Перейти к содержимому

Юбилей, который не отмечаем...


Samir

Recommended Posts

Ее имя - легенда.

Алекперова Шовкет Фезулла гызы - родилась 10 октября 1922 года. Певица, народная артистка Азербайджана (1959). Окончила музыкальное училище им.А.Зейналлы (класс Гусейнгулу Сарабского). Начинала с художественной самодеятельности. В 1938-45 годах была солисткой Азербайджанского государственного ансамбля песни и танца. С 1945 года - солистка Азгосфилармонии им.М.Магомаева. Ее репертуар составляли мугамы, народные песни, а также произведения азербайджанских композиторов и песни народов Ближнего и Среднего Востока. Обладающей мягким тембром и мелодичным голосом Ш.Алекперовой были свойственны высокое вокальное искусство, глубокая эмоциональность, лиризм. Шовкет Алекперова гастролировала как во многих республиках бывшего СССР, так и во Франции, Швейцарии, Шри-Ланке, Афганистане, Индии, Алжире, Иране, Турции и других странах.

Ее имя - легенда. Она из тех, о ком принято говорить либо хорошо, либо ничего. И дело не в том, что Шовкет Алекперовой уже нет среди нас. Просто она была настолько талантливой и избирательной в творчестве, и настолько доброй, отзывчивой, заботливой и внимательной по жизни, что никому бы и в голову не пришло сказать о Шовкет ханум что-либо плохое. Она - единственная из покойных корифеев, чья песня оказалась так близка современной молодежи, что ее синтезировали с рэпом.

Можно долго и безрезультатно спорить о том, насколько удачным оказался этот синтез и можно ли считать его осквернением ценностей. Можно даже с уверенностью утверждать, что самой певице, будь она жива, вряд ли такое понравилось бы. Но не хотелось бы сегодня говорить об этом. Ведь 20 октября, а значит спустя всего лишь 2 дня после выхода нашей газеты - день рождения Шовкет ханум. Причем, не простой день, а юбилейный. Шовкет Алекперова, будь она сегодня среди нас, праздновала бы свое 80-летие. Но ее нет. И о празднованиях на государственном уровне или любых других торжественных чествованиях певицы тоже не слышно ни слова. Несмотря на это, вспомнить и помянуть легенду нашей музыки Шовкет Алекперову - долг каждого гражданина Азербайджана.

Она пела не голосом, а душой

Пианистка Елена Тартаковская проработала с Шовкет ханум долгие годы, и была не просто ее аккомпаниатором. Они были друг другу и близкими подругами, и, можно сказать, сестрами. Певица называла свою подругу исключительно “моя Леночка”, та же звала ее “Шошей”. Они обсуждали не только творческие вопросы, делились всем, были посвящены в личную жизнь друг друга. Так, к примеру, когда Елена ханум собралась замуж за композитора Рамиза Мустафаева, не жаловавшая его первоначально певица была категорически против. Шовкет ханум боялась, что этот союз может быть некрепким и всячески отговаривала подругу. Но когда семья все-таки состоялась и Шовкет ханум убедилась в серьезных намерениях Р.Мустафаева, она буквально заставила свою подругу родить детей. “Я категорически не хотела детей, и если бы не Шовкет, никогда бы на это не решилась, - утверждает Е.Тартаковская. - Так что сегодня я очень благодарна ей за тех замечательных близнецов, которых я родила и вырастила!”

Познакомились они еще в 50-х годах. Двух творческих личностей свел воедино музыковед Керим Керимов, работавший в то время главным редактором на Государственном радио. Шовкет ханум, доселе работавшей либо с оркестром, либо с мугамным трио, для записи цикла песен Андрея Бабаева требовалась пианистка. “Я на своем веку повидала много исполнителей, работала и с Рашидом Бейбутовым, и с Муслимом Магомаевым, и с Франгиз Ахмедовой... Но в Шовкет было что-то особенное, - утверждает Е.Тартаковская. - Рашид Меджидович, к примеру, был великолепным музыкантом, он работал над каждой песней очень скрупулезно, записывал и неоднократно проверял каждое слово, каждую фразу, буквально каждый звук. Но такого чисто интуитивного музыкального чутья, какое было у Шовкет ханум, не было ни у одного другого певца. В какой-то степени ее можно в этом сравнить с маэстро Ниязи, который тоже был интуитивным, стихийным музыкантом необычайной одаренности. Причем, нельзя сказать, что у нее был большой голос, но такой теплоты в голосе не было ни у кого. Понимаете, она пела не голосом, а душой!”

