dx-1 Опубликовано: 30 ноября, 2002 Жалоба Share Опубликовано: 30 ноября, 2002 БОГ КАК ИДЕАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ ПОКЛОНЕНИЯ Творец миров обладает, как это подчеркивается в Коране, всеми качествами и особенностями, чтобы быть идеальным объектом поклонения. Он творец любви и красоты, первоисточник всех сил и энергии. Он тот, кто предохраняет небеса от падения, а землю от разрушения; Он творитель милосердия; Он тот, кто дарует щедроты и блаженство и кто всецело располагает нами. Он огромный океан, на поверхности которого беспомощно барахтается даже умелый пловец. Истина и реальность обретают плоть из Его сущности, и свобода, справедливость и другие добродетели и иные совершенства рассеиваются, подобно лучам, из Его атрибутов. Приблизиться к Нему означает вершину человеческого совершенства и достижение всех заветных желаний. В Его руках находится все - от самих маленьких по величине атомов, до грандиозных явлений природы. Как врожденное стремление человека находит путь к истинному Богу? Человек создан так, что его врожденные свойства постоянно ищут божества, чтобы покорно подчиняться его воле. По своей природе, человек ищет такого объекта поклонения, который бы обладал такими качествами как милосердие, милостивость, всемогущественность, мудрость, красота... А этими качествами обладает Бог, который представлен в Коране. Когда мы стремимся достичь своей цели посредством поклонения, то единственно Бог в состоянии удовлетворить то, к чему мы стремимся. В Коране сказано: "Поистине те, кого вы призываете, помимо Аллаха,- рабы, подобные вам" (7:194). Человек обретает свою истинную личность и становится бессмертным, когда привязывает себя к лучезарному источнику, когда Бог вдыхает смысл в этот мир, превращается в толкователя всех событий в жизни человека. Именно в этом разрезе мир человека подвержен расширению и сужению, увеличению и сокращению. Повелитель правоверных Али, да будет над ним мир, говоря о слабостях человека и его ограниченных возможностях, утверждал: "Как странно и замечательно устроен человек! Если у него появляется надежда заполучить что-то, его начинает обуревать жадность, иными словами, желание ведет к жадности, а жадность губит человека. Если же он становится жертвой безнадежности в чем-либо, то печаль и тоска губят человека. Если он достигает счастья и удачи, он оказывается не в состоянии сохранить их. Если человек становится жертвой угроз и страха, он приходит в крайнее смятение. Если получает он полную безопасность для своего существования, он становится беспечным. Если блага, о которых он молил, снизошли к нему, он становится высокомерным и своенравным. Если его преследуют неудачи, печаль и тоска спадают и уродуют его. Если обретает он богатство, тщеславие и самонадеянность им овладевают. Если бедность грозит ему, впадает он в отчаяние. Если ослаб он от голода, не в состоянии он встать с земли. Если ест он чрезмерно, тяжесть в животе мучает его. Поэтому нехватка благ в жизни человека тяготит его, излишек благ ведет к разрушению человека". (Ал-Иршад ли-л-муфид. с.301; Тахкик муассасат Ал ал-Бейт ли-ихйа ат-турас.) В целом, человек выражает состояние недостатка, нужды и потребности совершенствования потому, что Бог Всевышний есть источник совершенства, а человек создан так, что постоянно ощущает притяжение ко Всевышнему. Иногда мы наблюдаем, что человек тяготеет к ограниченным совершенствам, таким как высокое положение, богатства, внешняя красота. Это не означает, что поставленные перед ним цели ограничиваются в этих узких рамках. Достигнув ограниченных целей он осознает, что они отнюдь не являются его конечными целями. Не только человек прославляет Бога Не только человек поклоняется Богу и простирается в пыли у Его порога, но и все существа восхваляют и прославляют Его. В Благородном Коране сказано: "Прославляют Его семь небес и земля, и те, кто на ней. Нет ничего, чтобы не прославляло Его хвалой, но Вы не понимаете прославления их. Поистине Он-кроткий, прощающий" (17:44). Подобное поклонение и хвала не приносят Богу ни малейшей выгоды, ибо Он обладает всеми совершенными качествами, и ничто в мире, ни человек не в состоянии что-либо добавить Ему или забрать у Него. Его сущность нельзя охватывать рамками атрибутов В своем стремлении описать Творца и познать Его атрибуты мы нуждаемся в концепциях и терминах, которые оказываются недоступными нашему пониманию. Термины, которыми мы оперируем, не способны содействовать нам в достижении поставленной цели - истинном воспроизведении Бога. Это обусловлено тем, что ограниченность нашего восприятия божественного не позволяет нам соразмерно приспособиться к сознанию сущности божественных атрибутов, ибо Он возвышается над всеми концепциями, выработанными и усовершенствованными человеческим разумом. Повелитель правоверных Али, да будет над ним мир, говорил: "Тот кто сравнивает либо уподобляет Бога чему-либо и ссылается при этом на Его божественную святую сущность, он, по сути дела, имеет в виду вовсе не Его. Все то, что по представлению человека, относится к Богу, неотворатимо сотворяется, ибо Бог есть Творец и Создатель. Бог единственно есть причина". (Нахдж ал-балага. с. 186. ) Имам Джафар ас-Садик, да будет над ним мир, в ответ на вопрос о сущности Бога заявил: "Он совершенно отличается от всех других сущих; Он единственно тождествен самой сущности бытия. Он-бестелесен, не имеет формы. Чувствами постигнуть Его невозможно, как и невозможно установить Его местонахождение; ни фантазией, ни воображением представить себе Его немыслимо. Поток времени и смена веков бессильны изменить Его, ибо не подвержен Он изменениям". (Усул ал-Кафи. Китаб ат-таухид. с. 150; Ал-Бихар. т.3, с.41) Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
