Georges Опубликовано: 6 августа, 2003 Жалоба Share Опубликовано: 6 августа, 2003 В истории Османской империи термин "турок" употреблялся в оскорбительном значении. Его применяли при характеристике грубых, невежественных и тугоумных людей. Для наглядности приведем несколько выражений из Истории известного османского историка Найма Мустафа-эфенди: "недалекие турки", "турок с уродливой рожей", "турок-мошенник", "турок с собачьей мордой" и т.д.* _______________________ * Aktaran, Çetin Yetkin, a.g.e., s.4. _______________________ Вот почему османцам не нравилось, когда на Западе их называли турками. Во время своего пребывания в Стамбуле Вамбери часто беседовал с представителями местной интеллигенции с целью выяснить, что они думают о своем этнокультурном родстве с тюркскими народами Средней Азии. Однако те были глубоко оскорблены, что какой-то европеец сравнивает их с "этими кочевниками". По их убеждению, "турками были представители низшего сословия, особенно крестьяне".* Известного деятеля пантюркистского движения Эвлия Челеби презирали даже члены его семьи за то, что тот работал над усовершенствованием турецкого языка. Он ввел стилистические изменения в османский язык, чтобы тот выглядел "более тюркским".** _______________________ * Aktaran, Gotthard Jâschke, a.g.e., s.2-3. ** Aktaran, Ali Kemal Meram, a.g.e., s.63. Широко распространенная среди османцев неприязнь ко всему турецкому объяснялась следующими факторами: Османские государственные мужи по своему происхождению были нетурками. По стародавней традиции, дети христиан, обращенные в ислам, в специальных школах получали соответствующее образование и ими пополнялись кадры османской бюрократии в центре. Естественно, что они всегда косо смотрели на турок и презирали их. Некоторые правители объясняли отставание Османской империи от Европы "проникновением турок в управленческие структуры".* Поражение в войне против Тимура. В сражении 1402 года турецкие феодалы Анатолии "предали" династию османов и, перейдя на сторону Хромого Тимура, способствовали поражению османцев. Государственные мужи нетурецкого происхождения воспользовались этим фактором, чтобы внушить чувство недоверия и ненависть к анатолийским туркам в среде османцев, глубоко переживавших поражение.** _______________________ * Так, еще Кочи-бей считал, что главной причиной отставания Османской империи было привлечение к управлению государством самих турок. См.: Koçi Bey Risalesi, Milli Eğitim Basimevi, Istanbul 1972. ** Muzaffer Özdağ, "Ostanli Tarih ve Edebiyatında Türk Düşmanliği", Tarih ve Toplum Dergisi, Sayi 65, s.270, Mayis 1989. Арабско-исламская наука является одной из главных причин туркофобии, распространенной в османском обществе. В османских медресе - религиозных школах, основу системы образования составляли произведения арабско-мусульманских авторов, представивших турок в унизительном свете и сравнивавших последних с животными. В мусульманском мире, особенно в комментариях Корана, турки представлялись "врагами человечности и зверями", "расой, ставшей бедствием для человечества" В некоторых стихах, принадлежащих, по преданию, перу Мухаммеда, говорится: "До тех пор, пока мы не воюем против узкоглазых, краснолицых, плосконосых турок, лицо которых напоминает плоский шит, день справедливого суда не настанет".* Оскорбительные для турок выражения встречаются почти во всех основополагающих произведениях ислама. Вот несколько примеров: "Страна турок является родиной сквернословия и клеветничества. Турок-это существо с острыми когтями, с собачьими клыками, с верблюжьим подбородком, с покрытым шерстью телом. Когда он ест, стук его зубов напоминает стук зубов мула или лошади".** _______________________ * Ilhan Arsel, Arap Milliyetçiliği ve Türkler, Istanbul 1987, s.37. ** Ильхан Арсел в своей книге "Арабский национализм и турки" приводит довольно много примеров из арабских источников о пренебрежительном отношении арабов к туркам. См. стр. 32-38. Стереотип турка, созданный еще в средневековье, сохранял живучесть и в Новое время. Об этом свидетельствуют произведения Шпенглера, Данилевского, Тойнби и т.