Три ипостаси Ш.Алекперовой

Человек, Музыкант и Друг с большой буквы - вот кем была Шовкет Алекперова и для своей подруги Елены Тартаковской, и для многих, кто ее знал.

Человек?.. Она стала матерью не только для своих детей, но и для дочери погибшего на войне брата. Заботилась Шовкет ханум и о других братьях, помогала всем, кому успевала.

Музыкант?.. Ш.Алекперова очень много работала с авторами, в частности, с Агабаджи Рзаевой, Тофиком Кулиевым, Шафигой Ахундовой, Сулейманом Алескеровым, Гамбаром Гусейнли, Джахангиром Джахангировым... Все они часто бывали у нее дома, где вместе со своим аккомпаниатором Е.Тартаковской певица слушала предлагаемые ей для исполнения новые песни. При выборе Шовкет ханум полагалась только на свой вкус, и то, насколько качественна песня, играло большое значение. Она умела распознавать хорошие песни. Но даже песни, которые, может быть, были недостойны ее исполнения, она умела привести в нужную форму. И все авторы беспрекословно принимали ее замечания, поскольку они были очень разумны. Нередко Ш.Алекперова помогала молодым авторам.

Друг?.. “Если когда-то в трудных ситуациях я обращалась к Шовкет за помощью, то она делала это тут же, безотлагательно, - вспоминает Елена ханум. - Таким уж она была человеком. Не в пример другим моим влиятельным друзьям, к которым мне тоже приходилось обращаться за помощью. Но кроме как от нее я ни от кого другого помощи никогда не видела”.

Когда в жизни Шовкет ханум настали тяжелые времена (безвременная кончина дочери буквально скосила певицу), подруга, недавно перенесшая инфаркт, все же нашла в себе силы прийти на один из траурных четвергов. Там Елена ханум не смогла удержаться от слез, ведь дочку своей подруги она знала буквально с детства, та росла у нее на глазах. Но, даже будучи в такой тяжелой скорби, Шовкет Алекперова в тот момент думала не о себе, а о здоровье подруги. “Не плачь, слышишь, не плачь! Тебе нельзя! Тебе вредно!” - повторяла она.

Я погибала за роялем!

Подруги много гастролировали вместе. Были в Чехословакии, объездили с турне все города Узбекистана, где, доехав до Самарканда, заразились эпидемией гриппа и были возвращены в Баку. Шовкет ханум была в то время очень популярна, но не гнушалась ездить с концертами в армейские части и жить в офицерских гостиницах, больше напоминавших общежития и практически не располагавших условиями. А сколько было поездок по районам Азербайджана! Довелось Шовкет Алекперовой и Елене Тартаковской как-то дать 10 аншлаговых концертов в Большом зале филармонии в Армении. Тогда отношения с этой соседней республикой были иными и на ее территории располагалось много азербайджанских сел. Все они знали и любили Шовкет ханум и приезжали на ее концерты целыми селениями. Народу было столько, что вход охраняла конная милиция, а зал был заполнен так, что зрители сидели не только в партере, амфитеатре, но даже на ступеньках, а тем, кто не находил мест и здесь, приходилось стоять.

“Но как она пела! Это невозможно передать словами! - вспоминает Елена Тартаковская и на глазах ее выступают слезы. - К примеру, когда Шовкет исполняла “Песню слепого араба” Фикрета Амирова, а я ей аккомпанировала, у меня всегда наворачивались слезы на глаза, хотя я и не совсем понимала текст. Но она настолько замечательно все передавала! Я буквально погибала за роялем”.

A. МУСТАФАЕВА

"Nedelya"

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...