Брат Ротердамий Опубликовано: 18 ноября, 2003 Жалоба Share Опубликовано: 18 ноября, 2003 В конце XVII столетия Османская империя, раскинувшаяся на трех континентах: Европе, Азии, Африке — являлась эталоном полиэтничного государства. Десятки народов, входивших в состав державы, являлись носителями различных религиозных вероучений, культур. В течение нескольких веков немусульманские народы жили бок о бок с мусульманами под покровительством падишахов, с начала XVI века принявших также титул халифов. Еще в период правления султана Мехмеда II Фатиха (1444-1446, 1451-1481) официально были признаны немусульманские этноконфессиональные общины (тур. «миллеты»): армяно-григорианская, греко-православная, иудейская. Это система внутренней автономии и самоуправления общин с выборными светскими и религиозными предводителями, с самостоятельной юрисдикцией, просуществовала вплоть до распада Османской империи (1). Как констатируют исследователи: «Однако даже при отсутствии религиозного равенства положение иноверцев в Османской империи XIV-XV вв. юридически, а порой и фактически было лучше, чем в ряде стран Западной Европы, где они подвергались религиозной дискриминации, постоянным гонениям, а нередко и массовому физическому истреблению» (2). Совместное проживание турецкого народа с армянским насчитывает тысячелетнюю историю (c эпохи Сельджукидов Рума, преемниками которых являлись Османские императоры). Армяне занимались торговлей, ремеслом, земледелием, ювелирным делом, населяли северо-восточные вилайеты Анатолии, крупные центры государства — Стамбул, Эдирне, Кефе, Измир, Конью, Бурсу, Кютахью, Анкару, Трабзон и т.д. В 1461 г., восемь лет спустя после завоевания Константинополя, султан Мехмед II учредил в столице армяно-григорианскую патриархию, совместно с аристократией, возглавившую армянскую общину («эрмени миллети») империи. Последующее многовековое сотрудничество наложило положительный отпечаток на взаимоотношения народов: турки, к примеру, называли армян «миллети садыка» (дружественный народ). Однако в XIX веке положение меняется. Как известно, в 1783 г. участь Крыма была окончательно решена. Тогда же царь Ираклий II, подписав Георгиевский трактат, передал под протекторат России Восточную Грузию. Таким образом, Российская империя проникла в Закавказье. Русско-иранская война 1804-1813 гг. закончилась подписанием Гюлистанского договора, по которому России переходили ханства Бакинское, Карабахское, Ганджинское, Ширванское, Дербендское, а также Дагестан. В результате очередной русско-иранской войны 1826-1828 гг., по Туркманчайскому договору, шах уступил северному соседу Ереванское и Нахичеванское ханства, отказывался от притязаний на Северный Азербайджан. Тогда, в 1828 г., на уступленных Ираном территориях (Эривань, Нахичевань, а также Карабах) Россия разместила 40 тыс. армянских переселенцев (3). Тогда же постоянное вмешательство России в управление балканскими провинциями спровоцировало очередную войну с Османской империей в 1828-29 гг. В результате военных действий на Кавказе русские войска овладели городами Карс, Ахалцих, Ахалкалаки, Ардаган, Эрзерум; на Балканах — городом Эдирне. Возникла непосредственная угроза Стамбулу. По заключенному в Адрианополе мирному договору, России перешло все побережье Черного моря от устья р.Кубань до пристани св.Николая, город Ахалцих, крепость Ахалкалаки. В этот период из северо-восточных вилайетов Анатолии в Ахалкалаки переселяется свыше 90 тыс. армян (4). В конце XVIII — первой четверти XIX столетий внешнеполитическая ситуация, внутренний застой, военные поражения Османской империи указывали прогрессивным государственным деятелям на отставание в экономической и военной сферах, на необходимость проведения реформ и преобразований в стране, используя европейский опыт. Осуществление реформ началось в эпоху правления султана Махмуда II (1808-39). Преодолевая мощное сопротивление оппозиции, в 1826 г. удалось ликвидировать янычарский корпус и начать формировать регулярную армию. В 1831 г., проведена и перепись, упразднялись различия в одежде мусульман и не мусульман, разрешались восстановление и реконструкция церквей, провозглашалось равенство подданных султана перед властью и законом. В частности, в 1831 г. армяно-католической общине были предоставлены равные права с другими религиозными общинами. В ферманах султана пашам и бейлербеям четко указывалось: «Знайте, что я