д. Например, по характеристике, данной Данилевским, турки являются "самым отрицательным фактором истории". Известный французский историк Ренан утверждает, что "турки - это лишенное разума, грубое и неотесанное племя".** Любимый всеми нами борец за свободу Вольтер в своих письмах неоднократно отзывается о турках как "о насильниках" и "грабителях" и т.п.*** В письме царице Екатерине 11, воююшей с турками, он пишет: "Хотел бы помочь Вам, убив несколько турок", и сожалеет, что не имеет такой возможности.**** _______________________ * Esther Kafe, "Rönesans Dönemi Avrupa Gezi Yazilannda Türk Miti ve Bunun Çöküşü", s.203, Tarih incelemeleri Dergisi II, Ege Üniversitesi Edebiyat Fakültesi Yayini, izmir 1984 (Le mytheturc et son Declin dans relations de voyage des Europeens de la Renaissance, in: Oriens, Cilt 21-22, 1971). ** Doğan Avcioğlu, Türklerin Tarihi, Cilt 1, s.9, Istanbul 1979. *** Esther Kafe, a.g.e., s.221. **** Taner Timur, Osmanli Kimliği, s.146, Istanbul 1986. Ненависть к туркам наглядно демонстрировалась в путевых заметках разных путешественников. Здесь можно найти сотни предложений, где утверждается, что "турки - поклонники насилия: они уничтожили европейскую цивилизацию и культуру, поэтому непременно должны быть изгнаны из Европы. Вот всего несколько примеров. "Невежественные и неотесанные турки"*, с каждым своим шагом на Балканском полуострове уничтожали тысячелетнее культурное наследие".** "Они везде уничтожают леса, уничтожают местную культуру и не охраняют то, что становится их собственностью. _______________________ * Pr. Karl Kassner, Bulgarien Land und Volk, s.16, Leipzig 1918. ** Gustav Rasch, Die Türken in Europa, s.VIII, Prag 1873. Турки сами не имели культуры и не смогли воспользоваться культурным наследием захваченных ими земель".* "Следовательно, необходимо спасти христиан от ига этих варваров, изгнать турок из Европы".** И как решение этой проблемы, " немедленно оккупировать империю и разделить ее территорию между собой". Это означало, что "единственно возможное решение Восточного вопроса - это ликвидация Турции как государства"***, "лишение турок всякой собственности".**** _______________________ * Waldemar Frey, Küt-El-Amâra, Kriegsfahrten und Erinnerungs-bilder aus dem Orient, s.96-7, Berlin 1932. ** Karl Braun Wiebaden, Eine türkische Reiche, s.341, Stuttgart 1876. *** Bresnitz v. Sydacoff, Die Chirstenverfolgungen in der Türkei unter dem Sultan Abdül Hamit, s.1, Berlin und Leipzig 1896. **** Thilo von Trotha, Zur historischen Entwicklung der Balkanfrage, s.1, Berlin 1897. _______________________ Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Ziyadli Опубликовано: 6 августа, 2003 Жалоба Share Опубликовано: 6 августа, 2003 Эти отрывки из книги Танера Акчема и оторваны из контекста. Надо бы написать почему автро так пишет и что этим он хочет сказать. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Aram Sev Heros Опубликовано: 6 августа, 2003 Жалоба Share Опубликовано: 6 августа, 2003 А контекст какой? Если ты знаешь, то я попросил бы написать. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
GRANT Опубликовано: 6 августа, 2003 Жалоба Share Опубликовано: 6 августа, 2003 Как всегда во всем виновна вестернизация. Были осмацами, имперским народом. Там где центральная власть была сильна все было неплохо, нормальное государство. В Анатолии коненчо похуже было, там курдские разбойники шастали. Пришла вестернизация. Стали турками, вспомнили свою "кровь" и Аттилу с Ленк Темуром. Стали расистами. Вот и вышло то, что вышло. А Акчам хороший автор, недавно книгу его прочел. Я думал он просто гнилой либерал, а он мужик умный. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.