Перейти к содержимому

Джаз и расизм: Нью-Орлеан 1960-ых


Garlem

Recommended Posts

Прекрасный джаз и ужасный расизм: Нью-Орлеан середины 1960-х глазами бакинца

new-orleans-1960s-2.jpg
 

Заслуженный журналист Азербайджана Азад Шарифов (1930-2009) за свою карьеру успел поработать в газете «Молодежь Азербайджана», «Физкультурник Азербайджана».

Шарифов также работал в Москве в ЦК ВЛКСМ в секторе печати, затем заместителем главного редактора журнала «Вокруг света». Был корреспондентом газеты «Известия» по Турции, Ирану и Афганистану. В 1969 году А.Шарифов стал заведующим отделом культуры ЦК КП Азербайджана. Он также занимал должность директора «Азеринформ».

В 1965 г. Шарифов в числе группы из 26-ти советских журналистов, полетел в США, где посетил несколько американских городов. Позднее он опубликовал свои впечатления о поездке в книге. В США он провел три недели.

 

Принимая во внимание, что это были 1960-е гг., Шарифов так описывал чего он ждал от поездки: «Мы просто хотели понять страну, где созданы чудеса технической мысли и чьи парни, не переставая жевать резинку, расстреливают из автоматов вьетнамских детей, женщин и стариков. Мы хотели понять страну, давшую человечеству Марка Твена, Хемингуэя, Драйзера, Чарли Чаплина. Мы хотели увидеть и услышать Америку, представитель которой спокойно, одним движением руки послал огненный смерч на Хиросиму. Мы пересекали океан с надеждой понять, как живет и о чем думает простой американский народ…»

Помимо Нью-Йорка и Вашингтона, Шарифов побывал и на юге — в столице штата Луизиана, в городе Нью-Орлеане. По словам журналиста, их группа была первой из СССР, которой удалось прорваться в южные штаты Америки.

I'm white nigger © Eminem

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Первое впечатление от города было слегка ошеломляющим, как рассказывал Шарифов: «Нью-Орлеан встречает нас теплой погодой и «маленькими заварушками». У въезда в город, на шоссе два перевернутых автомобиля, куча полицейских машин и санитарных карет. Тут же рядом неубранные трупы. Очередная катастрофа. Подъехав к гостинице застали другую толпу, которую разгоняют полицейские, — одних вносят на носилках в санитарную машину, других вталкивают в полицейскую. Поневоле переглядываемся. Ничего не скажешь, — веселый город!».

Неподалеку от гостиницы где расселили советских журналистов стояла бронзовая фигура на вздыбленном коне — памятник предводителю Южан в годы Гражданской войны Севера и Юга генералу Ли.

На следующее утро журналистов усадили в автобус. Шофер, он же гид, приняв их за французов, расхваливал прелести дороги, которая носила имя генерала Де Голля.

 

«Есть здесь и аллеи Елисейских полей и вообще так много французских имен, что нам иногда казалось, будто мы находимся во Франции,» — вспоминал Шарифов.

Когда автобус ехал по центру города, журналист отмечал тянущиеся справа французские кварталы, слева — испанские. Шарифов рассказывал, что сначала Нью-Орлеан был испанским городом, затем его завоевали французы. Он также упоминал, что почти на каждой улице, помимо табличек с названием, висели еще таблички, на которых по-испански было написано название этой улицы во время испанского владычества.

 

Не будем забывать, что шел 1965 год, на юге США. Напомнили об этом и Шарифову и его группе.

«В самом центре города разрушенные и обугленные развалины негритянской церкви. Когда мы спросили об этом гида, он стал уверять нас, что церковь сгорела в результате удара молнии. Странно, рядом, к ней впритык «огонь» почему-то не тронул деревянные дома. Объяснение получилось до смешного неуклюжим. Видимо, понял это и сам водитель. Чтобы прервать неприятный разговор, он на полную мощность включил радио.»

Из истории американской культуры журналисты знали, что Нью-Орлеан является родиной джаза. Вскоре им предстояло убедиться в этом самим.

I'm white nigger © Eminem

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Шарифов вспоминал: «Как-то вечером мы попали на концерт знаменитого негритянского джаза — «Прекрасная Мери». Предполагалось, что концерт состоится в каком-нибудь зале или кинотеатре. Вместо этого, нас завели в какую-то подворотню, а оттуда в большую комнату с облезлыми обоя-ми. Никакой эстрады не было. Небольшой оркестр, который состоял из пожилых негров, сидел на табуретках. Костюм музыкантов был очень далек от элегантности концертных фраков. Исключительно белые зрители сидели на простых скамейках. Я обратил внимание на солидную пару в первом ряду — пожилую леди в дорогом манто и американца с крупными перстнями нн пальцах. Они с удовольствием слушали музыку, иногда подпевали, или хлопали в такт. Чувствовалось, что здесь они не впервые. Да и другие зрители восторженно приветствовали каждую песенку, заказывали свои любимые.»

new-orleans-1960s.jpg

И далее: «Оркестр был действительно талантливым. Музыканты играли без нот и мы вскоре убедились, что перед нами прекрасные исполнители-импровизаторы. Каждый из них был солистом-виртуозом. Удивительной была и сама обстановка. Вновь входившие зрители запросто подходили к музыкантам, хлопали их по плечу, расспрашивали о делах, а потом садились прямо на пол. Это был вечер чудесных негритянских блюзов, танцев и песен.»

От расизма к тому времени на юге в США еще не избавились и Шарифов рассказывал некоторые случаи из недавнего прошлого — все из которых закончились трагически.