рассматриваю всех жителей моей империи, какова ни была их вера, как залог, доверенный провидением моей заботе; я хочу, чтобы повсюду бедному в особенности оказывалась справедливость и защита, чтобы сельское хозяйство, промышленность и торговля поощрялись; не забывайте, что христианские подданные, которые имеют прибежище под османским знаменем, способствуют процветанию страны и поддержанию моей имперской казны, и я хотел бы, чтобы их личность и интерес всегда эффективно охранялись и чтобы в своих нуждах, будь то религия или школы, если они пользовались постоянно всей свободой, совместимой с интересами нашей святой веры, так как, согласно предписаниям нашего законодательства, мы должны рассматривать их кровь, их имущество, их честь как наши» (5). В 1839 г. с опубликованием Гюльханейского хатти шерифа, провозглашавшего гарантии неприкосновености жизни, чести и имущества всех подданных, отмену откупной системы и регулирование возлагаемых налогов, сроки военной службы, Османская империя вступила в новый этап своего развития — эпоху танзимата. Почти два десятилетия спустя, на самом исходе Крымской войны (1853-1856), 18 февраля 1856 г. султан Абдулмеджид издал новый хатти хюмаюн, в котором четко указывалось: «Все рассмотренные привилегии и льготы, дарованные моими предками изначально и в последующие времена всем христианским и другим немусульманским общинам, учрежденным в империи, будут подтверждены и поддержаны...» (6). Указ 1856 г. провозглашал равенство подданных султана в сфере образования (всем общинам – миллетам разрешено открывать общеобразовательные школы, утверждать школьные программы), при назначении на судебные и административные должности (допуск всех подданных к государственным должностям, учреждение смешанных судов), при налогообложении, выполнении воинской повинности (оговаривался также принцип замены или выкупа). Несмотря на столь широкие реформы, вопрос о положении христиан постоянно обсуждался на международных конгрессах и служил поводом вмешательства во внутренние дела Османской империи. Указ 1856 г. был официально включен в перечень статей заключенного 30 марта Парижского мирного договора (ст.9), где, в частности, положение армян объявлялось внутренним делом Османской империи (7). По поручению правительства в 1857 г. в Константинополе Г. Отян, Н.Палян, С.Виченян, Н.Русинян, получившие образование в Европе, составили проект национального устава («низамнаме») или конституции армян, проживавших в Османской империи. 17 марта правительство утвердило проект, предоставлявший широкое национальное самоуправление, культурное развитие, просвещение, личную и имущественную неприкосновенность армянскому населению. Как отмечают исследователи: «После 1856 г. и примерно до конца 70-х годов XIX в. на службе Порты находилось также немало армян. Американский ученый Месроп Крикориан провел интересное исследование. На основании османских ежегодников-салнаме (статистических сборников), он сумел показать степень и формы участия немусульман (главным образом армян) в общественной жизни Османского государства в 1830-1908 гг. В результате исследователь пришел к заключению, что с 1839 г. и особенно после 1856 г. немусульмане, более чем когда либо прежде, допускались к службе в османском административном аппарате. В 1860 г. был выработан проект Армянского национального статуса, а спустя три года, в 1863 г., он был санкционирован Портой. Управление национальным образованием передавалось Учебному совету, который разрабатывал школьную программу. Этот же Совет способствовал развитию женского образования. В 1857-1858 гг. армяне и другие немусульмане были допущены к учебе в османских средних и высших учебных заведениях. Благодаря этому они приобрели возможность основательно изучить турецкий язык наряду с получением общего и профессионального образования, что давало им доступ к различным ступеням общественной службы. Помимо Османских школ армяне имели собственные средние школы, руководимые французской католической и американской протестантской миссиями, которые также способствовали развитию образования христианских народов. Многие армяне, как и представители других национальностей (греки, сербы, болгары), после окончания местных учебных заведений для продолжения образования отправлялись в Париж, Нью-Йорк, Петербург, Берлин. Как уже упоминалось, в 1860 г. в соответствии с хатт-и хумаюном в 1856 г. провозгласившим личную безопасность и религиозную свободу всем подданным Османской империи, был разработан статус армянской общины, что стимулировало развитие образования и литературы на армянском языке, способствовало формированию национального самосознания молодого поколения... Так, к примеру, в 1864 г. членами Высшего совета юстиции были назначены грек Логофет Аристархи и армянин Миран Дюз. Это назначение произвело сенсацию...