Перейти к содержимому

Христианство Кавказской Албании


Recommended Posts

Христианство Кавказской Албании

Седой древний Кавказ — колыбель древних цивилизаций, созданных народами-автохтонами, сохранил богатую античную и ранне-средневековую культуру древней Кавказской Албании — государства исторического Азербайджана.

Период существования Кавказской Албании IV в. до н.э.-VIII в.н.э. является важным этапом в истории Северного Азербайджана, наследника всех государственных образований на ее территории. Албаны являются одними из предков азербайджанского народа, атакже некоторых народов Кавказа.

Азербайджан — страна всех религиозных систем зороастризма (огнепоклонничества), иудаизма, христианства, ислама. Здесь была самая древняя на Кавказе Албанская апостольская самостоятельная церковь, одна из ранних во всем христианском мире.

Албания относится к числу тех стран, где первые христианские общины возникли еще задолго до IV в., до становления христианства государственной религией. Согласно албанской традиции в начале первых веков нашей эры в Албанию проникают первые христианские миссионеры, апостолы и ученики апостолов из Иерусалима, из Сирии и создаются первые христианские общины.1 Этому в первую очередь способствовало наличие в Албании еще задолго до I в. н.э. древнееврейских поселений, а в I в.н.э. назареев — христиан-иудеев. Так назывались первые христиане; а название «христиане» возникло гораздо позже, в Сирийской Антиохии.

Назареи — это иудеи, которые почитали Христа как справедливого человека, т.е. не видя в нем Сына Бога. Во всех писаниях воплотилась самая ранняя традиция иудео-христиан (назареев) об Иисусе Христе как о праведном человеке, принявшем при крещении божественную Силу Духа Святого. В дальнейшем происходит переосмысление этой древней традиции и божественное предназначение Иисуса определяется уже не крещением, но самим рождением. Считается, что назарейство просуществовало до IV в. 2

Еще в 1987 г. я отметила, что среди татов Азербайджана надо видеть потомков потерянного еврейского колена. Среди прочих причин я видела подтверждение этому в сообщениях источников о переселении персидскими царями (Ахеменидами, Парфянами, Сасанидами) в Иран, оттуда на Кавказ, в Албанию, в частности; по Кавказскому побережью евреев-иудеев, которые отличались знаниями высоких ремесел. Подтверждением этому служил также антропологический типаж горских евреев, этническая чистота, прослеживающаяся среди них, которая была результатом соблюдения внутриэтнических браков, что в корне отличало их от европейских евреев, благодаря чему они и поныне сохранили библейскую внешность. В этом убеждала меня также верность иудаизму у части горских евреев. Это был немаловажный факт, если принять во внимание замкнутость, кастовость иудейской религии, которую могли исповедовать только евреи. Академик З.М.Буниятов и член-корреспондент Академии наук Франции Марк Филоненко разделили мои доводы. Затем я выявила нахождение на Апшероне наряду с татами-горскими евреями и назареев. Наличие в эпиграфике в Бузовнах еврейских имен в сопровождении слова «назарей» и наличие «квартала назареев» в Бузовнах 3, а также постоянное проживание горских евреев на Апшероне убеждают в том, что здесь были ранние еврейские христианские общины назареев. Впоследствии многие из них, приняв ислам, трансформировались. И, наконец, у албанского автора имеются данные о проживании в VII в. в столице Албании, городе Барде «христиан, иудеев, язычников» (Каланкатуйский, II, 10). В последних многочисленных исследованиях, посвященных горским евреям Азербайджана отмечается, что современные таты иудеи — потомки древних евреев, переселившихся на Кавказ еще при Ахеменидах.4

Албанская традиция в деле распространения христианства различает два периода, последовательно сменивших друг друга. Первый, так называемый апостольский период, связан с именами апостолов Фаддея, Варфоломея и ученика (или учеников) апостола Фаддея Мара > Елисея (Дади). Этот период условно назовем также сирофильским периодом, который датируется временем до IV в., когда христианство проповедовалось насирииском- сирийском-арамейском языке как апостолами, их учениками, так и сирийскими миссионерами и назареями. Торговые пути уводили сирийцев далеко от Месопотамии, из Ирана в страны Кавказа — Грузию, Албанию. Совершая торговые операции, сирийцы становились проводниками новых веяний, содействовали распространению христианского учения.

Второй период (грекофильский) проповеди христианства связан с именем Григория Просветителя (парфянина) и албанского царя Урнайра (IV в.), когда христианство становится государственной религией.5 Грекофильский период был кратковременным, после которого Албанская церковь становится на путь этнического албанского развития, с чем связано развитие албанской литературы. О наличии двух периодов ~ сирофильского и грекофильского помимо всего прочего свидетельствуют данные Моисея Каланкатуйского, албанского автора VIII в. о распространении в Албании надписей на сирийском и греческом языках. Албанская церковь по своему происхождению, в отличие от армянской, изначально была непосредственно связана <; Иерусалимом, Иерусалимской церковью, с иерусалимским патриархатом. В этом аспекте Албанская церковь имеет аналогию с Грузинской церковью, истоки которой также восходят к иерусалимской церкви.6

Истоки и весь путь становления христианства Албанской церкви, теснейшим образом связаны с историей восточного христианства и полностью вписываются в общую закономерность его развития, но проявляя при этом свою особенность. Как проповедь самого христианства, так и структура христианской церкви, церковная иерархия в своем становлении прошли 2 периода: апостольский и период после объявления христианства государственной религией в IV в. Весь процесс раннего апостольского периода становления христианской структуры прослеживается и в Кавказской Албании, где проводниками христианства были ученик апостола Фадеея — Елисей и апостол Варфоломей.

