Русич Опубликовано: 16 августа, 2003 Жалоба Share Опубликовано: 16 августа, 2003 Изучение истории индоевропейских народов сыграло такую роль в истории наук о человеке и языке, что обойти её вниманием просто невозможно. Началось всё в 1786 году, когда Уильям Джонс, по прозвищу "гармоническая личность", судья по профессии и любитель изящной словесности по призванию, прочитал в Королевском научном обществе в Калькутте доклад о сходстве европейских и северо-индийских языков. Это сравнение немало потрясло научную общественность, так как человеку XVIII столетия трудно было себе представить народы и общества менее сходные чем европейцы и индусы. Тем не менее, наблюдение Джонса оказалось верным. Начатое им продолжили немецкие и русские филологи. Среди первых, кстати говоря, были и братья Гримм, больше известные у нас как авторы сказок. Менее известно, что братья Якоб и Вильгельм Гримм были выдающимися филологами и фактически создали современный литературный немецкий язык, до того существовавший как набор отдельных диалектов. Окончательно концепцию индоевропейских языков, их родства и происхождения, сформулировал ещё один немецкий лингвист Август Шлейхер. Он первым установил, что предком всех индоевропейских языков был не санскрит, как считали раньше, а некий ныне исчезнувший и совершенно самостоятельный язык. Шлейхер попытался реконструировать этот язык, и, увлёкшись, даже пробовал писать на нём. Следствием того, что наиболее активно разработкой индоевропейской тематики занимались немецкие лингвисты стало то, что довольно долго господствовал другой термин - "индогерманский", и лишь позднее он был заменён на общепринятое ныне "индоевропейский". Многие чисто лингвистические вопросы в отношении индоевропейских языков были решены ещё в XIX столетии. Более сложным оказался вопрос о том, каков был народ, чей язык породил самые распространённые на Земле наречия. Этой проблемой учёные занимались практически с самого возникновения индоевропеистики, но не особенно преуспели. Результаты их деятельности можно сформулировать следующим образом: Праиндоевропейский народ существовал как единое целое в эпоху энеолита (об этом свидетельствует то, что в древнейшем индоевропейском языке было слово обозначавшее металл вообще), но уже распался к началу эпохи бронзы (терминов для обозначения различных металлов - меди, бронзы и тем более железа - у праиндоевропейцев не было). Праиндоевропейцы были знакомы с земледелием и скотоводством, разводили лошадей, и использовали колёсные повозки (соответствующие слова в их языке были). Праиндоевропейцы жили в горно-лесистой местности, довольно далеко от моря. (В их языке были слова для обозначения различных деревьев, гор и возвышенностей, но не было термина для обозначения моря, слово обозначавшее большой водоём, в позднейших языках приобрело разные и довольно несходные значения - например русское море и германское marsch - "болото, болотистая низина"). Праиндоевропейский язык содержал довольно много заимствований из языков переднеазиатского круга - семитских, картвельских, северо-кавказских. Возможно даже, что на ранних этапах своего развития, праиндоевропейцы ассимилировали некое население говорившее на каком-то северо-кавказском диалекте, что оказало сильное влияние на развитие их языка. Разделение индоевропейских языков началось не позднее рубежа III и II тыс. до н.э., древнейшие письменные памятники уже самостоятельных индоевропейских языков - хеттского и греческого - относятся к XVIII - XIV вв. до н.э. На основе этих данных были сделаны определённые выводы. Время существования индоевропейского праязыка определяется как IV - III тыс. до н.э. Время первичного распада - как III тыс. до н.э. Значительно сложнее вопрос о месте существования праиндоевропейцев, направлениях и масштабах их миграций. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Русич Опубликовано: 16 августа, 2003 Автор Жалоба Share Опубликовано: 16 августа, 2003 Тут существуют следующие наиболее обоснованные концепции: I. Прародина индоевропейцев лежит в Юго-Восточной Европе (Балканы, Дунай, Карпаты). Археологическими памятниками ранних индоевропейцев являются культуры энеолита этого региона. Заселение индоевропейцами Европы произошло довольно рано, в Азии они появились позднее; II. Прародина индоевропейцев расположена в степях северного Причерноморья (Украина и Юг России). Археологические памятники ранних индоевропейцев - древности ямной либо среднестоговской культур. В Центральной и, тем более Западной, Европе индоевропейцы появились довольно поздно, лишь в эпоху бронзы, одновременно они расселялись на юг и восток, проникая в Иран и Индию; III. Прародина индоевропейцев лежит в области Армянского нагорья и Курдистана (стык границ современных Турции, Ирана, Ирака, Армении). Археологические памятники их неустановимы. Миграция индоевропейцев шла в двух направлениях - предки греков, фракийцев, фригийцев и анатолийцев ушли с прародины на запад, остальные на восток, откуда одна часть расселилась в Иране и Индии, а прочие, двигаясь в обход Чёрного моря, через Украину, проникли в Европу с востока; IV. Первичная прародина индоевропейцев лежит в пределах армянского нагорья. Отсюда индоевропейцы довольно рано, ещё будучи единым небольшим народом, мигрировали через Кавказ в Причерноморье, где, на своей вторичной прародине, завершили формирование языка и культуры. Археологические памятники первичных протоиндоевропейцев - какие-то из поселений раннего неолита Ближнего Востока. Памятники вторичной прародины - древности среднестоговской культуры. Миграции с этой территории шли в основном на запад. Первую волну составили греки, анатолийцы, армяне и фригийцы, двинувшиеся на Балканы, а уже оттуда, через Босфор и Дарданеллы, в Малую Азию. Переселения на восток относятся к более поздним этапам - эпохе развитой бронзы и раннего железа, когда индоиранские племена проникли на Средний Восток и вглубь Индостана. Отдать предпочтение какой-либо версии довольно трудно. В пользу каждой из них есть свои аргументы. Есть аргументы и против каждой из них. Окончательное решение, по всей видимости, дело будущего. Что касается дальнейшей истории индоевропейцев, ясности здесь несколько больше. Практически все соглашаются с тем, что распад индоевропейской общности происходил поэтапно. Ещё в XIX веке лингвисты выделили в индоевропейском массиве две ветви, получившие названия кентум и сатем. Термины эти представляют собой всего лишь название числительного сто, соответственно на латыни и санскрите. Основой же для разделения была сделана судьба общеиндоевропейского согласного k в определённых позициях. Языки где оно сохранилось в неприкосновенности отнесли в "кентум" группу, те же, где оно трансформировалось в s - в "сатем" группу. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Русич Опубликовано: 16 августа, 2003 Автор Жалоба Share Опубликовано: 16 августа, 2003 Правда позднее выяснилось, что не всё так просто. В ряде языков переход k в s был непоследовательным и частичным, да и анализ сходства языков по другим показателям выявил, что деление "кентум-сатем" отражает не генетическое, обусловленное общностью происхождения, родство, а что-то иное. В результате сейчас от этой концепции отказались, но её отголоски в индоевропеистике довольно сильны и поныне. Ныне считается, что процесс дробления индоевропейской общности был более сложным. Сравнительно рано обособились от единого ствола анатолийские языки, возможно, что и греческие. Остальные распалось на "протоевропейскую ветвь", объединившую диалекты позднее лёгшие в основу языков распространившихся в Европе - италийских, иллирийских, кельтских, германских, славянских, балтских, а также тохарских, в раннем Средневековье зафиксированных в Северо-Западном Китае, и позднее исчезнувших. Особняком от этой большой ветви родственных диалектов развивались фракийские и индоиранские языки, а также армянский и фригийский. Археологическими памятниками существования "протоевропейской ветви" обычно считают древности культур шнуровой керамики и боевых топоров, а также их преемниц - культур полей погребений. С носителями индоиранских языков уверенно связывают племена срубной культуры, и несколько менее уверенно - ямной. Анатолийские племена известны не столько археологам, сколько историкам. Хетты, один из народов этой группы, освоили письменность уже в XVIII веке до н.э. Греки отстали от них ненамного, письменные памятники древнегреческого языка известны с XIV века до н.э. Прочие индоевропейские народы пока ещё не нашли чёткого места на археологической карте древнейшего периода и чётко фиксируются лишь в эпоху железа. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Русич Опубликовано: 16 августа, 2003 Автор Жалоба Share Опубликовано: 16 августа, 2003 http://easteurope.webzone.ru/indoeur.html Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Русич Опубликовано: 16 августа, 2003 Автор Жалоба Share Опубликовано: 16 августа, 2003 Индоевропейская семья языков - является крупнейшей из известных, на её языках говорит большинство населения мира. Из пяти языков насчитывающих наибольшее количество говорящих, три - английский, испанский, хинди - являются индоевропейскими (два остальных - китайский и арабский). В индоевропейскую семью входят следующие группы языков: Индийская (индоарийская) - это языки северных и центральных районов Индии, а также санскрит - священный язык индийской культуры, и пали - язык на котором создавалась ранняя буддийская литература; Дардско-нуристанская - часто включается в состав индийской, объединяет языки распространённые в Афганистане, и на севере Пакистана и Индии; Иранская - в настоящее время объединяет языки, распространённые преимущественно в Иране, Афганистане и Таджикистане, а также курдский и несколько языков Кавказа, в том числе осетинский; Тохарская - включает ныне исчезнувшие языки, известные по средневековым письменным памятникам, были распространены в Средней Азии и Северо-западном Китае; Анатолийская - также ныне не существующая, включает в себя мёртвые языки Малой Азии, в том числе хеттский (он же несийский), надписи на котором известны с середины II тысячелетия до н.