрессивности. Экспрессивность очень трудно направить в какой-то конкретный адрес. Почти всегда на экспрессивность, предлагаемую спецпропагандой, накладывалась чужая экспрессия.

Анализ афганского общества позволил заметить, что определенная часть афганцев легко идет на нарушение различных запретов, если они уверены, что кто-то неоднократно уже подобные нарушения допускал. Главное - не оказаться первым. В их среде подражание - норма поведения, как в хорошем, так и в дурном, особенно если это сулит материальную выгоду.

Достижению поставленных спецпропагандой целей способствует прием концентрации информации. Заключается он в том, что слухи компонуются по тематическим блокам. Например, возникает необходимость дискредитации кого-то из главарей вооруженных групп. Для этого составляется блок слухов, куда входят, помимо порочащих, также прославляющие, защищающие и соболезнующие слухи.

Такой блок, предназначенный главарю Мирзо Рахиму из уезда Саид-Карам, включал в себя информацию следующего содержания:

- порочащая : на конкретных фактах показывалось, что главарь - никудышний руководитель, и потому у него в отряде большие потери. Это обвинение соответствовало действительности.

- прославляющая : утверждалось, что Мирзо Рахим умело вывел группу из окружения и потерял всего 70 человек. Оставшиеся в живых 20 членов отряда благодарят аллаха за то, что у них такой мудрый главарь;

- защищающая: сообщалось, что руководство высшего эшелона оппозиции собирается привлечь Мирзо Рахима к ответу за плохое руководство группой и полное отсутствие военных навыков, что и вызвало большие потери. Утверждалось, что Мирзо Рахим - уважаемый мусульманин, но просто испугался бомбо-штурмового удара;

(LOL она и используется в соседних постах на полит форуме)

- соболезнующая : передавалось, что группа Мирзо Рахима, понесшая большие потери, вынуждена хоронить своих воинов ночью, что нарушает нормы шариата в этом вопросе. Но так поступать Мирзо Рахим вынужден, поскольку ему приходится избегать кровной мести родственников погибших, обвиняющих во всем Мирзо Рахима.

Результат : главарь перенес такое потрясение, что заболел психически и никого не узнает.

По наблюдениям, обычный компрометирующий слух "стирается" или вытесняется дней через 12-15. Поэтому когда готовится блок компрометирующей информации, то при условии гарантированной доставки слуха свежая информация должна подаваться с интервалами в 10-12 дней. При этом каждый последующий слух должен раскрывать как бы скрываемые объектом новые примеры его ошибок и грехов.

При воздействии слухов спецпропагандист должен иметь ввиду, что в группе, получившей слух, он должен восприниматься как абсолютно "свой", достоверный, хотя и горький. В противном случае может произойти расшифровка - провал связей, гибель людей и срыв задания по дискредитации. Итогом будет усиленная консолидация группы вокруг лидера - и спецпропаганда вместо того, чтобы ослабить противника, усилит его.

В руках профессионала-спецпропагандиста слухи - надежное и острое оружие, способное существенно снизить, а то и вовсе свести к нулю боевой дух противника" (60).

Помните Высоцкого? Значит, вспомните вот это:

"Закаленные во многих заварухах,

Слухи ширятся, не ведая преград, -

Ходят сплетни, что не будет

больше слухов абсолютно,

Ходят слухи, будто слухи запретят!" (70).

gettin' jiggy

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...