Моисей Каланкатуйский сообщает: «В удел нам, жителям Востока, достался святой апостол Фаддей> который прибыл вначале в Армению, получил там мученическую смерть от царя Армении Санатрука» (Каланкатуйский, I, 6). Далее албанский историк сообщает, что ученик Фаддея св. Елисей (> Мар) возвращается в Иерусалим, рукополагается рукой святого Иакова, брата Господня, бывшего первым патриархом Иерусалима. Елисей получает себе в удел Восток (Каланкатуйский, I, 6). В данном контексте под Востоком понимается, как и во многих других случаях, Албания. Исследование понятий «Восток», «восточная страна», «северо-восток» у албанского историка убеждают нас в том, что под этим понятием подразумевается Албания, Албанская страна в значении восточной оконечности, восточного предела христианского мира по отношению к Иерусалиму.7 Согласно албанской традиции, ученик апостола Фаддея — Елисей, выйдя из Иерусалима, направившись в Персию, минуя Армению (расположенную в Малой Азии-Ф.М.), просветил три страны- Чола, Лпинию, Албанию (Каланкатуйский, III, 23). « Святой патриарх Елисей прибыл в Гиш, основал церковь и принес чистую бескровную жертву. Это место является первоначальным истоком церквей наших, жителей Востока, истоком первопрестольных городов и началом места просвещения.» (Каланкатуйский, I, 6). Эту же мысль Каланкатуйский передает в другой главе (Каланкатуйский, II, 43): «Св.Елисей проповедовал в Албании, построил там церковь раннее, чем в Армении именно в селе Гиш. Церковь эта была «матерью церквей восточных», т.е. метрополией». Условной датой проповеднической деятельности Елисея в Албании следует считать промежуток времени между 51 -62 годами.8

Согласно данным другого албанского историка XIII в. Степанноса Орбели, апостол Варфоломей положил начало христианства в Албании. Он, пройдя реку Араке, вступил в Сюник (область Албании), приступил к проповеди, а затем- построил церковь в Гохтне (Ордубаде). Источник сообщает: «Прежде всего необходимо знать, что раньше, чем население Армении, жители Сюника стали первыми верующими и через святого апостола Варфоломея подчинились учению святого Евангелия...Святой апостол Варфоломей возвратился из Персии, через Атрпатакан (Атропатену) пришел со своими учениками и, пройдя через р. Араке, вступил в пределы Сисакана (Сюника-Ф.М.), приступил к проповеди в селе Ордубад в области Аревик...и в Гохтне, где, приняв евангельскую проповедь, просветились крещением посредством святого апостола Варфоломея.» Варфоломея.» (Степаннос Орбели. История области Сисакан.У). Святой апостол Варфоломей был одним из числа 12-ти апостолов Христа. После Индии Варфоломей отправился в Кавказскую Албанию, где обратил в христианство царя с его семьей и жителей многих городов. Но брат царя по наущению языческих жрецов приказал схватить святого апостола в городе Альбане (или Альбанополь, нынешний Баку) и распять его на кресте головой вниз. Так скончался апостол Варфоломей в 71 г.9 Итак, в апостольский период в Албании уже были созданы епископство и метрополия и проповедовали христианство как сам апостол Варфоломей, так и преемник апостола Фаддея - Елисей, первый епископ, архиепископ Албании, основавший первую епископскую кафедру в Гише. Эта церковь сохранилась поныне.

Азербайджанские ученые совместно с норвежскими ведут археологические работы, а также работы по реконструкции этой уникальной в мире апостольской церкви I в.н.э., (истоков первой церкви). Только благодаря терпимости населения Азербайджана могла сохраниться эта церковь, что объясняется наличием многоэтничности, политеизма и результат всего этого — уважение, почтение, бережное отношение к культу любой конфессии. Не следует забывать, что албаны ~ одни из предков азербайджанского народа и прямые предки удин. В Грузии основы христианства были заложены апостолом Андреем. Если в перво-апостольский период была заложена первая Албанская церковь -- «Мать церквей» в Гише, в левобережье, то во второй период Григорий -Просветитель положил основание церкви в г. Амарасе, в правобережной Албании. (Каланкатуйский, 1,14).

В IV в. со становлением христианства государственной религией в Восточно-Римской империи, на Кавказе - в Грузии, в Албании, в частности, политеизм-язычество, тангриганство, зороастризм, иудаизм столкнулись с христианством, которое было признано албанским царем Урнайром государственной религией.