э.; Армянская - представлена единственным одноименным языком; Греческая - также включает в себя один единственный язык - греческий; Албанская - ещё одна группа состоящая из одного языка; Фракийская - включает в себя ныне мёртвые языки в античную эпоху распространённые на востоке Балканского полуострова, в долине Дуная, Карпатах и на северо-западе Малой Азии; Фригийская - включает мёртвый фригийский язык, распространённый в античную эпоху на северо-западе Малой Азии, и иногда сближаемый с армянским; Иллирийская - также включает в себя только исчезнувшие языки, они были распространены на западе Балканского полуострова; Италийская - включает в себя древние языки Апеннинского полуострова, в том числе и латинский; Романская - "продолжение" италийской, состоит из испанского, итальянского, французского, румынского и ещё нескольких менее распространённых языков, возникших буквально на глазах филологов в первые века н.э. на базе провинциальных диалектов латыни; Кельтская - в настоящий момент представлена угасающими диалектами Британских островов (гэльский ирландский, гэльский шотландский, валлийский, корнский и мэнский) а также бретонским, распространённым на западе Франции, к ней же относятся галльские языки античной Европы; Германская - включает в себя скандинавские языки (исландский, норвежский, шведский, датский) а также немецкий, нидерландский, английский и ещё несколько менее распространённых; Балтская - включает в себя языки латышский, литовский и, исчезнувший в средние века прусский, все они были распространены в Прибалтике; Славянская - включает русский, украинский, белорусский, польский, кашубский (северная Польша), лужицкие (восточная Германия), чешский, словацкий, словенский, сербско-хорватский, македонский, болгарский и церковно-славянский языки, а также ныне мёртвые языки славян живших на территории северо-восточной Германии и северо-западной Польши - поморский и полабский; Афразийская семья языков - также весьма обширна и содержит множество языков, наиболее заметный из которых, несомненно, арабский. Он входит в семитскую группу языков, куда, кроме него включаются иврит, арамейский (разговорный язык Иудеи новозаветной эпохи), финикийский (к нему был создан первый алфавит), аккадский (на нём говорили и писали в древних Ассирии и Вавилонии). Кроме семитских в афразийскую семью входят древнеегипетский и значительное число языков распространённых в Северной, и, частично, Западной Африке. Так как в Восточной Европе афразийские языки не отмечены, то более подробно эту семью я рассматривать не буду. Картвельская семья языков - маленькая, но гордая, она включает грузинский язык и несколько родственных ему диалектов, которые иногда включают в состав грузинского, а иногда рассматривают как самостоятельные. Несмотря на малое число говорящих, картвельские языки имеют долгую письменную историю, и богатую литературу. Уральская семья языков - она открывают надсемью восточно-ностратических языков имеющих определённые отличия от языков семей перечисленных выше и составляющих западно-ностратическую надсемью. К уральской семье относятся две группы - финно-угорская и самодийская. Финно-угорская группа включает довольно большое количество, как правило, малоизвестных широкой публике языков. Во-первых это прибалтийско-финские языки: собственно финский, карельский, ижорский (ещё недавно был распространён на Карельском перешейке под Санкт-Петербургом), водский (также ещё совсем недавно использовался населением жившим на границе Эстонии и Санкт-Петербургской губернии), ливский (на нём до сих пор говорят несколько десятков человек в Латвии и Эстонии), вепсский (распространён на востоке Ленинградской области) и эстонский. Также в состав данной группы языков входят довольно многочисленные языки и диалекты Поволжья и бассейна Камы - коми-зырянский, коми-пермяцкий, удмуртский, марийские и мордовские. Кроме того финно-угорским является очень своеобразный саамский (он же лапландский, и он же лопарский) язык, распространённый на Кольском полуострове и смежных районах Финляндии и Норвегии. Все вышеперечисленные языки составляют собственно финскую ветвь группы, в угорскую же ветвь входит венгерский язык, и его близкие родственники - хантыйские и мансийские диалекты, распространённые в Западной Сибири (хантыйские) и на Северном Урале (мансийские); Самодийская группа включает языки ныне звучащие преимущемтвенно в евразийской тундре - ненецкий, энецкий и нганасанский, и в