alman Опубликовано: 3 июня, 2004 Жалоба Share Опубликовано: 3 июня, 2004 Kto nibud mojet podskazat avtora etix strok: Балаян полагает, что главный функцией армянских христианских монастырей было просвещение и монастыри излучали свет (?) для народа (см.стр.63). Следуя правилу «повторение мать учения» он еще раз привлекает внимание читателя к этой новой «концепции» в изучении истории религии и заявляет: «Свет храма распространялся далеко... ибо главная задача его просвещение» (стр.315). Если Балаян ограничил бы положительное влияние монастырей в сфере просвещения периодом раннего средневековья, то с ним можно было бы, хотя с оговорками, согласиться. Но Балаян ставит вопрос в общем плане и тем самым идеализирует роль христианской религии в истории народов. Даже в раннем средневековье просветительская деятельность христианской церкви не являлись ее главной функцией и служили лишь подспорьем в осуществлении основных задач христианства. Христианство являлось самым надежным идеологическим оружием в руках правящих классов для эксплуатации народных масс. К.Маркс отмечал: «Социальные принципы христианства проповедуют необходимость существования классов - господствующего и угнетаемого, и для последнего у них находится лишь благочестивое пожелание, дабы ему благодетельствавал». С Марксом согласны и авторы « Истории армянского народа»: «Складывается иерархия христианского духовенства, способного с легкостью поставить вероучение на службу господствующему классу общества в качестве тонкого и совершенного орудия обуздания эксплуатируемых масс, примирения их с тяжелой действительностью Постигнув эту истину, государства одно за другим меняют свое отношение к христианству, вооружаются им, обращая его в официальную религию» (стр.87). Принятие в Армении христианства сопровождалось жестокой борьбой против языческих верований. Языческие храмы ( в том числе, зароастрийские) уничтожились или же превращались в христианские церкви (см. История армянского народа, стр.88). Вскоре церковь превратилась в одного из крупнейших феодалов-землевладельцев Армении и защита собственных социально-экономических интересов стала ее важнейшей функцией на протяжении всего последующего времени. «Армянская церковь умело приспосабливалась к новым для нее условиям, оказывая, в зависимости от политической конъюнктуры, услугу Сефевидам, а потом русскому царю, так же как в свое время она преклонялась перед византийскими императорами, царями сасанидской Персии, арабским халифатом, монголами и др. «(С.В.Вартапетов. Христианские памятники Карабаха. Архив Института истории АН Азерб.ССР, инв.№151, стр.» 11 - цитаты по З.Буниятову. Азербайджан в VII-IX вв., стр.101-102). Не только сегодня, но и в прошлом веке ряд деятелей армянской культуры весьма отрицательно оценивали роль церкви и христианского духовенства в истории армянского народа. В предисловии к книге «Хент» (Ереван,1957) армянского писателя XIX века Раффи, М.Мкрян пишет: «С потрясающими подробностями рисует Раффи трагическую судьбу алашкертских беженцев, нашедших пристанище в Эчмиадзине, то невиданно тяжелое положение, в которое попали спасшиеся от турецких погромов крестьяне. От невыносимой жары, голода и болезней умирают сотни людей, а монастырь остается равнодушным к их страданиям, отказываясь уделить им хоть что-нибудь из своих богатств... Автор показывает, как в дни страшного народного бедствия духовенство вместе с откупщиками принадлежащих монастырю (заметьте, речь идет не о рядовом монастыре - И.К.) владений занимаются темными делами, беззаботно пьют и едят, а по ночам совершают бесстыдные оргии в домах любовниц... Раффи несомненно был прав, когда резко обвинял духовенство за воспитание народа в духе покорности» (стр.13-14). Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