Албания начинает превращаться в христианское государство. Эту идеологию внедряли как албанские цари Аршакиды, так и поздние их последователи — Великие князья Михраниды, которые пытались объединить, скрепить этническую пестроту и изжить политеизм посредством единой конфессии. Албанские цари и Великие князья, несмотря на их персидское происхождение и родство с царями Ирана, став правителями Албании и оценив ее стратегическое положение (наличие Кавказских Дербентских проходов, через которые постоянно прорывались кочевники-степняки, представляющие угрозу двум империям - Риму и Ирану), решили стать самостоятельными правителями. Для этого была необходима единая идеология-религия в пределах всей страны, которая противостояла бы зороастризму-маздеизму Ирана. Только так можно было бы сохранить и государство и албанскую самобытность.

Таким образом, практически к IV в., т.е. ко времени становления христианства государственной религией как в Византийской империи, так и в некоторых странах, церковная структура уже сложилась за исключением должности патриарха.

Только в V в., со времени Халкидонского Собора, первенствующим митрополитам пяти церковных округов присвоено было почетное звание патриархов (начальники-главы отцов). Но принимая во внимание ту честь и святость, которую имел город Иерусалим, ее Первая Церковь в глазах христиан, звание патриарха получал и митрополит Иерусалимский. Практически он единственный считался таковым с первых веков возникновения христианства. Иерусалимский собор, на котором присутствовали некоторые из апостолов и представители других церквей, был выражением высшей церковной власти.

По постановлению Трульского Собора порядок старшинства патриарших кафедр был следующий: римский, константинопольский, александрийский, антиохийский и иерусалимский." Большое недовольство вызвал 28-ой канон Вселенского Халкидонского собора 451 г., который по существу, внес раскол в греко-римский мир и отколол многие восточные церкви от имперской. Согласно этому канону константинопольскому патриарху предоставлялось право посвящать епископов Понта, Азии, Фракии, заселенных иноплеменниками, инородцами.12 После Халкидонского собора знатнейших первенствующих епископов остальных церковных округов стали называть митрополитами. Сиро-персидская церковь еще задолго до Халкидонского собора, в иерархическом отношении, придерживалась полной самостоятельности, поддерживая с другими митрополитами конфессиональные связи. Получив своих первых иерархов от церкви Эдесской, она стала автокефальной, и за время своего исторического существования никогда не зависила от антиохийского патриаршенства. Первостоятелей Сиро-персидской церкви выбирали и рукополагали подчиненные им сиро-персидские епископы.13 И потому главы Сиро-персидской церкви именовали себя «епископ, католикос, архиепископ Востока», что явствует из актов Сиро-персидских Соборов.14

На наш взгляд, это объясняется также политическими причинами. Существование сиро-персидской церкви в независимом Персидском государстве обеспечило самостоятельность сиро-персидской церкви.

Процесс формирования церковной иерархии завершился к концу IV в. и в церквах Кавказа. В двадцатых годах IV в. в Грузии (у иберов) проповедовала христианство уроженка Капподокии христианка св. Нина, которая обратила в христианство царя Грузии, который построил храм и по совету Св. Нины отправил посольство к Константину Великому с просьбой направить в Грузию (Иберию) епископа и клир. В 457 г. константинопольский патриарх Анатолий назначил архиепископом Грузии грека Петра, дав ему титул католикоса всей Иберии. Зависимость церкви проявлялась в той мере, в какой страна политически зависела от Восточно-Римской империи.

Что же касается Албанской церкви, то к концу IV в. здесь сложилась необходимая церковная иерархия с присущей ей определенной субординацией. Это позволило албанскому клиру самому рукополагать главу албанской церкви. Моисей Каланкатуйский сообщает: «Относительно рукоположения католикоса нашего (албанского). Первые католикосы получили (рукоположение) из Иерусалима до Св. Григориев. И потом, и поныне получают (рукоположение) от епископов наших» (Каланкатуйский, III, 8, рук.С.59). Автокефалыюсть (самостоятельность) Албанской церкви определялась двумя причинами: апостольским началом церкви и политическим статусом Албании - ее полная независимость от Восточно-Римской империи. Апостольское начало свидетельствовало как о древнем исконном происхождении церкви, так и о том, что церковь была создана и заложена самим первоисточником (апостолом), без посредничества церкви другой страны. В противном случае она непременно считалась бы зависимой от посреднической церкви. Фактическое положение албанской церкви было юридически узаконено после ГУ Вселенского Халкидонидского собора 451 г. С тех пор глава Албанской церкви именовался католикосом-архиепископом, патриархом.15

Что касается Армянской церкви, то ее постоянная зависимость от Византийской империи (в качестве провинции) и Ирана создавали соответственное положение ее церкви, главы которой посвящались в Кесарии.

В условиях Албании высшие церковные чины -патриарх, католикос и архиепископ применялись как равнозначные чины.16 Между тем, по греческой церковной иерархии, патриарх и архиепископ были самостоятельными чинами, т.е. архиепископ мог именоваться и католикосом. Согласно греческой церковной иерархии полагалось девять чинов: патриарх, архиепископ, который назывался католикосом, митрополит, епископ, священник, дьякон, иподьякон, причетник и псалмопевец. А в Албании было семь церковных чинов (Каланкатуйский, II, 48), ибо первые три чина были синонимичны и не было митрополита (им иногда был епископ Сюника). Во второй половине VI в. албанские патриархи носили титул «католикоса Албании, Лпинии и Чола», или же «Великий католикос Албании и Баласакана." Этот последний титул засвидетельствован на печати пехливийским письмом.17 В первом случае упоминание триады - Албания, Лпиния и Чола объясняется пери-ферийностъю и определенной автономией Лпинии и Чола, в период отсутствия в Албании централизованной политической власти (с 551 по 630 гг.). На наш взгляд это связано также с апостольской проповедью Елисея, просветившего Чола, Лпинию и Албанию, и потому дается дань апостольской традиции.