(8) Между тем, в 1859 г. в пределы Османской империи начинают переселяться огромные массы горцев, потерпевших поражение в длившейся десятилетиями Кавказской войне (1817-64). Как известно, после заключения Адрианопольского договора в 1829 г. император Николай I поставил перед фельдмаршалом И.Ф. Паскевичем задачу, предусматривающую «усмирение навсегда горских народов либо истребление непокорных». «По материалам турецких архивов, историк Кемаль Карпат приводит следующие данные: с 1859 по 1879 гг. с Северного Кавказа выселилось 2 млн. человек, из которых достигли Османской территории лишь 1,5 млн. человек. Комментируя эти данные, исследователь Н.Берзэдж отмечает, что подобная оценка (0,5 млн. погибших при переселении) отнюдь не выглядит завышенной... Переселение горцев с Кавказа продолжалось до 1910 г... Для России это позорная страница истории, заставляющая сравнивать эти события с уничтожением американских индейцев, индийских ткачей, англо-ирландскими или турецко-армянскими конфликтами...»(9). Переселенцам с Кавказа власти выделяли территории для обустройства, но зачастую мухаджиры захватывали земли у христианского населения, в том числе и у армян. Эти факты послужили причиной восстаний армян в Адане (1868 г.), Ване (1862 г.), Муше (1863 г.), Чарсанджаке (1865 г.), Зейтуне (1865, 1867, 1875 гг.). С целью снятия возникшего напряжения во взаимоотношениях мусульманского и христианского населения империи, в 1869 г. создан совещательный орган — Государственный совет, обсуждавший все вопросы текущей политики, и состоял он из 41 представителя — 28 мусульман и 13 христиан. В выступлении на открытии высокого государственного учреждения султан Абдул-Азиз I подчеркнул: «К какому бы вероисповеданию ни принадлежали наши подданные, все они дети одного отечества. Религиозные различия не должны быть поводом для розни между османскими подданными, так как у нас существует свобода вероисповедания. Считая своим долгом заявить, что, согласно нашим нормам, я руководствуюсь в своих мыслях и действиях правами каждого подданного и считаю правильными, обоснованными нынешние их жизненные потребности»(10). Ранее, в 1862 г., министр иностранных дел Османской империи Али-паша в переписке с западноевропейскими политиками также, в частности, указывал: «Существование Османской империи важно для поддержания европейского равновесия. В этом я убежден, и если основательно и беспристрастно изучить состояние различных народов, составляющих население Турции, то в конце концов станет очевидным, что только турки могут быть объединяющей силой, т.к. предоставленные самим себе эти народы либо захотят подчинить себе друг друга, либо решат создать нечто вроде конфедерации, что привело бы к хаосу и бесконечной гражданской войне. Следовательно, ничто на Востоке не сможет заменить эту старую империю, которую ее враги не без удовлетворения объявили больной и о которой беспристрастные наблюдатели могут сказать обратное. Подтверждением этому служат антипатия болгар и армян к грекам, нынешнее состояние независимой Греции, а также положение в автономных княжествах. Италия, населенная только одним народом, говорящим на одном языке, исповедующим одну религию, испытывает столько трудностей при объединении своих земель. В настоящее время она добилась лишь анархии и беспорядка. Судите же, что произошло бы в Турции, если бы в ней господствовал свободный курс на различные национальные устремления, которые революционеры, а с ними и некоторые правительства, стараются здесь поощрять. Понадобится столетие кровопролитий, чтобы установить хоть мало-мальски стабильное состояние»(11). (Полстолетия спустя опасения Али-паши сбудутся. С распадом Османской империи и противоборства на Балканах грянет Первая мировая война). Султан Абдул-Хамид II, взошедший на престол 31 августа 1876 г., продолжил курс реформ. 23 декабря того же года была торжественно провозглашена Конституция Османского государства, разработанная комитетом, возглавляемым Мидхат-пашой. (В состав комитета входили также армяне Крикор Одиан-эфенди и Чамич Ованес-эфенди.) 