alman Опубликовано: 3 июня, 2004 Автор Жалоба Share Опубликовано: 3 июня, 2004 Балаян продолжает: «Однако скоро выяснилось, что самозванец Панах и его приспешники были непосредственными ставленниками персидского двора» (стр.42). Мы уже показали явную безосновательность заявлений подобного рода. Балаян часто намеренно смешивает топонимы «Карабах» и «Нагорный Карабах», и употребляет как синонимы понятия «карабахцы» и «армяне». Но общеизвестно, что Нагорный Карабах только часть (как видно из названия, горная часть) обширного Карабаха, и большинство населения Карабаха составляли (и составляют) азербайджанцы. После вышеуказанной «аргументации», Балаян преподносит присоединение в 1813 году к России Карабаха и Зангезура как факт армянской истории (см.стр.43). Это утверждение не выдерживает никакой критики. В то время Карабах и Зангезур являлись владениями карабахского хана и большинство населения этих областей составляли азербайджанцы. Даже в 1892 году, после переселения в Закавказье десятков тысяч армян из Ирана и Турции, население трех уездов - Зангезурский, Шушинский и Джебраильский - примерно соответствующих границам интересующих нас областей, состояло из двух почти равных частей: 123426 азербайджанцев и 141975 армян (см. Кавказский календарь на 1894 год. Тифлис, 1893, стр.220-221). Далее Балаян, вооружившись «справедливым возмущением «изобличает» азербайджанских (также русских, армянских и др.) советских ученых, единственная «вина» которых состоит в том, что они «осмелились» объективно исследовать и изложит историю присоединения Северного Азербайджана к России. Он пишет: «Вызывает только недоумение тот факт, как некоторые «ученые» пытаются «доказывать», что чуть ли не Панах хан и его наследники были инициаторами присоединения Карабаха и Зангезура к России. Хотелось бы спросить: от кого это они спасались? Ну, карабахцы и зангезурцы - это понятно. Они освобождались от турецкого (?) ига. А так называемые (?) ханы, от какого такого ига хотели избавиться? Ведь ханы и не скрывали, что у них есть один заклятый враг - русские (?). И вдруг ханы добровольно решили войти в состав России» (стр.43). Вот так. Ученые годами вдыхают пыль архивов, просматривают сотни источников и документов, бессонными ночами работают над каждой строчкой, чтобы осветить сложную проблему истории, в которой переплелись судьба народов, государств и отдельных личностей, а Балаян одним махом «решил» проблему; пришел, увидел и ...»разрубил» гордиев узел. Ради исторической истины опять приходится, к сожалению, приступить к неприятной ассенизаторской деятельности. Сначала напомним Балаяну и К0 очевидную истину: дилемму - присоединиться или не присоединиться (а также - присоединить или не присоединить) решали не рядовое население ханства, не зангезурцы и карабахцы (под которыми Балаян опять же подразумевает армян), а те, кто имел в руках реальную власть - т.е., азербайджанские ханы и русские правящие круги. Балаян крайне ненаучно подходит к вопросу, когда утверждает, что ханы считали русских своими заклятыми врагами, хотя никто и не собирается утверждать, что азербайджанские ханы страдали от избытка любви к России. Просто следует помнить, что политические решения принимались и принимаются исходя не из симпатий и антипатий из реальных обстоятельств. По выражению проф. Ф.Бурлацкого если идеология - это сфера желаемого, то политика - сфера реального. Именно в этом аспекте необходимо рассматривать исторические акты конца XVIII - начала XIX веков, что и делают серьезные учение, в том числе В.Н.Левиатов: «Внешняя политика ханов, в том числе и карабахских ханов, определялись стремлением к сохранению и укреплению своей власти, своего господствующего положения, поэтому в сложной международной обстановке, в обстановке борьбы Ирана Турции за подчинение Азербайджана, ханы колебались и, опасаясь попасть под власть указанных государств, часто склонялись в сторону ориентации на Россию. После того, как в начале 90-х годов XVIII века ханства южной части Азербайджана подпали под власть Ага-Мухаммед шаха, перед ханами Карабаха встала реальная угроза подчинения власти Ирана. В этих обстоятельствах, ставших особенно грозными во время подхода 1795 года Ага-Мухаммед шаха в Карабаг, Ибрагим-хан карабахский стал искать покровительства России («Карабагнаме», стр.25-26. Предисловие В.Левиатова). Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.