А втором случае - «Католикос Албании и Баласакана», думается, что христианские идеологические позиции Албанской церкви не всегда были сильными и прочными в Баласакане-Пайтакаране, и потому в конкретном данном случае это отмечается. И действительно такая большая провинции (напанг) как Баласакан-Пайтакаран имела всего-навсего одно епископство, или же было одним важным епископством.

В деле распространения и утверждения христианства большую роль сыграла албанская письменность, албанский алфавит, с помощью которой Библия и другая богословская литература переводилась на албанский язык с сирийского и греческого языков. Уникальное открытие сделал известный кавказовед, член-корреспондент Грузинской Академии Наук Заза Николаевич Алексидзе, который обнаружил албанские письмена (грузино-албанских палимпсестов). Их исследование показало, что албанские письмена и албанская литература существовала уже с IV в.1Я Это открытие свидетельствует о несостоятельности господствующей в науке армянской традиции, согласно которой албанский алфавит будто бы был изобретен Месропом Маштоцем в V в. В действительности же Месроп Маштоц не изобретал даже армянского алфавита, он его просто выкрал, заимствовал у эфиопов.19

В V-VIII вв. в Албании насчитывалось 12 епископств: только в одном Гарабахе (Карабахе) было три епископства, в Утике тоже три. Вот перечень епископств в V-VIII вв.: Кабала, Гашуа, Еута, Цри, Амарас, Баласакан, Шаки, Гардман, Мец-Когманк, Мец-Иранк, Габанд, Партав (Каланкатуйский).

Интересные данные сообщает Моисей Каланкатуйский о церковной организации, о посвящении в епископы. « Проводив их (священников) с оттуда необходимыми грамотами, албанские вельможи прибыли к патриарху и великому князю Албании и представили им им Исраиля в монашеской одежде. Все написали ему похвальный диплом и закрепили печатью правителей каждой области. Патриарх с вельможами почтил его и рукоположил в епископы области Мец- Когманк, и отправил его в свою область, в сопровождении великого собрания и с дарственными бумагами... Принятый с великими почестями сопрестольниками своими...он Исраил...»(Каланкатуйский, II, 37)

Рассмотрим другой отрывок: «Вышли к ним (царю Вачагану, при котором были мощи Григория, чудных Рипсимэ и Гайанэ) навстречу все епискоды, каждый со своей властью и служителями, разделенные на хоры и полки, и в каждом полку своя харугвь святого, чтимая наравне с Евангелием. Множество крестов и разных изображений блистали ...» (Каланкатуйский, I, 21,П. с49)

Христианство, с помощью деятельности албанских царей Аршакидов, становится идеологической основой нового феодального общества и начинает играть значительную роль в общественно-политической и социальной жизни Албании. Феодальный монарх и феодальная знать Албании создали материальную базу албанской церкви и ее клира, к которым перешла большая часть земель и богатств языческих храмов, а также поступали земельные пожертвования от царя и знати. В пользу церкви с населения взимались «церковная десятина», «плоды», «подать за упокой души» (20), а также другие многочисленные регламентированные натуральные подати и добровольные приношения.

Албанские цари проявляли большую заботу об албанской церкви, албанском христианском духовенстве, предоставив ему привилегии. Духовенство, также как и светские феодалы, было наделено царем земельными наделами (хостак). Цари пытались уравнить духовенство со светской знатью (азатами).

В начальный период христианства (IV-V вв.) албанское духовенство экономически и политически было слабым. Даже в решении вопросов церкви албанский клир не играл ведущей роли. Условия канонических правил албанских церковных соборов разрабатывались в присутствии царя светской знатью и духовенством. Но юридическую силу они получали после утверждения их печатями светской знати и царя. Об этом свидетельствуют каноны Агуэнского собора 488 г. (21 канон)" Власть албанского католикоса была номинальной. Не случайноканоны Агуэнского собора именуются канонами албанского царя Вачагана. Албанские цари назначали епископов, созывали соборы, организовывали поиски христианских реликвий, т.е. то, что должно было входить в компетенцию клира, церкви. Такое положение албанского духовенства объясняется как слабостью идеологических позиций церкви среди населения, так и наличием в стране централизованной власти. В этом одна из отличительных черт албанской церкви от армянской. В Армении, в условиях постоянной политической зависимости от двух империй - Рима и Персии, в условиях стабильно слабой государственной власти, а в 428 г. полной ликвидации ее, при наличии единого этноса, позиции армянской церкви в IV-V вв. и в последующие столетия были сильны и христианство стало всеобщей религией. И поэтому армянская церковь выступала в роли консолидирующей центральной организации же армянского народа и держала в руках законодательную и судебную власть.