19 мая 1877 г. приступил к работе повсеместно избранный парламент, однако месяц спустя 24 апреля российский император Александр II объявляет войну Османской империи. После ряда ожесточенных сражений на Кавказе русские войска захватили Карс, Баязет, Ардаган и осадили Эрзерум. На Балканах пали Силистра, Плевна, София, Адрианополь. Во время войны действие Конституции на территории Османской империи было приостановлено, депутаты парламента отправлены в «отпуск». В 12 км от Стамбула в местечке Сан Стефано стороны начали переговоры о мире. Тогда, в самое тяжелое для османов время, армянский патриарх Нарсес Варжапетян прибыл в ставку, обратился к брату императора Александра II — Николаю внести в договор пункт, по которому Высокая Порта обязывалась осуществить реформы и обеспечить безопасность армян от курдов и черкесов. (Статья №16 Сан-Стефанского мирного договора, заключенного 3 марта 1878 г.)(12). Однако Англия и Австро-Венгрия заявили протест и потребовали созыва международного конгресса для пересмотра условий Сан-Стефанского договора. По результатам сложных переговоров заключенный на Берлинском международном конгрессе 13 июля 1878 г. трактат включал статью №61, по которой Высокая Порта обязывалась немедленно провести улучшения и реформы, требуемые местными условиями в провинциях, населяемых армянами, и оградить их от кавказских горцев и курдов. О мерах, которые будут приняты в этом направлении, Порта обязуется периодически сообщать державам, которые будут наблюдать за их применением». В северо-восточной Анатолии Российской империи также были уступлены Карс, Батум, Ардаган. В результате в 1878-1880 гг. из этих областей осуществлена массовая эмиграция в пределы Османской империи турок, с Балкан эмигрировало свыше одного миллиона мусульман, 500 тысяч истреблено(13). Русско-турецкая граница на Кавказе, определенная по Берлинскому трактату в 1878 г., просуществовала до Первой мировой войны. Здесь же особо необходимо отметить, что, под предлогом защиты прав христиан, европейские колониальные державы постоянно вмешивались во внутренние дела Османской империи. В то же время на порабощенных метрополиями территориях сотни миллионов мусульман подвергались беспощадной эксплуатации и угнетению: «Английская колониальная империя — 82 млн. мусульман; Китайская империя — 34 млн.; Голландская колониальная империя — 30 млн.; Французская империя — 20-22 млн.; Российская империя — 18 млн» (14). В последней четверти XIX в. при поддержке западноевропейских государств армянская диаспора, студенческая молодежь создают комитеты «Гнчак» (1887 г.), позднее «Дашнацутюн» (нач. 90-х гг. XIX в.). Придерживаясь тактики индивидуального террора и революционно-анархических взглядов, комитеты создают также сеть тайных вооруженных формирований, организуют восстания, выступления, манифестации, захват государственных учреждений, покушения на султана и высших государственных сановников с целью привлечения внимания колониальных держав к армяно-турецкому конфликту (15). В ответ султанское правительство создает тайную полицию, конную жандармерию «Хамидие», состоящую из курдов, черкесов, албанцев, жестоко подавляет восстания, происходят погромы армянского населения в городах (1890 г. — восстание в Эрзеруме, манифестация в Константинополе в дни праздника Курбан-байрам, 1891 г. — выступления в Ване, Зейтуне, Муше, Трапезунде, 1892-1893 гг. — выступления в Мерзифоне, Ёзгате, Кайсери, 1894 г. — восстание в Ване, попытка захвата Османского банка, 1904 г. — II восстание в Самуне; 1905 г. — покушение на султана после пятничной молитвы; 1909 г. — восстание в Адане). С убийством императора Александра II, переориентации освобожденной русскими войсками Болгарии на Австро-Венгрию и Германию официальные круги Российской империи перестали оказывать поддержку деятельности армянских революционно-анархических движений и выступали за сохранение целостности Османской империи. В этот период в российской печати, изданиях «Гражданин», «Новое время», «Московский вестник» писали о «вызывающих действиях армян», «самозащите турок»(16). Министр иностранных дел Лобанов-Ростовский откровенно заявлял: «Мы не хотим армянскую Болгарию» (17). Ситуация изменилась в 1908 г., когда младотурки, поддерживаемые дашнаками, под лозунгами «cвободы, равенства, братства» совершили революцию и 23 июля 1907 