I'm white nigger © Eminem

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Секретные клубы Нового Орлеана по рассказам бакинца-журналиста (1965 г.)

new-orlean-blaine-kern.jpg
 

Заслуженный журналист Азербайджана Азад Шарифов (1930-2009) за свою карьеру успел поработать в газете «Молодежь Азербайджана», «Физкультурник Азербайджана».

Шарифов также работал в Москве в ЦК ВЛКСМ в секторе печати, затем заместителем главного редактора журнала «Вокруг света». Был корреспондентом газеты «Известия» по Турции, Ирану и Афганистану. В 1969 году А.Шарифов стал заведующим отделом культуры ЦК КП Азербайджана. Он также занимал должность директора «Азеринформ».

В 1965 г. Шарифов в числе группы из 26-ти советских журналистов, полетел в США, где посетил несколько американских городов. Позднее он опубликовал свои впечатления о поездке в книге.

Одним из городов, куда повезли советских журналистов, включая Шарифов, был Новый Орлеан. Там Шарифов набрался впечатлений, о чем в последствии и рассказывал. Например, он вспоминал, как их американские коллеги позвали приезжих журналистов на застекленную крышу небоскреба Международного торгового центра, который недавно был построен на самом берегу Миссисипи.

 

«Среди присутствующих — Кристофер Осакве — профессор права местного университета. Когда-то в знак демонстрации своего рабского происхождения он сменил — американское имя на африканское. На самом деле Осакве бесконечно далек и от африканских корней и от судьбы своего негритянского народа в сегодняшней Америке. Это богатый юрист с доходной практикой. Из тех, кого простой негритянский люд недобро зовет «черными буржуями». По какой-то программе студенческого обмена Осакве, кстати, учился в Советском Союзе, неплохо говорит по-русски. Знание советского Уголовного кодекса помогает ему до сих пор», — рассказывал Шарифов.

По его словам, Осакве делился с советской делегацией, как местные органы использовали его знание русского языка: «Бывает, звонят вдруг из Москвы, из нашего американского посольства… Выручай, говорят, опять советские таможенники задержали американца: хотел ввезти контрабанду — 300 пар джинсов, что ему по советским законам полагается? Я консультирую…»

Шарифов также рассказывал о своем знакомстве с Робертом Дэйем, дипломатом, которого перевели в Новый Орлеан из Вашингтона. Речь зашла о карнавалах в Новом Орлеане.

«… Говорим о сегодняшнем карнавале, об исторических традициях самого праздника. Начал было интересоваться социальной ролью тех самых таинственных карнавальных клубов, как на моих глазах вдруг происходит нечто вроде стычки между собеседниками, и как раз на тему. — Не люблю Новый Орлеан! — вдруг взрывается Роберт Дэй. — Его общество закрытое, закупоренное, как барабан. Вот уже год я здесь, а никуда не вхож, ни с кем не знаком… — А где поселились? — как бы невзначай спрашивает Осакве. Дей называет окраину. Юрист, который сам недавно перебрался в престижный район около университета, недобро улыбается. Понятно, что говорит эта улыбка: Дорогой мой, вы хоть и дипломат, государственный чиновник, из столицы, на чековой книжке у вас, видно, не густо. Не того круга вы, дорогой мой, не того клуба…», — пишет Шарифов.

 
new-orlean-mardi-gra.jpg Фото: Д.Гринберг/Universal Images Group via Getty Images)

Осакве перечислил четыре этих главных клуба — «Камус» создан в 1857 году, «Рекс» — в 1872-м, «Момус» — тоже в 1872 году, а год рождения «Протеуса» — 1882-й. Сам он не в каком клубе не состоял, потому что черным входа в эти клубы не было, отмечал Шарифов.

«Всего карнавальных клубов, именуемых здесь по традиции «Криу», около полусотни. Это узкие, с секретным членством организации, только для белых и только для мужчин. Весьма напоминают масонские ложи. Именно они во многом управляют всей политической и деловой жизнью города. Именно здесь сосредоточены богатство и реальная власть», — отмечал Шарифов.

И далее: «В сущности, — признает один местный журнал в разделе, красноречиво озаглавленном «Связи» — полный доступ в новоорлеанские деловые круги обусловлен главным образом членством в соответствующем «Криу». Сведущий еженедельник «Ю.С. ньюс энд Уорлд репорт» еще более категоричен: Членство сына или зятя в клубе — такая же святыня, передаваемая по наследству, как и место на нью-йоркской фондовой бирже».

 

Как рассказывал Шарифов, «у чернокожих новоорлеанских богатеев тоже есть свой «Криу», где нашел себе место уже упомянутый Кристофер Осакве. Разовый вступительный взнос — 1000 долларов, а затем каждый год еще 500.

Роберт Дей показал Шарифову с высоты небоскреба четырнадцать огромных ангаров, вроде самолетных.

«— Империя Блейна Керна. Карнавальная империя… — поясняет Дей. Выясняется, что помимо традиционных празднеств, «Марди гра» — грандиозный бизнес, на котором его воротилы пожинают ежегодно свыше 25 миллионов долларов. Блейн Керн — один из них. В ангарах у реки он держит примерно четыре сотни карнавальных платформ и бесчисленное множество маскарадных костюмов. Он же чеканит грошовые «золотые» дублоны, приносящие еще 2 миллиона. Но главное даже не в этом. Как ни выгоден устроителям сам праздник, ему цены нет как «магниту», притягивающему в Новый Орлеан нескончаемую лавину туристов. Международный туризм — вторая по доходам «профессия» города», — писал Шарифов позднее.

I'm white nigger © Eminem

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...