Что же касается албанской церкви, то ее положение было нестабильно. В VI-VII вв., в период правления албанских великих князей Михранидов, экономические и политические позиции албанской церкви усилились. Это наглядно видно при сравнительном изучении канонов двух албанских соборов -Агуэнского 488 г. и Партавского 705 г. Если, согласно канонам 488 г., албанское духовенство отстаивало свои права только перед светской знатью-азатами, пыталось с нею уравняться в правах, то, согласно канонам 705 г. духовенство вступает в борьбу с азатами, ограничивает их произвол и категорически запрещает им вмешиваться в дела церкви и клира. (Каланкатуйский, 1, 26; III, 11). В VII в. инициатива созыва албанского собора уже принадлежало албанскому католикосу, который возглавлял церковь и стоял во главе законодательного собора " Примечательно, что титул албанским правителям Михранидам - «Великий князь Албании» вытребовал албанский католикос Виро у персидского шаха Хосрова.

Реальное положение Албанской церкви и ее деятельность в стране могут быть освещены на основе анализа самих канонов Албанской церкви - канонов Агуэнского собора 488 г.

Древнейшим письменным памятником албанского права, дошедшего до нас, являются канонические постановления Агуэнского собора, созванного в V в. албанским царем Вачаганом III в урочище Агуэн. Агуэн находился в провинции Мец-Арранк (буквально (буквально Великий Арранк). Агуэнские каноны — памятник большой значимости и единственный сохранившийся историко-юридический документ ранне-средневековой Албании, в котором отражены социальные и правовые отношения различных общественных слоев. Отдельного издания Агуэнских канонов не существует. Они опубликованы в составе «Истории албан» Моисея Каланкатуйского и в составе «Армянской книги канонов» — «Канонагирка».

По-видимому, албанские каноны вошли в Канонагирк лишь в то время, когда албанская церковь окончательно лишилась автокефалии и фактически была подчинена армянской церкви. Каковы исторические предпосылки созыва Агуэнского собора? 24

Стремясь закрепить независимость Албании и учитывая большую политическую роль самостоятельной албанской церкви, которая противостояла бы чуждым религиозно- политическим влияниям и ассимиляторской политике иноземных сил, Вачаган Ш считал необходимым упрочить пошатнувшиеся устои этой церкви (после антиперсидских восстаний V в.) и экономически укрепить ее. А это можно было сделать принятием албанских церковных правовых норм.

С этой целью Вачаган Благочестивый созывает Агуэнский собор. С одной стороны, Агуэнский собор должен был способствовать утверждению самостоятельности албанской церкви. Поэтому целью Агуэнских канонов было укрепление культовых обрядов, создание материальной базы клира, узаконение материальных и религиозных обязанностей паствы перед церковью, утверждение прав и обязанностей клира, уничтожение остатков нехристианских верований.

С другой стороны, Вачаган Ш с помощью Агуэнских канонов пытался усилить государственную власть, обуздать своевольных азатов, уравнить клир со светской знатью, урегулировать отношения между податным сословием и светской знатью и с духовенством, добиться религиозного единения всех сословий, что также было необходимо для сохранения политической независимости страны и для борьбы с иноземными силами.

Таким образом, в свете вышеизложенного становится очевидным, что принятие Агуэнских канонов было исторической необходимостью. Канонический устав, разработанный и принятый Агуэнским собором, состоит из ведения и 21 статьи. Во ведении говорится о причинах созыва собора.

Переходя к анализу канонов, можно выделить четыре группы:

1) каноны, касающиеся духовенства (взаимоотношения церковнослужителей, права и обязанности клира);

2) каноны, регулирующие отношения между клиром и светской знатью;

3) каноны, регулирующие отношения между духовенством и мирянами;

4) каноны, имеющие чисто правовой характер.

По Агуэнским канонам 11 и 12 за совершение дохристианских обрядов (оплакивание умершего) судит царский двор (царский суд), а по армянским канонам - церковь. Особенностью Агуэнских канонов является еще то, что в них не предусмотрен обвинительный приговор." Согласно Агуэнским канонам в Албании действовали два суда: церковный суд и дворцовый (царский) суд. Инстанциями церковной юрисдикции были: 1) суд священника, 2) суд епископа. Церковный суд разбирал проступки церковнослужителей и нарушение мирянами духовных обязанностей. Духовенство в лице епископа осуществляло судебные функции не только в области церковного права, но и в некоторых областях гражданского и уголовного права (ссора, драка, пролитие крови и т.д.). При этом епископ судил не по канону, а по светскому закону.

Дворцовому суду были подведомствены брачно-семейные дела, антирелигиозные деяния, убийства, т.е. самые тяжкие по тому времени уголовные преступления, которые карались смертной казнью. Дворцовый суд разбирал тяжбы, возникшие между светской знатью и духовенством. Верховным судом страны был дворцовый суд, во главе которого стоял царь.

Источниками канонического права албанской церкви, так же как и армянской и грузинской, служили:

1) нормы внешние, рецепированные, общие с другими церквами христианского Востока;

2) нормы, разработанные и установленные албанской церковью.

К первой категории относятся, во-первых, законы библейские, главным образом, Моисеевы законы. Библейские нормы как «Божественный закон», объявлялись «незыблемыми», «вечными», считались основой для церковного законодательства и потому вносились в нормы церковного канонического права.