г. провозгласили введение II Конституции. В результате проведенных повсеместно выборов в парламент, состоящий из 275 депутатов, были избраны: турок — 142, арабов — 60, албанцев — 25, греков — 23, армян — 12, евреев — 5, болгар — 4, сербов — 3, румын — 1. Парламент начал свою работу 17 декабря 1908 г. Организации «Гнчак» и "Дашнакцутюн" были признаны, по всей Анатолии открывались их подразделения. После революции 1908 г. народы, населявшие Османскую империю, получили возможность для расширения культурно-просветительских учреждений, органов печати, самоуправления. Тем временем в 1908 г. последовала аннексия Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины. Болгария объявила о полной независимости, население Крита — о присоединении к Греции. В 1909 г. в Адане вспыхнуло восстание армян, подавленное правительственными войсками. Игнорируя требования о создании национальной автономии, младотурки, в свою очередь, считали, что удовлетворение этих требований приведет к уступкам и другим народам Османской империи. В результате дашнаки, разочаровавшись в политике младотурок, вновь вернулись к прежней ориентации на западноевропейские державы и Россию. Тогда же новоиспеченные балканские государства приступили к дележу османского наследства и строительству «Великой Румынии», «Великой Болгарии», «Великой Сербии», «Великой Греции». (Как и предрекал Али-паша.) В результате в 1910-1913 гг. отгремели скоротечные, но кровопролитные две Балканские войны, османы смогли удержать за собой лишь вторую столицу государства — г.Эдирне. Сотни тысяч мусульман, спасаясь от истребления, переселились в Анатолию, десятки тысяч истреблены(18). Власть в государстве захватил триумвират младотурок — Талат-паша, Энвер-паша, Джемаль-паша. Балканы превратились, по меткому выражению, в «пороховой погреб» Европы. 28 июня 1914 г. в Сараево прозвучали выстрелы Г.Принципа, месяц спустя артиллерийская канонада воюющих сторон оповестила мир о начале Первой мировой войны. Османская империя объявила о своем нейтралитете. В сентябре германское наступление было остановлено в 30 км от Парижа, стороны перешли к затяжной войне. В этой ситуации сохранить нейтралитет под давлением, с одной стороны, Антанты, стремившейся кратчайшим путем через Босфор снабжать Россию оружием и, с другой, германо-австрийского блока, стремившегося использовать коммуникации и военный потенциал османов, было невозможно. Энвер-паша сумел убедить Талата и Джемаля примкнуть к Германии, и в ноябре 1914 г. Османская империя официально вступила в войну. Еще до начала войны, 21 февраля 1914 года, военный и морской министры, министр иностранных дел с согласия императора Николая II приняли решение «в случае большой европейской войны разрешить «восточный вопрос» в пользу России путем установления господства в Константинополе, в проливах Босфор и Дарданеллы»(19). В сентябре-октябре 1914 г. министр иностранных дел Англии Э.Грэй высказал мнение, что в случае, если Турция выступит на стороне Германии, «она должна будет перестать существовать»(20). В ноябре английская сторона подтвердила, что в случае победы Антанты и раздела Османской империи Россия получит Константинополь с проливами. Один из проектов раздела предполагал, что «территория Турции будет сокращена до четырех провинций, с одним только портом, а ее населению «дозволено организоваться... в спокойное пастушеское государство...»(21). Тогда же Католикос Геворк V в письме от 8 ноября 1914 г. наместнику на Кавказе Воронцову-Дашкову сообщал: «В настоящее время, когда вместе со всей Россией и победоносным русским войском армяне должны напрячь крайние усилия в борьбе с общими врагами, я нахожу наиболее соответствующим значению переживаемого исторического момента путем обнародования от имени государя-императора обращения к турецким армянам — внушить армянскому народу, что теперь пробил час окончательного и бесповоротного решения вопроса о положении армян в Турции и что армянскому народу в пределах, объединенных в одно органическое целое шести вилайетов Турецкой Армении (Ванского, Эрзерумского, Битлисского, Сивасского, Диарбекирского и Харпутского с неразрывной частью ее — Киликией — будет дарована великой Россией автономия, чем завершится ее историческая миссия освобождения христианских народностей, веками томившихся под игом Турции»(22). 