dx-1 Опубликовано: 30 ноября, 2002 Автор Жалоба Share Опубликовано: 30 ноября, 2002 ПОИСК БОГА…ВОЗЗВАНИЕ В ГЛУБИНЕ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА Человек, кроме своих телесных параметров, которые представляют собой сложное и точное построение, обладает еще другим параметром - духом, который содержит в себе более скрытую и глубокую тайну и с которой можно ознакомиться только через исследование всей глубины психологического настроения человека. Человек обладает целым комплексом врожденных способностей, таких как сознательность, верность, искренность, справедливость, которые имеют глубокие корни в душе человека. Он прежде чем верить в естественно - научные истины, верит в информатику, получаемую посредством этих способностей. Но он может забыть некоторые свои способности в силу своего проникновения в мир науки и природы, или же подвергать их сомнению. Отсюда явствует, что поиски религии и Бога заложены в природу человека. Врожденные склонности в человеческой природе имеют глубокие и крепкие корни и если бы не антирелигиозная пропаганда и не благоприятствующая атмосфера, то человек смог бы найти свое достойное место в мировом пространстве, смог бы найти ту абсолютную силу, которая приводит в движение и управляет делами мирской жизни. Каким образом человек может познать первопричину мироздания? Человек будучи маленькой частицей обширного мироздания, постепенно убеждается в наличии соответствующих знаний, силы и воли, управляющих его действиями и необходимости существования всеохватывающего и абсолютного разума о сокровенном, с которого берет свое начало движение мироздания, к которому относится и сам человек. По этому поводу имам Хусейн (а) говорил: "О боже, как можно описать твою сущность тем, что для своего существования нуждается в тебе? Может ли обладать человек той чистотой, которой не обладаешь Ты? Ведь чистота есть форма твоего проявления? Разве Ты хоть на миг отсутствовал, чтобы нужно было доказать твое существование? Разве Ты хоть на мгновение удалялся, чтобы искать твое местонахождение? Пусть же ослепнет тот глаз, который не узреет Тебя!" Пробуждение врожденных чувств при ощущении опасности Когда человек чувствует страх, у него пробуждается природный инстинкт и тогда он обращается к месту, где он предполагает существование некой абсолютной силы. Один из правоверных обратился к имаму ас-Садигу и попросил у него описать Аллаха Всевышнего: "Расскажи мне об Аллахе, каков Он? Частые споры по этому поводу загнали меня в тупик!" Имам Садик сказал ему: "О Абдуллах, ты хоть один раз в жизни садился в корабль?" Тот ответил: "Да". Он спросил: "А не было так, чтобы он сломался и ты остался без корабля для твоего спасения и без знания плавания для своего избавления?" Тот ответил: "Было". Он спросил: "Почувствовало ли тогда твое сердце привязанности к определенной силе, способной спасти тебя от беды?" Тот ответил: "Да, почувствовало". Имам Садик тогда сказал: "Эта сила и есть Аллах, способный спасти там, где нет спасения; помочь там, где нет помогающего". (Бихар ал-анвар т.3, с.41.) Пророки—воспитатели врожденных чувств человека Помимо воззвания природных чувств, пророки играют значительную роль в воспитании в глубине души человека стремления обращаться к Аллаху. Повелитель верующих Али бин Аби Талиб - да будет над ним мир! - говорил: "Он направлял одного за другим своих пророков, чтобы они напоминали людям о своем первозданном состоянии и о Его милости к ним, чтобы приводили им неопровержимые доводы". Священный Коран твердит: "О те, которые уверовали! Отвечайте Аллаху и посланнику, когда он вас призывает к тому, что вас оживляет. И знайте, что Аллах стоит между человеком и его сердцем и что к Нему вы будете собраны!" (8:24). Отсюда явствует, что стержневой целью призыва Пророков является не доказательство существования Аллаха, а исповедование веры в Единого Аллаха. Вера в Аллаха имеет глубокие корни в природе человека, всевозможные отклонения от религии единобожия происходят при практическом внедрении; здесь то чаще всего человек сбивается с пути истины и обращается к истуканам или к тем материальным предметам, которые по их убеждению могут заменить Аллаха. Потому то, пророки старались направлять людей на поиски правильного пути внедрения этого, врожденного стремления к Богу. _____________ Эпоха Имама Садига - да будет над ним мир! -характерна жаркими спорами вокруг вопроса о сущности Творца Всевышнего и Его атрибутах, что вынудило некоего Муфаддала вести с Имамом долгий спор по этому вопросу. В споре в частности, говорилось о формировании зародыша в утробе матери, где его нельзя ни увидеть, ни коснуться рукой, обретении им определенной формы и развитии человека со всеми органами тела, его появлении в свет и всего жизненного пути до смерти. Муфаддал сказал Имаму Садигу -да будет над ним мир!; "Учитель, некоторые люди воображают, что порядок и точность, которые мы видим в мире, это работа природы". Имам - да будет мир над ним'-ответил: "Спросите их, выполняет ли природа все свои точно подсчитанные функции в соответствии с знанием, умом и силами?" Если они говорят, что природа наделена значением и силой, что помешает им утверждать внешнюю божественную сущность и признать существование того высшего принципа? Если с другой стороны, они говорят, что природа осуществляет свои функции регулярно и правильно без знания и воли, то тогда следует, что эти мудрые функции и точно, хорошо рассчитанные законы являются трудом всезнающего и мудрого создателя. То, что они называют природой, на деле является законом и обыкыовением, предназначенными рукой божественной силы для управления созданием" (Бихар ал-анвар т.3, с.68.) Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.