К внешним источникам относятся также доникейские, так называемые апостольские каноны; церковные каноны, принятые первыми тремя Вселенскими Соборами (Никейским 325 г., Константинопольским 381 г., Ефесским 431 г.) ; Каноны «святых отцов» - Василия Великого, Афанасия Александрийского и др. Нормы Вселенских Соборов, правила апостолов, отцов святой церкви считались, как известно, обязательными, общими для всех христианских общин до созыва Халкедонского собора.

Албанская церковная иерархия не просто заимствовала эти внешние нормы, но приняла их в той мере, в какой они не противоречили общественным отношениям в самой Албании и не противоречили обычному праву. Ко второй категории должны быть отнесены те каноны, которые были продуктом нормотворческой деятельности албанских соборов.

Агуэнские каноны отразили социальные, церковные и правовые отношения Албании независимо от степени влияния на эти нормы их действительных и вероятных источников." Албанская церковь несомненно как и все восточные церкви поддерживали связь с Византийской имперской церковью, с которой связь была теологическая конфессиональная, но не иерархическая. Существовали связи Албанской церкви с Грузинской, Армянской и Сиро-персидской церквами.

Албанская церковь осуществляла, проводила еще внешнюю, только ей свойственную связь, которая исходила из внешней политики албанских правителей, из стратегического положения Албании. Это - связь с кочевниками - степняками тюркоязычного мира, находящегося за Кавказскими проходами, за Албанскими воротами (за Дербентом). С целью расположения к себе кочевников и приостановления их систематических нашествий, Албанская церковь стабильно поддерживала с ними конфессиональную связь, посылая к ним христианских проповедников и пытаясь обратить их в христианскую веру, сделать единоверцами. Эту политику проводила Албанская церковь с IV в. со времен становления христианства

государственной религией, вплоть до падения Албанского царства. Об этом свидетельствуют как местные албанские источники - Моисей Каланкатуйский, так и сирийские - Захарий Ритор (VI в.).

«Епископ Албании Исраиль утверждает гуннов в христианской вере и те с кротостью принимают (учение) вследствие чудес» (Каланкатуйский, II, 40); «Гунны веруют в Христа через посредничество епископа Исраиля, разрушают капища и водружают крест Господне» (Каланкатуйский, II, 41).

На письмо властителя гуннов с просьбой прислать к ним еще раз в епископы албанского епископа Исраиля албанский католикос Елиазар и князь Вараз-Трдат ответили: «Но мы позволим ему по возможности ездить к вам и возвращаться, чтобы утвердить вас в вере Христовой и хранить в целости нашу взаимную нерушимую любовь. На что и мы согласны, что если он будет посредником между вами и нами, то прекратятся неприязнь между нами и утвердится мир и любовь» (Каланкатуйский, II, 45). 45).

Примечательно, что очень часто проповедники к кочевникам посылались правителями из духовенства Гарабаха.

Албанская церковь как и Грузинская и Армянская, приняла постановления первых трех Вселенских Соборов. Свое отношение к IV Вселенскому Халкидонскому собору 451 г.

Албанская церковь впервые проявила на Двинском поместном соборе в 506 г., когда иерархии Албанской, Грузинской и Армянской церквей поддержали униональную политику византийских правителей. Догматически Албанская церковь не придерживалась стабильно монофизитства. В конце VI-VII вв., в связи с усилением в Закавказье политического влияния Византии, Албанская церковь вместе с Грузинской примкнула к диофизитству (православию).

Как лаконично сообщают албанские источники, Албанская страна, Албанская церковь вовлекались и участвовали в иерархических и теологических спорах, которые раздирали и волновали христианский мир. Это отношение к учениям Павла Самосатского, Маркиона, Нестора, Феодорита, Фомы -«лицемерного», Бнота и др., а также к Халкидонскому собору.

Интересные сведения сохранились у албанского автора по поводу одного из теологических споров. Так, у Моисея Каланкатуйского (111,14) глава XIV озаглавлена «Изыскания того же Михаила католикоса албанского о рождении и о явлении Спасителя." Албанский католикос Михаил был преемником албанского католикоса Симеона, занимал католикосский престол 35-37 лет и возглавлял Албанскую церковь с 706 по 747 гг. Он известен тем, что преследовал браки между родственниками, выявив такие браки между внуками албанского князя - нахарара Варазмана. Михаил по этому поводу собрал духовенство в монастыре крепости Шамхорской, где они единогласно прокляли дом и род Варазо. Там же предали анафеме Талилу, епископа иберского, благословившего этот брак. Что же касается об изысканиях католикоса Михаила относительно рождения и явления Иисуса Христа Спасителя, то известно, что до IV в. у всех христиан был тройной праздник - Богоявление, Рождество, Крещение, который праздновали все христиане христиане 6 января. А с IV в. этот праздник расщепился, разделился: Рождество праздновали праздновали 25 декабря, а Богоявление и Крещение — 6 января.