10 ноября 1914 г. начались первые сражения на Кавказском фронте. Как указывают исследователи: «Сама же Россия, для которой «армянский вопрос» был не только внешним, но и внутренним, была не готова для более активной его постановки в международном плане... Уже после начала войны с Турцией, в ноябре 1914 г., Николай II во время поездки в Закавказье объявил в Тифлисе о своем намерении предоставить краю после войны автономию по типу Финляндии и Польши и провести в нем либеральные реформы. Очевидно, это была запоздалая реакция на предвоенные проекты реформ, вырабатывавшихся для Турецкой Армении. Нельзя было выступать как реформатор перед той частью народа, которая проживала за границей, игнорируя интересы своих подданных. Приграничные проблемы, следовательно, не могли иметь двух сторон — внутренней и международной»(23). Предпринятое наступление 3 турецкой армии под командованием Энвера-паши на Сарыкамышском направлении окончилось поражением. Потеряв в боях свыше 70 тыс. солдат, в феврале 1915 г. остатки армии отступили к Эрзеруму. Часть мобилизованных в турецкую армию армянских воинских подразделений перешла на сторону противника, часть расформирована в рабочие батальоны(24). В феврале 1915 г. при активном лоббировании У.Черчилля принято решение о проведении Дарданелльской операции, в ходе которой планировалось захватить Стамбул, выйти в Черное море и высадить войска на Балканах. 25 февраля англо-французский флот блокировал и бомбардировал проливы, 18 марта отбита попытка прорыва флота, 25-27 апреля началась высадка войск. Весь 1915 год на Галлиполийском полуострове шли ожесточенные бои за каждую пядь земли. В апреле-мае, когда шли тяжелые кровопролитные сражения, от исхода которых зависела судьба османов и страны, когда ожесточение обеих воюющих сторон достигло наивысшего предела на востоке в г.Ван, армянские вооруженные отряды подняли восстание. Это послужило одним из поводов издания младотурецким руководством 24 апреля 1914 года закона о выселении (депортации) армянского населения сначала с прифронтовой полосы на Кавказе, а затем с территории Анатолии в Сирию и Месопотамию, в район г.Мосул (25). Выселение производилось из городов и областей: Аданы, Анкары, Айдына, Болу, Битлиса, Бурсы, Джаника, Чанаккале, Диярбакыра, Эдирне, Эскишехира, Эрзурума, Измита, Кастамону, Кайсери, Карахисара, Коньи, Кютахьи, Мараша, Нигде, Самсуна, Сиваса, Трабзона и Вана. По официальным сведениям, в 1914 г. на территории Анатолии проживало 1234671 армян. По данным турецких историков, во время выселения от голода, болезней, нападений банд грабителей, погромщиков погибло 300 тыс. депортированных, в армянских, западноевропейских, советских изданиях указывается от одного до двух млн. погибших (26). Трагедии посвящено большее количество монографий, написаны литературные произведения, снята кинолента. К сожалению, в то же время, трагедия мусульманского населения не привлекла до сих пор серьезного внимания историков и общественности. На основе богатейших собраний Османского государственного архива в основном турецкие историки в последние 15-20 лет осуществляют публикацию обнаруженных архивных материалов, повествующих о трагедии мусульманского населения: турок, курдов, азербайджанцев, истребленных армянскими воинскими подразделениями (27). Именно эти фундаментальные публикации (с копиями первоисточников, транслитерацией источников с арабской графики на латинскую и с пояснениями на английском языке) наиболее научно и полно освещают «короткие», «глухие» высказывания в западноевропейской и советской историографии про: «...эксцессы, допущенные армянскими воинскими частями, входившими в состав вторгнувшейся в Турцию царской Армии...»(28). Так, еще до начала Первой мировой войны в феврале 1914 г., в Карсском и Ардаганском округах, армянскими отрядами истреблено 30 тыс. турок(29). В мае 1915 г., в результате контрнаступления русских войск, завоеваны Дутак, Малазгирт, Ван, Урмия. В апреле-августе того же года в селах на пограничье с Битлисом истреблено свыше 40 тыс., в Мурадие — свыше 10 тыс., в районе г.Ван — свыше 25 тыс. мусульман(30). Во второй половине августа русские войска, выравнивая линию фронта, оставили г.Ван и отошли к г.Баязет. С началом 1916 г. русские войска осуществили Эрзерумскую операцию, в результате которой 16 февраля пал Эрзерум, 1 мая — Трабзон, в июне — Байбурт, 7 августа — Эрзинджан. Осенью, завоевав район Битлиса, войска вышли к границе с Персией, южнее озера Урмия, углубившись в глубь Анатолии на 200-250 км. В этот период армянскими военными подразделениями и отрядами истреблено в с.