западносибирской тайге - селькупский. Однако появление этих языков на Крайнем Севере явление сравнительно недавнее, ещё в раннем Средневековье народы говорившие на самодийских языках обитали в Западной Монголии, на Алтае и в Саянах. Там, в глухих горах, отдельные самодийские диалекты дожили до XVIII столетия; Алтайская семья языков - включает в себя три группы, нередко рассматриваемые в качестве отдельных семей: Тюркская - языки кочевых народов евразийских степей и их многочисленных ответвлений, осевших по окрестным регионам, наиболее заметные её представители - турецкий, узбекский, казахский, татарский, якутский языки; Монгольская - монгольский, бурятский и калмыцкий языки, а также ряд диалектов распространённых во внутренних районах Китая (между Монголией и Тибетом); Тунгусо-маньчжурская - маньчжурский язык (Северо-Восточный Китай) и языки малых народов Восточной Сибири и Дальнего Востока - эвенкийский (он же тунгусский), эвенский, нанайский, удегейский, орочский, орокский и ульчский; Дравидская семья языков - по своему распространению она очень далека от только что названных, тем не менее, как показывают последние исследования, она имеет довольно много общего с уральской. В настоящее время дравидские языки в своей основной массе представлены на юге Индии и севере острова Шри-Ланка (тамильский), кроме того один из дравидских языков - брауи - распространён в Пакистане. С дравидскими также сближают мёртвый эламский язык бытовавший в античное время в Западном Иране. Эскимосо-алеутская семья языков - представлена диалектами эскимосов и алеутов - народов населяющих побережья арктических морей в Канаде, Гренландии, на Аляске и востоке Чукотки. Нивхский и айнский языки принадлежат малым (можно даже сказать исчезающе малым) народам, живущим на Сахалине, Курилах и о-ве Хоккайдо, а юкагирский - нескольким сотням человек живущих в долине Колымы. Абхазо-адыгские языки - корни этих языков связаны с Западным Кавказом, откуда после первой Кавказской войны значительно число говорившего на этих языках населения эмигрировало в Турцию. Эти языки обладают довольно интересной фонетикой, например в абхазском языке 58 согласных и всего два гласных звука ( в русском соответственно 35 и 5, а в английском - 24 и 20). Такая высокая насыщенность согласными, кроме других кавказских языков, встречается ещё только в языках индейцев Северной и Центральной Америки, и аборигенов Камчатки - ительменов. Нахско-дагестанские языки - распространены на Восточном Кавказе, это языки и диалекты Чечни, Ингушетии и Дагестана. Они имеют некоторое сходство с абхазо-адыгскими, отчего их нередко объединяют с ними в единую Северо-Кавказскую семью языков, однако до сих пор не ясно, является ли сходство этих языковых групп результатом их общего происхождения, или же это следствие длительного существования на смежных территориях. Хуррито-урартские языки - это мёртвые языки Малой Азии, известные по клинописным текстам II - I тыс. до н.э. Изучение этих языков затруднительно из-за скудости доступных материалов, но по ряду признаков они сходны с языками Северного Кавказа, и ещё одним из мёртвых малоазийских языков - хаттским. Енисейские языки - в настоящее время представлены единственным кетским языком, распространённым в долине Енисея. Однако ещё пару сотен лет назад в этих же местах бытовали и другие сходные диалекты. Судя по данным топонимики основная территория бытования этих языков лежала довольно далеко к югу - в Саянах и Северо-Восточном Казахстане. Особенностью этих языков является крайне замысловатая и нестандартная грамматика, особенно глагольная. Китайско-тибетские языки - эта языковая семья одна из наиболее заметных по количеству говорящих, причём заметная исключительно благодаря трём языкам - китайскому, тибетскому и бирманскому, названия всех остальных языков этой семьи (а их очень много) мало что говорят широкой публике. Для тех, кто этому не верит, перечислю несколько подобных названий: нага, куки, качинский, каренский, идзу, лису, лоло, невари. Если что-либо о них Вам известно, поздравляю, Вы весьма неплохо эрудированы. Распространены все эти наречия в Южном Китае, Восточной Индии, Гималаях и Внутреннем Индокитае. Семья на-дене - это языки индейцев Северной Америки, точнее её северо-западной части (Аляска, западная половина Канады, штаты Орегон, Вашингтон и север Калифорнии), кроме того к этой же семье относятся языки индейцев апачей и навахо, переселившихся в Аризону и Нью-Мексико сравнительно недавно из более северных регионов. Баскский язык распространён на севере Испании. Судя по количеству его следов в испанском, раньше он бытовал на значительно большей территории. Говорили на нём и в юго-западных районах Франции. Язык бурушаски используют около 60 тыс. человек, живущих в изолированных от окружающего мира долинах северных Гималаев. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.