Действительно, по недостатку данных в Четвероевангелии, нельзя было точно определить день Рождества Христова. Восточная Церковь первоначально праздновала этот праздник в один день с Богоявлением под общим названием «Епифания» ~ «Явление Бога в мир» — 6 января. В Западной же Церкви Рождество издавна праздновалось 25 декабря (7 января по н.ст.). С конца IV в. Восточная Церковь начала праздновать этот день 25 декабря. Но у разных христианских народов это праздновалось по-разному. Ныне, как известно, православные Рождество Христа празднуют 7 января, монофизиты-монофизиты-армяне - 6 января, католики — 25 декабря. Так вот именно эту дату рождества, Богоявления Христа и пытается объяснить албанский католикос Михаил, обосновать ее приемлемость для албан, что вероятно для VIII в. далеко не всем христианам было известно, т.е. не была известна причина наличия разных дат у христиан. Албанский католикос Михаил приходит к такому выводу, что (этносы), которые стали христианами, уверовав из язычества, празднуют рождение Христа 25 декабря; и он объясняет, почему именно 25 декабря. По его объяснению 25 декабря язычники праздновали рождение Солнца. И потому апостолы, по мнению Михаила, согласились назначить этим этносам Рождество Христово в этот день- 25 декабря. Но те, как полагает Михаил, которые «обратились в христианство из обрезания, празднуют рождество рождество 6 января, как это было передано предкам нашим. Так исполняем мы и теперь, ибо говорится: «закон выступит из Сиона и слово Божье из Иерусалима". Становится совершенно очевидно, что дата 6 января объявлена назарейцами-христианами-иудеями, сирийцами-арамейцами. А албаны взяли ее непосредственно у назарейцев, и к тому же еще раз подчеркивается, что непосредственным первоисточником христианства является Сион, Иерусалим, с которыми у албанской церкви были тесные генетические связи. Вероятно это и было причиной принятия даты 6 января монофизитами.

После завоевания Закавказья арабами в начале VIII в. Албанская церковь под давлением арабов и при активном содействии Армянской церкви, порвала с диофизитством. Арабский халифат, пытаясь координировать действия подвластного им христианского населения, поддерживал среди них монофизитство в противовес диофизитству Византийской империи. Реагируя на доносы армянского католикоса халифату в адрес Албанской церкви, исповедующей диофизитство-православие, арабский халифат сделал Албанскую церковь монофизитской и иерархически подчинил ее монофизитской Армянской церкви в 705 г. Но это был единовременный акт, после которого албанские албанские патриархи продолжали рукополагаться албанскими епископами без ведома армянского католикоса. Албанский автор сообщает по этому поводу о событиях VII-VIII вв.:

«...албанский католикос Илиазар (VII-VIII вв.), который со времен св. Елисея наследовал один апостольский престол северо-востока из богообитаемого города Иерусалима, и получил рукоположение от Иакова, брата Господня». (Каланкатуйский, II, 42)

Другой отрывок: ответ армянского католикоса Саака (VII в.) и армянского князя Григория на грамоту гуннов: «Вы просите у нас епископа Исраиля (албанского)...Но у нас есть причины: мы желаем и склонны к тому, чтобы он был с вами; но власть и право на это имеет српрестолъник наш Илиазар. святитель албанский. Это его дело.» дело." (Каланкатуйский, П, 45). Кстати, согласно нашим последним исследованиям реесторов армянских церковных соборов (Книга армянских канонов-Канонагирк) выявилось, что собственно армянские епархии находились в районе озера Ван, а также на двух берегах берегах р.Тигра, т.е. в междуречье Тиграи Евфрата."

Албанская Апостольская церковь была автокефальной до 1836 г. Центрами албанского патриаршества были Чола, с VI в. - Барда, в VIII-IX вв. -Бердакур, затем Чарек-Хамши (недалеко от Кедабека), а на короткое время была церковь Дадиванк, в честь ученика апостола Фаддея-Да

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Фарида Мамедова

Спасибо.Откровенно говоря на человека со стороны статья производит несколько несерьезное впечатление. Имеется ввиду больше форма, нежели содержание, о котором я не берусь судить.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Спасибо.Откровенно говоря на человека со стороны статья производит несколько несерьезное впечатление. Имеется ввиду больше форма, нежели содержание, о котором я не берусь судить.

Что вас не устраивает, Саша?

Что вам кажется несерьёзным?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Что вас не устраивает, Саша?

Что вам кажется несерьёзным?

Вопроса о том, устраивает ли меня это или нет не стоит хотя по той причине, что я к вашему с армянами конфликту не имею не малейшего отношения.

А говоря о том, что статья производит несерьезное впечатление я имел ввиду чисто стиль письма. Если уж данная статья претендует на то, что бы её воспринимали как труд по истории, то и написана она должна быть соответствующим образом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Что вас не устраивает, Саша?

Что вам кажется несерьёзным?

Вопроса о том, устраивает ли меня это или нет не стоит хотя по той причине, что я к вашему с армянами конфликту не имею не малейшего отношения.

А говоря о том, что статья производит несерьезное впечатление я имел ввиду чисто стиль письма. Если уж данная статья претендует на то, что бы её воспринимали как труд по истории, то и написана она должна быть соответствующим образом.

например, каким образом?