Пасинлер — 2 тыс. человек, Терисане — 563 человек, Татване — 1600 человек, в г.Битлисе — 10 тыс. беженцев, в Дире — 1 тыс., Кёпрюкёе — 200 человек, в г.Ван — 15 тыс. человек убито, 8 тыс. — отравлено, в районе Хошаба — 80 тыс. человек, Эргеле и Атьяне — 15 тыс. чел., в селах округи г. Ван — 44223 человека, в районе Малазгирта — 20 тыс. человек, в Эдремиде — 15 тыс. человек, в районе г.Муш — около 2 тыс. человек(32). После Февральской революции 1917 года в русской армии на Кавказе началось разложение, участились случаи дезертирства, в конце апреля оставлены ряд населенных пунктов Битлисского и Мушского вилайетов. 1 мая турецкая армия заняла г.Муш. Летом и осенью 1917 г. военные действия практически не велись. После Октябрьского переворота Кавказский фронт, на котором было сосредоточено 1,5 млн. солдат, практически перестал существовать. Только в декабре 1917 г. из частей дезертировало свыше 40 тыс. солдат. 18 декабря в Эрзинджане противоборствующими сторонами подписан договор о перемирии. Главнокомандующий турецкими войсками на Кавказском фронте генерал-лейтенант Мехмед-Вехиб-паша 1 февраля 1918 г. сообщал генералу Пржевальскому: «Злодейства армян, причиняемые местным мусульманам, находящимся в занятых вами территориях после отхода русских войск и замены их армянами превзошли всякие границы»(33). 12 февраля командующий отдает приказ перейти демаркационную линию. 13 февраля турецкими войсками освобожден Эрзинджан, 17 февраля — Байбурт, 21 февраля — Мамахатун, 24 февраля — Трабзон, 25 февраля — Ашкам, 26 февраля — Еникей, 2 марта — Карабуюккале. 3 марта 1918 г. между Россией, с одной стороны, и Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией — с другой, был подписан Брест-Литовский договор, но турецкие войска продолжали наступление в течение марта-апреля 1918 г., заняли Эрзерум, Сарыкамыш, Каре, Батум. 22 апреля Закавказская Федеративная Демократическая Республика заявила о своей независимости. На переговорах в Батуми турки настаивали на восстановлении границ 1877 г. В мае 1918 г. ЗФДР распалась на самостоятельные республики. Переговоры с Турцией завершились 4 июня подписанием батумских соглашений. За Арменией сохранились Эриванский и Эчмиадзинский уезды. Продолжая наступление, турецкие войска овладели: 4 июня — Нахичеванью, 13 июня — Сердарабадом, 14 июня — Тебризом, в июле — Хоем, Урмией, Серабом, Ардебилем, 15 сентября — г.Баку. 13 октября ушло в отставку младотурецкое правительство Талата-паши. Первая мировая война близилась к концу, 30 октября Турция подписала Мудросское соглашение о перемирии. Турция обязалась безоговорочно сложить оружие и прекратить военные действия, все важнейшие центры подлежали оккупации, стратегические транспортные магистрали, запасы продовольствия и топлива передавались Антанте. На Кавказе турецкие войска отводились к границе 1914 г., наступил период национально-освободительной войны турецкого народа. В декабре 1918 г. под давлением западноевропейских государств султанским правительством был учрежден чрезвычайный суд над лидерами младотурок. В апреле 1919 г. перед судом предстали Кемаль Махмуд паша, Халит паша, Атиф паша. Ибрагим бей, Мидхад Шюкри бей, Джевад бей, Зия Гёк Альп, Кара Кемаль бей, Ахмед Шюкри бей, Риза бей, Кючюк Талат бей, Измаил Джамболат бей, Рахми бей и др. 8 июля 1918 года суд приговорил триумвират младотурок к смертной казни. Всего было осуждено свыше тысячи человек. В мае 1919 г. началась интервенция греческих войск, захвачен Измир, война продолжалась до 1922 г. 16 марта 1920 г. англичане вводят войска в Стамбул. 23 апреля 1920 г. во главе с Мустафой Кемалем (Ататюрк) создается Великое национальное собрание Турции (ВНСТ), возглавившее национально-освободительную войну. 10 августа 1920 г. страны Антанты продиктовали Турции статьи Севрского договора. Статьи 8,9 договора провозглашали независимое армянское государство. Султанское правительство подписало договор, правительство ВНСТ категорически отвергло. «Вопрос же об установлении взаимных границ двух сторон в вилайетах Эрзерумском, Трапезундском, Ванском и Битлисском и о выходе Армении к морю передавался на арбитражное рассмотрение президента Соединенных Штатов». Представители Турции заявили протест, т.