Перейти к содержимому

Немецкие источники о событиях 1915 года


Recommended Posts

Всех ещё раз с новым Годом.

Итак в соседних темах мы часто говорили о немецких источниках о событиях 1915 года в Турции. Из них самые важные: записки Лепсиуса (или дргих миссионеров), записки Нансена и документы представленные в суд над Согомоном Техлиряном.

Я начну с документов предтавленных в суд над Техлиряном.

Туда были представлены такие документы как “документы Андояна”. Более подробно об этом:

Произведение Андояна появились в Париже в 1920 году в издательстве Турабяна под официальным названием “Официальные документы касающиеся избиения армян." Книга распростронялась на английском, на французском языке и там опубликовались якобы копии “документов”. И эти копии опубликованные, кстати, как раз в момент подписания Сервского договора, были представлены в Германии в 1921 в суд во время процесса над Техлиряном. [b]Но суд отстранил их от дела.[/b]

[b]Любопытно, что оригиналы этих документов не представлялись никогда. Они якобы исчезли и не найдены никогда. Евше более любопытно, что экпертиза, осуществленная в то время по просьбе Андояна и подтвердившая подлинность документов также “затерялась”. [/b] :D

Сам Андоян умер так и ничего “не обнарyжив”.

Эти нашумевшие телеграмы были получены Андояном из рук некоего Наим Бека, мелкого оттоманского функционера, и , что любопытно, никто не объясняет каким образом он мог получит доступ к таким “секретным документам”. Также любопытно, что не могут найти регистрации этих документов в оттоманской админинистрации.

Любопытство меняется [b]изумлением[/b], когда выясняется, что “телеграммы” скреплены печатью некоего [b]Мустафа Абд уль-Хакима[/b], который во время указанных в телеграммах [b]не [/b]занимал никакого поста в Алеппо. [b]Ещё более изумительно, что в датах указанных на “официальных телеграмм” лихо перепутаны и смешаны мусульманский календарь, юлианский (русский) календарь и календарь григорянский (армянский). Выражение “Бисмиллах” фигурирующее в этих самых “телеграммах” оттоманского правительства, написано с орфографическими ошибками. [/b]

Что касается содержания этих текстов, то онo являетcя одновременно злобным и примитивным. Приведем два примера.

7 марта 1916 года “под предлогом, что за ними будет обеспечен надлежащий уход, не вызывая подозрении, схватить и подвергнуть [b]массовому уничтожению[/b] детей известных личностей (армян), собранных и содержашиехся по приказу военного министра на военных станциях” (Кого можно заставить поверить, что речь идет об официальном документе?)
А вто другая телеграмма
15 сентября 1915 ж " Ранее уже было сообщено, что правительство по приказу комитета “Союз и Прогресс” решило уничтожить всех армян, проживающих в Турции”
(Естественно, что предидышего сообщения, на которое делается ссылка, не существует ни в одном архиве)
Далее следует: [b]“Независимо от того, женщины это, дети или старики, и как бы ужасны ни были бы средства уничтожения, не прислушиваясь к голосу совести, необходимо положить конец их существованию”[/b]

Какой здравомыслящий человек может поверить, что Талаат Паша, который в течении десяти лет был ответсвенным лицом первой величины в османской политике, каковы бы ни были его политические ошибки, мог пользоваться столь напышенным и мелодраматичным стилем в официальной телеграмме подобного содержания?

Генерал Лиман фон Сандерс, глава немецской военной миссии в Турции, заявлял в 1921 году во время процесса Техлиряна следуйшее:

“После проведения операции “Галлиполи” (битва при Дарданеллах) только в моей Армии тысячи солдат умерли от остошения, так как их недокормливали” (цитата по Шалианду, “Геноцид армян”, с 140) (Таким образом, в двустах километрах от столицы, в месте, которое легко доступно как со стороны моря, так и суши, турецкая Армия защищавшая Константинополь была обречена на голодную смерть из-за срывов в снабжении. Так, что же должно было в таких условиях произойти с несчастным армянским населением, переселямым на север Сирии?)

По этому вопросу Лиман фон Сандерс отмечает (там же): “Когда мы говорим о жестокостьях, совершенных конвоем армян, надо учитывать все обьстоятельства того времени. Армян сопровождали не турецские солдаты, а из рук вон плохая жандермерия, поднятая на ноги по необходимости. Надо также знать, что с организованностью в империи было так плохо, что от этого пострадали не только армяне, но и турецские солдаты, погибшие от плохого обеспечения, от болезней, от того же отсутсвия организованности”.

“Отсутсвие организованности в империи”. Вот главная причина плохого, скорее даже ужасного обрашения с переселяемыми в Сирию армянами. И нет никакой необходимости впутывать сюда сюда некий мифический преступный план.

Когда Вегнер и другие немецcкиские источники событии в Сирии поднялись, совершенно справедливо, против нечеловеческого обрашения с армянами, они не заметили, что в то же самое время турецская администрация показала себя неспособной обеспечить собственное гражданское население и прокормить свою армию.

Злоба накопившаяся у части насления в результате предыдущих событии (имеется в виду бесчинство армянских банд и нерегулярных частей в восточной Анатолий), беспочвенная самоуверенность высшего командования (за что они были военным трибуналом в 1919 году), беспечность администрации во всей империи- вот три фактора, которые в сочетании явились причиной трагедии армян. Других причин не сухсетвует, но и этих трех достаточно было для трагедии.

Об этой трагедии с должной объективностью писали многие историки. Приведем, например, мнение Н. де Бишофа, который в 1936 году писал: “Конечно же, отдавая приказ о переселении в другое место народа, проживающего вблизи линии фронта и находяшегося в сговоре с врагом, турецское госудасртво лишь осуществило законные меры самообороны. Но форма исполнения этого приказа привела к ужасной трагедии и к неописуемым страданиям. Более пловины армянского населения Анатолий погибло, став жертвой обстоятельств. Лишь несколько сотен тысяч совершенно истошенных армян добралось до Месопотамии...."

(N.de Bischoff. "La turque dans le Mond". Paris, 1936, p 172)

Другой историк (французский) Жан-Поль Ру писал по поводу мекты армян создать в конце Первой Мировой войны независимое госудасртво: “Понятно отчаяние, охватывающее армян при мысли, что они- единственные, кто не смог воспользоваться столь мащтабной катастрофой (крахом Османской Империи). Можно было бы посмеятся над их утопическими мечтами, если бы эти мечты не имели столь печальных и кровавых последствии и если бы они разожгли костер, на котором сгорело столько армян, - разожгли помогая изо всех сил русским в войне против турок, с которыми они на протяжении многих веков жили в мире и, следует признать, имели от этого совместного существования большую выгоду”...

“Европа, тайно манипулировавшая этим процессом (развитием национализма в Османской Империи) радовалась успехам: она их воспевала лирой Байрона и Гюго, изображала кистью Делакруа; сквозь призму романтизма- в ту эпоху он господствовал- Европа видела в греческих бандитах наследников Праксителя и Сократа. Армяне были для неё, безусловно, пешками, которых предвигали на шахматной доске, а затем бросили, рассчитавшись с ними разговорами о геноциде и слезами об их несчастной судьбе”.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...