приведите пример, пожалуйста.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Эпоха арабских завоеваний (с середины VII в.) положила начало упорной борьбе ислама и христианства, окончившейся к XI в. исламизацией большей части населения Прикаспийского региона. Утвердив свою власть в Закавказье, халифы поставили албанских католикосов в зависимость от монофизитской Армянской Церкви. В 20-ых годах VIII века армянский католикос Элия (Эгия) "доложил" халифу Абд ал-Малику (685-705 г.г.), что албанский католикос вошел в соглашение с Византийским императором, и, таким образом, добился низложения албанского католикоса - халкидонита Бакура-Нерсеса. Албанский Католикосат решением халифа был подчинен Армении.

Потеряв свою автономию, ослабленная Албанская Церковь перестала быть консолидирующей силой в борьбе с арабской экспансией. Во второй половине Х века население левобережной Кавказской Албании (Эрети) воссоединилось с Православием в лоне Грузинской Церкви. В период политической раздробленности (IX - XII века) монофизитский Албанский католикосат вступил в полосу упадка. Католикосы в IX - X веках пребывали в монастыре Хамши провинции Миапор царства Парисос; В XI веке центром церковной жизни был Гарабах, а в XII веке - Кахи (Закаталы). С 1240 г. возросла роль епископов Гандзасарских из рода Гасан Джалала. В конце XIV - начале XV века монастырь Гандзасар, фактически являвшийся духовным и политическим центром Гарабахского княжества, стал кафедрой Албанских католикосов. После присоединения в начале XIX века Северного Азербайджана к Российской империи Албанский католикосат (Гандзасарский патриархат) был в 1815 году упразднен царским указом, а на его месте были образованы 2 епархии (Гарабах - Шуша и Шемаха) в юрисдикции Армянского католикосата (Эчмиадзинской патриархии) и викариатство Гянджа в составе Тифлисской консистории Армянской Церкви.

Албанская Церковь просуществовала фактически до 1836 года, когда особым рескриптом императора Николая I был упразднен сан албанского католикоса, а имущество Албанской Церкви передано Эчмиадзинскому Католикосату. В 1909 - 1910 годах с разрешения обер-прокурора Святейшего Синода Ериванская Армяно-Григорианская консистория уничтожила старые архивные документы подведомственных епархий, среди которых были уничтожены, очевидно, и все архивы и исторические документы Албанской Церкви.

http://baku.eparhia.ru/history/albania/period_gr/

ОСЕНЬ ХОРОШИЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ САЙТ, ГЛАВНОЕ ПО ТЕМЕ................. МНОГО ИНТЕРЕСНОГО.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Находясь под идейным влиянием соседей, Албанская церковь выступила против Халкидон-ского собора. На Вагаршапатском (491 г.) и Двин­ском (527 г.) соборах, осудивших одновременно Халкидонский собор, Нестория и Евтихия и ут­вердивших армянское исповедание, присутство­вали также агваны. Халкидониты объявили ар­мян и их союзников, в том числе агван, монофи-ситами, те же расценили Халкидонский собор как возврат к несторианству.

Когда в 590 г. византийский император Маврикий учредил на своей территории альтер­нативный Халкидонитский католикосат для ар­мян, Албанская церковь приостановила отноше­ния с расколовшейся "отступившей" Армянской церковью. Глава Албанской церкви стал рукополагаться на месте (учреждение католикосата), кро­ме того к рукоположению от Албанского като­ликоса переходит Сюник, бывший под юрисдик­цией Армянской церкви. Во время греко-армянс­ких споров о неполных 9 чинах своего католико­са патриархом агванского — архиепископом, гру­зинского — митрополитом; оба последних оспо­рили это.

Неудачная попытка перейти в халкидонит-ство была предпринята при агванском католико­се Нерсесе Бакуре (688 — 704 гг.), после низложе­ния которого Албанская церковь потеряла авто­кефалию и вошла в состав Армянской (агванс-кий католикос рукополагался армянским). Фор­мально агванский католикосат (резиденция в Ган-дзасаре, Нагорный Карабах) просуществовал до середины XIX в., затем был упразднен, а соответ­ствующие приходы Армянской церкви перепод­чинялись непосредственно Эчмиадзинскому като-ликосату (Адербеджанская и Гарабахская епархии).

http://www.vehi.net/istoriya/armenia/kagan...antv/udiny.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Первоначально Гандзасар был местом погребения Джалалидских князей, а также албанских католикосов и важных лиц Хачена. В дальнейшем Гандзасар становится главным центром албанской культуры. Там находились резиденции албанских католикосов, школа вардапетов, хранилище рукописей и т. д.

Вот некоторые надписи на надгробных камнях: “Сия есть могила Григория католикоса Албанского в 1102 (1653) году”.

“Сия могила Еремин католикоса Албанского из рода Джалал Долы в 1149 (1700) году”.

“Сия есть могила Есайи католикоса Албанского... 1177 (1728)”

Даже в конце XVII в. местное население называло Гандзасар албанским.

Священник из села Талыш Апав, восстановив крыши монастыря, оставил там надпись, которая гласит: “…на наши праведные средства построили в святом престоле Агванского Гандзасара крыши и разрушенные стены церквей”.

Гандзасар и ее жематун представляет собой очень важный документ для изучения истории поздней Албанской церкви XIII в.

Памятник содержит многие диофизитские элементы, что еще раз свидетельствует о стремлении в XIII в. Албанского католикосата к самостоятельности.

а это о жемчужине Гарабага. Гандзасар!

http://www.karabakh-doc.gen.az/

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...