к. судьей выступило государство, известное уничтожением миллионов индейцев, остатки которых были загнаны в резервации; судами «линча» над рабами неграми; куклуксклановскими расправами. Еще в июне 1920 г. войска Армении, пользуясь интервенцией греков, захватили Ольтинский уезд, напали на Кетек и Бардиз. После отвода турецких войск начались избиение и расправы над мусульманским населением, продолжавшиеся до 1921 г. вокруг городов Карс, Сарыкамыш, Эрзерум, Мараш, Гюмрю, Зенгибасар, Олту, Байбурт, Пасинлер, Тортум, Нахичевань, Каракилисе и в 1919-1921 гг. уничтожено 163846 человек. В общей сложности в 1914-1921 гг. армянскими «эскадронами смерти» уничтожено 518105 мусульман — турок, курдов, азербайджанцев(35). 28 сентября турецкие войска перешли в контрнаступление, овладели Сарыкамышем, Мерденеком, 30 октября — Карсом и 7 ноября вышли к реке Арпачай. 3 декабря 1920 г. Турцией был подписан Александропольский договор с дашнакским правительством, согласно которому территория Армении ограничивалась Араратской долиной и Севанским бассейном. 22 ноября 1920 г. арбитражное решение президента Вильсона, предусматривавшее приращение территории Армении, равное половине вилайетов Трапезунд, Ван, Битлис, Эрзерум, но уже произошли серьезные изменения в исторических судьбах Закавказья и Турции. Как писал Ататюрк: «Заключенный в Гюмрю (Александрополь — И.А.) договор является первым договором национального правительства. Этим договором Армения, которой в воображении наших противников были уже дарованы турецкие территории вплоть до Харшидской долины, лишалась возможности и подобных претензий в будущем. Она передавала нам, т.е. национальному правительству, территории, которые «оттоманское правительство потеряло в кампании 1876-1877 гг.»(36). Позднее, 16 марта 1921 г., между Турцией и Советской Россией был подписан Московский договор, по условиям которого районы Карса, Ардагана и Артвина переходили к Турции, Батум — к Грузии, Гюмрю (Александрополь) — к Армении. Нахичеванская область преобразовывалась в автономию Азербайджана «при условии, что Азербайджан не уступит сего протектората никакому третьему государству». По Александропольскому договору Турция обеспечивала защиту Карсе договор о границах с Турцией. За основу Карского договора был принят Московский договор. 17 декабря 1925 г. заключен советско-турецкий договор о нейтралитете и ненападении мусульман этой территории. 14 октября 1921 г. Турция и три закавказских республики — Грузия, Азербайджан и Армения — подписали в После окончания греко-турецкой войны 1919-1922 гг. также начала работу Лозаннская конференция. Ее участниками почти год обсуждался новый договор с Турцией. Отказавшись от территорий, входивших в состав Османской империи, Турция добилась признания независимости. Лозаннский договор союзников с Турцией был подписан 24 июля 1923 г. «Армянский вопрос» уже не фигурировал. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Ашот Испирян Опубликовано: 18 июля, 2017 Жалоба Share Опубликовано: 18 июля, 2017 Насквозь лживая статья. Особенно про массовые убийства армянами турецкого мирного населения! Да народовольцы (дашнаки) вели борьбу с властью, были покушения на особо бесчинствующих представителей власти. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Ашот Испирян Опубликовано: 18 июля, 2017 Жалоба Share Опубликовано: 18 июля, 2017 9 минут назад, Ашот Испирян сказал: Насквозь лживая статья. Особенно про массовые убийства армянами турецкого мирного населения! Да народовольцы (дашнаки) вели борьбу с властью, были покушения на особо бесчинствующих представителей власти. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
IIpoCTou4eJloBe4ek Опубликовано: 18 июля, 2017 Жалоба Share Опубликовано: 18 июля, 2017 Турчанин, армянин, да какая разница? Генетически мы одинаковые, просто турчанин верный с точки зрения нацизма/расизма а армянин предатель (предал свою религию, на то время это была как конституция ради религии, считай конституции другого государства). Вот и вся разница между нами. Армяне глупенькие, повелись на сказки русских а те им обещали золотые горы но больше крошечной территории и работы в камеби клаб они ничего не получили. Так что, я незнаю. Стоило ли переходить к хрестианам за такие так сказать профиты. Думаю врядли. А так жили бы и дружили с соседями и были бы счастливы, ездили бы в Баку купаться, загорать и отдыхать, мы же с друг другом недалеко находимся, несколько часов езды Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.